Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Свидетельством их церковного почитания является наличие их в Соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке 4 , а также прориси и иконописный текстовой подлинник XVIII века. Текст подлинника гласит: «Сергий подобием сед, брада Александра Свирскаго , ризы преподобническия, схима на плечах» 5 . Герман сед, брада покороче Власиевы, ризы преподобническия, схима на плечах» 6 . «Сергий сед, брада аки у Александра Свирскаго , ризы преподобническия, на плечах схима. Герман сед, брада аки у Кирилла Белоезерскаго, риза преподобническая, на плечах схима» 7 . В начале XVIII века были известны иконы преподобных Сергия и Германа 8 . Напоминание об утраченном житии преподобных встречается в многочисленных списках «Валаамской беседы», памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало «Беседы» несомненно является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа (Карельских чудотворцев) из Новгорода в монастырь Всемилостивого Спаса по утишении военной опасности, по-видимому, в 1182 году, что подтверждается новгородскими летописными источниками 9 . Первоначальное место подвигов преподобных Сергия и Германа указывается на Святом острове. Так говорит предание, известное при игумене Ефреме, во второй половине XVIII века 10 . Также данный факт подтверждает и шведский атлас, в котором на карте острова Валаама Святой остров именуется как Vanho Valamo – Старый Валаам и на этом острове указан крест. В грамоте Новгородского митрополита Варлаама от 27 мая 1592 года излагаются некоторые правила Валаамского общежития: «Жить по чину монастырскому благочинно, смирно, безмятежно, по преданию отеческому и по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа – общежительством. Закон и начало, исстари положенные в Валаамском монастыре, не разорять, но сохранить со всяким благоговением. Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, с сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга. Общину соблюдать по-прежнему: платье и обувь давать по старине, из монастырской казны как братиям, так и слугам. Казначея во всяком обиходе: приходе и расходе, считать вправду по спискам» 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В ней есть предметы, посторонние русской истории, и заметно отсутствие предметов, которые всего менее могут быть опущены в книге для народа. Беседа о славянских апостолах введена в ряд бесед по русской истории не только основательно сама по себе, но и по причинам, непонятным для читателя. Но зачем помещены беседы о Коссовской битве и падении Византии, он едва ли догадается. Передавая эти важные события православного мира, автор забыл сказать, что после них во всей подлунной остался один только царь православный, не упомянул об исторической миссии России по отношению к православному востоку, не смотря на то, что по поводу одной войны нашей с Турцией он припоминает эти турецкие победы (250 стр.). С другой стороны в книге есть необъяснимые пропуски. Церковно-исторические элементы в книге вообще незначительны. Читатель не найдёт здесь рассказов о св. Борисе и Глебе, о св. Михаиле Черниговском, о святителях Московских, о Валаамских и Соловецких Чудотворцах, а между тем известно, как чтит народ этих святых, как хорошо знает он эти имена. Из гражданской истории пропущены известия о казнях Иоанна так что читатель не найдёт ответа, почему этого царя все, в том числе и автор „Беседы“, зовут Грозным. Этот пропуск, вероятно, явился потому, что в рассказе о таком предмете как казни трудно быть назидательным. Может быть, потому же самому в беседе о Петре Великом пропущены бунты стрельцов и козни царевны Софьи, ни слова не говорится об отношении народа к реформам императора. Если наша догадка верна, то мотивы пропуска указанных предметов нам не кажутся убедительными, потому что назидать могут не только труды, слава и добро, но и грехи, и темные даянья (последние отрицательным образом). Почему то не нашлось в „беседах“ места и великому вольному Новгороду, воспетому былиной. – Заметны попытки систематизации исторического материала, которые нельзя назвать удачными. Напр. рядом поставлены рассказы о монастыре (Монашество и монастыри 63–70) и о преп. Сергии. Но место первого после беседы о нашествии татар