10. Ходи по земле твоей, дочь Фарсиса, как река: нет более препоны. (Делай землю твою, ибо корабли ктому не приидут от кархидона). Когда жители Карфагена узнают о падении Тира и пленении его жителей, то уже не явятся на своих кораблях в его пристани, не привезут ему богатой пошлины и дани: и вот он, как нищий, дабы заработать себе насущный хлеб, вынужден будет обрабатывать землю; а эта участь тем более безотрадна, что гористая, каменистая и лесистая почва Финикии крайне неудобна для хлебопашества. Так, к величайшему унижению финикийцев, этих изнеженных «купцов-князей», им предстоит испытать участь нижайших рабов и силу проклятия Божия, по которому и первозданный человек, за гордость его, приговорен был возделывать бесплодную землю ( Быт.3:17–19 ). 11. Он простер руку Свою на море, потряс царства; Господь дал повеление о Ханаане разрушить крепости его. (И рука твоя ктому не укрепеет по морю, разгневляющая царей. Господь Саваоф заповеда о Ханаане, еже погубити крепость его). Разрушенный до основания и обесчещенный, Тир уже не сможет поддержать своей власти на островах и берегах Средиземного моря, где она прежде была так несокрушимо крепка, потому что ей подчинялись свободно и охотно ради великих выгод – богатства и образованности. Прежде она раздражала царей Востока, потому что возбуждала в них зависть и страх, а теперь все увидят только низложение и попрание её. Такова судьба Финикии предопределена и предвозвещена была еще прапраотцу финикийцев – Ханаану, внуку Ноя. Господь устами патриарха Ноя проклял Хама, в лице сына его Ханаана, и определил потомству его быть рабами рабов ( Быт.9:24–27 ). Это непреложное проклятие разительным образом осуществилось и на финикийцах, потомках Хама через Ханаана. 12–13. И сказал: ты не будешь более ликовать, посрамленная девица, дочь Сидона! Вставай, иди в Киттим, но и там не будет тебе покоя. Вот земля Халдеев. Этого народа прежде не было; Ассур положил ему начало из обитателей пустынь. Они ставят башни свои, разрушают чертоги его, превращают его в развалины. (И рекут: ктому не приложите укаряти и обидети дщерь Сидоню: и аще отъидеши ко китииом, ниже тамо будет тебе покой: и в землю Халдейску, но и та опустела от Ассириан, яко стена ея падеся).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

111:9), — что милосердие достойно похвалы: « муж, щедро дающий, устроит дела свои на суде » (ст. 5), — что не должно злословить: « тайно клевещущего на ближнего своего — сего я изгонял » (Пс. 100:5). И много — гораздо больше сказанного — найдешь ты здесь мыслей, исполненных любомудрия. И он беседует не только о настоящем, но и о будущем, не только о видимой, но и о невидимой твари. Желаешь узнать о небе, пребудет ли оно вечным или потерпит изменение? В ответ на это он ясно говорит тебе, что « как одежда, обветшают, и как одежду совьешь их, и изменятся » (Пс. 101:27). Или о наружном виде (небес) пожелаешь узнать, опять услышишь от него: « простираешь небо, как кожаный покров » (Пс. 103:2). Если пожелаешь узнать, что находится далее — за пределами этого неба, дает тебе ответ и на это: « покрываешь водами высоты Свои » (Пс. 103:3). Не останавливается (псалмопевец) и на этом, но скажет тебе и о широте, и о глубине, доказывая их равномерность: « насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши » (Пс. 102:12). « Ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою утвердил Господь на боящихся Его » (Пс. 102:11). Если ты захочешь исследовать основания земли, то и этого от тебя не скроет, но услышишь от него, что (Господь) « на морях основал ее » (Пс. 23:2). Или ты желаешь узнать о землетрясениях — отчего они бывают? Всякое твое недоумение рассеивается его словами: « Он посмотрит на землю, и заставит ее трястись » (Пс. 103:32). Если спрашиваешь о том, какое назначение имеет ночь, и это можешь узнать от него: « Ты простираешь тьму, — и настает ночь, когда ходят все звери лесные » (Пс. 103:20). Объяснит тебе он и то, чем полезны горы: « высокие горы для оленей », и для чего скалы: « каменистая скала — прибежище зайцам » (Пс. 103:18). Послушай, зачем существуют бесплодные деревья: « там устрояют гнезда птицы » (ст. 17), и для чего источники в пустынях: « поят всех полевых зверей, при них обитают птицы небесные » (ст. 12, 11). Для чего вино? Не для того только, чтобы пить, — для этого достаточно было бы и воды, — но чтобы тебя веселить и радовать: « и вино веселит сердце человека » (ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

