10-12) - " человеку, который борется со злом, невозможно не испытать скорбей " (еп. Феофан). " Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле " (ст. 13) — " нисколько не смущайся, — говорит св. Златоуст, — если они благоденствуют, а тебя постигают искушения " , ибо они только кажутся преуспевающими, а на самом деле лишь " прельщают " других и сами " прельщаются " . Это состояние гибельного самообмана. Им помогает сам враг человеческого рода " . " А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен " (ст. 14) — научился Тимофей от апостола Павла, но, конечно, не свой личный авторитет выставляет здесь св. апостол, а ту благодать Святого Духа, которая явно руководила им в его апостольских трудах, вразумляла и наставляла его. " Ты из детства знаешь Священные Писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса " (ст. 15) — второе побуждение для Тимофея твердо хранить принятое им учение, знание им с детства, благодаря его матери и бабке, иудеянкам, ветхозаветных писаний, которые подготовляли человечество к приходу Мессии в пророчествах и прообразах. Апостол и указывает затем на великое значение Священного Писания для каждого, а тем более духовного руководителя верующими, пастыря Церкви: " Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен " (ст. 16-17) — Священное Писание научает нас как догматам веры, так и добрым правилам жизни, обличая ложь и исправляя худые нравы. Отсюда ясна вся важность изучения Священного Писания, особенно для пастыря, ибо пастырская деятельность в том и состоит, к чему " полезно есть " , по апостолу, Богодухновенное Писание: в научении людей истине и добру, в обличении их заблуждений и пороков, в исправлении их на пути праведности. Если столь полезно и важно было Священное Писание Ветхого Завета, которое, конечно, имеет в виду здесь св. апостол Павел, то тем более необходимо и важно Священное Писание Нового Завета, которое во всей полноте раскрывает нам волю Божию и служит ключом для надлежащего понимания и ветхозаветного откровения.

http://sedmitza.ru/lib/text/430649/

10:13), потому что таким именно образом душа может пробудиться и ободриться, когда она представит, что ещё не всего достигла, и убедится в том предшествующими событиями. Смысл слов его следующий: вы ещё не подверглись смерти, вы только потеряли имущество и славу, вы только по­терпели изгнание; Христос пролил кровь свою за вас, а вы и за себя не пролили её; Он даже до смерти стоял за истину, подвизаясь за вас, а вы ещё не подвергались опасностям, угро­жающим смертью. " … И забыли утешение … " , т.е. опустили руки, ослабели. " … Не до крови " , - говорит, " сражались (слав. – встали) , подвизаясь против греха " . Здесь он показывает, что и грех сильно нападает и также вооружен, - слово: встали говорится к стоящим. " … И забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя … " . Представив утешение от дел, теперь он сверх того прибавляет утешение от изречений, от приведённого свидетельства: " … не унывай " , - говорит, - " когда Он обличает тебя … " . Итак это - дело Божие; а не мало доставляет утешения то, когда мы убеждаемся, что случив­шееся могло произойти по действию Божию, по Его попущению. Так и Павел говорит: " Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но [Господь] сказал мне: " довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " " (2 Кор. 12:8, 9). Следовательно Он сам попускает это. " Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает " . Ты не можешь, говорит, сказать, что есть ка­кой-нибудь праведник, не терпевший скорбей, и хотя нам так кажется, но иных скорбей мы не знаем. Следовательно, вся­кому праведнику необходимо пройти путём скорби. И Христос сказал, что " Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их " ( Мат. 7:13-14). Если же войти в жизнь можно только таким образом, а иначе невозможно, то следует, что тесным путём шли все те, которые вошли в жизнь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

