Видишь ли, как очи веры видят незри­мое? На таком расстоянии и после столь долгого времени они видели Христа распинаемым. Так и вы видите мертвых воскресающими; так и вы сегодня видите прокаженного очи­щаемым; так и вы видите расслабленного восстающим, — и видите более иудеев, которые тогда присутствовали. Они, присутствуя, не признали чуда, а вы, и, не присутствуя, пове­рили, — так что я справедливо сказал о вас, что ваши же блаженны очи, что видят (Мф.13:16). Если же ты и из другого случая желаешь узнать, что очи веры видят невидимое, а на видимое не смотрят, — ведь они не иначе могут увидеть не­видимое, как оставив без внимания то, о чем выше ска­зано, — то послушай беседы Павла об Аврааме, как он очами веры узрел рождение Исаака и таким образом принял обетование. Что говорит апостол? И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело (Рим.4:19). Велика сила веры! Как робки и слабы суждения человеческие, так крепка и сильна вера. Не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело . Видишь ли, как он пренебрег видимым, как не посмотрел на старость, хотя она была пред глазами? Но он созерцал очами веры, а не глазами телесными. Поэтому он и не видел ни старости, ни мертвенности Сары: и утроба Саррина в омертвении (Римл.4:19). Здесь апостол указывает нам на бесплодие. Была немощь двоякая: одна от старости, другая от слабости природы; не только тело по возрасту было неспо­собно к деторождению, но и самая утроба была омертвевшею, и самое природное вместилище (деторождения) еще прежде ста­рости было неспособно по причине бесплодия. Видишь ли, сколько было препятствий? Старость мужа, старость жены; бесплодие, ко­торое еще неспособнее старости и в особенности препятствует деторождению. И, однако, Авраам оставил все это без внима­ния и очами веры возвысился до небес, имея величайшее до­казательство на исполнение обещанного — силу Обетовавшего. Поэтому он не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу (Рим.4:20).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Видишь ли, как очи веры видят незримое? На таком расстоянии и после столь долгого времени они видели Христа распинаемым. Так и вы видите мертвых воскресающими; так и вы сегодня видите прокаженного очищаемым; так и вы видите расслабленного восстающим, — и видите более иудеев, которые тогда присутствовали. Они, присутствуя, не признали чуда, а вы, и, не присутствуя, поверили, — так что я справедливо сказал о вас, что ваши же блаженны очи, что видят (Мф.13:16). Если же ты и из другого случая желаешь узнать, что очи веры видят невидимое, а на видимое не смотрят, — ведь они не иначе могут увидеть невидимое, как оставив без внимания то, о чем выше сказано, — то послушай беседы Павла об Аврааме, как он очами веры узрел рождение Исаака и таким образом принял обетование. Что говорит апостол? И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело (Рим.4:19). Велика сила веры! Как робки и слабы суждения человеческие, так крепка и сильна вера. Не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело . Видишь ли, как он пренебрег видимым, как не посмотрел на старость, хотя она была пред глазами? Но он созерцал очами веры, а не глазами телесными. Поэтому он и не видел ни старости, ни мертвенности Сары: и утроба Саррина в омертвении (Римл.4:19). Здесь апостол указывает нам на бесплодие. Была немощь двоякая: одна от старости, другая от слабости природы; не только тело по возрасту было неспособно к деторождению, но и самая утроба была омертвевшею, и самое природное вместилище (деторождения) еще прежде старости было неспособно по причине бесплодия. Видишь ли, сколько было препятствий? Старость мужа, старость жены; бесплодие, которое еще неспособнее старости и в особенности препятствует деторождению. И, однако, Авраам оставил все это без внимания и очами веры возвысился до небес, имея величайшее доказательство на исполнение обещанного — силу Обетовавшего. Поэтому он не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу (Рим.4:20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вот такова Невеста! Таков был в Боге Израиль Божий! Возлюбленная стремится к Жениху и зовет Его: 7:10–13 Аз брату моему, и ко мне обращение его. Прииди, брате мой, и взыдем на село, водворимся в селех: ураним в винограды, увидим, аще процвете виноград, процветоша ли овощи, процветоша ли яблока; тамо дам тебе сосца моя. Мандрагоры даша воню, и при дверех наших вси плоды новии: до ветхих, брате мой, соблюдох ти. 7:11–14 Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его. Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный! «И к мужу твоему влечение твое», – сказал Господь Еве, первой жене ( Быт. 3:16 ). Так влекся Израиль ко Господу, к Ягве, небесному Жениху и Мужу. Ему принадлежит Израиль и к Нему обращено желание Ягве. «Мужем желаний» наименован пророк Даниил, народом желаний Господних был весь Израиль. Любовью влекутся они друг ко другу, устами пророков своих зовет Израиль грядущего Мессию: Прииди, возлюбленный мой . Так звали все «чаявшие утехи Израилевой». Суламифь зовет Жениха насладиться любовью, отдает себя и ласки (сосцы) свои Ему. Во цвете виноградник и гранатовые яблони , распустились почки . Жаждет сердце народа Божия Мессии, мессианского времени, утехи и наслаждения любовью Мессии. Поутру пойдем ... Кончается ночь неведения и греха, чувствуется пробуждение утра новой эры мессианских времен. Мандрагоры уже пустили благовоние. Мандрагоры – майские яблоки, возбуждают любовь и разрешают от бесплодия. Они уже пустили благовоние , началось их действие. Праведники в Израиле возгораются любовью к ожидаемому ими Мессии, они уже начинают разрешаться от бесплодия, приносить плоды (Иисус Навин и Илия принесли плод девства, Елисей – чудотворение мощей, Маккавеи – святое мученичество), предваряющие дары Нового Завета: при дверех наших вси плоды новии.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Вот что такое бесплодие души и вот почему оно осуждается. Бесплодие – это внутренняя мертвенность. И осуждается оно потому, что оно неминуемо влечет за собою смерть. Оно и есть само в себе смерть. Осуждение бесплодия есть только констатирование (свидетельствование) отсутствия жизни и наличия временно скрытой смерти. Евангельский рассказ о бесплодной смоковнице дает ответ и на последний возможный вопрос: почему в отношении к бесплодной смоковнице не проявлено Божественного милосердия? Почему смоковница приговаривается к гибели? Почему Господь уже не ждет от нее плода? Разве греховная и бесплодная душа не может надеяться на Божественное милосердие? Господь ведь много раз являл прощение и милосердие! Может быть, душа покается и даст плод, достойный покаяния? Отвечая на это, Евангелие указывает, что Божественное определение выносится не сразу, не неожиданно. Господь много и долго терпит заблуждающуюся душу. Господь всякими промыслительными путями все время блюдет душу и хочет выправить ее путь и вдохнуть в нее силу жизни. И Божественное попечение все время опекает душу. Евангелие образно обозначает это попечение словами «увидев издалека смоковницу...» В выражении увидев издалека заключена мысль о том, что Божественное попечение надзирает за всеми жизнями, как бы различны ни были их пути и как бы далеко они ни шли от Божия пути жизни. А надзирает над жизнями Господь не из любопытства, а чтоб Его попечительная Рука во всякий миг могла бы открыться душам, едва они вспомнят о ней. Значит, Божественное попечение о смоковнице было. И оно было длительным. Оно шло до крайних границ Божественного милосердия и терпения в ожидании выправления жизни и плодов. В другой притче о посечении смоковницы Господь ясно говорит о долгом Божественном попечении, предшествующем осуждению смоковницы: Некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел; и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает? Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, – не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее ( Лк.13:6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Lebed...

