В ветхозаветной истории не упоминается селений и местечек с такими названиями, которые бы находились по ту сторону Иордана, напротив Иерихона. Но Вифаварой могли называть не только существующую здесь переправу с одного берега на другой в виде плота или какого-то судна (2 Цар 19:17), но переход сынов Израилевых в Землю Обетованную из “дома угнетения”, когда ковчег завета Господня чудесным образом рассек воды Иордана: вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама (Нав 3:16). От Мертвого моря, куда “ушла и иссякла” текущая в него вода, до города Адама было около сорока километров. И народ переходил против Иерихона (Нав 3:17). Иордан был последней преградой на сорокалетнем пути переселения избранного народа из “Вифа­нии” в Землю Обетованную. И отправились сыны Израилевы, и остановились на равнинах Моава, при Иордане, против Иерихона (Чис 22:1). Здесь, в Иорданской пустыне, они стояли станом около двух лет. На этом месте происходило “исчисление” всего общества сынов Израилевых, отсюда ходили они войной на мадианитян и возвращались сюда с пленными и всей добычей. Здесь прозвучал глас Моисея: Слушай, Израиль! (Втор 6:4); Слушай постановления и законы (Втор 4:1). И слушали все израильтяне Второзаконие; и чтобы услышанное было свидетельством против них и их дальнейшей жизни на Святой Земле, Моисей вписал в книгу все слова закона сего до конца и отдал ее левитам, носившим ковчег завета Господня, и положили ее одесную ковчега (Втор 31:24,26). Здесь же, у Иордана близ Иерихона, и умер Моисей в возрасте 120 лет, и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:6). Святитель Василий Великий, говоря о прообразовании как выражении “ожидаемого в уподоблении, которым назнаменательно предуказуется будущее”, пишет: “повествуемое об изведении Израиля служит указанием на спасаемых крещением” 13 . А святитель Кирилл Александрийский в “искусных объяснениях” пятикнижия Моисея, в главе “О рождении Моисея” представляет написанное о Моисее как “образ в предызображении спасения, совершенного через Христа” 14 . В том, что младенец Моисей был найден дочерью фараона у берега реки, святитель Кирилл видит образ Крещения.

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Во время молитвы на этой горе просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 2), а затем явились пророки Божии Моисей и Илия и беседовали со Христом. Проснувшиеся апостолы именно через содержание беседы поняли, с кем общается их Учитель. Пророки Божии Моисей и Илия — что объединяет их, кроме пламенной веры и служения Истинному Богу? Святитель Иоанн Златоуст говорит нам, что они «оба были люди простые, и притом один был косноязычен и худогласен, а другой вел жизнь суровую. Оба отличались нестяжательностью, потому что ни у Моисея ничего не было, ни Илия ничего не имел, кроме милоти». Обоим часто приходилось при земной жизни по гласу Божию восходить горе, то есть наверх — на вершины гор, а после смерти также на горе — но не Кармиле и не Синае, а на «Горе Божией, горе тучной, горе усыренной» — предстать одесную и ошуюю явившегося во славе Господа. Один из них с горы Кармиловой вознесен на небо огненной колесницей, и верим, что придет еще в последнюю годину обличить лукавство диавольское и безумие человеческое, второй же взошел с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана (Втор. 34, 1). Там он и умер, и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает [места] погребения его даже до сего дня (Втор. 34, 6).Так что мы не можем с вами поклониться гробницам и мощам ни Моисея, ни пророка Илии. Но самое важное сходство этих дивных мужей открывают нам читанные вчера паремии. Моисей в земной жизни своей хоть и беседовал с Господом лицом к лицу, но не видел образа его, а только в каменной расщелине горы Синайской видел сзади прохождение Его. Илия Фесвитянин узрел также Господа, но как мимоидущего, видел Господа в гласе хлада тонка (3 Цар.19, 11), то есть в легком дуновении, мы же, как и апостолы Петр, Иоанн и Иаков, можем в своем телесном состоянии узреть Славу Господа. Узреть ее и сравнить со своим состоянием, почувствовать не только свою нечистоту и скверну, но вспомнить о своем призвании — призвании творению из праха земного уподобиться своему Предвечному Творцу.

