Так постепенно исчезали на его горизонте миражи мирской славы и земной любви. В одну из бессонных ночей ему явилась Мадонна с младенцем Иисусом на руках. С этого момента исход внутренней борьбы был для него решен: Мадонна стала дамой его сердца; служение церкви сделалось его идеалом. Весной 1522 года дон Игнатий навсегда покинул замок своих предков. Ближайшей целью его был Иерусалим. По возвращении оттуда он думал вступить в картезианский монастырь в Севилье или же странствовать из одного места в другое в качестве кающегося паломника. Но хотя он и истязал себя каждую ночь, как настоящий монах, кровь предков была еще настолько сильна в нем, что он во время одного из своих путешествий чуть не вызвал на поединок мавританского рыцаря, который позволил себе непочтительно отозваться о Святой Деве. Его отвратил от этого поступка мул, к которому он обратился за указанием, как к оракулу. Животное, которому он предоставил право решить вопрос, бессознательно свернуло с дороги, по которой поехал мавр, и тихо привезло своего всадника к самому известному из святых мест Каталонии – Монтсеррату. Здесь Лойола принес сначала общую исповедь, продолжавшуюся целых три дня. Затем, вечером 24 марта, он снял с себя свое рыцарское одеяние, надел одежду странника, велел увести своего мула, повесил свою шпагу и кинжал у алтаря Богоматери и заперся в церкви. Подражая своему герою Амадису [герой средневековых испанских рыцарских романов], историю которого он прочитал в светской библии своего времени, он хотел посвятить себя в свое новое рыцарство ночным бдением. То на коленях, то стоя он провел всю ночь перед чудотворной иконой в молитве. Утром он причастился и молча направился в Барселону. По дороге он остановился в Манрезе и решил здесь отдохнуть несколько дней в странноприимном доме святой Люции. Однако эти несколько дней затянулись почти на целый год. В Барселоне царила чума; порт был закрыт. Торговые связи с большими приморскими итальянскими городами, которые все еще держали монополию по перевозке на Святую землю, прервались. Опять случайность, которая повлекла за собой огромные последствия для мировой истории.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iezu...

  В Новом Завете Бог вручает человеку Самого Себя. И опять человек оказывается перед выбором, но только теперь этот выбор гораздо серьезнее: речь теперь идет уже не о среде, а о самой жизни, о её сердцевине. Теперь именно человек оказывается в ответе за всё.   " Около двух тысяч лет тому назад, в такую же ночь, как сегодняшняя, Божественная любовь вошла в мир в образе новорожденного Ребенка, со всей Его хрупкостью, беззащитностью, которая поистине является образом любви, себя отдающей, никогда себя не защищающей " , — так несколько лет тому назад в день Рождества Христова говорил митрополит Антоний.   Всегда предельно точный в выборе слов, он не случайно называет новорожденного Иисуса не Младенцем, а Ребёнком, поскольку в современном русском языке слово " младенец " перестало быть общеупотребимым, достаточно далеко оторвалось от своего первоначального значения, приобрело чисто религиозный смысл и стало применяться главным образом по отношению к Младенцу Христу, обозначая Его уникальность и необыкновенность.   Другое дело — " ребёнок " . Это слово применимо к каждому новорожденному, поэтому оно не выделяет Иисуса из числа остальных новорожденных, но объединяет с ними. Так человечеству открывается новая грань того праздника, который некогда был почему-то противопоставлен Богоявлению и превращен в самостоятельное торжество во времена Иоанна Златоуста, который говорит в одной из проповедей, что в этом году Рождество будет праздноваться в Антиохии впервые.   Бог вручает нам Себя Самого в виде Ребёнка, который нуждается в том, чтобы человек Его берёг и защищал, проводя у его колыбели бессонные ночи, и, главное, полностью отвечал за Него и за Его будущее.   Сестра Мадлен хотела, чтобы какой-нибудь скульптор изваял статую Богородицы с Младенцем, " показав одновременно Марию, Которая протягивает Своё Дитя нам, и Младенца, простирающего к нам руки и словно рвущегося из объятий Матери, чтобы отдать Себя миру " . Оказалось, что передать этот, как говорила сестра Мадлен, " двойной порыв " очень сложно, но именно он с исчерпывающей полнотой изображает тот смысл праздника Рождества Христова, который увидели в ХХ веке и о. Сергий Булгаков, и митрополит Антоний, и она сама.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

