Есть еще один способ передавать опыт: во всех религиях присутствует ритуал. Не знаю, стоит ли мне говорить то, что я собирался сказать, потому что вы знаете об этом гораздо больше, чем я, но я представлю вам, как я это понимаю. В ритуале можно создать символы, которые всем доступны, понятны достаточно, чтобы стать хотя бы дверью или окном, если не самим содержанием. С другой стороны, когда нечто передается людям в состоянии молитвы, то есть в предстоянии перед Богом с открытостью, оно доходит до людей гораздо глубже, чем если бы люди читали то же самое на странице книги. Православное богослужение построено как драма – в том смысле, какой этому слову придавался в Древней Греции: там не было актеров и зрителей, все были вовлечены в драматическую ситуацию, где некоторые участники передавали нечто, но отзывались все. Вот еще возможность. Но если все это верно в рамках определенной общины, это может не быть верным, если попытаться предложить это другим людям. И в этом опасность институализировать вещи, сами по себе гибкие, заставить людей принять определенные взгляды, потому что так их выразили люди лучшие их самих. Знаете, есть замечательное место у одного из древних писателей, Марка Подвижника ; он говорит: если даже Бог станет перед тобой и скажет исполнить что-то, на что твое сердце не может отозваться и сказать «Аминь!», – не делай этого, потому что Богу нужен не твой поступок, Ему нужна гармония между тобой и Им… И я думаю, институция может быть оградой для того, что могло бы быть потеряно, так же как библиотека хранит и бережет книги, но библиотека сама по себе или даже печатные книги ни к чему, если их не читают. А невозможно читать с пониманием, если книга никак не созвучна читателю. Ответил ли я на ваш вопрос? Возникало ли когда-нибудь у вас желание обратиться к психотерапевту? Как вы решаете свои проблемы? Мой отец сказал мне несколько вещей, которые важны для меня. Одна – что нет такого положения, из которого честный человек не может выйти с честью, если он не боится за свою шкуру.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Surozh...

И если кто всех бедных и “меньших” кормил, поил, одевал и делал для них все остальное, а всего лишь одним пренебрег и к нему отнесся с презрением, то и сам он будет считаться презревшим алчущего и жаждущего Христа Бога. 99. Всем это, может быть, покажется тяжелым, поэтому они и сочтут справедливым говорить в себе: “Кто может все это исполнить, чтобы всем послужить и всех накормить и решительно ни одним из них не пренебречь?”. Но пусть они послушают Павла, который ясно говорит: Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли (2 Кор. 5:14). 100. Как главные заповеди содержат в себе все заключенные в них частные заповеди, так и главные добродетели собирают в себе все частные добродетели, заключенные в них. Ибо кто продал свое имущество или расточил его нищим и сам сразу же стал бедным, тот в этом одном исполнил все частные Заповеди; поэтому уже не имеет необходимости просящему у него давать или от хотящего занять у него не отворачиваться (Мф. 5:42). Таким же образом и непрестанно молящийся включил в это все, и уже не Имеет нужды семь раз в день хвалить Господа (Пс. 118:164) или вечером и утром и в полдень (Пс. 54:18) Какуже исполнивший все, о чем мы молимся и поем Согласно канону и в определенные времена и часы. Точно так же и тот, кто сознательно приобрел в себе Бога, дающего людям знание, прочитал все святое Писание и собрал весь плод пользы от чтения, и более уже не будет нуждаться в чтении книг Почему так? [Потому что] обладающий как собеседником Тем, Кто вдохновил написавших божественные Писания, и посвящаемый Им в тайны сокровенных таинств сам станет для других богодухновенной книгой, содержащей новые и ветхие таинства, написанные в ней перстом Божиим, как совершивший все и упокоившийся от всех дел своих в Боге — верховном совершенстве. Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православная энциклопедия «Азбука веры». " (http://azbyka.ru/). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " (lib.pravmir.ru). Поделиться ссылкой на выделенное

