Летопись по Лаврентьевскому списку. Издание третье Археографической Комиссии. Спб. 1897. Содержание Великие Минеи Четии, собранный всероссийским митрополитом Макарием Ноябрь, дни 1–12. Издание Археографической Комиссии Спб. 1897 Житие святого Стефана, епископа Пермского, написанное Епифанием Премудрым. Издание Археографической Комиссии. Спб. 1897 Хождение священноинока Варсонофия ко святому граду Иерусалиму в 1456 и 1461–62 годах. Православный Палестинский Сборник Выпуск 45. Москва 1896 Хождение архимандрита Агрефенья, обители Пресвятыя Богородица. Православный Палестинский Сборник. Выпуск 48. 1896 Беседы преп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев. АпокриФический памятник XVI века. Текст его с введением В.Г. Дружинина и М.А. Дьяконова. Летопись занятий Археографической Комиссии. Выпуск X. Спб. 1895. Н. Никольский. Материалы для истории древней русской духовной письменности. Известия Отд. русск. яз. и слов. Имп. Ак. Наук. 1807. Том II, кн. I-aя. Житие преп. Паисия Галичского по списку первой половины XVIII века. Православный Собеседник, 1898. Июль-август Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Издание журнала «Странник» под редакцией проф. А.И. Пономарева     Настоящее издание летописи есть буквальная перепечатка второго (Спб. 1872), – страница в страницу. Но к прежнему тексту летописи по списку Лаврентия и по списку Московской Духовной Академии в новом издании добавлены два приложения. В первом помещено начало издания Лаврентьевской летописи, предпринятого Обществом Истории и Древностей еще в 1804 году и далеко не законченного. Издание обрывалось на 907 году и почти все погибло в Московском пожаре 1812 года. Издатели пользовались харатейным списком летописи XIV–XV в., принадлежавшем Троицкой Лавре, который также сгорел в 12 году. В издании указаны все особенности и отличия утраченного списка и в этом заключается научное значение первого приложения. Во втором приложении помещены начальные строки из поучения Владимира Мономаха по списку XVIII века. Оно очень важно для литературной истории этого драгоценного памятника нашей древней письменности. Поучение попало в летопись со стороны, неизвестно откуда, и стоит здесь не на месте: оно помещено под 1096 г., между тем описывает события более поздние. Теперь же видно, что оно читалось в древности не в одной редакции. Отрывок поучения Мономаха, напечатанный во втором приложении, представляет начало редакции, отличной от летописной. В Лаврентьевском списке в начале поучения не хватает 4½ строк, затертых или пропущенных в том оригинале, с которого оно переписывалось в летопись. В новом списке эти строки читаются. И в полном виде начало поучения Мономаха получает несколько другой смысл, чем какой придавали ему наши историки. Любопытно также отметить, что христианское имя князя Владимира Мономаха в новом тексте поучения не Василий (как у Лаврентия), а Феодор, что согласно с Татищевым, который вероятно пользовался подобной же редакцией памятника. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Горе человеку... имже соблазн приходит ( Ин. 1,10 ). Святая обитель, как стеной отделенная от урагана мирской суеты, мирно пребывает, воспевая древние церковные песнопения, составленные церковными певцами, воспевая радостно Господа и прославляя Его тридневное Воскресение; воспевая после вечерни акафист преподобным Сергию и Герману Ва- лаамским чудотворцам, умоляя Господа о мире всего мира и спасении душ наших. По благословению отца игумена Маврикия монах Всеволод ведет беседы о богослужении в святом храме. ноября 1910 г.] Никоновский Воскресенский скит Смотрю на благоустройство Никоновского скита, сколько тут попечений употреблено у начальствующих, сколько трудов братии: бурение, выломка гранита под основание храма, устройство самого храма по подобию гроба Господня, каменный дом для братии со службами, разведение огорода. Почти на голом камне устроен Гефсиманский скит. Да воздаст Господь потрудившимся в этом деле! Если на внешнее столько употреблено трудов, то насколько более должно быть употребляемо попеченей о созидании душевного нашего храма, нашей бессмертной