144 Качалова И. Я., Маясова Н. А., Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля. М., 1990., Илл. 233–234. 150 Радзивилловская летопись. Владимирский лицевой летописный свод. XVb. ОР БАН. 34.5.30. Л. 216об. 156 Cbehцiцkuй I. Haцiohaльhый музей в 1911 роцi//Дiлo. 1912, 17 ciчhя. С. 2–3; он же. Iлюcmpobahuй проводник по Haцiohaльhiм музееви у Льbibi.Жobkba, 1913. С. 11. Ил. 6. 157 PelenskiJ. Halicz w dziejachs ztuki sredniowiecznej.Krakow, 1914.S. 41; Пастернак Я. Коротка apxeoлoriя зaxiдho-ykpaihcьkux земель//Бorocлobuiя. Т. Х. Льbib, 1932. Табл. XVII; он же. Княжий город Перемишль//Перемишль – зaxiдhuй бacmioh Ykpaihu. Нью-Йорк – Фiлaдeльфiя, 1961. С. 15. 158 Петегирич В. М. Значення Перемишля в ymbepждehhi християнства на nibдehho-зaxiдhux рубежах Kuibcьkoi Pyci в XI–XIII ст.//Poczatki sasiedztwa. Pogranicze etniczne polsko-rusko-slowackie w redniowieczu. Rzeszow, 1996. C. 127–131. Рис. 5. 159 Пуцко В. Чин воздвижения Креста в византийской живописи//Revue des etudes Sud-Est Européennes. T. XVI. Bucarest, 1978. C. 659–660; он же. Крыж Eyфpacihьhi Полацкай i yзьbiжaльhыя крыжы XII–XIIIcmcm.//Полацак (Kлiyлehд). 1992. 4 (14). С. 15–16. Кроме того, была написана статья «Надпись на бронзовом кресте из Яксманич», сданная в печать в сборник «Нумизматика и эпиграфика» в октябре 1977 г. и возвращенная 3 февраля 1991 г. «в связи с изменением условий издательской деятельности Института археологии АН СССР», вследствие чего прекратился выпуск этой серии. Работа не опубликована, и частично используется в тексте данной статьи. 160 См.: Рыбаков Б. А. Русские датированные надписи XI–XIVbb.//САИ. Вып. Е 1–44. М., 1964; Медынцева А. А. Грамотность в Древней Руси (По памятникам эпиграфики Х – первой половины XIII века). М., 2000. 162 Алексеев Л. В. Лазарь Богша – мастер-ювелир XII в.//Советская археология. 1957. 3. С. 224–244. 166 Примеры см.: Mundell Mango M. Silver from Early Byzantium. The Kaper Koraon and Related Treasures. Baltimore, 1986. 167 Frolov A. La Relique de la Vraie Croix. Recherches sur le Developpement d’un Culte. Paris, 1961; idem. Les Reliquires de la Vraie Croix, 1965.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Мы говорили доселе о внешней миссии. До настоящего времени Сибирь знала только о раскольниках, начиная со времени протопопа Аввакума, здесь появлявшихся. По местам, как, например, на юге Томской епархии, раскол поднимал и прежде голову, что заставило даже Алтайскую миссию присоединить к своим немалым трудам по обращению язычников и труды по борьбе с расколом. Но в другом месте – в Забайкалье, на Амуре, раскол был как бы локализован и не вызывал особых тревог. Сектантства Сибирь почти не знала. Не то теперь. Благовещенск и Омск, начало и конец русского переселения, становятся видными центрами молоканства и баптизма; огромное по численности переселенческое движение ежегодно несет в Сибирь новые и новые волны разнообразного сектантства из внутренней России – баптизм, молоканство, адвентизм и хлыстовщину; по линии железной дороги, начиная от Петропавловска и Омска и вплоть до Владивостока, поселяются отдельные семьи сектантов; являются они во множестве в нововозникающих русских поселках и в тех старожильческих, к которым приселены новоселы. Идет усиленная пропаганда сектантства. Мы можем указать несколько поселков и сплошь сектантских. В Омске ежегодно собираются сектантские съезды; в Благовещенске городская дума – молоканская. В Бель-Агаче удостоверена пропаганда сектантства представителями сельской власти; в том же Бель-Агаче организована раздача