Радуйся, всех верных человек упование. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче. Кондак 6 Проповедник твоего добродетельнаго жития и чудес от иконы Богоматере, по пришествии твоем на остров Коневский, явися рыбарь Филипп, иже любезне прият тя, преподобне отче Арсение, и с тобою пояше Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсиял еси светом добродетелей твоих во острове Коневстем, идеже, яко пустыннолюбная горлица, вселився и уединенное житие пожив, на месте обитания твоего первее честный Крест водрузил еси; уведев же, авва Сила посла инока Лаврентия, да призовет тя паки во обитель Валаамскую, он же пришед и видев богоугодное житие твое, преподобне отче Арсение, глаголаше тебе сицевая: Радуйся, Богом управляемый подвижниче; Радуйся, Девы Марии истинный служителю. Радуйся, Божия правды дивный проповедниче; Радуйся, лжи нелицемерный обличителю. Радуйся, веры правыя насадителю; Радуйся, суеверия искоренителю. Радуйся, целомудрия наставниче; Радуйся, послушания учителю. Радуйся, ненавидения разрушителю; Радуйся, мира Божественнаго всеятелю. Радуйся, подвизающихся о Господе укрепителю; Радуйся, в грехи впадших исправителю. Радуйся, преподобне Арсение, Коневский чудотворче. Кондак 7 Хотящу ти, преподобне отче Арсение, обитель во острове Коневстем создати, первее малый храм в честь Богоматере воздвигл еси, в оньже притекаху хотящии шествовати путем добродетельнаго жития и пояху Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новое чудо сотворил еси, егда со всеми собравшимися к тебе, икону Богоматере взем и к нарицаемому Коню-Камени пришед, прилежным молением злых духов, тамо живущих, отгнал еси; мы же, ведяще сие, в похвалу тебе, преподобне отче Арсение, взываем таковая: Радуйся, постом и молитвою диавола посрамивый; Радуйся, крестом от козней вражиих себе оградивый. Радуйся, от Коня-Камене злых духов прогнавый; Радуйся, от прелести лукаваго окрестных людей избавителю. Радуйся, соль земли, от воды крещения раждаемая; Радуйся, силою Божественною притекающих осоляющая. Радуйся, граде Христов, на верху горы стоящий;