души, созданной по образу и подобию Божию? Попечемся же, братие, о спасении нашей души и будем с любовью благо- угождать Господу, хранением Его Святых заповедей и удалением от всякого греха. ноября 1910 г.] Отец Игумен соборно служит в Никоновском скиту. Процвела пустыня, яко крин Местность Воскресенского скита многие века была в запустении, поросшая вековым лесом, теперь глыбы камней превратились в плодоносную землю, приносящую плоды в пищу братии; где многие века водворялось молчание, там ныне ежедневно возносится молитва о живых и усопших. По примеру святого Иерусалима здесь во весь год слышится глас церковных песнопений, совершается жертва Христова во святой литургии и слышится радостный глас для верующей души: «Христос воскресе из мертвых...» Не так ли бывает и с душой, многие годы лишенной Божией благодати, ходящей в воле своего сердца, забывшей заповеди Христовы, но обновленной спасительным покаянием, укрепленной и обновленной благодатью Божией, порвавшей цепи греховного рабства и в чистоте совести идущей мирною стопою покаяния с надеждою получить от Христа полное всепрощение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Читатель не найдет здесь рассказов о св. Борисе и Глебе, о св. Михаиле Черниговском, о святителях Московских, о Валаамских и Соловецких Чудотворцах, а между тем известно, как чтит народ этих святых, как хорошо знает он эти имена. Из гражданской истории пропущены известия о казнях Uoahha IV , так что читатель не найдет ответа, почему этого царя все, в том числе и автор «Бесед», зовут Грозным. Этот пропуск вероятно явился потому, что в рассказе о таком предмете как казни трудно быть назидательным. Может быть потому же самому в беседе о Петре Великом пропущены бунты стрельцов и козни царевны Софьи, ни слова не говорится об отношении народа к реформам императора. Если наша догадка верна, то мотивы пропуска указанных предметов нам не кажутся убедительными, потому что назидать могут не только труды, слава и добро, но и грехи и темные деяния (последние отрицательным образом). Почему-то не нашлись в «беседах» места и великому вольному Новгороду, воспетому былиной. – Заметны попытки систематизации исторического материала, которые нельзя приз- —167— нать удачными. Напр. рядом поставлены рассказы о Печерском монастыре (Монашество и монастыри 63–70) и о преп. Сергии. Но место первого после бесед о нашествии татар и возвышении Москвы может только спутать хронологические представления читателя и не помогает в тоже время общему представлению о древнерусском монашестве (что имел автор в виду), потому что систематизация не доведена до конца. Именно общежительный устав монашеской жизни описывается и в той и в другой беседе (стр. 66 и 85) по частям без указания на то, что преп. Сергий устроил жизнь своего монастыря так же, как раньше его преп. Феодосий. На этих двух беседах мы должны остановиться, оценивая книгу и со стороны назидательности и занимательности, насколько та и другая зависит от отношения её автора к историческим памятникам. В похвалу автору можно поставить то, что он знаком с первоисторичниками и нередко обращается к ним. Указанные беседы впрочем представляют некоторые неловкости в отношении к передаче исторических памятников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

назад Иерусалимская Православная Церковь В ноябре 2012 г. Святейший Патриарх Кирилл посетил Иерусалимскую Православную Церковь и провел переговоры с Патриархом Иерусалимским Феофилом III , Президентом Израиля Ш. Пересом , главой Палестинской национальной администрации М. Аббасом , королем Иордании Абдаллой II ибн аль-Хусейном , мэрами Иерусалима и Назарета, верховными раввинами Израиля по вопросам защиты прав христианского населения Ближнего Востока в связи с дестабилизацией политической обстановки в регионе, развития паломничества на Святую Землю. Патриарх Кирилл совершил богослужения в храме Воскресения Христова в Иерусалиме и на Гробе Господнем (совместно с Патриархом Иерусалимским), в Троицком соборе Русской духовной миссии в Иерусалиме, в Спасо-Вознесенском женском монастыре на Елеонской горе, чин великого освящения воды в реке Иордан, а также освятил храм Горненского монастыря близ Иерусалима во имя Всех святых, в земле Российской просиявших. На встрече с Блаженнейшим Патриархом Феофилом III Святейший Патриарх Кирилл отметил: «У нас на Руси всегда было особое отношение к Иерусалимской Православной Церкви и ее Предстоятелям. Мы всегда помним, что Иерусалимские Патриархи у Гроба Господня творят молитву о православных христианах, проживающих как в Библейском регионе, так и во всем мире. Просим святых молитв Вашего Блаженства о Церкви Русской и об окормляемых ею народах Святой Руси». С 23 по 30 мая 2013 г. Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил совершил визит в пределы Московского Патриархата, посетив Москву, Санкт-Петербург, Кронштадт и Валаамский монастырь. Предстоятели Русской и Иерусалимской Церквей совершили чин великого освящения Кронштадтского Морского собора во имя святителя Николая Чудотворца. В этом же году в июле Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил III прибыл на празднование 1025-летия Крещения Руси. Во время беседы со Святейшим Патриархом Кириллом были еще раз подтверждены братские отношения между двумя Церквами, и особое внимание было уделено проблеме сохранения христианского присутствия на Святой Земле, защите христиан на Ближнем Востоке. Блаженнейший Патриарх Феофил вновь посетил пределы Русской Православной Церкви в 2016 и 2017 гг. Patriarchia.ru - официальный сайт Московской патриархии © «Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси» © Сделано в ТО Парсуна

http://patriarch.patriarchia.ru/ierusali...

Скачать epub pdf Схимонах Иоанн Молчальник Схимонах Иоанн (в миру – Иларион Родионов) родился в 1810 году. Происходил из крестьян Ярославской губернии, из семьи старообрядцев. С отроческих лет Иларион был обучен грамоте. Находясь в расколе с Православной Церковью , юноша стремилась узнать истину, и Господь не оставил Своего раба пребывать во тьме. В пяти верстах от Пошехонья находился основанный по благословению митрополита Макария Адриановский Пошехонский монастырь, в котором почивали мощи преподобного Адриана Пошехонского. В обители подвизался старец, известный в округе своею подвижнической жизнью и духовной мудростью. Иларион часто посещал эту обитель. Духовные беседы старца-подвижника благотворно подействовали на его восприимчивую душу. Вскоре Иларион, оставив своих родных, обратился в Православие из раскола, и около четырех лет проживал в Адриановском монастыре. В 1835 году, в возрасте 25 лет, Иларион прибыл на Валаам при игумене Вениамине. Ревнуя о подвижнической жизни, он с усердием выполнял все послушания. Но враг рода человеческого, желая удалить юношу из святой обители, навел на него искушения. Однажды, когда он был в келье, ночью диавол вошел к нему в виде седого старика, схватил за ногу и потащил, приговаривая: «Выходи вон из монастыря!» Потом явились и родственники, которые стали звать Илариона обратно в мир. Не выдержав таких искушений, Иларион решил уйти из монастыря, отпросившись у игумена съездить домой за увольнением от общества. Когда он возвратился в мир, родные стали уговаривать его жениться. Поддавшись их уговорам, Иларион женился и стал проводить обычную мирскую жизнь: торговал, ездил на Нижегородскую ярмарку. Внешне все шло как будто благополучно, но душа томилась от суеты житейской. Но милость Божия не оставила будущего подвижника. Вскоре жена и дети умерли. Лишившись близких сердцу людей, Иларион, как бы очнувшись от сна, оставил хозяйство родным и в 1840 году снова возвратился на Валаам, уже при игумене Дамаскине. 