денег, идущих из-за границы, неофитам сектантства; в Омской епархии удостоверены случаи пропаганды на почве обмана православных путем надписей на видах для жительства: «евангелический проповедник», дающих основание пропагандистам говорить, что они действуют по указу и с разрешения Его Императорского Величества. Вероисповедная свобода оживила и раскол: собирался собор поморцев в Змеиногорском уезде; недавно зарегистрировано в Омской епархии отпадение 900 семей из православия в раскол; на юге епархии были случаи, когда старообрядцы препятствовали киргизам принимать крещение от православных священников, уверяя их, что православие – не истинное христианство. Даже католики, переселившиеся в Сибирь и на казенные средства строящие костелы, – и те пытаются вести пропаганду среди православных, на что имеются у нас неопровержимые доказательства в виде книг, распространяемых в православном населении, и в виде официально удостоверенных сведений полиции.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

Это очень плохо сказывалось и на жизни Синодального хора, и на жизни связанного с хором училища. Собственно, о самостоятельном значении синодальнойшколы можно говорить лишь со времени преобразования Синодального училища в 1868 г. До этого времени это училище состояло на положении частного училища для малолетних певчих. Одно время (в 1837 г) Синодальный хор настолько расстроился, что опасались даже его распада 741 . На место уволенного регента Птицына был приглашен вышедший из Придворной певческой капеллы вследствие потери голоса Г.С. Яновский (1841). яновский принес с собой вкус и стилистическое направление капеллы. Ибо что мог он еще принести из капеллы – в самый разгар крутых мероприятий Львова! С ним в репертуаре Синодального хора появились духовно-музыкальные сочинения не только Дехтерева и Бортнянского, но даже сочинения Сарти! Сменивший в 1845 г. Яновского И.Н. Моригеровский не поправил дело, и хор грозил опять окончательно расстроиться 742 . Тогда Львов решил обратить внимание на Синодальный хор; хотя Синодальный хор никак не подлежал ведению светского учреждения, каким являлась Придворная певческая капелла, но Львов считал себя ответственным за состояние церковного пения во всей России как директор Императорской Придворной певческой капеллы, как лицо, на которое государь возложил наблюдение над хоровым церковным пением и над регентами церковных хоров в России. На этом основании Львов командировал в 1848–4849 годах из Придворной капеллы певчего Рыбасова, которому дал поручение – заниматься с синодальными певчими и привести Синодальный хор в надлежащий порядок. Рыбасов проработал с Синодальным хором целый год. Львов имел в мыслях всецело подчинить себе Синодальный хор и превратить его в филиал Придворной капеллы – в московскую Придворную певческую капеллу, отделение петербургской, – так как в Москве имелись императорские дворцы, дворцовые церкви и даже дворцовый Благовещенский собор. Но это намерение Львова по различным причинам не осуществилось, и Синодальный хор остался самостоятельным, в ведении церковных властей. Но на Синодальный хор была возложена теперь обязательность обучать на свой счет в Придворной капелле двух лучших учеников Синодального хора и училища и тем обеспечить Синодальному хору хорошо обученных, имеющих от капеллы регентские аттестаты и, таким образом, полноправных регентов и их помощников. Совершенно естественно, что получившие в капелле регентское образование и регентские аттестаты обязывались следовать всем предписаниям капеллы относительно также и основного (т.