10–14).  Велико снисхождение Божье, и велика неблагодарность царя. Выслушав пророка, он должен был нисколько не сомневаться в сказанном; а если усомнился, то принять знамение и уверовать, как поступали многие из мужей иудейских. Бог, будучи человеколюбивым, часто не отказывал в этом (в знамении) для чувственных, пресмыкающихся долу и привязанных к земле (иудеев), как напр. сделал при Гедеоне. Так как Ахаз был несовершеннее всех и весьма груб, то смотри, как Бог опять снисходит к нему. Он сам привлекает его и предлагает ему просить знамения, хотя и то было не малым знамением, что Он открыл его тайные мысли, обнаружил все его душевное расположение и обличил все притворство. Так как пророк сказал: " проси себе знамения " , а царь, притворяясь вполне верующим, отвечал: " не буду просить и не буду искушать Господа " , то смотри, с какой силой пророк поражает его, справедливо употребляя при обнаружении его притворства тягчайшее обличение. Потому, не удостаивая  царя ответа, он обращается к народу и говорит: " слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? " Эти слова неясны; поэтому нужно обстоятельно разъяснить их. В них пророк говорит следующее: разве мои эти слова? – разве мое определение? Если не верить людям напрасно и без причины жестоко и достойно осуждения, то гораздо более – Богу. Итак, " затруднять " значит не что иное, как – не верить. Разве малая вина, говорит, разве незначительна обида – не верить людам? Но если это – жестоко, то гораздо более – не верить Богу. 5. Он говорил это  для того, чтобы все знали, что пророк не был обманут и судил не по сказанным словам, но произносил определение по мыслям в душе Ахаза. Так поступал часто и Христос, по сказанию евангелий. Прежде, чем показывать какое-либо знамение, он обличал злобу иудеев, скрывавшуюся в мыслях их, и в этом самом показывал не малое знамение, – как напр. Он поступил при исцелении расслабленного. Когда Он сказал ему: " дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои " , а они говорили в себе: " он богохульствует " , тогда Он, прежде, чем исцелить расслабленного, сказал: " для чего вы мыслите худое в сердцах ваших? " , представив величайшее доказательство божества своего в том, что Он знает сокровенные помышления (Мат.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

10:16). Далее, чтобы кто–нибудь, услышав слова: « избрал нам наследие Свое », не стал недоумевать, сомневаться и говорить: почему же иудеи не веруют ныне? — пророк дополнительными словами разрешил недоумение. Бог с Своей стороны избрал и их и, сколько от Него зависело, не оставил никого. Если хочешь знать и причину, то выслушай следующее: « красу Иакова, которую возлюбил », присовокупляет пророк. Мне кажется, что он здесь разумеет верующих, как Павел объяснил, сказав: « но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя » (Рим. 9:6–8). Верующих справедливо можно назвать « красою » народа, так как что прекраснее тогдашних верующих? « Наследием » же Его называет пророк этот народ не потому, чтобы Бог когда–нибудь оставлял прочие народы, но чтобы выразить сильную к нему любовь Божию, близость и особенное промышление. А чтобы тебе видеть точность пророка, посмотри, как он употребляет выражение, которое обыкновенно употребляют люди о вещах покупаемых. Многие, покупая что–нибудь, часто называю добротою (« красою »)то, что превосходит прочие вещи. Так и пророк, желая показать, что не все спасутся, говорит: « красу Иакова ». Тоже и в евангелиях выражается многими притчами. « Вознесся Бог при восклицании » (ст. 6). Не сказал: вознесен, но: « вознесся », выражая, что Христос вознесся не при помощи кого–нибудь, ведшего Его, но сам шел этим путем. Илия и не таким путем восшел, каким Христос, и вознесен был посторонней силою, потому что человеческое естество не может идти несвойственным ему путем, а Единородный « вознесся » собственной властью. Потому и Лука сказал: « когда они смотрели на небо, во время восхождения Его » (Деян. 1:10). Не сказал: когда Он был взят, или возносим, потому что это было Его собственное восхождение. Если Он еще прежде распятия ходил по водам, будучи облечен вещественным и подверженным страданью телом, то удивительно ли, что, приняв тело нетленное, Он вознесся по воздуху? Где же « восклицание »? Кто восклицал, когда Он восходил? Тогда было молчание, и только одиннадцать учеников присутствовали при этом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

