Наконец, неверивший собеседник решился сам освидетельствовать бывшее мое больное место. Освидетельствовал, поверил; и тут же залился слезами от ужаса и удивления. 3. Монахине Белевского женского Крестовоздвиженского монастыря, м. Раисе, было замечательное сновидение по следующему случаю. Незадолго до кончины старца о. Макария богатый помещик Феодор Захарович и супруга его Александра Николаевна (впоследствии в монашестве м. Амвросия) Ключаревы, по взаимному согласию и по благословению старца, решились переменить мирскую рассеянную жизнь на монастырскую. И Феодор Захарович поступил в Оптинский скит под ближайшее духовное руководство старца Макария; а Александра Николаевна в женский монастырь в г. Белеве, отстоящем тоже недалеко от Оптиной Пустыни – верстах в сорока, чтобы иметь возможность тоже чаще пользоваться советами и наставлениями старца. И хотя старец Макарий при жизни своей поручил обоих Ключаревых духовному руководству иеросхимонаха Амвросия, имевшего вскоре заместить старца Макария; однако Александра Николаевна, как уже года два относившаяся к старцу Макарию, так привязалась к нему душою, что после его кончины стала очень скорбеть и смущаться, чрез что сделалась совершенно больною и ночи проводила без сна. В одну из таких ее тяжелых бессонных ночей м. Раиса увидела во сне: будто идет она по монастырскому своему двору и встречает покойного старца о. Макария, одетого в рясу, в простой монашеской шапке и с палочкой в руках. Шел он куда-то поспешно. Обрадовавшись несказанно этой нечаянной встрече, м. Раиса поклонилась старцу в ноги, прося его благословения. Но старец, благословляя ее, сказал: «Мне теперь некогда, я спешу к Александре Николаевне; она больна; надо ее утешить». После этих слов м. Раиса проснулась в великой радости. Сходила она затем к ранней обедне; а по приходе из церкви пошла навестить Александру Николаевну, которая, оказалось, была довольно здорова и покойна духом. Когда же м. Раиса рассказала виденное ею во сне – тогда и Александра Николаевна, в свою очередь, объявила, что хотя она не видела во сне старца, да и не могла видеть, потому что от тучи сердечной во всю ночь не могла заснуть; но около того времени, как видела во сне старца м. Раиса, она, больная, ощутила облегчение своей душевной болезни и безотчетную сердечную радость; а рассказом м. Раисы была вполне утешена и вскоре совершенно выздоровела.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Но кроме небесного свидетеля Гефсиманского подвига мы видим и свидетелей земных учеников Христовых. За какой-нибудь час до этого подвига Он с любовью увещевал их: «молитесь, чтобы не впасть в искушение» ( Лк. 22, 40 ). Но напрасны были все Его предостережения и предсказания; все Его мольбы и увещания. Ученики не могли и единого часа бодрствовать с Ним. Они, которые, как рыбари, многих ночей не спали на Галилейском море у своих сетей, в этот час заснули. Он подходит к Ним, трогательно умоляет и увещевает их, но ничто не помогает: бодрость у учеников исчезла. Спали все – и пламенный Петр, и любящий Иоанн, и решительный Иаков. Они спали все «от печали», как передает нам евангелист Лука. Мы знаем из нашей жизни, что горе и печаль лишают нас сна и доставляют нам бессонные ночи. Но если горе человека слишком велико, то оно утомляет его и может совершенно усыпить. Это и случилось с учениками Господа. Они глубоко опечалились по поводу слов своего Господа и Учителя, в которых Он предсказывал Свои страдания и их опасности. Страх и ужас перед всем, что должно было обрушиться на них в эту ночь, и неспокойные и бурные движения их сердца и духа, которые зависали от этого, до того ослабили и утомили их силы, что они совершенно не могли бодрствовать. Может быть, к этому присоединилась еще мрачная и таинственная сила тьмы, которая, восстав против Учителя, повлияла и на учеников. Все это наводило на них дремоту и сон. Сон их был, несомненно, беспокойный и часто прерывался. При свете луны они видели порывистые движения своего Господа и Учителя, Который удалился от них только на вержение камня. Они видели, как Он падал лицом Своим к земле. Они слышали Его молитву. Но они все время спали, пока Он, наконец, не разбудил их со словами: «Что вы спите? встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение»! Глубокой и скорбной печали полна та картина, которая представляется нашему взору в саду Гефсиманском. Как немощны и слабы те создания, которые не могут бодрствовать и единого часа! И тем не менее, Спаситель через этих учеников победил вселенную! Через этих мужей, которые не могли в саду Гефсиманском победить утомления и сна, Он победил вселенную и положил у Своих пронзенных ног все царства земли! Как велик и могуществен Спаситель, Который через немощных апостолов совершил столь великие дела и неописуемые чудеса. Для Господа и Его церкви не значит ничего, если восстанет на нас весь мир и даже поднимутся все силы ада. Сила Его и поныне совершается в немощи. И Бог не останется в покое, пока не положит всех врагов Его в подножие ног Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

