л. 358 об. О погребении слово св. отца нашего Николы. Нач. Благословен еси Господи Ис. Христе Боже нашь, иже дивная и неизреченная дела творя. Апокрифическое житие святителя Николая, кажется, русское. л. 364. Мес. декабря в 6, Слово похвално иже в святых отда нашего Николы, архиеп. Мурь ликийскыя чюдотворца. Нач. Се наста, братие, светлое праздньство. Русское, см. 9 л. 213. л. 367. Св. и знаменоносца Логына. Из Патерика. См. 784 л. 328. л. 370 об. Мес. маиа в 9 день, чюдо св. Николы о трех друзех. См. М 769 л. 33. л. 372 об. О перьмской азбуке. Нач. Кирил философ иже створил грамоту словенскую в 38 слов. Название букв, срав. Опис. Рум. Муз. стр. 514. В конце небрежною скорописью выписана из постной Триоди стихира крестная. л. 374. Николе канон глас 2. Внизу л. 79 скорописью: Сия книга Иванова Посникова сына Панова, что нет дела никому до неа, благословил яго дедушка Селиверст лета 7076 (1568). 792. (1897.) Сборник, полууст., напис. 1572 года, в четверть, 343 листа. л. 1. Сказание главам в настоящей сей книзе. л. 3. Мес. февраля в 11 день, житие и жизнь св. благовернаго Вел. Князя Всеволода Мьстиславича, нареченнаго в св. крещении Гаврила, новаго чюдотворца пьсковьскаго. Нач. Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала. За тем л. 18. Мес. ноемьвриа 27 день, Слово о обретении мощей св. благовернаго Вел. Князя Всеволода, нареченнаго во св. крещении Гаврила, и о пренесении честных его мощей. Сочинение Василия священника псковского. Чудес 21, последнее 7058 (1550) года. л. 58. Мес. сентября в 14 ден, Слово св. Андрея на Вдзвижение честнаго Креста. См. 786 л. 196. л. 62. Мес сентября в 20 день, житье св. мученика Еустафиа Плакиды и жены его и чад его. Там же л. 257. л. 82. Мес. июля в 15, житие благовернаго Князя Владимера, нареченнаго в св. крещении Василиа, крестившаго русьскую землю. Нач. Блаженный Князь Владимер, внук Евгин (sic), крестився сам и чада своя и всю землю русскую крести от конца. То же самое, что в Оп. Рум. Муз. стр. 677, где между прочим говорится: не дивимся, взлюблении, аще чюдес не творить по смерти, мнози бо святии и праведнии не створиша чюдес, но святии суть.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

•  Ярославское княжение св. Феодора пришлось на период татарского господства над Русью, русские княжества должны были платить дань хану, а князья получать ярлык (разрешение) на княжение и принимать участие в военных походах хана.  •  Св. князь Феодор участвовал в кавказском походе хана Менгу-Темира против ясов, закончившемся завоеванием г. Дедякова (древний город в Дагестане, недалеко от Дербента), и в походе против волжских болгар. Св. князь вернулся в Ярославль после многолетней жизни в Орде в 1287 или 1288 г, местом для молитвы он избрал Спасо-Преображенский монастырь, основанный св. князем Константином Всеволодовичем (память его 3 июля). Благоверный князь Довмонт, во святом крещении Тимофей, Псковский (+ 1299) Память его празднуется 20 мая в день преставления, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Псковских святых Св. благоверный  князь Довмонт, в святом Крещении (1265) Тимофей, принадлежал к литовскому княжескому роду. Когда в Литве произошел государственный переворот, он должен был со своими родственниками (см. житие прп. Харитина — 5 окт.) оставить родину. Он нашел убежище в вольном городе Пскове, и псковичи избрали его своим князем.  