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

—367— осветил еси нас светом разума и т. д. (III, 37). Точно также в утреннем богослужении диакон пусть говорит: преклонитеся к рукоположению. И епископ пусть молится и говорит: «Боже верный и истинный, творяй милость в тысячах и тьмах любящим Тя, Друже смиренных и нищих Предстоятелю, в нем же вся нужду имеют, яко вся работна Тебе. Призри на люди Твоя сия (на сей Твой народ – το λαο σο τοτον – и благослови я (его) благословением духовным, сохрани я (его) яко зеницу ока, соблюди я (его) в благочестии и правде, и сподоби я (его) жизни вечные о Христе Иисусе, возлюбленном отроке Твоем с Ним же и т. д. Аминь». И диакон пусть говорит: придите в мире (VIII, 39). Н. Аксаков (Продолжение следует). Авалиани С.Л. Беседа Преподобного Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, как исторический источник: [Пробная лекция] 275 //Богословский вестник 1909. Т. 1. 3. С. 368–383 (2-я пагин.) —368— Беседа преп. Сергия и Германа представляет собой один из любопытнейших памятников публицистического творчества XVI в. По содержанию своему памятник ознакомля- —369— ет нас с той страстной полемикой, которая разгорелась около вопроса о допустимости вотчинного землевладения монастырей. Памятник написан с огнем; очевидно, автор слишком живо относился к трактуемому вопросу и слишком близко к сердцу принимал исход борьбы. Внимание исследователей давно уже привлекает «Беседа»; но среди исследователей, и довольно многочисленных, памятник вызвал разногласия. Спор касается двух весьма важных и существенных вопросов, вопроса об авторе, и – времени написания памятника; разрешение этих вопросов, имеет первостепенное значение, ибо их разрешение, с одной стороны, выяснит ценность памятника и его отношение к живой современности, а с другой – даст возможность правильной оценки общественного умонастроения в эпоху борьбы «нестяжателей» с «осифлянами». Мы не будем касаться литературной истории вопроса; она представлена и очень подробно последними издателями памятника гг. Дружининым и Дьяконовым. Мы лишь отметим важнейшие спорные пункты.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Плотской человек никак, никаким способом не может даже представить себе состояния духовных, не может иметь никакого понятия о благодатном плаче; познание этих состояний приобретается не иначе, как опытом. Общий признак состояния духовных – глубокое смирение и смиренномудрие, соединенное с предпочтением себе всех ближних, с расположением, евангельской любовью ко всем ближним, с стремлением к неизвестности, к удалению от мира. Одержимые мнением по большей части преданы сладострастию, несмотря на то, что приписывают себе возвышеннейшие духовные состояния, беспримерные в правильном подвижничестве; немногие из них воздерживаются от грубого порабощения сладострастию, воздерживаются единственно по преобладанию в них греха из грехов – гордости. Из этого рода прелести возникли пагубные ереси, расколы, безбожие, богохульство. Несчастнейшее видимое последствие его есть неправильная, зловредная для себя и для ближних деятельность – зло, несмотря на ясность его и обширность, мало примечаемое и мало понимаемое. Случаются с зараженными мнением делателями молитвы и несчастия, очевидные для всех, но редко; потому что мнение, приводя ум в ужаснейшее заблуждение, не приводит его к исступлению, как приводит расстроенное воображение. На Валаамском острове, в отдаленной пустынной хижине, жил схимонах Порфирий; он занимался подвигом молитвы. Какого рода был этот подвиг, – положительно не знаю. Можно догадываться о неправильности его по любимому чтению схимонаха: он высоко ценил книгу западного писателя Фомы Кемпийского «О подражании Иисусу Христу» и руководствовался ею. Книга эта написана из мнения. Порфирий однажды вечером, в осеннее время, посетил старцев скита, от которого недалеко была его пустынь. Когда он прощался со старцами, они предостерегли его, говоря: «Не вздумай пройти по льду: лед только что стал и очень тонок». Пустыня Порфирия отделялась от скита глубоким заливом Ладожского озера, который надо было обходить. Схимонах отвечал тихим голосом, с наружной скромностью: «Я уже легок стал». Он ушел. Через короткое время послышался отчаянный крик. Скитские старцы встревожились, выбежали. Было темно, не скоро нашли место, на котором совершилось несчастье, не скоро нашли средства достать утопшего, вытащили тело, уже оставленное душой.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