е. гласового) богослужебного пения. Таким образом, стиль капеллы и придворный напев по Обиходу Львова, с его сокращениями и упрощениями, стали укореняться и в Москве. Малолетние певчие постепенно привыкли к этим напевам и к стилю капеллы. Тем не менее, как будет видно далее, московская церковно-певческая традиция оказалась сильнее петербургской.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И вот эта венценосная особа приезжает в край, где половину года трещат морозы и лежат снега. Этот край даже не имел определенного названия и определенных очертаний на картах Европы. Если за два тысячелетия до описываемых нами событий Геродот в своих трудах утверждал, что к северу от Крыма простираются дикие степи, за которыми лежит бескрайнее море, то впоследствии пытливые путешественники все же прояснили, что «бескрайнее море» на самом деле является непроходимыми лесами. А Софья Палеолог точно знала еще и то, что в непроходимых лесах разбросаны городишки и отдельные монастыри, жители которых придерживаются православной веры. Встреча с Москвой, скорее всего, потребовала от принцессы всей ее выдержки. Она попала в крупное село, отгороженное от близкого леса высоким частоколом; по кривым улочкам бегали куры-гуси, по широким непросыхающим лужам плавали утки: над бессчетными приземистыми деревянными постройками кое-где скромно возвышались церковки, изредка встречались каменные храмы. Однако даже представительный Благовещенский собор был просто несопоставим с Софийским собором в Царьграде или с собором св. Марка в Венеции. И княжеские хоромы выглядели неказисто, свидетельствуя о простом укладе жизни их владельца. Боевые дружины напоминали ополченцев, спешно набранных для защиты осажденного города. О низком уровне боеспособности русских полков той поры оставил свои эмоциональные свидетельства хорват Юрий Крижанич. Наличествовала и другая сторона медали, менее заметная. По пути в Москву, преодолевая тысячекилометровые пространства, принцесса не могла не думать о том, что ее далекие августейшие предшественники слабо верили в перспективы утверждения православия вне зоны распространения виноградной лозы. И, тем не менее, семена веры дали морозостойкие обильные всходы. Сначала Византия подарила здешним славянам письменность, затем обратила в христианство; империя направляла в лесистый край своих наставников, богомазов, зодчих. И вот теперь этот край стал новой родиной для наследницы царьградских правителей.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/07/...

Но это не удалось сделать, и приглашенные Комиссией сначала 3 слесаря, увеличенные потом до 5 [человек], приступили к взлому самой двери, продолжавшемуся 4 ½ часа. Взлом двери происходил в присутствии, кроме меня, председателя еп[архиального] совета прот[оиерея] Руфимского, соборного священника о. А. Четаева, приглашенных представителей от Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете, члена совета общества профессора И. А. Стратонова и от Казанского подотдела Всероссийской коллегии [по делам музеев и] охраны памятников искусства и старины и. д. заведующего подотделом П. М. Дульского. По открытии двери за нею оказалась комната, в которой в 2 шкафах оказались книги богослужебного и вообще религиозного содержания, в одном шкафу ящик с сосудами, 2 футляра с золотыми крестом и панагией, поступивших в кафедральный собор после кончины Казанского архиепископа Никанора на полу деревянный сундук с золотым и богатым жемчужным шитьем в виде палиц, хоругвей, омофоров, шитая шелками плащаница. Все это прекрасно