Библия и наука о сотворении мира протоиерей Стефан Ляшевский Содержание Информация о первоисточнике Введение Часть I. Что такое " дни " творения? Шесть дней творения в свете современных геологических знаний Книга Бытия. Особенности ее написания Взгляд, которого придерживается современная наука о прошлом Земли Как богословская мысль относится к открытиям современной геологии Эволюционная теория. Ее ошибки Вселенная и человек как часть бесконечного Божьего мира Астрономический период истории Земли Первый день творения Второй день творения Геологический период истории Земли Третий день творения Четвертый день творения Пятый день творения Шестой день творения Седьмой день, когда Бог почил от дел своих Часть II. Первые люди на Земле. Что говорит о них Библия и данные современной археологии Предисловие Вопрос о Палеолите Учение о палеолитическом человеке Палеолитический период Антропология Палеолита Потомки Каина и потомки Сифа Всемирный Потоп. Почему его можно назвать " всечеловеческим " ? Новое человечество. Сыновья Ноя – Сим, Хам, Иафет Потомки Иафета на Западе. Неолитический период в Европе Часть III. Человечество Бронзового и Железного веков. Эпоха, предшествующая времени написания Библии Предисловие Потомки Сима. Семитическое царство. Вавилон Потомки Иафета на Востоке. Арийское ведическое царство Бронзовый и Железный века в Европе Часть IV. История человечества от Адама до Авраама. Первоначальная Ветхозаветная Церковь Введение Жизнь на Земле до Потопа Рай Бессмертный Адам. Существовала ли смерть в Раю? Дерево жизни Первое Богослужение на Земле Создание первых городов Быт потомков Адама Палеогеография Древнего Востока Две Земли, Богом избранные: территория Рая – колыбель человечества и Палестина Иерихон. Захоронено ли тело Адама на Голгофе? Жизнь после Потопа Ной. Создание Ковчега Территория, затопленная во время Потопа Возвращение Ноя на родину. Благословение Симу и Иафету История поисков Ноева Ковчега Создание Вавилонского и Египетского царств по библейским и археологическим данным