27 февраля 1843 году Иларион был определен в послушники, 6 августа 1847 года пострижен в монашество с именем Ириней. С полным самоотвержением и совершенным отречением своей воли нес он все тяжелые послушания: обрабатывал поля, убирал и молотил хлеб. В течение 28 лет он нес еще одно тяжелое послушание, совершая поездки по озеру в г. Сердоболь с почтой и по другим монастырским делам. В этих поездках его жизнь многократно подвергалась опасности. Однажды зимой ехал он на лошади с почтой по льду озера. В пути, переезжая разлом льда, лошадь у него провалилась в воду. Он был один, и помочь ему было некому. Долго он бился, вытаскивая ее, пока не обратился с молитвой к своим покровителям – преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и тут словно невидимая сила помогла ему – лошадь мгновенно очутилась на льду. Отличительной чертой отца Иоанна была живая, горячая вера в помощь Господа Бога и Его святых угодников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В период настоятельства на Коневце И. завершил начатое иером. Мисаилом (Орловым) краткое описание мон-ря. В 1815 г. Синодальная типография напечатала «славянским наречием» составленные И. «Службу Божией Матери Коневской и сказание о чудотворной ее иконе», «Службу, житие и слово похвальное преподобному Арсению Коневскому, чудотворцу». Особо почитая прп. Арсения , в 1816 г. И. устроил над его мощами раку из красного дерева с серебряными чеканными изображениями. 8 окт. 1819 г. по прошению И. Синод определил внести в месяцесловы день памяти прп. Арсения (12 июня) и Коневской иконы Божией Матери (10 июля). В 1817 г. была издана составленная И. «Служба преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и слово на память сих преподобных». Рукопись И. «Взаимные должности общего монашеского жития» (1816) получила высокую оценку митр. Амвросия (Подобедова). Посетив С.-Петербург И. передал рукопись митрополиту, который распорядился отпечатать книгу в Синодальной типографии «церковными литерами» и разослать по всем мон-рям. Беседы в форме диалога «Душевное врачевство» (1817) посвящены борьбе со «злыми страстями», в частности с самолюбием, чревоугодием, блудодеянием, сребролюбием, гневом, унынием, тщеславием, гордостью. В «Рассуждении о видениях» (1823) И. различает истинные видения от Бога и происходящие от «мечтательного ума» и непосредственно от сатаны. «Мысленному самоискушению подвержен бывает тот, кто не имеет руководителя, духовного наставника» или не следует «спасительным отеческим советам», «руководствуясь одним слабым светом ума своего, тщетно стремится к созерцаниям духовным», отличается тщеславием и гордостью. Предрасполагает к этому и холерический темперамент. Следствиями являются «энтузиазм, фанатизм, лжепророчества», нарушение душевного мира, высокоумие и последующее отчаяние и, наконец, отступление от Бога. Божиим попущением могут искушаться и истинные подвижники, которым лукавый производит «утешительные сладости в сердце», иной раз являясь в виде Спасителя или святых. Откровение же от Бога есть «правило веры и добрых дел». Нек-рые сочинения И. (напр., «Корнилий, столетний старец Коневский († 12 окт. 1809 г.). С присовокуплением кратких нравоучительных стихотворений») остались неопубликованными. И. написал также эпитафии старцу Корнилию, а впосл. в тихвинском мон-ре - архим. Самуилу († 1828), погребенному в соборном притворе (могила уничтожена).

http://pravenc.ru/text/389185.html

Неся все труды для пользы целого общества, братия получают все нужное от обители. Каждому по приличию из братской рухольной выдаются вещи, нужные для одежды и обуви: толстого сукна черный и серый подрясники, подрясник нанковый, овчинная шуба, шерстяная мантия и низенький драдедамовый клобук составляют все вещи их недорогого одеяния. Материалы для одежды и обуви, равно как и всякие вещи, из них приготовленные, хранятся в рухольне. Это ряд комнат, в которых сложены сукна, нанки, полотна, нитки, кожи, сшитое белье, готовые рясы, подрясники, шубы, клобуки, и все это в значительном количестве. Рухольный ведет книгу, в которой записывает кому что из братий выдано. Изношенная одежда возвращается в рухольную и, взамен ее, с благословения настоятеля, выдается новая. Вновь вступающему в монастырь отпускается: нижнее белье, одежда и обувь. Валаамская обитель может снабдить во всякое время до ста человек всем необходимым. Трапеза для всех общая, предлагаемая два раза в день; в определенные дни – рыбная с коровьим маслом, в прочие – постная из овощей и в дни строгого поста и говения без масла и один раз в день. На трапезе для каждого брата ставится глиняная тарелка монастырского изделия и деревянная ложка, и кладется кусок хлеба. Два такие