С внешней стороны паперти, между фризами в углублениях вставлены 25 штук муравленых разноцветных кафелей, с изображением птиц и цветов; на той же стороне паперти имеются 9 окон, сведенных в арку, украшенных снаружи полуваликами, внизу коих тянется в 7 рядов пояс из кирпича в штаб полувалик и шахму. Вход в паперти с северной стороны, крыт железом, окрашенным медянкой, ширина ее 3 сажени, а длина 4 сажени, лестница каменная с тремя площадками, по сторонам ее точеный раскрашенный балясник; во входе три окна на запад без украшений. Дверей во входе три: с севера створчатые дубовые с разноцветными стеклами, а с востока и запада простые, окрашенные под дуб, все филенчатые, с южной же стороны из коридора братского корпуса обыкновенная дверь. Над входом в паперть устроена палатка с четырьмя малыми окнами, в которой помещается братская монастырская библиотека. На каждой стороне храма малые окна под кровлей для света шатра и одно с правой части алтаря над помещением ризницы. Стенопись внутри Благовещенского храма на масле; росписана в 1860 г. села Палеха, Вязниковского уезда, крестьянином Софоновым. В нижней церкви алтарь пристроен полуциркульный, шириной 4 сажени, а длиной 2 сажени и 1 аршин, крыт железом, оакрашенным медянкой; в нем три окна, в храме два и в трапезе с приделом шесть окон, на внешних сторонах коих сделано по одному кокошнику вверху. Дверей в нижнем храме две на север и запад без всяких украшений. К северной двери пристроена малая паперть, в роде тамбура, каменная, крытая железом, у западной же двери две колонны, сведенные вверху аркой с висячей гирькой. На северо-западном углу Благовещенского храма устроена шатровая колокольня, первая часть коей четырехугольник, вторая восьмиугольная, а третья шатер, крытый белым железом в шахмат с восьмью окнами, перекрытыми в арку, карнизами, капителями и пилястрами по углам. В средней части ее пять окон, без всяких украшений. На шатре колокольни на каждой грани по два фальшивых окна, украшенных колонами, пилястрами и кокошничками.