Публикацию исторических документов С.Г. Рункевич начал с материалов для биографии Преосвященного Виктора (Садковского), первого Минского архиепископа, продолжив ее затем опубликованием писем Преосвященного. Всего было предложено к напечатанию 150 писем с примечаниями и комментариями С.Г. Рункевича , а также составленными к ним алфавитным именным и тематическим указателями 110 . В начале 1892 года С.Г. Рункевич поместил в «Церковном Вестнике» ряд очерков о Петербургской религиозно-просветительной благотворительности под заглавием «Студенты-проповедники». Очерки были посвящены описанию деятельности студенческого проповеднического кружка при С.-Петербургской духовной академии, членом которого он сам еще не так давно был. Очерки привлекли к себе внимание и вскоре были изданы отдельной книжкой с одноименным названием, ставшей первой отдельно изданной литературной работой С.Г. Рункевича . Впрочем, еще ранее была издана в отдельной книжке написанная им народная лекция «Преподобные отцы Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, основатели Валаамской обители» (СПб., 1890). В этой книжке к тексту лекции иеромонах Климент (Верниковский) 111 , впоследствии епископ, добавил церковные песнопения и одно стихотворение, посвященное Валааму, поэтому книжка была означена «составленной» иеромонахом Климентом 112 . С поступлением на службу С.Г. Рункевич не прервал своей религиозно-просветительской деятельности, начатой в академическом кружке студентов-проповедников. Теперь он продолжал ее в качестве члена «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви». Свое официальное существование «Общество» начало, получив высочайшее утверждение, с 4 апреля 1881 года. Время, когда оно зарождалось, было ознаменовано в России особенным наплывом и распространением различных новых идей, зачастую чуждых русскому духу и сердцу. Вместе с походом против государственных устоев начался поход и против Православной Церкви. Все эти веяния и движения нигде так сильно не ощущались как в Петербурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Не успели мы, казалось мне, как следует отдаться в объятия Морфея, как вдруг раздался трескучий звонок, приглашавший вставать желающих идти к ранней обедне. Было половина пятого утра. Со страшной неохотой мы поднялись; а идти нужно было, так как владыка последний раз присутствовал у богослужения, после которого должен был ехать в Сердоболь... Пока мы собирались, ударил колокол, будя спящие воды, леса, людей и птиц... За обедней пели иноки- " любители», так как постоянный хор поет лишь позднюю службу. Человек пять — без всяких гармонизаций и «пресладкого трегласия» или четырегласия хвалили Бога в один тон, в октаву. Цель была не услаждать себя музыкой, а молить; для этого же совершенным или простым христианам не требуется «партесов», нужно лишь горячее, молящее Бога сердце. Конечно, хор для владыки мог бы раз то и спеть, по благословению отца наместника; но Преосвященному хотелось не сверхпрограммного, а обычного строя их жизни. Простояв обедню, владыка приложился к мощам святых Сергия и Германа, чудотворцев Валаамских, иноки отслужили молебен со словами «отцы наши». Епископ попросил у них молитв о себе и вышел из храма. Скоро мы направились к знакомому пароходику — «Сергию». Проводить архипастыря собралось множество иноков, кои могуче запели Валаамское веселое «Светися». Нас владыка благословил провожать его на пароходе до Сердоболя, — чему мы были весьма рады. На монастырской колокольне затрезвонили «во вся кампаны» 21 , и пароход двинулся от пристани, сопровождаемый пением и напутствиями. А затем и мы, ехавшие, запели величание Валаамским чудотворцам и святителю Николаю. Озеро было почти совсем гладкое. ...За беседами и под шумок винтов мы и не заметили, как впереди показались гранитные, почти голые берега Финляндии, изрезанные множеством заливов и бухт... А вскоре выплыл из-за гор и Сердоболь — уездный город Выборгской губернии. Финское название его собственно Sartavalan. Но русский человек, желая перевести это непонятное ему «сартавалан», переделал на Сардабалан, а потом — по сходству звуков — на Сердоболь, — то есть самое русское слово... Вспоминается мне одна такая же метаморфоза: «нейтралитет» наши мужчины выговаривают, как «нетроньитет»...

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В 2020 году Синодальная богослужебная комиссия составила и отредактировала 64 службы и чинопоследования 02.02.2021 Синодальная богослужебная комиссия представила отчет о своей деятельности в 2020 году. В 2020 году состоялось лишь одно очное общее пленарное заседание Синодальной богослужебной комиссии — 19 марта. В дальнейшем в связи со сложной эпидемиологической обстановкой работа комиссии проходила в онлайн-режиме. По мере возникновения необходимости в очной форме отдельно проходили заседания Московской и Санкт-Петербургской рабочих групп. Постоянно велась работа по редактированию и составлению богослужебных текстов и чинопоследований, а также работа над обращениями из епархий и от частных лиц. На все поступившие запросы был составлены аргументированные ответы. Усилиями одного из членов Синодальной богослужебной комиссии и с использованием ресурсов Петрозаводской епархии осуществлялась поддержка сайта комиссии. В 2020 году Комиссией составлены и отредактированы 64 службы и богослужебных последования, которые утверждены Священным Синодом Русской Православной Церкви. Синодом утверждены следующие службы: Священным Синодом также утверждены следующие богослужебные тексты, подготовленные комиссией: Комиссией подготовлены и направлены на рассмотрение Священного Синода: службы преподобномученику Ефрему Новому, Собору Пермских святых, преподобноисповеднику Гавриилу Мелекесскому, священномученику Павлину Могилевскому, преподобному Антипе Валаамскому, преподобномученице великой княгине Елизавете и инокине Варваре, священномученику Кириллу, митрополиту Казанскому; молитвы священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому; преподобному старцу Гавриилу Самтаврийскому; апостолу Иакову, брату Господню по плоти; святителю Нектарию Егинскому, митрополиту Пентапольскому, чудотворцу; преподобному Иустину (Поповичу); преподобному Косме Етолийскому; мученику Лонгину сотнику; святителю Николаю (Велемировичу), Охридскому и Жичскому; равноапостольному Николаю, архиепискому Японскому; преподобному Паисию (Величковскому); преподобному Паисию Святогорцу; священномученику Петру, митрополиту Крутицкому; праведному Феодору Ушакову; молебное пение о беременных и готовящихся рожать, чин благословения нежилого помещения, чин благословения трапезной, молебное пение об обретении достойного спутника жизни, молебное пение о безчадных супругах, молебное пение о заблудших чадах, чин благословения лечебницы, молебное пение перед хирургической операцией. Как отмечается в сообщении Синодальной богослужебной комиссии, план ее работы на 2020 г. полностью выполнен.

