Архив Пн Благовещенский кафедральный собор г. Воронежа 18 сентября 2011 г. 00:30 Первый храм, построенный в Воронеже, был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал кафедральным собором. На подворье кафедрального собора располагалась с 1682 года резиденция правящих архиереев, а с 1745 до 1822 года и учрежденная епископом Феофилактом Воронежская духовная семинария. После кончины в 1703 году святителя Митрофана его честные останки были погребены в кафедральном соборе. Во время реконструкции храма святые мощи первого воронежского архипастыря были обретены, годом позже, в 1832 году, епископ Митрофан был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Инициатором канонизации святителя Митрофана стал святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский. В 1834 году он предложил учредить при Благовещенском соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, с сохранением в нем места пребывания правящего архиерея Воронежской епархии. Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года. Кафедральным собором стал Свято-Троицкий, а Благовещенский остался важнейшим центром духовной жизни города и епархии. В 1919 году монастырь был закрыт, в 1922 году Благовещенский собор стал обновленческим. В 1929 году собор был закрыт, мощи святителя Митрофана были переданы в Воронежский краеведческий музей. Во время Великой Отечественной войны храм был практически полностью уничтожен. Окончательно его снесли в 50-е годы XX века. Сейчас на месте собора и монастыря находится главный корпус Воронежского государственного университета. В 1989 году честные мощи первого епископа Воронежской епархии были возвращены Церкви и 16-17 сентября перенесены в Покровский собор Воронежа. Постановлением исполнительного комитета администрации города Воронежа от 7 августа 1998 года 536 Воронежскому епархиальному управлению был выделен земельный участок в Первомайском сквере по проспекту Революции, где началось строительство нового Благовещенского собора.

http://patriarchia.ru/db/text/1626220.ht...

Бежецк. Благовещенский женский монастырь. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1879. Ссылки:   Адрес: Тверская обл., г. Бежецк, ул. Льва Толстого Координаты: 57.78871, 36.69462 Проезд:На территории монастыря находится городская поликлиника Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Благовещенский женский монастырь был основан как община в 1869г. на участке, пожертвованном бежецким купцом И.М. Неворотиным. Первое кирпичное здание монастыря – настоятельский корпус с домовой церковью Косьмы и Домиана – построено в 1878 г. В 1884-1889 гг. был построен Благовещенский собор, в 1885 г. монастырь был обнесен кирпичной оградой с угловыми башнями и надвратной колокольней на средства действительного статского советника М.Г. Петрова.  После революции монастырь был закрыт, Благовещенский собор и колокольню разрушили, снесли пятиглавие домовой церкви. До наших дней сохранились четыре корпуса, расположенные по периметру: настоятельский, северный, северо-восточный и юго-восточный, а также угловые башни ограды. В настоятельском корпусе расположена поликлиника, на месте собора построена новая больница.  В 1994 г. Благовещенский монастырь был возрожден, ему выделили участок Крестовоздвиженского собора. Благовещенский монастырь, общежительный, в городе Бежецке. Основан в 1879 году из существовавшей с 1868 года женской общины. Новый соборный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы освящен в 1895 году. При монастыре двухклассная школа и иконописная мастерская. Монастырь имеет подворье с церковью в Санкт-Петербурге. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Церковь Митрофана, епископа Воронежского , в Благовещенском монастыре. Первый храм общины, домовая церковь, устроенная в 2-этажном деревянном доме на средства купца М. Крюкова. Здание сломано не позже сер. ХХ в. Церковь Космы и Дамиана в Благовещенском монастыре . Церковь в восточной половине двухэтажного кирпичного настоятельского корпуса, стоящего в линии южной ограды монастыря. Была увенчана пятью небольшими главками с шатриками. Придел Тихвинский. Закрыта не позже 1920-х гг., венчание сломано, внутри перепланирована, используется городской поликлиникой.