10, 16). Так что мы можем сказать, что сектанты находят в Библии то, чего там просто не написано. На этом фоне становиться не удивительным утверждение сектантов, что «Церковь Бога живого» (1 Тим. 3, 16) — это тоже 144000 правителей . Как уже не удивляет и то, что сектанты умудряются извратить совершенно ясное учение о неуничтожимости Церкви (Мф. 16, 18) как утверждение, что «членов его собрания после их верного пути не сможет задержать даже смерть» . Таким образом они обходят очевидный вопрос: какое отношение имеют они сами к той Церкви о которой сказал Иисус? Ведь за 1800 лет наверняка куда больше, чем 144000 человек вошло в Нее. И значит им места там уже не останется. Но главное обоснование своей доктрины сектанты находят в словах Апокалипсиса и послания к Евреям (Евр. 12, 22). Сначала мы разберем последнее место Писания, на которое они ссылаются. Все послание к Евреям посвящено доказательству того, что Новый Завет выше Ветхого. И в этой главе ап. Павел говорит, что вы приступили не горящей огнем горе Синаю, а «к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» (Евр. 12, 22–24). Этот текст ничего не говорит в пользу того, что после 1914 года 144000 человек будут править на небе как духи. В нем апостол прямо обращается к своим современникам (60-е годы I века) и говорит, что они уже общаются с духами праведников (которые совершенно очевидно не лежат в земле) своими молитвами, и приступают к Небесному Сиону и к ангелам, и все это происходит потому, что все они, как и православные христиане сейчас стали одной Церковью с бесплотными силами возглавляемые Христом, чья Кровь также доступна для всех нас в таинстве Причастия. Как из этого текста, который опровергает всю иеговистскую антропологию можно вывести учение о 144000 небесных правителях совершенно непостижимо! Но как мы знаем само число 144000 встречается в нескольких местах Апокалипсиса и сектанты придает большое значение этим местам, считая их главными основаниями введения своей новой кастовой системы. И так обратимся к самому священному тексту. Первое упоминание о 144000 встречается в 7 главе Откровения и этот текст является ключевым для сектантов:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

10:18; Лк. 18:19; Мф. 19:17), и оно тому, кто желает почести ему оказывать, как бы так говорит: «К чему ты называешь меня богом? один только есть истинный Бог. И к чему воздаешь мне почести? Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф. 4:10; Втор. 6:13), и я имею начало своего существования. Зачем же ты кланяешься тому, что само поклоняется? И я ведь почитаю Бога Отца и послушно поклоняюсь Ему и Его повелениям, и покоряюсь суете по воле Покорившего меня в надежде; и я освобожден буду от рабства тления во славу свободы чад Божиих (Рим. 8:20—21), потому что и я точно так же скован преходящим телом».  Ожидаем появления и некоего пророка нечестия, и, быть может, даже не одного, а многих. Они, дабы умертвить нас словом уст своих, будут возвещать нам в качестве слова Господня то, чего возвещать Господь не позволял (Втор. 18:20—22), или в качестве слова мудрости (1 Кор. 12:8) то, что мудрости противоречит. Мы же, когда грешник предстанет нам, скажем: Я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я как человек, который не слышит (Пс. 37:13—14). Прекрасно на нечестивые речи и внимания не обращать, если мы не надеемся на исправление тех, кто говорит дурное.  Небесполезно во времена прельщений ко злу обращать внимание и на то, чему нас Бог хочет научить, когда говорит: Я Господь Бог твой. Бог ревнитель. (Исх. 20:5). Подобно тому как жених, стараясь привлечь свою невесту (молодую новобрачную жену) к честной жизни с ним, к тому, чтобы она всецело отдалась ему, предостерегает ее, чтобы она не отдавала своих чувств другому; но он мудро поступил бы даже и ревность обнаружив, чтобы этим внешним средством сохранить себе невесту (жену); точно так же, по моему мнению, и законодатель (Исх. 20:5), будучи перворожденным всея твари (Кол. 1:15), и особенно по отношению к своей невесте (каким именем называется душа, например, в «Песни Песней»; ср. Мф. 9:15), называет Себя Богом ревнителем, дабы слышаших это удержать от любодейства (идолослужения) с демонами и так называемыми богами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=676...

