После избиения новгородцев Царь отправился в Псков, о чем повествует следующая выдержка из 1-й Псковской летописи: «Того же году, в Великий пост, на первой неделе, февраля месяца, прииде Царь и Великий князь Иван Васильевичь всеа Руси во Псков, опритчиною, со многою ратию, восхоте разорити град Псков, якоже Великий Новград; прииде с великою яростию, яко лев рыкая, хотя растерзан неповинныя люди и кровь многую пролити. Но Господь Бог Всещедрый и Всемилостивый Человеколюбец, благовернаго князя Гавриила Всеволода, промышляя о роде человечесгем, вложи в сердце блаженному Своему угоднику Саллосу Николе и христолюбцу князю Юрью Токмакову, еже преложити сердце Царево от ярости на милость ко гражаном, повеле но улицам града пред домы своими трапезы поставляти и хлебы полагати, якоже и бысть. И егда же прииде князь Великий на поле на близ града и ста во обители святого Николы, на Любятове, в нощи к недели, и начаша утреннюю звонити по всему граду, и тогда, слышав князь велии звон, умилися душею и прииде в чювство, и повеле всем воем меча притупити о камень, и не единому бы дерзнути еже во граде убийство сотворит; и наставшу дни, тридневному Воскресению , прииде во град и удивися веледушию гражаном и любве, еже к нему показаша, стояще все коиждо пред домом своим со женами и детьми, изнесше хлеб и соль пред враты и падше поклонишася Цареви. И срете его игумен Печерский Корнилие со всем освященным собором на площади у преподобнаго Варлаама и у Святого Спаса, и прииде в соборную церковь Святыя Троица и молебная пев, такоже и поклонися чюдотворней раце чюдотворца Гавриила и удивися меча его величествию, еже на гробе святого. И прииде благословится ко блаженному Николе, иже Христа ради похаб ся творя, блаженный же поучив его много ужасными словесы, еже престати от велия кровопролития и не дерзнут еже грабити святыя Божия церкви, Царь же преже сея глаголы ни во что же вменив, повеле у Святыя Троица колокол снята, того же часа паде конь его лутчий по пророчестию святого и поведаша сея Царю; он же ужасен вскоре бежа из града. И повеле грабити имение у гражан, кроме церковнаго причту, и стоял на посаде немного и отъиде к Москве, а церковную казну по обителей и по церквам, иконы и кресты и пелены и сосуды и книги и колоколы пойма с собою» .

http://pravoslavie.ru/137789.html

Три простые толковые древнейшие подлинника изданы в Сборнике Общества древнерусского искусства при Москов. Музее на 1873 год Г. Д. Филимоновым . Так называемый Забелинский (И. Е. Забелина) XVI в. с 17 сентября, новгородский Софийский, что ныне в петербургской духов. академии 1523 XVI в. с 30 сентября за утратою первых листов, и собственный его Филимонова XVII века. Сии подлинники расположены по святцам иерусалимского устава, исключая немногих дней, в которые приводятся святые из славянских рукописных прологов простых и стишных и святцев XVI века. Расположение древних подлинников по иерусалимскому уставу показывает, что они явились в России поздно; иерусалимский устав перешел к нам не ранее конца XIV в. и распространился в XV веке. Подлинники, обнародованные Г. Филимоновым , имеют некоторые, впрочем немногие, особенности в отношении к памятям святых, наприм. 1 сентября в списке XVII века: великий князь Феодор преставися. В бронех, рус, аки Борис (известен один в. князь Феодор Иоаннович, но он преставился 7 января). В Новгородском списке XVI века Симеон, архиепископ сербский, поставлен 12 февр. вместо 13, Савва сербский 16 февр. вместо 12 янв., апр. 28 Иоанн, игумен св. Горы (неизвестен если не Иоанн игумен кафаров в греческих минеях 27 апреля), 29 апр. пр. о. н. Нестора (неизвестен), мая 12 освящение церкви св. Богородицы, юже созда благоверный князь Василий с блаженною Еленою (Василий Иоаннович 1505–1533?). В Забелинском подлиннике Иакова еп. ростовского 22 ноября вместо 27, св. Симеона сербского 17 февраля вместо 13, Всеволода князя псковского 17 февр. вместо 11. Наибольшею полнотою памятей не только восточных, но и русских святых отличается полный подлинник, принадлежащий