Он окружил город высокой стеной, называемой Довмонтовой, и счастливо воевал с врагами своего города — немцами и литовцами. Перед боем он приходил в церковь, клал свой меч на престол, молился со слезами, принимал благословение духовного отца своего и его рукой надевал свой меч. По утверждению уроженцев города Пскова, это был тот самый меч с надписью: «Honorum meum nebus davo», то есть «Чести моей никому не отдам», который впоследствии лежал на гробнице князя Довмонта и своей величиной и тяжестью свидетельствовал о росте и силе св. князя. Псковичам князь Довмонт говорил: «Добрые мужи псковские! Кто из вас стар — тот мне отец, кто молод — тот брат!» Он был женат на княжне Марии Димитриевне (в св. схиме Марфа, память ее 8 нояб.), внучке св. вел. князя Александра Невского (память его 30 авг.), и заботился об отце ее князе Димитрии Александровиче, изгнанном братом своим вел. князем Андреем, до его смерти, а после, как удельный князь, был верен Андрею. За все эти добродетели любили его псковичи. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Василид и Филикс, «преподобные отцы Корельского монастыри у окияна моря, бывшие в лето 7000». О монастыре см. в предшествующем списке под сл. Евфимий Корельский. Василид и Филипс принимаются за детей Марфы, Новгородской посадницы, Антония и Филипса, которые утонули в океане недалеко от места монастыря и на гробах которых поставлен был Марфою монастырь. Но эпитет «преподобные отцы» указывает, что они были монахи, каковыми не были дети Марфы (cfr b Чтен. Общ. Ист. и Древн. 1878 г., kh. III, статью: Христианство в пределах Архангельской епархии, стр. Г)21. Василий Иванович, вел. князь. В святцах с летописцем Московск. Дух. Академии, л. 308, между 4-м и 7-м Декабря записано: «В лето 7047 (1539) преставися благоверный великий князь Василий Иванович, во иноцех Варлаам, и во время преставления его исполнися храм благоухания многа». Василий юродивый Сольвычегодский – Неизвестный (у Верюжск. стр. 693). Василий князь (Мстиславич, сын Мстислава Мстиславича Удалого, внук Мстислава Ростиславича Храброго), преставившийся в лето 6726 (1218), мощи (которого) под спудом в Софийском (Новгородском) соборе. См. преосв. Макария Археологическое описание церковных древностей в Новгороде, I, 74. Василий Сухий, ученик преп. Сергия Радонежского. См. моей указанной книги стр. 71 нач. Вассиан, ученик Корнилия Псковского, убитого Грозным 20-го Февраля 1570-го года, пострадавший вместе с своим учителем (у преосв. Сергия). Викентий Вологодский (у преосв. Сергия).-Неизвестный. Владимир Всеволодович Мономах, вел. князь, скончавшийся 19-го Мая 1125-го года и погребенный в Киевском Софийском соборе. Владимир Георгиевич, князь. См. Агафия Всеволодовна. Всеволод Георгиевич, князь. См. Агафия Всеволодовна. Гавриил праведный и сестра его Анастасия праведная, Василевские, (Василева города) чудотворцы. – Неизвестные. У Филимонова в Подлиннике Гавриил называется князем Василиевским: «Гавриил преподобный, князь Василиевский, Мая 26». Так как наши Василевские святые поставлены между святыми городов Юрьевца Поволгского и Балахны, чем указывается на местность, где искать града, Василева, то с вероятностью можно видеть в последнем теперешнюю слободу Василеву, которая находится на Волге, в Балахнинском уезде Нижегородской губернии, в 48-х верстах вверх от Балахны, и которая, быв в старое время городом, до начала XVII-ro века принадлежала князьям Шуйским, см. в Географическо-статистическом словаре Семенова сл. Василева (что в слободе до 1764-го года было четыре монастыря – ibid., а об одном из уничтоженных монастырей-Ист. Uep. III, 502 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Глубокая духовная связь города Пскова со святым князем никогда не нарушалась: он навсегда остался псковским чудотворцем. При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда враги уже разрушили крепостную стену и поляки были готовы ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли на место сражения святые иконы и мощи князя Всеволода, и враг отступил. В то время одному благочестивому старцу Дорофею было дивное явление: Пресвятая Богородица в сопровождении преподобных Антония