И сказал Давид: хотя я помазан на царство, но я еще слаб, а сыновья Саруи 242 , т. е. Иоав и братья его, сильнее меня. «Пусть же воздаст Господь делающему злое по злобе его» (id. 39). И услышал Иевосоей, сын Саулов, что умер Авенир в Хевроне, и опустились руки его, и весь Израиль смутился» (IV, 1). Очевидно, что народ царства Израильского возлагал все надежды свои на Авенира, а не на слабого Иевосфея, который становился теперь единым препятствием к признанию царем Давида, на которого уже давно обращены были очи Израиля. Был еще и другой представитель царского дома Саула – хромой сын Ионафана, но этот внук Саула, Мемфивосфей, не мог считаться соперником Давиду. В виду всего этого два военачальника Иевосоея решились убить царя своего и представили голову его Давиду. Честная душа его возмутилась этим гнусным поступком. «Как, воскликнул он», негодные люди убили человека невинного, в его доме, на постели его; неужели я не взыщу крови его!» И приказал Давид убить убийц Иевосфея и повесили трупы их над прудом. А голову Иевосфея погребли во гробе Авенира, в Хевроне. Среди всех ветхозаветных типов Давид, окруженный опасностями, может быть более всех других выдается своими благородными чувствованиями, не допускающими мысли об изменническом или коварном убийстве. Стоить вспомнить его поступки, полные не только благородства, но и смирения, в отношении Саула в пещере и в шатре и последующие речи его Саулу. Но Давид был окружен людьми ему преданными, у которых нравственные чувства далеко не были развиты и для которых все средства были хороши для достижения цели: вот почему против воли его совершались преступления, которые возмущали душу его. Мы говорили выше, что единственным законным представителем первой Израильской династии оставался после смерти Иевосфея хромой сын Ионафана, Мемфивосфей 243 , которому было только пять лет, когда отец и дед его пали на поле битвы (2 Ц. IV, 4). Этого мальчика Давид приютил и отдал ему имущество и землю, принадлежавшие в собственность деду его Саулу (2 Ц. IX, 9). Кости же Саула и Ионафана Давид перенес из Иависа Галаадского, – куда они были перенесены из Беф-Сана, – в землю отцов их, в удел Вениамина, в Цела, и похоронил с честно во гробе семейном Киса, отца Саулова (2 Ц. XXI, 12–14).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Иез.25:6 .  Ибо так говорит Го­с­по­дь Бог: за то, что ты рукоплескал и топал ногою, и со всем пре­зре­нием к земле Израилевой душевно радовал­ся, – Иез.25:7 .  за то вот, Я про­стру руку Мою на тебя и отдам тебя на расхище­ние народам, и истреблю тебя из числа народов, и изглажу тебя из числа земель; сокрушу тебя, и узнаешь, что Я Го­с­по­дь. Тогда как до сих пор речь была о судьбе страны аммонитской, теперь пророк обращается к населению ее – «Рукоплескал и топал ногою» от злорадства; см. Иез.6.11 . – «Душевно» – не встречающееся более в Ветхом Завете выражение. «Простру руку Мою» – Иез.6.14 . – «На расхищение» – предположительный перевод непонятного евр. απ. λεγ . – «И узнаете, что Я Господь» – ср. ст. 5 и 11; рефрен (см. Иез.1.17 ). Иез.25:8 .  Так говорит Го­с­по­дь Бог: за то, что Моав и Сеир говорят: «вот и дом Иудин, как все народы!», Против моавитян пророчествовали Валаам ( Чис 24.18–19 ), Амос ( Ам 2.1 ), Исаия ( Ис 15:1, 16:1 ), Иеремия ( Иер 48.1 ). Вина Моава против Израиля, хотя такая же, в сущности, как его брата Аммона ( 4Цар 24.2 ; Иер 27.3 ), но по степени у Иезекииля представляется меньшею; посему а) угроза против него в ст. 10 возвращается к Аммону; б) рядом с Моавом ставится Сеир, т. е. Идумея, которая, может быть, как соседка увлекла Моава в грех против Израиля; но LXX не читают здесь «Сеир» (слав. имеет): действительно против него далее целая речь: ст. 12–14. «Вот и дом Иудин (LXX: «дом Израилев и Иуда»), как все народы». Следовательно, милости, которыми Господь осыпал Израиля, возбуждали зависть соседей. Такие толки – необходимая реакция на притязания, заявлявшиеся Иудой: он чувствовал себя особенно благородным во всем человечестве с того времени, как владел в законе и храме ощутительною реальностью, которой другие не имели в этом виде ( Иер 7:4, 8:8 ). Насмешка спокойнее и мягче, чем у Аммона (ср. ст. 3). Иез.25:9 .  за то вот, Я, начиная от городов, от всех по­граничных городов его, красы земли, от Беф-Иешимофа, Ваалмеона и Кириафаима, открою бок Моава

