10:38)], но сказал: не пьяница! Благие можно иметь надежды, если в этом нужно наставлять епископа. Отчего ты не сказал, что он должен отрешиться от земли? Но даже того ты не заповедал епископу, что заповедал мирянам. Что же он говорит к последним? « Итак, умертвите земные члены ваши » (Кол. 3:5), и опять: « ибо умерший освободился от греха » (Рим. 6:7), и еще: « Но те, которые Христовы, распяли плоть » (Гал. 5:24). И Христос говорит тоже: « Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником » (Лк. 14:33). Итак, почему он не сказал этого? Потому что таких немного можно было найти, между тем много требовалось епископов, которые бы предстоятельствовали в отдаленных городах. 2. Поэтому, так как впоследствии могли возникать наветы против Церкви, то (апостол) до этой причине говорит об умеренной добродетели, а не об этой возвышенной и выспренной, потому что многим свойственно — быть трезвенным, честным, целомудренным. « Детей », — говорит, — « содержащий в послушании со всякою честностью » — потому что следует на самом себе показать пример. В самом деле, кто поверит, что покорит себе чужого тот, кто сына своего не умел держать в зависимости? « Хорошо управляющий домом своим ». Так говорят и внешние, что хороший домоправитель ( οκονομικς), в скором времени может сделаться хорошим правителем дел общественных (πολιτικς). И Церковь есть то же самое; что малый дом, и подобно тому, как в дому находятся дети, жена, слуги, и над всеми возвышается своею властью муж, так и в Церкви не иное что, а то же самое: есть дети, жены, слуги. Если же предстоятель Церкви имеет соучастников своей власти, то и там муж имеет соучастницей жену. Но здесь должно заботиться о пропитании вдовиц и девственниц? И там тоже муж имеет на своем попечении рабов, дочерей. Впрочем, вообще домом управлять легче. Поэтому как может управлять делами церковными тот, кто и дом свой нехорошо устроил? После этого, сказав: « ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией » (ст. 5), присовокупляет: « не из новообращенных (νεοφυτον)», по буквальному значению — новонасажденного (ст. 6), разумея здесь не того, кто был бы юн возрастом, а новооглашенного: « Я », — говорит, — « насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог » (1 Кор.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

10:38). (Тот не добрый пастырь) кто не положить душу свою за овцы (Иоан. 10:11). Какая будет польза от обоих этих качеств, если не будет при них мудрости, чтобы знать, как ответить каждому? Если знамений и нет в наше время, то эти качества должны быть. Впрочем (апостол), показавши эти свои качества, все приписывает благодати: это признак благодарного раба. И мы никогда бы не узнали о его подвигах, если бы обстоятельства не поставили его в необходимость (говорить о них). После этого достойны ли мы хоть вспоминать Павла? Он, имя благодать, споспешествовавшую ему, не думал однако же, что этого уже и достаточно, но сам себя подвергал тысячам опасностей; мы же, не имеющие такого дерзновения, из какого, скажи мне, источника почерпнем надежды, что сохраним души, вверенные нашему попечению, и что привлечем не вошедших еще (в Церковь)? (Каким образом можем надеяться на это мы) люди, которые заботимся только об удовольствиях, ищем всегда одного только – покоя, не можем, или лучше, не хотим подвергаться опасностям даже во сне, которые по мудрости так же далеко отстоим (от Павла), как небо от земли? Потому-то и пасомые нами так много ниже тогдашних. Тогдашние ученики были лучше теперешних учителей: среди народа и тиранов им грозили, у них везде были враги, и, однако, ничто не могло преклонить и поколебать их хотя бы на короткое время. Послушай, что говорить (апостол) в послании к Филипийцам: " Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него " (1:29). И еще в послании к Фессалоникийцам: " Ибо вы сделались подражателями церквам Божьим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее " (2:15,16). И в послании к Евреям он пишет: " И расхищение имения вашего приняли с радостью " (10:34). О колоссянах в послании к ним свидетельствует следующее: " Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге " (3:3); и о других многих опасностях, которым они подвергались, он оставил свидетельство. К галатам писал он: " Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы! " (3:3).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

