Слова «[Вот разделение, какое сделал Моисей сынам израилевым... на супротив Иерихона]» отсутствуют в еврейском тексте, но читаются в списках перевода LXX и в славянской Библии. Они представляют, очевидно, заглавие к следующему затем разделению Восточно-Иорданской страны между двумя с половиной коленами и находились, по всей вероятности, в древнейшем еврейском тексте, которым пользовались LXX, как это допускают и некоторые из западнохристианских комментаторов 123 . Выражение «по племенам их» в древних греческих списках отсутствует. Нав.13:15 .  колену сынов Рувимовых по племенам их дал удел Моисей: Нав.13:16 .  пределом их был Ароер, который на берегу потока Арнона, и город, который среди потока, и вся равнина при Медеве, Нав.13:17 .  Есевон и все города его, которые на равнине, и Дивон, Вамоф-Ваали Беф-Ваал-Меон, См. Нав.12:1–2,13:9 . «Вамоф-Ваал» (высота Ваала) находился на восточной стороне Мертвого моря, близ северной его оконечности; он служил местом, с которого Валаам видел израильский стан, расположенный на Моавитской равнине, против Иерихона ( Чис.25:1 ); самое место его с точностью не установлено. Город «Беф-Ваал-Меон» (в славянской Библии «домы Веелмони») находился на северной стороне потока Зерка Маин, верстах в 6-ти от Медевы (см. Нав.13:9 ) на месте обширных необитаемых в настоящее время развалин, носящих название Маин. Нав.13:18 .  Иааца, Кедемоф и Мефааф, Место «Иаацы» (в славянской Библии «Иасса» согласно с Александрийским списком) не установлено; по Евсевию (под именем εσσα) этот город находился между Медевой и Дивус (Дивоном); некоторые 124 указывают на развалины Мугатель-ель-Гай на южной стороне Ароера, близ Арофа, как на место Иаацы. «Кедемоф» находился в пустыне, носившей его имя ( Втор.2:26 ), по верхнему течению Арнона ( Чис.21:13 ), «на краю сирско-аравийской пустыни», недалеко от дороги в Мекку 125 ; но с точностью место его не определено. Положение «Мефаафа», бывшего левитским городом ( Нав.21:37 ), а во времена римского владычества (по Евсевию: Μηφααθ) сторожевым пунктом, также неизвестно в настоящее время. Нав.13:19 .  Кириафаим, Сивма и Цереф-Шахар на горе Емек, «Кириафаим» находился, по Евсевию, в 10 римских милях (14 верст) от Медевы, в нынешнем Керейат, как называются развалины, на юг от горы Апарус и вади Зерка. Место «Сивмы», находившегося по указанию блаженного Иеронима (в толковании на кн. пророка Исаии 16:8) в 500 шагах от Есевона 126 , неизвестно в настоящее время. «Цереф-Шахар» (в славянской Библии «Сарф и Сиор», согласно с Александрийским списком) «на горе Емек» (в славянской Библии «Енак», согласно с Александрийским списком) указывается некоторыми на месте развалин Цара, к востоку от Мертвого моря, на юг от вади Зерка Мален.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ст. 8. ...И сказал Ииуй, получив из Самарии в корзинах головы казненных сыновей Ахавовых: разложите их на две груды у входа в ворота (Изрееля), до утра... В этом распоряжении наглядно выступает жестокая и мстительная сторона сурового нрава Ииуева. Мало было ему погубить племя царское; ему нужно было еще устроить страшное зрелище для народа из голов казненных! Ст. 9. …Поутру он (Ииуй) вышел,… и сказал всему народу: вы невиновны... Ужасной картиной отрубленных голов Ииуй, в одно и то же время, хочет и потрясти народ, чтобы расположить его к безусловной покорности себе, и, в то же время, успокоить общественную совесть в измене прежнему царскому дому. Это видно, особенно, из дальнейших слов Ииуя. ...