10:19). Он ходит, как лев, с великой яростью, но если нападет на имеющих Христа, и крест на челе, и огонь Духа, и светильник никогда не угасающий, то не в состоянии будет даже взглянуть на них, но, обратившись назад, убежит и не посмеет возвратиться. А дабы тебе убедиться, что сказанное мною — не пустословие, посмотри на Павла. Он также был человек, и, однако, этот лев так боялся его, что бегал от одежд и тени его. И неудивительно; он не мог выносить благоухания Христова, исходившего и распространявшегося от Павла, не мог взирать на светильник добродетели. « Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих » (ст. 4). Всегда нужно помнить, что должно не просто только молиться, но молиться так, чтобы быть услышанным. Молитва недостаточна для получения желаемого, если мы не будем воссылать ее так, как угодно Богу. И фарисей молился, но не получил пользы; и иудеи также молились, но Бог отвращался от молений их, потому что они молились не так, как должно молиться. Поэтому нам заповедано молиться такою молитвою, которая могла бы быть вполне услышана. Это пророк выразил и в предыдущем псалме, где не только просил быть услышанным, но вместе с тем сделал все должное и со своей стороны. Что же такое? Именно: « каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою »; еще: « утомлен я воздыханиями моими »; еще: « удалитесь от меня все, делающие беззаконие »; и еще « иссохло от печали око мое » (Пс. 6:6–9). 4. Все это, именно: рыдания, слезы, воздыхания, удаление от людей порочных, страх и опасение суда Божия, достаточны для того, чтобы быть услышанным от Бога. И в другом месте пророк сказал: « услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор » (Пс. 4:2). Чтобы быть услышанным от Бога, это зависит от следующих условий: во–первых, если мы достойны получить просимое; во–вторых, если мы молимся согласно с законами Божиими; в–третьих, если молимся непрестанно; в–четвертых, если не просим ничего житейского; в–пятых, если просим полезного; в–шестых, если исполняем должное и со своей стороны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

10:1—2). Здесь под образом облака означается Дух, а под морем разумеется вода, при посредстве коих образуется баня крещения, а лучше сказать, даруется великий и прекрасный дар божественного рождения. К тому же, Отец созерцается в Сыне, а Сын отражается во Отце, Дух же Святый от Отца исходит, но и в Сыне пребывает и почивает, как единосущный и равночестный. Таким образом и здесь, как на Иордане, открылась тайна Троицы. Посему, «слышавше ученицы падоша ницы, и убояшася зело» (Матф. 17:6). «Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте, и не бойтесь. Возведше очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса. И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых» (Матф. 17:7—9).    Итак ты, возлюбленный, разумеешь смысл таинства. Посему никак не оказывайся недостойным благодати Слова и не заслужи своею праздною жизнью лишения небесного и блаженного жития. Но, отвергнув всякую леность души и свою привязанность к вещественному, всецело стремись к лучшему и небесному, уготовляй в Духе для себя чистое и блаженное житие вместе с Словом, дабы тебе достигнуть обожествления и насладиться неизреченными благами. Да водворится в тебе истинная добродетель посредством твоей добродетельной жизни, да откроется в тебе истина — посредством неложного созерцания бытия, а путем мудрости да будет познана тобою Сама Премудрость, в которой «всяческая... состоятся» (Кол. 1:17), и вообще, да прославится в тебе посредством и добродетели, и созерцания Бог, в Троице покланяемый, главная и конечная причина и цель добродетели и умозрения, ради Коего существует все остальное. Велики, значит, дары, данные тебе, человек, если ты станешь стремиться к Богу, и побеждают всякий ум и разумение божественные таинства, касающиеся тебя. Посему не падай, одержимый малодушием, стремись к уразумению себя и не отвергай дара. Внемли голосу, призывающему тебя, не будь неблагодарен за благодеяние и, получивши даром спасение, не выражай неудовольствия.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