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Закрыть itemscope itemtype="" > Библия – первая книга о карантине Говорящий о божественной защите и отвергающий карантин подвержен тонкой разновидности монофизитской ереси 16.03.2020 10932 Время на чтение 4 минуты 11 марта «епископ Мукачевский» Украинс кой греко-католической церкви Милан Шашик посоветовал верующим, боящимся заразиться коронавирусом, практиковать «духовное причастие», пишет «Союз православных журналистов» со ссылкой на сайт mukachevo.net. Шашик рекомендует во время богослужений в греко-католических храмах Закарпатья на время угрозы эпидемии коронавирусной инфекции не целовать иконы и напрестольное Евангелие. По его мнению, «вместо целования можно просто сделать малый поклон, то есть перекреститься и приклонить голову». Он советует «во время причастия не прикасаться губами и не облизывать ложечку, а маленьких детей приносить только под чашу». Верующим, которые опасаются инфекции, он рекомендует практиковать «духовное Святое Причастие». Сложившуюся ситуацию анализирует в телефонном интервью «Русской народной линии» известный миссионер и сектовед, руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А.С.Хомякова протоиерей Олег Стеняев: Концепция «духовного причастия» разрабатывалась старообрядцами-беспоповцами, у которых не было священства, а, соответственно, Литургии. Поэтому «беспоповцы» занимались изысканием оправдания «духовного причастия», вычитывали тексты святых отцов, историю Церкви, жития святых. И когда читаешь размышления «беспоповцев» о «духовном причастии» — удивляешься. Святое Причастие пребудет до конца времён, потому что Христос сказал: Сие есть Тело Мое, Сия есть Кровь Моя, сие творите в Мое воспоминание, пока Я не приду. Мы верим, что Святое Причастие будет совершаться до конца времён. Но известно, что, когда в Российской Империи и Советском Союзе свирепствовала холера, то врачи осматривали сосуды, из которых преподавались Таинства. Церковь не возражала против таких мер предосторожности. В нашей ситуации несколько авторитетных священников и богословов заявили, что невозможно заразиться через Святое Причастие. Однако священноначалие обратило внимание на запивку после Причастия. Из маленьких чашек выпивает несколько человек запивочку после Причастия. И через запивку появляется угроза заражения. Всегда считалось, что если речь идёт не о Причастии, то сакральное пространство не может защитить от заражения. Поэтому теперь вводят одноразовые пластиковые посуды для запивки. Из общего чайника разливается запивка в одноразовую посуду, которую после употребления тут же выбрасывают в специальную корзину. И Священный Синод поддержал использование одноразовых чашечек для запивки.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/03/16/bi...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление ЭКЗЕГЕЗА БИБЛЕЙСКАЯ (от греч. толкование, объяснение), толкование текста Свящ. Писания. Являясь Словом Божьим, выраженным через человеческое слово, Библия несет на себе печать тех эпох, когда писались ее книги, отражает особенности свящ. авторов (их личности, языка, воззрений). Это требует от Э. учета того историч. фона и «жизненного контекста», с крыми связаны библ. книги, а также филологич. исследований, позволяющих проникнуть в ход мысли свящ. авторов. Отсюда важность для Э. исагогики, включающей проблемы канона, датировки и атрибуции свящ. книг, различных форм критики библейской (текстуальной, литературной, исторической, историко-литературной и др.) и дополнительных дисциплин (археологии, географии, палеографии, изучения Древнего Востока и античности). Свящ. Писание есть письменно зафиксированное Предание Церкви (сначала ветхозав., а затем новозав.), следовательно, Библию необходимо рассматривать в целостном контексте ее канона и христ. церк. учения. Христианская Экзегеза на протяжении веков вырабатывала принципы толкования Библии. Эти принципы включают аллегорический, прообразовательный, анагогический, историко-литературный, тропологический и др. подходы к Библии, которые по существу играют взаимодополняющую роль. Так, недостаточно установить лишь букв. смысл текста и объяснить его с т. зр. древнего культурного контекста. Важно найти в нем Слово Божье, обращенное к человеку всех времен и народов. Только во взаимодействии всей совокупности приемов Э. раскрывается духовное богатство Писания в его многогранной полноте Экзегеза, герменевтика: методы толкования Ветхого Завета Необходимость толкования Библии Подобно богослужению и иконе, Библия – это целый мир идей и образов, целый организм, впитавший в себя множество традиций. Она имеет свою символику, язык, структуру, которые (как богослужение и икона) требуют углубленного, духовного, проницательного подхода. Не все в ней «лежит на поверхности», иное нуждается в пояснении, иное – в сравнительном анализе. Библию недостаточно просто читать: как Слово Божие она требует благоговейного молитвенного вживания, как слово человеческое – тщательного изучения. Свт. Иоанн Златоуст писал, что «неясности некоторых мест в священных книгах нередко происходят от неизвестности того предмета, о котором говорится, и от оскудения событий, которые тогда были, а теперь не бывают» (Беседа на 1Кор.29:1). Экзегеза и герменевтика

http://azbyka.ru/ekzegeza

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Слово Божие пусть сеется у вас обильно священник Алексий Хотеев Чтение Священного Писания является необходимой частью православного богослужения. «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью», – говорит св. апостол Павел ( Кол. 3:16 ). Библия состоит из книг Ветхого и Нового Завета. В течение церковного года в храме прочитываются все книги Нового Завета, кроме Апокалипсиса, а также полностью или отчасти многие книги Ветхого Завета. Как во времена апостольские, когда, по свидетельству книги Деяний, слово христианской проповеди нередко сочеталось с ежедневным чтением Священного Писания ( Деян. 17:11 ), так и теперь слово Божие звучит на церковном богослужении ежедневно. Библейский текст читается в храме не по главам, а по особым тематическим отрывкам – «зачалам». Одно зачало может включать в себя целую главу или только ее часть, например, рассказ о каком-либо чуде, пророчество, притчу. Священное Писание читают на службе разные лица. Одни зачала читает священник, другие диакон, третьи чтец. Для удобства чтения привычная нам и достаточно объемная Библия разделена в церкви на несколько частей, каждая из которых представляет особую книгу. «Евангелие» – самая главная часть Священного Писания Нового Завета, в которой изложены слова и деяния Господа Христа, содержит в себе повествования четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Евангелие обычно украшено красивым окладом, на лицевой части которого находится изображение Христа, воскресшего из мертвых, и лики четырех евангелистов. Слово «Евангелие» в переводе с греч. означает «Благая весть» – это проповедь о божественном достоинстве Иисуса Христа, которое явно открылось в Его тридневном воскресении. Евангелие находится в главной части храма – алтаре, на престоле, и символизирует присутствие в храме Христа, Сына Божия, Который в Священном Писании именуется также Словом Божиим ( Ин. 1:1 ). «Апостол» – эта книга содержит другую часть Нового Завета, где помещен рассказ об апостольской проповеди (Деяния) и послания святых апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды и 14 посланий апостола Павла. На православном богослужении не читается последняя книга Нового Завета Апокалипсис или Откровение апостола Иоанна. В этой книге, наполненной таинственного содержания, запечатлены видения апостола Иоанна о Втором Пришествии Господа Христа и конечных судьбах нашего земного мира. Поскольку эта книга не совсем воспринимается на слух и нуждается в толковании, то ее чтение за богослужением исключено. Достаточно руководствоваться учением о Втором Пришествии и конце мира, которое находится в Евангелии и апостольских посланиях. Впрочем различные слова и образы из Апокалипсиса вошли в богослужебную поэзию и символику.