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Израильтяне очевидно имели в виду проникнуть на север по Wady Hesbàn, откуда они думали спуститься к берегам Иордана. Название Hesbaii очень созвучно с Есевоном (Евр. Хешбон: Чucл. XXI, 26 ), городом Сигона Аморрейского, и потому весьма вероятно, что в эту именно долину намеревались пройти Евреи, когда они отправились из Вамофа к вершине горы Фазги ( Чucл. XXI, 20 ). Но здесь встретилось неожиданное затруднение. Вместо ответа на просьбу о пропуске, Сигон, царь Аморрейский, собирает свой народ и выступает против Израильтян. Гордый владыка в данном случае не верно рассчитал. Прошли уже времена, когда какие-нибудь Амалекитяне обращали Евреев в бегство. Иегова был среди своего народа, – и Израиль поразил Сигона мечем ( Чucл. XXI, 24 ). Предание удержало некоторое воспоминание об этом царе Аморрейском в названии Shihàn. Это – развалины древнего города к югу от WadyMojib. они расположены на вершине довольно высокого холма и показывают еще следы прежних жилищ и укреплений 66 ). – Ко времени путешествия Евреев Сихон после своих славных побед над Моавитским царем ( Чucл. XXI, 26 ), жил вероятно на севере Моава в Гесбоне (Hesbon), Здесь он проиграл сражение в битве при Иааце и потерял все свои владения от Арнона до Иавока и горной возвышенности Галаада, где была граница владений Аммонитян, и от Иордана до пустыни ( Чucл. XXI, 24 , Bmop. II, 36 . Cyдeй XI, 22 ). Одинаковой участи с Сигоном подвергся и Ог, царь Васанский. Израильтяне поразили его и сынов его и весь народ его, и овладели землею его ( Чucл. XXI, 35 ). Таким образом в руках Евреев была теперь огромная полоса земли от Арнона до горы Ермона, весь Галаад и весь Васан до Салхи и Едреи ( Bmop. III, 8. 10 ), т, е. область теперешней Беклы (Bekla или Belga) от верховьев Wady Lerka до Wady Mojib. Этими завоеваниями Израиль открыл себе путь чрез долину Hesban,u народ двинулся к горам Аваримским, подошел с востока к вершинам Нево и расположился станом у Иордана от Беф-Иешимофа до Аве-Ситтима на равнинах Моавских ( Чucл. XXXIII, 47–49 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Ииуй, поднявши свое лицо к окну, велел выбросить ее вон, что и было исполнено несколькими евнухами. Стена дома и кони всадников были окроплены её кровью, а труп её раздавлен наехавшими на неё колесницами ( 4Цар.9:32,33 ). Когда Ииуй после пиршества велел похоронить Иезавель, «так как она – все же царская дочь», то от неё были найдены только череп, ноги и кисти рук. Ииую было принесено известие об этом, и он напомнил окружающим «слово Господа, которое Он изрек через раба своего Илию Фесвитянина» о доме Ахава ( 4Цар.9:36 ). – Этим кровавое дело Ииуя не было окончено: исполняемому им суду над нечестием подлежал весь дом Ахава и все служители Ваала. Семьдесят сыновей и внуков Ахава жили в Самарии; головы их Ииуй повелел старейшинам самарийским в один из ближайших дней доставить в Изреель. Исполненные ужаса перед страшным мстителем преступления, старейшины послушались его повеления, обезглавили семьдесят потомков Ахава, сложили их головы в корзину и послали к Ииую в Изреель, а он велел сложить их у ворот города и затем обратился к изумленно смотрящему на этот страшный божественный суд народу с такими словами: «знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава; Господь сделал то, что изрек через раба Своего Илию» ( 4Цар.10:10 ). Затем, истребивши в Изреели всех родственников, священников языческих, всех вельмож и близких к дому Ахава ( 4Цар.10:11 ), Ииуй отправился в Самарию, главное седалище нечестия и идолослужения. На пути он встретил братьев Охозии, царя иудейского, которые, ничего не зная о судьбе своих израильских родственников, шли в Самарию навестить их; все они – числом сорок два – по распоряжению Ииуя были заколоты у колодца при Беф-Екеде ( 4Цар.10:14 ). Оставалось еще уничтожить главный очаг нечестия – Самарийский храм Ваала со всеми его служителями. Этой цели Ииуй достиг хитростью. Под предлогом, что «Ахав мало служил Ваалу, а Ииуй будет служить больше» ( 4Цар.10:18 ), он собрал всех пророков, священников и служителей Ваала в храме идола, который и «наполнился весь от края до края» ( 4Цар.10:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Verzhbo...