Г. Филимонову, называемый критическим, составленный в XVIII веке на основании многих источников 408 . В нем найдены такие памяти русских святых, которых нет даже в полных рукописных святцах, содержащих исключительно имена русских святых. В сих святцах часто не указываются дни памятей русских святых, но Филимоновский подлинник ставит их под определенными числами, хотя, как видно, нередко и произвольно. Он писан в селе Палехе, Вязниковского уезда. Г. Филимоновым он относится к началу века. Но в собственном его списке 26 октября значится: «св. Димитрия басарбовского. Мощи сего св. Димитрия... в лето 1779 июля в 8 день принесены в Бухарест». Значит, он писан не ранее 1779 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

То было в 1581 году, при державе благоверного царя и великого князя Иоанна Васильевича Грозного и при польском короле Стефане Батории (по летописи – Абатуре), который в августе того года вторгся в пределы Псковские и победоносно дошел до Пскова, рассчитывая и им овладеть без труда. Непобедимый до сих пор Баторий внушал всем страх. В великом смятении находились и Псковичи, уже не раз испытывавшие на себе тяжесть вражеских нападений. Отдаленность Пскова от Москвы еще более усугубляла тяжесть его положения и вероятность нападения со всеми тяжкими последствиями для жителей. Псковичи, принимая меры для отражения сильного врага, все упование свое возложили на заступление Владычицы, иконы которой «Успение» и «Умиление» были к этому времени принесены из Псково-Печерского монастыря. Пред ними они горячо молились, прося о заступничестве. В это время одному из благочестивых старцев монастыря, бывшего на сем месте и именовавшегося Покровским в углу, Дорофею, было дивное видение. Вечером, сидя в своей келье и плача о предстоящих ужасах для града, он в лучах необыкновенного света узрел Богоматерь. Владычица шествовала по воздуху, поддерживаемая за обе руки преподобными Антонием Печерским и игуменом Псково-Печерской обители Корнилием, незадолго пред тем восприявшим мученический венец от Грозного царя. Вот Она – Светоносная – приблизилась к этой обители, вошла с теми святыми в этот храм, посвященный Ее имени – Покрову Ее над православным христианством, и затем вышла с ними и стала на самой стене градской. По могущественному зову Ее, предстали пред Нею: равноапостольный князь Владимир и Псковские святые – благоверные князья Всеволод-Гавриил и Довмонт-Тимофей, блаженный Николай Христа ради юродивый, святой Нифонт Мирожский и преподобные – Евфросин Спасо-Елеазаровский и Савва Крыпецкий. Все они с великим благоговением преклонились пред Богородицею, а Она во гневе, зря на град, сказала: «О, люди беззаконные! Вы прогневали Сына Моего, Господа и Бога, и осквернили град сей скверными делами. И вот теперь пришла на вас туга и беда великая за то, что вы Сына Моего и Меня не познали». Молитвы святых, окружавших Ее, умилостивили Ее, и Она изрекла обещание пощады нашему граду. Обозначив места, подлежащие особенной защите от нападений, Пресвятая Богоматерь указала на молитву, как на самое могущественное средство к избавлению от грозящей гибели и на покаянное исправление греховной жизни. По Ее же указанию, на то место, где Она стояла, должны быть принесены Печерский образ «Умиления» из собора Святыя Троицы и хоругви. «А людие бы кланяшеся, о гресех своих моляще Милостивого Бога; буду же и Аз молитися Сыну Своему и Богу за ваше согрешение», – сказала Она в утешение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