и возвышении Москвы может только спутать хронологическая представления читателя и не помогает в тоже время общему представлению о древнерусском монашестве (что имел автор в виду), потому что систематизация не доведена до конца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Учение о призывании в молитве святых угодников Божиих есть самое древнее. Например, когда пророк Давид молился: Господи, Боже Авраама, Исаака и Израиля, отцов наших! ( 1Пар.29:18 )– тогда он воспоминал святых праотцев в подкрепление своей молитвы. Подобным образом и наша Православная Церковь призывает Христа Бога нашего молитвами Пречистой Его Матери и всех святых. Святитель Кирилл Иерусалимский говорит об этом так: «Поминаем прежде почивших, во-первых, патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог моление наше» 29 . Православная Церковь не напрасно призывает на помощь святых: тому, что Милосердный Бог молитвами и предстательством их приемлет наши молитвы и подает нам просимое, есть бесчисленные доказательства. Возьмите жития святых, и на каждой странице вы увидите благодеяния их бедному человечеству; увидите, сколько может усердная молитва праведного ( Иак.5:16 ). Обратимся, по крайней мере, мысленно к помощи святых нашей Русской Православной Церкви: целому сонму чудотворцев Киево-Печерских; Михаила, Петра, Алексия, Ионы и Филиппа Московских; Сергия Радонежского; Митрофана Воронежского , Афанасия Лубенского; Димитрия и Авраамия – Ростовских Чудотворцев, Сергия и Германа – Валаамских Чудотворцев; Варлаама Хутынского, Феодосия Тотемского; Давида и Евфросинии – Муромских Чудотворцев; Михаила и Феодора – Черниговских Чудотворцев, и других. Мы увидим море чудес и неизобразимые благодеяния, которыми, как семенем жизненным, процветало и процветает возлюбленное наше Отечество. Мы увидим, что святыми их молитвами и предстательством жили и держались благочестивые предки наши, живем и держимся мы, многогрешные и недостойные! Братья о Господе! Каждый из нас имеет свои особые нужды и оказывается в особых обстоятельствах, когда необходима особая помощь святых угодников Божиих. Читайте жития святых, поучайтесь их святой жизнью и чудесами, и призывайте их на помощь. Они, как небожители, преисполнены любви чистой, совершенной. За одно наше сердечное воззвание, за одно молитвенное обращение они с любовью готовы поспешить на помощь к нам, бедным и немощным. Они сами жили на земле, испытали все трудности житейские и знают, какова наша земная горькая жизнь; знают, сколько у нас здесь и бед, и скорбей, и потому скоро приходят на помощь и готовы помочь нам достигнуть Царствия Небесного. Призывайте, братья, в молитвах святых угодников Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/luch-u...

Чрезвычайно широкое распространение «Валаамской беседы», известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века. В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню. В этом же году архимандрит Тихвинского монастыря Макарий повергнул на имя Российских самодержцев следующие прошение: «Милостивые Государи и Великие Князи Иоанн Алексеивич, Петр Алексеевич, всея Великия и малыя и белыя России Самодерджцы, пожалуйте нас богомольцев своих; не дайте, великие государи, тех святых Германа и Сергия Валааских, паче же и Российских древних, преславных чудотворцев их мощем у проклятых лютор в поругании быть: повелите, государи, те святые мощи с того Валаамского острова от их лютерского поругания пренести в свое царское богомолие монастырь, дабы оне, проклятые люторы, тем не возносилися и святым нашим поругания не чинили, и за сие бы от окрестных государств, которые ныне состоят в благочестии и содержат закон греческий, поношения и укоризны не было; паче же премудрый Господь Бог , за сие люторам на святыя наша попущение, на нас праведного своего гнева не послал. Воистину великие Государи, тии Святые Герман и Сергий, Валаамские чюдотворцы, преславные, еще живи быша, и тогда прорицаху настоящая, будущая, яже о сем, великиие Государи, сотворите прилежное радение, дабы тех святых Германа и Сергия Валаамских, паче же Российских православных чудотворцев, много чудесныя их мощи от проклятых лютор в поругании не были. За сие же вашу государскую благую ревность и за прилежное тех святых Германа и Сергия чудотворцев