http://drevo-info.ru/news/26559.html

О, велицыи отцы наши, Христовы угодницы и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе! Вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающим кормчий, и утопающим благонадежное избавление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов, противу нас содержимых, очищение и помощь. О преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся ко Владыце Христу о нас грешных, яко да вашими молитвами сподобимся в День Судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Божии во веки веков. Аминь. Молитва 2-я О, преподобнии, богоноснии, преблаженнии отцы наши Сергие и Германе, зрителие славы Божия в Небеснем Царствии! Не презрите нас грешных в нуждах и скорбех наших, но ускорите в помощь к вам прибегающим: приимите воздыхание и слезы и вонмите смиренному молению нашему. Предстояще же Небесному Царю, о преблаженнии, молите благость Его, еже ущедрити место селения вашего и всякому граду и стране низпосылати обилие благ земных; нас же всех в вере и добродетелех утвердити, избавляти же присно от вожделений греховных и от нападения видимых и невидимых врагов: обидимыя защитити, болящия уврачевати, от томительства злых духов свободити, на мори плавающия сохраняти, путешествующим спутешествовати и всякому верному в нуждах способствовати: яко Того вси есмы творение и Того есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь. Молитва 3-я О, преподобнии и Богоноснии отцы наши Сергие и Германе! С верою и любовию припадаюше к святей иконе вашей, умиленно молим вас: не забудите нас, недостойных и грешных (имена) , но предстательством вашим оградите нас от злых козней вражиих: утолите возстание страстей: укрепите немощь нашу в духовных бранех и подвизех, предлежащих нам: отжените всякое уныние и печаль греховную от сердец наших, и Небесное утешение низпослите нам во трудех и скорбех наших. В страшный же час смертный предстаните всем нам, яко же блазии ходатаи и темных зраков демонских прогонителие: да в мире и покаянии скончавше земное поприще наше, достигнем и вечных благ наслаждения, и купно с вами да воспоем и прославим всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Краткое житие

http://azbyka.ru/molitvoslov/molitva-pre...

