Сиромаха, Успенский 1987 – Сиромаха В. Г., Успенский Б. А. Кавычные книги 50-х годов XVII в.//АЕ за 1986 год. М., 1987, С. 73 – 86. Скварчинская 1937 – Skwarczynska S. Teoria listu. Lwow, 1937. Скопин 1990 – Скопин В. В. На Соловецких островах. М., 1990. Скрижаль – Скрижаль. М., 1655 – 1656. Скрынников 2000 –Скрынников Р. Г. Крест и корона. СПб., 2000. Словарь 2004 – Словарь обиходного русского языка Московской Руси XVI – XVII вв./Под ред. О. С. Мжельской. СПб., 2004. Вып. 1. Словарь-указатель 2003 – Словарь-указатель сюжетов и мотивов русской литературы: Экспериментальное издание. Новосибирск, 2003. Вып. 1. Слово о Законе и Благодати – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона (Подг. текста и коммент. А. М. Молдована, пер. диакона Андрея Юрченко)//БЛДР. СПб., 2000. Т. 1 (XI – XII века). С. 26 – 61. Служебник 1655 – Служебник. М.,1655. Служебник 1658 – Служебник. М., 1658. Сметанин 1978 – Сметанин В. А. Эпистология поздней Византии, проэлевсис (конкретно-историческая часть)//Античная древность и среднике века. Свердловск, 1978. Вып. 15. С. 60 – 69. Смирнов 1917 – Смирнов И. М. Синайский Патерик в древнеславянском переводе. Сергиев Посад, 1917. Смирнов 1980 – Смирнов И П. Цитирование как историко-литературная проблема: принципы усвоения древнерус- ского текста поэтическими школами конца XIX – начала XX века: На материале «Слова о полку Игоревен//Блоковский сборник. Тарту, 1980. Вып. 4: Наследие А. Блока и актуальные проблемы поэтики. С. 74 – 78. Смирнова 1991 – Смирнова Э. С. Московская икона XIV – XVII веков: Альбом. Л., 1991. Смирнова 1996 – Смирнова Э. С. «Спас Златая риза»: К иконографической реконструкции чтимого образа XI века//Чудотворная икона в Византии и Древней Руси. М., 1996. С. 159 – 182. Снегирев 1861 – Снегирев И. Лобное место в Москве//ЧОИДР. 1861. Кн. 1. Отд. 1. С. 1 – 16. Соболева 1990– Соболева Л. С. Рукописный лечебник XVIII в. строгановского крестьянина Василия Демидова//Общественное сознание, книжность, литература периода феодализма. Новосибирск, 1990. С. 75 – 83.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никита Константинов Добрынин («Пустосвят»). Сергиев Посад, 1916; Панченко А. М. Никита Константинов Добрынин//Словарь книжников. Вып. 3. Ч. 2. С. 380–383. Сильвестра Медведева Созерцание краткое. С. 79–82. Подробнее см.: Бубнов. Старообрядческая книга. С. 120–122, 174–181. Буганов. Московские восстания. С. 250, 252–253. Инока Сергия челобитная (вторая) царям Ивану и Петру Алексеевичам. 1682//Материалы для истории раскола. Т. 4. С. 299–312. Сильвестра Медведева Созерцание краткое. С. 79–80. Сильвестра Медведева Созерцание краткое. С. 90, 91; История о вере Саввы Романова. С. 137–146. История о вере Саввы Романова. С. 147. Сильвестра Медведева Созерцание краткое. С. 78; История о вере. С. 132–134. [Иоаким, патр.] Слово на Никиту Пустосвята. М., 1682; М., 1721; М., 1753. Зиборов В. К. Иоаким//Словарь книжников. Вып. 3. Ч. 2. С. 54. Слово благодарственное патриарха Иоакима об избавлении от отступников. М., 1683; М., 1688. Увет духовный. М., 1682; М., 1753; М., 1791. АИ. Т. 5. 98. Подробнее см.: Верюжский В. М. Афанасий, архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования и вообще Русской Церкви в конце XVII века. СПб., 1908; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Л., 1977; Панич Т. В. Особенности Шестоднева Афанасия Холмогорского//Источники по истории русского общественного сознания периода феодализма. Новосибирск, 1986. С. 5–24; он же. Афанасий//Словарь книжников. Вып. 3. Ч. 1. С. 117–125. Сменцовский М. Церковно-исторические материалы (дополнительные приложения к исследованию «Братья Лихуды»). СПб., 1899. С. 44–70. [Симеон Полоцкий.] Вечеря душевная. М., 1683; Браиловский С. Н. Один из «пестрых XVII-ro столетия»//Записки имп. Академии наук. СПб., 1902. Т. 5. 2. С. 414–415. Елеонская А. С. «Книга, глаголемая Брозда духовная»: Из истории полемической литературы XVII в.//Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1977. М., 1977. С. 23–29. Материалы для истории Архангельской епархии//Чтения в ОИДР. 1880. Кн. 2. Отд. 1. С. 4–6. Бычков А. Ф. Описание церковно-славянских и русских рукописей имп. Публичной библиотеки. СПб., 1882. Ч. 1. С. 209–210; Новые материалы для истории старообрядчества XVII–XVIII вв., собранные Е. В. Барсовым. М., 1890. С. VIII, 156–157. Смирнов. Внутренние вопросы в расколе в XVII в. С. CXX; Прохоров. Иоанн//Словарь книжников. Вып. 3. Ч. 2. С. 62–63; Каган М. Д. Крючков Исидор. Там же. С. 201–203. Робинсон А. Н. Борьба идей в русской литературе XVII в. М., 1974. С. 223. [Симеон Полоцкий]. Вечеря душевная. Л. 5–5 об. Смирнов П. С. Из истории противораскольнической миссии XVII в. Поездка архимандрита Игнатия и протопопа Иоанна Иоаннова для увещания раскольников и составленное Игнатием описание этой поездки. СПб., 1903. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436215/