- Ну што ты, што ты, - приговаривала бабка, освободив одну руку и по-матерински положив её на лысую макушку, - не убивайся! Так мой тевтон получил вологодскую прописку.   По Белозерску я вёл Вольфа с такой гордостью, как будто сам построил этот городок. А он шагал рядом невозмутимо, со своей огромной сумкой на плече, и щурился на ослепительное сверкание луж, недавно освобождённых ото льда. Во влажном северном воздухе витало предчувствие Пасхи: у каждого встречного, даже у забывших Бога алкашей, на лице читалась некая тайная надежда, без которой человеку не хватит сил жить на земле. Мы пришли к одноэтажному дому батюшки, где нас уже ждали с поцелуями, предпраздничной суетой и даже постными пирогами, даром что на дворе стояла Великая суббота, так что можно было бы и попоститься. После застолья с разговорами (у меня язык заплетался от непривычной переводческой активности) все, включая отца настоятеля, легли спать – предстояла долгая бессонная ночь.   Когда мы пришли в небольшой – «зимний» – храм на пасхальную службу, я устроил Вольфа в закутке, поставив позади него стул и по-хорошему предупредив: - Когда станет невмоготу – садись! Он упрямо покрутил головой: - Я – католик, - гордо сообщил он, - и всю юность трудился церковным служкой. Я прекрасно выстою службу! - Ваша служба и наша служба… - ухмыльнулся я, но не стал с ним спорить. Потом Вольф рассказал, что бодро и прямо простоял первый час, переминаясь с ноги на ногу простоял второй… Но служба и не думала заканчиваться! К концу третьего он уже готов был сдаться и присесть на мой стул. Но, оглянувшись через плечо, увидел тёмную толпу бабок – одна старше другой, и каждая в отдельности старше него – стоявших безмолвно и неподвижно, в отсветах живого свечного огня… И он тоже остался стоять, превозмогая усталость. Батюшка приготовил гостю сюрприз: он благословил Вольфу на литургии по-немецки читать Евангелие. Даже припас тоненькую ярко-красную книжечку Евангелия от Иоанна на языке Лютера. Водрузив на тонкий европейский нос золотые очки, немец в нужный момент разборчиво и значительно повторил то, что ещё раньше мы услышали по-славянски и по-гречески. Думаю, он странно чувствовал себя, читая по-немецки в русском храме, посреди необъятной, накрытой ночной темнотой страны слова о Слове, Которое «обитало с нами, полное благодати и истины». Во всяком случае, наутро он сказал мне сухо, прищурившись куда-то вдаль:

http://radonezh.ru/analytics/tevton-na-v...