Киево-Печерского и Корнилия Псково-Печерского и других святых вошла через городскую стену в Покровскую церковь , повелела принести Свой образ и обещала молить Бога о прощении грехов людей. Среди других святых старцу Дорофею явился и благоверный князь Всеволод. Впоследствии в память победы в Покровской церкви у пролома стены была написана икона Богоматери с сопровождавшими Ее святыми и составлена особая служба, которая совершается 1 октября. Икона эта получила наименование Псково-Покровской. Святаго мученика Георгия Софийскаго Аще память святаго мученика Георгия Софийскаго вне Великия Четыредесятницы, на малой вечерни, хотяй бдение сотворити предстоятель, да поет стихиры святаго священномученика Власия. НА ВЕЛИЦЕЙ ВЕЧЕРНИ Первыя кафисмы первый антифон, Блажен муж: На Господи, воззвах: поставим стихов 8 и поем стихиры, глас 1. Подобен: Небесных чинов: Небесных красот возжелал еси,/и временную славу, яко тленну, вменил еси,/и яко безплотен доблественно претерпел еси/многокозненныя муки агарян,/блаженне мучениче Георгие,/ныне же от Христа венчаем/моли спастися душам нашим. На камени веры мысль утвердив,/устремлении безбожных агарян никакоже поколебался еси,/паче же оных нахождения бездельна показал еси,/силе Христовей тя укрепляющей,/Богомудре мучениче Георгие,/моли спастися душам нашим. В Небесных чертозех ликуя/и во славе Христовей ныне веселяся,/не забуди сродных твоих никогда,/но всяческих Царя о нас присно моли,/всехвальне мучениче Георгие,/улучити нам вечнующее блаженство/и спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В семействе и потомстве великого князя Всеволода III, называемого Большое Гнездо, святыми являются: сын его Георгий Всеволодович († 1238), павший в первой битве с татарами на р. Сити; внук его Василько Константинович Ростовский († 1238), по характеристике современника красавец лицом, с очами светлыми и грозными, храбрый, добрый сердцем, ласковый с боярами, весьма воспитанный и очень образованный, замученный в татарской Орде за имя Христово; другой внук – Феодор Ярославич († 1233), скончавшийся в положении жениха непосредственно пред брачным пиршеством, которое по воле отца для него было приготовлено; третий внук Большого Гнезда, брат Феодора, Александр Ярославич Невский († 1263), знаменитый богатырским отражением нападений со стороны шведов, немцев и литовцев, установивший благоприятные отношения с татарами; сын Александра Невского, правнук Большого Гнезда, Даниил Александрович († 1303), благочестивый и добрый князь Московский; правнуки Большого Гнезда братья Василий Всеволодович († 1249) и Константин Всеволодович († 1257), князья Ярославские; четвертый правнук того же Большого Гнезда Роман Владимирович († 1285), князь Угличский, замечательный широкой благотворительностью и попечением о своем народе; пятый правнук его же, Михаил Ярославич († 1318), князь Тверской, замученный в Орде... В лике святых состоят следующие лица из иных княжеских родов. Потомок Ярослава Мудрого в восьмом колене Рязанский князь Роман Олегович († 1270), замученный в татарской Орде за верность Христу. Из литовских князей Довмонт Псковский († 1299), женатый на внучке святого Александра Невского Марии Дмитриевне. Царевич Петр Ордынский († 1290), сын татарского хана Беркая, принявший христианство и свято проживший в г. Ростове. Благоверная княгиня Евдокия Дмитриевна Московская († 1407), супруга Дмитрия Ивановича Донского, замечательная своей привлекательной семейной жизнью. Благоверная княгиня Иулиания Вяземская (†1406), супруга князя Симеона Мстиславича, пострадавшая от великого князя за свое строгое соблюдение супружеской верности и чистоты. Из угличских князей Иоанн Андреевич (†1523), которого вместе с его родными продержали в тюрьме 32 года, чтобы отстранить от притязаний их на великокняжеский престол. Царевич-отрок Дмитрий Иоаннович (†1587), за то же пострадавший в Угличе от подосланных Борисом Годуновым убийц.