о вас молитвы, подаст вам Господь Бог милость Свою и покорит вам вся враги, возстающия на Православную нашу Христианскую веру под ноги ваша, о сем молим вас милостивых и премилостивых великих государей. Мы богомольцы ваши, и милости просим великие Государи Цари смилуйтесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чрезвычайно широкое распространение «Валаамской беседы», известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века. В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году, в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню. В том же году архимандрит Тихвинского монастыря Макарий повергнул на имя Российских самодержцев следующее прошение: «Милостивые Государи и Великие Князи Иоанн Алексеивич, Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы, пожалуйте нас, богомольцев своих; не дайте, великие государи, тех святых Германа и Сергия Валаамских, паче же и Российских древних преславных чудотворцев, их мощем у проклятых лютор в поругании быть: повелите, государи, те святые мощи с того Валаамского острова от их лютерского поругания пренести в свое царское богомолие монастырь, дабы оне, проклятые люторы, тем не возносилися и святым нашим поругания не чинили, и за сие бы от окрестных государств, которые ныне состоят в благочестии и содержат закон греческий, поношения и укоризны не было; паче же премудрый Господь Бог за сие люторам, на святыя наша попущение, на нас праведного своего гнева не послал. Воистину великие Государи, тии святые Герман и Сергий, Валаамские чудотворцы, преславные, еще живи быша и тогда прорицаху настоящая, будущая, яже о сем, великие Государи, сотворите прилежное радение, дабы тех святых Германа и Сергия Валаамских, паче же Российских православных чудотворцев, многочудесныя их мощи от проклятых лютор в поругании не были. За сие же вашу государскую благую ревность и за прилежное тех святых Германа и Сергия чудотворцев о вас молитвы подаст вам Господь Бог милость Свою и покорит вам вся враги, возстающия на Православную нашу Христианскую веру, под ноги ваша, о сем молим вас, милостивых и премилостивых великих государей. Мы богомольцы ваши и милости просим великие Государи Цари смилуйтесь».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чрезвычайно широкое распространение «Валаамской беседы», известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция нестяжателей в известной церковной полемике XVI века. В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году в царствование великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов; поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню. В этом же году архимандрит Тихвинского монастыря Макарий повергнул на имя Российских самодержцев следующие прошение: «Милостивые Государи и Великие Князи Иоанн Алексеивич, Петр Алексеевич, всея Великия и малыя и белыя России Самодержцы, пожалуйте нас, богомольцев своих; не дайте, великие государи, тех святых Германа и Сергия Валааских, паче же и Российских древних, преславных чудотворцев их мощем у проклятых лютор в поругании быть: повелите, государи, те святые мощи с того Валаамского острова от их лютерского поругания пренести в свое царское богомолие монастырь, дабы оне, проклятые люторы, тем не возносилися и святым нашим поругания не чинили, и за сие бы от окрестных государств, которые ныне состоят в благочестии и содержат закон греческий, поношения и укоризны не было; паче же премудрый Господь Бог, за сие люторам на святыя наша попущение, на нас праведного Своего гнева не послал. Воистину великие Государи, тии Святые Герман и Сергий, Валаамские чюдотворцы, преславные, еще живи быша, и тогда прорицаху настоящая, будущая, яже о сем, великие Государи, сотворите прилежное радение, дабы тех святых Германа и Сергия Валаамских, паче же Российских православных чудотворцев, много чудесныя их мощи от проклятых лютор в поругании не были. За сие же вашу государскую благую ревность и за прилежное тех святых Германа и Сергия чудотворцев о вас молитвы, подаст вам Господь Бог милость Свою и покорит вам вся враги, возстающия на Православную нашу Христианскую веру под ноги ваша, о сем молим вас милостивых и премилостивых великих государей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Храм Георгия Победоносца В 2000 году