А 7 февраля, в мясопустное воскресенье, город был взят приступом и опустошён татарами. Святитель Митрофан, супруга великого князя Георгия Агафия, дочь Феодора, невестки Мария и Христина погибли – сгорели заживо в соборе. Сыновья Всеволод и Мстислав были убиты в сражении. Большая часть горожан были убиты, немногие взяты в плен. Князь Владимир зверски замучен татаро-монголами прямо у Золотых ворот... Предположительно в память о месте гибели молодого князя Владимира на левом (западном) косяке арочного проема Золотых ворот уставом была сделана памятная надпись «Гюргич». (Забегая вперед, скажем, что княгиня Агафия Всеволодовна и ее сын князь Владимир были прославлены РПЦ в 1982 г. День их памяти – в Соборе Владимирских святых 23 июня/6 июля). Узнав о взятии и опустошении Владимира и Суздали, о горькой участи своего семейства, князь Георгий тяжко скорбел. Под тяжестью потери он возложил всё упование на Господа, всецело предаваясь Его Святой воле. Удаляясь в Ярославль, дорогою взял с собою ростовских князей с их дружинами. Весть об огромном числе неприятеля заставила князя решиться идти в глухие места на реку Сити, туда, где вокруг – одни болота. Туда же были приглашены и ополчения князей Переяславльского Ярослава и Юрьевского Святослава. Батый же, взяв Владимир, отправил войска к Ярославлю, чтобы догнать великого князя. Георгий решился сберегать слабые силы свои до лучшего времени. Великий князь отправил Дорожа Дорофея Семеновича с тремя тысячами воинов «пытать» татар, – разведать, где появятся они, чтобы вовремя или идти далее на север в Новгородские владения или приготовиться к битве. Но, в то время, как Георгий ждал татар от Ярославля, от которого они гнались за ним, полководец Батыя Бурундай пошел из Владимира. Опустошительной лавиной двигались татары, истребляя на своем пути города и веси. Пал Переяславль, истребительная волна двигалась к Бежецкому Верху. Тут-то Дорож неожиданно и наткнулся на татар. Жаркая схватка Дорожа с татарами оставила по себе память в имени села Могилец.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

В 1547 и 1549 гг., став уже Первоиерархом Русской Церкви, святитель Макарий созывает в Москве Соборы, известные под именем Макарьевских, на которых решался только один вопрос: о прославлении русских святых. Во-первых, был решен вопрос о принципе канонизации на будущее время: установление памяти общечтимым святым отныне подлежало соборному суждению всей Церкви ( 11 , 103). Но основным деянием Соборов стало торжественное прославление 30 (или 31) 18 новых общецерковных и 9 местночтимых святых ( 21 , 50). На Соборе 1547 г.19 были канонизированы: 1) святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461); 2) святитель Иоанн, архиепископ Новгородский (+ 1186); 3) преподобный Макарий Калязинский (+ 1483); 4) преподобный Пафнутий Боровский (+ 1477); 5) благоверный великий князь Александр Невский (+ 1263); 6) преподобный Никон Радонежский (+ 1426); 7) преподобный Павел Комельский, Обнорский (+ 1429); 8) преподобный Михаил Клопский (+ 1456); 9) преподобный Савва Сторожевский (+ 1406); 10-11) преподобные Зосима (+ 1478) и Савватий (+ 1435) Соловецкие; 12) преподобный Дионисий Глушицкий (+ 1437); 13) преподобный Александр Свирский (+ 1533). Для местного почитания 20 на Соборе были прославлены : 1) блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский (+ 1434); 2-4) благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские (+ 1129); 5-6) благоверные князья Петр и Феврония, Муромские (+ 1228); 7) святитель Арсений Тверской (+ 1409); 8-9) блаженные Прокопий (+ 1303) и Иоанн (+ 1494), Христа ради юродивые, Устюжские. Собором же 1549 г., сведений о котором сохранилось гораздо меньше 21 , были, предположительно 22 , прославлены следующие святые: 1) святитель Нифонт, архиепископ Новгородский (+ 1156); 2-3) святители Новгородские Иона (+ 1470) и Евфимий (+ 1458); 4) святитель Иаков, епископ Ростовский (+ 1392); 5) святитель Стефан Пермский (+ 1396); 6) благоверный князь Всеволод Псковский (+ 1138); 7) благоверный князь Михаил Тверской (+ 1318); 8) преподобный Авраамий Смоленский (+ начало XIII в.);

http://pravoslavie.ru/2367.html