111 . Не презирай предвозвещенного пророками Сына, как иудей, не презирай Святого Духа! Не осуждай Исаию, не осуждай Иеремию, которого вытащил на тряпках и веревках со дна колодца в иудейском доме «Взятый Господом» 72 . Презиравший пророческое слово иудейский народ бросил Иеремию в колодец, и не нашлось среди них никого, кто бы поднял его оттуда, но лишь эфиоп Авдемелех, как свидетельствует Писание 73 . 112 . Это имя заключает в себе дивный прообраз. Мы, грешники из язычников 74 , прежде черные от грехов и бесплодные, приняли из глубин пророческое слово, которое иудеи по нечистоте своих мыслей и плоти извергли вон. Слова: Эфиопия простерла руки свои к Богу ( Пс. 67:32 ) – указывают на святую Церковь , которая говорит в Песни песней: Черна я, но прекрасна, дочь Израиля ( Песн. 1:4 ). Черна она грехом, прекрасна благодатью; черна происхождением, прекрасна искуплением. Быть может, черна она от дыма битв, черна сражающаяся, прекрасна же увенчанная знаками своей победы. 113 . Верно сказано, что пророк был поднят на веревках, по изречению верного: Веревки ниспали мне на прекрасные места ( Пс. 15:6 ). Хорошо сказано, что поднят он на тряпках. Сам Господь, пока приглашенные первыми на брак извинялись за свое отсутствие, послал Своих слуг на перекрестки, чтобы все встреченные, добрые и злые, были приглашены на брачный пир 75 . Их лохмотьями Он поднял из грязи пророческое слово. 11 114. Можешь и ты стать «Авдемелехом», то есть «взятым Господом», если поднимешь Слово Божье из глубин языческого невежества, если уверуешь, что Сын Божий не ошибается, не знает неведения, не сомневается в будущих событиях, как не ошибается и Святой Дух, о Котором говорит Господь: Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину ( Ин. 16:13 ). Говорящий все не упускает ничего: ни дня, ни часа, ни прошедшего, ни грядущего. 115 . Уразумей, что Дух знает все, Он возвещает будущее и обладает единым знанием с Отцом и Сыном, как говорит о Нем Истина Божия: Ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам ( Ин. 16:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