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Илл. 36. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда иконостаса собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Ок. 1502 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Илл. 37. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда. Начало XVI в. Новгород. Илл. 38. Пророк Аввакум. Из пророческого ряда иконостаса церк. Арх. Гавриила Кирилло-Белозерского монастыря. Ок. 1534 г. Кирилло-Белозерский       историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Илл. 39. Пророк Аввакум. Икона пророческого ряда церкви св. апп. Петра и Павла в Кожевниках. Новгород. 1, 2, 3. История пророков Аввакума и Даниила ( Дан. 14 ). Сборник Чудова монастыря, XVI век. Он же Егоровский сборник. РГБ ф. 98 N 1844. Л. 14,15,16. Москва. 4. Пророк Аввакум несет обед жнецам. Иллюминированная Библия. XV в. Национальная библиотека Нидерландов. КВ, 76 Е 7 fol. 178vb. Гаага. 5. Даниил во рву львином. Аввакум и Ангел. Утрехтская Библия. 1467 г. Национальная библиотека Нидерландов. КВ, 78 D 39 fol. 268v. Гаага. 6. Ангел Господень и Аввакум. Книга Пророков с толкованием. 1888 г. РГБ. Ф. 242, 187, л. 613. Москва. 7. Даниил во рву львином. Молитва пророка Аввакума. Книга Пророков с толкованием. 1888 г. РГБ. Ф. 242, 187, л. 613об. Москва. (Данная миниатюра является иллюстрацией к молитве пророка Аввакума: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозаху и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, – ной тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» 1007 ). 8. Пророк Аввакум «слушающий». Миниатюра из Книги пророков. 1489 г. РГБ. Ф. 173/I. 20. Л. 9. Пророк Аввакум и Ангел Мниатюра из грузинского Псалтири. XII в. Н-1665. Грузия. 10. Пророк Аввакум «слушающий». Миниатюра из Нового Завета с Псалтирью. 1330–40-е гг. ГИМ. греч. 407 л. 502об. Москва. (Настоягцая иконография иллюстрирует слова молитвы пророка Аввакума: «Господи!услышал я слух Твой и убоялся. Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости» 1008 . По толкованию святых Отцов в этих словах присутствует мессианское пророчество об уничижении Иисуса Христа в рождестве, искуплении мира от греха, о смерти и воскресение Христа, о Его Втором и славном пришествии).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Именно в последние времена православная миссия утвердится в м i ре , а еретические миссии ослабеют, ибо предпочтут виртуальную проповедь проповеди действительной, ложную истинной. Тогда православные миссионеры будут как агнцы посреди волков, и в этом будет их сила, что они уподобятся истинному агнцу Христу. О безблагодатных же проповедниках сказал Христос так: «Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Лк. 13: 25-27). Смотрите, они проповедовали о Христе, были христианскими миссионерами, учили о Боге, даже от имени Его пророчествовали, изгоняли бесов именем Его и творили многие чудеса, а Бог не знает их, потому что их проповедь была безблагодатна, они не имели в проповеди благодати Духа Святаго, Которого отверглись по причине беззаконий своих. Миссионерство завтра В конце 20-го века появились новые виды распространения проповеди, и они, очевидно, умножатся в будущем и будут усовершенствованы: 1) Электронные страницы или сайты, создаваемые при храмах и доступные чрез интернет, 2) Электронные библиотеки с набором православных книг в электронном виде, доступные чрез интернет. 3) Библиотеки, с подбором книг, или изданий, или различные книги в цифровом формате, записанные на дисках, для прочтения посредством компьютера. 4) Песнопения церковные, и богослужения, частию или полностью записанные, в аналоговом или цифровом виде (на кассете или на диске) Это тиражирование и распространение «виртуальной святыни» будет расти необычайно. Но благодать Божия почивает ли на ней так же, как на действительной святыне? Никто не целует икону, показанную по телевизору, и никто не поклоняется кресту, показанному на телеэкране. То же и на мониторе компьютера. Хотя некоторые и помещают изображения икон, как заставки, на экраны своих мониторов, но никто не почитает эти изображения так, как почитают подлинные иконы.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/30/...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Благовещение. Библиотека православного христианина. " ( www.wco.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). " Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей " . Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему (Быт. 2, 18). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (ст. 22). " Закон брака " заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна (Быт. 2,24). " Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого " . Муж и жена " приемлют от Творца благословение умножения рода своего, по Его намерениям, в чистоте побуждений и радости чадолюбия " (Быт. 1, 28). " Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар " . Для супругов " благословением и счастием признается видеть своих детей " . Обязанности супругов От супругов требуется, чтобы они хранили " брак честен и непорочен " , жили целомудренно. " Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2, 11-12). Что значит целомудренно? Или в чистоте девства, или в честности брака, в том и другом случае с отвержением мирских похотей и, в особенности, плотских похотей, яже воюют на душу " (1 Пет. 2, 11). Следовательно, супруги " должны убегать плотской нечистой любви " . " Под именем целомудрия Спаситель учит более, нежели одной телесной чистоте: что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем " (Мф. 5, 28). Равным образом и словами заповеди не пожелай жены искреннего твоего " запрещаются мысли и желания сладострастные или внутреннее прелюбодеяние " , не упоминая уже о той " мерзости, о которой Апостол Павел советует и не говорить христианам (Еф. 5, 3), прелюбодействе, когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним " . " Когда запрещается грех любодейства, то чрез сие предписывается супружеская любовь и верность " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2010...

