Мы уже не раз говорили о том, что в последние годы при Папе Бенедикте XVI наметилось позитивное развитие в православно-католических отношениях. Это связано не с ходом официального богословского диалога между Православными Церквами и Римско-Католической Церковью, потому что как раз в официальном богословском диалоге, который сосредоточен на разделяющих нас вопросах, мы столкнулись с очень многими проблемами и трудностями, в особенности, когда стали обсуждать тему примата Римского епископа. Мы обнаружили очень серьезные и глубокие расхождения в понимании служения первого епископа во Вселенской Церкви не только между православными и католиками, но и внутри семьи Православных Церквей. Этот богословский диалог, который продолжается уже более 30 лет и, наверное, будет продолжаться еще очень долго, как мне представляется, не является главным полем для взаимодействия между православными и католиками. Основной сферой, где мы должны прилагать силы для совместного служения и совместного свидетельства, является как раз социальная проблематика,  проблематика защиты гонимых, преследуемых, защиты тех христиан, которые сегодня подвергаются гонениям в разных частях мира, прежде всего, на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а также в ряде традиционно католических стран. Это открывает очень широкое поле для взаимодействия и сотрудничества. Процессы, которые происходят в современной секулярной Европе, где одна страна за другой легализует однополые союзы и предоставляет право членам таких союзов усыновлять детей, свидетельствуют о настоятельной необходимости взаимодействия и сотрудничества между христианами, которые придерживаются традиционных нравственных ценностей. И здесь, безусловно, православные и католики являются союзниками. Поэтому хочется надеяться, что и при новом Папе эти союзнические отношения будут развиваться, что связи наши будут укрепляться, тем более, что Папа Франциск — это человек, который не однажды засвидетельствовал свою глубокую симпатию к Православной Церкви, свое желание тесного с ней контакта. В частности, будучи архиереем в Аргентине, он многократно посещал Благовещенский собор Русской Православной Церкви в Буэнос-Айресе и присутствовал там на богослужениях, оставался на трапезу для общения с архиереем, со священниками, мирянами. Когда в 2007 году у Русской Зарубежной Церкви возникли серьезные проблемы в Аргентине в связи с тем, что некоторые приходы ушли в раскол, кардинал Бергольо по собственной инициативе, без какой-либо просьбы со стороны Зарубежной Церкви, обратился к аргентинским властям, выступив в поддержку канонической позиции Русской Православной Зарубежной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/2840653.ht...

Например, у Трисмегиста: «Несозданна естества божественна рождения, не имеет ни начала ни конца». У Анахаренса: «Уныние есть пагуба человеком и всяческим, яже суть в них». У Менандра: «Прокалят всяк нелюбящий Бога. Иже не любит Создателя, да будет проклят». У Сократа: «Доброго «мужа никакое зло не постигнет. Душа наша бессмертна. По смерти, будет добрым награда, а злым наказание». У Платона: «Должно надеяться, что сам Бог ниспошлет небесного учителя и наставника «людям». У одного Плутарха: «Бога бойся первое, родителям повинуйся, иереи хвали». На хартии у другого изображения Плутарха читаем: «Страшный и ужаса исполненный прародителей в Едеме падеж, егда не послушати Бога». У Анаскарида: «Беду приемлет всяк выше испытуяй о Бозе, яко не подобает». У Стоика Зенона философа6 «Юности ниже зла, ниже добра». У Фукидида: «Пространные врата вводят...». При поновлении стенописи, некоторые изречения на хартиях искажены, как например у Птоломея. Так учение древнего любомудрия, начертанное в преддверии храма Божия, служило как бы предуготовлением для вступающих в святилище. Над западными и северными входными дверями извне каменные сени с узорочною резьбой утверждены на таких же столпах, расписанных разными красками с позолотою. Самые створчатые двери похожи на южные в Успенском соборе; они состоял, из железных полотен, покрытых листами красной меди, на коих по прозрачному лаку изображены растворенным золотом, в пяти рамах, на каждой половине: Благовещение Богоматери, таинственные и преобразовательные видения ветхозаветных Пророков о воплощении сына Божия от св. Девы Марии, потом Сивиллы с их изречениями и некоторые мудрецы Еллинского мира, выразившие в своих сочинениях истины, близкие к евангельскому учению, и тем самым открывшие себе доступ в преддверия дома Божия. Также здесь представляются: Ермий , Омир, Менандр, Деугин (Диоген?), Платон, Плутарх, Афродитиан, Еугоп. На медных же плащах у створов изображены Ростовские Святители. Над сенью северных дверей написаны лики праотцев Иосифа и Вениамина, Аристотель и Сивиллы с хартиями. На хартии у Стагирского мудреца читаем ответ Сераписова оракула Египетскому Царю Тулису, переданный нам Свидою: «Первее Бог, потом же слово, и дух с ним един». Πρτ Θες, μετπειτα λγος κα πνεμα συν αυτος. 13