http://sobory.ru/article/?object=03740

—663— Настоящая статья является попыткой ответить на следующие четыре связанные с изучением Стоглава вопроса: 1) кому можно приписывать послание к ц. Ивану IV, известное под именем первого Сильвестровского и содержащее в существенных чертах основные мотивы речи, которой Иван IV открыл собор 1551 г. и которая указывает на причины созыва этого собора с точки зрения идеологии известного рода? 2) какое отношение так называемых наказных списков к тому памятнику, который носит название Стоглава? 3) в чём значение редакции Стоглава, описанной Л. И. в сентябрьской книге Богословского Вестника за 1899 г.? и 4) как смотреть на отрывок Стоглава, на который обратил внимание Жданов в Ж. М. И. Пр. за июль 1876 г. и который говорит, между прочим, не только о церковных предметах, но и о земских делах? I Два из так называемых Сильвестровых посланий в первый раз были изданы Н. Барсовым в 3 кн. Христ. Чтения за 1871 г. по рук. к. XVI в. 1281, принадлежавшей прежде библиотеке Новгород. кафедр. собора. Издатель не сомневался в принадлежности посланий Благовещенскому попу Сильвестру и адресатом их считал одного и того же Казанского воеводу А. Б. Шуйского-Горбатого, хотя только данные первого послания уполномочивали на такое —664— заключение, а о втором можно было поставить лишь весьма гадательное предположение, не писано ли и оно Сильвестром и не адресовано ли оно к тому же Шуйскому-Горбатому, что и первое послание, так как определённых указаний ни об авторе, ни об адресате во втором не имеется. В 1874 г. те же два послания с присоединением третьего, писанного к ц. Ивану IV, были напечатаны в I кн. Чтений Общ. Ист. и Др. Р. в качестве приложения к исследованию, начатому Голохвастовым в 1849 г. и доконченному Леонидом в 1873 г., под заглавием: „Благовещенский иерей Сильвестр и его писания.“ Послания здесь изданы по тому же сборнику Новг.-Соф. б. 1281, которым пользовался и Н. Барсов . К изданию присоединена записка о Новг.-Соф. сб. 1281, писанная Н. Коншиным ещё в 1848 г. Из последней видно, что рукопись когда-то принадлежала самому Сильвестру, так как имеет пометку: „сборник селивестровский,“ и что он состоит из двух частей, по-видимому, соединённых механически между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Менандр, один из поэтов Греции, проклинает всякого не любящего Бога: «Иже бо не любит Создателя своего, да будет проклят». – Жизнеописатель великих мужей, Плутарх, внушает нравственность языческому миру: «Бога бойся первее, родителям повинуйся, иереи хвали, старцы честне почитай». – Вот и Анаксагор, один из глубоких мыслителей образованной Греции, предостерегает, что «беду приемлет всяк высше испытуяй о Бозе, яже не подобает». – Стоик Зинон говорит по горькому опыту, что «юность ниже добра, ниже зла». – Историк Фукидид и великий астроном Птоломей не оканчивают речей своих, которые для нас утрачены. – Но вот и таинственный Трисмегист, источник всей мудрости египетской, возвещает, что «не созданные естества и божественные рождения не имеют ни начала, ни конца». – Сократ, запечатлевший смертью свою нравственную проповедь , твердо исповедует, как бы пред Ареопагом, что «доброго мужа никакое зло не постигнет, что душа наша бессмертна, по смерти же будет добрым награда, а злым наказание»; и невольное сознание исторгается из уст славнейшего из учеников его, Платона: «Должно надеяться, что Сам Бог ниспошлет небесного учителя и наставника людям». Пророки наводят светильник Духа Божия на сие пробуждение человеческого разума и движут пред собою веки к познанию Богочеловека. Даниил, верно предсказавший чрез семьдесят таинственных седмин самый год Искупительной Жертвы, предвидел также в образе златоглавого истукана с серебряными персями, медным чревом и полужелезными, полускудельными ногами четыре земных царства, над обломками коих вознесется одно небесное и обнимет весь мир, хотя, по-видимому, оно возникнет от неприметного начала: «Аз видех гору несекому, от неяже отсечеся камень, без рук, и истни глину, железо, медь, сребро и злато». Еще прежде него взывает Исаия, более евангелист, нежели пророк, как бы очевидный свидетель воплощения за восемь веков до Христа: «Се Дева приимет во чреве и родит Сына, и нарекут Ему имя Еммануил». И пророк Иоиль видит благодатное явление Духа: «Излию Духа моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дщери ваши, и в те дни всяк, иже призовет имя Господне, спасется».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Источник: История архитектуры Красноярска, Енисейска, Минусинска, Канска, Ачинска Ограда комплекса зданий Покровской церкви Первоначально, в конце XVIII в. ограда была деревянной. " В марте 1826г церковный староста мещанин Нашивошников вместо ветхой деревянной ограды представил план и фасад каменной... при сем изъяснено, что в полукружьях должны быть поставлены деревянные решетки " . (Вероятно, проект делал губернский архитектор П. Воцкий, т.к. глухая часть ограды Покровской церкви очень похожа на участки ограды Рождественского монастыря в Енисейске. Этот проект выполнял архитектор Воцкий, что документально подтверждается. Время возведения обеих оград тоже почти совпадает). Участки кованной ограды с запада и юга комплекса возведены одновременно с достройкой западных палаток церкви по проекту архитектора Судовского в 1870-х гг. Ограда охватывает комплекс по всему периметру. На северной и восточной стороне сохранилась глухая кирпичная ограда 1826г. На западной и южной стороне — с улиц Мира и Сурикова — кованая ажурная ограда на кирпичных столбах и цоколе. Глухая ограда толщиной в 2 кирпича, имеет утолщения-пилястры, оформленные как столбики под отдельными кровельками. Высота звеньев 2,3 м, а длина около 3,5 м. Ограда оштукатурена и окрашена в терракотовый цвет. Ажурная ограда ниже. Столбы с фигурным завершением и кровелькой. Они оформлены с фасадной стороны филенками и профилированными карнизиками. Кованые звенья изготовлены из полосы 3x0,6 см в сечении. Сложный узор из двух чередующихся элементов орнамента включает изображения крестов и фигурных ромбов. Длина глухой ограды около 100 м; ажурной — около 60 м (с воротами). Значимость памятника: важный элемент комплекса Покровской церкви. Как и западные пристройки церкви, по декору участки ажурной ограды с уличной стороны имитируют формы. Источник: История архитектуры Красноярска, Енисейска, Минусинска, Канска, Ачинска Покровский приход Красноярска был открыт в 1795 г., расположен приход между Благовещенской улицей и берегом Енисея в районе от Дубенского переулка до Новобазарной площади; в его состав входят улицы Воскресенская, Гостинская, Садовая, Песочная, Береговая.

