Съй убо бысть по реченному око слепым и нога хромым, сииречь сиротам и вдовицам заступник, алчющим кормитель, безьпомощным помощник и с Иовом глаголаше: не изыде из дому моего нищь, тща имеа недра и просто рещи всем комуждо во всякой нужди бе помогаа. И тако ему благочестие живущу в граде Смоленьсте и от Господа Бога порученую власть добре и боголюбне правящю... Сея убо бысть благоверный и христолюбивый великии князь Александр сын Ярославич, внук великому князю Всеволоду Владимеровичю, иже просветил бяше тои Владимер рускую землю святым крещением, измлада Христа возлюбив и пречистую его Богоматерь, повелику же чтяше иереискии чин, аки слуги Божиа и мнишескин велми любляше и нищих миловаше, еще же от всякиа неправды отгребаяся, яки изящен воин во всем угажая Владыце своему Христу. Сеи убо бысть по речеяному око слепым и ухо глухим и нога хромым, сиречь сиротам и вдовицам заступник и алчющим кормител, безпомощным помощник и со Иовом глаголаше: не изыде из дому моего иищь тща имеа недра, и просто рещи, всем комуждо во всякой нужи бе помагая. И тако ему живущу в великом Нове граде и от Господа Бога порученную власть добре и боголюбне правящу... Заменив этой шаблонной характеристикой оригинальные черты первоначальной редакции, автор приступает к изложению исторических событий. Вместо первоначальной редакции в его распоряжении был текст летописных сборников, близко стоящих к Ростовской компиляции и Никоновской летописи, и, с другой стороны, текст Псковской II летописи. В новой редакции оказываются исторические подробности, приведенные летописными сборниками для того, чтобы восполнить пробелы первой редакции. Перейдем к анализу текста. По примеру Ростовской компиляции (ср. Львовскую, Ермолинскую и Тверскую лет.) рыцарь Андреяш неназван: вместо него выступают «нецыи человецы», которые «удивишася мужеству и возрасту» Александра, и слова их передаются по той же Ростовской компиляции: «по истинне, проидохом многи земля... яко же сей великий князь Александр». На основании Академического списка Новгородской IV летописи составлена фраза: и шедше тии человецы и поведаша кралю своему Нестеру Велгеру чясти Римскиа от полунощныа страны.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сыновья святого князя были наследниками отцовского благочестия. Младший, Константин, умер безбрачным, а старший, Давид, 23 года правил Ярославским княжеством и умер в 1321 году. Оба они положены возле родителя, в Спасском монастыре. В 1468 г. Спасский архимандрит обрел нетленные мощи трех святых князей, перенес их в храм и положил в одной гробнице. Тогда начались от них исцеления и чудеса. Архиепископ Ростовский Трифон, не веровавший в их святость, был поражен расслаблением всего тела. Ho, уверовавши, исцелился. Мощи свв. благоверных князей Феодора и чад его, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев, почивают открыто в соборном храме Спасского ярославского монастыря В 1692 году при построении новой церкви в бывшем Петровском монастыре, усыпальниц древних князей и княгинь Ярославских, были обретены мощи княгинь Ксении и Анастасии и князя Михаила; полагают, что это теща, сын и вторая супруга, княгиня Анна, в иночестве Анастасия, — св. князя Феодора Чермнаго. Конец того же XIII века, столь обильного грустными историческими событиями и святыми князьями, которых Бог посылал для облегчения народа, украшен подвигами одного из северных князей: св. Довмонта Псковского. Довмонт, язычник и литовец, князь Налыпанский, после кровавых событий в Литве, спасая жизнь, с 300 литовских семейств бежал в Псков. Здесь, как говорит летописец, на него дохнула «обновляющая благодать Божия», он принял св. крещение с именм Тимофея. Псковитяне посадили его на княжеском престоле и высватали ему внучку св. Александра Невского, княжну Марию, чтоб связать его с дорогим для них родом. И этот пришлец стал княжить в Пскове, воскрешая прежние славные времена св. Всеволода, Мстислава и Александра. Он предпринял поход на Литву, которая часто из своих густых лесов вторгалась в русские пределы и уводила русских в плен. Пользуясь тем, что князь Литовский в отсутствии, Довмонт, имея при себе всего 270 воинов, прошел с огнем и мечом по его владениям, забрал в плен и его жену, и семью, и толпы литовцев. Затем он выбрал 70 лучших воинов и перешел с ними Двину, а остальным велел с добычею идти в Псков. Скоро сторожевые дали знать о приближении литовского князя с войском. «Братья-псковичи, — сказал тогда Довмонт своим 70 воинам, — кто стар из вас, тот мне отец. Кто молод, тот мне брат. Я знаю ваше мужество. Перед вами жизнь и смерть. Братья мои, постоим за святую Троицу!»