Так и смотрели на московского государя современники Ивана III: они видели в нем «русских земль государя», независимого главу православного русского христианства. Какой пророк пророчествовал, спрашивал архиепископ ростовский Вассиан в послании к Ивану III на Угру, какой апостол учил, чтобы ты, «великий русских стран христианский царь», повиновался басурманскому царю? С понятием о самодержавии общество соединяло мысль о внешней независимости страны; вопрос о внутренних политических отношениях еще не возбуждался. Во второй половине XVI в., уже в эпоху горячего столкновения государя с своим боярством, в Москве стали задумываться над этим термином, разбирать его и со стороны внутренних политических отношений. Царь Иван старался понять его возможно проще, в прямом этимологическом смысле. «Како же и самодержец наречется, аще не сам строить?», возражал он Курбскому, отстаивая власть царя от притязаний боярства. Но если царь этим словом колол глаза боярству за его политические притязания, то боярская сторона в свою очередь этим же словом колола глаза самому царю за ту власть, какую он давал монашеству, наделяя его землями и землевладельческими привилегиями. Беседа валаамских чудотворцев, известный политический памфлет XVI века, тесно связана по своему происхождению с лагерем оппозиционного боярства и направлена против монастырского землевладения, которое опустошало боярские вотчины. «А селами и волостями с крестьянами, читаем в этом памятнике, царям не подобает жаловать иноков, и непохвально делают так цари. Пишутся они в своих титулах самодержцами: таким царям никак не следует писаться самодержцами, потому что не сами собою держат они Богом данное им царство и мир и не с приятелями своими, князьями и боярами, а владеют им и советуются с непогребенными мертвецами. Лучше сложить с себя сан и венец царский, отставить царский жезл и не сидеть на царском престоле, чем отвращать иноков от душевного спасения мирскими суетами». Но это были усилия мысли отдельных публицистов, к числу которых принадлежал и Иван Грозный.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Радуйтеся, целомудрия нашего блюстители. Радуйтеся, нестяжания известное правило. Радуйтеся, крепкое наше ограждение. Радуйтеся, непостыдное наше упование. Радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии. Кондак 6 Проповедницы Славы Божия и по смерти явистеся, преподобнии, от раки честных мощей ваших неоскудныя струи исцелений источающе и всем требующым различная дарования подающе, яже видевше чада ваша благодарно воспеша прославльшему вас Богу: Аллилуиа. Икос 6 Возсиявше паки и паки слава ваша, преподобнии, и обитель ваша возрасташе и множашеся, аще и многаши нечестивии воеваху ю, храмы ея разоряюще и иноки избивающе и изгоняюще: от жива бо суща, аще и посечена, корене паки и паки леторасль восхождаше и многи добродетелей подвижники под сень свою собираше, да злостраждуще за Христа, в терпении стяжавают души своя, вам же, яко первоначальником своим, воспевают сице: Радуйтеся, светила веры, присно возсиявающая. Радуйтеся, источницы молитвы, николиже оскудевшии. Радуйтеся, хлебе сладкий ищущым покаяния. Радуйтеся, питие безсмертное подвижником пощения. Радуйтеся, вы бо бысте благодатное всем смиренным прибежище. Радуйтеся, вы бо показастеся недвижное послушным утверждение. Радуйтеся, изгнанным правды ради готовии спутницы. Радуйтеся, обидимых за Христа сопричастницы. Радуйтеся, нищих духом сожители. Радуйтеся, кротких сердцем собеседницы. Радуйтеся, злострадания живии образи. Радуйтеся, терпения независтнии датели. Радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии. Кондак 7 Хотяще нечестивии свеи в конец веру православную истребити, обитель Валаамскую до основания истощиша, обаче светильника вашего угасити не возмогоша: инуде бо преставленный, паче возсия на свещнице высоце, да и тамо веселит чада церковная и пети Богу подвизает: Аллилуиа. Икос 7 Новый Исраиль явишася духовная чада ваша, яже, многоцелебную раку мощей ваших на рамена восприимше, от губительства избегоша: ревноваху бо святыни не быти поруганней от поганых. Темже и в Новград притекоша, идеже всельшеся и мощем вас, отцев своих, приседяще, не престаша заповеди ваша хранити и воспевати вам сице:

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

На Бога только и осталась надежда, заключал он, не чая никакого добра от правительства. Курбскому вся Русская земля кажется объятой словно страшным пожаром, и он грозит властям близкою катастрофою: «горе грабящим и кровь проливающим и милости и суда не имущим во властех своих, занеже день отмщения близ есть!» Он даже предвещает царю близкий конец его династии 159 . Апокрифическая Беседа валаамских чудотворцев вместе с появившимся до нее таким же апокрифическим Пророчеством Исаии также предвидит междоусобную брань и великие смятения в царстве, запустение сел и городов: «земля станет просторнее, а людей будет меньше, и этим немногим людям на той просторной земле жить будет негде; цари не удержатся на своих престолах и будут часто сменяться за свою царскую простоту, иноческие грехи и мирское невоздержание»; тогда праздники превратятся в плач и игрища в слезное рыдание; тогда запустеют церкви и при дверях их не сядет убогий, потому что не будет молящихся; тогда заплачет земля о людской погибели, точно девица красная, и на ее плач отзовутся слезами и море, и реки, и бездна преисподняя, и сами ангелы. Трудно решить, в какой мере говорило здесь разгоряченное тревогами времени воображение писателей и в какой предчувствовали они действительно скоро наступившие бедствия, очень похожие на те, какие рисовались в их живом воображении, гибель династии, частую смену новых царей, восстание одного класса общества на другой, разруху государства. Во всяком случае у этих публицистов много земской скорби, патриотического сокрушения о бедствиях родной земли, которую они по-видимому так горячо любили. Но из-под этой скорби иногда как будто невзначай прорвется фраза горькой досады на эту землю, которая давала так мало места их заветных идеалам. Подобно позднейшим старообрядцам они готовы были умиляться, как это делает князь Курбский в одном из своих посланий, превосходно написанном, картиной благочестия, цветущего во «всей земле нашей Русской от края и до края», обилием и благолепием Божиих храмов и монастырей, возможностью читать на родном языке слово Божие, ветхое и новое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010