Содержание МЦА СЕПТМБР МЦА КТМБР=ОКТОМБР МСЦ НОБР МЦА ДЕКМБР МЦА ЕНОУАР МЦА ЕВРАР МЦА МАРТА МЦА АПРИЛ МЦА МАИ МЦА ИЮН МСЦ ИЮЛ МЦА АВГОУСТА Примечания     Прославление важный событий и подвигов святых мужей, жен и детей ознаменовывается в православной церкви пением стихир, тропарей и канонов с принадлежащими к ним кондаками, икосами и светильнами в определенный для каждого праздника день. Эти песнопения издавна собраны в определенные книги, называемые месячными минеями, и в них расположены по месяцам и по дням, с обозначением, в какой именно день каждого месяца прославляется память какого события или святого. Песнопениям каждого месяца посвящена особая книга; и в каждой из двенадцати книг расположены они по числам месяца с первого до последнего. (См. подробности о них в книге Константина Никольского Обозрение богослужебных книг: ст. 56–89). Таким образом месячные минеи заключают в себе между прочим и церковно-календарные указания. Есть эти указания и в других церковных книгах, но ни в одной из них – говорю о древнейших – в такой полноте: вот почему они важны для истории нашего календаря. Въ каждой церкви должны быть эти книги; тем не менее из древнейшего периода нашей письменности сохранилось их относительно немного. Между памятниками XI века мне известны только три минеи: – на октябрь в Типографской библиотеке с отметкою 1096, – на ноябрь там же с отметкою 1097, на май в библиотеке Новгородского Софийского собора. Между памятниками XVII века Синодальной библиотеке принадлежат минеи – на сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, апрель, май, июль и август, – Новгородской Софийской библиотеке принадлежат на сентябрь, октябрь, апрель, май, июнь, – Типографской библиотеке минеи на апрель и июль, – Императорской публичной библиотеке только одна – на июль, Обществу древностей тоже одна – на май и библиотеке св. Синода одна – на июль. К памятникам первой половины XVIII века надобно отнести минею на февраль, которой отрывок принадлежит П. И. Саваитову, и минею на май, принадлежащей Новгородской Софийской библиотеке. Есть ли где еще минеи такого же древнего письма мне неизвестно; более поздних, писанных в XIV веке и позже, много.

http://azbyka.ru/otechnik/Izmail_Sreznev...

Библиотека, особенно духовная, – это всегда особое место на земле. место безмолвия, диалога, погружения в мир подлинной мудрости и учености и одновременно в мир аскетизма. заведующий библиотекой и греко-латинским кабинетом московской духовной академии игумен Дионисий (Шлёнов) размышляет на эти темы, отвечая на вопросы журнала «Редкие земли». Отец Дионисий, вы много делаете для развития духовного образования, уже несколько лет возглавляете библиотеку московской духовной академии, расскажите о том, что представляет собой эта библиотека? Библиотека была основана вместе с самой академией в 1685 году. С тех пор она постоянно расширялась и на начало XX века стала одним из крупнейших книгохранилищ России. Однако в 30-е годы ее почти что полумиллионный фонд (не считая архивов и рукописей) был изъят и в настоящее время возвращен только в малой и далеко не самой ценной части. Тем не менее, новый книжный и рукописный фонд, который стал формироваться с 1944 года, является ценнейшим собранием научно-богословской и гуманитарной литературы в России. В 1877 году библиотека расположилась в новом, специально построенном для нее здании на территории Троице-Сергиевой лавры, там же она размещается и в настоящее время. Фонды библиотеки постоянно пополняются. Ради большей сохранности и доступности фондов пять лет назад была начата радикальная реконструкция библиотеки. Библиотека академии – это локальное собрание книг или общероссийский образовательный проект? Наша библиотека обладает хорошими предпосылками для реализации самых интересных проектов. С одной стороны, она является библиотекой самого первого старейшего высшего духовного учебного заведения России Славяно-греко-латинской академии, а с другой стороны, имеет счастье находиться в колыбели русского православия, в Троице-Сергиевой лавре. Как таковая она предназначена не только для студентов Московской духовной академии или монахов