строительство храма на средства Валаамского подворья и его прихожан, а также попечителей было успешно начато и завершено в 2007 году. Храм был освящен в честь Георгия Победоносца епископом Троицким Панкратием, игуменом Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. С этого времени в храме совершаются регулярные богослужения. Служащий священник храма, иерей Иоанн Грицаюк, тесно работает с детьми и молодежью: сотрудничает с МОУ Кузнеченская средняя общеобразовательная школа (проводит уроки, беседы), МДУ детский сад комбинированного вида, духовно окормляет пожилых людей в Отделении сестринского ухода на 40 коек (хоспис) при Кузнеченской поселковой больнице. Из-за недостатка собственных средств храм находится на содержании Приозерского подворья Валаамского монастыря. Сотрудничество жителей п. Петровское с Валаамским монастырем началось в 1990-х годах, когда совхоз «Петровский» помогал самому монастырю и подворью в Приозерске организовывать молочные фермы, выделив нужное количество племенного скота Деловые взаимоотношения переросли в тесную духовную связь. У людей появилась потребность в соборной молитве, многие были не крещены, никогда не исповедовались, не причащались и умирали без духовного напутствия священника. На обращение в епархию с просьбой о строительстве храма было получено благословение. Из-за отсутствия средств в епархии строительство храма святителя Николая Чудотворца в 2004 году начали сами жители поселка на свои средства и своими силами под духовным окормлением Валаамского подворья. Храм святителя Николая Чудотворца С 2010 года в храме ведутся регулярные службы. 5 мая 2013 года в праздник Пасхи состоялась первая Литургия в верхнем храме. На сегодняшний день по воскресным дням и праздникам совершаются Всенощное бдение и Божественная Литургия. Также у людей появилась возможность заказывать священнику требы: крещение, венчание, соборование, причащение больных на дому, панихиды, отпевания и, как важный момент, - окормление кладбища.

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/17/...

Православный Палестинский Сборник. Выпуск 48. 1896 Издание было приготовлено к печати покойным наместником Троицкой лавры Леонидом и теперь посвящается его памяти. – Первое сообщение об этом паломнике сделал преосв. Филарет Черниг. еще в 1858 году. Он нашел его в своей рукописи XV в. Эта рукопись после смерти Филарета попадает в Киевскую Духовную Академию. Здесь Хождением архим. Агрефенья занимался воспитанник Академии Я.И. Горожанский, который и издал его в первый раз в 1884 г. 5 Настоящее издание второе. – О паломнике Агрефенье (Грефенье, Григентие, как читают другие) не имеется никаких сведений, кроме того, что он был архимандритом монастыря Пресвятой Богородицы (по предположению, смоленского), как значится в надписании Хождения. Путешествие в святой град он совершил, опять по предположению, в последней четверти XIV стол. Вот интересная подробность из его Хождения. «Аз же идох от Дамаска пезы Иордань мимо Фавор, Назареть, языка не зная; не ведаю, что ест; после же уведах в Иерусалиме». Значит, Аграфений часть своего путешествия сделал без «вожа и языка», что было не в обычае древнерусских паломников. – По-видимому, памятник не окончен. Думается еще, что он нуждается в исследовании со стороны языка. Беседы преп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. АпокриФический памятник XVI века. Текст его с введением В.Г. Дружинина и М.А. Дьяконова. Летопись занятий Археографической Комиссии. Выпуск X. Спб. 1895. Этот памятник хорошо известен занимающимся русской историей. Он был издан Бодянским к Чтениям Общества Истории и Древностей (1830 г. 3) под таким заглавием: «Рассуждение инока – князя Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами». Бодянский издал памятник по одному только списку (по-видимому, XVI века) и притом неполному. Новое издание сделано по 19-ти спискам, которые не восходят ранее XVII стол., и представляет Беседу в целом виде. – Следует остановиться на ученом введении к изданию. Известно, что историки разногласят в вопросе об авторе Беседы. Вслед за Бодянским ее автором считают Вассиана Патрикеева, Иконников, Невоструев, Макарий, Хрущов и Жмакин.