Выше он говорил « не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию »; а здесь разлучившейся повелевает воздерживаться, хотя уже по неволе: « должна оставаться », говорит, « безбрачною, или примириться с мужем своим ». Видишь, как она находится между двух бед? Она должна или терпеть насилие от похоти, или, если этого не хочет, угождать своему обидчику и быть готовой на все, чего бы он ни захотел, наносить ли побои, или осыпать злословиями, или подвергать презрению слуг, и прочее тому подобное; так как мужьями придумано много средств, когда они захотят наказать своих жен. Если же она не потерпит этого, то должна пребывать в бесплодном воздержании; бесплодном, говорю, потому что к нему не относится данное обетование, так как оно происходит не от стремления к святости, а от гнева на мужа. « Должна оставаться », говорит, « безбрачною, или примириться с мужем своим ». А что, скажешь, если он не захочет помириться? У тебя есть другая возможность избавиться и освободиться. Какая же? Ожидай его смерти. Как девственнице никогда не позволительно вступать в брак, потому что Жених ее всегда жив и бессмертен, так и вступившей в брак тогда только можно (получить свободу), когда умрет ее муж. Если бы и при жизни его можно было ей переходить от него к другому, и от этого опять к иному; то для чего и браки, когда мужья стали бы безразлично пользоваться женами друг друга и все просто смешивались бы со всеми? Не исчезло ли бы и взаимное расположение, если бы сегодня один, завтра другой, а потом третий стал жить с женой кого–либо из сожителей? Справедливо Господь назвал это прелюбодеянием. 41. Для чего же Он позволил это иудеям? Для того, чтобы они не враждовали друг с другом, чтобы родственной кровью не наполняли своих жилищ. Что лучше было, скажи мне, для сделавшейся ненавистною — быть ли изгнанною вон, или быть убитою внутри дома? А последнее они сделали бы, если бы им не дозволено было изгонять. Посему (Господь) и говорит: « возненавидит ее и отпустит ее из дома своего » (Втор. 24:1–3).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=681...

Глава 5. Народ Израильский – виноградник Божий превосходно устроенный, но бесплодный и негодный, будет разорен, попран и беспощадно разграблен Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его. У Возлюбленного моего был виноградник на вершине утучненной горы. (Воспою ныне возлюбленному песнь возлюбленнаго моего винограду моему: виноград бысть возлюбленному в розе, на месте тучне). Хорошо устроенный, удобно и красиво расположенный, тщательно возделанный, крепко огороженный и плодоносный виноградник составляет привлекательный и утешительный предмет хозяйства на востоке. Всякий добрый хозяин старается иметь для себя отрадное занятие – возделывание виноградника; всякий член семейства участвует в уходе за ним и в особенности с удовольствием разделяет труды при собирании плодов. Дело собирания винограда в урожайный год весьма желанное и время весьма веселое; при этом громкие, радостные песни всегда оглашают холмистые окрестности города, переполненные виноградниками. Естественно, дети радуются о плодоносном винограднике своего возлюбленного отца; радуется и невеста о винограднике своего возлюбленного жениха, и все поют песни о своих любимых виноградниках. Так же и пророк Исаия поет перед своим возлюбленным народом песнь своего возлюбленного Господа о Его любимом винограднике. Но песнь пророка не отрадная... У Господа, возлюбленного пророком, был свой любимый виноградник. Как всякий благоразумный и трудолюбивый хозяин заботится о том, чтобы насадить и устроить свой виноградник со всеми удобствами, с удовлетворением всех требований хозяйства, так много позаботился и Господь о своем возлюбленном винограднике. Обыкновенно, удобное место для виноградника – склон горы на восток или на юг; почва на этом избранном месте должна быть тучная, удобренная, рыхлая. И Господь рассадил Свой виноградник «на вершине утучненной горы». 2. И Он обнес его оградою, и очистил его от камней, и насадил в нем отборные виноградные лозы, и построил башню посреди его, и выкопал в нем точило, и ожидал, что он принесет добрые гроздья, а он принес дикие ягоды. (И ограждением оградих и окопах, и насадих лозу избранну, и создах столп посреде его, и предточилие ископах в нем, и ждах, да сотворит гроздие, и сотвори терние).