По вступлении своем на престол Езекия прежде всего позаботился о том, чтобы снова храм Соломонов был открыт для богослужения, которое было прекращено при его нечестивых предшественниках. На праздник Пасхи, совершенный с торжественностью небывалой после Соломона, Езекия собрал не только своих подчиненных, но и подданных Израильского царства. Во время этого празднества он повелел истребить идолов во всем своем царстве; после того прекратилось идолослужение не только в Иудейском царстве, но и во многих местах в царстве Израильском, когда возвратившиеся в свои дома бывшие на празднике сообщили и другим о своих благочестивых впечатлениях во время общего религиозного торжества. За такое усердие к Богу царя Езекии, подобного которому «не бывало между всеми царями Иудейскими и после него и прежде него, был Господь с ним», спасал его от врагов и исполнял прошения его. Победоносный царь Ассирийский, не помышляя даже о завоевании царства Иудейского, обратил свое оружие против царя Египетского, запоздавшего прийти на помощь царю Израильскому, одержал над ним победы на земле филистимлян, пошел на Финикию, забрал все города ее, кроме Тира, и не нарушал сначала покоя Езекии и царства его. Иудея отдыхала после своих продолжительных бедствий; но нашлись беспокойные люди, которые, вопреки предупреждениям пророка Исаии, задумали войти в союз с царем Египетским против царя Ассирийского. Из них составилась преобладающая партия при самом дворе Езеки, и под их влиянием царь отказался платить дань Сеннахириму, царю Ассирийскому, который между тем достиг тогда высшей степени своего могущества. И вот в четырнадцатый год царствования Езекии Сеннахирим, сын Салманассара, покорившего царство Израильское, собрался воевать против Езекии и, взяв крепость Лахис, послал войско к Иерусалиму, требуя, чтобы Езекия немедленно сдался. «И послал тогда Езекия к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня, я внесу. И наложил на него Сеннахирим триста талантов серебра и тридцать талантов золота. И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому».

http://pravoslavie.ru/2907.html

После богослужения иногда произносятся поучения или проповеди, и образцом может служить следующая проповедь одного молодого сиро-халдейского диакона: «Прежде всего, братия, спросим себя, что такое святое возношение? Ответ: это есть принесение жертвы Богу. 2) Посмотрим теперь, с какого времени оно началось. Мы читаем, что оно совершалось от Адама; ибо Библия говорит: «Они сделали себе опоясание из кож и возложили на себя» 37 . Также Ной принес жертву после потопа, также Авраам и все отцы до времени сынов Израилевых, как это всем известно. Ибо мы читаем, что они приносили агнца совершенно чистого и непорочного. Это они делали дважды, а некоторые другие назывались вечными жертвами (?). Священник делал это во искупление, и кропил кровью жертвы тех, кто грешили. Но жертва эта не могла вполне спасать людей, потому что она была для нас только прообразом, данным для того, чтобы люди не оставались праздными (без жертвоприношений); а когда пришел Христос, то переменил ее на Свои тело и кровь; и Он был тою совершенною жертвою, которая принесена была на кресте. «Господь наш в ночь, в которую Он был предан взял хлеб, благословил его и промолвил, говоря: «Сие есть тело Мое нового завета в Моей крови (sic), которое преломляется за вас». А также, взяв кровь, т. е., вино, он сказал: «Сие есть кровь Моя нового завета, пролитая за вас; сие творите в Мое воспоминание». Так всегда делали и апостолы, потому что св. Павел говорит: «Когда ядите этот хлеб и пьете эту чашу, смерть Господню возвещаете, дóндеже придет». так мы совершаем это таинство за наши грехи, чтобы быть омытыми. 3) Спросим себя: где должна совершаться эта жертва? Ответ: в церкви, которая освящена апостольским освящением (букв. возложением рук). 4) Кто должен совершать ее? Епископы и священники, которые посвящены апостольским посвящением. 5) Что же нужно делать? Нужно употреблять весьма чистую пшеничную муку и виноградное вино, как написано. «Не буду пить от сего плода виноградного, пока не буду пить новое в царстве Божием».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/katoli...

