Вот и теперь большая нужда в открытии двух станов в Алтайской миссии и двух в Киргизской; но, не имея в виду средств, приходится лишь только терпеливо выжидать их. Жертва г-жи Товаровой имеет то внутреннее достоинство, что принесена из чистого, искреннего, сердечного благорасположения жертвовательницы к Алтайской миссии. «Много приходилось на своём веку переживать дней скорбных, но были дни радостные», говорила она Начальнику миссии, когда в бытность свою в Москве приходил он благодарить жертвовательницу за пожертвование, «но не помню такого радостного дня, как тот, когда я подписала акт о даровании своего дома в пользу Алтайской миссии. Какое-то особенное, прежде мною неизведанное душевное наслаждение я испытывала в тот день. И как я рада, как счастлива, что Господь подал мне такую благую мысль». Кроме дома, Александра Григорьевна пожертвовала в Алтайскую миссию тысячу рублей, лично переданных Высокопреосвященнейшим Митрополитом Московским Леонтием Начальнику миссии. Слава и благодарение Господу Богу, возглаголевшему благая в добром сердце жертвовательницы! Благодарение и низкий поклон Его Превосходительству А. Н. Шишкову 13 , способствующему в добром деле добрым своим словом! Да воздаст им Господь Своими земными и небесными дарами! Пожертвования, поступившие в отчётном году в пользу Алтайской миссии небывалые со времени её основания. Кроме пожертвованного дома, Бийский купец Я. А. Сахаров (ныне умерший) оставил по духовному завещанию капитал в 15 тысяч рублей на вечное время с тем, чтобы процентами с капитала содержалась 2-х классная школа при Бийском Архиерейском доме. В 1885 году Я. А. Сахаров построил при Бийском Архиерейском доме школу для начального обучения как инородцев, так и русских. На содержание этой школы ежегодно выдавал по 500 рублей, и, чтобы навсегда обеспечить эту школу содержанием, завещал ей сказанную сумму. Долг наш обязывает сказать, что в лице Я. А. Сахарова как Бийское общество, так и миссия потеряли полезного, честного и весьма доброго члена и благотворителя на постройку церквей и школ; пособие бедным, явное и тайное, покойный давал щедрою рукой. И всякая его жертва большая и малая была искрення и бескорыстна; он делал добро по истинному, благочестивому, истинно-христианскому расположению доброго своего сердца, ибо и сам он был искренний, православный христианин, неуклонно исполнявший православные обычаи и уставы церкви православной. Да помянет его Господь Бог в царствии Своем!

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Когда близился первый выпуск в 1886 г., в распоряжении миссионеров появились два циркулярных документа: «Инструкция для учителей миссионерских школ» и «Советы для миссионеров Алтайской и Киргизской миссий» 370 . Оба документа составлены совместно начальником Миссии епископом Макарием (Невским) и заведующим училищем иеромонахом Мефодием. «Инструкция» призвана упорядочить учебный процесс в миссионерских школах, в ней сформулирована краткая программа обучения, указаны важнейшие дидактические принципы, дан перечень приемлемых учебников. Пункт 9, например, указывает, что обучение детей «инородцев» должно происходить на алтайском языке. Даже после того как дети освоят русскую грамоту, они должны будут в равной степени учиться самостоятельному чтению как на русском, так и на алтайском языках. Цель этого – дать возможность учащимся после выхода из школы продолжать образование. В пункте 15 говорится: «Способнейшие ученики миссионерских школ инородческого происхождения или хорошо знающие инородческий язык могут поступать в Бийское Катехизаторское училище не иначе, как достаточно усвоив знания, какие можно сообщать по предметам для церковно-приходских школ за первый год». Таким образом, начальник миссии, открывая возможность поступления в училище всем желающим, окончившим курс миссионерской школы, ставит задачу учителям привести учебный процесс в школах к единообразию. В «Советах для миссионеров…» указаны условия, которые необходимо соблюдать при наборе «питомцев, назначаемых для образования в катехизаторское училище». В первую очередь, требовалась нравственная неиспорченность. Были также и формальные условия. После выпуска пансионер обязан был трудиться в распоряжении миссии не менее шести лет. Такое правило сохранилось и позднее. Предусматривалась также возможность денежной компенсации за обучение вместо «отработки». Со временем уровень училища стал довольно высоким, и для жителей Горного Алтая учеба здесь была единственной возможностью получить высшее образование. В начале ХХ в.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