Вот, я восстал против государя моего (Иорама), и умертвил его; а их всех кто убил?.. Т. е., смотрите, – самые приближенные и преданные дому Ахава поспешили избить детей его, лишь только я объявил себя противником этого дома. Значит, не есть ли все это дело, скорее, дело рук Божиих, чем результат народного восстания или измены?! Ст. 10. …Знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое Он изрек о доме Ахава.... через раба своего Илию 600 … Как ни силился Ииуй прикрыть свою жестокость волей Божией, однако же, она остается на полной его ответственности. Хотя он и был, действительно, орудием гнева Божия на дом Ахавов, но из этого еще не следует, чтобы все его поступки надлежало усвоять непосредственно воле Божией. Проявления злой и честолюбивой воли Ииуя Господь только поправляет к Своим невидимым целям, между тем, как зло остается все-таки злом, ответственным для его совершителя 601 . Таким образом, жестокости и вероломство Ииуевы 602 отнюдь не были внушением Божиим, а плодом личных страстей и честолюбия Ииуя, стремившегося как можно прочнее укрепить за собою престол Ахавов поголовным истреблением его дома. Ст. 12–14. …Находясь на пути при Беф-Екеде пастушеском, встретил Ииуй братьев Охозии, царя Иудейского... И взяли их живых, и закололи их – сорок два человека... Беф-Екед буквально с еврейского значит дом перевязок, или дом уз. Название пастушеского указывает на цель и назначение этого дома, или урочища. Туда пастухи иригоняли своих овец и связывали их для стрижки шерсти. Что касается братьев Охозии, о которых здесь говорится, то слово брат, очевидно, употреблено здесь не в собственном смысле, а в значении родственника, вообще, ибо родные братья Охозии еще прежде того были истреблены, при нашествии на Иудею Филистимлян и Аравитян 603 . Родственников же Охозии, истребленных Ииуем при описываемом случае, 2-я книга Паралипоменон называет прямо – сыновьями братьев Охозии 604 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

[Я говорю]: слово царское храни, и [это] ради клятвы пред Богом ( Еккл. 8:2 ) Вот ещё какую мудрость я видел под солнцем, и она показалась мне важною: город небольшой, и людей в нём немного; к нему подступил великий царь и обложил его и произвёл против него большие осадные работы; но в нём нашёлся мудрый бедняк, и он спас своею мудростью этот город; и однако же никто не вспоминал об этом бедном человеке. И сказал я: мудрость лучше силы, и однако же мудрость бедняка пренебрегается, и слов его не слушают ( Еккл. 9:13–16 ). Горе тебе, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано! Благо тебе, земля, когда царь у тебя и благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения! ( Еккл. 10:16–17 ) Наибольшие дискуссии в среде библеистов вызвал текст Еккл. 4:13–16 , где упоминается старый царь и юноша, занимающий его место. Грэтц, Хитциг, Делич, Хаупт, Бартон, Леви, Шунк предлагали следующие кандидатуры, которые могли бы послужить прототипом для этих рассуждений. – Ирод Великий и Александр – Ония и Птолемей V – Астиаг (Иштиагу) и Кир II Великий – Антиох IV и Александр I Валас – Птолемей IV и Птолемей V – Птолемей III и Селевк II – Антиох II и Селевк II Текст Еккл. 8:2 считается наиболее выражающим время правления Птолемеев и Селевкидов (Хертцберг, Лоуфинк). Осаду небольшого города в Еккл. 9:13–16 относят к различным городам, таким, как Дор, Авел-Беф-Мааха, Беф-Цур, Сиракузы. В тексте Еккл. 10:16–17 видят Птолемея V в качестве благородного и ответственного князя (Хитциг, Плюмтр (Plumtre), Райт, Хаупт, Фридлендер, Селлин). Легко видеть, что перечисленные выше исследователи относят время создания книги к эпохе Макккавеев. Находятся и те, кто возражает против этого. Например, Баумгартнер, Гордис, Лоадер не видят в книге свидетельств, указывающих на мятежные настроения маккавейской эпохи, а потому относят датировку книги к более ранним временам. Ещё одним аргументом является «утомлённость» философа-Когелета. Рассуждают так: к такому состоянию философа привело разорение государства и невозможность для традиционной мудрости объяснить этот факт. Ряд исследователей поэтому относят время создания книги к послепленному периоду (Айсфельдт, Передсен, Форман (1958), Лауха (1954)). Им возражает Креншо (1980), который находит скептическое настроение в произведениях допленного периода. Кроме того, можно указать ещё и на то, что скептическое настроение свойственно не только отдельной эпохе, но и отдельному человеку. Если учесть, что Соломон писал своё произведение в старческом возрасте, то этим вполне объясняется его скептицизм и утомлённость жизнью.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

