Сегодня, после завершения моего доклада, я бы хотел услышать от вас суждения о том, с какими сложностями вы сталкиваетесь при исполнении указаний о введении упомянутых штатных должностей, как вы решаете возникающие проблемы, а какие из них вы считаете трудно преодолимыми. Епархиальное собрание должно как раз стать местом для дискуссий, местом, где можно обменяться опытом, получить совет от собратьев. К примеру, можно понять, что некоторым малочисленным приходам в центре Москвы или еще не вошедшим в силу, строящимся приходам на окраине, может быть финансово затруднительно ввести четыре полноценные ставки помощников настоятеля по упомянутым выше направлениям в дополнение к ставкам клириков, алтарников, хора, старосты, бухгалтера, свечниц, сторожа, директора и педагогов воскресной школы и так далее. Обращусь к опыту Преосвященного епископа Воскресенского Саввы, который курирует приходы присоединенных территорий, то есть, в том числе, приходы не городского типа. В своем отчете он пишет о том, что приходы вверенных ему викариатств «обозначили для себя приоритетные виды церковного служения» . Действительно, на одних приходах лучше всего будет получаться социальное служение, на других — молодежное. На Преосвященных викариях лежит ответственность за то, чтобы на территории викариатства все виды деятельности велись в полной мере, а на каждом приходе по отдельности — по мере сил. При этом предостерегу отцов настоятелей от желания воспринять настоящее указание как некое ослабление требований к проводимой работе. В частности, многоклирные, большие приходы могут и должны охватывать все упомянутые виды церковной деятельности. В нынешнем докладе я не считаю необходимым подробно останавливаться на жизни ставропигиальных монастырей и монашествующих, за исключением общей статистической информации. Своими размышлениями о развитии монашеской жизни я регулярно делюсь в ходе посещения ставропигий, особенно же — в ходе ежегодного посещения Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и наших северных обителей: Валаамской и Соловецкой. Сегодня я хотел бы больше остановиться на жизни викариатств и приходов города Москвы. При этом, повторюсь, к постановке задач по социальной, молодежной, миссионерской деятельности мы возвращаться не будем, а отчеты епархиальных комиссий по этим направлениям размещены в приложении. В соответствии с теми предложениями и вопросами, которые ко мне поступили от Преосвященных викариев, от членов епархиального совета и отцов благочинных, мы сегодня в основном затронем тему организации работы викариатств, богослужебные и пастырские темы, темы катехизации и деятельности воскресных школ.