В 1905 г. в здание катехизаторского училища был проведен водопровод 365 , а в 1906 г. построен небольшой экономский дом 366 . Телефон в училище установлен в 1916 г., на что было потрачено 163 руб. 45 коп. 367 Согласно описи, в 1916 г. отапливаемых помещений во всех зданиях, принадлежащих катехизаторскому училищу, было 73. Они отапливались 67 печами 368 . К западу от учебного корпуса находились несколько построек, в которых, по воспоминаниям старожилов, располагались конюшня и баня. Каменная баня была построена после 1905 г. Только в 1905 г. на ее постройку израсходовано 1845 руб. 63 коп. 369 Рядом со зданием училища был разбит училищный садик. Здесь был похоронен отрок-алтаец Александр Моченаков. Чуть дальше находилась архиерейская роща с прудом. Небольшой и более старый пруд располагался рядом с Казанской церковью. Катехизаторскому училищу принадлежали два плодовых сада, «единственные в Бийске по обширности и красоте», а также земельный участок в 160 десятин (более 170 га). Капитальное строительство не мешало руководству училища заниматься совершенствованием педагогического процесса. В Сибири насчитывалось незначительное число духовных школ, а в Бийске их вообще не было. На первом этапе существования Бийское миссионерское катехизаторское училище было частным учебным заведением почти домашнего характера. По началу в штате числилось всего три человека: заведующий училищем (он же основной преподаватель), надзиратель и сторож. Итак, в 1883 г. десять выпускников Улалинского училища были переведены на службу в Бийск, в новосозданное учебное заведение. Трехгодичную программу обучения составили следующие предметы: пространный катехизис, история христианской церкви; русский, славянский и алтайский языки; элементы логики и психологии, катехизаторская импровизация и гомилетика, сведения по педагогике и дидактике; объяснение богослужения и церковный устав, церковное пение; оспопрививание и медицина. В 1885 г. при катехизаторском училище открылось младшее отделение, которое представляло собой одноклассную церковноприходскую школу.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