сохранившиеся памятники церковного искусства XVI–XVII вв. На столе несколько различных икон в серебряных ризах, сундук с старыми, вышедшими из употребления антиминсами и разные старые уже негодные вещи… В этой комнате оказалась еще железная за замком дверь, за которой после вскрытия через взлом запора была обнаружена еще комната с 4 шкафами, в коих оказались вещи: старинные Евангелия, среди них знаменитое рукописное Ефремовское начала XVII века и Адриановское начала XVIII века. Последнее в богатом серебряном позолоченном с прекрасной тонкой эмалью и разными камнями окладе До 20–30 панагий, наперсных крестов, из коих некоторые восходят к XVI веку, 3 пары шитых жемчугом поручей, 4 шитых жемчугом митры и 2 митры без жемчуга, саккос (Лаврентьевский) с палицей с богатым жемчужным шитьем (много крупного жемчуга), 2–3 саккоса с небольшим количеством жемчужного шитья и несколько саккосов старинной парчи и шитья, но без жемчуга. Фелони, епитрахили, некоторые из них богато и сложно расшитые, есть на них и жемчуг, частицы св.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Дмитровская башня В центре площади установлен еще один памятник. На пьедестале — руководитель второго народного ополчения Кузьма Минин. Взгляд его устремлен вдаль. Сам он поднял одну руку, словно призывает людей остановиться, прислушаться, задуматься... Как и 400 лет назад... А перед «Первым домом» (ул. Минина, 1) можно увидеть бюст Кузьме Минину работы нижегородского скульптора А. В. Кикина. Он был установлен в 1955 году. Бюст Кузьме Минину ru. wikipedia. org Но это не все достопримечательности, которые можно найти на площади. В 1940 году здесь был установлен памятник Валерию Чкалову работы скульптора И. А. Менделевича. Даже застывшая фигура летчика выглядит очень гордо. Взгляд его устремлен, конечно, в небо. А за его спиной — бесконечная лестница... Памятник Валерию Чкалову flickr. com,, Oleg Zoloto «Бесконечная» лестница flickr. com, Алексей Трефилов Это Чкаловская лестница, ведущая к набережной Волги. Она имеет форму восьмерки или форму знака бесконечности. Сюда всегда приезжают люди, переходящие на новую ступень жизни: выпускники прощаются со школой, молодожены празднуют создание семьи... Чкаловская лестница flickr. com, Михаил Крашенинников Также на площади расположен Дворец труда, Выставочный комплекс, музей А. С. Пушкина, музей «Кладовая башня», музей в Дмитровской башне, Художественный музей в кремле, первый и второй корпуса Педагогического университета (в стенах которого в 19 веке находилась Губернская мужская гимназия), а еще множество ресторанов и кафе. Общий вид площади Минина и Пожарского. Дмитриовская башня Кремля flickr. com, Алексей Трефилов Не менее богата и история площади. Первоначально она называлась Верхнепосадской и Верхнебазарной, поскольку именно сюда вели сухопутные торговые пути, здесь велась торговля, здесь был центр Верхнего посада (верхней части города). В 1697 году был возведен Благовещенский собор, и площадь переименовали в Благовещенскую. Часть территории от спуска к Волге до Духовной семинарии с 1743 года стали называть Семинарской. Благовещенская площадь имела форму полукруга, а Семинарская — трапеции. В 1917 году их объединили, а новую площадь назвали Советская. Именно после объединения площадь и приобрела нынешнюю форму ковша. Свое современное название она получила только в 1943 году, когда был установлен первый памятник Кузьме Минину работы скульптора А. Колобова (в 1989 его перевезли в Балахну, в родной город Кузьмы Минина).

http://foma.ru/ploshhad-minina-i-pozhars...