1797 г. 21 августа. С.-Петербург. 1 Источники биографических сведений об архиепископе Арсении: а) печатные: История Российской иерархии, иером. Амвросия, ч. 1; – Словарь Географический, Щекатова, ч. 5, М. 1807 г.; – Словарь Историч. о писателях дух. чина, М. Евгения, изд. 2, Спб. 1827 г.; – Биографии Тверских иерархов, прот. Чередеева, Тверь, 1859 г.; – Обзор русской духовной литературы, Филарета, архиеп. Черпиговского, изд. 3, Спб. 1884 г.; – Словарь о русс. писателях, Гр. Геннади, Берлин, 1876 г.; – Тверск. Еп. вед. 1887 г.; – Критико-биографический Словарь русских писателей, С. А. Венгерова, т. 1 Спб. 1889 г.; – Летопись о ростовских архиереях, А. А. Титова, Спб. 1890 г. б) рукописные: Дела Тверского консисторского архива, и, между прочим, «книга записная учиненных определениев преосвященного Арсения, епископа Тверского и Кашинского, для исполнения в Тверской духовной консистории, 1775 г.» – Рукопись на 28 листах, в лист, скреплённая по листам епископом Арсением собственноручно. Записи начаты с 12 августа 1775 г. и окончены 1 сентября 1783 г. Дневник архиепис. Арсения в 2-х томах: а) 17861791г. и б) 17971799 г. Рукописи Имп. Публичн. Библиотеки, в 4 д. листа, 267. Такой же дневник (Эпистелярий) на 98 л., в л., с сентября 1797 г. по декабрь 1799 г. Ркп. принадлежащая издателю сборника. 2 День и год рождения архиеп. Арсения записан на задней стороне его портрета, писанного в декабре 1785 г. в Ростове живописцем Н. Л. и находящаяся в Тверском архиерейском доме. 3 Священник Иоанн Верещагин в июне 1796 г. переведён был к Воскресенскому собору, а в сентябре 1788 г. уволен в заштат. 4 Автор Истории С-Петербургской дух. академии, основываясь, конечно, на показании автора Истории Российской иерархии (ч. 1 стр. 570) неверно называет (на стр. 38) Арсения Верещагина учеником, учителем, префектом Невской семинарии и архимандритом Спасо-Ярославского монастыря. Всё это относится к другому Арсению-Бузановскому, † 1768 г. (см. описание Новгородского Юрьева монастыря, архим. Макария, изд. 2, Спб. 1862 г., стр. 122. – П. Строева списки иерархов и настоятелей монастырей, Спб. 1877 г., столб. 339 и 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