http://sobory.ru/article/?object=10440

Москва. Кремль. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский Собор Московского Кремля Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Ныне существующий Благовещенский собор почти полтора столетия служил домовой церковью московских великих князей и царей. Он был частью великокняжеского дворца и соединялся ступенчатым переходом с его парадными и жилыми покоями. Обычное название Благовещенского собора в документах XVI - XVII веков – на " Государевом дворе " , " на сенях " , то есть при входе во дворец. Собор предназначался для церемоний семейного характера. Протопоп Благовещенского собора был, как правило, духовником великого князя и хранителем Государевой печати. Домовый храм традиционно был и местом хранения великокняжеской и царской казны. Северное крыльцо и северо-западная галерея, вероятно, с середины XVI века часто использовались для торжественных входов во дворец во время церемонии венчания на царство, встречи иностранных послов, шествий в праздник Входа в Иерусалим, в Великую Пятницу накануне Пасхи и т.д. С 1993 года на престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля (25 марта по ст.ст.) в соборе совершает богослужение патриарх Московский Алексий II. По материалам www.kremlin.ru Юго-западный угол Соборной площади замыкает живописный по силуэту девятиглавый Благовещенский собор. Небольшой, но вместе с тем величественный и монументальный, он как бы вписывается в стройную, узкую пирамиду с вершиной, сверкающей золотом куполов. Если Успенский собор являлся главным храмом княжества, а потом государства, храмом, где в торжественной обстановке проходили все важнейшие политические и духовные церемонии, то небольшой Благовещенский собор, примостившийся неподалеку от дворца московских правителей, очень скоро стал их непосредственным домовым храмом. Вот почему вся история его переделок и перестроек есть следствие исторического процесса возвышения Москвы, роста ее богатства и могущества. В конце XIII-haчaлe XIV века, когда Москва была еще небольшим княжеством, только-только обретшим самостоятельность, на месте Благовещенского собора стояла, видимо, деревянная церковь на каменном основании. В конце XIV столетия, когда Москва уже стала великим княжеством, на месте первоначального собора возводится новый, белокаменный одноапсидный храм с подклетом, где, вероятно, хранилась государева казна. (Благовещенский собор - старейший из известных нам храмов на подклете, получивших впоследствии довольно широкое распространение.) Великий князь Иван III, принявший титул " государя всея Руси " , перестраивает Московский Кремль. Заново возводится в 1484 году и Благовещенский собор. Но если стены и башни Кремля, Успенский собори дворцовые хоромы поручено строить итальянским мастерам, то свою домовую церковь государь велит возводить русским зодчим из Пскова. А для разросшейся государевой казны у восточной стороны храма соорудили специальное двухэтажное хранилище - Казенный двор.

http://sobory.ru/article/?object=03383

Керженский Благовещенский монастырь, урочище. Керженский Благовещенский единоверческий монастырь. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:не позже 1868. Год утраты:приблизительно 1935 (разобран на кирпич) Адрес: Нижегородская область, Семёновский городской округ, урочище Керженский Благовещенский монастырь Изменить описание Добавить фотографии Добавить статью В 1850 году был образован Благовещенский Керженский единоверческий монастырь, третьего (низшего) класса. Располагался он на месте и в зданиях прежнего Керженского скита, в 60 верстах от Нижнего Новгорода, в 24 верстах от уездного города Семенова, в 8 верстах от Хахал. Часть бывшей братии также приняла единоверие и осталась в скиту, но большая часть разбрелась по другим старообрядческим скитам. В конце августа 1852 года пожар охватил бывшие скитские постройки. В огне сгорели все 10 келий и другие строения. Во время пожара удалось спасти чудотворную икону Казанской Богородицы, особо почитаемую старообрядцами. Фактически монастырь предстояло восстанавливать заново. Решено было начать строительство с двух церквей: каменной (зимней) соборной церкви Святой Троицы и деревянной (летней) Благовещенской. Руководил воздвижением монастыря из пепла ставший в 1861 году его настоятелем отец Тарасий – тот самый. Обе главные церкви возвели к 1868 году. Всего за пять лет над Керженцем встала красавица Троицкая церковь: красного кирпича, с высокой колокольней, она служила ориентиром для всех проплывающих по реке... В годы революции и Гражданской войны и без того бедственное положение Керженского монастыря еще ухудшилось. Монашки разбрелись кто куда, однако каменная Троицкая церковь продолжала действовать. В ней служили службы, на которые собирались верующие с окрестных сел и деревень. Закрыта была церковь вместе со всеми церквями в уезде по указанию «свыше» во второй половине 1930-х годов. В 1945-46 годах в монастырских строениях размещалась колония малолетних преступников. Колонисты разрыли все церковные подвалы и монастырские могилы в поисках креста, по преданию, оставленного в монастыре последним священником.