2) На правой стороне церкви в стенной арке – ГРОБ Великой Княгини Феодосии Мстиславовны, в инокинях Евфросинии, дочери Князя Мстислава Мстиславича храброго. Супруги Князя Ярослава II Всеволодовича, матери св. Князя Александра Невского и Св. Феодора. 3) Над амвоном – ПАНИКАДИЛО медное большое о четырёх ярусах, весом 18 пудов; дано вкладом от Государя Царя Михаила Феодоровича. 4) В ризнице – две подлинные ГРАМОТЫ: а) Великого Князя Мстислава Владимировича; б) Преосвященного Ионы, Архиепископа Новгородского. См. ниже. 5) ПЛАЩАНИЦА, шитая шёлком, золотом и серебром в 1449 году; на ней по краям вышита подпись следующего содержания: Лета 6957, индикта 7 как был Князь Великий Дмитрий Юрьевич в Великом Новгороде и повелением его Великого Князя наряжен был сей воздух в храм Святого Великомученика Христова Георгия того же лета месяца Августа в 23 день Благоверной его Великой Княгиней Софьей и при Сыне Благоверном Князе Иване и был положен в церкви Святого Великомученика Христова Георгия в Великом Новгороде в Юрьеве монастыре при Архиепископе Великого Новгорода Владыке Евфимии, при Архимандрите Мисаиле за оставление грехов и спасения ради душ Наших и Наших детей и тем внучатам и правнучатам в сем веке и в будущем. Аминь. Плащаницы этой длина 2 аршина 11 вершков, ширина 1 аршин 11 вершков. 6) КРЕСТ напрестольный серебряный позолоченный с жемчугом и дорогими каменьями, данный вкладом в 1599 году от Архимандрита монастыря сего Иоакима. 7) РИЗЫ самой лучшей парчи, сделанные в 1749 году, а оплечье на них шито золотом и серебром по малиновому бархату высокой работы в 1812 году. 8) Шапка служебная, в 1812 году устроенная, и есть драгоценнейшая из всех, каковые в Новгородских монастырях ныне имеются. Достопамятные происшествия в этой обители были следующие: 1) В 1196 году погребены в этом монастыре два Князя: Ростислав Ярославич Новгородский и Изяслав Ярославич Псковский 164 . 2) В 1233 году погребён в этом монастыре в соборной церкви Св. Благоверный Князь Феодор Ярославич, брат Св. Александра Невского 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Во-первых, печерский игумен Тихон со всем освященным собором, с честными крестами, и с чудотворными иконами, и со святыми мощами благоверного великого князя Гавриила-Всеволода приходят в то место, в Угол, в храм Пречистой Богородицы, честного и славного ее Покрова, что рядом с тем местом, где те лютые литовские градоемцы замышляли взять город. Здесь они пропели молебен Богу и Богородице то место крестом осенили и святою водою окропили. Также и государевых бояр и воевод крестом благословили, и святою водою окропили, и на подвиг воодушевили, и всех воинов и псковичей вооружили силою крестного знамения Христова; и все к подвигу приготовились. Государевы же бояре и воеводы повелели в том месте укреплять стены города разными сооружениями; за каменной стеной, чуть подальше, начали делать деревянную стену и строить разные укрепления на тот случай, если каменная стена будет пробита из орудий литовскими воинами. Установили и орудия, и детей боярских и стрельцов с их головами на этом же месте распределили, и псковских посадских приписных стрельцов здесь же поставили, у Покровских ворот, где ожидали приступа литовских войск. И таким образом приготовились в этом месте. Также и вокруг всего града Пскова, по Большой Окольной стене и в Среднем городе, каждый воевода свою часть стены укреплял, и наблюдал за людьми и стражами, и неустанно день и ночь готовился к приступу. В той части крепостной стены, что у Покровских и Свиных ворот, был поставлен государев воевода князь Андрей Иванович Хворостинин, кроме того, ревностно трудился здесь и государев воевода князь Иван Петрович Шуйский. Также и все государевы бояре и воеводы съезжались к тому месту на совет, с ними же держали совет и государевы дьяки Богом хранимого града Пскова Сульмен Булгаков и Афанасий Малыгин, и пушечного приказа дьяк Терентий Лихачов приезжал к воеводам на совет. И мудро размышляли они об укреплении города, кого как Бог вразумит, такой и совет давали. Ведь не множеством правителей осуществляются начинания, но добрым советом; им же и Бог помогал в благом решении стойко готовиться к славным подвигам и всячески укреплять городские укрепления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другой древний обряд относится к празднованию в день св. великомученика Георгия (13 апр.). В XVII веке, в этот день, по уставу Соф. собора, положена была в Юрьеве монастыре архиерейская служба. Святитель ездил в монастырь к параклису, всенощному бдению и