Иже братия! предлежит нам живот и смерть. Братия мужи Псковичи! потягните за Святую Троицу и за Святыя Церкви и за свое отечество! Сие восклицание Домантово живо тронуло всех и затвержено Псковичами так, что часто даже по смерти его при подобных случаях повторяемо бывало в войсках предводителями. К сему прибавляет Псковская Летопись:,,тогда уже приспе день великого и славного Воеводы, Мученика Христова Леонтия месяца июля 18, и рече Князь Тимофей:,,Святая Троице и Святый великий Воевода Леонтий и Благоверный Князь Всеволод! помозите нам в час сей на супротивные враги. И ехав Князь Домант с мужи Псковичи, Божиею силою и Св. Леонтия одним девяностом седм сот победи. Тогда убиен бысть Князь Великий Литовский Готрот (или Гедроиц) и иных Князей много избиша; а иная Литва в Двине истопоша, а иных Двина изверже 70 на остров Гойдов, а инии на прочие острова извержени быша, а инии вниз по Двине поплыша. Тогда же у6иен бысть Антон, един Псковитин, сын Лочков, брат Смолигов. А инии все без вреда сохранены быша и проч;” 2) второй Домантов поход на Литву того же года зимой, в коем убил он и Великого Князя Литовского Герденя; 3) совокупно с Новгородцами в Естляндию к городу Ракобору, или Везенбергу в 1268 году; 4) от Ракобора Домант один со Псковичами ходил к Вируяну т. е. по Вирландской или Везенбергской округе и везде разорял капища языческие даже до моря; 5) в следующую зиму Лифляндцы во множестве приходили ко Пскову, но Домантом прогнаны; б) через два года, а по сказанию Домантова жизнеописателя, через несколько дней после возвращения Доманта из Естляндии опять Лифляндцы напали на Псковскую Область и заняли несколько сел; но Домант сев на 5 лодок с 60 человеками, нагнал их на реке Мироповне и разбил 800 человек, а скрывшихся в сухую траву на одном острове выгнал зажжением оной; 7) в 127З, а по другим известиям в 1269 году Лифляндский Орденмейстер Оттон фон Роденштеин сам с войском около 18,000 на судах и сухим путем, имея при себе многие стенобитные орудия, напал на Псковскую Область, сжег Изборск и подступил под Псков.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Архистратиг небесных воинств Архангел Михаил верхом на крылатом огненном коне, находится у врат Небесного Иерусалима и, обернувшись назад, призывает всех остальных следовать за ним. Навстречу конному и пешему войскам летят ангелы, которые несут воинам венцы, благословленные Богомладенцем Христом и Пречистой Девой. Вслед за Архангелом Михаилом впереди войска скачет молодой воин в алом плаще со стягом в руках. Всадник со стягом, как и архангел Михаил, обращает свой взгляд к остальным воинам, тем самым призывая их следовать за собой. Над его головой изображены три ангела, держащие в руках один венец. Историки считают, что молодой воин в алом плаще – сам Государь Иоанн Васильевич. Три ангела, как ангелы трёх царств, над которыми властвует Русский царь, а венец в их руках – шапка Мономаха.  В центре среднего полка изображён величественный всадник  на вороном коне в царском одеянии с крестом в руках. Некоторые исследователи считают, что всадник с крестом в руках – святой равноапостольный император Константин Великий. Другие полагают, что это Владимир Мономах, которого Грозный царь считал первым русским царем. Вслед за царем с крестом изображены три всадника в княжеских одеждах: святой князь Владимир Святославич со своими сыновьями святыми Борисом и Глебом.  Верхний ряд воинов возглавляют князь Димитрий Донской и его небесный покровитель великомученик Димитрий Солунский. Предводителями нижнего ряда выступают воин без нимба с алым стягом, святые Александр Невский и Георгий Победоносец. Кроме них, в воинах верхнего и нижнего рядов изображены святые Феодор Стратилат, Андрей Стратилат и русские благоверные князья Михаил Черниговский и Михаил Тверской, Всеволод-Гавриил Псковский, Довмонт-Тимофей Псковский, Феодор, Давид и Константин Ярославские. Святые покровители русских воинов ведут свои полки в Небесный Иерусалим.  Смысл иконы отражает мученичен 9-й песни утреннего канона среды: « Полк богособран, воинство небесное, собор избранный, святая сень явистеся, вы всехвальнии мученицы Спаса, лукавого грады разрушающе Божественною благодатию ».