http://pravoslavie.ru/105857.html

Всякое давление на Церковь с целью скорейшего признания исследуемых останков царскими, следует считать косвенным доказательством неподлинности этих останков, непринадлежности их к святым благодатным мощам. А намерения тех, кто оказывает такое давление - антицерковными и провокационными. У Церкви нет цели непременно и поскорее признать эти останки святыми мощами. Церковь уже прославила Святых Царственных Страстотерпцев и молится им во всяких нуждах. Конечно, великое утешение для Церкви иметь мощи святых. Но есть множество примеров святых, мощи которых Бог не изволил явить Церкви. Пожалуй, первым таким примером можно считать сокрытие Богом места погребения пророка Моисея, для того, чтобы тело его не стало предметом суеверного обожествления и идолопоклонства израильского народа. «И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню и погребён на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор. 34, 6). Церковь воспевает в акафисте Святого Архистратига Божия Михаила за то, что он «провидя козни духа тьмы, воспретил еси ему именем Божиим, да не дерзнет сокровенное тело почившаго вождя Израилева Моисеа явити ко обожению чувственным сыновом Израилевым» (Икос 11). О возможном соблазне суеверия в отношении тела пророка Моисея говорит и Священное Писание: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: " да запретит тебе Господь " » (Иуд. 1, 9). В нашем народе сегодня встречаются настроения, которые принято называть «ересью царебожия» . Не для того ли сокрыл Бог от нас останки Святых Царственных Страстотерпцев, чтобы избавить нас от соблазна неправильного к ним отношения? Может быть, для того, чтобы они нам были явлены, нужно потрудиться над тем, чтобы в народе нашем воспитано было правильное отношение к Царю-Страстотерпцу и, вообще, к помазанникам Божиим? Многие в нашем нынешнем обществе придерживаются крайних точек зрения в отношении Николая II. С одной стороны - хула и клевета, с другой стороны - попытки заменить Христа Царственной особой. И то, и другое - недолжное отношение к Царю.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/11/...

– Вт., XXXIII, 20; ««Благословен распространивший Гада». Сим указуется на Еммануила, Который через Апостолов отверз вход в царство евангельского учения и расширил оный. «Он покоится как лев и сокрушает и мышцу, и голову». Мышцею именуется область демонов, а главою – диавол, которые сокрушены» 654 . – Втор, XXXIII, 22: ««Дан.., молодой лев», есть Еммануил, Который языческие народы, бывшие дотоле младенцами в духовном смысле, освободил от греха, возлёг, и из ада извлёк души святых подобно тому, как львёнок высасывает молоко у львицы» 655 . – Вт., XXXIII, 23: «Неффалим изображает собою достигших совершенства по благодати Еммануила, Которые есть благоволение Отца Небесного. «Море и юг во владении его». Наследие на запад есть Христос. О Нём взывает пророк, говоря: «воспойте Восшедшему на запады, Господь имя Ему» ( Nc. LXVII, 5 ), Наследие же на юге есть также Христос, разделяющий обители святым в царстве Своём» 656 . – Втор., XXXIII, 34: «Об Асире сказал:... он будет любим братьями своими, и окунёт в елей ногу свою». «Елей (иносказательно) означает причастие Духа; нога же – делание правды» 657 . Когда Моисей окончил свою беседу с народом, в тот же день получил повеление взойти на возвышенность Аварим, па гору Навав (Нево). Там Господь дал ему увидеть всю землю, которую Он назначил во владение Своему избранному народу. Посмотревши на неё, Моисей умер ста двадцати лет. Тело его погребено было в Моавитской земле на долине против Беф-Фегора. Место могилы его осталось неизвестным 658 . Архангел Михаил, покровитель Еврейского народа, вступивший в прение с сатаною касательно тела Моисеева (Иуд, IX), не дозволил устроить пышного погребения, дабы Израильтяне, склонные к идолопоклонству, не воздали Моисею божеского поклонения 659 . «Обоготворявшие неодушевлённые вещи и изображение тельца наименовавшие богом, очевидно, тем паче воздали бы, как Богу, поклонение тому, кто был для них служителем толиких благ. Посему-то премудро правящий нами Бог гроб Монсеев и соделал неизвестным» 660 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Гедеон попросил ефремлян (синие стрелки) отрезать переправу через Иордан близ Беф-Вары (Адам?), чтобы не дать мадианитянам убежать на юг через Иорданский разлом. Ефремляне убили двух князей мадиамских (Орива и Зива, «ворона» и «волка»). Положение Ефрема как