Источник: Книга пророка Иеремии и Плач Иеремии в русском переводе с греческого текста LXX, с введением и примечаниями. П. Юнгеров. — Казань: Центральная типография, 1910. — С. 168—172. Глава 4 Плч. 4 :1. Алеф. Как потускнело золото, изменилось лучшее серебро, разсыпаны камни святилища 94 на углах всех улиц! 95 Плч. 4 :2. Беф. Почтенные сыновья Сиона, одетые в чистое 96 золото, как они сравнялись с глиняною посудою, изделием рук горшечника! Плч. 4 :3. Гимель. Даже чудовища 97 обнажают сосцы и детенышей 98 их питают молоком, а дочери народа моего, напротив, как птица в пустыни 99 . Плч. 4 :4. Далеф. Язык грудного младенца прилипает к гортани его от жажды, младенцы просят хлеба, и никто куска не дает им. Плч. 4 :5. Ге. Евшие сладкое погибают на улицах, воспитанные на багрянице покрываются навозом. Плч. 4 :6. Вав. Беззаконие 100 дочери народа моего превышает беззаконие Содомы, ниспровергнутой мгновенно, (так что) не касались 101 ея руки. Плч. 4 :7. Заин. Назореи ея были чище снега, белее молока, были красны 102 оконечности 103 их, превосходнее камней сапфира 104 . Плч. 4 :8. Иф. (А теперь) темнее сажи стал вид их; не узнают их на улицах, кожа их прилипла к костям их, высохли, стали как дерево. Плч. 4 :9. Теф. Умерщвленные мечем счастливее умерших от голода, ибо эти истаевают от безплодности земли 105 . Плч. 4 :10. Иод. Руки мягкосердых жен варили детей своих, они были для них пищею во время гибели дщери народа моего. Плч. 4 :11. Коф. Проявил до конца 106 Господь гнев Свой, излил ярость гнева Своего, и возжег огонь в Сионе, который поел основания его. Плч. 4 :12. Ламед. Не верили цари земли и все живущие во вселенной, чтобы вошел враг и неприятель чрез ворота Иерусалима. Плч. 4 :13. Мем. (Все это) за грехи пророков 107 его и неправды священников его, которые среди его проливали кровь праведников 108 . Плч. 4 :14. Нун. Колебались 109 стражи 110 его на улицах, осквернялись кровию при безсилии своем, прикасались к одеждам своим 111 . Плч. 4 :15. Самех. «Отойдите от нечистых, скажите им: отойдите, отойдите, не прикасайтесь! Ибо они зажгли огонь и поколебались, говорите среди народов они не будут более жить (с ними)» 112 .

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Исх.1:9 .  и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; Исх.1:10 .  перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей]. Опасения фараона, что евреи, и без того уже превосходящие своей численностью и силой ( Пс. 104:24 ) туземцев Гесема – египтян, при дальнейшем своем размножении легко могут уйти из Египта, имели для себя основание в поведении их же самих. Как видно из свидетельства 1 кн. Паралипоменон о поражении двух сыновей Ефрема жителями Гефа ( 1Пар. 7:21 ) и о построении в Ханаане дочерью или внучкой того же Ефрема городов Беф-Орона и Уззен-Шееры ( 1Пар. 7:24 ), евреи за время жизни в Египте поддерживали сношения с Палестиной, пытались утвердиться в ней. Это тяготение к земле своих предков говорило о том, что евреи не слились с коренным населением Египта, а потому при первой возможности, при обычной в то время войне на восточной границе, легко могут оставить чуждую им страну. Исх.1:11 .  И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов, [и Он, иначе Илиополь]. Исх.1:12 .  Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых. Исх.1:13 .  И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам Исх.1:14 .  и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью. Боязнь удаления из Египта целого племени, представлявшего даровую рабочую силу, вызвала целый ряд мер, направленных к ограничению размножения евреев: «перехитрим же его, придумаем коварные меры («накал», – Пс. 104:25 ), чтобы он не размножался». Действовать открытой силой было нельзя как в виду отсутствия благовидного предлога, так и из опасения силы евреев. Первой из мер были тяжкие работы ( Втор. 26:6 , Пс. 79:7 ), придуманные фараоном.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кампания Феглафелласара III в дни Менаима в Израиле, прибл. 743 год до Р.Х., 4 Царств 15:17–20 Эта кампания не отмечена на карте. В анналах 3-го года правления Феглафелласара (742 г. до Р.