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Глава LIV В этой главе, служащей продолжением предыдущей, рисуется создание Церкви Божией, Христианской, не ограниченной народом Израильским, но обнимающей все народы, причем Израильтяне не исключаются из среды ее. Разница между сынами Израиля и всеми другими народами заключается в том, что Израиль представляется женой, отверженной Супругом ее, который прощает ее и снова принимает ее (ст. 4–7), а остальные народы изображаются женой не имевшей мужа (ст. 1), но оба эти образа сливаются в одну общую церковь Христианскую, к которой глаголет Господь в ст. 13–17 и которую Он обещает хранить в веки. Общее значение этих последних стихов может быть высказано в словах Господа Иисуса: „Не бойся малое стадо, ибо Отец ваш благоволил дать вам царство.“ ( Лк. 12:32 ). 1 . Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. 2 . Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои; 3 . ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города. До явления миру света, истины и благодати Господом нашим Иисусом Христом мир языческий уподоблялся незамужней женщине-блуднице, не рождавшей и бесплодной. Но церковь Христова из язычников, основанная посреди этой доселе бесплодной страны, соделалась матерью бесчисленных чад „от Бога рожденных“ ( Ин. 1:12 ). Поэтому и говорит новообращенным бывшим язычникам, Ап. Павел: „Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире“. ( Еф. 2:12 ). К этим то язычникам и относится глагол Господень, изреченный через раба Божия Исаию. Замечательно еще, что подобные же пророчества произносил и прежде пророк, но в более прикровенном виде. Напомним, что в главе 24 изображено сетование всей вселенной (ст. 4, 6) но в гл. 32, когда объявляется о вечном Царе правды (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Голод Голод – символ. Физическому голоду предшествует духовное истощение. Восемь главных бед или наказаний. Восемь главных страстей. Голод – символ. Голод физический – символ духовного голода. Видимое творение и видимое событие – символы духовной реальности. Бесплодная земля – символ бесплодных душ. Господь ограничивает людей в телесной пище оттого, что люди не приносят Ему духовных плодов – заповеданных Им добродетелей. Земля могла родить, но не смела – Бог запретил ей. Но земля год бесплодия не провела бесцельно, она своим бесплодием отразила духовное бесплодие и напомнила людям о Боге, Дарителе плодов. Семь тощих коров во сне фараона символизировали семь голодных лет. Нынешний голодный год символизирует бесплодие человеческих душ. Истощала человеческая душа, истощала и земля! Плодородный Египет голодал семь лет, а Израиль в безводной пустыне сорок лет не нуждался в пище! «Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага» ( Пс. 33:11 ). Что толку от сильного государства? Поможет только Бог Великий. Он дает, Он лишает. Когда дает, для того дает, чтобы люди прозрели и увидели Дающего. Когда лишает, для того лишает, чтобы люди познали, что от Него лишение. Трудно сказать, когда присутствие Бога очевиднее людям, когда Он милует или когда казнит. Милость и наказание, даяние или лишение, вот два обычных способа, с помощью которых Бог учит людей и пробуждает от греховного сна. Благодарная душа узнает Бога в каждом даре, который получает, и с радостью славит Его; грубая душа не узнает Бога под самым тяжким ударом бича – таким был царь Ахав (см. 3 Цар. гл. 17 и далее). Не узнает такая душа Бога и по изобилию даров, сетовал Моисей на свой неблагодарный народ: «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего». Каким мог быть ответ Божий на такое духовное отупение? Вот каким: «Сокрою лице Мое от них [и] увижу, какой будет конец их; ибо они род развращенный; дети, в которых нет верности» ( Втор. 32:15, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Господь показал мне (человеколюбно) в нынешнюю ночь, что душа моя стоит в грунте сухом и бесплодном и остается совершенно без питания, так что только туда-сюда зеленые иголочки торчат на ней, а большая часть облетела. И в самом деле, душа моя как бы сосна или ель, утвержденная в сухом и совершенно бесплодном грунте – в пристрастии к земным благам, которые для души нашей не иное что, как каменный грунт. Между тем ей должно было бы стоять в грунте земли сильном и влажном – в Боге, или в крепкой вере и уповании на Бога и крепкой любви к Нему и к ближнему, ибо для души нашей один, если можно так выразиться сравнительно, грунт питательный и жизненный – это Господь Бог, или любовь, к Нему и от Него и ради Его прилежно распространяемая на всех, по образу и подобию Его сотворенных. В Нем душа обильно и с услаждением питается, зеленеет, тучнеет и цветет и