Почему так важно было для Христа поставить детей в пример взрослым? Потому что душа ребёнка была для Спасителя образом той чистоты, которой должен достичь каждый, чтобы войти в Царство Божие. Сохраняйте свои души чистыми для Христа. Не пускайте в них злые мысли и желания, зависть, осуждение и гордость. Тогда и когда вырастете, останетесь чистыми душой, как дети. 42. Молитва Отче наш Однажды, когда Иисус Христос молился и окончил молитву, один из учеников сказал Ему: «Господи! Научи нас молиться, как и Иоанн Предтеча научил учеников своих». Господь сказал им: «Когда молитесь, говорите так: Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твоё; да приидет Царствие Твоё; да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на этот день. И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки. Аминь». На нашем современном языке это звучит примерно так: «Отец наш, Который на небесах! Да прославляется и освящается имя Твоё. Пусть наступит Царство Твоё. Пусть исполняется воля Твоя на земле так же, как и на небе. Подавай нам на каждый день необходимое для жизни (хлеб). И прости нам наши грехи, как и мы прощаем нашим обидчикам. И не допусти нам впасть в искушение, но избавь нас от нападений лукавого диавола». Молитва «Отче наш» называется ещё Господня молитва, потому что нам дал её Сам Господь Иисус Христос. Нужно молиться её словами каждый день, а ещё хорошо бы знать наизусть. Конечно, в Церкви много разных молитв, но все они и весь строй церковного богослужения следуют образцу молитвы «Отче наш»: в них мы тоже сначала прославляем Господа, выражаем желание жить по Его святой воле, а потом просим у Него простить наши прегрешения и дать необходимое для жизни на земле. 43. Десять прокажённых Всех нас родители и учителя с раннего детства учили благодарить за доброе дело или слово. Это норма для воспитанного человека. Но скажу вам больше: это и евангельская заповедь! Святой апостол Лука рассказывает вот такой случай.

http://azbyka.ru/fiction/bibliya-v-rassk...

Предназначение Библии – быть наивысшим авторитетом в вопросах веры, благочестия и богослужения. Учит ли Писание, что оно «самодостаточно?» Наиболее очевидная предпосылка, лежащая в основе учения о Писании как единственном источнике христианского вероучения, состоит в том, что Библия содержит в себе все неообходимое и достаточное для истинной веры, благочестивой жизни и правильного богопочитания. Для подтверждения этого положения чаще всего приводится следующее место из Нового Завета: «Притом же ты с детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим.3:15-17 ). Те, кто обычно использует эту цитату для защиты единственности Священного Писания как источника веры, утверждают, что здесь говорится о самодостаточности Писания, потому что «если Писание может сделать благочестивого человека… совершенным, то… для того чтобы достичь полноты совершенства, нет необходимости в Предании». Что же, в самом деле, следует из приведенного новозаветного текста? Прежде всего спросим себя, что подразумевает апостол Павел, когда говорит о писаниях, которые Тимофей знал с Детства? Можно с уверенностью сказать, что Павел не имеет в виду Новый Завет, так как когда Тимофей был ребенком, новый Завет еще не был написан – фактически он не был завершен даже тогда, когда Павел писал это послание к Тимофею: еще не существовал во всей полноте тот новозаветный канон, каким мы его знаем сейчас. Очевидно, что здесь и во многих других ссылках на «писание», встречающихся в Новом Завете, апостол Павел имеет в виду Ветхий Завет. Таким образом, если данный отрывок хотят использовать для установления границ того, что является боговдохновенным авторитетом, то нужно исключить не только Предание, но также и сам этот отрывок и вообще весь Новый Завет. Во-вторых, если апостол Павел хотел здесь исключить предание как не имеющее пользы, то можно только удивиться, почему он в той же главе сам использует внебиблейское устное предание. Имена Ианний и Иамврий не встречаются в Ветхом Завете, однако в ( 2Тим.3:8 ) апостол Павел говорит, что они «противились Моисею». Здесь он опирается на устное предание, гласящее, что имена двух наиболее выдающихся египетских волхвов, упоминаемых в повествовании об Исходе (главы 7–8), были «Ианний» и «Иамврий». (Иллюстрированная библейская энциклопедия. Труд и издание архимандрита Никифора. Москва, 1891. Репринтное издание. М. Терра, 1990. С. 314. «Иамврий»).