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

А на Москве-де исстари за патриархом которые слободки были и в тех-де слободках жили патриаршии бобыли и патриаршего двора сторожи, повары, конюхи и мастеровые люди патриаршего ж двора; а ныне-де на Москве и около Москвы в слободах живут многие торговые промышленные люди и кабацкие откупщики. А в Нижнем-де Новгороде на посаде в одной Благовещенской слободе за патриархом торговых и ремесленных людей сверх писцовых книг больше шестисот человек, которые в той слободе сошлись из разных городов и поселились для своего промысла и легости. Да исстари-ж-де, до московского и после московского разорения, около Москвы, за Земляным городом, были животинные выпуски по всем дорогам, от города версты по три, и по четыре, и по пять, а в городах около посадов были животинные выпуски большие и в лес выезды по дрова; а ныне-де около Москвы в городах около посадов животинных выпусков не стало, потому, изъяли бояре и ближние люди и московские дворяне, и дьяки под загородные дворы и огороды, а монастыри и ямщики те животинные выпуски распахали в пашню и в леса-де выезда по дрова не стало. И великий государь пожаловал бы их гостей и торговых посадских людей всего московского государства; на Москве и около Москвы, и во всех городах, на посадах и около посадов в слободах никаким торговым и промышленным людям за патриархом и за властями, и за монастыри, и за бояре, и за ближними и думными и всяких служивых чинов людьми, быти не велел; а велел бы великий государь на Москве и около Москвы в слободах, и во всех городах на посадах и около посадов по слободам, всяким торговым и промышленным людям быть за собой великим государем в тягле и в слободах с ними вместе равно, чтоб-де никто в избыли не был и чтоб-де государским милосердным воззрением во всем народе мятеж и ссоры, и межусобия от той розни ни в чем не было, и опричь бы великого государя те торговые и промышленные люди ничьим именем не назывались, и животинные выпуски около Москвы и в городах около посадов и в леса для дров выезд указал бы великий государь устроить по-прежнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Чернышенко; полномочный представитель Президента РФ в Приволжском федеральном округе И.А. Комаров; председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по конституционному законодательству и государственному строительству А.А. Клишас; председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству С.А. Пахомов; глава Республики Мордовия А.А. Здунов; губернатор Нижегородской области Г.С. Никитин; депутат Государственной Думы ФС РФ А.А. Кавинов; министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области О.В. Петрова; министр культуры Нижегородской области Н.Е. Суханова; начальник Главного управления МЧС России по Нижегородской области генерал-лейтенант внутренней службы В.Г. Синьков; мэр Нижнего Новгорода Ю.В. Шалабаев; председатель городской Думы Нижнего Новгорода О.В. Лавричев; председатель Арзамасской городской Думы И.А. Плотичкин; глава местного самоуправления Дивеевского муниципального округа Нижегородской области С.А. Кучин; директор РФЯЦ-ВНИИЭФ В.Е. Костюков; директор АНО «Управляющая компания по развитию Саровско-Дивеевского кластера» И.С. Филиппов; заместитель генерального директора по развитию производственной системы государственной корпорации «Росатом» С.А. Обозов; старший вице-президент — финансовый директор ПАО «ГМК " Норильский никель " » С.Г. Малышев; вице-президент Российского союза ректоров, председатель Совета ректоров вузов Приволжского федерального округа и Нижегородской области, президент Нижегородского государственного университета имени Н.И. Лобачевского Р.Г. Стронгин; народный артист Российской Федерации A.M. Лиепа. Богослужебные песнопения исполнил хор Дивеевской обители под управлением монахини Елены (Цараховой). Патриаршее богослужение транслировалось на телеканалах «Союз» , «Спас» , ННТВ, ИА «Время Н» и на официальном портале Русской Православной Церкви Патриархия.ru. Также верующие могли наблюдать за богослужением на экране, установленном перед храмом. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление и прочел молитву преподобному Серафиму Саровскому у раки с его честными мощами.

http://patriarchia.ru/db/text/5970569.ht...