10:41). И они (Филиппийцы) тем ли заслужили похвалу, что содействовали Павлу? Нет, — но тем, что (содействовали) принявшему на себя проповедь. Павел потому достоин был чести, что он столько терпел за Христа. Нет никого равного Павлу. Что я говорю — равного Павлу? Даже и сколько–нибудь близкого к этому блаженному. А проповедь (и ныне) та же, какая и тогда была. И соучастниками ему были (Филиппийцы) не только тогда, как он находился в узах, но и с самого начала (проповеди). Послушай в самом деле, что он сам говорит: « Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних » (Флп. 4:15). И кроме искушений, учителю предстоит много труда, бодрствования, подвига в слове, учения, неудовольствий, упреков, порицания, зависти. Легко ли терпеть это от тысячи языков, когда нужно заботиться о своих делах? О, что мне делать! Я поставлен между двумя трудностями: и хочу побуждать вас и умолять о содействии и помощи святым Божиим, и боюсь, чтобы кто не предположил другого, будто я говорю это не для вас, а для них. Знайте же, что я не для них это говорю, но для вас самих; и если хотите внимать, то я для убеждения вас представляю и самые доказательства. Не одинаковая польза (от милостыни) для вас, и для них. Если вы даете, даете то, что немного спустя волей и неволей оставите, и уступите другим; а что принимаете, то гораздо важнее и больше. Или вы не уверены, что через даяние получите? Если не уверены, то и не хочу, чтобы вы давали. Таким образом, я говорю не для них. Если кто наперед не убежден в том, что он получает более, нежели дает, что он получает величайшую пользу, что бывает облагодетельствован более, нежели благодетельствует, — тот не давай; если кто думает, что он оказывает милость принимающему, — тот не давай. Не о пропитании святых я так сильно забочусь: не дашь ты, дает другой. Если я чего хочу, так именно того, чтобы вы получили облегчение ваших грехов; а кто дает не с таким расположением, тот не получит облегчения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

10:4); также Христос (говорит): " блаженны нищие духом … " ( Мат. 5:3). О том ли ты скорбишь, что стоишь на пути, ведущем к добродетели? Разве ты не знаешь, что она (бедность) доставляет нам великое дерзновение? Но, скажешь, " мудрость бедняка пренебрегается " (Еккл. 9:16); и в другом месте сказано: " нищеты и богатства не давай мне " (Притч. 30:8); и ещё: изьми меня из " горнила страдания " (Ис. 48:10), Может ли быть злом, бедность или богатство, если " бедность и богатство - от Господа " (Сир. 11:14)? Почему же так сказано? Это было сказано в ветхом завете, когда богатство считалось весьма важным, а бед­ность была презираема, одно было проклятием, а другое - благословением. А теперь не так. Хочешь ли слышать похвалу бед­ности? Её переносил Христос: " … Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову " ( Мат. 8:20); также ученикам Он говорил: " Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои … " ( Мат. 10:9). И Павел говорит в послании: " … мы ничего не имеем, но всем обладаем " (2 Кор. 6:10). И Пётр сказал хромому от рождения: " серебра и золота нет у меня " (Деян. 3:6). И в самом ветхом завете, - когда удивлялись богатству, - кто, скажи мне были чудные мужи? Не Илия ли, не имевший ничего, кроме милости? Не Елисей ли? Не Иоанн ли? Потому никто не должен считаться низким за бедность; не бедность унижает, а богат­ство, заставляющее нуждаться во многом и побуждающее уго­ждать многим. Кто, скажи мне, был беднее Иакова, который го­ворил: " если Бог будет со мною … даст мне хлеб есть и одежду одеться " (Быт. 28:20)? Не имели ли дерзновения Илия и Иоанн и им по­добные? Не обличал ли один Ахаава, а другой Ирода? Этот говорил: " не должно тебе иметь жену брата твоего " (Марк. 6:18); а Илия с дерзновением говорил Ахааву: " не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего " (3 Цар. 18:18). Видишь ли, какое дерзновение сообщает бедность? Богатый есть раб; он подвергается убыткам и представляет возможность всякому желающему причинить ему вред; неимеющий же ничего не боится (лишения имущества) ни с публичного торга, ни по судебному приговору.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

