11. Четырьмя вещами душа делается пустою (Эсзмпт): переходами с места на место, любовью к развлечениям, вещелюбием и скупостью. 12. Четырьмя вещами множится гнев: даянием и приятием (сделками), держанием воли своей, желанием учить, почитанием себя разумным (человеком). 13. Три есть вещи, которые человеку трудно приобрести, – а ими хранятся все добродетели: сокрушение, плач о грехах своих, и имение смерти пред очами своими. 14. Три есть вещи, которые проявляют власть над душой, пока она не достигнет в великую меру, – и они-то не дают добродетелям сожительствовать с умом: пленение (пристрастие к чему-либо, кроме Бога), леность и забвение. Забвение воюет с человеком до последнего издыхания, повергая его в бесплодие; оно сильнее всех помыслов, и есть родительница всего худого, и разорительница того, что каждый час созидает в себе человек. 15. Се дела нового, и дела ветхого человека! Любящий душу свою и не желающий погубить ее, соблюдает дела нового человека, а любящий покой (плоти) в краткое время сие, творит дела ветхого человека и губит душу свою. – И Господь наш Иисус Христос, являя нового человека в Своем теле, говорил: «любяй душу свою, погубит ю» ( Иоан. 12, 25 ): «а иже погубит душу свою Мене ради, обрящет ю» ( Мф. 10, 39 ). Он есть Владыка мира, Им разрушено средостение вражды ( Еф. 2, 14 ), говорил также: «не приидох воврещи мир, но мечь» ( Мф. 10, 34 ), и еще: «огня приидох воврещи на землю, и что хощу, аще уже возгореся» ( Лк. 12, 49 ). То есть, что в тех, кои последовали Его учениям святым, был (присущ осязательно) огнь Божества Его, вследствие чего, они имели в себе меч духовный, коим отсекали все пожелания плоти своей. И Господь дал им радость, говоря: «мир оставляю вам, мир Мой даю вам» ( Иоан. 14, 27 ). 16. Вот как попекшиеся погубить душу свою в веке сем, и отсекшие пожелания свои соделались святыми овцами Его в жертву Ему. И когда явится Он во славе Божества Своего, тогда позовет их одесную Себя, говоря: «приидите благословении Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

______________________ 120 что воды морские служат постоянным образом для обозначения языческих народов — это известно всякому, читавшему 576 напрасно слово Божие, указав вообще на устроение светил небесных для закономерного определения земной жизни, говорит затем в частности о создании солнца для управления днем и луны для управления ночью — и сверх того звезд. И в жизни Израиля богоучрежденный порядок не был только отвлеченным законом, но имел живых носителей и осуществителей; и в четвертый исторический день (от Моисея до Соломона) Бог создал на тверди истории два светила великие: Первосвященника для управления светом, дневною областью религий, и царя для управления ночною областью мирской жизни — обоих для разделения и в той и в другой области между делами света и тьмы, добра и зла; и сверх того как воинство звезд небесных создал сонм пророков для путеводного знамения в самой глубокой ночи. — Эта правильная организация исторической жизни устраняет всякую случайность в пришествии Богочеловека: закон и пророки постепенно приготовляют явление благодати и истины. «И рек Бог: да закишат воды кишмя душою живою; и птицы да полетят над землею пред лицем тверди небесной. И сотворил Бог рыб великих и всякую душу живую гадов, которыми закишели воды, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ея, и увидел Бог, что хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и множьтесь и наполняйте воды, в морях, и птицы да множатся на земле. И был вечер, и было утро — день пятый». Творческое Слово Божие и из «бесплодного моря вызывает душу живую». Действием того же Слова в пятый день всемирной истории раскрывается душа живая в плотском человечестве, и бесплодные дотоле глубины язычества начинают «кишмя кишеть» новыми идеальными созданиями религии, философии и художества, подготовившими языческий мир принять от руки Израиля истину богочеловечества и привить дикую маслину к святому корню. Именно пятый исторический день (период от первого до второго храма — для иудеев, а для эллинов — от Троянской войны до персидских войн) есть эпоха высшего творчества языческих народов, сильнейшего пробуждения их религиозного и философского сознания. В это время возникают, с одной стороны, новые умозрительные или теософические религии (каковы индийский буддизм, персидский маздеизм, орфические мистерии у греков), выражавшие реакцию человеческого духа против грубых натуралистических культов и по-

http://predanie.ru/book/220949-istoriya-...