До штатов причт содержался, главным образом, доходами за требы. Руги, Петровщины и подобных сборов не было, кроме хлебов за молебны по домам. В Путилове этих хлебов собиралось по одному с дома, а в прочих деревнях – по три. Кроме того, давался хлеб и при поминовении усопших. Деньгами причт получает проценты с капиталов, положенных на поминовение. В 1867 году, этих капиталов было 4808 рублей. Средства содержания причта зависели от дохода крестьян, при добывании плиты. Это занятие, с годами становится менее выгодным, ибо места, богатые плитою, давно исчерпаны и теперь работают в местах более глубоких и более отдаленных от водяного сообщения. С 1843 года причту дается жалованье по 2 разряду. Священники получают по 200 р., диакон – 100, дьячок – 70, пономарь – 60 и просвирня – 30 рублей. Земли церковной имелось 43 дес. 70 саж. Из них пахотной – 33 дес. 363 квадр. саж., покосу с кустарником 6 дес. 2200 квадр. саж., под плитной ломкой, где плита уже выломана, 2 дес. 100 кв. саж., под проселочными дорогами – 1207 квадр. саж. Удобной земли 40 дес. 163 кв. саж. Из них на долю священника приходилось 12½ дес., диакону и причетникам по – 7½ дес. Земля эта отведена от общества путиловских мастеровых и находится в 200 саж. от церкви. В настоящее время причт пользуется, вместо земли, процентами с капитала, вырученного от продажи 85 41 дес. 70 кв. саж. Две десятины оставлены под огороды. Причт помещается в двух деревянных домах, из коих один, в 2 этажа, построен в 1850 году, а другой, в один этаж, в 1853 году. Приход граничит, с севера Ладожским озером и приходом села Назьи, с юга и востока – Лукинским приходом, с запада – Поречским приходом. Прихожане все русские. Они занимаются плитной ломкой; крестьяне нижней Шельдихи, сверх того, занимаются земледелием и рыбной ловлей. Всех прихожан, по клировым ведомостям 1883 г., мужского пола 2230, женского пола 2528. Прихожане, большею частью, грамотны. Школ в приходе было четыре: три в Путилове и одна – в нижней Шельдихе. Из школ в Путилове одна заведена священником Василием Ксеномонтановым, другая – священником Евфимием Семеновым и третья – дьячком Виктором Благовещенским. Все они пользовались пособием от родителей учеников. В 1874 г. основана в Путилове двухклассная мужская школа, с 2 параллельными отделениями и при ней – женская общественная школа; в школе учится 153 мальчика и 100 девочек.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

По договору 1682 г. размеры мгарского памятника должны быть следующими: длина 57 локтей (19 саж. или 40,7 м); ширина 37 локтей (12 саж. и 1 аршин, или 26,6 м); высота без креста – 63 локтя (21 сажень, или 44 м), при ширине фундаментов – 5 локтей (1,67 сажени, или 3,5 м) (Каманин И. Договоры на сооружение церквей в Малороссии в XVII в, Кпев, 1912, стр. 11). По данным обмеров с натуры ЦГРМ УССР в 1956-1957 г.г. длина, ширина и высота (в наибольших параметрах) соответственно – 40.6, 27, 36 м. Как видим, заданная длина и ширина здания практически совпадают с натурой, но по высоте Баптист отклонился на целых восемь метров. Очевидно, свести своды точно на заданной высоте не всегда удавалось. Если планы Троицкого Черниговского и Мгарского соборов почти одинаковы, то иное впечатление оставляет сравнение их интерьеров. В пропорциях интерьера Мгарского собора от принципа базиликальности по сути дела ничего не осталось. Боковые нефы малозаметны, тем более что они двухъярусные, а не трехъярусные, как в Черниговском соборе. Правый и левый приделы алтаря двухэтажные и, видимо, отсюда этот прием заимствован для устройства алтарной части в более позднем Нежинском Благовещенском соборе. Пропорциональное решение и общая композиция наружных объемов Троицкого и Мгарского соборов имеет много общего, за исключением количества куполов и их композиции. Надо заметить, что верхи всех черниговских памятников при большом разнообразии отличаются какой-то особой упругостью форм. Таковы купола Троицкого и Елецкого монастырей и других памятников. Этого нет в «полубанках по верху матиц» Мгарского собора. Фонарь с маковкой по верху основного купола довольно суховат. Зато в Мгарском соборе на всех фасадах, за исключением восточного, возведены живописные фронтоны, характерные не в меньшею степени и для гражданских зданий. Но самой главной достопримечательностью Мгарского собора являются его лепные украшения. Эта лепка носит барельефный характер. Лепные композиции даже внутри собора не связаны с религиозной тематикой) и выражают тему изобилия и плодородия. Лепные изображения крылатых фигур, несущих корзины с плодами и цветами, исполнены подчеркнуто реалистично. Эти украшения кажутся особенно выразительными потому, что они компонуются прямо на гладкой поверхности стены. От этого выигрывает также и выразительность плоскости, она кажется более монолитной.

