Так подвиг обращается в силу жить и страдать. Страдать без уныния, в мужестве, в вере, в уповании, в радости... Так подвиг обращается в праздник души. Как вход в Иерусалим страданий обращен был Господом в величайшее торжество Своей жизни, так же будет неисчерпаемо велик праздник души, грядущей в свой Иерусалим... Ей, невидимо сопровождаемой всеми детьми небесными, ей, сопутствуемой взорами несметных ангелов, окружаемой молитвами святых всей вселенной, ей, благословляемой вздохами и слезами земных подвижников, ей, под ноги которой постилалась, подчинившись, вся земная жизнь (постилание одежд), ей, которую приветствует чающая освобождения природа (ветви деревьев по дороге), пусть слышится на ее пути таинственный и покоряющий шум неба и земли: «Благословенна идущая во имя Господне!» Ее же уста в молитвенном экстазе пусть неслышно отвечают одним – одним сладчайшим воздыханием: «Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего» ( Мк.11:10 ). На другой день, когда они (Христос с учениками) вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было собирания смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его... Поутру, проходя мимо, увидели, что смоковница засохла до корня. И, вспомнив (вчерашнее), Петр говорит Ему: Равви! посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла ( Мк.11:12–14, 20–21 ). Засохшая смоковница – это классический образ духовно бесплодной души. Такая душа имеет всю видимость жизни. Она, как смоковница, зеленеет и покрыта листьями, т.е. она имеет все внешние обнаружения жизни: суетится, внешне убирается, как будто чего-то достигает, и прочее. Но как в бесплодной смоковнице нет соков жизни и она бессильна дать плод, так и в бесплодной душе при обычной внешности жизни нет силы жизни и нет у нее плодов. Она бесплодна для себя, потому что нет у нее роста и счастья достижения. И она бесплодна для окружающего, потому что не имеет ничего в себе. Что же она может оставить после себя?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Таким образом, из советов Ап. Павла Тимофею, относительно мифов и генеалогий, и распространителей этих последних, нельзя выводить, что мифы и генеалогии по самой сущности своей представляли противоположность христианскому вероучению. А, в таком случае, должно признать, что содержание мифов и генеалогий было само в себе невинным и, по внешности, сходным с христианским учением, и что только жизненный опыт, прямая и простая нравственная жизнь могли доказать пустоту и ложь их. Прибавим еще, на основании 1Тим. 4:3 ; 2Тим. 3:5–8 , что мифы и генеалогии могли казаться высшей мудростью. Нет ничего удивительного, что, при такой видимости мифов и генеалогий, Тимофей и Тит могли принять участие в спорах о них. При своем положении, и обязанности давать ответы на вопросы каждого верующего, – Тимофей мог вступить сначала в невинные беседы о мифах и генеалогиях, а при неопределенности этих мифов и генеалогий, легко могли возникнуть разногласия вопрошающего пасомого со своим епископом, что, в свою очередь, могло привести к умалению епископского достоинства в глазах паствы. Вследствие сего, Ап. Павел советует Тимофею строго держаться положительной стороны переданного ему учения, не принимать участия в бесплодных состязаниях, держаться в стороне от бесплодных волнений по поводу каких-то мифов и генеалогий. На такое мнение дают право другие наставления Апостола тому же Тимофею. Вслед за советом отвращаться ββηλους κа γραδεις μθους, Тимофею дается наставление: упражняй себя в благочестии, ибо благочестие на все полезно 189 ; занимайся чтением, наставлением, учением 190 , вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя 191 . Затем, после совета удаляться споров с людьми поврежденного ума и пр. 192 , напоминается Тимофею, что великое приобретение – благочестие с самодовольством 193 , что некоторые, передавшись сребролюбию, уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям. Ты же, человек Божий, избегай сего... 194 . И еще, – передписывая Тимофею удаляться непотребного пустословия, уклоняться от глупых и невежественных состязаний, Апостол говорит: старайся представить себя Богу достойным 195 ; юношеских похотей убегай, а держись правды, веры, любви, мира и пр. 196 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Фото: Серафим Росоха      Для какой ты корысти? Мы несемся стремглав по жизни, по ходу пытаясь уловить ее звучание, познать смысл, распробовать вкус. Роняя напрасные слова и пересекаясь с сотней случайных людей, спешим раствориться в толпе. Так, день за днем, проходит наша жизнь. Безусловно, каждому из нас есть что вспомнить. Предаться воспоминаниям порой занятно и полезно. Вспоминая прожитую жизнь по отдельным частностям, можно оценить ее сквозь призму сегодняшнего дня и рискнуть задать себе главные вопросы: для чего я живу, что хорошего сделал? Смоковница высилась невдалеке, Совсем без плодов, только ветки да листья. И