лавры, она стремится выйти за пределы своих стен и принести как можно большую пользу государству. Аудитория читателей библиотеки весьма обширна. Каждый год здесь работают несколько сотен исследователей из различных институтов и организаций, интересы которых связаны с содержанием наших фондов. Эти люди приезжают не только из ближних и самых отдаленных уголков нашей страны, но и со всего мира. Собственно, это давняя традиция нашей библиотеки – принимать в своих стенах гостей из разных городов и весей. Сохранилась еще дореволюционная книга читателей и почетных посетителей библиотеки, среди них – просветитель Японии святитель Николай (Касаткин) , немецкий поэт Райнер Мария Рильке и другие выдающиеся представители русской и европейской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Из архива А. В. Горского: I. Эпизод из истории описания славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки Источник Содержание I. Эпизод из истории описания славянских рукописей Московской Синодальной Библиотеки II. Рецензия на «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки» III. Апология «Описания славянских рукописей Синодальной библиотеки» и Слово обличительное на отца Иоанна (ныне Казанской Духовной Академии ректора).     После смерти А. В. Горского все оставшиеся после него бумаги, на основании предсмертного завещания его, поступили в собственность Московской дух. Академии и в рукописном отделении его библиотеки составили особое собрание, обычно называемое «архивом А. Б. Горского " » . По своему содержанию этот архив чрезвычайно разнообразен: в него входит все, что случайно или по каким либо побуждениям может сохраняться у человека делового, всегда занятого, у которого часто не было времени, чтобы уничтожить ненужный бумажный хлам, и который с другой стороны сам никогда не думал собирать что-нибудь для потомства на память о себе. Тут есть и цельные курсы лекций, читанных А. В. в разное время, и мелкие заметки летучих мыслей на бумажных обрывках, обширная переписка с разными лицами, студенческая сочинения, правленные Горским, выписки из иностранных книг, копии с замечательных, иногда очень интересных документов, целая масса конспектов, записок, черновых работ и т. п. Значительная доля более ценного материала уже извлечена из архива Горского и стала достоянием всей читающей публики: таковы напр. «Дневник» Горского, письма к нему двух Филаретов-Московского и Черниговского, курс лекций по евангельской и апостольской истории и пр. Кое-что из остающегося в архиве, имеющее общее значение, еще ждет своего издателя и, без сомнения, не замедлит дождаться. Большая же часть бумаг, конечно, осуждена навсегда лежать на месте, так как она исключительно касается личности их автора и его ученой, кабинетной деятельности: не смотря на то, что этот отдел архива уже достаточно использован разными лицами, интересовавшимися Горским, тот, кто снова займется изучением этой многосодержательной личности, всегда найдет здесь не мало данных для новых наблюдений и соображений. Пользуясь случаем исполнившегося двадцатипятилетия со дня кончины А. В. Горского, предлагаем вниманию читателей несколько извлечений из его архива, не лишенных общего интереса.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Беседа к глаголемому старообрядцу о древних рукописях и в особенности о Изборнике Святославовом С тех пор, как желание доставить тебе удобнейшие и вместе надежнейшие средства к познанию истинной и неповрежденной церковной древности заставило меня по временам беседовать с тобою, желающий истины старообрядец, к великому для меня утешению оказалось и еще оказывается, что важные свидетельства древности, которые можно было почитать потерянными, были только забыты или мало известны, а между тем сохранились и сохраняются целы и невредимы. Говорю сие в особенности о свидетельствах древних рукописей. В беседе 25 марта 1834 года, в дополнительной беседе в феврале 1835, и еще в дополнение, во свидетельство истинного древнего писания и произношения поклоняемого имени Иисуса, указаны тебе мною следующие древние харатейные рукописи: 1) Евангелие, хранящееся в Императорской публичной библиотеке в Петербурге, древнейшая, какая только известна, славянская рукопись одиннадцатого столетия по Рождестве Христовом, принадлежавшая первоначально Остромиру, сроднику князя Ярослава. 