http://sobory.ru/article/?object=17197

В среднем куполе — Отечество с ангелами, праотцами и евангелистами. Западную стену занимает огромная картина Страшного суда. Ее относят предположительно к XVI веку. В южном входе вместили врата, снятые Грозным в 1570 году из южного придела Софийского собора в Новгороде. Эти врата, по справедливому замечанию первого их описателя Н. М. Мурзакевича, особенно ценны в художественном отношении. Сходные с южными вратами Успенского собора и северными — Благовещенского в Московском Кремле, они превосходят их в исполнении. Шестьсот с лишним лет протекло со времени их создания, а изображения и теперь свежи и ясны. Ранние исследователи полагали, что они изготовлены устюжским мастером по заказу новгородского архиепископа Василия Калики. На дверях вверху над изображением Вседержителя и ниже имеется славянская надпись: «В лето 6844... индикт... д... исписаны двери сии повелением боголюбивого архиепископа новгородьского Василия, при благоверном князе Иване Даниловиче при посадничестве Федорове Даниловиче, при тысяцком Авраме». Первая новгородская летопись подтверждает, что «В лето 6844 (1335) боголюбивый архиепископ Василий у святыя Софьи двери медяны золочены устрой». Двери состоят из двух дубовых половин, обложенных снаружи пластинами из красной меди и расписанных по коричневому полю золотыми рисунками на библейские сюжеты. Техника исполнения ранее определялась как «дамасковая работа», когда в резное по меди изображение закатываются «заподлицо» тонкие полоски золота. В наше время Ф. Я. Мишуков доказал, что примененная в них техника не имеет ничего общего с «дамасковой работой», а представляет огневое золочение, при котором медную пластину сначала покрывали слоем лака, затем выскабливали рисунок, после чего пластину подогревали до почернения меди и очищали растворителями от окиси металла. На чистую поверхность пластины наносилась золотая амальгама. Ртуть, соединяясь с чистой поверхностью медной пластины, равномерно покрывала все процарапанные линии рисунка серебристым слоем. При вторичном нагреве пластины ртуть испарялась, а золото восстанавливалось и выступало ярким желтым цветом на черном фоне лака, накрепко соединяясь при этом с медью.

http://sobory.ru/article/?object=02082

Ответ на атрибуционный вопрос в буквальном смысле просматривается на чертеже западного фасада, выглядящем совершенно иначе. В правом нижнем углу не без труда можно различить подпись: «26 мая 1910 г. Архитектор А. Владовский». Эта информация подтвердилась с выходом в свет единственной и основательной монографии А. Ю. Пономарева, посвященной архитектору А. И. Владовскому, в которой опубликовано большое количество графики не самого известного сегодня мастера. В том числе там есть и фотокопия с проекта, хранящегося в РГИА, подписанная автором книги как «проект церкви в русском стиле». Проект представлен только южным фасадом, и это тот самый проект, который был у Пустошкина и публиковался в журнале «Свет истины». На чертеже есть аналогичная подпись: «26 мая 1910 г.» и автограф архитектора. Таким образом, проект оказался опубликованным, но не идентифицированным с существующей постройкой. Причем, воспроизведение авторской графики западного фасада можно видеть в журнале «Свет истины», так сказать, «из рук Пустошкина», а южного – в РГИА и монографии Пономарева. Итак, автор проекта Благовещенского собора – петербургский архитектор Александр Игнатьевич Владовский (1876-1950). Выпускник Академии художеств, ученик Л. Н. Бенуа, за свою долгую жизнь он проявил себя как мастер, легко работающий в разных стилях – от эклектичной неоготики и модерна до неоклассицизма и ар-деко. С 1908 г. Владовский занимал должность архитектора Кренгольмской мануфактуры близ Нарвы, и после 1917 г. оказался проживающим на территории независимой Эстонии. Умер в Таллине уже при советской власти, не прекращая работать до конца дней. Наиболее яркие его работы дореволюционного периода – доходный дом Товарищества по обустройству жилищ Санкт-Петербургского коммерческого училища (Малый просп. Петроградской стороны, 32, 1907-1909), ставший знаковым произведением петербургского модерна, и деревянные постройки усадьбы Ф. М. фон Крузе Песчанка на р. Оредеж при ст. Сиверской (1902), также в стиле модерн, с мотивами норвежского «драконьего стиля» (не сохранились).