ЦВ 8 (405) апрель 2009 /  30 апреля 2009 г. Церковнославянский язык в русской культуре Вышел в свет «Словарь трудных слов из богослужения» Ольги Седаковой — известного поэта, филолога, религиозного мыслителя. Словарь является вторым изданием книги «Церковнославяно-русские паронимы: Материалы к словарю» 2005 года. Паронимы — это слова близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях. Словарь окажет неоценимую помощь всем, кто хочет глубже понимать православное богослужение и литургическую поэзию. Московский культурный центр «Духовная библиотека» не смог вместить всех собравшихся на презентацию книги. В дискуссии о роли церковнославянского языка в русской культуре участвовали автор книги, доктор богословия, кандидат филологических наук Ольга Седакова, руководитель Школы молодежного служения Центра духовного развития молодежи при московском Даниловом монастыре игумен Петр (Мещеринов), главный библиограф Синодальной библиотеки протоиерей Александр Троицкий, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов. Игумен Петр (Мещеринов): Я читал эту книгу как увлекательнейший детективный роман, не мог оторваться. Из нее я узнал очень много нового. В свое время я был уставщиком и регентом в Даниловом монастыре и изучал богослужение и Устав. И, тем не менее, на каждой странице я черпал что-то для себя удивительное и новое. Пример: тропарь Святителю Николаю, который все знают. «Правило веры и образ кротости, воздержания учителю, яви тя стаду своему яже вещей истина...» Когда гражданским шрифтом набирается этот тропарь, обычно слова «яже» или «истина» пишутся с прописной буквы, и в примечании говорится, что здесь имеется в виду Христос. А из словаря я узнал, что на самом деле имеется в виду «истина от дел Святителя Николая», иной смысл. Чуть ли не каждое слово открывает другие глубинные смыслы в том богослужении, в котором мы с вами участвуем. Как возник словарь Ольга Седакова: Предыстория создания словаря такова. Многие церковнославянские тексты я запомнила, когда еще была ребенком. Бабушка научила меня читать по-славянски примерно тогда же, когда и по-русски. Я ничего не понимала, но то, что читаешь в шесть лет, запоминается крепко, на всю жизнь. Именно своей странностью этот язык очаровал меня с самого начала. Он не представлялся мне иностранным, это был «свой» язык, но «волшебный». И все в нем было красиво, особенно такие глагольные формы, как «глаголаше». Они создавали атмосферу сказки, какого-то иного мира. В этих словах было что-то кроме значения, в которое даже не очень хотелось вникать, — я думаю, что в этом я была едина со всем нашим народом.

http://e-vestnik.ru/church/tserkovnoslav...

13 Колобанов В. А. Владимиро-Суздальская литература XIV–XVI вв. Владимир, 1975. Вып. 1. — С. 102. И. Спасский считает, что Служба инока Григория новым чудотворцам явилась “протографом всех более поздних редакций вплоть до «Службы всем святым, в земли Российской просиявшим», составленной на Соборе 1917–1918 гг. и напечатанной Патриархией в 1946 г. с необходимыми изменениями и дополнениями” (Спасский И. Указ. соч. — С. 54). 14 Протоиерей Ростислав Лозинский. Русская литургическая письменность (Пути исторического развития и анализ богословского содержания). Т. 1: XI–XVI ст. Кострома, 1967. — С. 245 (МДА, машинопись). 16 Илиева А. “Слово за преподобни отци в сирна събота” от Григорий Цамблак в руската ръкописна традиция//Старобългарска литература. 1982. Кн. 12. — С. 60. Еще ранее, в докладе Поместному Собору Русской Церкви 1917–18 годов профессор Петроградского университета Б. А. Тураев также отметил, что и Служба новым Чудотворцам инока Григория составлена “по образцу Службы всем преподобным, положенной на Службу сырную, с прямыми заимствованиями с нее (например, седален по первом стихословии)” (Епископ Афанасий (Сахаров). О празднике всех святых в Земле Российской просиявших и о Службе на сей праздник//Российский православный университет апостола Иоанна Богослова. Ученые записки. М., 1995. Вып. 1. — С. 93). 18 Среда — ‘общество’ (Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. Репр. изд. М., 1989. Т. З. Ч. 1: Р–С. — Стб. 481). 34 Охужати — ‘унижать’ (Срезневский И. И. Словарь древнерусского языка. Т. 2. Ч. 1: А–О. — Стб. 840). 35 Опаш — ‘задняя часть тела у зверей и людей’ (Священник Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. — С. 384). 38 Каженик — ‘скопец, евнух’ (Священник Г. Дьяченко. Полный церковно-славянский словарь. — С. 241). 39 Запинатель — ‘искуситель, соблазнитель, обольститель’ (Священник Г. Дьяченко. Указ. соч. — С. 194). 42 Распалина — ‘скважена, трещина; щель, сделавшаяся на чем’ (Священник Г. Дьяченко. Указ. соч. — С. 543). 62 Розга — ‘веточка, тонкое дерево; куст, похожий на виноградную лозу’ (Священник Г.