http://azbyka.ru/tolko-odno-pisanie

Пророк Малахия (на еврейском – «вестник») был младшим сотрудником Ездры и Неемии и происходил из колена Завулонова. Как последний из ветхозаветных пророков, он назван «печатью пророков». Он пророчествовал за 475 лет до пришествия Христова. Из Книги пророка Малахии видно, что в его время храм был уже восстановлен и в нем совершались богослужения, но часто не так благоговейно, как следовало. Пророк обличает священников в небрежности, говоря им от имени Бога: Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я Отец, то где почтение ко Мне? И если Я Господь, то где благоговение предо Мною? (Мал. 1, 6). В новозаветное время иудейские священники будут заменены людьми, благоговеющими перед Богом. Далее пророк обличает иудеев за женитьбу на иноплеменницах, за неисправное внесение десятин, принесение в жертву животных с пороками, за внешнюю бездушную обрядность, за ропот на Бога, будто Он медлит с исполнением Своих обещаний относительно пришествия Мессии. В грехе идолопоклонства Малахия уже не укоряет иудеев, потому что после всех бедствий, постигших их в связи с вавилонским пленением, они совершенно излечились от этого суеверия. У Малахии есть предсказание о пророке и предтече Иоанне Крестителе, который должен придти для приготовления людей к принятию Христа: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, которого вы ищете, и Ангел завета, которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф (Мал. 3, 1; см. Мк. 1, 1; Мф. 11, 14; 17, 12). Следующее пророчество Малахии, подобное первому, говорит о предтече Христа и, очевидно, относится к Его второму пришествию: Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4, 5–6; ср. Откр. 11, 3–6). Содержание Книги пророка Малахии: отсутствие благоговения в народе (Мал. 1, 6–14); и у священников (Мал. 2, 1–9); жестокость и отступление от Бога (Мал. 2, 10–16);

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Пс.103:28 .  Даешь им – принимают, отверзаешь руку Твою – насыщаются благом; Пс.103:29 .  скроешь лице Твое – мятутся, отнимешь дух их – умирают и в персть свою возвращаются; Пс.103:30 .  пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли. Все это многообразие тварного нуждается в Боге, все ждут от Него пищи себе в нужное время, ее и дает им Господь. Но весь этот мир тварей неминуемо гибнет, когда Господь «сокроет лице», не дает им пищи, и возрождается, когда Господь «посылает свой дух», когда снова возвращает всему живущему свою милость. Здесь выражено возвышенное учение о постоянном промышлении Бога над миром, своей силой и ниспосылаемыми Им дарами поддерживающего и питающего все тварное. Пс.103:31 .  Да будет Господу слава во веки; да веселится Господь о делах Своих! Пс.103:32 .  Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся. Пс.103:33 .  Буду петь Господу во всю жизнь мою, буду петь Богу моему, доколе есмь. Пс.103:34 .  Да будет благоприятна Ему песнь моя; буду веселиться о Господе. Пс.103:35 .  Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия! Пусть будет слава Богу от всего Его творения, которое да радует Его своим благоговением ( «да веселится») к Нему, как всемогущему существу, второе так заботится ( «призирает») о нем (тварном) и Который так всемогущ, что может сотрясти и уничтожить землю и воздымить горы, т. е. образовать вулканы. Давид заключает псалом желанием, чтобы это слабое изображение величия Божия было угодно Ему, и чтобы нечистое, греховное исчезло с земли и не оскверняло святости творения. 102-й псалом – пятый в шестопсалмии. Указав и раскрыв ранее ( Пс. 87 ) тяжесть и гибельность отверженного от Бога состояния, Церковь здесь побуждает человека дорожить и заботиться о своем спасении, указывая словами этого псалма на великую любовь Бога к человеку, на Его долготерпение и снисхождение, дающее возможность каждому грешнику надеяться и искать Божественной помощи. 103-й псалом называется предначинательным, так как им полагается начало вечерни. Указанием на величие миросоздания и Промысл Божий над ним, всякий молящийся располагается к серьезному и внимательному отношению ко всему содержанию богослужения, как руководству для него со стороны Великого, всемогущего и любвеобильного Существа.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.24:12 .  