1Пар.4:9 .  Иавис был знаменитее своих братьев. Мать дала ему имя Иавис, сказав: я родила его с болезнью. Судя потому, что имя Иавис соединяется с предшествующими именами частицею «и», его обладателя можно считать за потомка Коца, а упоминаемый в ( 1Пар.2:55 ) город того же имени – делом его рук. Отсюда же вытекает предположение о родстве Иависа и лиц ст. 8 с Шовалом. Имя Иавис – «сын мук», данное ребенку сообразно с восклицанием матери при его рождении, напоминает аналогичные восклицания женщин патриархального периода ( Быт.4:25,19:37,29:32,35 ). 1Пар.4:11 .  Хелув же, брат Шухи, родил Махира; он есть отец Ештона. 1Пар.4:12 .  Ештон родил Беф-Рафу, Пасеаха и Техинну, отца города Нааса [брата Селома Кенезиина и Ахазова]; это жители Рехи. Имя местности – Реха, ее положение, а равно и имена живущих в ней поколений нигде более не встречаются. Несомненно одно, что «Хелув, брат Шухи» не может быть отожествляем с Халевом-Хелувом ( 1Пар.2:9 ). 1Пар.4:13 .  Сыновья Кеназа: Гофониил и Сераия. Сын Гофониила: Хафаф. 1Пар.4:14 .  Меонофай родил Офру, а Сераия родил Иоава, родоначальника долины плотников, потому что они были плотники. Стихи 13–14: потомки Кеназа. В ( Суд.1:13 ) Кеназ называется «младшим братом» Халева, сына Иефонниина, известного соглядатая и современника Моисея. И так как Халев принадлежал к линии Есрома (см. комментарий к ( 1Пар.2:49 )), то, очевидно, из того же поколения происходил и его брат. Гофониил, сын Кеназа, – племянник и вместе с тем зять Халева ( Суд.1:12–13 ), первый судья израильский ( Суд.3:9–10 ). Имя второго сына Кеназа встречается только здесь; во времена Зоровавеля оно присваивается одному возвратившемуся из плена еврею ( 1Езд.2:2 ). 1Пар.4:14 .  Меонофай родил Офру, а Сераия родил Иоава, родоначальника долины плотников, потому что они были плотники. Хотя имя Меонофай не соединяется с предшествующим «Хафаф» частицею «и», но стоящее перед первым еврейское выражение «benei» (сыны) дает право считать обоих лиц сыновьями Гофониила; ни тот ни другой, впрочем, нигде более не упоминаются. Офра не может быть отожествляем с городом Офрою колена Вениаминов ( Нав.18:23 ; 1Цар.13:17 ) и Манассиина ( Суд.6:11 ). Название «долина плотников», родоначальником населения которой является Иоав, встречается в ( Неем.11:35 ) для обозначения лежавшей в северном направлении от Иерусалима местности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

24–31). По сему повелению Господню, Евреи победили Сигона, истребили весь народ его, взяли в добычу скот и имение и заняли все города его от Ароира на потоке Арноне до гор Галаада (ст. 32–37). После этого по повелению Господа и при Его помощи победили Евреи Ога, царя Васанского, и взяли все города его, а города были укреплены высокими стенами, воротами и запорами; сам царь Ог был исполин из рода Рефаимов, и одр у него был железный длиною в 10 локтей и шириною в 4 локтя (гл.3:1–11). Отдавши завоеванные земли коленам Рувимову и Гадову и полуколену Манассиину, Моисей просил милости у Господа: «дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом»; но Господь приказам ему готовиться к смерти и передать Иисусу Навину водительство народом (ст. 12–29). В виду этой кончины и в виду вступления Евреев в ту прекрасную землю, землю обетования, Моисей обращается к народу с горячим увещанием соблюдать заповеди Господа, которые теперь он будет сообщать Евреям, «не прибавлять к заповеданному, и не убавлять от того»; предостерегает от забвения чудесных дел Божиих, которых они были свидетелями, особенно от забвения синайского великого богоявления и синайского завета, и в конце речи говорит: «храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты много времени пробыл на той земле, которую Господь Бог твой, дает тебе навсегда» (гл.4:1–40). После этой речи Моисей назначил три города убежища за Иорданом: Бецер в колене Рувимовом, Рамоф в колене Гадовом и Голан в колене Манассиином (ст. 41–43). 