http://azbyka.ru/biblejskie-chteniya-na-...

Скачать epub pdf 38. Говорит ли Библия о таинстве Причащения? Почти каждый день в православных храмах совершается главное богослужение Церкви – литургия. Более того, православные утверждают, что христианам недостаточно просто читать Библию и следовать учению Христа, им нужно регулярно причащаться за литургией. Что же это такое, приобщение Плоти и Крови Христа? Некий обряд, придуманный в Средние века и не имеющий отношения к Библии, как считают некоторые? Слишком буквально понятая метафора, как полагают другие? Что это значит: «есть плоть»? Библия – это книга, полная поэтических образов и метафор (об этом подробнее говорилось в 8-й главе). К примеру, в Евангелии Христос называет Себя и добрым пастырем, и виноградной лозой, и дверью, и путем…. Но конечно, всем было совершенно ясно, что это метафоры: Он ни в каком смысле не был ни дверью, ни лозой, и с Ним нельзя было обращаться, как с этими предметами, но среди Его качеств были и такие, в которых обнаруживалось сходство с дверью или лозой. Никого такие обороты речи, конечно, не смущали. Но есть в Евангелии и нечто совсем другое. Однажды Христос назвал Себя «хлебом жизни», данным с небес, и это, конечно, метафора. Но далее Он добавил: «истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» ( Ин 6:53 ). Такие странные слова не просто заставили задуматься досужих зевак, но и оттолкнули от Христа некоторых учеников, навсегда оставивших Его. Интересно заметить, как отреагировал Сам Христос на их уход. «Не хотите ли и вы отойти?» – спросил Он оставшихся. И тогда Петр ответил: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога Живаго» ( Ин 6:67–69 ). Современному человеку слова Христа о Себе как о «хлебе жизни» могут показаться непонятными, а то и вовсе бессмысленными. Но почему же для учеников Господа заявление «есть плоть, пить кровь» прозвучало так серьезно, стало развилкой, на которой человек решал, остаться ли ему с этим Чудотворцем или пойти своим путем?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

Скачать epub pdf 3. Что такое библейский канон? Библия стоит на книжной полке – ее можно взять в руки, посмотреть оглавление. Но оказывается, что в разных изданиях список книг, входящих в Библию , может быть не совсем одинаковым. Почему так? Да откуда вообще взялся этот список (его еще иногда называют «каноном»)? Что означает включение в этот список какой-либо книги? Канон – это образец Само по себе слово канон – греческого происхождения и означает «правило, мерило, образец». В Церкви оно употребляется довольно широко: так могут назвать, по сути, любую норму церковной жизни: иконописные каноны определяют правила иконописания, а каноническое право – юридические стороны внутрицерковной жизни. Когда мы говорим о библейском каноне, то имеем в виду список книг, составляющих Священное Писание . Сегодня нам легко открыть Библию и посмотреть, что напечатано под ее обложкой, но так было далеко не всегда. До изобретения книгопечатания полная Библия вообще была большой редкостью: книги были исключительно дороги, да и при тогдашней технологии том получался очень большим и тяжелым. Поэтому переписывали в основном отдельные книги или сборники, необходимые для богослужения. Например, старейшее на Руси Остромирово Евангелие (XI в., Новгород) – это вовсе не те четыре текста, которые мы привыкли видеть в современных изданиях Нового Завета, и даже не один из них, а богослужебный сборник Евангельских чтений на разные воскресные дни и праздники, начиная с Пасхи. Такие книги в Средние века встречались чаще, чем привычные нам полные издания библейских текстов, поскольку потребность в них была больше. Действительно, в традиционном обществе Писание существовало прежде всего в контексте церковной жизни, а тех, кто обращался к нему «в часы досуга», было очень и очень немного, хотя бы из-за огромной стоимости книг. Примерно так же обстояли дела и в Палестине времен земной жизни Христа: единственный раз, когда мы видим Его со свитком Писания в руках, – это субботнее чтение пророка Исайи в синагоге.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