прибора покрывает ручник (салфетка); между двух деревянных солонок помещается медная чаша с квасом и ковшом; одна чаша с кушаньем служит для четверых, сидящих по два, друг против друга. Собравшиеся в трапезе садятся за стол не прежде, как иноки пропоют уставленные молитвы и не раньше того, как очередной иеромонах благословит кушанье. Столы по правую сторону трапезы занимают иноки по старшинству; на прочих местах размещаются послушники и богомольцы. По звонку первоседящего, выходят из-за стола новоначальные из братии за следующими кушаньями, приносят их из поварни и, ставя на стол, произносят молитву: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас; – аминь, отвечает им старший брат и отдает бывшее до того блюдо. Во все продолжение трапезы очередной брат в будни читает особым напевом жития святых. Заунывные тоны этого напева услаждают слух и касаются сердца. В праздничные дни священнослужителем читаются приличные поучения и преимущественно беседы св. Димитрия Ростовского чудотворца. В трапезе хранится глубокое молчание. Стол Валаамской братии состоит из нескольких кушаньев разного рода, не больше, впрочем, четырех блюд. Их приготовляют в хорошем вкусе, но только по-монастырски, без особенных приправ; жареной рыбы на монастырской трапезе никогда не бывает. Количество же и некоторое разнообразие в пище допускается не для пресыщения, а с той целью, чтобы каждый брат мог иметь хоть одно блюдо по своей натуре, ибо при великих трудах монастырского братства невозможно оставить его, при ограничении стола одним родом пищи, без средств к подкреплению сил и здоровья.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Под действием языческих суеверий были случаи, когда «недароимцы лаяли» (ругали) своих духовников и даже били их. Неизвестный автор «Беседы Валаамских чудотворцев» (XVI в.) настаивает, чтобы царская власть на всероссийском земском соборе установила ежегодное говенье в качестве обязательного закона для народа, так как «в волях своих не каются по вся годы, ниже послушают попов, да еще многих попов от места откажут» 87 . Тот же автор призывает наказывать неговеющих христиан градскими казнями: «Везде уставити царю своею царскою грозою, чтобы покаятися и говети по вся годы всякому везде мужеску полу и женску от двоюнадесятъ лет; о том царю самому крепко печися паствы своея о спасении мира всего» 88 . Поэтому в 1659 г. царь Алексей Михайлович разослал повеление дьякам, подьячим и детям боярским и всякого чина людям говеть на Страстной седмице 89 . От воевод царь требовал, чтобы те понуждали ратных людей в походах исповедоваться и причащаться. Отправляя в поход против поляков свое войско, царь призвал всех на первой неделе Петрова поста обновиться покаянием и причащением Тела и Крови Христовой. Далее он сказал: «Второе вам приказываю: если в походах будете, не оставьте сей евангельской заповеди, елико сила ваша может. Аще сию Христову заповедь сохраните и обновитесь святым покаянием и приобщитеся бессмертной трапезе, то дерзостно реку вам: ей, ополчится ангел Господень окрест полка вашего. Третье приказываю вам: непослушников и силою приводить к святому покаянию. Полагаю весь полк ваш на вас боярах и воеводах; если хоть один человек нерадением вашим не обновится покаянием, то вы ответ дадите на Страшном суде Христовом». Тот же царь писал в Новгород воеводе князю Куракину: «А будет человек, который православной христианской веры не прийдет на покаяние в год, в который пост, паче же в Великий, той несть достоин нарещися истинным христианином, но всуе нарицает себя святым именем. И святии отцы иереем Христовым заповедаша не приняти у таковых никакого приношения в церковь Божию, не повелеша входить в церковь, недостойни бо суть входа церковного, яко иноверцы, не кающиеся грехов никогда, зле душами своими погибают во многих гресех, без покаяния живут» 90 . Царским указом предписывалось о всех непослушных сообщать начальству и подвергать наказанию «без всякой пощады».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