В Ленинграде я познакомился с Н.Н. Розовым – заведующим отделом рукописей Публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он обратил мое внимание на духовную прозу Гоголя, указал на его «Размышление о Божественной литургии». Благодаря Николаю Николаевичу я открыл для себя в атеистическую эпоху религиозного писателя Гоголя. В Ленинградском университете имел беседы с Н.С. Демковой и М.В. Рождественской. В Минском – с Л.Л. Короткой. Богатство моего светского образования – в отзывчивости тех людей, которые делились со мной своими знаниями. Все, кого я назвал, были специалистами по древнерусской литературе. Но я всегда ощущал поддержку и от других своих педагогов. Видя мою увлеченность, они мне всячески помогали. Учителя были не только в прошлом, они есть и в настоящем. Для меня примером служения Богу и делу является протоиерей Павел Фазан – настоятель церкви Николая Чудотворца в г. Щорсе, что под Черниговом. Поражает уже то, что в их большой семье четыре брата да еще и два зятя – священники! Когда-то в моем родном г. Щорсе был великолепный храм, но немцы, отступая в 1943 году, взорвали его. Отец Павел взялся за строительство нового храма святителя Николая, имея в казне всего 43 гривны (около 200 рублей) и непреложную веру в помощь Божию. За четыре года возведен двухуровневый каменный красавец-храм, в нижней церкви уже идут службы, а в верхней – отделочные работы. И Сретенский монастырь, по благословению наместника архимандрита Тихона, поделился с ним книгами из библиотеки, а проректор семинарии отец Иоанн пожертвовал новые издания. Такому подвижнику нельзя не помогать. Больше всего поразило ежедневное расписание отца Павла. В 5–6 часов утра он уже причащает немощных и больных, в 8 – служба, в 11–12 – требы. В 16 – акафист, потом – вечерняя служба. Да еще в Чернигов на ночь нужно съездить – постоять за Екатерининскую церковь, которую пытаются отобрать раскольники. Потом – по приходам. Он – благочинный Щорского округа. К схимонахине Екатерине заехать в с. Локнистое для духовной беседы, посетить Домницкий монастырь с чудотворной Богородичной иконой, а на обратном пути к святому источнику заехать. Я наблюдал отца Павла после двух насыщенных дней и бессонной ночи. Это он меня везде возил, а Господь давал ему силы. Я увидел это у источника.

http://pravoslavie.ru/30502.html

В связи с этим можно привести пример апостола Петра, как мы его видим в событии чудесного улова. Ученики вернулись после бессонной ночи с озера, усталые, не выспавшиеся и серьезно обеспокоенные тем, что ничего не поймали. Христос встречает их на берегу, узнает, что случилось, и призывает их снова плыть на ловлю в определенное место. Если бы ученики размышляли в соответствии с человеческой логикой, они бы сказали следующее: «Господи, мы уже опытные рыбаки, не первый раз здесь ловим, прекрасно знаем это озеро. И мы не видим никакой возможности сегодня что-нибудь поймать». Но Петр отвечает по-другому: «Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть» (Лк. 5: 5). Одного только слова Христа было достаточно для Петра – так он предал себя в руки Божии! К сожалению, есть определенная группа христиан, которые постоянно участвуют в жизни Церкви, но их образ мышления находится в противоречии с покаянием. Они не могут довериться Богу и отправиться в путешествие в новую страну Его заповедей, потому что отказываются посмотреть на себя через призму заповедей Божиих и таким образом изменить представление о себе. Иначе говоря, не хотят увидеть скрытый внутри ад, в который, однако, Христос уже сошел, посетил его и, несмотря на это, любит нас. Мотивация, которая неосознанно преобладает среди таких людей, примерно такова: «Господи, я буду молиться Тебе много времени, утром и вечером, но очень Тебя прошу: я бы хотел дальше верить в то, что я лучше, чем мой собрат/сестра и кто-либо другой. И я не могу потерпеть того, что Ты мне покажешь, что он лучше меня. Сохрани для меня видимость, что я лучше, сохрани мое фарисейство, и я для Тебя расшибусь в лепешку, буду убиваться, буду спешить сделать все, что Ты хочешь, буду много поститься, буду жертвовать на храм, раздавать милостыню…» Такое мышление, к сожалению, сегодня стало достаточно обычным для христиан, и это показывает, что в глубине души мы не хотим отдавать себя в руки Божии. Совсем не случайно то, что сегодня мы встречаем людей, которые не чувствуют, что их затруднение в покаянии на самом деле происходит от того, что они не признают других людей, не бывают благодарны другим.