http://pravoslavie.ru/66950.html

Теперь вот что мне расскажите, как знаете: почему, и что значило бы это, на викариатство Московское возводится не о. Леонид, которого все желали бы, а о. Порфирий 348 , чуждый Москве, и мало кому ведомый? Мне даже прискорбно было слышать о такой новости, и не поверил бы, но нельзя было не поверить, когда говорил Киевский митрополит 349 , почивавший у меня на 23-е число. Еще и то, как смотрят в Москве на тревогу внизу Успенского собора, для устроения печей. Жаль и мне издали. О самом холоде Успенского собора воспоминаю с любовь. Поручаю себя молитвам вашим, вспомогательным в делах моего служения, искренно любящий вас и много уважающий, Алексий епископ Тульский». В ответ на это писал я от 1-го ноября: «Прежде, чем буду ответствовать на предложенные мне вашим преосвященством вопросы, долгом считаю принести вам, преосвящ. владыко, мою сыновнюю, глубокую благодарность за ваше милостивое внимание и сочувствие к моим археологическо-библиографическим трудам. Приступаю к ответам на вопросы вашего преосвященства. Вы изволите спрашивать, почему на викариатство Московское возводится не о. Леонид, а о. Порфирий? – Вот что я знаю и слышал из уст самого о. Леонида. В августе или сентябре текущего года, когда был здесь в Москве граф А.П. Толстой, высокопр. митрополит имел с ним рассуждение о том, кому быть преемником преосв. Евгения, в случае его перемещения на какую-либо епархию. Первым кандидатом на это место имелся в виду, разумеется, о. ректор Леонид. Но так как он, в последнее время, весьма часто жаловался всем и каждому на свое болезненное состояние: то владыка выразил недоумение, как ему будет служить с больным викарием. При этом рассуждении, вероятно, коснулась речь и об о. архимандрите Порфирии, которого прошедшею весною, якобы по рекомендации нашего владыки, вызывали в Петербург с тем, чтобы послать его в Константинопольскую миссию, но, по незнанию французского языка, возвратили назад. 350 Теперь, когда Св. Синод рассудил на Симбирскую вакансию переместить преосв. Евгения, без предварительного, впрочем, сношения с высокопр. митрополитом, г. Синодальный обер-прокурор, без сомнения, на основании выраженного владыкою в беседе с ним недоумения на счет о. Леонида, предложил Св. Синоду, без предварительного также сношения со владыкою, представить на Московское викариатство первым кандидатом о. архим. Порфирия, хотя, как слышно, высокопреосв. митрополит, получивши неожиданно указ о перемещении в Симбирск преосв. Евгения, на другой же день поспешил сделать представление относительно преемника сему последнему, и в этом представлении на первом месте изволил поставить, о. Леонида, а на втором о. Порфирия: но было уже поздно: доклад Синода быль уже утвержден Государем.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Глава седьмая Постепенное приспособление епархиального устройства Русской церкви к гражданскому – губернскому делению после образования наместничеств на основании Екатерининского Учреждения о губерниях (1775 года). Губернии или наместничества, их состав и время открытия с 1775 по 1784 год. Несоответствие епархиального и губернского делений. Письмо графа Безбородко к обер-прокурору С. В. Акчурину 1784 г. по этому вопросу. Предварительные работы в Канцелярии Св. Синода и проект о приведении епархиальных границ в соответствие с губернскими. Общие заседания Св. Синода и Сената по рассмотрению проекта. Сдача дела незаконченным в архив. Соединение (15 марта 1787 г.) двух епархий -Архангелогородской и Олонецкой в одну – Архангельскую и Олонецкую в составе двух соименных им губерний. Учреждение новгородского викариатства – епископства старорусского (15 марта 1787 г). Введение Ярославской и Вологодской епархий в границы их губерний. Присоединение к Вологодской епархии Устюжской епархии (17 янв. 1788 г.). Общий именной указ 1788 года 6-го мая о приведении епархий в соответствие с губернскими границами. Прикрытие епархий: Крутицкой, Переяславль-Залесской; соединение в одну епархию Суздальской и Владимирской епархий с прикрытием кафедры во Владимире. Учреждение московского викариатства – епископства Дмитровского. Состав епархий после указа 6-го мая 1788 года с указанием городов, уездов, монастырей и церквей – соборных, приходских и кладбищенских. Дела, возникшие после указа 1788 г. 6 мая, по частным случаям упорядочения епархиальных границ, вследствие отписки отдельных городов, сел и деревень из одной епархии в другую впредь до 1797 года. Губернское устройство России при Екатерине II было одной из правительственных мер для упорядочения государственного управления, улучшения народной жизни и к беспрепятственному течению правосудия. В самом начале своего царствования Екатерина Великая высказала мысль, что главные части, составляющие целое отечество суть губернии. На губернаторов, стоявших во главе губерний, она смотрела как на поверенных от государя. Губернатор в губернии – глава и хозяин всей губернии. Все гражданские места губернии состояли в ведомстве губернатора, как истинного опекуна врученной ему губернии. Он должен знать все в губернии и обо всем доносить Сенату или даже самой Государыне. 770

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Показ проходил для верующих храмов южного киевского викариатства 24 апреля. ПРАВМИР. В кинотеатре «Киевская Русь» состоялся премьерный показ полнометражного художественного фильма «Лука» о святителе Луке (Войно-Ясенецком), архиепископе Симферопольском и Крымском. Показ проходил для верующих храмов южного киевского викариатства. Перед показом управляющий данным  викариатством епископ Васильковский Николай и благочинные представили фильм зрителям, сообщает пресс-служба Киевской митрополии. Преосвященный Николай во вступительном слове передал благословение местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры Высокопреосвященнейшего Онуфрия, митрополита Черновицкого и Буковинского и обратил внимание на подвиг веры в жизни святителя Луки, который должен вдохновлять православных христиан. Допремьерный показ ленты прошел в октябре на ежегодном фестивале «Покров» в Киеве. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 4 апреля, 2014 9 марта, 2024 24 февраля, 2024 24 октября, 2023 11 июня, 2021 18 февраля, 2021 12 марта, 2020 18 февраля, 2020 8 февраля, 2020 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/v-kieve-sostoyalas-pre...