10:4); то есть если будет понимаем духовно: и этого ясным образом также может служить случившееся при Мерре. Ибо древо означает крест Спасителя, или таинство Его; и если оно принято будет последователями закона, то они и горькое найдут сладким. Для верующих во Христа закон не служит обвинителем и карателем, но уже оживотворителем, коль скоро история правильно прелагается нами в созерцание духовное и путеводит ко Христу, Который есть жизнь и животворящий. Тогда-то, и только тогда закон будет определять нам оправдания и суды, так как приведет к тому, что угодно Богу, покажет стезю, ведущую ко всему наилучшему и поставит вне страха наказания. Ибо всяку язву, сказано, «юже наведох египтяном, не наведу на тя» (Исх. 15:26). Итак, для тех из подзаконных, которые приняли сие таинство, остается благая надежда избежать наказания. И это-то, думаю, сказал сам Спаситель народу Иудейскому во время своего пришествия: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). И еще: «веруяй... в Сына не будет... осужден» (Ин. 3:18). Итак, когда мы примем оправдания Христовы, тогда, и только тогда прийдем и в Елим, что значит «восхождение». Ибо мы восходим от древнего нашего младенчества в ум совершенный и, достигнув меры «возраста исполнения Христова» (Еф. 4:13), будем услаждаться источниками мысленных вод. А оные двенадцать источников изображают нам лик святых Апостолов. Апостолов же изображают и семьдесят финиковых стеблей; ибо написано, что после святых Апостолов «избрал Господь и других семьдесят» (Лк. 10:1). А что Божественные ученики суть поистине источники, источающие нам Божественное, спасительное и необходимое для жизни слово, на это весьма ясно указывает оправданным в законе Бог всяческих, так говоря: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» (Ис. 12:3). О всяком же святом божественный Псалмопевец говорит: «праведник яко финике процветет» (Пс. 91:13). И не удивляйся сему; поелику и Сам Христос таким же названием именуется в богодухновенном Писании.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

10:5); и в другом месте он употребляет " воздаяние " вместо наказания, так же, как здесь называет наказание " воздаянием " : " ибо праведно " , - гово­рит, -  " пред Богом - оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою " (2 Фес. 1:6,7). Т.е. правда не потеряла свою силу, но Бог исполняет ее и подвергает согрешивших наказанию, хотя бывают явны не все грехи, а только те, которыми прямо нарушаются заповеди. Итак – " как " , - говорить, - " мы избежим, вознерадев о толиком спасении " ? Этим он выражает, что прежде было не великое спасение; и потому хорошо, присовокупил: " о толиком " . Теперь, говорит, не от войны Бог избавит нас, не землю и земные блага даст нам, но будет разрушение смерти, погибель диавола, царствие небесное, жизнь вечная. Все это он кратко выразил в словах: " вознерадев о толиком спасении " . Далее он говорит о достоверности сказанного: " быв сначала проповедано Господом " , т.е. получило начало от самого источника, потому что не человек принес это (спасение) на землю, не сотворенная сила, но сам Единородный. " В нас утвердилось слышавшими [от Него] " . Что значит: " утвердилось " ? Т.е. верно преподано, или приведено в исполнение; мы, говорит, имеем залог; оно не истребилось, не прекратилось, но сохраняется и одерживает победу; а причиною тому - действующая божествен­ная сила. Что значит: " слышавшими " ? Т.е. те самые, которые слы­шали от Господа, утвердили нас. Это - дело великое и достоверное. Подобным образом и Лука говорит в начале Евангелия: " как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова " (Лук. 1:2). Как же оно утвердилось? А что, скажут, если слышавшие от себя выдумали? Чтобы опровергнуть такую мысль и доказать, что эта благодать не от людей, (апостол) прибавляет: " при засвидетельствовании от Бога " (Евр. 2:4). Подлинно, Бог не свидетельствовал бы о них, если бы они сами измыслили что-ни­будь. Они свидетельствуют, - а вместе и Бог свидетельствует. Как Он свидетельствует? Не словом, не голосом, хотя и это было бы верно, - а как? " … знамениями и чудесами, и различными силами " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