Всех школ в районе действий Алтайской миссии в отчётном году находилось 38 с 1,223 учащимися. Лучшие по успехам и поведению ученики этих школ были отправляемы для дальнейшего образования в Бийское Катехизаторское училище при Бийском архиерейском доме. В этом училище, предназначенном быть рассадником миссионеров для Томской и других сопредельных с нею Епархий, в отчётном году воспитывалось 77 (инородцев 59, русских 18). Многоразличным образом выражалась благотворительная деятельность алтайской миссии, имеющая столь важное значение в служении благовестническом. Исторгнутые из языческой среды и обстановки, оторванные от всех прежних, иногда самых близких связей и отношений, новокрещёные во многих случаях требовали от миссии и особых попечений, и особых, иногда значительных расходов. Бесприютным и бездомным из них надобно было купить бревенчатые юрты или избы, отпускать хлеб на пропитание или натурою, или же выдавать деньги на его покупку, снабжать их сельскохозяйственными орудиями, семенами на посев и пр. Не менее симпатичною формою выражения благотворительности в алтайской миссии служит медицинская помощь, которую о. о. Миссионеры, в меру доступных им средств и познаний оказывают безразлично крещённым и некрещёным инородцам Алтая. При этом некоторые из учителей миссионерских школ и псаломщиков с успехом действуют среди инородцев в качестве оспопрививателей. Правильно организованную медицинскую помощь можно встретить только в центральном пункте миссии; в Бийске, где в отчётном году была построена больница с отдельным помещением для заразных больных. При этой больнице имеются аптека, наёмные врач и фельдшер. Круглые сироты, в малолетнем возрасте, со всех станов миссии, по рекомендации миссионеров, помещаются в Улалинском сиротском детском приюте. В отчётном году в сем приюте содержалось 2 мальчика и 23 девочки. Заведует приютом управляющая женским монастырём, служат сёстры монастыря. Издательская деятельность Алтайской миссии ограничивалась в отчётном году напечатанием на алтайском и русском языках: 1) Бесед к готовящемуся ко Св. Крещению об Истинном Боге и истинной вере, (издание второе, исправленное и дополненное преосвященным Макарием, епископом Томским, при участии одного из алтайских миссионеров) и 2) краткой биографии основателя Алтайской миссии, архимандрита Макария, изданной ко дню его юбилея.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Посему забота об умножении числа веропроповедников есть забота об успехе проповеди . Божественная мудрость уподобила первых веропроповедников соли, долженствующей осолить вселенную, с таковым притом предостережением, что если соль сия потеряет силу, то уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям ( Мф.5:13 ). Из сего усмотреть можно, что успех евангельской проповеди зависит не от количества только, но и от качества веропроповедников. Известно изречение христианской мудрости: «Или не учи, или же нравами учи». Для приготовления делателей на жатве, вверенной попечениям Алтайской миссии, существует Бийское катехизаторское училище. Состав учащихся в этом учреждении должен образоваться и ежегодно восполняться главным образом из воспитанников миссионерских школ. Нужным считаю поставить в известность отцам миссионерам те условия, которые должны быть соблюдаемы ими при выборе питомцев, назначаемых для образования в катехизаторское училище. 1 . Они должны быть хорошо известны миссионеру как лица, не испорченные нравственно и с успехом кончившие курс в начальной миссионерской школе. 2 . Питомцы должны быть снабжены выписками из метрических книг о рождении и крещении (таковые выписки могут быть присылаемы заведующему катехизаторским училищем и после, только во всяком случае до выпуска воспитанника из училища). 3 . Как поступающие в училище, так и родители их должны быть предуведомляемы, что пансионеры обязаны по выходе из училища оставаться в распоряжении миссии и на служении, какое будет им указано, в течение не менее шести лет. Обучение в начальных школах должно происходить по программам, изданным Училищным советом при Святейшем Синоде. В школах инородческих, где обучаются исключительно инородческие дети или где преобладает большинство таковых, начальное обучение должно происходить по алтайскому букварю и первой после азбуки книге для чтения, с постепенным обучением и чтению русских книг, назначенных для русских начальных и церковно-приходских школ. Особенное внимание отцов миссионеров должно быть обращено на воспитанников, которые по выпуске из катехизаторского училища будут определяемы в миссионерские станы на должность учителей или псаломщиков и толмачей.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Почтенная супруга о. Стефана всегда была для него первою, усердною и самоотверженною сотрудницею в миссионерском служении: имея 7–8 чел. своих собственных детей, – которых нужно было учить, нянчить, вымыть, одеть, обшить, накормить, – она успевала помогать мужу в обучении новокрещенных женщин истинам св. веры и домашнему хозяйству, лечила больных (гомеопат. средствами), обучала грамоте детей, – словом, была и диакониссою и сестрою милосердия. Эта почтенная женщина скончалась года за два до смерти о. Стефана. О. протоиерей Ландышев отличался кротостью, глубоким благочестием, добродушием в обращении со всеми и истинно русским хлебосольством и гостеприимством. Как начальник, он был неусыпно деятелен, точен и во всем исправен. Подчиненные любили и уважали его. При этом о. Стефан отличался энергией, обдуманностью в словах и поступках, хладнокровием и замечательно твердою волей, вследствие чего и пользовался громадным нравственным влиянием на народ. В подтверждение этого приведу один памятный случай из его жизни. В конце лета 1848 г. весь Алтай взволнован был слухами о нашествии на него из китайских пределов несметной неприятельской армии. Среди азиатских кочевников всякие слухи распространяются с быстротой молнии и с неизбежными прибавлениями. Так и на этот раз слухи о неприятеле приняли ужасающие размеры: все языческого население Алтая всполошилось, бросило свои обычные занятия, скрываясь в неприступных ущельях гор и в дремучих лесах; крестьяне соседних с Алтаем русских селений побросали дома, насеки и пашни, разбежавшись кто куда мог. Бийское земское начальство от страха решительно потеряло голову и завалило высшие военные и гражданские власти трепетными донесениями о нашествии врагов; словом –во всем крае распространилась паника. На Алтай двинуты были наскоро войска из Омска и Семипалатинска. Но начальник миссии, протоиерей С. В. Ландышев не поддался общему унынию и страху. Он, при появлении первых же слухов о нашествии неприятеля, зная хорошо положение Алтая, а равно и соседних с ним китайских владений, и киргизской степи, – откуда только и возможны были какие-либо неприязненные нам движения, – был вполне уверен, что серьезной опасности не могло быть никакой.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altaj-...