Одной из ключевых тем Епархиального собрания прошлого года была деятельность священнослужителей в социальных сетях. Епархиальным советом была подготовлена схема попечения о миссионерах-блогерах в священном сане, которая, помимо наблюдения за этой деликатной сферой, предусматривает оказание консультативной и иной помощи таким клирикам. Эти послушания по благословению Святейшего Патриарха Кирилла были возложены на Информационную комиссию при Епархиальном совете. После рассмотрения доклада о деятельности епархиальной Комиссии по вопросам физической культуры и спорта было предложено проработать вопрос о преобразовании комиссии в епархиальный отдел. Данное предложение на последнем рабочем заседании епархиального совета направлено на утверждение Святейшего Патриарха. В 2021 году начала свою деятельность Погребальная комиссия при Епархиальном совете. В сферу ее компетенции вошла, в частности, забота о достойном совершении заупокойных богослужений вне храмов — в больницах, моргах, на кладбищах. В настоящее время комиссией рассматривается вопрос об определении места погребения почивших столичных клириков в случаях, когда семьи таких священнослужителей не располагают местом на кладбище. Кроме того, в уходящем году была завершена работа над документом «Принципы создания и развития христианских общин в вузах», подготовленным соответствующей комиссией при Епархиальном совете с привлечением большого числа имеющих практический опыт работы в высших учебных заведениях священнослужителей и с учетом замечаний членов совета. Этот документ передан на утверждение Святейшему Патриарху после последнего рабочего заседания в уходящем году. Тогда же Его Святейшеству направлены результаты предварительного изучения Епархиальным советом вопроса о материальном содержании храмов в местах заключения. Наконец, по итогам обсуждения в викариатствах г. Москвы возможных тем викариатских пастырских конференций в наступающем году было принято решение предложить Епархиальному собранию следующие темы: Как сказал Его Святейшество, в этом году истекает срок полномочий Епархиального суда. Предложил бы следующую процедуру: до конца января во всех викариатствах провести голосование для избрания церковных судей нашей епархии. Затем каждый управляющий викариатством направит в Епархиальный совет данные о количестве поданных голосов за каждого кандидата. Епархиальный совет подведет итоги голосования и представит результаты на утверждение Святейшего Патриарха. До утверждения Его Святейшеством нового состава Епархиального суда полномочия судей исполняются нынешним составом.

http://patriarchia.ru/db/text/5874611.ht...

— продолжить диалог с органами власти на предмет оказания помощи в улучшении жилищных условий многодетных семей священнослужителей, зарегистрированных как в Москве, так и в Московской области; — обеспечить на уровне викариатств информирование прихожан о планах приходских и межприходских мероприятий, в том числе через издание и раздачу в храмах соответствующих буклетов; — Преосвященным, управляющим викариатствами, уделить особое внимание развитию межприходских связей и проведению межприходских мероприятий; — комиссиям по делам молодежи и по воскресным школам активизировать разработку форм приходской отчетности, оптимальных применительно к практике церковной жизни; — продолжить проведение курсов для свечниц и других церковных работников с целью повышения их церковной грамотности и культуры общения, а также для выработки навыков поведения в нестандартных и экстраординарных ситуациях; — продолжить совместную с городскими властями работу по освобождению приходских и монастырских территорий и зданий от сторонних организаций; — Управлению Московской Патриархии по зарубежным учреждениям и Управлению Московской Патриархии по городу Москве к 1 марта 2013 года завершить составление проекта Положения о приходских и благочиннических паломничествах; — продолжить наблюдение за реализацией законодательства о социально ориентированных некоммерческих организациях применительно к общинам Русской Православной Церкви и созданных ими НКО, а также законодательства о финансировании негосударственных учебных заведений применительно к православным школам; — проработать вопрос об изменении уставов православных общеобразовательных школ с целью усиления контроля Церкви над образовательным процессом; — завершить формирование епархиального Отдела религиозного образования и катехизации; — закончить работу по созданию базы данных, которая позволит координировать деятельность всех московских викариатств в области развития православного образования; — рекомендовать Синодальному отделу религиозного образования и катехизации изучить вопрос о разработке единого пособия для лиц, стремящихся приступить ко Крещению и другим Таинствам Церкви;

http://patriarchia.ru/db/text/2678284.ht...