ведущего колена обнаруживается в их жалобе Гедеону о том, что их не позвали на войну раньше. В погоне за остатками мадианитянской армии Гедеон и его триста воинов перешли через Иордан. Река Иавок возле Сокхофа и Пенуэла служит своеобразным входом из Иорданской долины в горы Галаада. Жители Сокхофа и Пенуэла (израильтяне из колена Гада!) отказались помочь Гедеону. За два столетия после завоеваний под руководством Иисуса Навина политическое размежевание усилилось. Сыны Гадовы не верили, что победа будет за Гедеоном – и боялись возмездия мадианитян. В конце, когда Гедеон вернётся с победой, он отплатит им за недружелюбие, разрушив башню в Пенуэле и наказав старейшин Сокхофа зубчатыми молотильными досками. Гедеон догнал мадианитян в Каркоре, в 100 км на восток от Мёртвого моря. И хотя вражеская коалиция потеряла 120 из 135 тысяч воинов, числом они всё ещё значительно превосходили 300 воинов Гедеона ( Суд. 8:10 ). Но Господь спас через немногих. Гедеон обратил войска мадианитян в бегство и взял в плен мадианитян- ских царей Зевея и Салмана. Избавление от хананейских и мадиамских угнетателей в долине Изреель, отмеченное на картах 4–5 и 4–6, упоминается позже в Писании: Сделай им то же, что Мадиаму, что Сисаре, что ] Иавину у потока Киссон, которые истреблены в Аэндоре, сделались навозом для земли. Поступи с ними, с князьями их, как с Оривом и Зивом и со всеми вождями их, как с Зевеем и Салманом, которые говорили: «Возьмём себе во владение селения Божьи» ( Пс. 82:10–12 ). Пророк Исаия вспоминал о победе Гедеона, когда предсказывал, что Господь покончит с ассирийским гнётом Иуды, «как во время поражения Мадиама у скалы Орива» ( Ис. 9:4; 10:26 ). Исаия также смотрел в будущее, когда мадианитяне придут с множеством верблюдов не угнетать Израиль, а поклониться Богу Израиля ( Ис. 60:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Давид возвращается в Иерусалим; и те, которые его преследовали, и те, кто примыкали к Авессалому, стараются с ним помириться и получить прощение. Тем не менее царствование Давида продолжает быть беспокойным. После победы над Авессаломом первыми Давида призвали вернуться в Иерусалим представители колена Иудина. Они же и встретили его у Иордана. Это вызвало недовольство и беспокойство прочих израильтян, чем воспользовался некий Савей из колена Вениаминова. Он пытается отделить колена Израильские от Иудеи и устраивает восстание, возгласив: «Нет нам части в Давиде, и нет нам доли в сыне Иессеевом; все по шатрам своим, Израильтяне!» ( 2Цар. 20:1 ). Давид после убийства Авессалома был огорчен и оскорблен действиями Иоава. Поэтому во главе войска, которое посылается против Савея, он ставит другого человека – Амессая ( 2Цар. 20:4 ). Однако Иоав, узнав об этом, догоняет Амессая, убивает его и сам возглавляет погоню ( 2Цар. 20:10 ). Это еще одно деяние Иоава, которое показывает, насколько тот заботился о своем собственном положении при дворе царя. Ради этого он не останавливался перед убийствами, которые совершал хладнокровно, расчетливо и коварно. Как в случае с Авениром ( 2Цар. 3:27 ), так и в случае с Амессаем. Иоав осадил Савея в Авеле-Беф-Маахе. Жители, увидев, что город может быть взят и разрушен, отсекли Савею голову и отдали Иоаву ( 2Цар. 20:15–22 ). 14.9. Перепись народа В самые последние годы своего правления Давид неожиданно для своих приближенных решает устроить перепись населения. Иоав возражал: «Господь Бог твой да умножит столько народа, сколько есть, и еще во сто раз столько, а очи господина моего царя да увидят это; но для чего господин мой царь желает этого дела?» ( 2Цар. 24:3 ). Для чего, собственно, переписывали людей в древности? С двумя целями: чтобы определить, во-первых, сколько человек можно призвать в случае военных действий, во-вторых, чтобы знать, сколько налогов и податей можно собрать с той или иной территории. Во времена Давида не было регулярного налогообложения, его благосостояние держится главным образом на военной добыче, на подношениях и дани окрестных народов. Но уже в его время начинается содержание царя и его двора за счет внутренних государственных резервов. Что касается военной мощи, мы неоднократно видели, что Сам Господь обеспечивал израильтянам победу. Нередко даже по указанию Божию количество войска сокращалось перед сражением, для того чтобы именно Божия победа была явлена для всех. Если две переписи в пустыне проводились по благословению Божию и имели назидательное значение (вспомним о судьбе колен Симеона и Левия), а также явились началом израильских родословных записей, то у этой переписи не было никакой благословенной причины.