http://radonezh.ru/2021/02/19/hram-bessm...

Многогранно также предназначение свечи, её применение. На памяти автора такой обычай: во время богослужения в храме могли передаваться деньги в церковный ящик, на которые затем ставилась “общая” свеча в храме 39 . Некоторые свечи, возжигаемые во время богослужения, имеют особое значение в жизни христианина. Это венчальные свечи и свечи, горевшие во время чтения двенадцати Евангелий в Великий четверток. “У русских верующих людей издавна принято нести в дом свой зажжённую свечу от утрени Страстей, начертывая ею крест на дверях своих в воспоминание страданий Господа и в знак ограждения от приражений зла” 40 . Об умиротворяющем действии свечи священник-богослов пишет следующие слова: “Её теплом согревается наша душа, когда поражённый тяжёлым горем человек теряет способность молиться и в оцепенении чувств стоит перед святой иконой” 41 . По-своему, как поэт, А. Н. Майков выразил в 1868 году свои мысли о свече, о силе её воздействия на душу человека: Дорог мне перед иконой В светлой ризе золотой, Этот яркий воск, возжжённый Чьей неведомо рукой. Знаю я: свеча пылает, Клир торжественно поёт — Чьё-то горе утихает, Кто-то тихо слезы льёт. Светлый ангел упованья Пролетает на толпой… Этих свеч знаменованье Чую трепетной душой: Это — медный грош вдовицы, Это лепта бедняка, Это… может быть… убийцы Покаянная тоска… Это — светлое мгновенье В диком мраке и глуши, Память слез и умиленья В вечность глянувшей души 42 . Интересны исторические свидетельства, относящиеся к XVI веку и связанные со свечами. В летописи читаем: “Да едучи из Пьскова князь Великий Василей Иванович велел устроити у Троици свечю негасимую день и нощь, а в Новгороде в Великом едучи на Москву также велел свечю неугасимую пред Софиею Премудростию Божиею день и нощь, по старине, как была преже” 43 . В 1550–1552 годах духовный писатель-агиограф, псковский священник Василий составил довольно пространное Житие благоверного князя Всеволода-Гавриила Псковского (†1138; пам. 11 февр.). Автор присоединил к Житию Всеволода-Гавриила повествование об обретении и перенесении его святых мощей в 1192 году и о чудесах, совершавшихся в конце XV и в первой половине XVI века. Н. Барсуков говорит о творении книжника: “По отношению к истории Пскова в первой половине XVI века не лишены интереса чудеса, рассказанные со слов самих исцелённых” 44 . В описании чудес встречаются весьма интересные особенности. В житии говорится, например, об обычае ставить перед ракой мощей святого князя “заветной” свечи длиной в рост больного как молитвенной жертвы с молением об исцелении 45 . Таким образом, можно говорить о свече как неугасимой и мерной. Данные термины ассоциируются с такими понятиями, как “неусыпающая” Псалтырь, читаемая в монастырях беспрестанно; а также — с мерной иконой, на которой изображается Небесный покровитель родившегося младенца, росту которого соответствует размер иконы.

http://pravmir.ru/pravoslavnyie-svyatyin...