Для совести тягостно было бы, если бы вы из человекоугодия, чтобы не беспокоить меня, не требовали от меня нужного для общественной пользы... Требование ваше я предложил академическому правлению и начинал беспокоиться, что не спешат, и располагаю обеспокоить подтверждением. Жалею, что не очень удобно исполнять требования сего рода. В Москве особенно крепко прирастают люди к месту и неохотно позволяют оторвать себя» . В письме к другому знаменитому святителю Иннокентию (Борисову) 21 сентября 1847 г. епископ Филарет предлагал разместить по приходам воспитанников академии, изъявивших желание приехать в Прибалтийский край. «Об академистах мое мнение такое: один в г. Феллин, другой в г. Пернов (если выведен будет Кукин), третий — в Дерпт на место священника Тишинского, которому дано будет другое место, четвертый к барону Вольфу по его желаниям, пятого на остров Эзель» . В письме к протоиерею Горскому епископ Филарет старался представить положение священника в своем викариатстве как чрезвычайно привлекательное. «Здешние прихожане очень любят священников. Доход священника при лучшей здешней церкви (кроме жалованья) простирается до 1200 руб. Теперь назначается прибавка жалованья не столько по бедности здешних приходов (в особенности рижских), сколько из желания поставить здешнее духовенство на видные места, чтобы иноверие не могло указывать на недостатки жизни в упрек православию. Преосвященный Псковский Нафанаил прямо писал в Синод, что рижское духовенство более имеет удобств, чем какой-либо приход в Псковской епархии, и отказывался прибавлять жалованье. Квартиры для духовенства здесь казенные, т. е. приобретенные прихожанами для церкви. Это, конечно, не малость, особенно на первых порах» . Однако на самом деле положение приходских священников в Рижском викариатстве не было столь привлекательным. «Древнеправославные причты получали содержание следующее: священник 300 руб., диакон 150 руб., дьячок 70 руб. и пономарь 60 руб.; духовенству же эсто-латышскому при епископе Филарете по положению 1845–1846 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/430280/

Пункт 5 . Толкуя п. 5. и связанный с ним п. 6 «Постановления…», Лев Регельсон прежде всего подчеркивает, что «Постановление, предусматривая возможность длительного существования Церкви без первоиерарха, наделяет отдельного епископа правами исключительными, не имеющими прецедента в церковной истории константиновской эпохи», а также делает вывод о том, что «так в церковной жизни взаимодействуют начала, кажущиеся при поверхностном взгляде несовместимыми: соборность в Русской Церкви восстановила патриаршество, патриаршество утвердило личное церковное достоинство епископа, и, наконец, это личное достоинство епископа восстанавливает разрушенную соборность!» Прот. Н. Артемов говорит следующее о п. 5 и п. 6 «Постановления…»: «В 5-м пункте предусматривается, что указанное положение, будь-то для группы архиереев, будь-то для архиерея, управляющего единолично, может принять «характер длительный и даже постоянный». Вряд ли кто-либо из издававших Указ 362 представлял себе, что какая-то часть русской Церкви может оказаться вынужденной обосновывать им свое существование в течение долгих восьми десятилетий… И все же, не на кратчайшие сроки мыслилось то, что в рассматриваемом нами Постановлении сказано о викарных архиереях и епархиях. Ведь совсем незадолго до этого, в сложнейших обстоятельствах борьбы за существование Церкви под набирающим силу богоборческим режимом, был установлен институт викариатства, т.е. малой епархии, которой руководит епископ-викарий с ограниченными правами. А теперь в Постановлении 362 очень дальновидно указывается возможность превращать викариатства в полноценные епархии, т.е. авторы предвидели, что епархии могут нуждаться в административном разделении (пункт 5). В таком случае епархиальный Архиерей сперва своим викарным, обладающим правами полусамостоятельных, предоставляет все права епархиальных Архиереев. Затем согласно «соборному суждению» учреждаются новые кафедры «во всех значительных городах», причем не только полусамостоятельные, но даже и новые самостоятельные архиерейские кафедры. В целом так образуется «церковный округ», во главе которого стоит архиерей «главного епархиального города». На фоне всей церковной истории видно, что здесь православный архиерей наделяется организационными правами, принадлежащих в нормальных обстоятельствах исключительно Архиерейскому Собору Поместной Церкви. Это, можно сказать, предоставление полной церковно-соборной свободы, однако она не произвольна. Порожденная ответственностью, как уже было сказано, она непременно подотчетна…»