http://pravmir.ru/epoha-novyih-chudotvor...

Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I – III вв.). Учебное пособие по патрологии. – Свято–Троицкая Сергиева лавра; Московская духовная Академия, 2005. С.193–193–219. Словарь античности/Пер. с нем. – М.: Прогресс, 1989. Смирнов Е.И. История христианской церкви: Репринтное издание. – Свято–Троицкая Сергиева лавра, 1997. С.72–73, 114–122. Смирнов С.И. Духовный отец в древней восточной Церкви. – М.: Православный свято–Тихоновский богословский институт, 2003.     Смирнова Е.Д., Сушкевич Л.П., Федосик В.А. Средневековый мир в терминах, именах и названиях. – Минск: Беларусь, 2001.  Соколов В.В. Средневековая философия. – М.: Высшая школа, 1979. С.43–46.  Соловьев В.С., Андреев И.Д. Ориген//  Христианство: Энциклопедический словарь/Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995.  Спасский А. Эллинизм и христианство: (История литературно–религиозной полемики между эллинизмом и христианством за раннейший период христианской истории (150 – 254). – Сергиев Посад: Тип. Св.–Троиц. Сергиевой лавры, 1913. – С. 153 – 315, 351–362. Спасский А.А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов: (В связи с философскими учениями того времени). – М.: Новая книга; Паломник, б.г.. С.81–123. Таранов П.С. Философия изнутри: 70 мудрецов, философов, мыслителей от Соломона до Шопенгауэра. – М.: Остожье, 1996. – Т. 2. Терновский Ф. Три первые века христианства: Восемнадцать чтений, составленных преимущественно по Гизелеру и Гагенбаху, с выдержками из первоисточников и с библиографическими примечаниями. – Казань: Унив. тип., 1878. – С. 181 – 191. Троицкий Н.И. Ориген как апологет. – Тула, 1908. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 1. С.178–205. Филенский И. Цельс и Ориген. – Харьков, 1910. Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1997.  Философы: Краткий биографический словарь. – М.: Рипол Классик, 2002. Флоренский П. А. Сочинение Оригена Peri origines как опыт метафизики//Философские науки. – 2005. – 6. – С. 75–87.