113. (1) Славьте Бога! Славьте, слуги Бога, славьте имя Бога! (2) Да будет имя Бога благословенно отныне и вовек! (3) От восхода солнца и до заката его славится имя Бога! (4) Высок над всеми народами Бог, над небесами слава Его. (5) Кто подобен Богу, Всесильному нашему, обитающему в высотах, (6) низко опускающему взор Свой на небеса и на землю? (7) С земли бедняка поднимает Он, от сора возвышает нищего, (8) чтобы посадить его с князьями, с князьями народа Его. (9) Бесплодную Он матерью в доме поселяет - она детям радуется! Славьте Бога! 114. (1) Когда выходил Израиль из Египта, дом Яакова – из среды народа иноязычного, (2) сделалась Иудея святыней Его, Израиль – владением Его. (3) Море увидело и побежало, Иордан повернулся вспять. (4) Горы запрыгали, как бараны, холмы – как ягнята. (5) Что с тобой, море, что ты побежало, и ты, Иордан, чего попятился назад? (6) Горы, отчего вы запрыгали, как бараны, и вы, холмы, – как ягнята? (7) Пред ликом Господа земля задрожала, пред ликом Всесильного [Бога] Яакова, (8) скалу превращающего в озеро воды, кремень – в источник воды. 115. (1) Не нам, о Бог, не нам, но имени Твоему воздай славу ради милосердия Твоего, ради истины Твоей. (2) Зачем говорят народы: «Где же Всесильный [Бог] их?». (3) Всесильный наш в небесах – все, что хочет, делает Он. (4) Их же истуканы из серебра и золота – творения рук человеческих. (5) Уста у них не говорящие, глаза у них невидящие. (6) Уши у них, но они не слышат, ноздри у них, но они не обоняют. (7) Руки у них, но они не осязают, ноги у них, но они не ходят, гортанью своей голоса не издают. (8) Подобны им да будут те, кто делает их, всякий, кто надеется на них. (9) Израиль, надейся на Бога! Он – спасение и оплот! (10) Дом Агарона, надейся на Бога! Он – спасение и оплот! (11) Благоговеющие пред Богом, надейтесь на Бога! Он – спасение и оплот! (12) Бог, вспомнив нас, благословит. Благословит Он дом Израиля, благословит Он дом Агарона. (13) Благоговеющих пред Богом благословит Он – малых и больших. (14) Приумножит вам Бог еще и еще, вам и детям вашим. (15) Благословенны вы пред Богом, сотворившим небеса и землю. (16) Небеса, небеса – Бога, землю же Он отдал сынам человеческим. (17) Не мертвые славят Бога и не спускающиеся в могилу. (18) Но мы благословлять будем Бога отныне и вовеки. Славьте Бога!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

11–12. Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином; и цитра и гусли, тимпан и свирель и вино на пиршествах их; а на дела Господа они не взирают и о деяниях рук Его не помышляют. (Горе востающым заутра и Сикер гонящым, ждущым вечера: вино бо сожжет я: со гусльми бо и певницами, и тимпаны и свирельми вино пиют, на дела же Господня не взирают и дел руку его не помышляют). Благочестивые люди, с древнейших времен, раннее утро и поздний вечер посвящали благоговейной молитве, очищали ум и сердце размышлением о делах Божиих и о делах собственной милости и любви к ближним (ср. Быт.24:63 ); а добрый труд и умеренный обед сопровождали пением священных песен. Не так делали богатые и беспечные современники пророка Исаии, и –подготовляли себе страшное «горе». Не чувствуя потребности трудиться, еще утром эти несчастные опьяняли себя «сикерой» и в полутрезвом состоянии проводили целый день, время, в которое они могли бы много–много сделать добра себе и другим 11 . Но, приходит вечер, и у них – веселый, шумный пир. Сикера возбуждает фантазию; вино горячит кровь; музыка услаждает слух, – полное веселье! Резкие и живые звуки гуслей, приятный тон «певницы» – арфы, звон тимпана и нежный голос свирели услаждают слух пирующих и в опьяненных вином воспламеняют сладострастие 12 . Так начинается, продолжается и оканчивается день плотоугодников. Они уже не вспоминают о      Боге, не слышат откровений пророка: их сердце чуждо благоговейной молитвы, они не присутствуют при утренней и вечерней жертве в храме, не замечают бедных, не помогают страждущим. Пьянство и хищение, вот их дела! Увы, они не замечают, что над ними, уже совершился суд Божий и скоро обрушатся грозные кары Господа! 13–14. За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, и вельможи его будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою. За то преисподняя расширилась и без меры раскрыла пасть свою: и сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их. 13 (Убо пленени быша людие мои, за еже не ведети им Господа, и множество бысть мертвых глада ради и жажди водныя. И разшири ад душу свою и разверзе уста своя, еже не престати: и снидут славнии и велицыи и богатии и губителие их и веселяйся в нем).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