http://pravoslavie.ru/68945.html

Ведут в следственный корпус. Длинный коридор, высо­кие двери, за одной из них — мой следователь... В пятом часу утра уводят в камеру. Снова ложусь. Едва засыпаю — подъем. 6 часов. И в течение всего дня то и дело при­открывается щиток круглого отверстия в двери камеры, и глаз надзирателя зорко следит, чтобы глаза людей в камере до отбоя не закрывались ни на минуту. Чуть отвернешься или прикроешь глаза, положив книгу на колени и делая вид, что читаешь, — кормушка распахивается со звуком выстрела. Откройте глаза! Не отворачивайтесь!.. Отбой, и опять — допрос до утра. И так — каждую ночь, много ночей подряд. А там — все то же. Признавайся в том, что вел антисоветские разговоры со знакомыми, с друзьями... А с бессонницей приходит физическое и психи­ческое истощение. Иногда откуда-то доносятся чьи-то дикие крики — и внезапно смолкают, как если бы кричавшему зажали рот...». На Ивана Михайловича Крестьянкина дали обвинительные показания три свидетеля: Священник Д.Я. показывал: «Антисоветские измышления Крестьянкина сводятся к следующему: В древние времена христиане строили свою жизнь на любви друг к другу, к своим ближним, к Христу, а в настоящее время вся наша жизнь проходит в пороках. У нас повсюду обман, ложь и предательство. Люди без стыда и совести предают друг друга. …Молодежь наша развращена. У нас поругано и обесчещено таинство брака и акт рождения детей. Мы видим повсюду пьянство и распущенность. Какое падение морали и нравов! И все это потому, что сеется безбожие, что люди забыли Бога. Не обольщайтесь земными благами, не бойтесь жизненных испытаний, будьте твердыми в вере, несмотря на то, что вам ставятся всякие преграды…”. Мне известно от сослуживцев, что Крестьянкин совершает нелегальные обряды Крещения на квартире у проживающей по Первомайской улице/в селе Измайлово/схимонахини Марии». Впоследствии на допросах от отца Иоанна будут добиваться показаний против монахини Марии, но он не скажет ни одного слова, компрометирующего ее. От отца Иоанна будут добиваться показаний против монахини Марии, но он не скажет ни одного слова, компрометирующего ее

http://pravoslavie.ru/150738.html

Восстановление зрения. Господин Д. Андропулос из Патр, болея диабетом, потерял зрение в возрасте шестидесяти одного года. За три дня до Рождества Христова он помазал глаза кусочком ваты с миром от Малевийской иконы Божией Матери. Спустя два-три часа почувствовал, будто кто-то ударил его по глазам, и они начали чесаться. Почти тотчас он понял, что ясно видит икону Божией Матери, висевшую над его кроватью. С того момента зрение вернулось к нему. Исцеление мусульманина Нуреддин Мехмет, мусульманин с острова Родос, ныне живущий в Мюнхене, в течение трех лет страдал психическим заболеванием, ощущая ужас и подавленность от мысли о неминуемой смерти. У него были постоянные головные боли, бессонница и невроз. Знакомая жены принесла ему миро от Малевийской иконы Божией Матери. Жена обтерла ему этим миром голову, а остаток положила под его подушку. После этого он сорок дней постился и полностью выздоровел. Жена его, тоже мусульманка, потом приезжала в монастырь Малеви из Германии. Она привезла серебряный подсвечник и другие дары в знак благодарности за исцеление супруга. Спасение от смерти. 13 марта 1974 года Петр Савурдос, учитель из соседней деревни Месорахи, ехал на машине по заснеженной, окутанной туманом дороге. Он свернул с дороги в сторону на повороте без указателя, и вдруг машина заскользила и упала со скалы. Она пролетела сорок метров, но падение сильно смягчил росший внизу каштан. Когда Петр пришел в себя, мотор все еще работал, фары горели. Он лежал на заднем сиденье, невредимый, а на коленях у него лежала икона Малевийской Божией Матери, которую он обычно возил с собой на приборной доске. Оправившись от потрясения, он пришел в монастырь Малеви, чтобы поблагодарить Богородицу за чудо, спасшее ему жизнь. Больной ребенок. У одной женщины из Спарты маленькая дочка страдала тяжелой формой менингита. Врачи делали все, что было в их силах, но вылечить ее не могли. У девочки были сильные боли и высокая температура, и мать, сердце которой обливалось кровью при виде страданий ребенка, день и ночь сидела у ее постели, плакала и молилась. Она видела, что ее дитя вот-вот умрет, но не переставала молить Матерь Божию о чуде.