2. Приступом ко второй речи Моисея служит указание, что содержащиеся в ней «закон, повеления, постановления и уставы», произнесены Моисеем за Иорданом на долине против Беф-Фегора (ст. 44–49). В этой второй речи Моисея (rл.V–XXVI) содержится: а) повторение заповедей десятословия, объяснение их значения и увещание к исполнению их (rл.V–XI). – Моисей приглашает Израильтян «выучить» заповеди десятословия, потому что они составляют сущность завета, заключенного с ними Богом на Хориве, и, повторивши эти заповеди (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

2 . Он восходит к Баиту и Дивону, восходит на высоты, чтобы плакать; Моав рыдает над Нево и Медевою; у всех их острижены головы, у всех обриты бороды. Баит не известен, но по мнению некоторых комментаторов здесь надо разуметь 761 Бет-Давлафаим, он же Алмон Дивлафаим книги Чucл XXXIII, 46 . Мы видим еще, что в кн. Нав. 13высоты, на которых стояли кумиры, носившие имена Вамоф-Ваал, Беф-Ваал, упоминаются вместе с Дивоном, и потому очень может быть, что здесь слово Баит то же слово Бет, т. е. дом, означает одно из капищ, находящихся на высотах близь Дивона, к которому „он“, т. е. Моав восходит(бежит), спасаясь от Ассириян и рыдая об своем несчастий. В кн. Чис. 21мы находим соединенными, как и здесь у Исаии пророка, два имени Дивона и Медевы. Города эти, по всей вероятности, лежали недалеко один от другого, и может быть были соединены общими интересами или владением общих угодьев. Ноф нам неизвестен. Но заметим, что Вульгата пишет Nabo 762 , западные пишут Nebo, и некоторые комментаторы отожествляют эту местность с горой, на которой скончался Моисей, предполагая между прочим, что в пророчестве Исаии рисуется бегство Моава во все стороны на все ближайшие горы и высоты. Плач и горе восточных, как мы знаем, выражаются образно в стрижке и обритии волос 763 и в налагаемом на себя вретище. 3 . На улицах его препоясываются вретищем; на кровлях его и площадях его все рыдает, утопает в слезах. 4 . И вопит Есевон и Елеала; голос их слышится до самой Иаацы; за ними и воины Моава рыдают; душа его возмущена в нем. Общее отчаяние овладевает страною, обреченною на разорение. Жители бегут из крепостей на высоты; в других городах с ужасом ожидают приближения безжалостного неприятеля. Об Есевоне ср. Нав. 13с Чис. 21:26 764 . Ныне близь развалин Есевона лежит селение Хюсбан, как указывает путешественник Зеецен: оно находится верстах в 20 на восток от Иордана на одной параллели с крайним северным пунктом Мертвого Моря (31°, 45» сев. ш.). В Чис. 32Елеале названо Елале (хотя в ст. 37 Елеале). Этот город, во время занятия заиорданской страны, выстроен был заново, или заново укреплен сынами Рувима. В 1854 г. обширные развалины близь Есевона отожествлены были с Елеале Зееценом; Арабы называют их Ель-Аал. Об г. Яааце см. Чис. 21и Втор. 2:32 . (О значении Ассура, как орудия гнева Божия, см. выше главы Ис. 10:5–32, 14:5–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

2Езд.5:15 сынов Атира от Езекии девяносто два; сынов Килана и Азинана шестьдесят семь; сынов Азара четыреста тридцать два; 15–17. Ст. 15–39 в сир. тексте нет. Сынов Атира по 1 Езд и по Heeм VII,21 было 98. Вместо имен Килана, Азинана, Анниса, Ароима, Вассая, Арсифуриса и Ветируса в 1Eзд II,17–20 и в Heeм VII,22–24 стоят совершенно иные имена. 2Езд.5:16 сынов Анниса сто один; сынов Арома тридцать два; сынов Вассая триста двадцать три; сынов Арсифурифа сто два; 2Езд.5:17 сынов Ветируса три тысячи пять; сынов Вефломонских сто двадцать три; 17 . Сынов Вефломонских: по 1Eзд II,21 и по Heeм VII,26 уроженцев или жителей Вифлеема. 