Кн. 2. М., 1872. С. 279. 347 Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. Кн.2. М., 1872. С. 279. 348 См.: Обозрение церквей и приходов епархии Его Преосвященством, Преосвященнейшим Макарием, Епископом Томским и Барнаульским в 1901 году//Томские епархиальные ведомости. 1901. 1 13. С. 23. 349 См.: Крейдун Ю. А. 120 лет со времени первого набора учащихся в Бийское миссионерское катехизаторское училище//Страницы истории Алтая. 2003 г.: Календарь памятных дат. Барнаул, 2003. С. 117–123. 350 Алтайская духовная миссия в 1870 году//Сборник сведений о православных миссиях и деятельности Православного миссионерского общества. Кн. 2. М., 1872. С. 279. 351 См.: Ястребов И. Миссионер Высокопреосвященнейший Владимир Архиепископ Казанский и Свияжский. Казань, 1898. С. 186. 353 См.: Еркинова Р. М. Я сын Алтая//Наука, культура, образование. Горно-Алтайск, 2000. 1 6–7. С. 9–10. 356 См.: Глухарев М., архимандрит. Мысли к успешнейшему распространению христианской веры//Свет Христов просвещает всех. Новосибирск, 2000. С. 163–290. (Гл. XVII.) 359 См.: Отчет по Бийскому Миссионерскому Катехизаторскому училищу за 1894/95 учебный год//Отчет Алтайской Духовной Миссии за 1895 год. Томск, 1896. С. 60–61. 374 РГИА. Ф. 803. Оп. 1. Д. 661. Л. 4. (Цит. по: Из духовного наследия алтайских миссионеров. Новосибирск, 1998. С. 144.) 375 См.: Отчет об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1888год. Томск, 1889. С. 69–78. 377 См.: Отчет по Бийскому Миссионерскому Катехизаторскому училищу за 1894/95 учебный год//Отчет Алтайской Духовной Миссии за 1895 год. Томск, 1896. С. 71. 378 См.: Отчет об Алтайской и Киргизской миссиях Томской епархии за 1888 год. Томск, 1889. С. 77. 379 Отчет по Бийскому Миссионерскому Катехизаторскому училищу за 1894–95 учебный год//Отчет Алтайской Духовной Миссии за 1895 год. Томск, 1896. С. 69. 381 См.: Отчет по Бийскому Миссионерскому Катехизаторскому училищу за 1894–95 учебный год//Отчет Алтайской Духовной Миссии заˆ1895 год.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/altajs...

В страховой оценочной ведомости от 31 августа 1910 г. содержится перечень всех 15 строений, принадлежавших катехизаторскому училищу: здание училища, церковно-приходская школа при училище, дом-квартира помощника заведующего училищем, дом-квартира эконома, больница, прачечная, два амбара, конюшня, два навеса, один из которых «с тесовым каретником», баня, склад для леса, два сеновала. В 1898–1899 г.г. училище функционировало под именем Алтайского миссионерского катехизаторского училища с четырехгодичным курсом обучения. В первых трех классах преподавались общеобразовательные дисциплины, а в четвертом, последнем, миссионерские предметы. В основу обучения в училище была положена утвержденная Святейшим Синодом программа двухклассных церковно-приходских школ с дополнительными предметами, согласно поставленным миссионерским задачам. В разные годы училище возглавляли: с 1885 г. по 1893 г. – иеромонах Мефодий (Герасимов), впоследствии епископ Бийский, с 1893 г. – иеромонах Амвросий (Гутко), игумен Никон – с 1897 г. по 1900 г., иеромонах Мелетий (Забаровский) в период с 1900 г. по 1906 г. Указом Святейшего Синода от 7 октября 1898 г. Бийское миссионерское катехизаторское училище преобразовано в шестиклассное по новому уставу. Такое училище стало единственным на всю Сибирь. Шестиклассное училище с годичными курсами имело два отделения – инородческое и русское. Причем, в училище допускались инородцы и некрещенные, а из русских – раскольники. Учащиеся изучали дидактику, гомилетику, гражданскую и церковную историю, геометрию, краткие сведения из физики, кроме этого алтайский язык, черчение и начальные основы гигиены. Воспитанники училища были обязаны заниматься и сельскохозяйственными работами. Еще в 1880-е г.г. при катехизаторском училище для «пансионеров» открыта лечебница, переведенная из Улалы вместе с фельдшером. В 1890 г. в Бийской катехизаторской больнице «на излечении состояло 136 человек (оставалось от 1889 г. 5 и поступило в 1890 г. – 131); умер один, выздоровело 128, состоит к 1 января 1891 г. 7 человек».