http://bogoslov.ru/person/3045922

70 Сторожевая башня. 1. 4. 1999. С.16. 71 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993. с. 356. 72 Популярная медицинская энциклопедия. М. 1979. с. 583. 73 Сторожевая башня. 1. 6. 1998. с. 10. 74 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993. с. 356. 75 В начале было Слово… «Источник жизни». Заокский. 1993. с.424. 76 Кстати насколько точный термин! Превращают, при помощи перевода. 77 Что происходит при смерти? 1998.с.23. 78 Пять книг Торы. Йырушалаим.(на еврейском языке).1978. с.45. 79 Пять книг Торы. Йырушалаим.(на еврейском языке).1978. с. 29. 80 Свят. Филарет митр. Московский и Коломенский. Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия, заключающия в себе и перевод сея книги на русское наречие. Ч. 1.М. 1867. (Репринт). С.88. 81 Творения иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иерусалимского. М. 1855. с. 335. 82 http://www.iegova.narod.ru/issled/evm/22.htm 83 Джонатан Галлагер. Без страха по жизни. Издательство «Источник жизни». Заокский, 1993. С. 76. 84 Уолтер Мартин. Царство культов. СПб. «Логос» 1992. С. 98. 85 В начале было Слово… Заокский. 1993. с. 356–357. 86 См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Сост. О.Н. Штейнберг. Т.1. Вильна.1878.Стр.470. 87 См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Сост. О.Н. Штейнберг. Т.1. Вильна.1878. Стр.414 88 См. Еврейский и халдейский этимологический словарь к книгам Ветхого Завета. Сост. О.Н. Штейнберг. Т.1. Вильна.1878.стр.483. 89 А.Д. Вейсман. Греческо-Русский словарь. М. 1991. с. 18–19. 90 Ты можешь жить вечно в раю на земле. — New York, 1989. С. 85. 91 http://www.iegova.narod.ru/issled/evm/23.htm 92 http://www.iegova.narod.ru/issled/evm/23.htm 93 Н.Варжанский. Доброе исповедание. Православный противосектантский катехизис. М. 1998. 94 Букв. «козлов». «В стаде козел обыкновенно идет спереди, как вождь». А. Покровский. Книга пророка Исаии.//Толковая Библия. Т. 2. Стокгольм. 1987. С. 312. Удивительна параллель этих слов с словами Христа о последнем Суде (Мф. 25, 33).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2281...

117 . Фаст Геннадий , протоиерей. Этюды по Ветхому Завету, кн. 2. Изд. «Енисейский благовест», Красноярск, 2008. 118 . Фаст Геннадий , протоиерей. Война и мир, или ещё раз о христианском отношении к участию в войне. Доклад на XIV Международных Рождественских чтениях в Москве. Рукопись. 119 . Флоренский Павел , священник, профессор. Столп и утверждение истины, тт. 1–2, Изд. «Правда», М., 1990. 120 . Цицерон Марк Туллий. О природе богов. Вестник древней истории, 2. Изд. «Наука», М., 1982. 121 . Zohary Michael. Pflazen der Bibel. Calwer Verlag, Stuttgart, 1983/ 122 . Эразм Роттердамский. Похвальное слово глупости. М., 1983. 123 . Юнгеров П.А. , доктор богословия, профессор. Введение в Ветхий Завет, кН. 1, ПСТБИ, М., 2003. 124 . Юнгеров П.А. , доктор богословия, профессор. Введение в Ветхий Завет, кН. 2, ПСТБИ, М., 2003. V. Справочная литература 125 . Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Изд. «Правда», М., 1986. 126 . Библейская симфония с ключом к еврейским и греческим словам. университет им. Боба Джонса, США, 1998. 127 . Василисса/Дьяченко/, монахиня, Фаст М.Г. Библейский указатель по творениям святых отцов церкви. Енисейск, 2007, рукопись. 128 . Jerusalemer Bibellexicon, herausgegeben von Kurt Hennig. Neuhausen-Stuttgart: Hänssler, 1995. 129 . Мень Александр, протоиерей. Библиологический словарь, т. 1, А-И. Фонд им. Александра Меня, М., 2002. 130 . Мень Александр, протоиерей. Библиологический словарь, т. 2, К-П. Фонд им. Александра Меня, М., 2002. 131 . Мень Александр, протоиерей. Библиологический словарь, т. 3, Р-Я. Фонд им. Александра Меня, М., 2002. 132 . Мифологический словарь, гл редактор Б.М. Мелетинский. М., Советская энциклопедия, 1991. 133 . Мифы народов мира, т. 1, А-К. Гл. редактор С.А. Токарев. Изд. «Советская энциклопедия», М., 1980. 134 . Мифы народов мира, т. 2, К-Я. Гл. редактор С.А. Токарев. Изд. «Советская энциклопедия», М., 1980. 135 . Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия, М., Типография А.и. Снегирёвой, 1891. 136 . Религии мира, Энциклопедия для детей, т. 6, ч. 1. М., «Аванта», 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Гимнограф католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) в соч. «Мерное слово» (2-я пол. XVIII в.) посвятил И. Ш. 2 строфы, в риторической и витиеватой манере назвав его «сугубо сообразительным, премудрым поэтом, имеющем дарование истинно говорить» ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 275, 770-771). О почитании И. Ш. известно с древности. Соч.: Абдул-Мессия//Древнегруз. одописцы/Сост., исслед., предисл., словарь: И. Лолашвили. Тбилиси, 1964. Т. 2 (на груз. яз.). Ист.: Марр Н. Я. Древнегруз. одописцы: XII в. СПб., 1902. С. 1-27. (ТРАГФ; Кн. 4); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 383-386. 1949. Т. 2. С. 198-209; История и восхваление венценосцев/Пер.: К. Кекелидзе. Тбилиси, 1954. С. 77, 79; То же//Картлис цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 283, 285; Жизнь царицы цариц Тамар//КЦ. 1959. Т. 2. С. 95, 136; Грузинская поэзия. Тбилиси, 1979. Т. 1: Древнегруз. поэзия V-XII вв./Сост., исслед., коммент., словарь: С. Цаишвили. С. 192-200 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Исслед., сост., коммент., словарь: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980. С. 275, 770-771 (на груз. яз.); Сулава Н. Грузинская гимнография XII-XIII вв. Тбилиси, 2003. С. 301-305 (на груз. яз.). Лит.: Лолашвили И. Новые известия афонских груз. рукописей. Тбилиси, 1982. С. 16-18 (на груз. яз.); Метревели Е. Так называемое Восхваление Тамар и Давида//История груз. лит-ры. Тбилиси, 1966. Т. 2: XII-XVIII вв. С. 90-115 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 323-326; 1981. Т. 2. С. 233-247; Сирадзе Р. Христ. культура и груз. лит-ра. Тбилиси, 1992. Т. 1. С. 97-105 (на груз. яз.); она же. Культура и образное мышление. Тбилиси, 2008. С. 128-136; Сулава Н. «Песнь Богоматери Вардзийской» Иоане Шавтели//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1997. 1/4. С. 81-96 (на груз. яз.); она же. Груз. гимнография XII-XIII вв. Тбилиси, 2003. С. 128-145 (на груз. яз.); Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 422. Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.)