http://pravicon.com/info-3822

Далее Юлия Александровна открывает, что нужно сделать, чтобы научиться любить и быть счастливым в браке. Раскрывает опасность «гражданских» (пробных) браков. Она кроется в риске потери стабильности, устойчивости, надежности и, как следствие – доверия друг к другу. В «гражданском» браке беременность чаще всего – нежелательное событие. Совершается больше абортов. А аборты – это убийство детей. И церковь и медицина единодушно считают, что Жизнь ребенка начинается с момента зачатия. Так почему мы берем на себя смелость решать, кому из них жить, а кому не жить? Это жестокий выбор с нашей стороны. Мы не должны выбирать способ казни своего ребенка – тот или иной вид аборта. Мы всегда должны оставаться людьми.» 3. Клуб патриотического воспитания «Современник» – еще одно направление центра. Мы считаем, что пробелы в патриотическом воспитании привели к тому, что слово Родина для многих молодых людей стало пустым звукосочетанием. Мы проводили опросы среди старшеклассников: «Если бы вам представилась возможность поменять место жительства, страну, то какой выбор вы бы сделали?» По результатам выходило, что 80% из опрашиваемых с удовольствием бы это сделали. Это происходит потому, что чувство сопричастности к Родине было в большой мере утеряно на Украине. Мы знаем, что достигать любых успехов, экономических, политических, военных – каких угодно, невозможно, если у населения нет чувства патриотизма. Это очень важно. Это цементирующее чувство, которое дает возможность успехов, созидания, продвижения во всех аспектах жизнедеятельности. Поэтому наш клуб «Современник» прежде всего направляет свою деятельность на возрождение этих славных исторических традиций нашего народа. Руководитель клуба патриотического воспитания «Современник» Наталья Александровна Заика провела занятие на тему: «Мужество равносильно бессмертию» К раскрытию темы она подошла через демонстрацию отрывков из фильма режиссера Д. Васильева «Нахимов». Этот фильм она сравнивает с учебником по психологии мужества. Сюжет переносит зрителя в осень 1853 г., когда Турки захватили русский пост Святой Николай. Его защитники погибли в неравном бою. Много беды принесли турки русским и готовили очередной десант на российское побережье. Чтобы не допустить новых зверств Турок, адмирал Павел Степанович Нахимов решил атаковать турецкую эскадру у Синопа. В видеоряде была показана бессонная ночь по разработке ошеломляюще смелого плана атаки, когда русская эскадра должна была блокировать турецкую эскадру вдвое превосходящую ее. Это таило в себе огромное мужество, связанное с ответственностью за жизни других людей. Нахимов руководствовался исконным правилом выдающихся русских флотоводцев: трудная задача не есть невыполнимая задача и победил.

http://pravoslavie.ru/77357.html

Доброму только учит закон Господень. Вместо того, чтобы просиживать ночи в обществе людей нечестивых и беззаконных, он день и ночь проводит в чтении поучений закона Господня, который служит главным руководством для жизни, светильником стопам его и светом стезям его. Вас, молодые люди, долгое время учили закону Божию. Не забывайте наставлений его. Они преподаны вам к руководству не на время только пребывания в школе, но для употребления на все время жизни вашей, не для того только, чтобы получить аттестат одобрительный, по успехам в знании закона Божия, а для того, чтобы полюбить его и по выходе из школы продолжать упражнения в изучении его и в приложении его в жизни. Не ограничивайтесь, повторением одних учебных руководств и пособий; но преимущественно поучайтесь в Законе Господнем по книге Свящ. Писания, особенно Евангелия и Апостола. От вас не требуется, чтобы вы непрерывно упражнялись в сем святом труде, чтобы проводили в нем бессонные ночи. Желательно только, чтобы принято было за правило ежедневно читать слово Божие понемногу, дабы сохранялось в душе вашей непрерывное благочестивое настроение, как плод любви к закону Господню, так чтобы ни днем, ни ночью не отходила от вас память о Боге, о Его святой воле, изображенной в Его законе, чтобы духовные очи ваши были выну устремлены ко Господу, чтобы вы могли говорить вместе с Давидом: Предарех Господа пред мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся ( Пс. 15: 8 ). Благо тому, в ком утвердилось это настроение. Его не поколеблют, не соблазнят злые советы нечестивых людей, их попытки привлечь его на свою сторону, у него один ответ на их слова: како сотворю глагол сей злый и совету пред Богом. Мысль о вездеприсутствии и всеведении Божием, страх иметь Господа свидетелем его беззаконий удерживает его не только от дел, но и от мыслей беззаконных. Поистине он не подвижится на том пути благочестия и добродетелей, на котором стал твердою ногою. Запомните, молодые люди, мои слова, сказанные для предостережения вас от опасных знакомств, в которые вы по неопытности своей можете быть вовлечены и отвлечены от научных занятий при вступлении в высшие учебные заведения со вредом для вашей чести, для вашей будущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