http://sobory.ru/article/?object=00949

Итак, почти все богослужебные сольвычегодские кресты являются мощевиками и имеют драгоценные оклады, которые свидетельствуют о глубоких, древнейших традициях их почитания, возникших ещё в Византии. Кресты отличаются формой, размерами, пропорциями, что традиционно взаимосвязано с их назначением и, прежде всего, с различным характером богослужения. Однако при этом разные типы крестов иногда взаимозаменяли друг друга. Изучение типологии, стиля и технологических приёмов изготовления крестов свидетельствует о мощном влиянии на сольвычегодские памятники таких древнейших художественных и культурных центров Руси, как Москва, Великий Новгород и Ярославль. На тесные отношения Сольвычегодска с этими центрами указывают и наименования мощей в крестах. Множество мощей и реликвий, находящихся в крестах, связано с паломничеством на Святую землю и с другими регионами православного мира. Рассмотренные нами кресты большей частью являются работой местных сольвычегодских мастеров, где «переплавлены», несколько изменены и получили дальнейшее развитие лучшие достижения крупнейших художественных центров Древней Руси. Каталог крестов XVI – первой половины XVII века из Сольвычегодского художественного музея 1. Крест напрестольный Инв. 1619 кп. 645 пр. 37 др. 1560-е годы – 1570 год, поновления начало XVII века. Сольвычегодск. Серебро, дерево; гравировка, золочение. 27.7×13.2 см. Вклад Иоанникия Фёдоровича Строганова в Благовещенский собор г. Сольвычегодска. Описание. Крест напрестольный, восьмиконечный, деревянный в гладком серебряном золочёном окладе с резными изображениями. Особенностью типа этого креста является горизонтальная нижняя перекладина, параллельная верхней и средней. На кресте имеются два «слоя» гравированных изображений и надписей. Первый «слой» – 1560-е годы – 1570 год. Второй «слой» – начало XVII века. На лицевой стороне креста первоначально гравировано очень крупное Распятие, Христос с крещатым венцом с буквами О Н . Здесь же над венцом гравировано в двух узких перекладинах – Ц[А]РЬ СЛЬ(ВЫ) , по сторонам Распятия – пять поясных фигур предстоящих с надписями: МР ФУ ИОА[Н], ЛО[НГ]ИН . Вверху креста изображены два летящих ангела, поддерживающих восьмиконечный крест с орудиями Страстей – копием и губкой, по сторонам креста – ХС .