Х.) сказано, что он воевал и получал дань от Рецина из Дамаска и Менаима из Израиля (ANET 282–283; Азария [Озия] из Иудеи тоже упомянут). Ассирийские анналы соответствуют библейскому описанию: Тогда пришёл Фул, царь ассирийский, на землю Израилеву. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей... И пошёл назад царь ассирийский и не остался там в земле ( 4Цар. 15:19–20 ). 1. Кампания 734 года до Р.Х.: Прибрежная равнина, Филистия и далее Эта кампания отмечена чёрно-жёлтой стрелкой от Финикии до Газы. В последующие три года Феглафелласар возобновил операции в Леванте. Начиная с 734 года, он воевал в прибрежных регионах Финикии и Филистии, приближаясь к Египту. Феглафелласар стремился выбить прибрежные страны из антисирийской коалиции (карта 7–3). Захватив Приморский путь, он получил стратегическое преимущество над Сирией и Израилем, а также отрезал Египет от вмешательства в его планы по отношению к Леванту. Во время археологических раскопок, проводившихся во дворце в Нимруде, был найден рельеф, изображающий атаку на укреплённые стены Газера с использованием стенобитного орудия (красный знак противостояния). Возможно, в это время Ахаз, царь Иудеи, вопреки совету пророка Исаии упросил Феглафелласара войти с ним в союз против Рецина из Дамаска и Факея, царя Израиля ( 4Цар. 16:5–7 ; Ис. 7:1–2 ; карта 7–3). 2. Кампания 733 года до Р.Х.: Галилея и Галаад, 4 Царств 15:27–30; 1 Паралипоменон 5:26 В 733 году до Р.Х. царь Феглафелласар продолжил укреплять контроль над Обетованной Землёй. Очевидно, решив оставить Дамаск на потом, он прошёл через долину Хула, – северные ворота Израиля, и взял Ион, Авел-Беф-Мааху, Кедес и Асор. Археологические раскопки в Асоре показали, насколько неудачными были строительные попытки израильтян противостать нападению. Ассирийское завоевание отмечает конец существования большого израильского поселения в Тель- Асоре. Затем Феглафелласар взял «Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову, и переселил их в Ассирию» ( 4Цар. 15:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Моисей дал Закон рабам, Господь дал Закон свободы. Лицо Моисея сияло, когда он сходил с горы, Иисус Христос сиял, преобразившись на Фаворе. Поэтому и апостолы прямо относили это пророчество ко Господу Иисусу Христу ( Деян. 3, 20–24 ). Это важно помнить, учитывая, что мусульмане ложно относят это пророчество к Мухаммеду. Окончив свои пророчества, Моисей благословил тех, кто исполняет Закон, и проклял того, кто разорвет Завет с Творцом. Эти благословения и проклятия оказались пророчествами, точно исполняющимися над еврейским народом и до сего дня ( Втор. 28–30 ). Произнеся эти предсказания, Моисей по повелению Бога поставил себе преемником Иисуса Навина и наконец изрек обличительную песню против отступников, которая звучит как предупреждение всем во все века ( Втор. 32 ). Она поется и в наших церквах каждый вторник Великого поста, и, основываясь на ней, написаны вторые песни канонов. Изрекши свои последние пророчества, Моисей благословляет все колена Израиля, предсказывая участь каждого из них ( Втор. 33 ), и, по слову Господа, поднимается на гору Нево, чтобы там увидеть ту землю, в которую он не сможет войти. Окинув взором образ будущей родины, Моисей, раб Господень, умер в возрасте 120 лет, по слову Господа. «И погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» ( Втор. 34, 6 ). Произошло это 1 адара (февраль – март). По преданию, отраженному в Послании апостола Иуды, диавол спорил с Архангелом Михаилом, покровителем еврейского народа, о теле Моисея, желая выдать его израильтянам, чтобы они сделали из него идола. Но Архистратиг сказал: «Да запретит тебе Господь» ( Иуд. 1, 9 ). Но на этом не завершилась судьба величайшего из ветхозаветных пророков. Он все же попал в Палестину, а произошло это в дни Христа Спасителя, когда Он воззвал его из ада и удостоил увидеть славу Божию лицом к Лицу. На Фаворе Моисей явился во славе и беседовал с Господом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» ( Лк. 9, 30–31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