10:9, 10); а они имеют по три и по четыре одежды, и убранные постели. Пришлось мне горько вздохнуть теперь; а если бы не было неприлично, то и заплакал бы. Отчего? Оттого, что мы так тщательно замечаем сучки у других, а сами, имея в глазах бревна, и не чувствуем того. Скажи мне, почему ты не говоришь этого о себе самом? Потому, говорят, что это заповедано только учителям. Следовательно, когда Павел говорит: « Имея пропитание и одежду, будем довольны тем » (1 Тим. 6:8), говорит одним учителям? Нет, — всем людям. Это ясно будет, если прочтем это место, начав повыше. Апостол, сказавши: « Великое приобретение — быть благочестивым и довольным » (ст. 6), потом: « Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него » (ст. 7), тотчас присовокупил: « А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу » (ст. 9). 5. Видишь ли, что речь относится ко всем? Что же, когда говорит опять: « Попечения о плоти не превращайте в похоти » (Рим. 13:14), не ко всем ли вообще говорит? Что же, когда говорит: « Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое » (1 Кор. 6:13)? Что же, когда, беседуя о вдовице, говорит: « А сластолюбивая заживо умерла » (1 Тим. 5:6)? Ужели и вдовица — учитель? Не сам ли он сказал: « А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем » (2:12)? Если же и вдовице, которая по преклонным летам (а старость требует великого попечения), и по самой природе (а женский пол, как слабый, требует большего успокоения), — если той, которая и по возрасту и по природе заслуживает снисхождения, (апостол) не позволяет питаться пространно, но говорит, что таковая « заживо умерла » (ведь не просто сказал: не питаться пространно, но — « а сластолюбивая заживо умерла », и таким образом исключил ее из среды живых, потому что умершая уже исключена), — то как можно простить мужу то, за что наказывается престарелая жена? Но об этом никто и не думает, никто об этом не рассуждает.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

10:9, 8), повелевая им то, что и на деле полезно, что и прилично, и возможно. Но, может быть, скажут: другие требования справедливы, но почему Он и в дороге не велел им иметь ни сумы, ни двух одежд, ни жезла, ни сапог? Потому что хотел приучить их к строгой жизни, так как и выше не позволил им заботиться даже и о следующем дне. Он готовил их быть учителями вселенной; потому и делает их, так сказать, из людей ангелами, освобождая их от всякого житейского попечения, чтобы они заботились об одной только проповеди, — или, лучше сказать, Он освобождает их и от этой заботы, говоря: не заботьтесь, как или что сказать (Мф. 10:19), и таким образом, что казалось весьма трудным и тягостным, представляет им весьма легким и удобным. Подлинно, ничто столько не служит душевному спокойствию, как свобода от забот и попечений, особенно если, освободившись от этих забот и попечений, можно не иметь ни в чем недостатка, имея помощником Бога, Который заменяет Собой все. Потом, в предупреждение вопроса: откуда же будем получать необходимое пропитание? — не говорит им: вы слышали, что Я говорил вам прежде: взгляните на птиц небесных (Мф. 6:26), — каковой заповеди они еще не в состоянии были выполнить, — но выразился легче, сказав: ибо трудящийся достоин пропитания (Мф. 10:10), желая показать этими словами, что им должно получать себе пропитание от учеников, чтобы они не гордились перед учениками своими тем, что, доставляя им все, сами ничем от них не заимствуются, а ученики, в свою очередь, будучи презираемы ими, не отделились от них. Далее, чтобы ученики не сказали: итак, велишь жить милостыней? — и не вменили бы того себе в стыд, Христос, называя их делателями, а даваемое им — мздой, показывает, что это так должно и быть. Хотя дело ваше, — говорит Он, — состоит только в учении, но не думайте, чтобы оказываемое вами благодеяние было маловажно; ваше занятие сопряжено с великими трудами, и что дают вам поучаемые, дают не даром, но в вознаграждение: ибо трудящийся достоин пропитания. Это Он сказал не потому, чтобы труды апостолов того только и стоили, — совсем нет! Здесь Он давал только ученикам правило не требовать большего, а доставляющих им нужное вразумлял, что они делают это не по щедрости, но по долгу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