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Текст подлинника гласит: «Сергий подобием сед, брада Александра Свирскаго, ризы преподобническия, схима на плечах» . «Герман сед, брада покороче Влаасиевы, ризы преподобническия, схима на плечах» . «Сергий сед, брада аки у Александры Свирскаго, ризы преподобническия, на плечах схима. Герман сед, брада аки у Кирилла Белоезерскаго, риза преподобническая, на плечах схима» . В начале XVIII века были известны иконы преподобных Сергия и Германа . Напоминание об утраченном житии преподобных встречается в многочисленных списках «Валаамской беседы», памятника церковной публицистики XVI–XVII веков. Зачало «Беседы», несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа (Карельских чудотворцев) из Новгорода в монастырь Всемилостивого Спаса по утишении военной опасности, по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками . Первоначальное место подвигов преподобных Сергия и Германа указывается на Святом острове. Так говорит предание, известное при игумене Ефреме во второй половине XVIII века . Также данный факт подтверждает и шведский атлас, в котором на карте острова Валаама Святой остров именуется как Vanho Valamo – Старый Валаам, и на этом острове указан крест. В грамоте Новгородского митрополита Варлаама, от 27 мая 1592 года, излагаются некоторые правила Валаамского общежития: «Жить по чину монастырскому благочинно, смирно, безмятежно, по преданию отеческому и по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа – общежительством. Закон и начало, изстари положенные в Валаамском монастыре, не разорять, но сохранить со всяким благоговением. Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, с сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга. Общину соблюдать по-прежнему: платье и обувь давать по старине, из монастырской казны как братиям, так и слугам. Казначея во всяком обиходе: приходе и расходе, считать в правду по спискам» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Он украсить иконостас ее золоченою резьбою, карнизы утвердил золочеными же колоннами и пилястрами, а стены расписал священными изображениями. Это дело было лишь началом 7-летних неусыпных трудов его по обновлению вверенной ему обители. В 1809 году, окончив обновление верхней церкви, он имел утешение освятить ее 12 июня, в день памяти преподобного Арсения, Коневского чудотворца. И за труды свои к пользе обители награжден набедренником. В течение 1810 года он построил каменную колокольню в три этажа довольно красивой архитектуры с куполом, вышиною в 17 сажень и покрыл ее железом. Под колокольней устроил Святыя ворота с изображением преподобнаго Арсения и св. архиепископа Новгородского Евфимия, в память посещения оным преподобнаго Арсения; в том же году построил больницу, погреба, квасоварню и хлебный амбар. В 1813 году на место деревянной церкви во имя святителя Николая чудотворца, находившейся на юго-восточном углу обители, разобрав ее, как ветхую, построил новую каменную и освятил ее 12 июня того же года, в день памяти преподобнаго Арсения; тогда же и все прочее на южной стороне деревянное здание заменено каменным. В 1816 году, устроена им серебряная рака над мощами преподобнаго Арсения, а в 1820 каменная часовня в С.-Петербурге. Пред открытием ее он имел счастье удостоиться беседы Императора Александра Благословеннаго. Событие это описано в келейных записках старца следующими словами: «17 августа в три часа пополудни Государь Император изволил принимать в Зимнем дворце высокопреосвященнейшаго митрополита Серафима, прибывшаго из Москвы на Новгородскую и С.-Петербургскую епархию и преосвященнаго Неофита, епископа Архангелогородскаго. В те же часы угодно было Его Величеству и меня удостоить своей аудиенции. Я благодарил Государя за всемилостивейшее позволенипе устроить часовню в С.-Петербурге, а он изволил благодарить меня за устроение монастыря и введенный порядок. Потом спрашивал о пребывании моем в монастыре и должности настоятельской, о числе братии вообще и особенно о числе иеромонахов, иеродиаконов и монахов, о количестве церквей, – о ските, о древности монастыря, о начатии обновления или возобновлении, о расстоянии острова от материка и от Валаамскаго монастыря и о прочем подробно изволил благосклонно спрашивать и выслушивать мои ответы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010