http://azbyka.ru/fiction/svyatye-vozhdi-...

Так мудрая княгиня сосватала юную Анну за своего сына Михаила. Предки князя Михаила также пострадали от татаро-монгол, как и родные Анны. (Возвращаясь из Орды, умер его отец князь Ярослав Ярославич Владимирский, Тверской. Его многочисленные дяди – великие русские кнзья – долгие годы воевали с ордынцами, которые убивали или брали в заложники их жен и детей). Но вернемся к Михаилу. Великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 г., вскоре после смерти отца, святого князя Ярослава Ярославича Владимирского, Тверского. Мать его, святая Ксения Тверская, была второй женой князя. Михаил впоследствии княжил в Твери и, не будучи еще великим князем, первым утвердил независимость своей вотчины. Княгиня Ксения была любящей и заботливой матерью, недаром летописцы отмечают огромную любовь и послушание к ней Михаила до самой ее смерти. Изучая воспитание благоверного князя Михаила Ярославича Тверского по его житию, ясно видишь те духовно-нравственные ориентиры и ценности, которые старалась передать своему сыну его мать. Воспитание выстраивалось вокруг чтения святых книг и постижения скрытой в них премудрости. Стержнем воспитания было наставление в доброте, нищелюбии, страхе Божием, почитании людей духовного звания. Вне всякого сомнения, именно мать приучила Михаила часами читать Псалтирь (забегая вперед, скажем, что, согласно Летописи, именно с этой книгой в руках встретил Михаил в Орде свою смерть). Но наука любви к Богу и смирения перед Ним явно была не единственной, преподанной заботливой матерью своему единственному сыну. В жилах Михаила текла частица новгородской непокорной крови, и мать, как настоящая новгородка, взлелеяла в своем сыне гордый и пылкий нрав. Она вдохнула в него высокие нравственные устои своего родного Вольного Новгорода. Она научила сына «книгам и всякой премудрости», передала ему и «чисто новгородскую черту – склонность хранить и защищать свои законные права, убежденность в том, что законное право – неотъемлемо». Мы уже говорили, что, провидя судьбу сына, которому предстояло пойти по стопам своего отца, в наставники и учителя отроку Михаилу княгиня Ксения выбрала лучших и достойнейших мужчин своего княжества: пасынка князя Святослава, епископа Симеона – одного из мудрейших людей своего времени, и знатных тверских бояр.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Только год прокняжил во Пскове святой Всеволод — 11 февраля 1138 года он скончался, прожив 46 лет. Весь Псков собрался на погребение любимого князя, не было слышно церковного пения от народного плача. Новгородцы, опомнившись, прислали протопопа из Софийского собора, чтобы взять в Новгород его святое тело, но князь отвратился от Новгорода, и рака не двинулась с места. Горько плакали новгородцы, раскаиваясь в неблагодарности, и молили даровать им хоть малую частицу святого праха «на утверждение граду». По их молитвам отпал ноготь от руки святого, псковичи положили святого Всеволода в храме св. великомученика Димитрия. Рядом с гробом поставили боевое оружие князя — щит и меч, имевший форму креста, с надписью по-латыни: «чести моей никому не отдам». 27 ноября 1192 г. обретены мощи святого князя Всеволода и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен в честь его придел. 22 апреля 1834 года, в первый день Пасхи, святые нетленные мощи благоверного князя Всеволода вместе с прежней дубовой гробницей были положены в новую серебряную и перенесены из правого придела в главный собор. Никогда не нарушалась глубокая духовная связь города святой равноапостольной Ольги со святым князем: он навсегда остался Псковским чудотворцем. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда уже была разрушена крепостная стена и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые мощи князя Всеволода, и враг отступил. При явлении чудотворной Псково-Печерской иконы (память 1/14 октября) святой благоверный князь Всеволод-Гавриил был среди небесных защитников Пскова. Житие святого князя Всеволода-Гавриила написано в 1550–1552 гг. пресвитером Василием, в иночестве Варлаамом. В «Иконописном подлиннике» о святом сказано: «Рус, власы с ушей повились, брада, что Василия Великого, пошире и подоле, шуба червчата, испод лазарь, на главе шапка княжеская, в руке церковь празелень с белилом, об одном верху, Святая Троица». Апрель 23 Георгий Шенкурский, блаженный

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

1909. С. 310; Подобедова. 1965. С. 80-86; Рыбаков. 1971. С. 14). В иконописи В иконописи наиболее раннее изображение О. сохранилось на иконе «Небесная сень» работы псковского мастера (70-е гг. или 3-я четв. XVI в., ТОКГ), происходящей из ц. Св. Троицы («Белая Троица») в Твери. Святая представлена в клейме вместе со св. князьями Владимиром, Борисом и Глебом, Всеволодом (Гавриилом) и Довмонтом (Тимофеем) Псковскими; надпись: «оаг кн (л)га» ( Попов, Рындина. 1979; Псковская икона XIII-XVI вв. Л., 1990. С. 316-317. Кат. 148). К 1625 г. относятся сведения о сравнительно ранней иконе с изображением О.: «Лета 7133 г(о) генваря въ 25 де(нь)… отпущено в Таможенной приказ образ Живоначальные Троицы, на полем написан благоверный князь Всеволод да благоверная княгиня Ольга, оклад по полямъ басмянной серебрян золочен, венцы и подписи резныя, наведены финифты, подкладка камка червчата» ( Успенский. 1914. С. 3). Ко 2-й пол. XVIII в. относится одна из самых ранних известных единоличных икон О. (ВУИАХМЗ; возможно, восходит к живописному оригиналу). Поясное изображение О. в 3/4-ном развороте к Иисусу Христу в левом верхнем углу заключено в овальный медальон; на ее голове - диадема в виде небольшого кокошника, светлый плат обвивает шею и плечи. На иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (ГИМ) определяющим для изображения О. стало стремление подчеркнуть ее царское достоинство: святая представлена без нимба и с надписью, в к-рой названа святой блаженной княгиней российской. Как на парадных портретах, она показана в пространстве открытого портика у престола, в подбитой горностаем шубе, в увенчанной крестом имп. короне, без плата, волосы распущены; в правой руке она держит скипетр; левая - лежит на державе с белым платом на престоле; здесь же стоит небольшой крест, что, возможно, является отсылкой к Житию О. Примеры сходных по иконографии икон (детали облачения варьируются): «Св. кнг. Ольга и царь Давид» (1855, НГОМЗ); кон. XIX в. (НГОМЗ); «Равноап. кнг. Ольга в молении Спасителю» (кон. XIX в., частное собрание); икона (под поздней записью) из ц. равноап. кнг. Ольги из с. Преполовенка Безенчукского р-на Самарской обл.; 2-сторонняя икона (нач. ХХ в., Раменский ист.-худож. музей; на лицевой стороне - Ченстоховская икона Божией Матери (?), на обороте - предположительно О.); поясная икона в окладе (худож. М. Страшнин (?), 1818, Красноярский краевой КМ); «Св. кнг. Ольга и прор. Анна» (1888, ЗИАХМЗ) и др.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

