Здесь же приписка: «Собственноручная запись письмоводительницы Елецкого женского монастыря, рясофорной инокини Юлии, сделана по моей просьбе в Самарканде, в июле 1935 г. Смиренный епископ Тихон”. От редакции. Следует отметить, что по свидетельству самого митрополита Крутицкого Петра [Полянского] епископ Василий не имел от него полномочий на свои действия – см. первое письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра [Полянского] Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию [Страгородскому] от 12.1929 г. 188 Сноска неверна. Вероятно, имеются в виду следующие стихи: “Бог Авраама и Исаака и Иакова, Бог отцов наших, прославил сына своего Иисуса, Которого вы предали и от Которого отреклись перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его” ( Деян.3:13 ). 192 Вероятно, имеется в виду указ митрополита Сергия от 8(21).10.1927 г. «О поминовении за богослужением предержащей власти и об отмене поминовения всех епархиальных архиереев. находящихся в ссылках». 197 «Кто приходит к вам и не приносит сего учения, этого не принимайте в дом и не приветствуйте его». 198 Касательно зарождения и первоначальных проявлений деятельности «Ярославской оппозиции» приводим следующую выписку: «Нашумевший... откол от митрополита Сергия ярославских иерархов, возглавлявшихся... митрополитом Агафангелом, не имел в себе ничего принципиального, а всецело возник на личной почве по инициативе митрополита Иосифа, бывшего архиепископа Ростовского. Группу этих иерархов составляли: митрополит Агафангел [Преображенский], архиепископ Серафим [Самойлович] Угличский, викарий Ярославской епархии, бывший Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, митрополит Иосиф [Петровых], третий из указанных Патриаршим Местоблюстителем Заместитель, архиепископ Варлаам [Ряшенцев], бывший Псковский, временно управляющий Любимским викариатством, смиренный Евгений [Кобранов], епископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. Так они подписались под своим постановлением об отделении от митрополита Сергия. Историю этого откола митрополит Сергий мне выяснил в таком виде.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