1339 См. в сочинениях Вассиана по печатному их изданию, которое указывается в следующем ниже примечании, стр. 188 начало, 197, 193, 207 fin.. 1340 Эти трактаты суть: 1) «Слово ответно против клевущих истину евангельскую и о иноческом житии и о устроении церковнем»; 2) «Собрание Васьяна, ученика Нила Сорского , на Иосифа Волоцкого от правил святых Никанских от многих глав»; 3) «Собрание некоего старца на въспоминание своего обещания о отвержении мира». Последний трактат не имеет самостоятельного происхождения, написан Вассианом по поводу его Кормчей, о которой сейчас ниже, и помещён в этой Кормчей. Два первые трактата, имеющие самостоятельное происхождение, Вассиан соединил в одно место, с тем, чтобы сделать, так сказать, полное издание своих сочинений; он предпослал этому полному изданию предисловие и присоединил к нему послесловие или заключительное резюме. Своеобразное полное издание сочинений Вассиана напечатано в православном Собеседнике 1863 года, – часть ΙII стр. 102 и 180. Рассуждение о неприличии монастырям владеть вотчинами, напечатанное в Чтениях Общества Истории и Древностей 1859 года книга 3, которого собственное название: «Беседа преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев», вовсе не может быть усвояемо Вассиану, ибо он был не такой человек, чтобы прибегать к подлогу и чтобы ссылаться на какие-то беседы Иосифа прекрасного. 1341 В «Собрании некоего старца», которое, как мы сказали выше, написано Вассианом по поводу Кормчей и помещено им в своём издании этой последней, он утверждает, что в 3 и 4 правилах четвёртого вселенского собора, 11 и 17 правилах седьмого вселенского собора и во 2 правиле Кирилла Александрийского не велено монахам вступать в мирские дела ни в сёла, ни во что подобное. См. у Павлова в Историческом очерке секуляризации церковных земель в России, стр. 17 fin.. 1342 Она принесена была Иваном Васильевичем из Новгорода в Москву при покорении первого, см. Ундольского Описание славянских рукописей патриаршей библиотеки в Чтениях Общества Истории и Древностей 1867 года, книга 2, стр. 56 col. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В исследованиях отмечается, что монастыри (прежде всего крупные) и архиерейские дома уже в XV в. добились экономического процветания, в XVI - нач. XVII в. монастырское хозяйство было более стабильным, чем светское, и активно участвовало в товарно-денежных отношениях, имея значительные суммы денег. Крупнейшие мон-ри того времени - Троице-Сергиев, Кириллов Белозерский, Иосифов Волоколамский, Соловецкий - играли заметную роль в общественном производстве и оказывали организующее влияние на хозяйственно-экономическую жизнь своей округи. Особенно это относится к Соловецкому мон-рю - центру хозяйственной жизни Поморья, имевшему к тому же и большое стратегическое значение. Различные подходы к осмыслению социальных аспектов монашеского аскетизма приобрело полемический характер и стало предметом обсуждения на церковных Соборах (в 1503, 1531). Возникло нестяжательство как течение религ. мысли (инок Вассиан (Патрикеев) , прп. Максим Грек, старец Артемий , анонимный автор «Беседы Валаамских чудотворцев») и как монашеская практика («безвотчинное» скитское подвижничество, импульс к-рому был дан прп. Нилом Сорским). Типы монастырей, монастырские уставы Важные изменения в монашеской жизни были связаны с внедрением в рус. богослужебную практику Иерусалимского Типикона (Типикона палестинского мон-ря св. Саввы), что происходило по инициативе К-польского Патриархата. Иерусалимский устав имел неск. редакций. Группа самых древних рус. списков, по наблюдениям Клосса, представляла собой редакцию, связанную со свт. Алексием, митр. Киевским. В ее синаксарную часть были внесены рус. праздники и памяти рус. святых (в частности, под 20 дек.- память свт. Петра, митр. Киевского). Для приспособления устава к типу общежительных мон-рей составители добавили статьи о порядке монастырской трапезы из Студийского устава. Другая редакция создавалась при участии митр. Киприана, в ее основу был положен сербский список. Из памятей русских святых в нее вошли только Киевские: князья-страстотерпцы Борис и Глеб, св.

http://pravenc.ru/text/2564108.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010