5132. МАРЧЕНКОВ А., свящ. Оптинский старец Варсонофий (Плеханков). – 1991, 6, 24; 7, 20; 9, 36; 10, 34. 5133. ДАМАСКИН, иером. Епископ Кинешемский Василий - исповедник веры. – 1991, 10, 30. 5134. ДАМАСКИН, иером. Свидетель истины. (Митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). – 1990, 12, 31. 5135. ВОСТРЫШЕВ М. Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин. – 1993, 2, 37. 5136. ПОСЛЕДНЕЕ слово на суде 4 июля 1922 года. (К прославлению святителя Вениамина Петроградского, мученика и исповедника, расстрелянного в 1922 году). – 1992, 1, 52. 5137. МИТРОПОЛИТ Петроградский Вениамин (Казанский). – 1992, 6, X. 5138. ЛЕБЕДЕВ В. “Великого Владимира восхвалим”!–1988, 6, 19. 5139. МАРЧЕНКОВ А., диак. Жертва очищения. – 1990, 7, 37. 5140. МИТРОПОЛИТ Киевский Владимир (Богоявленский) . – 1992, 6, X. 5141. ЯКУНИН В. Священномученик Владимир, митрополит Киевский. (К 150-летию со дня рождения и 80-летию со дня мученической кончины). – 1998, 1, 30. 5142. ТЭОР О., ГРАДОВ В. Жизнь и труды святого князя Псковского Всеволода-Гавриила. (К 150-летию перенесения мощей). – 1984, 9, 12. 5143. ПРОКОФЬЕВА И. Богослов, философ, проповедник. (К 200-летию со дня преставления святителя Георгия (Конисского) . – 1995, 12, 39. 5144. ЧАПЛИН В. Светильник веры и любви. Преподобный Герман Аляскинский и его роль в утверждении христианства на американском Севере. – 1988, 1, 48. 5145. ЕВЛОГИЙ, архим. Из летописных сведений о святом князе Московском Данииле. – 1984, 5, 13. 5146. ФЕОФИЛАКТ, игум. Благоверный князь Димитрий Донской. (К 600-летию со времени блаженной кончины (1389–1989). – 1989, 3, 61; 4, 60. 5147. КРАТКИЕ сведения из жития великого князя Димитрия Иоанновича. – 1989, 4, 56. 5148. ЛУПАНДИН В. Претерпевший до конца-спасется. (Жизнеописание священника Димитрия Овечкина). – 1993, 7, 10. 5149. КУЗЬМИНСКИЙ В. Святая преподобная Евфросиния Суздальская. – 1995, 11, 42. 5150. МИЛЛЕР Л. Великая княгиня Елизавета Феодоровна. – 1991, 3, 32. 5151. ВЕЛИКАЯ княгиня Елизавета. – 1992, 6, XI. 5152. А.К. Адамант веры. (К 75-летию со дня прославления Священномученика Ермогена). – 1988, 5, 16.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Hinterberger M. A Neglected Tool of Orthodox Propaganda? P. 139–141 ; Лосева О. В. Кантарские преподобномученики//Православная энциклопедия. Т. 30. М., 2012. С. 507–508.   Hinterberger M. A Neglected Tool of Orthodox Propaganda? P. 141–143.   Mitrea M. Remarks on the Literary Representations of the “Other” in Late Byzantine Hagiography//Byzantine Heritages in South-Eastern Europe in the Middle Ages and Early Modern Period. Heidelberg, 2022. рр. 406–410.   Афиногенова О. Н. Савва Новый//Православная энциклопедия. Т. 61. М., 2021. С. 63.   Hinterberger M. A Neglected Tool of Orthodox Propaganda? P. 143–145.   Beck H.-G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. S. 699–700.   Beck H.–G. Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich. S. 793–796.  Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2 (вторая половина XIV — XVI в). Ч. 3. Библиографические дополнения. Приложение. СПб..: Дмитрий Буланин, 2012. С. 635–738.   Подскалски Г. теолошка у Бyrapckoj и Cpбuju (865–1459). Београд, 2010. С. 359–360.   Рансимен С. Великая Церковь в пленении. История греческой церкви от падения Константинополя в 1453 г. до 1821 г. СПб., 2006. С. 234–235.   Подскалски Г. теолошка у Бyrapckoj и Cpбuju. С. 433, 484.  Мы не рассматриваем в качестве самостоятельного агиографического произведения Повесть о Довмонте-Тимофее Псковском, в которой есть несколько антилатинских эпитетов, поскольку она, составленная в 1340-е годы, формировалась в связи с составлением псковских летописей, а в проложной редакции антилатинская тематика отсутствует ( Охотникова В. И. Псковская агиография XIV–XVII вв.: исследования и тексты: в 2-х т. СПб., 2007. Т. 1: Жития князей Всеволода-Гавриила и Тимофея-Довмонта. С. 412–413, 417, 426, 461 и др.).   Кривошеев Ю. В., Соколов Р. А. Политика Александра Невского в балтийско-скандинавском регионе//Труды кафедры истории России с древнейших времен до ХХ века. СПб., 2012. С. 275–282; Ранне А., прот. Святой благоверный великий князь Александр Невский и его время//Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. No 3(42). С. 261–267.