совершал литургию. В монастыре величание пели певцы, славословие подъдиаки, а доканчивали утреню клирики. Если этот праздник случался на страстной неделе или в первые три дня пасхи, то святитель не ездил в монастырь. В уставе показан порядок, как встречать святителя со крестами на берегу реки Волхова у монастыря, когда приезжал он сюда в лодке на праздник. После стола в монастыре были чаши заздравные про Государево и патриаршее здравие 1012 . О замечательных событиях соборного храма в Юрьеве монастыре свидетельствуют, между прочим, надгробные памятники некоторых известных лиц: 1. По летописям известно, что в 1198 году погребены в Георгиевском соборе два князя: Ростислав Ярославич новгородский и Изяслав Ярославич псковский 1013 . 2. В 1233 году погребен в соборной церкви св. благоверный князь Феодор Ярославич, брат св. Александра Невского, на 14 году жизни, в день брака. Но в 1614 году, во время шведского разорения, св. мощи его, для сохранения от врагов, перенесены в новг. Софийский собор и положены митрополитом Исидором у северной стены, при входе в придел св. Иоанна Предтечи в арке 1014 . 3. В 1244 году погребена в. княгиня Феодосия, дочь Мстислава Мстиславича храброго, а мать св. князя Феодора подле гроба его, преставльшаяся 4 мая. Гробница ее у южной стены собора, вровень с правым клиросом; на ней положена новая плита из белого мрамора с надписью: «лета 1244 мая в великом Новегороде почи о Господе блаженная великая княгиня Феодосия, честнейшая супружница великого князя Ярослава Всеволодовича, с ним же благоговейно пожи и богоугоди, от него породи св. благоверных князей Феодора и Александра Невского и иных седмь сынов, и наконец жития иноческий образ восприимши, в нем же дано бысть ей имя Евфросиния; положена же бысть в обители св. Гергия подле сына своего, св. благоверного князя Феодора на сем месте в каменном гробе». А в Новг. I летописи под 6752 год. сказано: «Преставися княгыни Ярославляя, постригшаяся у святого Георгия в монастыри; туже и положена бысть, сторонь сына своего Феодора, месяца маия в 5, на память святыя Ирины, наречено бысть имя ей Евфросинья» 1015 . 4. В 1453 году погребен в. князь Дмитрий Юрьевич Шемяка, скончавшийся 23 июня 1016 . 5. У западной стены Георгиевского собора, на южной стороне от входа, погребены участвовавшие в создании храма игумены Кириак (+1128) и Исаия (после 1134 г.); на той же стороне под притвором погребен новг. митрополит Макарий III, скончавшийся 14 ноября 1663 года 1017 , также епископы новг. викарий Маркелл Радышевский (1742) и Иоасаф Хотунцевский (1759) 1018 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Замечателен и другой литературный труд Макария в бытность его архиепископом в Новгороде – это продолжение составления так называемой Степенной книги, в которой изложены царственные деяния, церковные события и помещены жития святых в новых редакциях, например святой Благоверной княгини Ольги, святого князя Владимира, повесть о святых мучениках Борисе и Глебе, о святом князе Александре Невском, о Всеволоде Псковском и др. Над продолжением и дополнением Степенной книги Макарий в сане митрополита так же усердно трудился, как и над продолжением составления житий для своих Чети-Миней. Доказательством сему служит то, что в сохранившемся списке Степенной книги, писанном в его время и продолженном до самой его кончины, есть статьи, писанные им самим, например описание первых 26 лет правления царя Иоанна Васильевича, и есть статьи, составленные по его благословению и тогда же, а не после, занесенные в Степенную книгу. Вообще владыка Макарий оставил по себе бессмертную память своими литературными трудами, которых большая часть принадлежит именно времени святительства его в Новгороде. С особенною энергиею занимаясь делами церковного управления, архиепископ Макарий своим умом, деятельностью и мудрою распорядительностию на пользу своей паствы, церкви и государства, умел заслужить расположение и державных. В декабре 1527 г. великий князь Василий Иванович, прибыв в Тихвин помолиться