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Даже перед лицом смертельной опасности этот человек дал волю той неуемной гордости, которая всегда в нем присутствовала. Опасаясь надругательства над собственным телом, он просил своего оруженосца, чтобы тот убил его, пресек жизнь. Оруженосец отказался это сделать. Отказался, во-первых, избегая прямого нарушения шестой заповеди, и во-вторых, избегая пролития царской крови. Смерть Иудейского царя означала полное торжество Филистимлян, отныне они чувствовали себя хозяевами во всей стране. Тела Саула и его сыновей были повешены на стене крепости Беф-Сана, как трофеи. Ночью жители Иависа, некогда спасенного Саулом, сняли трупы и предали их погребению. Давида глубоко поразило известие о смерти Саула и Ионафана, и хотя были вражда и соперничество с царским домом, он невольно выражал эту скорбь и написал по смерти Ионафана прекрасную лирическую поэму: «Краса твоя, о Израиль, поражена на высотах твоих! как пали сильные! Не рассказывайте в Гефе, не возвещайте на улицах Аскалона, чтобы не радовались дочери Филистимлян, чтобы не торжествовали дочери необрезанных. Горы Гелвуйские! да не сойдет ни роса, ни дождь на вас, и да не будет на вас полей с плодами, ибо там повержен щит сильных, щит Саула, как бы не был он помазан елеем… Дочери Израильские! плачьте о Сауле, который одевал вас в багряницу с украшениями и доставлял на одежды ваши золотые уборы. Как пали сильные на брани! Сражен Ионафан на высотах твоих. Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской. Как пали сильные, погибло оружие бранное!» ( 2Цар. 1:19–27 ). h9 Вторая Книга Царств История царствования Давида и его сына и преемника Соломона излагается во 2 книге Царств и 1 и 2 книгах Паралипоменон. 2 книга Царств может быть условно разделена на 3 части. Первые четыре главы объемлют предварительное царствование Давида над коленом Иудиным, когда столица его была расположена в Хевроне и когда Иерусалим не был еще в руках народа Божия. Главы с 5 по 10 рассказывают о царствовании Давида над всем народом израильским от взятия Иерусалима до основного грехопадения Давида. Третья часть с 11 по 18 главы, т.е. до конца книги Царств говорит о тех обстояниях, которые явились духовными последствиями угасания духа в самой личности Давида и явились духовными последствиями его греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Женщина не отговаривается бессилием или незнанием магии, но указывает только на царское запрещение и преследование волшебников и гадателей, и боится, что странник выдаст ее. После клятвы именем Иеговы 230 , произнесенной Саулом, что ей не будет беды, женщина соглашается, но услышав, что Саул требует вывести Самуила, она в то же время «увидела Самуила» (12 ст.) и с криком признает в госте своем Саула. Вслед за сим женщина в ответе на вопрос Саула, что она видит, говорит, что она видит «как бы бога, выходящего из земли» 231 . Трудно решить вопрос: видел ли сам Саул тень Самуила? В русской Библии (ст. 4) Саул лишь по описанию женщины выходящего из земли «узнал, что это Самуил»; так и Вульгата говорит: «et intellexit Saul, quod Samuel esset». Как бы то ни было, это вызывание духа человека умершего указывает на то, что в ветхом завете существовало верование в жизнь за гробом 232 . Позже мы увидим, как оно выражается в книге Иова и в Псалтири. Но возвращаясь к видению, мы видим, что Саул прямо сообщается с тенью Самуила, отвечает ему, вопрошает его и слышит его ответы, без посредства вызывавшей женщины. Не забудем, что книги Царств принадлежат, по делению Еврейского канона, к книгам пророческим, и что явление Самуила Саулу не может подлежать сомнению. Ответ Самуила, указывающего Саулу на гибель его и сынов его и на поражение Израильтян, – так потрясает Саула, что он падает без чувств (см. добавл. А в конце этой главы). Когда в ту же ночь Саул с отчаянием в душе возвратился к стану своему, то близился конец, ему предсказанный. По-видимому авангард Израиля был выдвинуть к «источнику, что в Изрееле» (XXIX, 1), весь же стан покрывал северные скаты Гелвуя. «И побежали мужи Израильские от Филистимлян, и пали пораженные на горе Гелвуе» (XXXI, 1). И поразили Филистимляне трех сыновей Саула, в числе которых был благородный Ионафан. Сам Саул, израненный, бросился на меч свой, и когда нашли его Филистимляне, то отсекли голову ему и отправили оружие его в капище Астарты 233 , а тело его повесили на стене Беф-Сана 234 , вместе с телом Ионафана, и только Давид по воцарении похоронил кости Саула и Ионафана в гробе семьи Киса, отца Саула, – как указано в 2 Ц.