– Человек приходит к Богу по-разному. Мое обращение произошло в юношеские годы, которые вообще отличает довольно резкая смена ценностей: кажется, что перед тобой открываются новые, неизведанные дороги и нет никаких препятствий, которые ты не можешь преодолеть. И тут мне попалась в руки Библия, но не традиционное синодальное издание, а детская Библия, выпущенная в Брюсселе. Замечательная книга, которая до нынешнего дня пользуется огромной популярностью не только у детей, которым предназначена, но и у взрослых. Мой папа, когда ее открыл, сказал: «Даже неверующий человек, взяв в руки эту книгу, поверит»… Меня очень поразили слова Спасителя, которые он обратил к ученикам в Своей молитве. Именно молитву Господню я долгое время искал, поскольку во времена моего отрочества купить молитвослов было крайне сложно. И я стал утром и вечером читать эту молитву, и ее слова все глубже укоренялись в моем сердце. Немаловажным для моего духовного становления явилось то, что мамины родственники были верующими людьми. Живя в деревне, в одном из домов они, собрав уцелевшие церковные книги и иконы, проводили богослужения беспоповским чином, пели всенощные, служили обедницы. Таков мой первый опыт религиозного воспитания. Пускай это всего лишь детские впечатления, но они запечатлелись в моем сердце и сохранились до сегодняшнего дня. Очень хорошо я помню свое Крещение, которое совершилось в храме святителя Николая, что в Бирюлеве. Обычный деревянный храм на окраине Москвы. То есть место было мало посещаемое, и там детей крестили неофициально, не вписывая сведения в особые книги для дальнейшей передачи в компетентные органы. Здесь нужно сказать, что мой папа в то время состоял в партии, более того занимал высокую должность, а мама работала в системе здравоохранения, и мои крестины могли стоить им карьеры. Разумеется, внешние детали ушли из памяти, а вот состояние нескончаемой радости, желания всех любить, обнимать, быть со всеми вместе в единстве чувств и мыслей я помню до сих пор. Пронзительные чувства ребенка, который впервые встретился с Христом в храме… Вскоре, по совету мамы, я начал посещать воскресную школу, чтобы узнать азы Православия. Очень сложно было целиком менять свое мировоззрение. У меня, как и у каждого человека, было множество вопросов, часто практического содержания. И вскоре я беззаветно полюбил Церковь, богослужение. Однако о священническом сане не помышлял. Но Господь судил иначе…

http://pravoslavie.ru/29825.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Лекция 1. О Богослужении Что означает слово «богослужение»? Является ли церковная служба служением Богу? Наши просьбы, благодарности Богу — разве это то служение, которое нужно Богу? Верующие часто говорят: я верю, но Церковь принять не могу. Зачем она Богу? Да, церковная служба нужна не Ему — нам. Она является богослужением. Почему? Представьте себе, что вам нужно идти к большому начальнику с какой-нибудь просьбой. Вы думаете о том, как себя вести, как высказать то, что вас волнует, наконец, о том, как одеться. Скорее всего, вы начнете разговор с того, что поблагодарите начальника за что-то предшествующее, тем самым выкажете ему доверие и, может быть, любовь. Или принесете подарок, цветы. Так строятся отношения между людьми. А как мы обращаемся к Богу? Естественно, что мы просим прощения за то, что огорчаем Его своими грехами, благодарим Его, воспеваем Ему хвалу. Все это — наша естественная потребность, именно наша, это нужно нам. И это есть служение Богу, так как, устрояя свою духовную жизнь правильно, имея с Богом правильные отношения, мы являем миру факт правильного устроения жизни, т.е. проповедуем это устроение, а это — богоугодное дело, следовательно, мы Ему тем самым служим. Наше православное богослужение очень развито, оно, пожалуй, самое развитое в мире. Путь его имеет свою историю, древнюю, как само христианство. Существует точка зрения: богослужение устарело, в нем нет динамики, его никак нельзя изменить, и это неразумно, ибо отгораживает Церковь от мира, препятствует простым людям овладеть богослужением. Но это ошибочная точка зрения. На самом деле наше богослужением как раз динамично, оно меняется во времени, и остановить это историческое развитие невозможно, иначе прекратилась бы сама жизнь Церкви. Знание истории богослужения необходимо для того, чтобы в нем участвовать. Церковные традиции, которые трансформировались в истории до нас, — все это составляет церковное предание. У Церкви два источника — Священное Писание и Священное Предание. Священное Писание — это Библия, Ветхий и Новый завет.