Пречистой Богородице о своем здравии и спасении и «чтобы Господь Бог даровал ему плод чрева», вызвал туда для совокупной молитвы и архиепископа Макария, который пел молебны «соборне с игумены и священники и божественную литургию совершал о государском здравии и всего православного христианства» и затем с честью был отпущен в свою архиепископию. Неоднократно и после того великим князем давались архиепископу Макарию важные государственные поручения, и оказывалось ему со стороны великого князя внимание. Так, в 1530 г. великий князь, назначив в Новгородский Юрьев монастырь настоятелем своего архидиакона инока Силуана и в 1532 г. в Хутынский – «старца из Осифовы пустыни, инока Феодосия, клирика чином», для возведения первого в сан архимандрита, а второго в сан игумена отправил в Новгород к архиепископу Макарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Какие же после кончины его чудные дела были? Ангелы первыми пришли после преставления, повелителей клеветы и пребывания горестных мытарств добродетелями его и чистым покаянием превозмогая, врата отверзая райския, в желанное блаженство вводя: в покой праведных, в свет праведных незаходящий, которого он всегда желал. И Всесвятой Троицы озарение принял, как и подобает праведнику и украшению Царя. Таковы явления блаженного, таковы дары его и чудеса, о которых стало известно много лет спустя по преставлении его. В год 1538, в день Пятидесятницы, когда совершается светозарное празднество Пресвятой Живоначальной Троицы, в Ее божественном храме было множество людей, молящихся во время Божественной литургии. Среди них была жена некая слепая, ничего не видящая, стоявшая близ раки блаженного князя Тимофея, плакавшая из-за слепоты своей и святого на помощь для прозрения призывавшая. И пока стояла, плача, прозрела и увидела все, что было в церкви; поняв, о даре исцеления всем ясно рассказала, целовала же раку святого и благодарными слезами окропила ее. Возвратилась в дом свой, прославляя Святую Троицу и угодника ее, блаженного князя Довмонта. После же этого и еще двое человек, один из которых имел руку недвижимую, другой же был слеп глазами, услышав о женщине, прозревшей от раки святого, надеждой укрепились и, один за другим, ко гробу святого пришли и исцеления святого сподобились. Благодарение же воздали они всесильному Богу, чудеса творящему рабами Своими, и со многой любовью целовали раку святого, уйдя к себе с радостью величайшею. Исходит же от драгоценных мощей блаженного князя Довмонта вместо мирра некая благовонная теплота, и видна бывает зимой, когда в окошке гроба замерзает и претворяется в иней белый, – и так бывает каждый год. Подается же и доныне благодать исцеления с верою приходящим осенением Святого Духа от драгоценного гроба его. Оба вместе – то есть благоверный великий князь Гавриил-Всеволод чудотворец и блаженный князь Тимофей-Довмонт – молитвами своими достояние свое, город Псков, сохраняют от нашествия врагов, препятствуя им, оберегают его.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Память его празднуется 29 окт, и 23 мая вместе с Собором Ростово-Ярославских святых Время жизни прп. Аврамия в точности не известно. По одним сведениям, скончался он в 1010 г., по другим — в 1117 г. Родился он в городе Чухломе в Ростовском краю, в то время когда край этот был еще языческим, от языческих родителей. Имя его было Иверик. До 18 лет он был неподвижно больным.  О Христе он услышал впервые от новгородских и псковских купцов, посетивших его родителей, и дал обет креститься, если получит исцеление. Он исцелился и сейчас же оставил родительский дом. Семнадцать лет он странствовал, посетил Новгород и наконец в Свято-Троицком монастыре на Ладожском озере принял святое Крещение и постриг с именем Аврамий, — на одном из островов, окружающих Валаамский монастырь, где воздвигнут в прошлом веке Аврамиевский скит.  