Случилось это в подмосковной Коломне на Страстной седмице. Я родился с нераскрывшимися легкими, и врачи сообщили маме приговор: ребенок нежизнеспособен. В ту бессонную ночь моя не знавшая ни одной молитвы мама горячо, не переставая, своими словами молилась Богородице. На следующий день наступил праздник Пасхи, светлое Христово воскресенье. К моей маме подошел главный врач коломенского родильного отделения, отвел ее в сторонку и спросил: «Вы только не смейтесь, но я очень хочу узнать, какому богу вы молились?» «Я молилась Пресвятой Богородице», — ответила та. Тогда врач сообщил ей, что новорожденный чудом выжил и теперь практически здоров. Несколько лет наша семья жила, забыв об этом случае. Потом неподалеку от нашего дома открылся Ново-Голутвин женский монастырь, мы с мамой начали ходить в храм. Теперь совершенно очевидно: Пресвятая Богородица Своим заступничеством определила дальнейшую судьбу и направила меня на служение Богу. Протоиерей Андрей Юревич, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, г. Москва: На вопрос «Какое празднование Пасхи больше всего вам запомнилось?» я отвечаю однозначно: первое на моем приходе, где я прослужил от самого его рождения почти двадцать лет, в небольшом городке Лесосибирске, что раскинулся на берегу Енисея на «малом севере» Красноярского края. Это был первый год жизни православного прихода, единственного в городе. В том городе, который за триста с лишним лет существования так и не сподобился построить храм. Когда возник приход, меня назначили его настоятелем. Служить было негде, власти ничем не помогли, и мы решили оборудовать маленький храм в сарае, а точнее, в бывшем свинарнике. Этот сарай стоял на участке старого деревянного дома, где мы с семьей тогда жили. Как Господь родился в свое время в вифлеемском хлеву, так и наш приход родился в хлеву. Когда вспоминаешь, в каких условиях мы тогда служили, ощущение такое, что было трудно, но здорово. Это стоит описать подробнее. Наш храм был маленьким шлакозасыпным сарайчиком из двух комнатушек; в одной мы устроили храм, а в соседней — келью для священника, то есть для меня.

http://e-vestnik.ru/interviews/samaya_pa...

- Смотри, Коля, как бы не наказал тебя Господь за такие слова, — сокрушенно сказала мать. В тот же вечер с сыном случилось следующее: он протянул руку, чтобы что-то взять с полки, и вскрикнул от боли. Рукой нельзя было шевельнуть от боли под мышкой. Боль все усиливалась, и под мышкой стала быстро расти опухоль. Приглашенный утром доктор констатировал тяжелое заболевание, которое называется “сучье вымя”. Доктор сказал, что надо ждать, пока опухоль полностью созреет, и тогда можно будет прибегнуть к операции. Для Коли началось время тяжелых мучений и бессонных ночей. Однако Коля не забыл, что болезнь его началась после того, как мать предрекла ему Божие наказание. Он еще не совсем утратил веру, и совесть его проснулась. Он заметил у матери новый образ преподобного Серафима, который только что был прославлен. Вечером он попросил у матери: - Дай мне на ночь образ преподобного Серафима. Ночью матушку разбудил крик Коли. Вбежав в комнату, мать увидела такую картину: Коля сидит на кровати, а кровать и пол перед ним залиты гноем. Коля был взволнован и говорил сбивчиво: — Ко мне сейчас приходил преподобный Серафим и сказал, что если я не покаюсь и не изменю жизнь, то погибну. Затем преподобный коснулся моей больной руки, и опухоль тотчас же прорвалась. Сейчас рука моя совершенно здорова. Пережитое переменило душу и жизнь Коли. Он оставил университет и поступил в Духовную семинарию, а затем Академию. Окончив ее, он принял монашество с именем Серафима и впоследствии стал епископом Дмитровским — одним из благочестивейших людей нашего времени, “богородичным старцем”, как его называли за особое почитание Божией Матери. " Вода-то ледяная... " Покойная Лидия Николаевна в конце двадцатых годов рассказывала мне о своей поездке в Саров вскоре после прославления преподобного Серафима. Супруг ее, Илья Михайлович, профессор, был человеком глубоко верующим. Он скончался в сане протоиерея. И. М. почитал преподобного Серафима задолго до прославления. Инициатива поездки в Саров и Дивеево принадлежала ему. Сама Л. Н. отнеслась к предстоящей поездке совершенно равнодушно, тем более что мужу предстояла научная командировка в Мюнхен.

http://azbyka.ru/fiction/prosite-i-dano-...