Кто есть человек, боящийся Господа? Ему укажет Он путь, который избрать. Пс.24:13 .  Душа его пребудет во благе, и семя его наследует землю. Пс.24:14 .  Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им. Здесь перифраз основной мысли Второзакония, по которой верный Богу будет наслаждаться как духовными благами, так и внешне-материальными. – «Тайна Господня – боящимся Его, и завет Свой Он открывает им», т. е. Господь настолько близко становится к благоговеющим пред Ним, что сообщает им все, скрытое от других. Здесь нужно разуметь непосредственное воздействие Бога на человека сообщением ему откровения и внутреннее руководство им. Пс.24:18 .  призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. «Призри на страдание» – посмотри на мое унижение и «прости все грехи мои» – вызвавшие эти бедствия. Давид преступление с Вирсавией ставит в связь с настоящими бедствиями. Пс.24:20 .  Сохрани душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю. «Да не постыжусь, что я на Тебя уповаю» – спаси меня от врагов, чтобы моя вера в защиту от Тебя не была осмеяна врагами. Моя гибель может быть истолкована врагами, как показатель Твоего бессилия спасти тех, кто в Тебя верует; оказанием защиты не допусти оскорблять Твое великое имя. Пс.24:21 .  Непорочность и правота да охраняют меня, ибо я на Тебя надеюсь. После прощения моего греха и очищения «непорочность и правота да охраняют меня», пусть я никогда не уклонюсь от истины и не впаду в грех. Пс.24:22 .  Избавь, Боже, Израиля от всех скорбей его. Этот стих представляет литургическую прибавку, может быть появившуюся во время вавилонского плена, когда евреи в положении угнетенного и кающегося Давида могли видеть образ своих страданий в плену и молиться об избавлении от них словами своего искренне кающегося благочестивого предка. В богослужении этот псалом входит в состав 3-го часа, дополняя содержание XVI псалма искренней и горячей молитвой к Богу о духовном очищении молящегося ( Пс. 24:1, 7, 11 ) для достойного присутствия при совершении литургии.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.68:9 .  Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей, Пс.68:10 .  ибо ревность по доме Твоем снедает меня, и злословия злословящих Тебя падают на меня; «Чужим стал я для братьев моих» – от Давида сторонилась и его родная семья. Саул подозрительно относился ко всем, входившим в сношения с Давидом и ставил этому препятствия, чтобы лишить его всякой поддержки со стороны. А такую поддержку естественнее всего могла оказать Давиду его семья, которая, из боязни навлечь на себя и на Давида большие бедствия, очевидно, избегала вступать с ним в сношения. Другой причиной бедствий Давида и гонений на него от Саула было благочестие первого и нечестие второго. Давид всегда пользовался благосклонностью еврейских священников, так как они видели, как Давида «снедает ревность по доме» Божием, видели в нем горячее и искреннее благочестие, о проявлениях этого благочестия в данное время не говорит ни этот псалом, ни исторические книги. Вероятно, они выражались в почтении к священническому классу, любви к богослужению при скинии и в возможной при его положении заботливости о благолепии последней. Этим же благочестием не обладал Саул и его приближенные. Они полагались на свою силу и были поборниками грубого ее применения; над благочестием Давида смеялись, а тем смеялись над Богом. Чем в них было меньше веры, тем сильнее они преследовали и ненавидели Давида. Это необыкновенное благочестие Давида, его «ревность к дому Божию» – скинии – с особенной силой проявилась и в его потомке – Христе, ревновавшем о восстановлении святости Иерусалимского храма изгнанием из него торжников ( Ин. 2:13–17 ). Пс.68:11 .  и плачу, постясь душею моею, и это ставят в поношение мне; Пс.68:12 .  и возлагаю на себя вместо одежды вретище, – и делаюсь для них притчею; Пс.68:13 .  о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино. Сила и обилие бедствий, перенесенных Давидом, не встречала естественного, даже чисто животного сострадания и активного проявления сочувствия среди народа, а вызывала глумление над ним. Когда он налагал на себя особенный пост или одевался во вретище, обычные знаки выражения у евреев переживаемых горестей, над Давидом смеялись. Над ним глумились знатные, судьи ( «сидящие у ворот») и праздные ( «пьющие вино»). Неприязненное отношение к Давиду широко распространялось.