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Здесь и ожидали его представители северных колен. Представители же иудеев, пришедши в Галгал ранее других, не остановились здесь, а перешли на восточную сторону Иордана, и сопровождали царя при его переправе через Иордан. Это усердие иудеев к царю, выходившее за пределы установленного, так сказать, церемониала, возбудило в остальных израильтянах подозрение в их корыстных видах, ропот, недовольство и, в конце концов, возмущение, во главе которого стал вениаминянин Савей. Подавить это возмущение Давид поручает Амессаю, ставя его, таким образом, фактически главнокомандующим вместо Иоава. Он именно повелевает созвать ему иудеев в течении трех дней, и с ними явиться в Иерусалим. Но Амессай не выполнил данного ему поручения в назначенное время. Дальнейшее замедление могло быть опасно. Савей, со своими мятежными толпами, мог занять крепкие города, и отсюда овладеть страной. В таком затруднительном положении Давид нашел себя вынужденным обратиться, кажется, снова к Иоаву, 36 и повелел ему отправиться для преследования Савея с наличными силами. Иоав беспрекословно принял это поручение, и отправился в преследование со своими людьми, хелефеями и фелефеями, и всеми храбрыми (гибборимами). Вместе с ними отправился и брат его Авесса. Вблизи большого камня у Гаваона, он встретился с Амессаем, который, надо полагать, с собранным им войском, шел в Иерусалим. Встреча, по-видимому, была самая любезная. Иоав осведомился о здоровье Амессая, назвав его свои братом, правою рукою взял его за бороду, чтобы поцеловать его, а левою так поразил его мечом в живот, что выпали внутренности его на землю, и он умер. После этого Иоав и Авесса погнались за Савеем и осадили его в Авель Беф-Маах. Так как им нужен был только Савей, то получив его голову, они сняли осаду города. Иоав возвратился к царю, и снова стал главнокомандующим ( 2Цар. 20–22, 23 ), каковым и оставался уже до смерти Давида. По-видимому, в этом умерщвлении Амессая, главной и единственной пружиной было честолюбие Иоава. Иоав убил Амессая именно как своего соперника, чтобы устранить его с дороги своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/voenach...

И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана (Втор 34:1). И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню; и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня (Втор 34:5–6). Возле города Мадаба есть гора Нево (Небо), с которой Бог показал пророку Моисею землю обетованную (обещанную Богом) после странствий по пустыне. После того как израильский народ попал в рабство к египтянам, Бог через пророка Моисея вывел их оттуда. Народ прошел через расступившееся Красное море и 40 лет ходил по пустыне, чтобы за это время сменилось поколение людей, которые родились и выросли рабами. Сам Моисей не вошел в землю обетованную и умер на горе Нево, но где точно — неизвестно. Книга Второзаконие говорит, что уже тогда никто не знал, где находится его могила. Сейчас на горе красивый парк с памятником пророку и францисканская церковь.  Внутри церковь больше похожа на музей — там собрали напольные мозаики IV–VI веков. Они — единственное, что сохранилось от монастырей и храмов того времени. Мозаики находятся под стеклом на полу и даже на стенах, чтобы их было удобней разглядывать. Их обнаружили францисканцы, которые в 1930 году проводили здесь раскопки, пытаясь найти могилу пророка Моисея. Карта Мадабы — самая древняя карта Святой Земли (VI в от Рождества Христова).  Она выложена мозаикой на полу храма Георгия Победоносца в городе Мадаба. Мозаику обнаружили в 1895 году, когда строили новый храм на месте древней разрушенной церкви. Оригинальная карта имела размеры 20х10 метров и состояла из пяти миллионов мозаичных камней. Сейчас от нее сохранился фрагмент 5х7 метров, состоящий из двух миллионов деталей мозаики. Карта Мадабы — один из самых весомых аргументов подлинности местонахождения  тех или иных библейских мест с точки зрения археологии.   3. Место рождения пророка Илии  И сказал Илия [пророк], Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою!  (3 Цар 17:1).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=526...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010