http://sobory.ru/article/?object=35931

В 2012 г. мемориальная доска с барельефом святого была отлита из металла по проекту художника С.М. Исакова, а в ноябре 2014 г. – укреплена на фасаде здания. Текст мемориальной доски, утвержденный Преосвященнейшим Максимом (Дмитриевым), епископом Барнаульским и Алтайским, гласит: «Свет Христов просвещает всех. В сем граде 29 августа 1830 года начал свое миссионерское служение основатель Алтайской духовной миссии архимандрит Макарий (Глухарев). 1792–1847 г.г.». Несколько лет подряд в здании бывшего катехизаторского училища занимаются учащиеся Бийской православной школы (до декабря 2012 г. – гимназии) во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. И это не случайно. Именно Иоанн Кронштадтский неоднократно направлял свою лепту на строительство здания, благоукрашение миссионерского храма, духовно укреплял молитвой и словом бийских архиереев в нелегком деле их архипастырского миссионерского служения. В 2009 г. по заказу Администрации города Бийска создан проект благоустройства территории архиерейского подворья. Сегодня Бийское архиерейское подворье с Музеем истории Алтайской духовной миссии – популярное место познавательного и паломнического туризма. Тысячи людей ежегодно идут и едут сюда, чтобы лучше узнать историю православия на Алтае, укрепиться в вере, поклониться святыням, побывать в архиерейском доме, где жил молитвенник земли Русской святитель Макарий (Невский). В Казанской церкви находится обретенная в 1998 г. одна из главных святынь миссии – старинная афонского письма икона святого великомученика Пантелеимона, небесного покровителя Алтая. Самое важное и назидательное для нас сегодня – имена подвижников, молитвами и трудами которых создавалось Бийское архиерейское подворье – оплот православной веры и духовности. Это насельники подворья: Преосвященнейшие епископы Бийские – Владимир (Петров), святитель Макарий (Невский), Владимир (Синьковский), Мефодий (Герасимов), Сергий (Петров), Макарий (Павлов), архиепископ Иннокентий (Соколов), монашествующая братия архиерейского дома, священно- и церковнослужители, строители, учителя церковных школ, прихожане святых храмов.

http://sobory.ru/article/?object=58948

9 января 1896 г. Преосвященнейшим Мефодием (Герасимовым), епископом Бийским, освящена миссионерская домовая церковь во имя апостола Иоанна Богослова во втором этаже кирпичного здания Катихизаторского училища. Простенький иконостас для церкви устроен на 100 рублей, пожертвованных святым праведным о. Иоанном Кронштадтским. В 1917 г. Барнаульское духовное училище, вследствие пожара собственного здания, временно переведено в здание Алтайского Катихизаторского училища и по указу Святейшего Синода поступило в ведение Преосвященнейшего Иннокентия (Соколова), епископа Бийского. 20 апреля 1920 г. Бийский уездный революционный комитет постановил «предоставить в распоряжение отдела здравоохранения для использования Катихизаторское училище и архиерейский дом под лечебные заведения» для оборудования уездной больницы. Прекратил своё существование и домовой храм (ныне помещение актового зала Дома офицеров). В 1921 г. в здании училища разместили опытно-показательную школу имени Коминтерна. В настоящее время в здании Катихизаторского училища размещается Дом офицеров, а также с сентября 2003 г. занимаются средние и старшие классы православной гимназии во имя св. праведного Иоанна Кронштадтского. Источник: Музей истории Алтайской Духовной миссии http://www.bigpi.biysk.ru/museum/main.php Бийское миссионерское катехизаторское училище, открыто в 1883 г. Бийское миссионерское катехизаторское училище – центр по подготовке кадров для Алтайской духовной миссии (учителей и переводчиков, священников, диаконов и псаломщиков), было открыто в 1883 г. под названием катехизаторской школы. Первоначально училище занимало нижний этаж архиерейского дома. В 1885 г. бийский 1-й гильдии купец Яков Алексеевич Сахаров устроил при училище помещение для начальной миссионерской школы, стоившее ему 4000 рублей, которое получило вскоре наименование «Сахаровской школы». В училище принимали 15–16-летних подростков. По ходатайству покровителей Алтайской миссии Всемилостивейшим повелением Государя Императора от 27 марта 1890 г. «учащим и учащимся миссионерского катехизаторского училища дарованы права, присвоенные учащим и учащимся духовных училищ».

http://sobory.ru/article/?object=35931

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010