Стартовала экспозиция с образа святых князей Владимира, Бориса и Глеба 1675 года. В феврале здесь можно было увидеть парный образ святых Михаила и Феодора Черниговских XVII века из подмосковного села Никольское-­Хинки и образ святого благоверного Всеволода-Гавриила (князя Псковского) XVI века из собрания С. П. Рябушинского. В марте демонстрируются большая житийная икона святителя Филиппа XVII века из московской церкви Николая Чудотворца «Большой Крест» и образ преподобного Антония Дымского 1820-х годов. Приводим последующий порядок экспонирования. Апрель Преподобный Серафим Саровский (нач. ХХ в., из церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове). Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие (XIX в., из старообрядческой церкви в Токмаковом переулке). Май Чудо святого Георгия о змие (XIX в.). Святитель Алексий, митрополит Московский (нач. XVIII в.). Июнь Святители Леонтий, Исаия и Игнатий Ростовские в предстоянии Спасу Эммануилу (XIX в.). Владимирская икона Божией Матери (кон. XVII в., Оружейная палата Московского Кремля). Июль Боголюбская (Московская) икона Божией Матери (кон. XVIII в.) с предстоящими святителями Петром, Алексием, Ионой, Филиппом, блаженными Василием и Максимом. Святые царственные страстотерпцы Николай, Александра, Ольга, Мария, Татиана, Анастасия, Алексий (2008 г., написана по заказу музея М. А. Скутте). Август Святой мученик Иоанн Воин (XVIII в.). Чудо архангела Михаила о Флоре и Лавре (XVI в., из Сумского посада в Карелии). Сентябрь Благословение преподобным Сергием Радонежским битвы Куликовой (2014 г., написана по заказу музея М. А. Скутте). Преподобный Иосиф Волоцкий (кон. XVII в.). Октябрь Преподобный Сергий Радонежский с житием (XVII в., из церкви святителя Николая Мирликийского на Щепах). Святитель Петр в предстоянии Господу Вседержителю со сценами жития (XIX в.). Ноябрь Святой великомученик Димитрий Солунский (нач. XVIII в.). Святитель Димитрий Ростовский (втор. пол. XVIII в.). Декабрь Святой благоверный князь Александр Нев­ский (кон. XIX в.).

http://e-vestnik.ru/analytics/vesna_vros...

П.В. Долгоруков Князья Шуйские Знаменитая в русской истории фамилия князей Шуйских, происходящая от князей Суздальских, угасла в России в 1638 году, но продолжала существовать в Литве (нынешних западных губерниях). Эта литовская ветвь князей Шуйских происходит от князя Ивана Дмитриевича Шуйского, по прозвищу Губка выехавшего из России в Литву при Царе Иоанне IV. Потомство князя Губки разделилось на две отрасли, из коих одна поселилась в Литве, другая на Волыни; сия последняя отрасль угасла в начале девятнадцатого века 84 , а литовская существует и поныне. отцовский ОТ РЮРИКА КОЛЕНО X: Великий Князь Ярослав-Феодор Всеволодович, рождение 1190 † 1246 (см. статью о князьях Щепиных-Ростовских) КОЛЕНО XI: Святый благоверный Великий Князь Александр Ярославович Невский (во иноках Алексий), рождение 1220 † 1263; женат на княжне Полоцкой Александр-Вассе Брячиславовне 85 КОЛЕНО XII: Князь Василий Александрович † 1271 Князь Дмитрий Александрович † 1294 Андрей Александрович, Великий Князь Российский † 1304; женат на княжне Василисе Дмитриевне Ростовской Князь Даниил Александрович Московский † 1303; родоначальник Великих Князей Московских Княжна Евдокия Александровна КОЛЕНО XIII: Князь Александр Дмитриевич † 1292 Князь Иоанн Дмитриевич Переяславский † 1302 Княжна Мария Дмитриевна, за Довмонтом, князем Псковским Князь Юрий Андреевич † 1279 Князь Борис Андреевич † 1303 Князь Михайло Андреевич Суздальский КОЛЕНО XIV: Князь Василий Михайлович Суздальский † 1309 КОЛЕНО XV: Князь Константин Васильевич Суздальский † 1355; женат 1. на Анне Васильевне; 2. на Елене NN КОЛЕНО XVI: Князь Андрей Константинович Суздальский и Нижегородский † 1365; женат на Василисе NN (во инокинях Феодоре) † 1377 Князь Дмитрий-Фома Константинович Нижегородский и Суздальский, и в продолжение некоторого времени Великий Князь Владимирский † 1383 Князь Борис Константинович Городецкий, потом князь Нижегородский и Суздальский † 1394; женат на княжне Марие Ольгердовне Литовской Князь Дмитрий Константинович Ноготь, угасших князей Ногтевых