Как будто лично к святителю Хризостому и тем, кто пострадал вместе с ним, адресованы слова Христа: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть…»  11 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.  «не потерпит вреда от второй смерти» – вторая смерть есть вечное отпадение души от Бога и гибель в геенне.  «не потерпит вреда»  – этими словами Христос утешает Свою невесту – гонимую страдающую Церковь. Он говорит христианам, что, даже если вам придется претерпеть на земле смерть, не надо этого бояться, ибо вторая смерть не имеет над вами власти, и потому смерть тела не есть для вас смерть, но жизнь. Как период истории послание к Смирнской церкви соответствует эпохе гонений на христиан – от апостолов до Константина Великого. Продолжительность эпохи составляет около 250 лет.  12 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: Пергам ко времени написания Апокалипсиса уже около трех веков являлся политической столицей провинции Асия, и в нем находилась резиденция римского проконсула. Город славился как крупный культурный центр, в нем была знаменитая библиотека, по количеству книг – 200 тысяч – уступавшая только крупнейшей в античном мире библиотеке александрийской. 23 23  По имени города был назван изобретенный там более совершенный, чем папирус, материал для письма – пергамент. Пергам также был одним из крупных религиозных центров язычества и местом широкого паломничества для греков и римлян.  «Имеющий острый с обеих сторон меч» – см. комм. на 1, 16. В контексте настоящего послания слова могут иметь, кроме прочего, еще следующий смысл: римский проконсул, управлявший провинцией, имел т. н. «jus gladii»,  право меча, – то есть мог предавать граждан смерти по своему усмотрению. Однако последнее слово, последний истинный суд принадлежит только Христу, а не земным властям. Следовательно, этого последнего Божия Суда и нужно прежде всего бояться.  13 знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Как должно готовиться к Причастию Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского " ( ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).   Назначение, с которым Господь сотворил человека, — постоянно совершенствуясь в добре, приближаться к Богу, Источнику добра и жизни, и тем достичь вечного блаженства. Господь дал человеку для этого и средства, сотворив его совершенным по душе и по телу. Но, впав в грех, человек утратил дарованные ему совершенства, потерял силу делать добро, даже если желал бы этого, и тем обрек себя на вечную муку в аду. Господь Иисус Христос Своими страданиями и смертью на Кресте освободил осужденного от гнева Божия и наказания, даровал ему оправдание, восстановил в его душе утраченную силу и влечение к богоугождению, так что верующий во Христа, возрожденный в Таинстве Крещения является новым человеком, способным к добру и имеющим возможность приближаться к Богу. Возродив человека для новой духовной жизни, Господь, по милосердию Своему, не оставил его Своею помощью и при самом прохождении им указанного пути на небо. Предвидев, что и после Крещения человек по немощи своей будет впадать в грех, Господь дал грешнику возможность снова получить прощение и оправдание через Таинство покаяния и сообщил благодатные силы, необходимые для богоугодной святой жизни, через Таинство Причащения. В этом великом Таинстве, вкушая под видом хлеба и вина самое пречистое Тело и самую честную Кровь Христа Спасителя, верующий теснейшим образом соединяется со Христом, Христос входит в него и пребывает в нем. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, — говорит Господь (Ин. 6, 56, 53, 54).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Календарь Материалы 12 апреля 2007 г. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Никон (Рождественский) Мы живем в трудное, смутное время. Люди перестают жить в Церкви, забывают, каковы наши духовные предки – святые Божии – были, теряют способность даже понимать суть духовной жизни, понимать сказания о житиях и подвигах святых. Широкой мутной волной разливается в жизни практическое язычество… Каково же должно быть служение пастырское в наше время? [Гость сайта] Мария Иванова Известный немецкий профессор лютеранин Карл Христиан Фельми принял Православие. Профессор – автор многих богословских трудов, переведенных на разные языки и изданных во многих странах. Последняя его книга «Введение в современное православное богословие» вышла в минувшем году. Именно во время работы над ней богослов принял окончательное решение принять Православие, к которому тянулся с детства. [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Иеромонах Иоанн (Лудищев) В книге устами духовников XX века говорится о насущных проблемах духовного водительства в современном обществе. Она учит на основе правильного понимания духовной жизни строить отношения в семье и между людьми, в различных житейских обстоятельствах видеть Промысл Божий и совершать свой ежедневный жизненный выбор. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его. Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего. А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Всякое слово Его есть истина и дело. Таково же должно быть и наше слово (ибо мы во образ Божий сотворены), равно как и слово всех словесных существ, то есть должно быть истиною и делом (слово благовестия Архангела Деве Марии); у Ангелов и святых людей это так и есть; но у диавола, отпавшего от Бога, осталась одна тень мысли и слова, без истины, без сущности дела, ложь, призрак.