12. А после этого Он явился в другом обличии двум из них, когда те шли в поля; 13. и они вернулись и рассказали остальным, но им тоже не поверили. 14. Наконец, явился Он и самим Одиннадцати, когда те возлежали , и укорял их за их неверие и упрямство их сердец, что не поверили они тем, которые видели Его восставшим из гроба. 15. И сказал Он им: «Идите по всему миру и проповедайте благовестие всему творению. 16. Кто уверует и крестится, будет спасен, а кто не будет веровать, будет осужден. 17. И с теми, кто уверует, будут такие знамения: именем Моим они будут изгонять бесов, будут говорить на неведомых языках, 18. и в руки будут брать змей, и если выпьют что смертоносное, это им не повредит, и на больных будут возлагать руки, и те будут в добром здравии». [ ] 19. Итак, Господь Иисус после того, как молвил им это, вознесся на небо и воссел по правую руку Бога; 20. а они, выйдя в путь, повсюду проповедовали, и Господь действовал вместе с ними и подкреплял слово сопутствующими знамениями.] От Луки Святое Благовестие 1 Поскольку многие уже брались составлять повествования о событиях, совершившихся среди нас и 2. переданных нам теми, кто с самого начала были очевидцами и служителями Слова, — 3. счел за благо и я, тщательно исследовав все с самого начала, связно изложить это для тебя, достойнейший Феофил, 4. чтобы ты мог усмотреть, насколько достоверно учение, которое тебе преподали.   5. Был во времена Ирода, царя Иудеи, некий священник, именем Захария, из разряда Авии, и была у него жена из рода Аарона, имя ее — Елисавета; 6. и были они оба праведны пред Богом, соблюдая безукоризненно все заповеди и установления Господни. 7. И не было у них ребенка, потому что Елисавета была бесплодна, и оба были уже в преклонных годах. 8. И вот, когда был его черед исполнять свои священнические обязанности перед Богом, 9. ему по обычаю, принятому у священников, выпал жребий войти в Храм Господень и совершать каждение, 10. между тем как весь народ во время каждения стоял за дверями и молился. 11. И явился ему ангел Господень, представ по правую руку возле жертвенника каждения. 12. И Захария, увидев, смутился, и напал на него страх. 13. Но ангел сказал ему: «Не страшись, Захария! Ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и ты наречешь имя ему: Иоанн. 14. И будет радость тебе и ликование, и многие рождению его возрадуются; 15. ибо он велик будет пред Господом, ни вина, ни хмельного пить не станет, и Дух Святой исполнит его

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

12. И вот что будет для вас знаком: вы найдете в яслях Дитя спеленутое». 13. И внезапно рядом с ангелом явилось во множестве воинство небесное, хвалившее Бога и возглашавшее: 14. «Слава в вышних Богу, и на земле мир избранникам Его!» 15. И было, когда удалились ангелы на небо, пастухи стали говорить друг другу: «Дойдем до Вифлеема, поглядим, что это там случилось, о чем известил нас Господь?» 16 И вышли они поспешно в путь, и нашли Мариам, и Иосифа, и Дитя, лежащее в яслях, 17. а увидев, поведали, что было им сказано об этом Младенце. 18. И все, кто слышал это, дивились речам пастухов. 19. Мариам же все эти слова сберегала в сокровищнице сердца Своего. 20. И пошли пастухи домой, славя и восхваляя Бога за все, что им довелось видеть и слышать, как им было обещано. 21. И когда исполнились восемь дней и должно было обрезать Младенца, Ему дали имя Иисус, которое было наречено ангелом прежде Его зачатия. 22. А когда исполнились дни очищения их согласно Закону Моисееву, принесли они Дитя в Иерусалим, чтобы представить Его пред лицо Господа Рождественская история по Евангелию от Луки. Ольга Седакова (Ангел возвещает о рождении Иоанна Крестителя) Был во времена Ирода, царя Иудеи, священник по имени Захария, из Авиевой череды; и жена его тоже была из Ааронова рода; звали ее Елисавета. Оба они были праведны перед Богом и жили, храня все заповеди и уставы Господа безупречно. И не было у них детей, потому что Елисавета была бесплодна, и оба они уже состарились. Вот однажды, когда Захария в свою череду служил перед Богом, ему по жребию, как принято было у священников, выпало кадить; и он вошел в храм Господень. А все множество людей оставалось снаружи, и молились во время каждения фимиама. И вот, явился ему ангел Господень, стоя по правую руку у кадильного алтаря. И Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. И говорит ему ангел: «Не бойся, Захария! услышано моление твое, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и ты дашь ему имя: Иоанн. И будет тебе радость и утешение, и многие порадуются рождению его. Ибо он будет велик перед Господом, и вина и сикера не будет пить, и Духа Святого исполнится еще в материнской утробе. И многих сыновей Израилевых вернет он Господу Богу их. И он пройдет перед Ним в духе и силе Илии, обращая сердца отцов к детям и неверных — к мудрости праведных, собирая Господу приготовленный народ».