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Дополнение Житие святого благоверного князя Всеволода (в крещении Гавриила), Псковского 2, 41, 79 Память его празднуется месяца февраля в 11-й день, месяца апреля в 22-й день и месяца ноября в 27-й день † 1138 Всеволод Мстиславович – первое княжение в Новгороде началось с марта 1117 г., окончилось весной 1132 г. 41 " Подвизайся добрым подвигом веры, держись вечной жизни, к которой ты и призван« ( 1Тим.6:12 ), – так учил апостол. Значит, могут быть и громкие дела на земле и не быть достойными желаний души бессмертной. Да, напрасны труды и подвиги, если они не одушевлены святою верою, если они не имеют значения для блаженной вечности. Почести, слава, знатность ценны ли по себе, когда проходят, как сон? Жизнь князя Всеволода-Гавриила и в круге общественном, и в круге частном была жизнью для вечности. Потому-то известность его прочна. Сын святого великого князя Мстислава и внук доблестного великого князя Владимира Мономаха 2 , родился и воспитывался в Новгороде 79 , является в жизни общественной в 1117 г. В этом году престарелый Мономах вызвал Мстислава из Новгорода в Киевский Белград, чтобы иметь в нем помощника себе, а в Новгороде велел оставить внука, юного Всеволода. Достойный сын великого Мстислава много сделал добра для новгородцев, но они заплатили ему за то скорбями. Начало своего княжения юный, добрый князь ознаменовал построением великолепного храма в Юрьевой обители. «Князь Всеволод Мстиславич, – говорит летопись, – заложил в 1119 г. вместе с игуменом Кириаком каменную церковь в Великом Новгороде, в 3-х верстах от города, во имя святого великомученика Георгия; и устроили монастырь великий, собрали братию; князь Всеволод докончил храм и освятили его. «Вот я, Всеволод, дал святому Георгию серебряное блюдо, в 30 гривен серебра; велел бить в него на обед, когда обедает игумен», – так говорит смиренный князь в прибавлении к грамоте отца своего, которою тот дал монастырю село Буйце. Всеволод дал еще Юрьеву монастырю погост Ляховичи с землею и с людьми, и с коньми, и лес, и борти, и ловища. Мир хочет жить только для своего удовольствия. «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих», – говорит Богодухновенная мудрость ( Притч.3:9 ). И князь Всеволод поступил не по правилам мира забывчивого, а по внушениям любви к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Града Пскова святые 146. Святый и благоверный князь Всеволод во святом крещении нареченный Гавриил мстиславич Псковский преставися в лето 6640, месяца февраля в 11 день Внук Владимира Мономаха , сын Мстислава Великого, с ранней юности поставленный отцем на княжение в Новгороде, заложил величественный храм св. Георгия в ЮБрьеве монастыре и снабдил обитель грамотою (подробности в моих «Рассказах из Ист. Рус. Церкви», изд. 1873 г. 1, 63). Изгнанный Новгородцами, принят во Пскове и там ум. 1138 г. В летописи о кончине его записано: «в лето 6645 преставися князь Всеволод Мстиславич, внук Володимерь, месяца февраля 11, в четверток масляныя недели, в Пскове, и положиша в неделю в церкви св. Троица, юже бе создал» (IV, стр. 6). Память празднуется 11 февраля, в день кончины и 27 ноября – в день обретения мощей. Мощи обретены в 1192 году и открыто