11:27; ср. Луки 10:22) — в этих словах Господа заключен тот смысл, что никто из людей не в состоянии постигнуть все величие и благость Сына так же, как величие и благость Отца. Только Сын в Себе Самом открывает Отца для тех, кто приходит к Нему, а Он, в Свою очередь, призывает всех к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные» (то есть изнемогающие от суетного и бесплодного труда под гнетом греховных страстей, происходящих от гордости и самолюбия), «и Я успокою вас» (то есть дам вам мир и отдых от страстей) (Матф. 11:28). Предлагая взять на себя «иго» Его, Господь подразумевает иго евангельского закона в сравнении с игом страстей: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня кротости и смирению» (Матф. 11:29), «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф. 11:30). Господь Сам дает силы для несения Его бремени в виде благости Святого Духа и Собственным примером воодушевляет нас на несение Его ига. Прощение грешницы в доме Симона-фарисея (Луки 7:36-50). Некий фарисей по имени Симон, питавший, видимо, любовь к Господу, но не имевший твердой веры в Него, пригласил Господа к себе на трапезу для того, может быть, чтобы, вникнув в Его речь и учение, войти с Ним в более близкое общение. Женщина, известная в городе, как большая грешница, вошла неожиданно, встала смиренно позади Господа, наклонилась к Его ногам и, видя, что они не отмыты еще от дорожной пыли, источила целые потоки слез, омывая, таким образом, ноги Господа вместо воды своими слезами и отирая их своими волосами вместо полотенца. Затем, целуя ноги Его, она принялась мазать их принесенным ею драгоценным миром. По понятиям фарисеев, прикосновение грешницы оскверняет человека, а потому Симон, нисколько не тронутый нравственным переворотом, совершившимся в душе этой блудницы, только осуждает Господа за принятие почестей, думая про себя, что Он не может быть пророком, поскольку тогда Он должен был бы знать, «кто и какая женщина прикасается к Нему,» и отверг бы её. Обличая тайные мысли фарисея, Господь рассказал ему притчу о двух должниках.

http://sedmitza.ru/lib/text/430490/

11 Горе им, что на путь Каинов ступили, к Валаамовой мзде устремились, в пререканиях Кореевых погибли. 12 Они оскверняют ваши трапезы любви, когда с вами едят и без боязни утучняют себя. Облака безводные, ветрами носимые, деревья осенние бесплодные, умерли дважды и с корнем исторгнуты они! 13 Волны бурные моря, пенящиеся срамотами своими, звёзды обманчивые, которым мрак тьмы уготован навек. 14 Пророчествовал о них седьмой от Адама, Енох, говоря: “Се, грядёт Господь с полками святых ангелов своих, 15 сотворить надо всеми суд и изобличить всех нечестивых во всех делах нечестия их, которые сотворили, и о всех жестоких их словах, которые изрекли на нас грешники нечестивые”. 16 Недовольные всем укорители, в похотях своих ходят они нечестиво и законопреступно, уста их глаголют горделиво, лицемерят они ради выгоды. 17 Вы же, возлюбленные, помните, что было сказано прежде Апостолами Господа нашего Иисуса Христа, 18 ибо говорили они вам, что в последние времена будут ругатели, поступающие по своим похотям и нечестиям. 19 Они отделяют себя от единства веры, телесные люди, Духа не имеющие. 20 Вы же, возлюбленные, святою вашей верой назидая себя и Духом Святым молясь, 21 сами себя в любви Божьей храните, ожидая милости Господа нашего Иисуса Христа в жизнь вечную. 22 Итак, одних милуйте с рассуждением, 23 а других спасайте страхом, исторгая из огня. Обличайте с опасением, гнушаясь даже ризой, что осквернена плотью. 24 Могущему же сохранить вас без греха и без скверны и поставить пред славою Своею непорочных в радости, 25 Единому Премудрому Богу и Спасителю нашему, через Иисуса Христа Господа нашего слава и величие, держава и власть, прежде всякого века, и ныне, и во все века. Аминь. Консервативный, или филологический перевод 1 Иуда, слуга Иисуса Христа и брат Иакова — тем, кого возлюбил Бог Отец, кого призвал и сохранил Иисус Христос. 2 Милость, мир и любовь да будут у вас изобильны! 3 Возлюбленные! Хотел было я поведать вам об общем 1 спасении, но приходится мне в письме призывать вас, чтобы вы подвизались за веру, единожды переданную святым.

http://pravmir.ru/poslanie-iudyi-tri-tse...