Он ей сказал: «Для какой ты корысти? Какая мне радость в твоем столбняке Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет, И встреча с тобой безотрадней гранита…» Борис Пастернак поэтично описал евангельскую историю о встрече Спасителя и бесплодной смоковницы. Традиционно Церковь вспоминает эту притчу на исходе поста в Великий Понедельник Великого поста. Но мы начнем ее осмыслять заранее, пока еще есть время что-то изменить в нашей жизни, использовав благодатное время Великого поста. Пока не поздно Итак, на следующий день после входа Господня в Иерусалим Спаситель вместе со Своими учениками отправился в храм. По дороге Он взалкал и, увидев впереди дерево с богатой зеленью, поспешил к нему в надежде найти его плоды. Но зеленеющее дерево оказалось бесплодным. И Христос повелел ему засохнуть. Увидев это, удивились Его ученики: «Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла» (Мк. 11:21). На это Иисус сказал: «Имейте веру Божию; ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море”, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (Мк. 11:23). Что имел в виду Господь? Всякое истинное чудо имеет важное свойство: оно возможно только тогда, когда есть вера. А источником и подтверждением подлинной веры являются плоды веры, то есть то, что человек сотворил во имя Христово. И если, оглянувшись назад, нам нечего предъявить, не имеем добрых дел, то есть большая вероятность повторить участь бесплодной смоковницы.

http://pravoslavie.ru/111200.html

Хочешь ли уповать на богатство свое, спроси того евангельского богача, который говорил душе своей: «душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «Безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» ( Лк. 12, 19–20 ). Хочешь ли сделать что-либо злое, греховное, прогневляющее Бога, спроси грешников, попавших в ад и осужденных на вечные муки. Что они скажут тебе? Посоветуют ли тебе прогневать Бога? Итак, спрашивай у мертвых и будешь разумным. Ты научишься у них разуму, привыкнешь к мудрости. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 217–219 ). Церковь Христова – это корабль, спасающий нас от гнева Божия и страшного адского потока, и ты в нем находишься. Берегись же прогневать Кормчего-Христа, чтобы из этого спасительного корабля не выпасть и в вечном потоке гнева и суда Божия не погибнуть. Ибо только в этом ковчеге спасаются все, кто спасется. Видишь, возлюбленный христианин, что такое Церковь Христова, каково ее великолепие? И блаженны те, которые являются истинными ее сынами ( 104, 338 ). Всякий человек подобен дереву, у которого изнутри от сердца исходят, как ветви и поросль, помышления злые, похоть нечистая, гнев, злоба, сребролюбие, хищение, ложь, лукавство, лихоимство, ропот, хула... И как садовник обрезает дерево, негодные ветки срезает, чтобы выросшие, они не повредили самого дерева, так нужно всякому христианину обрезывать сердце свое и срезать злые помышления, как только начнут исходить от сердца и показываться, чтобы, возрастая, они не повредили внутреннего духовного человека. Ибо как выросшие на дереве негодные ветки отнимают сок у дерева и делают его бесплодным, потом иссушают, так злые помыслы, если вначале не пресекаются, то разрастаются и внутреннего духовного человека приводят в изнеможение, делают бесплодным и душу человеческую превращают в розгу иссохшую, которая из виноградника Христова извергнется ( Ин. 15, 6 ). Конец такой души по Писанию – сожжение ( 104, 341 ) ( 2, 91 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Цель жизни человеческой 158 служить Богу и быть всегда готовым на призвание Господа, могущего придти во всякое время и потребовать отчета в делах наших. Всякий должен будет отдать отчет, во врученном ему залоге. Тот, кому назначена в мире скромная участь, с того не потребуется такого строгого отчета, как с тех кого наградил Бог высшими способностями, и которые они обязаны были употреблять на общее благо. Иисус пришел не для того, чтобы все успокаивались в собственной своей личности, напротив того, Он посетил мир, чтобы возбудить его к деятельности, которая как яркое пламя должно сжечь и омыть его в купели, очищающей все скверны. Он не принес мира, выражающегося эгоизмом, но принес разделение, то есть борьбу против всякого зла, даже в семействах. Христос будет началом разделения, многие из членов последуют Ему, тогда как другие останутся вне царствия Божия. «Вы, которые умеете распознавать так перемену времен, говорил Иисус, неужели не видите, что время которое предрекаю вам, приближается. Поспешите же рассудить о нем здраво. Противник тут, старается ослепить вас и повлечь к судье, который осудит вас. Освободитесь от него, иначе он ввергнет вас в темницу из которой не выйдете пока не отдадите последней медницы». Притча о бесплодной смаковнице В это время пришли некоторые 159 и рассказали Ему, что Галилеяне, ходившие в Иерусалим для принесения жертв, были убиты Пилатом правителем римским и что кровь их смешал он с их жертвами. «Думаете ли вы, отвечал Иисус, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что там пострадали? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все также погибните. Или думаете ли, что те семнадцать человек, на которых упала башня Силоамская, и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все также погибните». Иисус предрекал, таким образом, опустошение, которое Римляне произведут в Галилеи, и разрушение Иерусалима, и что развалины его раздавят жителей. Ту же истину возвестил Он притчей о бесплодной смоковницы, изображающей племя Иудейское.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Что же означают эти три года? Не те ли это три года, в которые приходил на землю Господь и не мог найти плода на смоковнице, как о том написано: вот Я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице, а не нахожу ( Лк.13:7 ). Без сомнения, это та вдовица, о которой сказано: возвеселись, неплодная, не рождающая, воскликни и возгласи, не мучившаяся родами, потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа ( Ис.54:1 ). И поистине вдовица та, о которой прекрасно сказано: ты забудешь о бесславии и вдовстве твоем, ибо Я – Господь Творец Твой ( Ис.54:4–5 ). И может быть, поэтому то является вдовицей та, которая хотя оставила мужа в виду страдания тела, но в день суда, однако, получит Сына Человеческого, Которого она, казалось ей, потеряла: ибо, говорит, на малое время я оставил тебя ( Ис.54:7 ), конечно затем, чтобы оставленная с еще большею славою могла сохранить вечность. Таким образом, все: и девы, и замужние, и вдовицы имеют пример, которому должно подражать. Вот почему, может быть, и церковь (одновременно является) девой, замужней и вдовицей, ибо все они – одно тело во Христе. И так именно она есть та вдовица, для которой во время оскудения на земле небесного слова были нарочито посылаемы пророки; она была бесплодной вдовицей, но сохранявшей деторождение до определенного ей времени» (стр. 74–75). Ясно, что «вдовица» здесь есть церковь , для которой посылались пророки и она была бесплодной до определенного времени, т. е. до первого пришествия Христова. 21) Училище благочестия 170: «Радуюсь, что для церкви терплю сие; но близко время, в которое она примет вдовство и пастыри ее, яко наемники презираеми будут» (слова св. Филиппа). Разбор: Из этого свидетельства нельзя заключать, что во всей церкви не будет ни одного епископа, потому что хотя церковь (какая? очевидно, частная) и примет вдовство, но пастыри то не прекратятся, а только будут презираемы. Здесь с большою уверенностью можно предполагать, что св. Филипп, влачимый мучителями, предчувствуя свою кончину, предсказал о вдовстве Московской митрополии в смысле неимения верховного пастыря – митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Этот Дух является автором мироздания, человека и самого Евангелия. Через Христа мы вступаем в родство с этим Духом, приобретаем новую природу, родственную Ему, конгениальную с Ним. Облеченные силою этого Духа, все живые христиане, начиная от апостолов, шли в темный, погибающий языческий мир, неся Евангелие Света всем томящимся в бесплодных поисках Смысла. В наши дни сгущается тьма. Надвигаются сумерки истории. Ночь спускается на землю. Близится время, когда померкнет солнце, не только видимое, но и духовное – оскудеет свет в сердцах людей, оскудеют вера и любовь. Это – кризис духа, влекущий за собою кризис внешний, общественный и экономический. Кризис духа грозит упадком, унынием, отчаянием. Люди устанут душой и потеряют желание жить. Близится время, о котором сказано: «На земле уныние народов и недоумение, и море восшумит и возмутится. Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную» ( Лук. 21:25-26 ). В эти дни духовной разрухи и хаоса, видимого торжества бессмыслицы и власти тьмы прислушаемся к тихому голосу Христа: «Я свет мира. Кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни». Некогда, за четыре века до Р. X., греческий мудрец Платон, отчаявшись найти смысл на земле, восклицал: «Разве нам ждать с неба Того, Кто придет и снимет повязку с наших глаз?» Еще раньше подобный вопль к Богу раздался из уст пророка Исаии: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» И он воистину сошел и стал человеком, и «мы видели славу Его». И теперь, двадцать веков спустя после того, как свет пришел в мир, наше дело не в том, чтобы теряться в бесплодных поисках, не в том, чтобы искать, а чтобы принять. Ибо «свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. А поступающий по правде идет к свету»… Если есть смысл в бытии, то посвятим ему лучшую пору нашей жизни, ее расцвет и первую любовь. И так как Смысл воистину существует, то скорей, скорей начнемте жить в Его свете, пока жизнь перед нами, пока есть в сердце способность желать и дерзать! Недавно в Англии умер известный общественный деятель.