http://predanie.ru/tema/rozhdestvo/

12. Думаю, что для сего трактата нельзя найти лучшего завершения, чем прекрасные слова боговедца Фомы Кемпийского, которые одновременно могут стать и замечательной молитвой при чтении Священного Писания. Да запечатлеет Бог их смысл глубоко в нашем сердце и да дарует нам опытно познать и исполнить их! « Говори, Господи, ибо слышит раб Твой (1 Цар. 3, 9). Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои (Пс. 118, 125). Приклони сердце моё к откровениям Твоим (Пс. 118, 36), да польётся, как роса (Втор. 32, 2), речь Твоя. Чада Израилевы говорили некогда, обращаясь к Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть (Исх. 20, 19). Не этого, Господи, не этого я прошу, а вместе с пророком Самуилом умоляю Тебя смиренно и ревностно: говори, Господи, ибо слышит раб Твой. Пусть не (только) Моисей или кто-либо из пророков говорят со мной, а ты, Господи Боже, Вдохновитель и Просветитель всех пророков, говори со мной, ибо Ты Один можешь наставить меня в совершенстве, они же без Тебя ничем способствовать мне не в силах. Они могут передать слова, но они не передают духа. Они говорят красиво, но если Ты безмолвствуешь, они не воспламеняют сердца. Они дают нам букву, Ты же открываешь нам смысл. Они говорят нам о тайнах, Ты же даруешь понимание всего того, что сокрыто. Они объявляют заповеди, Ты же помогаешь их исполнять. Они указуют нам путь, Ты же даёшь силы на то, чтобы этот путь пройти. Они действуют только вовне, Ты же проникаешь в сердца наши, наставляя и просвещая их. Они удобряют снаружи, Ты же даешь плодородие. Они изрекают слова, Ты же даёшь нам понимание этих слов. Посему, да не Моисей (только) говорит со мной, но Ты, Господи Боже мой, Ты, Вечная Истина, чтобы не умереть мне, оставаясь бесплодным, когда наставления приходят ко мне только извне, а сам я не воспламеняюсь внутренне; и чтобы не подвергнуться мне суду слова, которое я слышу, но не осуществляю, воспринимаю, но не проникаюсь к нему любовью, которому верю, но не соблюдаю. Говори же, Господи, раб Твой внимает Тебе. Ты имеешь глаголы вечной жизни (Ин. 6, 68). Говори со мной, Господи, обо всём, что направлено на утешение души моей, на исправление всей жизни моей, да вечно воздам Тебе славу, восхваление и честь» .

http://bogoslov.ru/article/5086640

12). Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. «Законом свободным он называет нелицеприятие, ибо действующий по лицеприятию не свободный, но раб, потому что кто кем побежден, тот тому и раб» ( 2Пет.2:19 ) (блж. Феофилакт). 13). Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом. «Если в суде над бедным будешь сострадающим и мягким, не устрашишься суда Божия» (св. Иларий Арльский). «Действие милосердия сходно с тем, что производит древесное масло на борющихся на поприще. Борцы, намазанные маслом, легко ускользают от захватывания своими противниками. Так и наше милосердие к бедным даст нам на суде возможность избежать нападений со стороны бесов» (блж. Феофилакт). «Тот, кто сам впадает в грех , находится в опасности, но тот, кто (сверх того) убеждает других, (что это не грех) и отвлекает от благочестия, тому суд без милости» (прп. Ефрем Сирин ). 14). Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? «Подобны бесплодной смоковнице такие, кто разглагольствуют о вере, а самой веры не имеют, – держат только в уме предметы веры. Также и те, кто по внешнему поведению исправны, а по чувствам и расположениям очень неисправны и дела добрые делают лишь когда другие видят… Будем молиться, чтобы Бог не попустил нам быть такими» (свт. Феофан Затворник . МНКДГ). «Не думай, брат, что спасешься одной верой. И Сам Господь говорит: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ). Итак, хороша вера, если стяжаешь и дела» (прп. Симеон Новый Богослов . Слова, 48). 15–16). Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы? «Одними благочестивыми словами не поможешь нагому и голодному; если не оденешь его и не накормишь, слово веры не будет иметь своей спасающей силы. Оно мертво без дел любви, любви возрождающей и животворящей» (св. Беда). «Если кто делом не докажет, что он верен Богу, то такого не нужно и называть верным, ибо не тот верен, кто просто называет себя Господним, но тот, кто любит Господа так, что за веру в Него готов и на смерть» (блж. Феофилакт).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