http://azbyka.ru/lekcii-vorobjeva

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. Напомним, просветительская конференция на тему " Слово Божие в жизни Церкви и православного христианина " прошла 13 июня в Петербурге.  Мероприятие проходило по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира. Организовала встречу редакция журнала " Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник " .  Открыл конференцию доклад редактора богословского отдела журнала " Вода живая " , референта Санкт-Петербургского епархиального управления иерея Владимира Хулапа " Слово Божие и Литургия Слова " . Предлагаем вниманию читателей полную версию доклада отца Владимира. «Слово Божие и Литургия Слова Некто остроумно заметил, что в Церкви есть книги «читаемые» и «почитаемые» – к сожалению, Евангелие для многих относится к числу последних. Ученик одной воскресной школы на вопрос о том, какую роль играет Библия в православном богослужении, бесхитростно ответил: «Мы прикладываемся к Евангелию на всенощном бдении, а еще батюшка возлагает его на голову во время молебна». К счастью, богослужебное употребление Священного Писания этим не исчерпывается. Без преувеличения можно сказать, что все православное богослужение проникнуто духом Писания, и первая часть Божественной Литургии, Литургия Слова являет нам яркий пример этого. Диалог неба и земли Богослужение – это встреча между Богом и Его Церковью, небесный призыв к ней Господа и ее земной ответ на Его спасительный голос.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-06-16/7...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Священное Писание Ветхого Завета «Священное Писание Ветхого Завета» — учебник, составленный епископом Александром (Милеантом). Представляет собой компиляцию статей разных авторов русского зарубежья, которые касаются тем Ветхого Завета. «Священное Писание Ветхого Завета» затрагивает следующие темы: Понятие о Священном Писании. Почему нам дорого Писание? Почему следует знать Ветхий Завет? Под руководством Церкви. Боговдохновенность Писания. История возникновения Священных книг. Вопрос «неканонических» книг. Первоначальный вид и язык Писания. Язык священных книг. Таргумы и другие древние переводы. Первоначальный вид Священных книг. Перечень Ветхозаветных Книг. Краткие сведения о переводах Писания. Священное Писание и Богослужение. Уровни понимания. Способы изъяснения. Настроение души при чтении слова Божия. Гармония двух откровений. Еп. Александр (Милеант) Священное Писание Ветхого Завета Содержание книги: 1. Предварительные сведения 2. Пятикнижие Моисея 3. Исторические Книги 4. Учительные книги 5. Пророческие книги 6. Приложение. Древний Восток. Ветхий Завет о Мессии. Откровение и истолкование. Свитки Мертвого моря. Кумранская община. 1. Предварительные Сведения Содержание: Понятие о Священном Писании. Почему нам дорого Писание. Почему следует знать Ветхий Завет? Под руководством Церкви. Боговдохновенность Писания. История возникновения Священных книг. Вопрос «неканонических» книг. Первоначальный вид и язык Писания. Язык священных книг. Таргумы и другие древние переводы. Первоначальный вид Священных книг. Перечень Ветхозаветных Книг. Краткие сведения о переводах Писания. Священное Писание и Богослужение. Уровни понимания. Способы изъяснения. Настроение души при чтении слова Божия. Гармония двух откровений. Понятие о Священном Писании Священным Писанием или Библией называется собрание книг, написанных пророками и апостолами, как мы верим, по вдохновению Духа Святого . Библия — слово греческое, значащее «книги». Ставится это слово по-гречески с артиклем «та», во множественном числе, т. е. оно значит: «Книги с определенным содержанием». Это определенное содержание есть Божие откровение людям, данное для того, чтобы люди нашли путь к спасению.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010