http://azbyka.ru/smysl-zhizni-marzinkovi...

04 июня. «Ибо Господь, Бог твой, благословил тебя во всяком деле рук твоих, покровительствовал тебе во время путешествия твоего по великой пустыне сей» ( Втор. 2:7 ) Неужели забота Провидения простирается на каждого отдельного человека? Неужели Господь знает о моем ужасном унынии, о моем одиноком пути по безотрадной пустыне? А мне казалось, что я всеми покинут, потерял Бога моего. Я звал Его днем и ночью и думал, что Он меня не слышит. Однако, в то самое время все было известно Ему: и мое одиночество, и громадная, бесплодная пустыня, по которой я проходил. Почему же я сомневался? Господь был все время ко мне близок. На этой самой казавшейся бесплодной почве, без моего ведома, в безмолвной тишине Он посеял те семена, которые должны были взойти в земле обетованной. Итак, когда я проходил по пустыне, Он был со мною, Он сам вел меня к тихим водам и злачным пажитям, «Господь был в месте том, и я того не знал» ( Быт. 28:16 ). Постигнув эту близость Господа, я возблагодарю Его больше всего за те одинокие часы душевной тоски и внутренней борьбы, когда Он невидимо был со мною, и, наконец, я познал Бога и испытал на себе Его любовь. Когда приходит эта близость Господня, тогда пустыня перестает быть пустыней, она превращается в «напоенный водою сад, в источник, которого воды никогда не иссякают» ( Ис. 58:11 ). И впереди видится путь, уже проложенный, светлый и святой, на котором даже и неопытный не заблудится, потому что над ним бодрствует Сам Господь, у Которого исчислены все скитания Его земных странников. Усыновление 05 июня. «Отче наш, Сущий на небесах» ( Лк. 11:2 ) Отец наш! Как мало понимаем мы, что это означает! Христос даровал нам Отца; Он часто во время Своей земной жизни повторял слова: «Отец ваш Небесный». Но с особенной силой возвестил Он об этом усыновлении перед смертью и после смерти. «Ты возлюбил их, как возлюбил Меня» ( Ин. 17:23 ), – говорит Он Отцу. Трепет охватывает нас при этих словах – возможно ли, чтобы та же мера любви, данная Единородному, Возлюбленному Сыну, снизошла и на нас? Христос так сказал, Он знает Отца и просил у Него нашего усыновления, как мзду за Свое страдание. Восстав из гроба, Он провозгласил: «восхожу к Отцу Моему, и Отцу вашему» ( Ин. 20:17 ). Усыновление, Им совершенное, исполнилось.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/den-za...