— Как понять, какие нарушения сна представляют опасность для здоровья? — Те нарушения сна, которые сокращают его продолжительность и/или нарушают структуру — например, подавляют глубокий сон — представляют наибольшую опасность. Прежде всего опасны для здоровья и сокращают продолжительность жизни нарушения дыхания во сне — синдром ночного апноэ и близкие к нему состояния. Бессонница существенно сказывается на состоянии здоровья, если продолжительность сна сокращается, что бывает далеко не всегда. Вообще о хронической бессоннице говорят в тех случаях, когда нарушения сна возникают более чем в половине ночей, то есть более чем три раза в неделю. Если это бывает редко, то лучше не фиксировать на этом внимания и понимать, что если одну ночь человек не поспит, это не сильно скажется на самочувствии в течение последующего дня. Если на следующий день предстоят важные дела, а сон не приходит, то лучше заняться релаксацией и постараться отдохнуть, не предпринимая никаких усилий, чтобы заснуть. Сон в этом случае наступит быстрее, времени на отдых до утра может хватить.  — Как быть, если бессонница долго не проходит? — Есть такое правило — чем больше человек беспокоится по поводу бессонницы, тем она будет сильнее. Поэтому лучше не беспокоиться. Если есть серьезная и постоянная проблема со сном, лучше обращаться к врачу-сомнологу или к любому врачу, ориентирующемуся в современных подходах к бессоннице.  Что делать, если не можешь уснуть — Если человек не может уснуть, как лучше сделать — встать и заняться чем-то или лежать, ожидая сна? — Это зависит от ситуации. Если такое состояние возникло один раз, не обязательно сразу вставать с кровати, можно подождать и заснуть через 30–40 минут. Но если это хронический процесс и такое повторяется каждую ночь, не нужно стараться заснуть и находиться в постели часами, предпринимая усилия для засыпания, это ни к чему хорошему не приведет. В поведенческой терапии есть метод контроля стимула, его суть в том, что в постели человек должен спать, а не стараться заснуть. При применении этого метода, если не можешь заснуть за 15 минут, лучше уйти из спальни и заняться чем-то спокойным, желательно полезным, в течение 45 минут в другой комнате, и вернуться в постель в более сонном состоянии.

http://pravmir.ru/pochemu-kovid-meshaet-...

— «Целый день кручусь как белка в колесе: школа, сад, готовка, стирка, уборка, подработка. Жду, когда день закончится, свет погаснет и я рухну на подушку. Ложусь, а сна нет. Развлекаю себя сериалами до трех утра. В семь просыпаюсь уставшая и разбитая. Хотя никогда раньше от бессонницы не страдала». — Сон — базовая потребность, необходимая для физического и ментального здоровья. Когда рождается ребенок, у женщины сбиваются циркадные ритмы. Они определяют время для бодрствования и сна и напрямую связаны с выработкой гормонов.  У новорожденного ритмы не налажены. Младенец не понимает, когда день, а когда ночь. Следом сбивается выработка мелатонина у ухаживающей за ним матери. И хотя по мере взросления ребенка его сон может наладиться, у матери он часто продолжает быть рваным, с пробуждениями.  Если женщина была предрасположена к бессонницам, сбитый ритм способен привести к ряду серьезных проблем — к примеру, развитию депрессивного эпизода.  Бессонница может сохраняться длительно, требовать специальных вмешательств, вплоть до лекарственной терапии. И, конечно, бессонница — часто симптом депрессии и других психических расстройств. Есть исследования о нарушениях сна, которые стали следствием полученной в родах психологической травмы, ПТСР. Через год и даже более после рождения ребенка эта травма может себя проявить.  Но часто бывает, что женщина переделала все дела, а ночное время оставила себе, чтобы пожить для себя, расслабиться, поделать что-то интересное. Выходит, женщина — это последний в своей жизни человек, которому она уделяет внимание. Последний после всех. Так ночь превращается в полулегальное время урывками, когда мать позволяет принадлежать себе самой. Это может приводить к бессоннице.  Если дети уже не младенцы, а женщина все еще не спит ночью, это тревожный симптом и серьезный ущерб здоровью. Важно постепенно начать отодвигать дела днем и давать себе возможность передохнуть. Привлекать к помощи близких, обращаться к врачам и держать в голове — нет ничего важнее здоровья. 