http://sobory.ru/article/?object=58063

- СПб. 1890. Православные русские обители. Полное иллюстрированное описание всех православных русских монастырей в Российской империи и на Афоне. - СПб. 1910.  Сергий (Василевский). Высокопреосвященный Антоний (Амфитеатров), архиепископ Казанский и Свияжский.- Казань. 1885. Яблоков А.П. Город Свияжск Казанской губернии и его святыни (Историко-археологический очерк). - Казань. 1907. Яблоков А.П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани. - Казань. 1909. С. 3-40. Достойны памяти потомков (городские головы Казани 1767-1917). Сборник документов и материалов.- Казань. 2002. - П. Заринский (1831-1881) Очерки Древней Казани " (1877). Согласно указу Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева от 13 ноября 1995 и постановлению Правительства республики от 19 декабря 1995, Благовещенский собор стал частью Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль». С 1995 в соборе велись реставрационные работы. 19 июля 2005 он был вновь освящён архиепископом Казанским Анастасием. 21 июля 2005 торжества в честь 450-летия Казанской епархии в отреставрированном храме возглавил Патриарх Алексий II. Освящение Благовещенского собора Казанского кремля 19.07.2005 г.//На сайте Казанской епархии Литература: Яблоков А.П. Кафедральный Благовещенский собор в г. Казани. - Казань, 1909 Ключевская Е., Саттарова Л. Наследие великих мастеров//Дизайн и Новая Архитектура : журнал. — Казань: Фонд развития архитектуры, 2005. — 20. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. – Казань, 1895. Пинегин М.Н. Казань в её прошлом и настоящем. – СПб., 1890. Фехнер М.В. Великие Булгары. Казань. Свияжск. – М., 1978.  Благовещенский собор Казанского кремля на сайте Казанской епархии А.М. Елдашев. Благовещенский собор истточник: http://adamovka.ru/sobor/?id=20 Благовещенский собор производит противоречивое впечатление. Если не знать истории его перестроек и реконструкций и тех причин, которыми они были вызваны, то нелестные оценки деятельности позднейших авторов храма сами просятся на язык - да, собственно, такие оценки сплошь и рядом встречаются в литературе второй половины XIX века. Здание кажется непропорциональным и перегруженным, нелепо вытянувшимся с востока на запад - с как бы оттопыренными приделами. Очень трудно в наши дни определить его прототип - чтобы вспомнить об Успенском соборе Московского Кремля, нужно зайти внутрь, в основной четверик с массивными круглыми столпами, или рассматривать собор со стороны алтарных апсид, где древняя кладка и структура восточной стены многое объясняет и с ходу погружает в атмосферу полутысячелетней давности. Впрочем, оправдать поздние перестройки проще простого. Уже в конце XVIII века кафедральный собор перестал вмещать всех желающих; исполнять роль центрального храма крупнейшей епархии ему стало затруднительно.

http://sobory.ru/article/?object=02525

Телефон : (843) 292-57-51 , (843) 292-36-36 Интернет-сайт : nks-km.ru Проезд : По пешеходной улице Баумана в сторону Кремля. Незадолго до конца улицы справа будет собор. На автомобиле — по улице Профсоюзная с односторонним движением, собор будет слева через 200 метров после перекрестка с улицей Чернышевского. На метро — до станции " Кремлевская " . Подробнее... Благовещенский собор Казанского кремля [ править править код ] Благовещенский собор Казанского кремля Благовещенский собор Казанского кремля является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры. Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, был основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного. Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. 28 июля 1555 года, когда в Казань прибыл первый архиерей новоучрежденной Казанской епархии – архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (Руготин), Благовещенский собор стал храмом святительской кафедры. Адрес : Республика Татарстан, г. Казань, Кремль, стр. 2. Телефон : (843) 567-80-31 , 567-80-79. Подробнее... Петропавловский собор [ править править код ] Петропавловский собор Петропавловский собор, безусловно, является ценнейшим архитектурным памятником, и одним из духовных символов Казани. Построенный на возвышенном месте, красивый и величественный, собор отличается уникальным убранством. Композиция храма и колокольни выполнена в стиле так называемого Русского или «Нарышкинского» барокко, распространенного в России в конце 17,- первой половине 18 века. Неповторимый облик собору придает, в первую очередь, декор, обилие сохранившихся до наших дней фасадных деталей и их яркая раскраска. Возможно, храм строили малороссы, но Петропавловский собор не является простой механической копией какого-то стиля, многое в его облике уникально, и является плодом внестилевых пристрастий. Адрес : Республика Татарстан, г. Казань, ул. Мусы Джалиля, д. 21.