11. И взятый в плен, он был куплен Лаваном; и он дал ему Евнан служанку в жены, которая родила дочь и нарекла имя ей Зелфа по имени города, в котором он был пленен. 12. И после сего она родила Баллу, говоря: «Новоспешна моя дочь»; ибо она тотчас после рожденья, взяв сосец, поспешила сосать. Глава 2 Я был легок ногами, как серна, и определил меня отец мой Иаков на всякое вестничество, и как серну благословил меня. 2. Ибо как горшечник знает сосуд, сколько он вмещает, и согласно сему берет глину, так и Господь по подобию духа творит тело, и по силе тела дух влагает. 3. И нет недостатка даже на одну третью часть волоса; ибо по весу, и мере, и правилу было всякое творение. 4. И как знает горшечник употребление каждого в отдельности (сосуда), насколько он пригоден, так и Господь знает тело, до чего оно может достигать в добре и когда идет на зло. 5. Ибо нет склонности и никакой мысли, которой не знал бы Господь; ибо всякого человека Он сотворил по образу Своему. 6. Ибо как сила его, так и дело его; и как ум его, так и искусство его; и как намерение его, так и деятельность его; как сердце его, так и уста его; как глаз его, так и сон его; как душа его, так и слово его, – или в законе Господа, или в законе Велиара. 7. И как положено разделение между светом и тьмою, зрением и слухом, так положено разделение между мужем и мужем, и разделение между женою и женою; и нельзя сказать, что один подобен другому или лицом, или умом. 8. Ибо все в порядке сотворил Бог хорошо: пять чувств в голове, и шею соединив с головою, придав ей и волосы для благолепия, и славы; затем – сердце для мудрости, утробу для выделения, чрево для (раздробления), дыхательное горло для здравия, печень для гнева, желчь для огорчения, и селезенку для смеха, почки для ловкости, чресла для силы, бока для спанья, бедра для крепости и так далее. 9. Итак, пусть стоят, дети мои, все дела ваши в порядке на доброе в страхе Божием, и ничего беспорядочного не делайте в презрении, а также не в свое время. 10. Потому что, если бы ты сказал глазу: «Слушай», он не будет в состоянии; так и вы, будучи во тьме, не можете делать дела света. Глава 3 Итак, не стремитесь любостяжанием растлевать дела ваши или словами пустыми обольщать души ваши, ибо молча, в чистом сердце, вы уразумеете, (как) волю Божию удержать и отвергнуть волю Велиара. 2. Солнце, и луна, и звезды не пременяют порядка своего; так и вы не пременяйте закона Божия беспорядком дел ваших. 3. Народы, заблудившиеся и отступившие от Господа, пременили порядок свой и подчинились камням и деревьям, последовав за духами заблуждения. 4. Вы же не так, дети мои, (но) познавая на тверди, на земле и на море, и во всех созданиях Бога, сотворившего все, дабы вы не были, как Содом, который пременил порядок естества своего. 5. Подобным же образом и стражи пременили порядок естества своего, которых проклял Господь при потопе, из-за которых сделал и землю без обитания и бесплодною. Глава 4