http://pravenc.ru/text/471558.html

См. Капитул и Викарий. Правительству, при утверждении К., принадлежат те же права, как и при замещении епископской кафедры. К. называют также известный класс иезуитов. (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона – примечание электронной редакции) 2 Маркитанты – мелкие торговцы съестными припасами, напитками и предметами военного обихода, сопровождавшие войска в лагере, в походах, на манёврах и во время войны (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона, – примечание электронной редакции) 3 Ретраншемент а, м. (retranchement m.) 1. воен., форт., устар. Старинное военное укрепление, располагавшееся позади главной позиции для усиления внутренней обороны. БАС-1. Ложемент, засада есть вид траншеи или лучше ретраншемента чинимого открытно по выгоне неприятеля из покоего строения, дабы так устоять против его атак. 1777. Кург. Инж. сл. Преграды внутри укреплений, дающие возможность гарнизону отступить и удержать за собой внутреннее пространство, Располагаются за теми частями укреплений, которые более других подвержены атаке. (Исторический словарь галлицизмов русского языка, Епишкин Н. И., – примечание электронной редакции) 4 Катедральный ая, ое. (cathédarle f.) Отн. к кафедральному собору, церкви. В катедральном квартале катедральныя ворота. 1710. ПСЗ 4 554. Хорошо ли построена катедральная церковь . 1782–1786. Новиков пословицы.//Н. 1983 316. И притом катедральный костел, .. внутри весь из мармуров убран. АК 1 110. Катедральная церковь и епископский дом каменные, других приходских церквей около семидесяти. П.А. Левашов – А. Куракину.//АК 7 298. Из библиотеки прошел я на славную террасу, или гульбище подле катедральной церкви. Карамзин ПРП 3 97. (Исторический словарь галлицизмов русского языка Епишкин Н. И. – примечание электронной редакции) 5 Шизматик а, м. (schismatique m.) устар. Схизматик, раскольник. Как будто нам шизматикам наша ни на что не годится! Соврем. 1836 4 250. Какие средства для просвещения, а они забавлялись над шизматиками, еретиками и жидами! А.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010