Видение купины огненной Моисею. Фрагмент медных врат зап. входа. XVI в. Видение купины огненной Моисею. Фрагмент медных врат зап. входа. XVI в. Основную часть обширного комплекса реликвариев составляли уникальные серебряные золоченые ковчеги в виде саркофагов с выдвижными крышками, на к-рых помещены чеканные образы святых, чьи мощи в них хранятся. Создание этих ковчегов было начато при царе Борисе Годунове и его сыне Феодоре Борисовиче и продолжено при воцарении династии Романовых. Совр. исследователи связывают это деяние кон. XVI в. с грандиозными замыслами создания в Кремле храма Святая Святых. Опись 1680 г. перечисляет 35 подобных ковчегов. В наст. время 28 ковчегов 1598-1633 гг. хранятся в бронзовой раке, специально изготовленной для них на московской фирме Постникова в 1894 г. Тканевое убранство Б. с. сохранилось не полностью и до наст. времени дошло со значительными переделками. Особую ценность представляют праздничные пелены к иконам местного ряда с изображением Голгофского креста, выложенного серебряными золочеными дробницами, с резными и черневыми образами святых и праздников, облачения гл. обр. XVIII в. Частично сохранился комплекс светильников XVII-XIX вв. Уникальными произведениями рус. искусства XVI в. являются зап. и сев. двери собора. Они выполнены в древней технике «золотой наводки», продолжая т. о. ряд памятников домонг. (врата Рождественского собора в Суздале) и новгородского искусства XIV в. (Васильевские врата, 1336). Программа их изображений теснейшим образом связана с системой убранства собора и его значением. Сохранились предметы церковного убора из придельных церквей Б. с. Иконостасы приделов были выполнены, вероятно, вскоре после их возведения в 60-х гг. XVI в. Их убранство, состоящее из серебряных золоченых басменных окладов, а также из серебряных окладов с эмалевым узором по скани, представляет особый интерес как уникальное убранство рус. высокого иконостаса, сохранившееся почти полностью. Е. А. Моршакова Б. с. в церковном обиходе рус. вел. князей и царей

http://pravenc.ru/text/149295.html

Заручившись нравственным содействием народа, вероятно, с ведома и разума земского собора, Сильвестр начинает ряд реформ, обнимающих все отрасли государственной, общественной, церковной и частной жизни: новым лицам даются новые законоположения. Прежде всего Сильвестр со своими мудрыми советниками озабочивается преобразованием судебных, административных и земских учреждений. Плодами этой заботливости являются Судебник и Уставные грамоты. В следующем году поступают к преобразованию церковного управления и церковно–общественной жизни. Для этого созывается Стоглавый собор. Многопопечительная заботливость реформатора проникает и в семейную жизнь и, вероятно, около этого времени, как наилучшее средство к благоустроению семьи, появляется знаменитый Домострой. В частности о Судебнике с достоверностью можно полагать, что к составлению его решено приступить на земском соборе: на этом соборе, как известно, избраны «судьи правдивые», а это и были, по всей вероятности, составители будущего Судебника. За это дело раньше других принялись потому, что требовались самые неотложные и систематические меры против произвола правителей и судей и всякого рода насилия, грабежей и разбоев. Нельзя указать, когда, как и кем составлялись законоположения Судебника и Уставных грамот: нам остались только редакция Судебника и несколько грамот. Но достаточно вникнуть в общий строй законодательной деятельности этого времени, чтобы видеть, в какой мере отразилось на ней всемогущее влияние Сильвестра. В первых опытах этого законодательства резко поражает нас развитие двоевластия и двое–судия, элементов государственного и земского: как на соборе обнялись, сдружились и установили между собой деятельный союз две великие политические силы – правительство и земство, так и по Судебнику Uoahha IV являются взаимодействующими две отличные силы: государство и земщина; это совершенно в духе Сильвестра. Не касаясь установленного Судебником государственного судебного механизма, существенно не отличавшегося от прежнего, а лишь давшего ему более определенности, сложности и централизации, бросим беглый взгляд на выборный народный судебный механизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Sokolov...