10:1-4). Потом, показывая, что Христос совершал эти чудеса, присоединил: " … ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос " (ст. 4). И естественно: не природа камня изводила воду и те потоки, но сила Христа, поражая камень, заставляла источники истекать. Потому он и назвал камень духовным, и сказал, что он следовал (за ними); чувствен­ный же камень не следует, но находится на одном месте; всюдуприсутствующая и во всём чудотворящая сила - она прорвала и камень. Если иудей не может выносить этих слов, мы победим его собственным его оружием, не беседуя ни о чём из Павла, Петра и Иоанна, но из его пророков, чтобы он знал, что у него дела, а у нас понимание (их). 3. Итак, кто из пророков это говорит, - что Он дал ветхий завет? Освящённый от утробы (матери) Иеремия, сиявший в юности. Где и когда? Слушай его слова, и из сказанного ясно научись. Итак, какие это слова? " Вот наступают дни, говорит Господь … " (Иер. 31:31). Сначала, он вдруг поднимает слу­шателя, и пробуждает дух слушающих, показывая, что не его это слова, но пославшего его Бога. " Вот наступают дни … " . Потом показы­вает, что он с нами беседует о будущих вещах. Итак, каким образом Он дал ветхий (завет), если беседует о будущем? Подожди и не безпокойся, и тогда ясно увидишь блеск истины. Когда он это говорил, закон был дан и нарушен, а новый ещё нет. Итак, уяснив это в ваших мыслях, примите разрешение недоумений для многих. " Вот наступают дни, говорит Господь … " , обозначая настоящее время, " … когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их … " (ст. 31, 32). Спрошу иудея, спрошу немощного брата: кто дал новый завет? Конечно, всякий скажет, что Христос. Итак, Он и ветхий (дал), - потому что сказавши, что " … заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил … " , (тем) показал, что Он завещал и тот; итак, обоих заветов один Законодатель. А когда, скажи мне, Он завещал ветхий? " … В тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской … " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

( 10 , 1) «Закон же не для праведника положен», — говорит Писание.   Хорошо сказал и Гераклит: «Имени Правды не знали бы, если бы не было этого».   И по мнению Сократа «законы не для добродетельных принимаются».   (2) Однако хулители закона не постигли смысла этих слов апостола: «Любящий ближнего зла не делает ему»   и [заповеди] «не убивай, не прелюбодействуй, не кради и всякая другая, которая заключена в слове: Люби ближнего твоего как самого себя.»   (3) Вот почему и Господь наш говорит: «Возлюби Господа Бога твоего от всего сердца твоего и ближнего твоего, как самого себя».   Но так как человек, любящий своего ближнего, ничего дурного ему причинить не может и так как сущность всех заповедей содержится в одном кратком слове: любите ваших ближних, то из этого следует, что заповеди, которые должны были пробудить страх, порождают любовь, а не ненависть. ( 11 , 1) Закон, источник страха, следовательно, не может произвести в душе ни смущения, ни печали. «Потому что, — говорит апостол, — закон свят и поистине духовен».   (2) Изучив природу тела и сущность души, мы можем, я думаю, понять и то, какая их ожидает участь, и после этого уже не считать смерть злом. «Ибо когда вы были рабами греха, — говорит апостол, — тогда свободны были от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Дела, которых теперь и сами стыдитесь, ибо конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».  (2) Прежде всего он пред самим собой свидетельствует о своей искренней верности Богу; во–вторых, он свидетельствует против искусителя, доказывая, что тот попусту возмущается твердостью и неизменностью его любви к Богу; в–третьих, наконец, он свидетельствует пред Господом, что его учению присуща особая божественная сила убедительности, так что даже страх смерти не может понудить верного к отступничеству. Истинность учения он подтверждает самим делом, являя остальным всемогущество Бога, к которому стремится.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010