13: 12–13)» с. 12]. Несомненно, что и сам Захария, и его жена молились Богу о снисхождении, а также соблюдали все необходимые правила жизни, которые были изложены в Законе Божием. Как мы уже отмечали, бесплодие считалось у евреев признаком того, что данная супружеская пара сильно согрешила перед Богом, за что Он и наказывал таким образом. Такая семья, как правило, становилась изгоем в обществе, которое постоянно подвергало ее различным насмешкам и осуждениям. Казалось бы, в такой ситуации супруги могли бы начать роптать на Бога, не видя выхода из ситуации. В случае с Захарией и Елисаветой все было по-иному. Несмотря на все трудности, праведный Захария продолжал совершать свое священнослужение, а Елисавета покорно молилась о чуде. Однажды, когда Захария служил в храме по праву своей очереди, ему явился Архангел Гавриил и дал ему обетование. В Евангелии от Луки мы читаем следующее: Явился ему [Захарии – С. М.] Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей; и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их; и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный (Лк. 1: 11–17). Эти слова Ангела Божия в полной мере раскрыли личность Иоанна Предтечи, который и родился у Захарии и Елисаветы. Такой великий пророк Божий, соединивший собой Ветхий и Новый Заветы, мог родиться только у супругов благочестивых, добродетельных, живущих по заповедям Божиям, в том числе и в личной, семейной жизни. Блаженный Феофилакт слова Ангела толкует следующим образом: «Ангел возвещает, что Иоанн будет велик, но пред Господом, ибо многие называются великими пред людьми, но не таковы пред Богом, например, лицемеры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

(13, 2) Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. В то время как все вообще были грешниками, только они пострадали, чтобы и они сами понесли кару, и прочие получили вразумление. То есть, если вы не отвратитесь от мятежа против вашего Царя, очевидно, Христа, чтобы подчиниться Ему, и от злобы к добродетели, то все вы так же погибнете, то есть, и сами будете истреблены в жертвоприношениях, которыми вы превозноситесь и хвалитесь. Так и произошло. Ведь будучи осаждены в праздник пасхи, они были истреблены римлянами. (13, 4–5) Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, были должниками (φειλται) большими всех людей 514 , живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. И этого допытывались: не были ли грешнее всех в Иерусалиме те, которые приняли столь горькую кончину? Ведь должниками здесь Он наименовал грешников. Поэтому Он высказывается также о них и свидетельствует, что если они не обратятся, то все так же погибнут, то есть, и они примут горькую кончину, которую они и приняли, будучи жестоко уничтожены римлянами. Поэтому и мы учимся отсюда тому, что гибель части наших братьев – это свидетельство гнева Божьего на всех, произошедшее для нашего исправления, по крайней благости Божией, и она наводится на них не только из-за грехов их. Далее Он предлагает и притчу, показывающую, что если они не обратятся, то погибнут. (13, 6–7) И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю оставляет без дела? 515 Под бесплодной смоковницей Он подразумевает синагогу иудеев, покрытую и зеленеющую листвой, то есть, словами закона и пророков, но не приносящую плода, или же добродетели. Виноградник же – это мир, поскольку он насажен для того, чтобы приносить приятнейший Богу плод; а виноградарь – это Христос, поскольку Он заботится об этом винограднике и обихаживает верующих. Имеющий же смоковницу – это Отец, ведь только Его исповедовала Господом синагога иудеев. Три же года – это три устроения жизни иудеев, под руководством судей, царей и первосвященников. Итак, Он говорит: «Сруби ее, зачем она и землю делает праздной?»