2Езд.5:18 из Нетофаса пятьдесят пять; из Анафофа сто пятьдесят восемь; из Вефасмона сорок два; 18 . Из Нетофы по 1Eзд II,22 было 56 человек, а по Heeм VII,26 – 65 . Из Вефасмона по 1Eзд II,24 и Heeм VII,28 из Беф-Азмавефа. 2Езд.5:19 из Кариафири двадцать пять; из Кафира и Вирога семьсот сорок три; 19 . Кариафири – Кариафарим. Число жителей города в 1Eзд II,25 ; Heeм VII, 29 не указано. Вирог, или по другим рукоп. Βηρθ ­ Беероф 1Eзд II,25 ; Heeм VII,29 . 2Езд.5:20 Хадиасеев и Аммидеев четыреста двадцать два; из Кирама и Гаввиса шестьсот двадцать один; 20 . Слов первой половины ст. 20-го нет в 1 Езд и Неем. Под хадиасеями разумеют жителей Кедеша ( Hab XV:23 ), под аммидеями жителей Хумта ( Hab XV:54 ). – Кирам, вероятно, – Рама; Гаввис – Гева. 2Езд.5:21 из Макалона сто двадцать два; из Ветолия пятьдесят два; сынов Нифиса сто пятьдесят шесть; 21 . Маккалон – Михмас. Ветолий – Вефиль. Нифис – Нево. По 1Eзд II,29 и Heeм VII,33 , уроженцев Нево было 52 (а не 152). 2Езд.5:22 сынов Каламолала и Онуса семьсот двадцать пять; сынов Иереха двести сорок пять; 22 . О сынах Каламолала и Онуса в 1 Езд и Неем не упоминается. Сынов Иереха: вероятно, имеются в виду уроженцы Иерихона. Вместо цифры 245 лучшие рукоп. читают 345, как в 1Eзд II,34 и Heeм VII,36 . 2Езд.5:23 сынов Санааса три тысячи триста один. 23 . Санас – Сенаа 1Eзд II,35 и Heeм VII,38 . Вместо цифры 3301 большинство рукоп. читает 3330. По 1 Езд уроженцев Сенаи было 3630, а по Неем 3930 . О городе, имевшем стольких представителей, однако, ничего неизвестно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4Цар.10:20 ) последнему (ibid. 119–120). – Затем довольно близкое сходство существует между Библией и ассирийскими надписями в повествовании о походе Феглаффелласара на царство израильское и другие, соседние с ним. В 4 кн. Царств 15:29–30 рассказывается, что «во дни Факея, царя израильского, пришел Феглаффелласар, царь ассирийский, и взял Ион, Авел-беф-Мааху, и Ианох, и Кедес, и Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Неффалимову (ср. Ис.9:1 ), и переселил их в Ассирию. И составил заговор Осия, сын Илы, против Фекея, сына Ремалиина, и поразил его, и умертвил его, и воцарился вместо него». Об этом событии рассказывает (См. Keilinschriften. 145 и дал.) и Феглаффелласар в своих надписях: «город Gaal (ад=Галаад?),... Abel – (Beth-Maacha?),... которые вверху (по сию сторону?) страны дома Амврия (Самарии)... страну дома Амврия далекую.... ее знатнейших жителей вместе с их имуществом отправил я в Ассирию. Факея, царя их, они умертвили. Осию поставил я над ними»... В 4Цар.16 гл. говорится, что к Феглаффелласару обращался за помощью Ахаз, который просил у Феглаффелласара защиты (ср. Ис.10:20 ) от союзных царей Рецина сирийского и Факея, сына Ремалиина, царя израильского (ср. Исаии 7 гл.). А в 2Пар.28:20 делается замечание, что «Феглаффелласар был в тягость Ахазу и не помог ему, потому что ограбил Ахаз дом Господень, и дом царский, и князей и отдал царю ассирийскому» (Ср. 4Цар.18:7 ; Ис.10:27; 14:25 ); уже Езекия перестал «служить» царю ассирийскому ( 4Цар.18:7 ), т. е. платить дань, наложенную на Ахаза. Но все-таки Феглаффелласар избавил Ахаза от царя сирийского, он пошел в Дамаск и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил ( 4Цар.16:9 ). В ассирийских надписях встречается указание как на то, что Ахаз платил дань Феглаффелласару (Keilinschr. Schrader 147 u. w.), так и на поход последнего против Дамаска – умерщвление Рецина, переселение жителей, разрушение городов (ibid. 153; ср. Ис.17:1 ). Упоминается даже о сыне Тавеилове, которого цари сирийский и израильский хотели воцарить вместо Ахаза ( Ис.7:6 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Беероф , отечественный город Вааны и Рихава, предводителей войска Иевосфеева. Они вошли в дом Иевосфея, когда он спал, отрубили ему голову, отнесли ее к Давиду в Хеврон и сказали: «Вот голова Иевосфея, сына Саулова, врага твоего, который искал души твоей». Давид приказал убить их, отрубить им руки и ноги и повесить над прудом