http://bogoslov.ru/article/6193711

Благоверной княгини Ольги, св. князя Владимира, повесть о св. муч. Борисе и Глебе, о св. кн. Александре Невском, о Всеволоде Псковском и др. Над продолжением и дополнением Степенной книги Макарий в сане митрополита также усердно трудился, как и над продолжением составления житий для своих Четьи-Миней. Доказательством сему служит то, что в сохранившемся списке Степенной книги, писанным в его время, и продолженном до самой его кончины, есть статьи, писанные им самим, напр., описание первых 26 лет правления царя Иоанна Васильевича, и есть статьи, составленные по его благословению и тогда же, а не после, занесенные в Степенную книгу 261 . Вообще, владыка Макарий оставил по себе бессмертную память своими литературными трудами, которых большая часть принадлежит именно времени святительства его в Новгороде. С особенной энергией занимаясь делами церковного управления, архиеп. Макарий своим умом, деятельностью и мудрой распорядительностью на пользу своей паствы, церкви и государства, умел заслужить расположение и державных. В декабре 1527 г. в. к. Василий Иванович, прибыв в Тихвин помолиться Пречистой Богородице о своем здравии и спасении, и «чтобы Господь Бог даровал ему плод чрева», вызвал туда для совокупной молитвы и архиепископа Макария, который пел молебны «соборне с игумены и священники, и божественную литургию совершал о государском здравии и всего православного христианства», и затем с честью был отпущен в свою архиепископию 262 . Неоднократно и после того в. князем давались архиеп. Макарию важные государственные поручения, как мы видели выше, и оказывалось ему со стороны в. князя внимание. Так, в 1530 г. в. князь, назначив в Новгородский Юрьев монастырь настоятелем своего архидиакона инока Силуана, и в 1532 г. в Хутынский – «старца из Осифовы пустыни инока Феодосия, клирика чином», для возведения первого в сан архимандрита, а второго – в сан игумена, отправил в Новгород к архиепископу Макарию 263 . При в. князе Иоанне Васильевиче IV еще более высказалось доверие и уважение к архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Богородичен: Бяше естество человеческое, еже прежде осужденное падением преступления,/обрете же, Богородице, Рождеством Твоим благословение воистинну/и поет радостно:/благословите, вся дела Господня, Господа. Песнь 9 Ирмос: Камень нерукосечный/от несекомыя горы – Тебе, Дево,/краеугольный отсечеся –/Христос, совокупивый разстоящаяся естества./Тем, веселящеся, Тя, Богородице, величаем. Якоже в сладости райстей/и в ней Царствие, Власие, мудре святителю, наследие уготовляя,/на заколение потекл еси, о Господе радуяся. Гордыню посекл еси ты, блаженне, духовным мечем/возносящихся суетно на стадо твое безбожных,/твоими кровьми украсив благочестне. Власие, мудре святителю, со страждущими с тобою женами, вкупе и с детьми Божественными/благословеньми хвалящия тя венчати помолися,/яко от начала тебе слово воспевших. Богородичен: В Рождестве Дева явилася еси, яко прежде Рождества, Богородице,/и по Рождестве такожде уставленныя законы естества прешедши, Владычице./Темже Тя вси величаем. Светилен: Подобен: Небо звездами: Святитель и мученик, преподобен, незлобив явлься, Власие,/страстей Христовых раны нося,/Давшаго ти благодать исцеляти вся недуги. Богородичен: Тя Даниил преднаписует несекомую гору, из неяже честный Камень отсечеся,/истневая идольския храмы, Богородительнице Марие. Священномученик