2) Евангелие, хранящееся в библиотеке новгородского Софийского собора, двенадцатого столетия. 3) Евангелие святителя Моисея, хранящееся там же, четырнадцатого столетия. 4) Книга стихир, хранящаяся там же, двенадцатого столетия. 5) Евангелие Мстиславово, хранящееся в Московском Архангельском соборе, начала двенадцатого столетия. 6) Сборник великого князя Святослава, хранящееся в Москве в Синодальной библиотеке, одиннадцатого столетия. 7) Богословие Иоанна Дамаскина , хранящееся в той же библиотеке, писанное не позже тринадцатого столетия. Не указал я еще большого числа рукописей, не потому, чтобы их не было. Напротив того, я знаю и другие, подобной вышеозначенным древности и даже знаю в некоторых из них (как на примере в харатейном Евангелии Демьяна священника, в Императорской библиотеке) свидетельства, подобные тем, какие приведены мною из вышеозначенных семи рукописей. Может быть я укажу их, когда будет досуг и удобность. Но и нужно ли? Не довольно ли многочисленных свидетельств из семи книг глубокой древности, принадлежавших великим князьям, или святым мужам, или знатнейшим церквам – следственно книг, писанных избранными писцами, по возможности времени тщательно проверенных и верно сохраненных? После сих многочисленных, древних достоверных свидетельств враждовать против имени Иисуса значило бы явно враждовать против древней Церкви, враждовать против очевидной истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Глава пятая. Состав царских библиотек в ΧVΙΙ веке. Что было в библиотеке царя Ивана IV? Судьба царских библиотек Разобранными сейчас свидетельствами и ограничивается все то, что обыкновенно приводится, когда речь заходит о царской библиотеке XVI в. и ее составе, в доказательство нахождения в ней громадного количества иноязычных рукописей. Выше уже было показано, что так называемое «свидетельство» Максима грека ему не принадлежит и что оно появилось только в XVII в.; приведены были также соображения, заставляющие не доверять свидетельствам иностранцев: хронике Ниенштедта и списку проф. Дабелова и разъяснены были показания Паисия Лигарида, записи в минеи, отмеченной Строевым, и Степенной книги. В виду такого качества настоящих доказательств существующее доселе в нашей литературе мнение о великом множестве в царской библиотеке XVI в. иноязычных рукописей, которое, если бы было открыто, «возобновило бы времена Петрарки, Медичи и пр.», нельзя не признать ничем не доказанным. Отвергая достоверность всех этих показаний в пользу существования в XVI в. особой царской библиотеки, состоявшей из громадного количества иноязычных рукописей, – я в то же время не отрицаю ни самого факта существования в XVI веке у московских государей книжного собрания в том или другом размере, ни возможности нахождения в нем нескольких, немногочисленных, иноязычных рукописей и книг. До нас дошли положительныя известия о существовании особых библиотек у Московских царей XVII века, дошли даже перечни бывших как у них, так и у их детей книг 483 . У первого царя из дома Романовых – Михаила Федоровича документы указывают очень немного книг. Так в числе царской казны, находившейся в 1634 году на Казенном дворе, были только две минеи четий за январь и февраль, 5 книг «осьмочастных знаменных в лицах» и книга, содержавшая чин православия в 1-ую неделю Вел. Поста 484 . В царской казне, бывшей в это же время (в 7142 г.) в Мастерской палате, встречаем еще несколько книг печатных и рукописных. Печатные были: потребник (апостол), апокалипсис, устав и «книга исповеданию» или по другой записи «избрание епискупье»; из рукописей были: книга об избрании на царство Михаила Федоровича, измарагд, «празнество пречистыя Богородицы чудотворному образу Казанскому», об осаде Троице-Сергиевой лавры, «празнество муч. Ирине», святцы и «книга Аристотелева в полдесть» (печатная?). Через восемь лет в 1642 (7150) году здесь же кроме перечисленных книг и рукописей встречаем еще несколько: рукописи: евангелие напрестольное, псалтырь, правила (в 1649г. царем Алексеем Михаиловичем пожертвованы были в Саввин Звенигородский монастырь), «мелких 6 книжек да в полдесть 7 книг, да дестовых 4 книги» 485 . Точно также мало встречаем книг и в казнах детей царя Михаила Феодоровича: у царевича Ивана Михаиловича, по описи 7150 г. принадлежавшей ему казны, были только стоглав и «азбука велика на столбцах»; у царевны Ирины Михаиловны около того же года в казне были только 5 псалтырей и 2 часовника 486 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