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

31 июля I860 г. Николаевск. 73 Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь! 122 В ведомости об ассигновании разных сумм к отпуску за минувший год, присланной из Хозяйственного Управления в Якутское Духовное Правление, между прочим, значится, что сумма, положенная на ремонтное содержание Камчатского Архиерейского дома (228 р. 57 к.), назначена к отпуску из Приморского Николаевского Казначейства, что на Амуре. По справкам же оказалось, что в расписании окладов за минувший год, полученном в Казначействе, означенной суммы к отпуску не значится. Но в то же время Г. Военный Губернатор уведомил меня, что в упомянутом Казначействе числятся к отпуску деньги, причитающиеся Камчатскому Попечительству на призрение бедных духовного звания и на канцелярию за обе половины 1855 года 399 руб. 15 коп. и спрашивает меня, будут ли означенные деньги вытребованы из Казначейства, или же их следует по ненадобности из расхода исключить. А так как вышеозначенных денег (228 руб. 57 к.) не получено и нет никакого повода получить их ни из Амурского ни из Якутского Казначейств, то я приказал благочинному Приморских церквей протоиерею Вениаминому получить из вышеупомянутого Казначейства причитающиеся Камчатскому Попечительству 399 руб. 15 коп., которые и получены им и 228 руб. 57 коп. из них, следовавшие на ремонтное содержание Архиерейского дома за 1859 год, представить мне, а остальные затем деньги 170 руб. 58 коп. впредь до особого распоряжения причислить к суммам, остающимся от некомплекта в членах причтов. 1 августа 1860. Николаевск. 74 Донесение на указ от 31 марта 1860 г. о доставлении сведений касательно содержания соборных причтов 123 . Во исполнение указа от 31 марта текущего года, а мною полученного 11-го августа, о доставлении сведений относительно содержания причтов кафедральных соборов, долг имею покорнейше донести следующее: а) хотя по положению Святейшего Синода, Высочайше утвержденному в 16 день ноября минувшего года, и определено быть кафедральному собору в городе Благовещенске на Амуре, но по настоящее время, можно сказать при нем нет еще причта, да и не может быть по крайней мере полного комплекта дотоле, пока не будут увеличены оклады (о последнем мною писано Г. Обер-Прокурору от 31 июля за б) Оклады же жалованья на Камчатский кафедральный собор положены те самые, которые производятся на соборы епархий третьего класса. в) Сверх окладов от казны соборный причт может пользоваться отчасти и обыкновенными церковными доходами, но доходы сии, судя по состоянию лиц, имеющих составлять соборный приход, будут очень незначительные, ибо большую часть прихода должны составлять поселенцы, поселяющиеся и имеющие поселиться от города на расстоянии 10–80 верст. Правда, по новому предположению Сибирского Комитета, Высочайше утвержденному, всему Амурскому духовенству, кроме земли под усадьбы и проч. должны производиться еще от прихожан особые денежные оклады, а до положения оных хлебные пайки от казны, Следовательно, могут иметь право на то и члены кафедрального причта.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

По плану 1760 г., имеющему линейный масштаб, храм представлял собой прямоугольный объём размером 18×21,5 м, с востока примыкал массивный слаборасчлененный алтарь общей длиной около 9 м. По центру каждого из фасадов располагались три притвора-крыльца разного размера, что предполагает их различное архитектурное оформление. То же самое схематически показано на плане Харькова И. Радзевусова 1742 г. Поскольку других крестовокупольных храмов на территории слобожанских полков в 1724 г. не существовало и к центральному башенному объёму собора с четырёх сторон примыкали пониженные пристройки, храм в описи вполне могли назвать «кресчатым», вкладывая в это понятие совсем другой смысл, чем в имеющийся сейчас архитектурный термин. Изображения же шатровой колокольни, хоть и плохого качества, сохранились. Они относятся к периоду между 1787 и 1803 годами и позволяют представить её во всех деталях. Колокольня имела размер в плане 15,2×13 м и высоту более 50 м до основания завершения. Она стояла на подклете высотой примерно 1,5 м, в котором располагались обширные подвалы и 3 выхода в подземные помещения и хода. Один из ходов вел за реку Лопань и заканчивался в районе деревянной Благовещенской церкви. Первый ярус колокольни был окружен глухой аркадой с глубиной арок около одного метра. Его окна украшали наличники полностью аналогичные по рисунку восточному алтарному окну Покровского храма – фронтон завершался четырьмя арочками, разорванными посередине обелиском на постаменте. Открытая каменная галерея с широкими приземистыми арками обходила второй ярус башни. В её декоре мы видим многорядный фриз из зубчатки и поребрика и пояс квадратных ширинок. Реконструируемая ширина обхода галереи около 90 см. Все эти детали через два года будут повторены в Харьковском Покровском храме. Из-за того, что размер западной и восточной граней восьмигранного верха был больше остальных, в звоновом ярусе в них было по два проёма-арки – а всего десять. Северо-западный угол восьмигранного верха был прямоугольным на значительную высоту. Скорее всего, этот выступ предназначался для механизма башенных часов с двумя циферблатами (упоминаний о часах архивы не сохранили).