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Начало местной духовной жизни, подвигов, прославивших город, древнейшие зарайские предания, летописи, важнейшие исторические события города связаны именно с именами князя и княгини. При князе Феодоре икона Святителя Николая прибыла из Корсуня, он же встречал ее у Белого колодца; князь Феодор, молодая княгиня и их малолетний сын приняли мученическую смерть, проявив силу духа христианского. Князь Феодор был сыном рязанского князя Юрия Ингваревича, родился, предположительно, в 1205 г. Его супруга, княгиня Евпраксия, по преданию, родилась в семье греческого царя. Примерно в 1223 г. княжич Феодор Юрьевич получил в удел Зарайское княжество. В 1224 г. началась миссионерская деятельность первосвященника Корсунского Евстафия. Это было время начала монголо-татарского нашествия. В 1223 г. уже произошла битва на Калке, когда русские полки откликнулись на призыв половецкого хана и выступили в его защиту, но сражение было проиграно. Как повествуется в «Повести о принесении иконы Николы из Корсуня», старому пресвитеру древнего корсунского храма Святого апостола Иакова явился во сне великий чудотворец Николай, чей образ находился в храме. Святитель сказал: «Евстафие! Возьми чудотворный образ и пойми с собою супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую. Аз бо тамо хощу образом моим быти и чудеса творити и место прославити…». Пресвитер не поспешил исполнять волю святителя Николая, поэтому еще дважды пришлось во сне повторять великому чудотворцу указание и даже поразить Евстафия болезнью глаз. А 29 июля (по старому стилю) удельный князь Красного (Зарайска) Феодор Юрьевич принял у Белого колодца доставленную из Корсуня пресвитером Евстафием святыню: «В лето 6733 (1225) июля в 29 день, на память Святого мученика Каллиника, при Великом князе Георгии Всеволодовиче Владимирском и при Великом князе Ярославе Всеволодовиче Новгородском и сыне его Александре Невском и при Великом князе Юрии Ингваревиче Рязанском, принесен бысть чудотворный Николин образ из преименитого града Корсуня в пределы Рязанские, во область Благоверного князя Феодора Юрьевича Рязанского».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

Иноки полюбили Димитрия за его особую добродетель, чистоту и подвижничество. В 1354 году преподобный Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским, который неподалеку от Переяславля, близ Радонежа, основал общежительный монастырь во Имя Святой Троицы. Эта и последующие встречи с Преподобным Сергием вызвали у святого инока Димитрия горячее желание создать на берегу Переяславского озера обитель с церковью во имя Святителя Николая Чудотворца. Став игуменом этого монастыря, преподобный установил в нем строгий общежительный устав. Глубокое почитание преподобного Димитрия способствовало быстрому заселению монастыря иноками из других обителей и мирянами, пожелавшими посвятить себя Богу. Мирян этих преподобный Димитрий постригал в иноческий чин. Его известность в народе все более разрасталась и дошла до двора великого князя Московского Димитрия Иоанновича (Донского). Князь просил преподобного игумена Димитрия быть восприемником его детей, на что получил согласие Преподобного. Слава, окружавшая преподобного игумена Димитрия, стала смущать праведника, и он решил покинуть Переяславль и уединиться где-нибудь на Севере. Такое уединенное место преподобный Димитрий со своим учеником Пахомием нашел недалеко от города Вологды, при луке, т. е. при изгибе реки Вологды. Там преподобный Димитрий в 1371 году основал общежительный Спасо-Прилуцкий монастырь с храмом во Имя Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа. Когда