http://pravoslavie.ru/archive/070412

Календарь Материалы 16 апреля 2007 г. [Вопросы священнику/Богословие] Иеромонах Иов (Гумеров) Здравствуйте! А можно ли расценивать Слова Христа «Много званых, но мало избранных», как то, что спасутся очень немногие? Извините. Спасибо. [Вопросы священнику/Исторические] Иеромонах Иов (Гумеров) Расскажите, пожалуйста, как умерла Мария Магдалина? [Вопросы священнику/Богослужение и обряды] Иеромонах Иов (Гумеров) Почему апостолу Фоме посвящено особое воскресение? [Встреча с Православием/Апологетика] Протопресвитер Фома Хопко Бог не познается разумом. Бог не может быть постигнут путем усилий ума и логических умозаключений, хотя подобными средствами люди могут быть убеждены, что Бог должен существовать. Скорее, Бог познается через веру, покаяние, чистоту сердца и нищету духа, любовь и благоговение. Другими словами, Бог познается теми, кто открыт для Его самопроявления и самооткровения. [Встреча с Православием/Православная библиотека] «При наступлении дня Пятидесятницы апостолы все были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». [Сретенский монастырь/Издательство Сретенского монастыря] Игорь Винниченко Действие остросюжетной повести «Обет нестяжания» происходит в наши дни в монастыре. Главный герой, послушник Димитрий, стоит перед выбором: остаться в обители или уйти в мир. Именно в это время ему приходится углубиться в драматическое расследование, сопряженное с криминальными стихиями. И только духовная закалка не позволяет ему поддаться эмоциям и помогает спокойно завершить расследование, хотя его собственных духовных проблем это, конечно, решить не может. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Архиепископ Никон (Рождественский) Живу я на краю Москвы: уголок сравнительно тихий… и воздух куда лучше Москвы. Зелени много, могилы Гоголя, Хомякова, Самарина, Языкова и многих других писателей – перед глазами. Сегодня, наприм[ер], был директор Учит[ельского] института, я подвел его к краю своей терраски и сказал: «Вот могилы Гоголя и Хомякова, поклонитесь этим носителям русских заветов христианских…»

http://pravoslavie.ru/archive/070416

Календарь Материалы 20 мая 2010 г. [Интернет-журнал/Колонка главного редактора] Архимандрит Тихон (Шевкунов) Проходит время, и рано или поздно страсти оборачиваются к оставившему Бога человеку своей истинной ужасающей стороной. Тогда вздымается Геннисаретское озеро, и из пучины на берег начинают вылезать давно утонувшие, полные ярости свиньи и кидаются на несчастного, который сам сделал выбор между ними и Богом. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого» (Мф. 12: 43–45). [Встреча с Православием/Православная библиотека] Почему огненное пламя излилось на головы апостолов в виде языков? Потому что апостолы должны были языком благовествовать народам благую радостную весть — Евангелие истины и жизни, учение покаяния и прощения. Словом должны были учить, словом исцелять, словом утешать, словом советовать и управлять, словом созидать Церковь. [Встреча с Православием/Православная библиотека] Предсказания уж сколько раз бывали, что вот-вот конец лета. И все невпопад. Спаситель сказал, что никто не знает времени. Нечего потому гадать и смущаться гаданиями других. Что будет Второе Пришествие, то несомненно, что оно будет внезапно, при всех предзнаменованиях великих. Остается только нам ожидать непрестанно Господа и готовиться к сретению, не гадая о времени. [Поместные Православные Церкви/Синайская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Архимандрит Исаия Симонопетритис Синайские монахи в Константинополе и в других местах укрепляли православных верующих в трудных условиях османского господства, когда очень многие выбирали легкий путь отступничества и перехода в ислам. Синаиты вошли в число новых мучеников, погибших за веру Христову на Крите, Кипре и Хиосе. Многие странствующие подвижники из других монастырей проводили несколько лет на Синае, прежде чем продолжить свои духовные искания.

http://pravoslavie.ru/archive/100520

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010