сост. Т.Н. Семенова От составителя В настоящей библиографии представлены прижизненные и посмертные публикации текстов Святителя и литература о его жизни и творчестве, изданные на русском языке в 1847–2001 гг. в России и отчасти за рубежом. За пределами данной работы остались переводы сочинений святителя на иностранные языки. Материал систематизирован по следующим разделам: Творения: (Сочинения и письма: отдельные издания и публикации в сборниках и периодических изданиях); Материалы для изучения жизни и творчества: (Общие работы; Вологодский период, 1807–1833 гг.; Троице-Сергиева пустынь Санкт-Петербургской епархии, 1834–1857 гг.; Кавказская кафедра в Ставрополе, 1857–1861 гг.; Николо-Бабаевский монастырь Костромской епархии, 1861–1867 гг.; История рода Брянчаниновых; Усадьбы Брянчаниновых; Воспоминания, записки и письма современников; Письма разных лиц свт. Игнатию); О сочинениях и письмах; Святитель Игнатий и русские писатели XIX века; Святитель Игнатий, его духовно-нравственное влияние: современники и потомки; Канонизация, прославление: (житие, службы, акафист, иконы, освящение церквей; Общество по изучению православной культуры им. Игнатия Брянчанинова) ; Образ святителя Игнатия в художественной литературе и изобразительном искусстве; Справочные и библиографические издания. Внутри разделов литература расположена в хронологическом порядке, в пределах одного года – в алфавите авторов и заглавий. Переиздания во всех разделах помещены в хронологическом порядке (за исключением 144, 174, 626, 667, 797:956). Все материалы библиографии описаны de visu, исключения отмечены звездочкой. Библиографическое описание дается по принятой системе. Для выявления материала были просмотрены государственные библиографические указатели Книжной палаты, текущие указатели ИНИОН РАН, отраслевые и тематические библиографические пособия (см. раздел «Библиографические и справочные издания»), а также каталоги и картотеки Российской национальной библиотеки; Библиотеки Академии наук России; Библиотеки С.-Петербургской Духовной академии; Российской государственной библиотеки (Москва); Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино (Москва); Библиотеки Оптиной пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

А.А.Платонов Отрывок и несколько набросков для вступительной статьи И.А.Голубцова к «Описи библиотеки Е.Е.Голубинского» Скачать epub pdf Движимое чувством глубокого уважения к покойному почетному члену своему знаменитому историку русской церкви Евгению Евсигнеевичу Голубинскому , желая воздать дань благоговейной памяти его 50-тилетнему самоотверженному научному подвигу, Общество Истории и Древностей Российских шесть лет тому назад по мысли и плану своего действительного члена С.А.Белокурова , душеприказчика покойного, приступило в числе других и к настоящему изданию, поручив подготовку и редактирование его пишущему эти строки – Можно было угадывать, что по специфичности своей, книга, подобная этой, несомненно, не может рассчитывать на общий интерес и широкий круг читателей; однако для всякого, кто более или менее близко знал покойного ученого, было ясно, что именно издание, посвященное описанию его библиотеки с воспроизведением оставленных им на книгах пометок, явится, пожалуй, более надежным и соответствующим своей цели способом увековечения его памяти, средством к сохранению иной раз научно ценных замечаний и к распространению не лишенных поучительности и серьезного интереса сведений о домашнем научном быте одного из незаурядных аскетов от науки. Суровая школа Филаретовских и Николаевских времен дала немало таких аскетов. При полной почти недоступности общественной деятельности наука тогда редко встречала себе серьезную конкуренцию в глазах ученых со стороны других ценностей цивилизации, а если ученому еще не удавалось устроить личную свою жизнь, то она становилась для него почти единственным светочем на жизненном пути, – ею одной он начинал жить. – В данном отношении Е.