http://sobory.ru/article/?object=03885

С.83, 110 Беспалов Н.А. Муром: Памятники искусства XVI – начала XIX века. Ярославль, 1971. С.53 Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1908. Т.2. С.: 123-125, 142, 143 Позднее основного храма построена каменная колокольня. В описи Бартенева упоминается «колокольница деревянная прирубленная». Колокольня смещена с главной оси храма и отделена от него папертью. Точная дата построения колокольни неизвестна, но по своим формам она близка к шатровым колокольням XVII века и напоминает колокольню церкви Николы на Пыжах в Москве, хотя имеет свои специфические черты. Три яруса четвериков, опирающихся на мощный белокаменный цоколь и отделенных друг от друга поясками, на углах имеют широкие лопатки, разделенные на три яруса тесанными из кирпича деталями баз и капителей. На ярусах для освещения помещений сделаны окна, обрамленные наличниками из профилированного кирпича. С южной стороны второго яруса устроено спаренное окно с богатым наличником. Восьмигранный шатер опирается на 8 столбов, соединенных арками с довольно сложным профилем. Вершины арок расщеплены. На гранях шатра по осям арок устроены слухи в виде арочных проемов обрамленных треугольными фронтончиками, опирающимися на миниатюрные пилястры. На верху шатра укреплена кирпичная восьмигранная шейка, а на ней луковицеобразная главка. Столбы опор вертикальными прорезями разделены на три части, что зрительно усиливает несущую способность опор. Источник: Беспалов Н.А.: Ист.-Очерк. Муром. Памятники искусства XVI — начала XIX в. – Ярославль: Верх.-Волж. Кн. Изд-во, 1970-128 с. Крыльцо собора — это сложная архитектурно­-скульптурная композиция, находящаяся в органической связи с основным зданием и колокольней. Как известно, в русской архитектуре крыльцо всегда имело немаловажное значение не только с практической стороны, но и как чисто декоративный элемент здания. Крыльцо — это парадный вход в сени или на галерею. Однако только в XVII веке появилось отдельно стоящее крыльцо, которое соединялось с галереей через лестницу на «ползучих» арках.