65 Дальневосточный Собор (или съезд) предполагалось созвать для решения вопроса о статусе дальневосточных епархий. Собор не был созван, в начале осени 1922 г. состоялось совещание епископов в г. Никольск-Уссурийске, в котором приняли участие назначенный на временную Харбинскую кафедру архиепископ Оренбургский и Тургайский Мефодий, а также епископы Мелетий Забайкальский и Нерчинский и Нестор Камчатский и Петропавловский, на совещании было принято решении об образовании самостоятельной Камчатской епархии и особого викариатства Охотского с посвящением во епископа протоиерея Даниила Шерстенникова. 66 Печ. по: РГИА ДВ. Ф. 244. Оп. 3. Д. 323. Л. 108. Подлинник. Автограф епископа Нестора. Помета: «Принять к сведению». 67 Печ. по: ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 233. Л. 115–119. Подлинник. Автограф. Несколько абзацев перечеркнуты адресатом. Так как письмо обсуждалось на заседании Синода, то, вероятно, эти абзацы не подлежали обсуждению. Печать ВРЦУ. Пометы: «К сведению, благословить», «Подложить в дело о признании М[итрополита] Петра», «Доложить в Синоде [подпись митрополита Антония?] 10 Дек[абря] 1925». Опубликовано: Божией милостью архиерей Русской Церкви. С. 466–468. 70 1Петр.2:12–14 : «... и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро». 71 Имеется в виду «Живая церковь », неканонически образованная в 1922 г. группа священнослужителей и мирян, не подчинившаяся Св. Патриарху и создавшая свое церковное управление. Живоцерковничество проникло и в Китай. Главным его деятелем в Китае был «митрополит» Петр Смелов, с которым в Харбине успешно боролся архиепископ Мефодий (Герасимов), издавший несколько брошюр против обновленцев (см. Обновленческий раскол. М., 2002. С. 89). 73 После образования в 1921 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Сан епископа в административном отношении имеет пять степеней. Викарный епископ (или хорепископ) имеет власть над приходами небольшого города или группы сел, которые называются викариатством. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. Архиепископ (то есть старший епископ) часто управляет епархией большего размера. Митрополит – это епископ большого города и прилегающей области, который может иметь наместников в лице викарных епископов. Экзарх, то есть первоначальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города, ему подвластны несколько епархий, входящих в состав Экзархата с их епископами и архиепископами, которые являются его наместниками. Патриарх – отценачальник – Предстоятель Поместной Церкви, избираемый и поставляемый на Поместном Соборе, – высший чин церковной иерархии. К монашескому имени епископа всегда прибавляется наименование управляемой им епархии, а к имени Патриарха – полное наименование возглавляемой им Поместной Церкви. Христианское (новозаветное) понятие о Священстве    При вступлении в Церковь верующий через Таинство Крещения и ниспослание ему дара Духа Святого поставляется на служение в Церкви. Всякий член Церкви – харизматик, обладающий благодатию Божией. Дар Духа Святого, получаемый каждым верным в Таинстве Миропомазания, сообщает ему харизму царственного священства. В Церкви нет даров Духа без служения, как и нет служения без даров. Через харизму царственного священства верный призывается к священническому служению в Церкви.    Прямые свидетельства Священного Писания о священническом служении членов Церкви немногочисленны, но настолько определенны, что не требуют особых толкований. В своем Послании апостол Петр обращается ко всем христианам: «... И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.... Но вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Но делать это не сверху вниз глядя на человека, а находясь на одном уровне с ним. Вот это, братие, архиважная установка. Мы говорим о катехизации, мы говорим о необходимости построения общин. Все может разлететься в пух и прах от вредного, болезненного, далекого от подлинной церковной традиции подхода к исповеди со стороны священника. Это очень важная тема. От того, как мы себя ведем, что говорим, зависит духовная судьба наших пасомых. Есть еще одна тема, о которой необходимо сказать. В минувшем году были приняты некоторые законодательные акты, касающиеся жизни и деятельности приходов. Ввиду специфики юридических документов и трудности восприятия таковых на слух я не буду их цитировать и комментировать. Вы их найдете в приложении или также на официальном сайте Московской Патриархии. Настоятельно рекомендую вам ознакомиться с ними и принять к сведению. Дорогие архипастыри и пастыри, матушки игумении, братья и сестры!  Завершая свой доклад, хочу поблагодарить всех вас: своего первого викария митрополита Арсения, Преосвященных управляющих викариатствами, секретаря по городу Москве, отцов благочинных и настоятелей, клириков и монашествующих, церковных старост, членов приходских советов, собраний и ревизионных комиссий, всех приходских сотрудников: преподавателей, миссионеров, социальных и молодежных работников — за совокупность тех трудов, которые вы совершаете в честь и славу Господа нашего, и которые вы совершили в отчетном году. За истекший год, Богу содействующу, при посильном участии каждого из вас в Московской епархии было поистине сделано многое. И мне как правящему архиерею отрадно сознавать, что мы вместе трудимся на ниве Христовой и что труды эти не тщетны. Однако не следует останавливаться на достигнутом и почивать на лаврах, ибо перед нами огромное поле деятельности. Мы призваны во все дни жизни своей являть горячую веру, твердость духа и решимость в исполнении слов Спасителя «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Идти, учить, крестить. В этих действиях — основное содержание пастырского призвания, динамика церковного развития, залог успеха христианской миссии. Выражая признательность за соборное делание и молитвенную поддержку, без которой несение нелегкого Патриаршего креста было бы невозможно, хочу пожелать вам доброго здравия, бодрости духа, помощи свыше и преуспеяния в дальнейших трудах. «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам… да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми. Ему слава и держава во веки веков. Аминь» (1 Петр. 5:10-11).

http://pravmir.ru/doklad-svyateyshego-pa...

Сегодня, надо сказать, эта проблема во многом преодолена — подобное поведение свечниц, сторожей стало скорее нечастым досадным исключением, нежели правилом. Уходят в прошлое мелочные придирки к внешнему виду, к наивным вопросам и неловкости в поведении. Разъясняя, предостерегая, организуя специальные занятия в викариатствах и благочиниях, мы смогли переломить эту тенденцию, и сегодня, несмотря на досадные редкие исключения, в большинстве приходов Москвы приходящих встречают приветливо, с доброжелательной готовностью прийти на помощь. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 35), — говорит Спаситель. Именно этот критерий — наличие или отсутствие любви — во все времена использовался людьми для того, чтобы распознать среди моря мирской суеты и бесчисленного множества ложных ориентиров подлинный ковчег спасения — Господню Церковь, собрание учеников Христовых. В старшем собрате молодой священник, диакон либо просто приходской труженик — сторож, алтарник, уборщица — должны видеть в первую очередь пример доброго христианского отношения в духе евангельских слов: «Князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20, 25-26). Первенство чести, связанное с должностью, саном и иерархическими наградами, в первую очередь предполагает ответственность за младших и даже покровительство им, готовность научить и оказать помощь, не демонстрируя превосходства. Послушник, молодой клирик, храмовый труженик — это человек, жертвующий Церкви дни своей жизни, силы, знания, умения и способности. Даже к тем, кто находится на самых низких ступенях приходской или монастырской иерархии, отношение должно быть вежливым и братским. Посредством передачи живого опыта складывается традиция. Тот, кто с самого начала своего церковного служения имел счастье пользоваться уважительным отношением старших, впоследствии и сам будет с уважением относиться к своим подчиненным.