Е.Голубинский имел перед собою великолепный живой пример, производивший на него, быть может, и невольно, но, несомненно, глубокое впечатление, – пример этой интимной жизни с книгой, этого самозабвения в науках. Разумеем его ближайшего руководителя на студенческой скамье, а также на первых порах самостоятельного исследования и старшего сослуживца впоследствии протоиерея Александра Васильевича Горского, знаменитого ректора Московской духовной академии и описателя рукописей Синодальной библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Глава третья. Хроника Ниенштедта и список Неизвестного, найденный проф. Дабеловым Кроме сейчас разобранного русского свидетельства Максима грека о библиотеке великого князя Василия III мы имеем еще два свидетельства «иностранных» о библиотеке царя Ивана IV, которые точно также повествуют о великом множестве в ней рукописей и притом не только греческих, но еще и латинских, и еврейских. Одно из этих свидетельств находится в ливонской хронике Ниенштедта, а другое есть список неизвестного лица, найденный проф. Дабеловым и им сообщенный проф. Клоссиусу, издавшему его. Фр. Ниенштедт родился 15 августа 1540 г. в графстве Гоя, в Вестфальском округе. В 1554 г. он прибыл в г. Юрьев Ливонский и отсюда вел значительные торговые дела с Россией и по поводу их ездил в Москву, Новгород и Псков. В 1571 г. из Юрьева он переехал в Ригу, откуда по своим делам выехал в 1600 г. и был между прочим в Варшаве; умер он в 1622 г. После него остались: 1) записки его, находящиеся в подлиннике, в собрании бургомистра Иог. Кристофа Шварца в Рижской городской библиотеке и заключающие сведения о семейных и торговых делах, рассказы о событиях его времени и пр... и 2) составленная им ливонская летопись (хроника), подлинная рукопись коей в половине прошлого столетия принадлежала поручику фон-Цеймерну в Нурмисе 382 (с тех пор изчезнувшая бесследно). В этой последней его работе – летописи и находится известие о собрании иноязычных рукописей в Москве во время царя Ивана IV. Под 1565 г. говоря о выселении немцев из Юрьева в русские города (Владимир, Нижний-Новгород, Кострому и Углич) царем Иваном IV в наказание за их измену – сношения с ливонским магистром, Ниенштедт в числе высланных указывает и пастора одной Юрьевской церкви магистра Иоанна Веттермана, который не пожелал расстаться с своей паствой и отправился вместе с нею в изгнание. «Он, – пишет Ниенштедт, – был человек доброго и честного характера, настоящий апостол Господень, который также отправился с ними (пленными немцами из Юрьева) в изгнание, пас свое стадо, как праведный пастырь, и когда не было у него лошади шел пешком от одного города до другого; а если стадо его рассеевалось, он посещал его и ежечасно увещевал о страхе к Господу и даже назначил для их детей школьных учителей, каких только можно было тогда достать, которые в каждом городе по воскресеньям читали детям из Священного Писания ...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Закрыть itemscope itemtype="" > Библиотека как место сосредоточения духовных ценностей 27.04.2010 408 Время на чтение 8 минут Портал «Богослов.ru» публикует выступление игумена Дионисия (Шленова), заведдующего библиотекой Московской духовной академии, включенное в программу пленарного заседания Румянцевских чтений (20 апреля, РГБ). В многополярном и многомерном мире неизбежно возникает вопрос о системе координат, которая вроде бы разительно меняется в зависимости от культуры, окружения, менталитета и прочих факторов. Однако, хотя все было бы несправедливо остаться навсегда без подлинной точки опоры и тех онтологических непреходящих ценностей, которые подаются богооткровенным путем и вне зависимости от культурных и религиозных типов претендуют на то, чтобы обладать статусом вселенского