http://sobory.ru/article/?object=04950

Ф. Адлер, П. М. Дульский, А. М. Миронов, К. В. Харлампович, В. П. Соколов, М. И. Лопаткин, В. В. Перцев, А. Н. Тришевский… Слушали: п[ункт] 2. Отношение Рабоче-крестьянской инспекции от 28 апр[еля] с препровождением копии постановления Президиума исполкома от 24 апр[еля] о том, что «вещи, взятые из казанского кафедрального собора, как не употребляемые при богослужении и имеющие историческую ценность и значение, возвращению не подлежат и могут быть хранимы только в музее»; б) сообщение Б. Ф. Адлера о том, что заведующий Рабоче-крестьянской инспекцией разъяснил на днях вызванному им представителю Общества археологии, истории и этнографии, что вещи, взятые из собора, должны быть возвращены в собор. Постановили: принимая во внимание: а) неопределенность точки зрения на данный вопрос местных властей, б) вмешательство в это дело Всероссийской Чрезвычайной комиссии и в) несомненную заинтересованность в нем Всероссийской коллегии по делам музеев, –снестись с последней, изложив все обстоятельства дела.   15 6 августа 1920 г.– Протокол 24 заседания Коллегии Казанского подотдела Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины   Присутствовали: Б. Ф. Адлер, П. М. Дульский, А. М. Миронов, К. В. Харлампович, В. П. Соколов, В. В. Перцев, П. А. Радимов, А. Н. Тришевский, В. В. Егерев П[ункт] 8. Заслушали тезисы Постановления Совета Народных Комиссаров о реквизициях и конфискациях, оглашенные в 163 «Известий ЦИК» и ввиду разногласий в толковании его в приложении к вещам из ризницы кафедрального собора, постановили просить Б. Ф. Адлера выяснить вопрос в бытность в Москве.     16 8 октября 1920 г.– Протокол 32 заседания Коллегии Казанского подотдела Всероссийской Коллегии по делам музеев и охране памятников искусства и старины   Присутствовали: Б. Ф. Адлер, П. М. Дульский, А. М. Миронов, К. В. Харлампович, В. В. Перцев, М. И. Лопаткин, П. А. Радимов… П[ункт] 6. Слушали:Запрос Народного комиссариата юстиции, нет ли со стороны Подотдела препятствий к передаче общине кафедрального собора предметов ризницы, взятых в Губмузей на хранение.

http://sedmitza.ru/lib/text/4510989/

Вместе с четырьмя парами резных ангелов херувимы представляют в Спасском иконостасе иерархию небесных сил. Из десятков херувимов Спасского собора, располагавшихся не только в иконостасе, но и в оформлении клиросов и иконных киотов на алтаре, сохранилось всего 4. Они различны по манере резьбы и размерам. Два херувима, ныне хранящиеся в Успенской церкви, соответствуют тем, что видны на фотографии иконостаса. Саваоф. Из двух распространенных в декоре иконостасов вариантов изображения Саваофа в Спасском иконостасе использован наиболее популярный: поясное прямоличное изображение Ветхого деньми на облаках, благославляющего на две стороны. Из сопоставления с фотографией Спасского иконостаса видно, что имеются утраты надставных частей в нижнем ярусе облаков. Надставные кисти рук Саваофа, имевшие сколы на момент фотографирования, заменены, очевидно, руками других фигур, при этом утрачено благословляющее перстосложение. Нимб также подобран он не примыкает вплотную к голове Саваофа и не имеет характерной звездчатой проработки. Саваоф с двумя ангелами и двумя херувимами по сторонам присутствует на сени царских врат из Благовещенской церкви г. Каргополя (1692). В Енисейске комплекс практически повторен: два ангела с «рипидами» стоят по сторонам Саваофа, над ним описью отмечены четыре херувима. Композиция имеет непосредственное отношение к комплексу царских врат, но особенно сенью не является. Ангелы. В составе скульптурного декора Спасского иконостаса присутствуют фигуры восьми ангелов. Они фланкируют центральное прясло, чередуясь со столбцами. В местном ряду по сторонам царских врат высота фигур ангелов (вместе с подножиями в виде облаков) равна высоте местных образов – около 1,5 а. В воздетых руках ангелы держали трубы, утраченные к 1868 г. опись 1868 г. обозначает привратные фигуры как архангелов. Поскольку столбцы с виноградными кистями опираются прямо на нимбы ангелов, их фигуры можно рассматривать как своего рода кариатиды. В апостольском чине пара ангелов с рипидами в руках вместе с профилированными подставками и нимбами имеет высоту соседних икон – 1а, 1 в.

http://sobory.ru/article/?object=15136

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010