Власий, епископ Севастийский Священномученик Власий, епископ Севастийский жил в городе Севастии (Каппадокийская область Малой Азии) и известен своей праведной и благочестивой жизнью. По единодушному избранию жителей он был рукоположен епископом своего города. Это произошло во времена царствования римских императоров Диоклитиана (284–305) и Ликиния (307–324) – жестоких гонителей христиан. Святой Власий укреплял своих пасомых, посещал заключенных, поддерживал мучеников. Многие христиане в то время скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Святому Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос. Там он стал подвизаться в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их. Больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки. Убежище святого было открыто слугами правителя Агриколая. Они прибыли для отлова зверей, необходимых им для терзания мучеников-христиан. Слуги донесли своему господину, что на горе скрываются христиане, и он приказал схватить их. Однако посланные нашли лишь Севастийского епископа. Прославляя и благодаря Бога, призывающего его на подвиг, святой Власий последовал за воинами. По пути в город святой исцелял больных и совершал чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Богородичен: Воста от отча падения, Богородительнице Чистая,/и от клятвы избавися яве праматерния, Пресвятая,/Твоим Рождеством род весь человеческий. Песнь 3 Ирмос: Веселится о Тебе Церковь Твоя, Христе, зовущи:/Ты моя крепость, Господи,/и прибежище, и утверждение. Яко ведом Богу, священствовати Христу помазался и научился Духом,/сам ся кровию освятил еси. Ученьми воистинну сбытием мудрых дел твоих/Церкви был еси мученик и учитель, Власие. Образ благочестия Церкве Христовы был еси,/священную одежду твою кровьми уяснил еси страданий твоих. Богородичен: Рождши на земли пребогатаго Бога, Чистая,/человеческое падение на Небеса возвела еси. Кондак, глас 2. Подобен: Вышних ища: Божественное прозябение, цвет неувядаемый,/лозы Христовы розго многострадальная, Богоносе Власие,/верою чтущия память твою веселия твоего исполни,/моляся непрестанно о всех нас. Седален, глас 8. Подобен: Премудрости: Благочестия сый прозябение честно,/нечестия явился еси потребитель, Власие прехвальне, силою духовною:/на судищи бо идольскую лесть обличил еси/и благодерзновенно пети Троицу проповедал еси;/темже и беззаконным предався, страстотерпче, зверя уморил еси, злоначальнаго змия./Сего ради вопием ти:/моли Христа Бога, согрешений оставление даровати чтущим любовию святую память твою. Слава, и ныне, Богородичен: Солнца облаче разумнаго,/Божественнаго Света светильниче златокованный,/нескверная, неблазная, Всенепорочная Владычице,/омраченную душу мою ослеплением страстей безстрастия зарею просвети, молюся,/и оскверненое ми сердце омый потоки умиления, покаяния же слезами,/и от тимения мя очисти дел моих,/да любовию зову Ти:/Богородице Приснодево,/моли Христа Бога прегрешений оставление подати ми,/Тебе бо имею надежду, раб Твой. Крестобогородичен: Агнца, и Пастыря, и Избавителя/Агница зрящи на Кресте,/восклицаше, плачущи, и, горько рыдающи, вопияше:/мир убо радуется, приемляй Тобою избавление,/утроба же Моя горит, зрящи Твое распятие, еже терпиши за милосердие милости./Долготерпеливе Господи,/милости бездно и источниче неисчерпаемый,/умилосердися и даруй согрешений оставление/верою поющим Божественныя страсти Твоя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010