http://pravoslavie.ru/99679.html

V.3. Зaceдahuя совета викариатства проводятся по мере необходимости, но не реже четырех раз в год, под председательством викарного архиерея. Заседания совета викариатства могут проходить под председательством епархиального архиерея. Кворум заседания составляет не менее 2/3 членов совета викариатства. Решения совета викариатства принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов совета викариатства. При равенстве голосов, голос председательствующего является решающим. Решения совета викариатства фиксируются в протоколах совета викариатства, которые подписываются председательствующим и секретарем совета викариатства. Решения совета викариатства вступают в силу после их утверждения епархиальным архиереем. V.4. Члehы совета викариатства осуществляют свою деятельность в совете викариатства на безвозмездной основе. VI. Cekpemapuam викариатства VI.1. Pykoboдumeль секретариата викариатства подчиняется викарному архиерею и назначается им на должность. VI.2. B состав секретариата викариатства могут входить: а) делопроизводитель; б) сотрудник викариатства по правовым вопросам; в) бухгалтер; г) сотрудник по делам строительства и реставрации; д) сотрудник по религиозному образованию и катехизации; е) сотрудник по миссионерской деятельности на приходах; ж) сотрудник по работе с молодежью; з) сотрудник по благотворительности и социальному служению; и) иные сотрудники, необходимые для осуществления поставленных перед викариатством задач. VI.3. Kahohuчeckoe подразделение (или канонические подразделения) викариатства, в штат которого (-ых) включаются сотрудники аппарата викариатства, определяется (определяются) распоряжением викарного архиерея на основании решения собрания священнослужителей викариатства, утвержденного епархиальным архиереем. VI.4. Дokyмehmooбopom канонических подразделений викариатства с епархиальным управлением осуществляется через секретариат викариатства. Рапорты и прошения клириков и должностных лиц канонических подразделений викариатства, поступившие в секретариат викариатства, но требующие решения епархиального архиерея, направляются в епархиальное управления через секретариат викариатства, при необходимости — с отзывом викарного архиерея.

http://patriarchia.ru/db/text/1909320.ht...

Решения совета викариатства принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании членов совета викариатства. При равенстве голосов, голос председательствующего является решающим. Решения совета викариатства фиксируются в протоколах совета викариатства, которые подписываются председательствующим и секретарем совета викариатства. Решения совета викариатства вступают в силу после их утверждения епархиальным архиереем. V.4. Члены совета викариатства осуществляют свою деятельность в совете викариатства на безвозмездной основе. VI. Секретариат викариатства VI.1. Руководитель секретариата викариатства подчиняется викарному архиерею и назначается им на должность. VI.2. В состав секретариата викариатства могут входить: а) делопроизводитель; б) сотрудник викариатства по правовым вопросам; в) бухгалтер; г) сотрудник по делам строительства и реставрации; д) сотрудник по религиозному образованию и катехизации; е) сотрудник по миссионерской деятельности на приходах; ж) сотрудник по работе с молодежью; з) сотрудник по благотворительности и социальному служению; и) иные сотрудники, необходимые для осуществления поставленных перед викариатством задач. VI.3. Каноническое подразделение (или канонические поздразделения) викариатства, в штат которого (-ых) включаются сотрудники аппарата викариатства, определяется (определяются) распоряжением викарного архиерея на основании решения собрания священнослужителей викариатства, утвержденного епархиальным архиереем. VI.4. Документооборот канонических подразделений викариатства с епархиальным управлением осуществляется через секретариат викариатства. Рапорты и прошения клириков и должностных лиц канонических подразделений викариатства, поступившие в секретариат викариатства, но требующие решения епархиального архиерея, направляются в епархиальное управления через секретариат викариатства, при необходимости — с отзывом викарного архиерея. Копии указов и распоряжений епархиального архиерея, касающихся — сообщаются епархиальной канцелярией викарному архиерею, а также секретарю епархии.