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

11. И не приобщайтеся к делом неплодным тмы, паче же и обличайте. 12. Бываемая бо отай от них срамно есть и глаголати. Два наставления дает Апостол: внушает удаляться участия в худых делах тьмы – т. е. в худых делах людей, непросвещенных Евангельским учением, а напротив, обличать или обнаруживать такие дела. «И не приобщайтесь к бесплодным делам тьмы, но и обличайте». Усиливая то и другое наставление, он присовокупляет: «Ибо о том, что делают они тайно, стыдно и говорить». Бесплодными делами тьмы называет Апостол порочные дела язычников или неверующих в Иисуса Христа. Бесплодно их дела потому, что не приносят пользы человеку к его спасению и, как бесплодное дерево посекается и в огонь бросается, так и человек с худыми делами будет посечен судом Божиим и брошен в огонь вечный. «Но и обличайте их». – Старайтесь вашим добрым поведением и вашими благовременными вразумлениями доводить неверующих до того, чтобы они видели и понимали, как нехороши дела их. Тайные дела их так нехороши и постыдны, что о них и говорить неприлично. «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить». Апостол разумеет здесь домашние пороки язычников. Далее показывает Апостол, почему он дает наставление–обличать те бесплодные и срамные» дела тьмы, о коих стыдно и говорить. 13. Вся же обличаемая, от света являются: все бо являемое свет есть. «Все же обнаруживаемое делается явным от света; ибо все, делающееся явным, свет есть». Это иносказательное объяснение. Слова Апостола можно раскрыть так: все пороки, обнаруживаемые словом Божиим или учением Христовым и вашим примером, если не будет к тому особенных препятствий, при помощи этого света, становятся для них – язычников явными в своем недостоинстве и предосудительности; они, благоразумно вами обличаемые и наставляемые, поймут, что их дела постыдны и пагубны. «Ибо все, делающееся явным, свет есть». Ибо все, при помощи обличения и наставлений, приходящие к сознанию своих грехов, мало по малу, обращаются к истинному ведению, познают Бога и святую волю Его, и из омраченных неведением язычников делаются просвещенными, христианами, сынами света. Учение Иисуса Христа и христианские добродетели или жизнь по заповедям Христовым Апостол называет светом, который обличает тьму неведения и пороков, и, обнаруживая сей мрак заблуждений и постыдных дел, просвещает омраченных светом спасительного ведения, призывает их к вере в Иисуса Христа, соделывает сынами света и просвещает благодатию Святого Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

11 ст. И не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. И не только не участвуйте в делах, не согласных с волей Божией, делах похоти плоти, очес и гордости житейской, но и обличайте их и словом и наставлением и вразумлением, и Делом, т. е. пусть и ваша жизнь служит им укором и обличением. Так как не всегда удобно бывает выступить со словом обличения, 12 ст. ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить. 13 ст. Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. Все обнаруживаемое при свете Евангельского учения, станет явным, с греха и порока, как дел тьмы, скинется маска, и они явятся пред людьми во всей их наготе, в настоящем своем виде, во свете. 14 ст. Посему сказано: «встань спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос». Посему то Господь Бог и говорит людям, сидящим во тьме, и сени смертной, проснитесь от своей греховной жизни, оставьте грех, умрите для него и воскресните для иной, новой жизни, идите ко Христу и Он вас научит, вразумит и просветит светом своего святого учения. 15 ст. Итак смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16 ст. дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, обращается апостол к христианам, вы уже чада света, смотрите, поступайте осторожно, т. е. проводите время вашей жизни осмотрительно, бойтесь как бы в чем не погрешить против святости христианской жизни, проводите время вашей жизни не как неразумные, как ничего незнающие, а потому погрешающие, не как язычники, но как мудрые, т. е. как чада света, умудренные светом разума святого Евангелия, с христианской мудростью умейте разобраться во всем, что ведет вас к высшей цели жизни, т. е. ко спасению. Искупующе время яко дние лукавы суть, т. е. старайтесь использовать время вашей земной жизни для достижения вами спасения яко дние лукавы суть, т. е. время нашей жизни обманчиво, нельзя так говорить: еще много осталось времени, успею еще позаботиться о своем спасении, вот буду постарше, тогда уже расположу своим временем, как мне нужно. Но прожитого времени уже не вернешь, оно уже потеряно в смысле использования для приобретения спасения, а завтра или сегодня быть может будет поздно.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010