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

13 и др.), снимет поношение с народа своего по всей земле; ибо так говорит Господь (6–8 ст.) 151 . И скажут в тот день: вот Он, Бог наш! на Него мы уповали, и Он спас нас! Сей есть Господь; на Нево уповали мы; возрадуемся и возвеселимся во спасение Его» (ст. 9; ср. 12 гл.: 8:17; 35:4 и др. 40:10; 62:11). «Ибо рука Господня почиет на горе сей», и Моав будет попран, как солома в навозе и твердыни его будут разрушены (10–12). – В тот день будет воспета песнь (ср. 12 гл.) сия в земле Иудиной. Город крепкий у нас: спасение дал Он нам вместо стены и вала. Отворите ворота, да войдет народ праведный» (26 гл., 1–2 ст. ср. 60:18; 21:11 и др.). «Твердого духом хранишь Ты в совершенном мире, ибо на Тебя уповает он. Уповайте на Господа во веки, ибо Он есть твердыня вечная» (3–4). «Живущих на высоте», «высоко стоявший» город он поверг на землю, – попирает его (город) нога «бедных», стопы «нищих» (5–6). «Путь же праведника прям» 152 , так как праведник, хотя переживает время грозных судов Божиих, но уповает на Господа «с раннего утра» (7–9; ср. особ. 33:2... или 58:2, 8). Суды Господа необходимы, потому что без наказания нечестивые не научатся правде «и будут злодействовать в земле правых», не увидят высоко поднятой руки Господа» (9–12). Другие владыки, кроме Господа, господствовали над Его народом, но только чрез Господа он славит имя Господне. Эти нечестивые владыки уже не встанут, и не сохранится никакого «воспоминания» о них (13–14), а народ Господень будет умножен (15; ср. 9:3). В постигшем его наказании Господа он мучился подобно беременной женщине и «рождал как бы на ветер» – напрасно: так как страдания его не доставили спасения земле. Но в действительности не было бесплодно страдание: «оживут мертвецы Твои (ближайшим образом те праведники, которые страдали или даже потерпели телесную смерть во время бедствия; – избавление от грозного неприятеля является у пророка прообразом общего воскресения всех праведников и совершенного уничтожения смерти, ср. 25:8 и 1Кор. 15:54 ), восстанут мертвые тела! Воспрянете и торжествуйте, поверженные в прах: ибо роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

13). Однако чрезмерное упование на мудрость представляет собой не меньшую опасность, чем явная глупость: человек может решить, что он может постигнуть «дела, которые делаются под солнцем»; на самом деле, «сколько бы человек ни трудился в исследовании, он все-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого» (Еккл 8. 17); т. о., попытки познать то, что известно лишь Богу, бесплодны и даже вредны. Истинная мудрость, по мысли Екклесиаста, состоит в том, чтобы человек понимал непознаваемость путей Божиих и свою ограниченность. «Всё - суета» - это высказывание Екклесиаста является одним из важнейших для понимания как содержания книги, так и ее структуры, а тему суеты нередко считают «основополагающей для всего учения Екклесиаста» ( Seybold. 1978. P. 320). Высказыванием о суетности всего сущего начинается («Суета сует, сказал Екклесиаст, суета сует,- всё суета!» - Еккл 1. 2, сразу после надписания книги) и заканчивается (Еккл 12. 8) основная часть текста. Само слово «суета» (  ) встречается в книге 38 раз (во всех главах, кроме 10-й: это ок. половины всех употреблений в евр. ВЗ - Seybold. 1978. P. 313, 318); первоначальное значение - «дыхание», «дуновение», «порыв ветра» и т. п.- следует учитывать при истолковании этого слова: оно может относиться «к чему-то кажущемуся, недолговечному, преходящему, непонятному и даже противоречивому» ( Seow. 1997. P. 47). То, что обозначается словом   «может быть ощущаемо одно мгновение, однако оно не может быть зафиксировано или постигнуто - ни физически, ни интеллектуально» (Ibidem). Тема суетности всего сущего проходит через всю книгу и завершает мн. рассуждения Екклесиаста о разных предметах. Когда он говорит о том, что «всё - суета» (см., напр.: Еккл 1. 14; 2. 11, 17; 3. 19), не всегда можно легко понять, относится ли это «ко всему существующему, или же речь идет о каком-то конкретном явлении, суетном во всех отношениях» ( Whybray. 1989. P. 64). Тем не менее несомненно, что он использовал понятие «суета» (  ) для описания мн.

http://pravenc.ru/text/189649.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010