http://bogoslov.ru/article/4807476

3.21. Благочинный ходатайствует перед епархиальным архиереем (в викариатствах — через управляющего викариатством) о награждении заслуживающих поощрения церковными наградами клириков и мирян (Устав, XVI.61.з) в установленный епархиальным архиереем срок. 3.22. Благочинный заботится об устранении недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом епархиальному архиерею (управляющему викариатством) о наиболее значительных инцидентах (Устав, XVI.61.e). 3.23. Благочинный по указанию епархиального архиерея (управляющего викариатством) производит предварительное расследование церковных правонарушений (Устав, XVI.61.ж). 3.24. Благочинный в случае обращения к нему с жалобой на деятельность клириков или должностных лиц подворий и приходов благочиния, равно как и при обнаружении нарушений в ходе посещений подворий и приходов, может обратиться к епархиальному архиерею (управляющему викариатством) с соответствующим рапортом для получения указаний. 3.25. При необходимости благочинный проводит беседы с клириками и должностными лицами подворий и приходов благочиния как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни, и преподает им советы (Устав, XVI.61.д), а при отсутствии результата от таковых, докладывает епархиальному архиерею (управляющему викариатством). 3.26. Благочинный наблюдает за соблюдением подведомственным клиром церковных установлений относительно пастырской деятельности, в том числе постановления Священного Синода о «случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью вязать и решить» (определение от 29.12.1998, журнал 114). В случае нарушения указаний Священного Синода благочинный делает устное внушение или письменное замечание клирику, а при отсутствии результата — докладывает епархиальному архиерею (управляющему викариатством). 3.27. В исключительных случаях благочинный может отстранить клирика от исполнения им своих обязанностей, если таковой клирик находится в ненадлежащем состоянии или производит недостойные действия, несовместимые со священнослужением. О таковом отстранении благочинный незамедлительно докладывает в трехдневный срок епархиальному архиерею (в викариатствах: через управляющего викариатством) для принятия им окончательного решения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5331738...

При других случаях преосв. Антоний не скрывал и того, какие по его мнению могли быть здесь задние мысли и цели у тех, кому обязаны инициативою нововведения и возможное размножение этих непрошенных викариатств. По своей неподкупной искренности и неизменному правилу, – никогда не говорить обиняками, или только намёками и в половину, преосв. Антоний высказывался, между прочим, так: «Замечаете ли, в какую именно пору воспоследовало сказанное изволение на открытие викариатств? Именно в ту, когда по новому уставу духовно-учебных заведений – Академий и Семинарий, – открыт особенный доступ к ректорству и белому духовенству и даже лицам светским (с обязательством вступить в духовное звание). При этом же, известно из печати, имелось в основании то, что бывшие доселе ректорами исключительно архимандриты, будто бы не соответствовали во множестве своим постам, так что если бы было возможно для водящихся этими основаниями и взглядами, то пожалуй, не прочь были бы от желания убрать всех ректоров архимандритов в монастыри. Но как это было бы уж чересчур... то вот теперь и найден путь, по которому можно с почётом сводить их с колеи ректорской на пост викариатства... А так как затем, – что всего понятнее, – при выборном начале, особливо в первые годы, будут избираться для баллотировки, по преимуществу, не монашествующие, да и в Академиях теперешних желающих поступить в монашество не будет (как это уже и оказалось, потому что даже обучающиеся в Академии вдовые священники отрицаются от монашества) 49 , то остаётся только свести итог: сколько через 10–15 лет окажется ректоров и вообще учёных архимандритов и сколько кандидатов не только на праздные викариатства, но и на самостоятельные епархиальные кафедры. К утешению остаётся только одно, что вернее всего и сами, набравшие себе Викариев, епархиальные Архиереи в недальнем, быть может, будущем сознают скороспешность своих желаний, или сам св. Синод признает потребным закрывать их постепенно, чему уже и есть немалые примеры. Так, учреждённые викариатства в Твери, Тамбове, Вологде, Тобольске, Чернигове поминай как звали.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010