10,3 «Если напоит кто, – говорит [Господь], – чашею холодной воды только во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» 1788 . Видишь, до чего простер Господь удобство [исполнения] заповеди, чтобы никто не лишен был участия в добре, как немощный и слабый произволением. И еще [говорит]: «[Так как] вы сделали это одному, Мне сделали» 1789 , – лишь бы только делаемое [вами] делалось по Богу, а не для славы человеческой. Ибо присовокупил слова: «Только во имя ученика» 1790 1791 , – то есть, добро да совершается по страху и из любви ко Христу. 10,4 Порицая же делающих что-либо доброе напоказ, для славы и похвалы человеческой, Господь дал [о них Свой] приговор, сказав: «Всё делают они, чтобы видели их люди» 1792 , – и впоследствии с клятвою присовокупляет так: «Истинно говорю вам: они уже получают награду свою» 1793 . Посему Он заповедует ученикам: «Смотрите, не творите милостыни вашей или поста или молитвы пред людьми, иначе не будет вам награды от Отца вашего небесного» 1794 . Исходящие от людей славу, честь или похвалы советует Он отвергать и вообще не подпускать к уму, но ожидать себе, как выше сказано, истинной славы и похвалы от единого Бога, поскольку Господь не учил тому, чтобы сделанное нами какое-либо добро вовсе не было знаемо людьми. Да и как было бы это возможно, когда Он Сам увещевал, чтобы подобно свету сияли пред людьми наши добрые дела, совершаемые во славу Божию? «Да видят, – говорит Он, – ваши добрые дела и прославят Отца вашего небесного» 1795 . 10,5 Апостолы, законоположив Духом ничего из необходимого не предписывать или совсем не затруднять [уверовавших] из язычников, разве что воздерживаться от блуда, идоложертвенного, удавленины и крови 1796 , умолчали до поры до времени о великом числе заповедей по многой и безмерной своей доброте и сострадательности, облегчая младенчество духовного их возраста, желая того только, чтобы сперва от идолопоклонства приступили они к вере, чтобы так, будучи отчасти послушными слову истины, сподобились достичь и важнейших предписаний заповедей и духовного возрастания. 10,6 Если же кто и к молитве довольно ленив, и в служении, и в прочем исполнении какого бы ни было дела для упокоения братии выказывает вялость, нерадение и пренебрежение и не мужается тщательно и верно выполнять все, что велено, то апостол, именуя такого ничем не занятого и, напротив, бесполезного человека праздным, не признает его достойным и хлеба, сказав: «Праздный да не ест» 1797 . И в другом месте [сказано]: «Праздных и Господь ненавидит, и 1798 праздный не может быть верным» 1799 . И в [книге] Премудрости говорит [Сирах]: «Многой злобе научила праздность» 1800 . Каждый обязан приносить плод в каком бы то ни было деле, совершаемом ради Господа, и быть тщательным хотя бы в одном хорошем [деле], чтобы, оказавшись совершенно бесплодным, не лишиться вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

10 . Вид его подобен Ливану, величествен, как кедры . Этим означено божественное величие и вечность (кедр – дерево негниющее) Божественного Логоса, превечного Слова. 11 . Гортань его сладость. Уста его – сладость . От зрительного и обонятельного восприятия описание переходит к вкусовому. Гортань его сладость. Божественно сладостно Слово. «Словеса твоя, паче меда устам моим» ( Пс. 118:103 ), – восклицает псалмопевец. А апостол говорит: «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» ( Ин. 6:68 ). 12 . И весь желание. И весь он – любезность . Ибо Бог есть любовь. А Слово – сияние любви Отца. Святой Кирилл Философ, просветитель славян, сравнивал Святую Троицу с диском солнца, лучом света и теплом. Так превечный Логос есть Луч любви Отчей, от недр Отца рожденный. А для человеков – весь он любезность , ибо что любезнее Слова? И весь Он – желание, ибо сильно жаждет и желает соединения с Ним естество человеческое. И во дни земной жизни для плоти Сына Человеческого единение с Логосом было единым желанием. Вот кто возлюбленный мой, и вот кто друг мой, дщери Иерусалимские! – говорит сынам человеческим о превечном Слове, божественном Логосе пречистая плоть Христова. Образ Невесты – пречистой плоти Христовой (4:1–5; 6:5–7; 7:2–10) Если к Жениху желание Невесты, то и Он с любовью взирает на Нее – превечное Слово на пречистую плоть во Христе. Образ Невесты узрим, соединив описания в 4:1–5 и 7:2–10. О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Голова твоя на тебе, как Кармил, И волосы на голове твоей, как пурпур; Царь увлечен (твоими) кудрями. Волосы твои – как стадо коз, сходящих с горы Галаадской. Глаза твои голубиные под кудрями твоими. Глаза твои – озерки Есевонские, что у ворот Батраббима. Нос твой – башня Ливанская, обращенная к Дамаску; и запах от ноздрей твоих, как от яблоков. Как лента алая губы твои, и уста твои любезны. Уста твои – как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных. Зубы твои – как стадо выстриженных овец, выходящих из купальни, из которых у каждой пара ягнят, и бесплодной нет между ними.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010