http://drevo-info.ru/articles/26591.html

д) принимает штатное расписание секретариата викариатства; е) определяет каноническое подразделение (или канонические подразделения) викариатства, в штат которого (-ых) будут включены сотрудники секретариата викариатства и заботится о материальном обеспечении деятельности структур викариатства; ж) во взаимодействии с профильными епархиальными подразделениями рассматривает вопросы богослужебной деятельности приходов викариатства; з) рассматривает иные вопросы, переданные на изучение общего собрания священнослужителей викариатства епархиальным или викарным архиереем. IV.3. Зaceдahuя собрания священнослужителей викариатства проводятся под председательством викарного архиерея по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Заседания собрания священнослужителей викариатства могут проходить под председательством епархиального архиерея. Кворум заседания составляет не менее 2/3 священнослужителей, входящих в состав собрания. Решения собрания священнослужителей викариатства принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании священнослужителей, входящих в состав собрания. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Решения собрания священнослужителей викариатства фиксируются в протоколах собрания, которые подписываются председательствующим и секретарем. Секретарь собрания священнослужителей викариатства избирается собранием по представлению председательствующего. Решения собрания священнослужителей викариатства вступают в силу после их утверждения епархиальным архиереем. V. Cobem викариатства V.1. B совет викариатства входят: а) викарный архиерей; б) благочинные благочиний, входящих в состав викариатства; в) духовник викариатства; г) по одному священнослужителю от каждого благочиния, входящего в состав викариатства по избранию собрания священнослужителей викариатства; д) по усмотрению викарного архиерея — до трех клириков, компетенция которых делает необходимым их участие в совете. Председателем совета викариатства является викарный архиерей. Секретарем совета викариатства является член совета викариатства, назначенный на эту должность распоряжением викарного архиерея.

http://patriarchia.ru/db/text/1909320.ht...

д) принимает штатное расписание секретариата викариатства; е) определяет каноническое подразделение (или канонические поздразделения) викариатства, в штат которого (-ых) будут включены сотрудники секретариата викариатства и заботится о материальном обеспечении деятельности структур викариатства; ж) во взаимодействии с профильными епархиальными подразделениями рассматривает вопросы богослужебной деятельности приходов викариатства; з) рассматривает иные вопросы, переданные на изучение общего собрания священнослужителей викариатства епархиальным или викарным архиереем. IV.3. Заседания собрания священнослужителей викариатства проводятся под председательством викарного архиерея по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Заседания собрания священнослужителей викариатства могут проходить под председательством епархиального архиерея. Кворум заседания составляет не менее 2/3 священнослужителей, входящих в состав собрания. Решения собрания священнослужителей викариатства принимаются простым большинством голосов присутствующих на заседании священнослужителей, входящих в состав собрания. При равенстве голосов голос председательствующего является решающим. Решения собрания священнослужителей викариатства фиксируются в протоколах собрания, которые подписываются председательствующим и секретарем. Секретарь собрания священнослужителей викариатства избирается собранием по представлению председательствующего. Решения собрания священнослужителей викариатства вступают в силу после их утверждения епархиальным архиереем. V. Совет викариатства V.1. В совет викариатства входят: а) викарный архиерей; б) благочинные благочиний, входящих в состав викариатства; в) духовник викариатства; г) по одному священнослужителю от каждого благочиния, входящего в состав викариатства по избранию собрания священнослужителей викариатства; д) по усмотрению викарного архиерея — до трех клириков, компетенция которых делает необходимым их участие в совете. Председателем совета викариатства является викарный архиерей. Секретарем совета викариатства является член совета викариатства, назначенный на эту должность распоряжением викарного архиерея.

http://drevo-info.ru/articles/26591.html

29. Викарный архиерей назначается на должность (освобождается от должности) по представлению епархиального архиерея определением Священного Синода. Викарный архиерей помогает епархиальному архиерею в управлении епархией. Полномочия викарного архиерея, управляющего викариатством, определяются Положением о епархиальных викариатствах, утверждаемым Священным Синодом, а также письменными или устными указаниями епархиального архиерея. В помощь епархиальному архиерею также могут назначаться викарные архиереи, не управляющие викариатствами. Полномочия таковых определяются письменными и устными указаниями епархиального архиерея. 30. Викарный архиерей по должности является членом епархиального совета и епархиального собрания епархии с правом решающего голоса. 31. Для осуществления своей деятельности викарный архиерей: а) созывает собрание священнослужителей викариатства; б) создает совет и службу делопроизводства викариатства. Собрание священнослужителей викариатства и совет викариатства являются совещательными органами при викарном архиерее. 32. Собрание священнослужителей викариатства состоит из священнослужителей всех канонических подразделений викариатства. Полномочия, а также порядок деятельности собрания священнослужителей викариатства определяется Положением о епархиальных викариатствах. Решения собрания священнослужителей викариатства вступают в силу после их утверждения епархиальным архиереем. 33. В совет викариатства входят: а) викарный архиерей; б) благочинные округов, входящих в состав викариатства; в) духовник викариатства; г) по одному священнослужителю, избранному сроком на три года собранием священнослужителей викариатства от каждого благочиния, входящего в состав викариатства; д) не более трех священнослужителей по усмотрению епархиального архиерея. Председателем совета викариатства является викарный архиерей. Секретарем совета викариатства является член совета викариатства, назначенный на эту должность распоряжением викарного архиерея. Состав совета викариатства утверждается епархиальным архиереем.

http://drevo-info.ru/articles/13674004.h...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010