http://pravmir.ru/ya-plohaya-mat-psiholo...

Возьмем, например, карточную игру. «Грех ли играть в карты?» – спрашивают иногда. Грех ли?.. А для кого и когда изобретены карты? Для сумасшедшего короля Карла VI в XV веке. Зачем? Затем, чтобы его голову, не способную ни к чему умному, но задумчивую, развлечь сколько-нибудь, чтобы и без того праздную жизнь короля рассеять также праздною и легкою забавою. Значит, карточная игра назначалась для сумасшедших и празднолюбцев? Неужели у серьезного человека, всецело преданного обязанностям служебным, семейным или науке, может оставаться праздное, лишнее время, не нужное для отдыха души и тела? Какая же цель современной карточной игры? Не простое только препровождение времени, но и приобретение, выигрыш какой-нибудь суммы. И вот, к примеру, из-за этих побуждений муж и жена оставляют свою, нередко малолетнюю семью на целую ночь на руки наемных лиц; сами стремятся в дом игры; проводят целую ночь насквозь в ущерб родительским обязанностям, во вред своему здоровью. Превращая ночь в день, а день в ночь, они не имеют и времени хорошенько заняться воспитанием детей; играют, проигрывают; после проигрыша возвращаются домой не в духе от потраченных денег: брюзгливыми, недовольными, все, кроме себя, осуждающими и обвиняющими. Иногда из-за карточной игры входят люди в долги неоплатные и от того обременяются лишними заботами и неприятностями. Таким-то образом тратится золотое время, гибнет бесценное здоровье, сокращается жизнь человека, умаляются его дни вследствие противоестественного употребления времени; погибают иногда и все жизненное состояние, и взаимные супружеские любовь и уважение; забываются обязанности более высшие по отношению к семье, к службе, к ближним, нуждающимся в нашей помощи, в совете, в нашем времени. Для них при карточной игре, при бессонных ночах, у людей играющих не достает ни времени, ни денег, ни усердия. Среди карточной игры устраняется, подавляется общеполезный разговор, обмен добрыми мыслями; целое собрание, в разных местах развлекающееся картами, погружается в печальное молчание, недостойное мыслящих и развитых людей. Наконец, занятие картами есть прихоть, излишество, а не необходимость. Скажите же после сего, грех ли играть в карты?