http://azbyka.ru/palomnik/Казань

Богородицы и в Великую Пятницу, а иногда и в другие дни. Так, царь Алексей Михайлович, после венчания своего на царство 28 сентября 1645 г., из Успенского собора сперва заходил в Архангельский собор, а затем в Благовещенский 105 . Царь Федор Алексеевич, после своего венчания на царство, 18 июня 1676 г. также из Успенского собора сперва шел в Архангельский собор, а затем в Благовещенский, причем, «при входе его сюда и по выходе, у дверей, осыпал его золотыми три раза Касимовский царевич Василий Аросланович, а мису держал Алексей Лихачев. А возвращался государь из соборной церкви Благовещения чрез паперть ея на красное и на постельничие крыльцо, мимо грановитой палаты, вверх в свои хоромы» 106 . Обыковенно, в таких случаях, при входе государя в храм, его встречал духовник – протопоп Благовещенского Собора – с крестом и св. водою, при чем диакон говорил ектению: помилуй нас Боже 107 . В день новолетия, «к действию многолетнего здоровия», которое совершалось на соборной площади в Кремле, государь, сопровождаемый боярами, шел обыкновенно из дворца по Благовещенской паперти, при чем предварительно заходил в Благовещенский собор, где и ожидал времени, когда наступит шествие патриарха 108 . По окончании действия, государь приложившись ко кресту и приняв благословение у патриарха, нередко снова заходил в Благовещенский собор, и здесь слушал литургию. Так царь М. Ф. был здесь за службою в этот день с 1637–44 г. ежегодно, за исключением лишь 1642 г., и Алексей Мих. в 1647, 48, 59, 60 и 1662 г. 109 В неделю сыропустную, обыкновенно после вечерни, государи шествовали в Успенский собор и Вознесенский монастырь и оттуда – в соборы Архангельский и Благовещенский, в которых и прощались, «у св. мощей и гробов своих родителей» 110 . В первый день Пасхи, после утрени, которую государи, за исключением случаев болезни, всегда слушали в Успенском соборе, они шли в Архангельский и затем в Благовещенский собор, прикладывались здесь к иконам и св. мощам и христосовались со своим духовником в уста, а ключаря и весь собор жаловали к руке и яицами, а из собора шли на «верх» и слушали литургию в одной из верховых церквей, или же – в Успенском соборе 111 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Галич. Храмовый комплекс. Соборы Благовещения Пресвятой Богородицы и Спаса Преображения. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Между 1744 и 1815. Адрес: Костромская область, г. Галич, ул. Свободы, 14 Координаты: 58.377709, 42.345824 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Комплекс, состоящий из двух церквей расположен на одной из центральных улиц города. Оба здания – холодный Преображенский и теплый Благовещенский соборы (последний стоит в нескольких метрах севернее) – обращены к улице западными фасадами. В дореволюционной историко-архитектурной литературе имеются сведения о существовании на этом мете в глубокой древности монастыря с деревянной Преображенской церковью, замененной впоследствии каменным собором того же посвящения. В 1609 г. монастырь был сожжен отрядом полковника А.Лисовского и с тех пор не восстанавливался, а его соборная церковь обращена в приходскую. В 1774 г. при попечение епископа Костромского и Галичского Симеона II рядом с ней в нескольких метрах южнее был выстроен существующий ныне новый Преображенский собор. Старая же церковь была разобрана за ветхостью в нач. 19 в. В 1808-15 гг. на ее месте по заказу бывшего городничего Галича А.А.Левшина был возведен Благовещенский собор. Тогда же территорию вокруг обоих храмов обнесли кирпичной оградой, в линии которой с западной стороны от Преображенского собора располагалась колокольня. В настоящее время оба здания, несмотря на утрату завершений и поздние пристройки, продолжают оставаться заметными архитектурными доминантами в застройке ул. Свободы. Особенно активную роль играет вынесенный на красную линию улицы Благовещенский собор, выделяющийся монументальными пропорциями объема. Комплекс, состоящий из двух церквей, расположен на одной из центральных улиц города. Оба здания — холодный Преображенский и теплый Благовещенский соборы (последний стоит в нескольких метрах севернее) — обращены к улице западными фасадами. В дореволюционной историко-археологической литературе имеются сведения о существовании на этом месте в глубокой древности монастыря с деревянной Преображенской церковью, замененной впоследствии каменным собором того же посвящения. В 1609 г. монастырь был сожжен отрядом полковника А. Лисовского и с тех пор не восстанавливался, а его соборная церковь обращена в приходскую. В 1774 г. попечением епископа Костромского и Галичского Симона II рядом с ней в нескольких метрах южнее был выстроен существующий ныне новый Преображенский собор. Старая же церковь была разобрана за ветхостью в нач. XIX в. В 1808-1815 гг. на ее месте по заказу бывшего городничего Галича А.А. Левшина был возведен Благовещенский собор. Тогда же территорию вокруг обоих храмов обнесли кирпичной оградой, в линии которой с западной стороны от Преображенского собора располагалась колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=53985