10:9). Итак, пророк увещевает, чтобы мы, когда будет поражен мысленный враг и услышан будет голос Божий при пришествии Единородного (потому что тогда пророк был не простым каким–нибудь пророком, не посредником закона, а сам Бог говорил), не порицали Его за то, за что должны благодарить, как то делали иудеи, называя Христа обманщиком и нарушителем закона (Мф. 27:36), так как за это хулители подвергаются гибели от мысленных змей. « Искушали Меня и видели дела Мои сорок лет » (ст. 9, 10). Здесь остановись и затем воспевай дальнейшее: « Я негодовал на род тот и сказал: всегда заблуждаются сердцем, а сами не познали путей Моих » (ст. 10). Такую остановку сделал и Павел: приведя настоящее свидетельство псалма, сказав: « искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет », он присовокупил затем: « посему Я вознегодовал на оный род » (Евр. 3:9, 10), и сделал такое разделение справедливо и разумно, потому что действительно Бог искушался в пустыне иудеями сорок лет. Искушался Он совершением знамений, когда иудеи напр., говорили: « хотя Он ударил камень и потекли воды, и полились ручьи, но сможет ли Он дать и хлеб? Или приготовить трапезу народу Своему?» (Пс. 77:20), — тогда как Он « послал им манну в пищу и хлеб небесный дал им; и, как песок морской, птиц пернатых » (ст. 24, 27), как об этом поведано Духом Святым в семьдесят седьмом псалме. За это–то Бог и вознегодовал на род тот, остававшийся после стольких знамений неблагодарным и неверующим, и притом — не временно, а постоянно, почему не указано время. У других переводчиков, вместо: « вознегодовал », читается: был недоволен, т. е. очень мало и даже совсем был недоволен. « И сказал: всегда заблуждаются сердцем, а сами не познали путей Моих » (ст. 10). Справедливо Бог не благоволил к иудеям, так как они предавались не временному, а постоянному заблуждению. А постоянно заблуждающийся когда обратится? Кроме того и заблуждаются они не устами, а сердцем, что всего тяжелее, потому что, когда предано заблуждению сердце, болезнь становится неисцелимою.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

10:9). Об этой двери и в другом месте есть пророческое слово: «Вот врата Господни, праведные войдут ими» (Псал. 117:20). А тот, кто войдет, не должен оставаться в том состоянии, в котором вошел, таковой выйдет на пастбище, так что во вступлении его туда будет начало добродетелей, а в исхождении его оттуда и в усвоении (приобретении) пастбища — их совершенство. Тот, кто вступает, находится еще в мире сем, и познает или: будет познавать Творца чрез творения. Но тот, кто выходит, выступает за пределы всей твари, и считая все доступное зрению ничтожным, найдет пастбище превыше очей своих, он будет питаться словом Божиим и скажет: «Господь пасет меня и ни в чем у меня не будет недостатка» (Псал. 22:1). Вот из этого мы поймем свидетельство слов Евангелия: «И войдет, и выйдет, и пастбище найдет», а также и то, что теперь говорит пророк: «И прошли» сквозь «ворота и вышли чрез них». Однако это вхождение и это исхождение не может быть совершено без Царя нашего Христа, который есть Царь и Господь, так как непосредственно за сим присоединяются слова: «Господь же вождь их будет». Глава III Мих.3:1—4. И сказал я: слушайте главы Иакова и вожди дома Израилева. Разве не ваше дело знать правду; ибо вы с ненавистью относитесь к добру и любите зло, вы силою сдираете с них кожу их и плоть» [Вульг.: плоти] «их с костей их; вы поели плоть народа Моего и сняли, кожу их и раздробили кости их и разбили» [их] «как бы на сковороде, и мясо как будто внутри котла. Тогда возопиют они ко Господу, и Он не услышит их и отвратит от них лице Свое в то время, так как неправедно поступают они в злых измышлениях своих.    Очевидно, что речь направлена против вождей Израилевых, и под образом львов или разбойников описывается их жестокость; ибо они ограбили бедных и убили их и сокрушили кости их и плоть их, и, — как бы в глубине котла, — в городе Иерусалиме изнурили они несчастный народ. Вот по этой причине и наведется на них наказание потом, в дни пленения, или со стороны Навуходоносора, или со стороны Тита и Веспасиана.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010