Через много лет, избегая славы человеческой, прп. Аврамий ушел в город Ростов и поселился около озера Неро. Здесь он. удостоился явления ему св. апостола Иоанна Богослова. Данным им жезлом преподобный, по воле св. Иоанна Богослова, в прах сокрушил идола Белеса. На этом месте он основал Богоявленский монастырь и был в нем настоятелем, разделяя труды братии и служа им примером своими подвигами и смирением. На месте же явления ему святого апостола преподобный воздвиг во имя его храм.  Много потрудился прп. Аврамий в деле просвещения и утверждения в святой Христовой вере Ростовского края.  Святые мощи его почивали нетленно в основанном им Богоявленском монастыре до наших дней. •  Святые мощи преподобного были обретены при Всеволоде Георгиевиче, внуке Владимира Мономаха. В 1551 г. обитель, где почивали мощи, посетил царь Иоанн IV Грозный перед походом на Казань и взял с собой посох преподобного, после похода по его повелению был построен в Аврамиевой обители новый каменный собор в честь Богоявления. Георгий Угрин, брат преподобного Ефрема Новоторжского (+ 1015) Память его празднуется 28 янв. вместе с братом его прп. Ефремом Новоторжским. Из жития прп. Ефрема (память его 28 янв.) известно, что он вместе с братьями переселился на Русь из Венгрии. Все трое поступили на службу к сыну равноапостольного Владимира — св. благоверному князю Борису. По приказанию князя Святополка Окаянного св. князь страстотерпец Борис был убит в 1015 г., вместе с ним погиб от рук убийц и св. Георгий Угрин. Прп. Ефрем нашел на месте убийства отсеченную голову брата. Честная глава была положена в одну гробницу с преподобным согласно его завещанию. Равноапостольный Великий князь Владимир, во святом крещении Василий (+ 1015)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Самостоятельно разработанная придворными миниатюристами серия композиций на текст повести об убиении М. Я., очевидно, не имела прототипов и не стала основой для возникновения житийного цикла. Сведения о житийных иконах М. Я. фактически отсутствуют. Благоверные князья Всеволод (Гавриил) Псковский и Михаил Ярославич Тверской. Роспись Благовещенского собора в Сольвычегодске. 1600 г. Тем не менее, судя по описи 1672 г. ( Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884. Ч. 1. Стб. 1245, 1269), М. Я. был представлен в росписях приемных палат Кремлевского дворца - Золотой (сер. XVI в.) и Грановитой (этот ансамбль на основе иконографической программы датируется временем правления царя Феодора Иоанновича - 1584-1598; существующая живопись, повторяющая сюжеты древней,- 1882-1883). В Золотой палате М. Я. был изображен на «щипце» свода, на одном уровне с фигурами князей Владимира, Бориса, Глеба, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Василия III (в иночестве Варлаам) и царя Иоанна IV. Хотя Тверской князь не был прямым предком московских государей, его образ вошел в состав программы генеалогического характера, подчеркивавшей преемственную связь Иоанна IV с вел. князьями Владимирскими, но вместе с тем напоминавшей о мученической кончине целого ряда русских св. князей, в т. ч. М. Я. Роспись Грановитой палаты во многом следовала тому же принципу, но включала больше фигур св. князей, к-рые продолжали пространную галерею образов правителей Руси (начиная с Рюрика и его «предков» Пруса и имп. Августа), и сюжетных сцен с участием нек-рых из них. «Благоверный великий князь Михаил Ярославичь Тверский» был изображен на откосе 2-го окна «от Патриарша двора», т. е. 2-го с востока окна сев. стены; на др. откосе того же окна находился образ кн. Феодора Ярославского с сыновьями, а в откосах соседних проемов - изображения Михаила и Феодора Черниговских, Довмонта и Всеволода Псковских, Петра и Константина Муромских. Выделение этих святых наводит на мысль о том, что декор палаты, в значительной степени основанный на тексте «Сказания о князьях владимирских», также не ограничивался чисто генеалогической тематикой, но выражал идею святости правосл. государей из дома Рюриковичей, в частности напоминая о мученической кончине М. Я. и соименного ему св. Михаила Черниговского.

http://pravenc.ru/text/2563780.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010