http://sobory.ru/article/?object=08629

Монашество в течение всей древней истории было классом почитаемым, привилегированным, хорошо обеспеченным и сравнительно книжным; приходское духовенство – тяглое сословие, бесправное, задавленное нуждою и едва грамотное. И нет никакого сомнения в том, что гораздо больше обид со стороны детей духовных выпадало на долю духовников из многострадального приходского духовенства. Эта разница в положении двух классов духовников дает себя знать и в пастырской их деятельности: монашество, поставленное в лучшие условия, выдвинуло, как увидим, значительное количество духовников, выдающихся своею учительностью. Впрочем, в первый период церковной истории приходскому духовенству жилось значительно лучше, чем в последующее время, когда приходы были до крайности раздроблены, и класс духовенства разросся до необыкновенных размеров. Таким образом, разноречивые свидетельства о житейском положении древнерусского духовника относятся к разным классам их или касаются разного времени. По должности духовника древнерусский священник получал значительный доход и, может быть, духовные дети доставляли ему больше, чем прихожане. Древний проповедник, обличая духовенство в мздоимстве, в разных способах стяжания, употребляет такое выражение: «чужая грехы емы», т.е. дает знать, что главный источник богатства священников – сборы, с духовных детей 299 . В греческих правилах запрещалось духовнику искать с исповедующегося платы «словом или манием» потому что это неприлично духовному отцу и даже законопреступно 300 . Наш Стоглавый собор запретил вымогательство за таинства крещения, покаяния, причащения и за пострижение в иночество, но едва ли вооружался он против добровольной и определенной обычаем платы 301 . Московские цари в к. XVII ст. давали Благовещенскому протопопу за исповедь 100 рублей (па наши деньги около 1700) и сверх того сукно в 5 руб., да 50 ведер вина и 70 пудов соли; за причастие в к. XVI в. – «12 аршин бархату венедицкого гладкого, цена по рублю аршин, 13 аршин камки венедицкой червчатой, цена по 19 алтын и по 2 деньги аршин; да из Большого приходу 50 рублев денег», в общем, на 69 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

В 1888 г. губернатор А.Г. Булыгин выделил деньги на устройство сквера вокруг собора. Сквер обустраивался при непосредственном участии начальника Калужской полиции Е.И. Трояновского, который спланировал посадку деревьев и наметил дорожки. Под руководством полицмейстера в симметричном порядке были посажены молодые хвойные деревья, Соборная площадь была обнесена сквозной железной решеткой, а при четырех въездах на площадь поставлены чугунные фонари и скамейки. В память посещения Калуги в 1888 г. великим князем Владимиром Александровичем и его супругой, великой княгиней Марией Павловной, сквер был назван Владимирским. Закрытие собора В 1924 г. была создана комиссия из представителей советской власти, которой было поручено выяснить " возможность использования помещения собора в культурно-просветительских целях " . Эта комиссия провела осмотр здания и пришла к заключению, что его можно приспособить под Дом народных собраний, но для этого нужно было заставить прихожан добровольно отказаться от собора. В соответствующем акте было зафиксировано, что здание не имеет художественной ценности, а " в смысле архитектуры памятника ценность его заурядна " . Единственное, что заслуживало внимания и сохранения, по мнению комиссии, это " казаковский " иконостас, но и его, наряду с другими " предметами культа " , нужно было удалить из помещения. Власти стали действовать по продуманной схеме - поставили перед общиной верующих условия: в короткий срок провести необходимый ремонт, застраховать здание, взять обязательство отапливать здание, чтобы предотвратить его дальнейшее разрушение. Выполнить все эти условия бедной малочисленной общине, да еще в обстановке хозяйственной разрухи, было не по силам и средствам, и она официально отказалась от дальнейшего использования здания собора. Как выяснилось впоследствии, Горсовет и строительные организации тоже не смогли осуществить задуманное переоборудование. Поэтому начали с самого простого: сняли кресты и колокола, вынесли иконы, закрасили росписи на стенах и куполе, разобрали иконостас и вывезли его. Поскольку ни один из храмов Калуги не мог вместить иконостас с его грандиозными деталями, то они были сложены сначала в Благовещенском храме , куда была временно перемещена кафедра Калужских архиереев, затем в подвале Никитского храма и, наконец, по распоряжению Горсовета выброшены из подвала, так как там надо было хранить сено. Дальнейшая судьба иконостаса неизвестна.

http://drevo-info.ru/articles/3927.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010