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

То и дело приходилось пропускать вперед бесшумно и уверенно шагавших по самой кромке над обрывом верблюдов. Чем выше мы забирались, тем более гулко завывал ветер. Последний рывок, 750 огромных гранитных ступеней — и мы на вершине горы. Сердце мое готово было выскочить от восторга при виде той картины, которую прятала под своим покрывалом ночь. Лишь однажды в жизни я испытала подобные ощущения от соприкосновения с природой — дикое песчаное побережье недалеко от Сан-Франциско, ночь, густой туман, за спиной мерцает в дымке огонек костра, а под ногами невидимый, но осязаемый гудящий океан, такой живой, похожий на большое дышащее чудовище... В такие моменты чувствуешь себя частичкой огромной величественной Вселенной, живущей помимо тебя и понимаешь, насколько мелочны твои обиды, раздражение, гордость рядом с проявлением высочайшего разума. Через несколько часов мы уже мчались по знакомому шоссе по направлению к Иерусалиму, увозя с собой скромные дары Синая — железное колечко " АПА AIKATEPINA " — благословение монастыря и камень с прорисованными на нем черными веточками. Такие камни находят на склоне, где растет Неопалимая Купина, как ни коли их, на срезе все равно видны веточки. В голове крутился вопрос: куда же делась моя усталость? Несмотря на бессонную ночь и трудное восхождение, не хотелось ни спать, ни есть, ни даже разговаривать. Казалось, что я уже не тот человек, который была вчера, словно что-то перевернулось в душе. Впервые за многие-многие месяцы ощущалось спокойствие, тишина, радость и ... близость Бога. Все житейские невзгоды, сумевшие так легко сломить мою зыбкую веру, представлялись теперь пустыми и нестрашными. А как хорошо было на душе! Такое состояние испытываешь, когда пройдет ливень, рассеются тяжелые тучи, и на небе вновь заиграет солнышко, делая вокруг светлым, мягким, добрым. И еще, неожиданно для себя я вдруг открыла Бога. Неужели Он услышал мою необдуманную, высказанную вскользь просьбу? Образ Христа, блекло рисовавшийся в моем сознании, Святая Земля оживила самыми яркими красками.

http://foma.ru/vosxozhdenie-na-sinaj.htm...

Часов в 7-8 вечера несколько человек, поднявшись на южные ступеньки Дворца культуры, зачитывают списки предполагаемых заложников. Стоит мертвая тишина. Каждый боится прослушать фамилии родных, словно от этого зависит их спасение. Но толпы людей находятся со стороны улицы Коминтерна, у здания районной администрации, в других местах и не могут принять участия в уточнении списков. Вечером появляется большой плакат, на котором черной тушью крупными буквами выведено: «В школе более 800 человек!» Его держат несколько женщин, показывают телережиссерам и телеоператорам, пыта ясь обратить на него их внимание. Но наши телевизионщики упорно не хотят замечать этого, передают в эфир официально озвучиваемую цифру. Возмож но, иностранные телекомпании освещают события более объективно. Об этом мы не знаем. Но явно чувствуется, что по российским телеканалам передают только кем-то дозируемую, искаженную информацию. Ложь раздражает людей, которые все видят своими глазами. Ближе к полуночи пошел холодный дождь. Люди укрываются под деревьями, в помещениях Дворца культуры, под навесами магазинов, но мало кто уходит домой. Со стороны школы периодически раздаются автоматные очереди. Так, в беспокойном напряжении, проходит первая ночь сентября 2004 года. Бессонная, тревожная ночь… Утро 2 сентября выдалось ясное. Депутат Государственной Думы Арсен Фадзаев и его помощники стоят около здания районной администрации и что-то обсуждают. К ним подходят люди, требуют: — Арсен, пусть кто-нибудь скажет Дзасохову, чтобы вышел к народу, разъяснил ситуацию. Арсен Сулейманович вылетел из Москвы, как только услышал о захвате школы в Беслане. Он провел бессонную ночь в здании районной администрации вместе с членами республиканского оперативного штаба во главе с Дзасоховым, который, как потом оказалось, не играл даже роль обыкновенной пешки. Официально штабом как бы руководил начальник УФСБ республики Валерий Андреев. В течение всех трех дней он часто появляется в толпе, дает интервью бесчисленным представителям средств массовой информации, но очевидно, что руководит оперативным штабом кто-то из высоких чинов, прибывших в Беслан из Москвы. Как потом выяснилось, фактическое командование взяли в свои руки «консультанты» из ФСБ России генералы Проничев и Анисимов. Но тогда об этом мало кто знал…

http://pravmir.ru/beslan-tri-dnya-ada/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010