На повторный вопрос Пилата: «итак Ты Царь?» (Ин. 18, 37) Иисус спокойно и со властью подтвердил Свое Царское звание: «ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18, 37). Прокуратор сказал Иисусу: «что есть истина?» (Ин. 18, 38). Слова эти не содержали никакого вопроса. Это была реплика неверующего, скептически настроенного человека. Пилата не интересовал ответ. Он вышел и сказал первосвященникам и народу: «я не нахожу никакой вины в этом человеке» (Лк. 23, 4). Но иудеи не собирались уступать. Они вновь попытались представить прокуратору проповедь Спасителя политически опасной: «Он возмущает народ, уча по всей Иудее, начиная от Галилеи до сего места» (Лк. 23, 5). При упоминании о той области, которая была в то время под властью тетрарха Ирода Антипы, Пилат сделал еще одну попытку уклониться от своих судебных обязанностей. Он принял неожиданное решение отправить Узника на суд Ирода, надеясь, что приговор вынесет Ирод. Ирод Антипа, второй сын Ирода Старшего от самарянки Малфаки, воспитанный в Риме, став по смерти отца (4 г. до Р. Х.) властителем Галилеи и Переи, своей политикой старался угодить императорам. Укрепив пограничную крепость Беф-Хоран, он назвал ее именем жены Августа Ливиадой. После смерти императора Августа Ирод Антипа переименовал этот же город в честь жены нового монарха Тиберия и назвал Юлиадой. Построив на берегу Геннисаретского озера новую столицу, он дал ей имя римского императора, назвав Тивериадой. Часто проповедуя в городах и весях близ Галилейского моря, Спаситель никогда не входил в Тивериаду. Когда Иисус Христос учил в Перее, к Нему пришли фарисеи и сказали: «выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя» (Лк. 13, 31). Из ответа Спасителя можно заключить, что тетрарх не хотел, чтобы в его областях находился Иисус, и послал к Нему фарисеев. Поэтому Иисус назвал Ирода «лисицей» (Лк. 13, 32). Расслабленный греховной похотью Ирод Антипа вступил в прелюбодейный брак с Иродиадой, дочерью своего сводного брата Аристовула (женой своего родного брата Филиппа).

http://pravoslavie.ru/3004.html

Нав 18.25 ). Оба упомянутые пророком города находились на Южной границе десятиколенного царства и принадлежали уже к южному царству. Называя именно Гиву и Раму, пророк хочет сказать, что неприятели дошли уже до южной границы царства, заняв всю его территорию. «Возглашайте в Беф-авене», слав. «проповедите в дому Онове»: имеется в виду Вефиль (ср. прим. к Ос 4.15 ). Слова «за тобою Вениамин» взяты, по-видимому, из Суд.5:14 . Смысл их не вполне ясен и передается различно. По мнению некоторых толкователей, пророк указывает приведенными словами на опасность, угрожающую Израилю от Вениамина; по мнению других, в словах содержится предостережение самому Вениамину (слова acharecha за тобою – считаются особой формой винит. пад. и передаются «берегись Вениамин») или же выражается мысль, что враги не только прошли десятиколенное царство, но и область Вениаминова колена, и находятся уже за (позади) Вениамином. Вместо слов «за тобою, Вениамин» в слав. «ужасеся Вениамин» εξστη В. Полагают, что вместо мазор. acharecha (за тобою) LXX читали jeherad от harad трепетать. Ос.5:9 . Ефрем сделает­ся пустынею в день нака­за­ния; между коленами Израилевыми Я воз­вестил это. «Ефрем» – не одно Колено Ефремово, а все десятиколенное царство. Ос.5:10 . Вожди Иудины стали подобны перед­вига­ю­щим межи: изолью на них гнев Мой, как воду. Ср. Втор 19.14, 27.17 . Пророк обвиняет вождей Иуды в нарушении закона, – частнее в том, что участвуя в идолослужении Израиля, они передвигали границы закона и уподоблялись захватывающим чужие участки. Ос.5:12 . И буду как моль для Ефрема и как червь для дома Иудина. Пророк хочет указать на неизбежность божественной кары. Различие слав. текста и рус. явилось в ст. 12 следствием того, что LXX выразили мысль подлинника иносказательно: «аз же яко мятеж (asch – моль) Ефремови, и яко остен ( κντρον – рожен, жало, евр. rapy – червь) дому Иудину». Ос.5:13 . И увидел Ефрем болезнь свою, и Иуда – свою рану, и по­шел Ефрем к Ассуру, и по­слал к царю Иареву; но он не может исцелить вас, и не излечит вас от раны.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010