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Пс.87:11 .  Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? Пс.87:12 .  или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя – в месте тления? Пс.87:13 .  разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения – правду Твою? Молитва писателя об освобождении от бедствий принимает здесь иной характер. Если человек умер, то он исчез безвозвратно для земного существования, ушел в тот мир, где Господь уже не творит чудес. Умершего не может исцелить врачебное искусство, чтобы он мог жить и прославлять Бога в шеоле ( «во мраке.., в земле забвения» – т. е. лишенной физического света и как бы забытой Богом) никто не может знать о совершаемых Богом чудесах и делах Его великого правосудия. Значит, умерший безвременно, не естественной смертью, как того опасается и для себя писатель псалма, не может осуществить цели назначения человека на земле – воспевать дела Господни и благоговейно чтить Его имя. Пс.87:14 .  Но я к Тебе, Господи, взываю, и рано утром молитва моя предваряет Тебя. Пс.87:15 .  Для чего, Господи, отреваешь душу мою, скрываешь лице Твое от меня? Сознание того, что Господь не допустит человека умереть, не давши ему исполнить своего назначения, ободряет писателя и дает ему силы снова просить Бога о милости и спрашивать Бога – зачем Ты, Господи, «отреваешь душу мою» – зачем не исполняешь желаний моей души, моей молитвы о Твоей помощи? Пс.87:16 .  Я несчастен и истаеваю с юности; несу ужасы Твои и изнемогаю. «Я несчастен и истаеваю с юности» – я с юности страдаю. Это можно понимать в отношении к Давиду в гонения от Саула, когда он был юношей. Эти бедствия не оставляют его и теперь, в переживаемые гонения от Авессалома. Указаниями на степень и глубину своих бедствий писатель и заканчивает псалом. Этот псалом – четвертый в шестопсалмии. Ночной мрак напоминает ад, сон – смерть. Назначением этого псалма в утреннем богослужении, перед наступлением дня, Церковь напоминает человеку о необходимости усилий с его стороны избежать отвержения от Бога, что возможно только при помощи Бога и молитвы к Нему (5, 14), чтобы не подвергнуться вечной ночи, вечной гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Псалом 26 Надписания «прежде помазания» нет в еврейской Библии, но есть у LXX и в Вульгате. Это надписание может быть понимаемо как указание, что псалом был написан Давидом прежде его помазания пред народом в царя Израиля. Так как в псалме изображается положение Давида угнетенным и всеми оставленным, даже родителями (а это последнее происходило во времена гонений от Саула, когда родственники Давида боялись входить с ним в сношение), то с большим основанием псалом нужно считать писанным во время гонений от Саула, а не Авессалома, до какого времени едва ли могли дожить родители Давида. Так как Господь свет мой и крепость моя, то я не боюсь нападения врагов и их полчищ: они погибнут (1–3). Я молю Господа дать мне возможность пребывать в Его скинии, где я не буду бояться врагов, а буду петь Господа (4–6). Но теперь, когда кругом меня враги и я оставлен даже своими родителями, молю Тебя, Господи, защитить меня (7–12). Я верю, что останусь жив и – мужаюсь (13–14). Пс.26:2 .  Если будут наступать на меня злодеи, противники и враги мои, чтобы пожрать плоть мою, то они сами преткнутся и падут. «Пожрать плоть мою» – съесть мое тело, погубить меня, умертвить. Такою целью задавался Саул в своих многочисленных преследованиях Давида. Пс.26:3 .  Если ополчится против меня полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, и тогда буду надеяться. Какое бы количество врагов ни восставало на Давида, и как бы в борьбе с ними Давид ни оставался совершенно одиноким, его «сердце не убоится», он не потеряет мужества, так как его защитником является Господь. Пс.26:4 .  Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его, «Созерцать красоту Господню», – т. е. присутствовать при совершении богослужения, в котором все Давида наполняло возвышенными мыслями. Еврейское «noham» можно перевести «благоволение», т. е. Давиду желательно жить при храме и пользоваться благоволением Иеговы.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010