почивали в Псковском Троицком соборе до Петра Великого, по приказанию которого они были закрыты и с того времени остаются под спудом, а в 1834 году переложены вместе с дубовою ракою в серебряную. Над гробом св. князя Всеволода висит огромный и тяжелый меч его, с латинскою надписью: «Honorem meum nemini dabo» (чести моей никому не отдам). (Рисунок и описание этого меча в книге моей «Святыни и древности Пскова». стр. 23). По «Иконописному Подлиннику»: «рус, власы с ушей повились, брада, что Василия Великого , пошире и подоле, шуба червчата, испод лазор, на главе шапка княжеская, в руке церковь празелень с белилом, об одном верху, Святая Троица». Под 11 февраля: «на главе шапка, и шуба на нем княжеская; нецыи пишут в руке церковь , под ногами его лежит бранное оружие и щит». (Филимонов, стр. 202, 269). Житие написано в 1550–1552 году пресвитером Василием, в иночестве Варлаамом. По мнению В.О. Ключевского , чудеса, приложенные к житию, не лишены интереса, по отношению к истории Пскова. (Ключевский, стр. 257). 147. Святый и благоверный князь Домант, в святом крещении нареченный Тимофеем преставися в лето 6807, месяца маия в 20 день По Волынской летописи и Польским Хроникам, Литвин – язычник, князь Нальшанский Довмонт, во время междоусобий в Литве, удалился с дружиною во Псков, там крестился с именем Тимофея и избран Псковичами на княжение в 1266 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Легенда о граде Китеже «Легенда о граде Китеже» — один из центральных мифов русской культуры, прекрасная вариация на тему потерянного Рая. Сам текст «Легенды» составляет вторую часть памятника «Книга глаголемая летописец» в своем окончательном виде сложившимся во второй половине XVIII в. в среде одного из толков старообрядцев-беспоповцев — бегунов (однако его корни прослеживаются до XVII века, а сами предания восходят ко временам Батыева нашествия). Обе части «Книги глаголемая летописец» — рассказ о князе Георгии Всеволодовиче и Легенда о граде Китеже вполне самостоятельны. Однако вместе они образуют два такта одной темы. Князь — потомок Владимира Святого и сын святого Всеволода Мстиславовича Новгородского — само воплощения святости. Он — основатель Китежа. Проигрывая раз за разом войскам Батыя он погибает у Китежа. Это история о святости, место которой в мире — всегда Голгофа. В глазах мира святой всегда проигрывает. Это — вариация Страстей, жертвенной любви. Если так, то «Легенда» — вариация Пасхи, прекрасная иллюстрация способа каким Христос и Его Церковь борется с миром сим. Китеж — беззащитный город без стен, место без насилия, где возносятся молитвы — и войско Батыя, готовое его уничтожить. «Но врата ада не одолеют Церковь». Так и Рай невидимый для мира, незримо присутствует для верных. По мимо «Легенды» размещено либретто оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» — прекрасная, глубокая переработка «Легенды». Вот конец либретто: «Здесь ни плача, ни болезни,/сладость, сладость бесконечна,/радость вечна…». Другим источником либретто послужила «Повесть о Петре и Февронии» КНИГА, НАЗЫВАЕМАЯ ЛЕТОПИСЕЦ, НАПИСАНА В ГОД 6646 (1237) СЕНТЯБРЯ В ПЯТЫЙ ДЕНЬ   Был сей святой благоверный и великий князь Георгий Всеволодович сыном святого благоверного и великого князя Всеволода, псковского чудотворца, что во святом крещении наречен был Гавриилом. Сей святой благоверный и великий князь Всеволод приходился сыном великому князю Мстиславу, внуком же святому и равноапостольному великому князю Владимиру Киевскому, самодержцу Русской земли. Святой же благоверный и великий князь Георгий Всеволодович — правнук святого благоверного и великого князя Владимира.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010