и вневременного. В настоящее время мы не будем заниматься сравнительным религиоведением или богословием, можно только констатировать как вполне бесспорный факт, что на Руси таковые ценности всегда были неотделимы от Православия. Православие (ρθοδοξα) означает правильное прославление Бога и одновременно правое учение о Боге. Бог Слово стал плотью (Ин. 1, 14), и этот ключевой и неповторимый момент Боговоплощения оказывается отправным для духовной жизни, для жизни всего человечества во всей его совокупности и ... для жизни книг. Книга - это попытка изобразить словом ту или иную истину, подобно тому как картина или икона изображает ее образно. Описуемость и выразимость неописуемой и невыразимой Истины - это один из важнейших лейтмотивов всей христианской истории, неоднократно преодолевавшей кризисы гностицизма и иконоборчества. Но поскольку истине противостоит ложь, как добру зло, неизбежно возникает поле духовной битвы, и в этой битве по-своему участвуют книги, добрые или злые. Несомненно, что заявленный в теме доклада тип библиотеки - это библиотека добрая, стремящаяся ко благу, причем не к абстрактному благу, а к благу, источником и подателем которого оказывается Бог. Это не означает, что ценностно ориентированная библиотека должна быть прежде всего и только религиозной библиотекой. Однако это означает, что она должна всемерно стремиться к тому, чтобы выстроить определенную иерархию книг, которая бы так или иначе отражала иерархию духовных ценностей, при том что ее профиль комплектования - в частности, само соотношение книг богословской и более широкой гуманитарной тематики, соотношение теории и практики, истории и современности, объективности и субъективности, духовного и материального - может подчас сильно варьировать при безусловном сохранении внутренней сути и самоидентичности.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

На книжной выставке «Радость Слова» в Ессентуках обсудили вопросы взаимодействия государственных и церковных библиотек 10 сентября 2015 г. 10:38 В рамках книжной выставки-форума «Радость Слова» и православной выставки-ярмарки «Благословенный Кавказ», которые проходят в Ессентуках по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, состоялся круглый стол, организованный Издательским Советом Русской Православной Церкви совместно с Пятигорской и Черкесской епархией . В мероприятии приняли участие писатель, лауреат Патриаршей литературной премии им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия протоиерей Николай Агафонов, руководитель ассоциации издательств и книготорговых организаций «Православная книга» А.С. Головин, руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации Пятигорской епархии протоиерей Константин Фаустов, духовенство, специалисты централизованной библиотечной системы, сотрудники православных библиотек, а также преподаватели Основ православной культуры. Ведущим круглого стола выступил помощник председателя Издательского Совета иеромонах Макарий (Комогоров). Протоиерей Николай Агафонов открыл дискуссию рассуждением о значении православной культуры для современного общества. Священник поделился опытом проведения творческих встреч для различных категорий слушателей, в том числе для детей и молодежи. Он рассказал о том, как удается увлечь даже мало заинтересованных участников встреч рассказом об увлекательной книге, талантливом произведении. Также в своем выступлении отец Николай поделился своими мыслями о преподавании основ православной культуры. «Важно передать многообразие форм, которые заключает в себе православная культура, — отметил священник, — архитектура, живопись, поэзия, книжность, церковная музыка и ораторское искусство — все это составляющие великой православной культуры, которые решающим образом повлияли на формирование русской культурной традиции». Иеромонах Макарий (Комогоров) рассказал участникам круглого стола об основных направлениях взаимодействия государственных и церковных библиотек, которое активно развивается в различных епархиях, а также на общецерковном уровне.

http://patriarchia.ru/db/text/4214758.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010