в Хевроне ( 2Цар.4 ). Гаваон , город, принадлежавший во время Иисуса Навина Аморреям. Гаваонитяне владели городами: Кефирою, Беерофом и Кириафиаримом ( Нав.9:17 ). После разрушения Иерихона и Гая, Гаваонитяне, посредством хитрости, вступили в союз с Израильтянами ( Нав.9:4–15 ). Когда хитрость их обнаружилась, Израильтяне, чтобы сдержать свою клятву, оставили их в живых, но заставили их рубить дрова и черпать воду для всего общества и для жертвенника Господня ( Нав.9:21 ). Гаваон был отдан левитам, потомкам Каафовым ( Нав.21:17 ), и в нем долгое время находилась скиния Господня ( 2Пар.1:3 ). В Гаваоне Бог ночью явился Соломону и сказал: «Проси, что Мне дать тебе?» Соломон просил у Бога мудрости ( 2Цар.1:7–10 ; 3Цар.3:4–9 ). Беф-Авен , город, около которого собрались Филистимляне, чтобы сразиться с Израильтянами. Последние пришли в такой ужас, что попрятались в ущельях гор. Один Ионафан, сын Саулов, не поддался страху, вышел против врагов со своим оруженосцем и произвел такое смятение в лагере их, что они обратились в бегство ( 1Цар.14:12–13, 23 ). Аиалон , город, первоначально отданный колену Данову ( Нав.19:42 ), в котором он был левитским городом ( Нав.21:24 ). Близ этого города была долина Аиалонская, над которой Иисус Навин повелел остановиться луне, чтобы дать время Израильтянам докончить поражение армии царей Аморрейских ( Нав.10:1–24 ). Вефиль ; этот город прежде назывался Лузом. Иаков, убегая от гнева Исава, имел на этом месте видение, в котором Бог обещал ему умножить потомство его, как песок морской, и дать его потомкам землю, в которой он находился. Иаков, проснувшись, воздал благодарение Господу «и нарек имя месту тому Вефиль (Дом Божий), а прежнее имя того города было: Луз» ( Быт.28:19 ). Иеровоам поставил в Вефиле золотого тельца ( 3Цар.12:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Бесспорно лишь то, что деление страны на округа, во главе которых стояли они, не совпадало с коленным делением, а было чисто административными делением, обусловливавшимся степенью плодородия известных местностей. Округа и их начальники перечисляются (ст. 8–19), вероятно, в порядке времени доставления ими провианта ко двору, а не в географическом порядке местностей. Всех приставников, как и округов, было 12 – по числу месяцев года: каждый отправлял службу в указанный ему месяц. Из приставников пять названы не по именам, а по отчествам: последний обычай, распространенный у арабов, не чужд был и евреям («сын Иессея» – Давид ( 1Цар.20:27,30,22:7,9 ); «сын Тимеев» – Вартимей ( Мк.10:46 ) ). Вульг. и русский перев, оставляют без перевода евр. бен, греко-слав. ις, «сын». Из того, что двое из приставников – Бен-Авинадав (ст. 11) и Ахимаас (ст. 15) были зятьями Соломона – женаты на его дочерях, заключают, что перечень их относится к середине царствования Соломона. 3Цар.4:8 .  Вот имена их: Бен-Хур – на горе Ефремовой; «Гора Ефремова» ( Нав.17:15,19:50 ; Суд.7:24,19:16 ) – одна из плодороднейших местностей западной Палестины, лежавшая почти посередине ее ( Иер.50:19 ). В переводе LXX и в славянском тексте в конце стиха имеют прибавку ες, «един». 3Цар.4:9 .  Бен-Декер – в Макаце и в Шаалбиме, в Вефсамисе и в Елоне и в Беф-Ханане; Шаалбим и др., упомянутые здесь местности, лежали в колене Дановом ( Нав.19:42–43,21:16 ). (См. Onomastic. 663). Вефсамис – левитский город в Иудином колене ( Нав.15:10 ), близ филистимской границы ( 1Цар.6:9–12 ), теперь Ain-Sems. 3Цар.4:10 .  Бен-Хесед – в Арюбофе; ему же принадлежал Соко и вся земля Хефер; Арюбоф – нигде еще не встречается в Библии, но, вероятно, как и Сохо ( Нав.15:48–49 ), и Хефер ( Нав.12:17 ), Οφερ, Epher., слав. «земля Оферова», – на юге Иудина колена. 3Цар.4:11 .  Бен-Авинадав – над всем Нафаф-Дором; Тафафь, дочь Соломона, была его женою; Нафаф-Дор ( Нав.11:2,12:23 ), назначенный в удел Манассиину колену ( Нав.17:11 ), но не занятым им (ibid.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010