приносит плоды, как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что... ни делает, успеет [ Пс. 1, 3 ]. Страсти же плотские, в которых душа наша по слепоте своей живет, – это как бы грунт земной, каменный и совершенно бесплодный; если будет душа оставаться в этом грунте, то и остальная зелень ее спадет, и совершенно иссушится в ней Божественная жизнь, и, как мертвая, сделается она добычею имеющего державу смерти, то есть диавола [ Евр. 2, 14 ]. Да, душа наша, как и тело, устроена так, что она получает пищу и жизнь из сродного ей начала – Бога, как тело из сродного ему начала – земли; не в себе мы имеем жизнь, ибо мы и ничего своего не имеем, как не могли дать себе и бытия, а в Боге, Который указал душам нашим Себя Самого как пищу, питие, одежду, покой и вечное радование, сказав, что без Него мы будем мертвы душами своими (если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни [ Ин. 6, 53 ]), а телу, этому временному жилищу нашей души, указал на произведения земли – на хлеб, разные другие плоды и овощи и на воду и другие пития, – тленному тленные, сложному сложные, – и повелел нам не привязываться к ним сердцем, как не сродным богоподобной природе нашей души, которая бессмертна, а презирать и попирать их, когда они возмущают нашу душу, как прах ног наших, как брение путей, по которым мы ходим. Что же составляет пищу души нашей во временном нашем странничестве по земле? Как пища для младенца есть сосец матери, так пища для нас, младенцев о Христе, отрожденных 122 водою и Духом, есть Божественное Тело и Кровь нашего Господа, Творца сосцов матерних и млека матернего, Его Божественное слово и сердечная, покаянная, благодарная и славословная молитва.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

До сих пор вся деятельность Иисуса была направлена ко спасению народа израильского. Посылая в первый раз Апостолов на проповедь Он сказал им: к язычникам не ходите... а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 10, 5-6). И когда язычница, хананеянка, обратилась к Нему с мольбой, исцелить ее беснующуюся дочь, Он, прежде чем исцелить ее, сказал: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15, 24). Но из этого нельзя заключать, что Он ограничивал Свое посланничество только обращением евреев, нет, Он в то же время говорил: Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь (Ин. 10, 16). На вопрос же о том, когда именно овцы не сего двора (то есть не евреи) будут привлечены Иисусом и услышат Его голос, Он Сам отвечал: Когда вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин. 12, 32). Следовательно, назначение Иисуса было привлечь к Себе Своим учением: евреев лично, а язычников — через Апостолов, после Своей крестной смерти. Поэтому пришествие этих язычников (эллинов) должно было напомнить Иисусу, что посланничество Его к евреям окончено и начинается призвание язычников, но что этому призванию должна предшествовать Его смерть на кресте, а затем Воскресение и Вознесение, то есть прославление Его. Да, настало время отвергнуть когда-то избранный Богом народ и на его место призвать язычников; настало время идти на крест! Под влиянием таких мыслей Иисус сказал: пришел час прославиться Сыну Человеческому (Ин. 12, 23). Притча о пшеничном зерне, упавшем на землю Но этой славе должна предшествовать смерть; и вот, чтобы Апостолы и эллины не отшатнулись от Него, когда Его поведут на крест, Он теперь же говорит им о необходимости Своей смерти и объясняет это примером из жизни растений: «Если зерно, например, пшеничное, посаженное в землю, даст росток, то хотя само и умирает, то есть перестает существовать в виде зерна, зато приносит много плода, а если лежит в земле нетронутым, не проросшим, то остается бесплодным. Так бывает и в жизни людей: иногда человек может принести ближним своим большую пользу не иначе, как путем самопожертвования; жертвуя собой, он спасает многих, а если он любит себя больше этих многих, если он ради своего благополучия готов жертвовать их судьбой, то он хотя и остается неприкосновенным, но зато и бесплодным, как осужденная смоковница. Кто любит земную жизнь свою настолько, что не решается жертвовать ею для блага других, тот в сущности теряет все: оберегая всячески эту жизнь, которая представляется лишь мгновением в сравнении с вечностью, он лишается блаженства Вечной Жизни, а кто считает Вечную Жизнь выше этой мимолетной, тот не задумается пожертвовать ею, если того требует благо ближних или торжество истины.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010