Замечательными храмами украсилась новая столица русского государства – Москва. Древнейшим храмом в Москве была церковь Спаса на Бору, построенная основателем Московского княжества Даниилом Александровичем. При Иоанне Даниловиче Калите выстроены были соборы Успенский и Архангельский, а при Василии Димитриевиче, Благовещенский. Успенский собор, заложенный святителем Петром и оконченный после его кончины, в XV веке пришёл в такую ветхость, что своды его поддерживались деревянными подпорами, а один из приделов совсем разрушился. В 1492 году, при митрополите Филиппе I и великом князе Иоанне III, Успенский собор был разобран и заложен новый обширнее прежнего, по образцу храма Успения во Владимире. Новый собор был доведён до сводов, но по неопытности строивших его русских мастеров обрушился. Тогда великий князь Иоанн вызвал из Венеции замечательного итальянского зодчего Фиоравенти, прозванного за своё искусство Аристотелем. Этот Аристотель разрушил павший храм до основания, приступил к построению нового, и чрез пять лет в Москве явилась церковь соборная чудная, какой прежде не было на Руси, кроме Владимирской. 12-го августа 1479 года новый собор был торжественно освящён митрополитом Геронтием и в него перенесены были мощи святых митрополитов. При Иоанне III были разобраны и сооружены вновь три древние храма: собор Архангельский и церковь св. Иоанна Лествичника , построенные Иоанном Даниловичем Калитой (1332 и 1328 г.) собор Благовещенский, основанный в 1397 г. Собор Архангельский и церковь св. Иоанна были перестроены иностранными мастерами (15051508 г.) а собор Благовещенский псковскими мастерами (14841489 г.) При Василии III собор Успенский и Благовещенский были великолепно расписаны. Царь Иван Васильевич Грозный в память покорения Казани основал церковь Покрова Пресвятой Богородицы 83 . Эта церковь своим особенным устройством представляет замечательную и единственную церковь в России. Она сосредоточивает в себе несколько небольших церквей, составляющих одно величественное здание собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Воронеж. Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Благовещению Пресвятой Богородицы был посвящен из первых храмов на воронежской земле. Время его основания разные исследователи указывают различное. По мнению митрополита Киевского Евгения (Болховитинова), он был основан в 1620 году. Прот. Стефан Зверев, архиепископ Димитрий (Самбикин) и известный иследователь Н.И. Поликарпов считали, что он был построен почти одновременно с основанием города Воронежа в 1586 году. Первый Благовещенский храм был деревянный, много раз становился жертвой нередких пожаров, перестраивался и даже менял место своего расположения. В 1682 году при первом епископе Воронежском святителе Митрофане Благовещенский храм стал Кафедральным Собором. 19 апреля 1684 г. в ответ на ходатайство святителя Митрофана Святейший патриарх Московский и всея Руси Иоаким благословил возведение каменного соборного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, который и был построен в 1690 году. На подворье Кафедрального Собора располагалась с 1682 года резиденция Правящих Архиеерев, а с 1745 до 1822 года и учрежденная епископом Феофилактом Воронежская Духовная Семинария. После кончины в 1703 году святителя Митрофана его честные останки были погребены в Кафедральном Соборе. Во время реконструкции храма святые мощи первого воронежского Архипастыря были обретены, годом позже великий покровитель нашей земли был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви. Инициатором канонизации святителя Митрофана стал другой праведник и светильник Воронежской Церкви архиепископ Антоний (Смирницкий). В 1834 году он предложил учредить при Благовещенском Соборе Благовещенский Митрофанов монастырь, с сохранением в нем места пребывания главы Воронежской епархии. Торжественное открытие монастыря состоялось 1 сентября 1836 года, Кафедральным Собором стал Свято-Троицкий, а Благовещенский остался важнейшим центром духовной жизни города и епархии. После революции Благовещенский Собор и Митрофанов монастырь разделили судьбу многих и многих православных святынь. Вначале они был закрыты а в 1950-е годы окончательно разрушены. На месте Собора и монастыря ныне находится главный корпус Воронежского государственного университета.

http://sobory.ru/article/?object=03549

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010