Через 300 лет после освящения первого Благовещенского собора, в 2004 году, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Архиепископа Тобольского и Тюменского Димитрия началось восстановление Благовещенского собора в сквере Депутатов г. Тюмени. 7 апреля 2004 года, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, обретена икона Благовещения Пресвятой Богородицы с Царских врат неизвестного разрушенного храма. 15 апреля 2004 года Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием был освящен поклонный Крест и земельный участок под строительство и восстановление Благовещенского собора. 30 мая 2004 года в благочинии Тюменского округа на территории Знаменского кафедрального собора состоялось первое собрание попечителей Благовещенского собора г. Тюмени под председательством Архиепископа Тобольского и Тюменского Димиртия. С 31 мая по 12 июня 2004 года одним из попечителей совершено паломничество на Афон. По великому милосердию Пресвятой Богородицы русским Свято-Пантелеимоновым монастырем в благословение на восстановление Благовещенского собора были переданы икона Пресвятой Богородицы - Игумении Афонской Горы и пять камней с набережной Пантелеимонова монастыря в основание Благовещенского собора с сопроводительным письмом. 19 августа 2004 года пожертвованы средства на часовню. 20 сентября 2004 года в сквере Депутатов на участке под восстановление Благовещенского собора произошла установка часовни. 9 января 2005 года произошло освящение Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием Благовещенского храма-часовни. В октябре 2006 года одновременно с обретением мощей святителя Филофея (Лещинского), митрополита Тобольского и Сибирского, объявились попечители и получено разрешение на строительство собора. 7 апреля 2007 года совершилось освящение и была забита первая свая под строительство Благовещенского собора. 20 октября 2007 года произведена закладка кирпичей, извлеченных из фундамента взорванного Благовещенского собора, в алтарную стену восстанавливаемого собора. 7 апреля 2009 года, в престольный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, после совершения торжественной Божественной литургии в присутствии большого количества прихожан, строителей и попечителей храма, жителей микрорайонов состоялось освящение крестов Архиепископом Тобольским и Тюменским Димитрием и поднятие купола на колокольню. В июне 2009 года почти завершено строительство здания восстанавливаемого Благовещенского собора, готовы к монтажу купола, но строительство временно приостановлено.

http://sobory.ru/article/?object=07799

Благовещенский собор (Гагарин) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Благовещенский собор города Гагарина (до 1968 года — Гжатска) является одним из крупнейших храмов Смоленской области. Его вместимость составляет около 4000 человек. В военные годы храм был сильно разрушен, а после восстановления был передан районному историко-краеведческому музею. В 2013 году южный придел храма был возвращен верующим. Содержание История [ править править код ] Соборный храм во имя Благовещения Пресвятой Богородицы появился в Гжатске одновременно с основанием города. Первоначально церковь была деревянной. О построении церкви в ее архиве имелся документ, датированный 1718 г. Первым священником Благовещенского собора был Павел Ефимович Львов-Троепольский. На его средства в 1724 г. взамен деревянной церкви был выстроен каменный Благовещенский собор. Но и новый собор вскоре стал мал для города. Кроме того, скромность церкви не соответствовала уровню торгового поселения, каким, благодаря крупным финансовым и товарным потокам, стал Гжатск. Поэтому в 1730-х годах был построен новый каменный Благовещенский храм. Во время Отечественной войны 1812 г. Благовещенский собор, как и другие церкви города, пострадал от рук неприятеля. В храме, по свидетельству местных жителей, размещался лазарет, конюшня; на иконах долгое время, как память о тех днях, сохранялись гвозди, на которые французы вешали одежду. Во второй половине XIX столетия Благовещенский собор считался купеческой церковью. Его старались украшать именитые купцы Гжатска. В 1882 г. к собору взамен обветшавшей старинной колокольни была пристроена новая каменная звонница в Московском стиле, высотой до 25 саженей. В 1902 г. колокольню оштукатурили. В 1896 г. старый собор, «современный основанию Гжатска разрушен по неизвестным причинам. Новый Благовещенский собор строился преимущественно на средства А. И. Комаровой, для чего ею было израсходовано более 150 тысяч рублей. По своей красоте, объему и внутренней отделке храм считался одним из лучших в Смоленской губернии. Новый собор вмещал до 4 тысяч богомольцев, на его хорах могли разместиться 50 певчих. Кроме главного престола во славу Благовещения Богородицы, с правой стороны находился придел во имя святителя Василия Великого, слева – в честь преподобной Анны. 29 октября 1900 г. епископ Смоленский и Дорогобужский Петр освятил собор.

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010