стало известно место пребывания преподобного Димитрия, братия Переяславского монастыря стали переходить к нему, а великий князь стал благотворить новой обители. Однажды, занимаясь с братией ручным трудом, Преподобный сказал: «Мы, братия, строим земные тленные вещи, а великий князь Димитрий Иоаннович уже от сего дня не печется о суетном сем житии!» Оказалось, что в тот день и час великий князь Димитрий скончался (9 мая 1389). Преподобный своими подвигами и добродетелями являл замечательный пример собравшимся в его обители. Он проявлял большую заботу о пище и одежде братии, а сам питался просфорой с теплой водой. Одеждой ему служил и зимой, и летом овчинный тулуп. До самой старости преподобный игумен вместе с братией ходил на общие работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но благоверный князь не ограничился лишь изгнанием немцев из Пскова. Нужно было упрочить покой на северо-западе Руси, проучить врага и предупредить возможность с его стороны новых нападений. Благоверный князь решил наказать немцев за их нападения и грабежи наступательным движением на их же владения. Подкрепив себя молитвою в храме Святой Троицы, перед ракою мощей благоверного своего сродника Псковского князя Всеволода Мстиславича, напутствуемый молитвами и благопожеланиями псковичей, Александр Ярославич направился с своими полками в Ливонию. Немцы не ожидали такого быстрого нападения и не могли оказать сопротивления: Ливония была опустошена русскими войсками. На обратном пути из Ливонии в Псков благоверный князь остановился на берегу Чудского озера и здесь 5 апреля 1242 г. произошла знаменитая битва с немецкими рыцарями, известная в истории под именем Ледового побоища [ 14 ]. Многочисленное войско рыцарей уверено было в победе. «Пойдем, возьмем в плен русского князя Александра; славяне должны быть нашими рабами», — хвастливо говорили рыцари. Но, надеясь на помощь Божию и веря в святость и правоту защищаемого им дела, благоверный князь не убоялся этих хвастливых слов. Не смутила его и первая неудача в столкновении с рыцарями. Легкие передовые отряды, посланные благоверным князем следить за движением неприятеля, наткнулись на главные немецкие силы и были разбиты. Часть их попала в плен, другая прибежала к князю с печальным известием о постигшей неудаче. Тогда благоверный князь остановил свои войска на льду Чудского озера возле урочища Воронья камня на Узмени [ 15 ] и здесь начал готовиться к решительной битве. Число его воинов пополнилось свежими силами из новгородцев, но и теперь, по сравнению с рыцарским войском, оно было слишком мало. Зато эта малочисленность возмещалась воодушевлением воинов, их безбоязненною готовностью положить свои головы за правое дело и за любимого князя. Вождю не нужно было подкреплять ратный дух воинов; все сознавали важность предстоящего события и самоотверженно шли на битву с гордым врагом. «О дорогой и честный наш княже! Пришло время, мы все положим за тебя свои головы», — такие воодушевленные возгласы неслись из рядов русских воинов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей русских святых в святцах рукописи показаны следующия: сентября 5 – Глеб князь; октября 5 – святители: Петр, Алексий и Иона. О почитании сих святителей замечено: «В сий день поем службу святым трием святителем Петру и Алексею и Ионе, Киевским и всея Русии чудотворцем. Составльшеся сий праздник в лето седьм тысящь 104 года месяца октября в 5 день повелением благовернаго и христолюбиваго царя и великаго князя Феодора Ивановича всея Русии самодержца, по благосчловению великаго господина Святейшаго Иева патриарха Московского и всея Русии и всего свещеннаго собора»; ноября 27 – Всеволод князь Псковской; ноября 28 – Феодор архиепископ Ростовский; января 17 – Антоний Римлянин; января 28 – Ефрем Новоторжский; февраля 14 – Михаил князь Черниговский; марта 5 – Феодор князь Смоленский и Ярославский и чада его: Давид и Константин; марта 16 – Серапион архиепископ Новгородский; марта 31 – Иона митрололит; апреля 14 – Литовские мученики: Антоний, Иоанн и Евстафий; апреля 30 – Никита Новгородский; мая 2 – Борис и Глеб; мая 7 – Антоний Печерский; мая 15 – Евфросин Псковской; мая 26 – Макарий Колязинскй; мая 27 – святители: Киприян, Фотий и Иона; июня 3 – Димитрий Царевич; июня 29 – Петр царевич Ордынский; июля 24 – Борис и Глеб; июля 27 – Николай Кочанов, юродивый Христа ради Новгородский; августа 13 – Максим юродивый Христа ради Московский; августа 21 – Авраамий Смоленский. Сл. 1156 и 1160. Из славянских святых в святцах рукописи поименованы те же, что и в 1156. Из праздников Богородичных русского происхождения, поименованных в 1160, нет следующих: мая 21 – Сретение иконы Владимирския Божия Матери; июня 26 – Явление иконы Тихвинския Божия Матери; июля 8 – Знамение от иконы Пресвятыя Богородицы в Великом Устюге; августа 8 – Явление иконы Пресвятыя Богородицы на реке Толге. 1155. Святцы (с таблицею из Пасхалии), в четвертку, 53 л., полууставом XIX в., без переплета; 52 лист порван. Первый год в Пасхалии 1851. Из памятей русских святых, отмеченных в современном Церковном Уставе, не показаны те же, что и в 1156 и, сверх того, под 24 ноября память Меркурия Смоленского. Из не отмеченных в современном Церковном Уставе памятей в святцах рукописи показаны те же, что в 1156, за исключением памяти митрополита Киприяна под 16 сентября, славянские святые отмечены те же, что в 1156.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм преподобному Димитрию действительно вскоре был поставлен на площади, против земской палаты. Мощи преподобного Димитрия почивают под спудом в арке среди нижней церкви, посвященной его имени. Над ними устроена деревянная гробница, обитая медными позолоченными листами; на гробнице лежит образ преподобного, писанный в рост, в серебряной ризе. Напротив гробницы, в ногах подвижника, в стеклянном шкафе висят его вериги. Из других вещей, принадлежащих преподобному, в обители сохранились следующие: деревянный осьмиконечный крест, собственноручно сделанный преподобным и водруженный на месте, избранном для построения Спасо-Прилуцкой обители; крест этот, вышиной три аршина, в поперечнике два аршина с четвертью, находится в каменной часовне близ колодца, выкопанного преподобным; другой крест, называемый Киликиевским, принесенный преподобным из Переяславля; келейный образ Божией Матери «Страстной»; фелонь из синей шелковой материи с красными цветами и с оплечьем из разного бархата, на крашенинной подкладке — дар преподобному великого князя Димитрия Донского; черный деревянный костыль с железным наконечником, обвитый красным бархатом и золотым кружевом; деревянные четки с перламутровой инкрустацией. Местное празднование преподобному Димитрию в Спасо-Прилуцком монастыре было установлено, вероятно, с 1409 года, когда начали твориться при гробе его чудеса. К концу XV века празднование преподобному стало уже не только епархиальным, но и общерусским. Всеволод-Гавриил Псковский, благоверный великий князь — преставление Благоверный князь Всеволод Мстиславович был старшим внуком доблестного великого князя Владимира Мономаха, выступил в жизни общественной в 1117 году в Новгороде, а скончался в 1138 году в Пскове, где нетленные мощи его почивают и доныне. О первоначальном его воспитании точных сведений не сохранилось; по древнему же преданию Святая Церковь воспевает князя Гавриила как измлада наученному благочестию христианскому, как наследника добродетелей своего родителя князя Мстислава.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010