За эти полгода происходит еще много других разноплановых событий, так или иначе касающихся судеб наших героев. В начале 1947 года власти Вышнего Волочка идут на уступки верующим, и 4 января открыт вновь Богоявленский собор. Вновь матушки Марина и Олимпиада вовлечены в процесс возрождения его внутреннего убранства практически из ничего. Кладбищенскую церковь оставили для отпевания умерших. Правда, власти скоро опомнились, и 17 марта принято решение, что собор открывается не вместе, а вместо кладбищенской церкви. Для Модеста Малышева год тоже начался продуктивно – он нашел работу по душе: в артели инвалидов, в художественной мастерской, учеником живописца. В его биографии этот период занимает время со 2 февраля по 20 августа 1947 года. Но по мере привыкания к новой работе, в которой ему сопутствует успех, мысли о семинарии незаметно отходят в прошлое. Словно на жизненной колее переведена невидимая стрелка, и духовные пути отца и сына уже ведут в разные стороны. Увлеченный учебой Борис не заметил этого и в начале весны напомнил в очередном письме сыну о подготовке к экзаменам. Сын ответил отказом. Но пока этот отказ достигал адресата, 19 июня 1947 года Борис ездил в Вырицу и получил для сына благословение старца на поступление. А через три дня он был ошеломлен письмом Модеста. Ночь на шестую годовщину начала войны была для Бориса Малышева бессонной, и он хотел, чтобы Модест узнал об этом, помещая в датировке своего письма время: «7 час утра 22/VI–47». Этот текст можно считать его духовным завещанием. «7 час утро 22/VI 47 Дорогой Модест! Вчера вечером я получил твое письмо. Как мне было горестно получить такой ответ на все мои старания и мольбы ко Господу о твоем устройстве к нам на путь служения Всевышнему. У меня даже на глазах навернулись слезы». Можно понять слезы Бориса. Он, несомненно, ощущал себя виновным в том, что лишил Модеста своего отцовского присутствия рядом в том возрасте, когда формируется мужчина. Трусость сына была ему понятна, он плакал о своей вине и молил Бога дать Модесту то, чего не смог дать ему он сам.

http://pravoslavie.ru/117794.html

Лечил ее профессор С.П. Боткин. В одну из бессонных ночей образ отца Иоанна, которого они никогда не видела, но который был близок ее душе, предстал ее сознанию, после чего утром она выразила своим близким желание повидать его. Отец болящей сказал в ответ: «Я всю ночь видел отца Иоанна во сне и хочу его просить приехать помолиться». Когда отец Иоанн положил руку на голову больной, она сразу ощутила необыкновенное успокоение. После этого он стал на колени перед образом и начал молиться… Уходя он сказал: «Она не умрет», несмотря на то, что доктора объявили состояние ее безнадежным. При выходе отец Иоанн встретился с Боткиным, сказавшим: «Помогите нам», что очень всех удивило. Первое посещение отца Иоанна, вызвавшее успокоение больной, не отразилось еще на ходе ее болезни. Через несколько дней, приглашенный вновь, отец Иоанн уговаривал больную причаститься. По словам княгини Юсуповой, «он пришел, сел ко мне на кровать и говорил, что, жива ли я останусь или нет, но мне необходимо приготовиться к новой жизни (здесь ли, на земле, или у Господа – это в руках Божиих) причащением Святых Таин. Я ответила, что собиралась говеть перед Пасхой; тогда отец Иоанн начал еще горячее меня убеждать, что откладывать не следует, хотя Пасха и близко, и что он сейчас поедет за Святыми Дарами». После причастия, принятого сознательно и с глубокой радостью, больная спала шесть часов, а, проснувшись, почувствовала себя совершенно здоровой». Свой рассказ, запечатленный священником Виктором Ильенко, княгиня заканчивает следующим образом: «Профессор Боткин, увидав такую поразительную перемену, долго молча смотрел на меня. Две слезы скатились из его глаз… «Уж это не мы сделали», – проговорил он. Через неделю я встала и пошла без посторонней помощи. С тех пор прошло ровно полвека, но все пережитое свежо в моей памяти, как в первый день, и оставило на всю жизнь глубокий след в моей душе». 4 Но не всегда отцу Иоанну удавалось причащать больных. Нередко приходилось ограничиться молитвой об исцелении в квартире или у самого ложа болящих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010