Так будет и после нас». «Мы и сами знаем, – жаловался известный арзамасский лжехристос Радаев, – что не сходны иные наши поступки с писанным законом и нам тяжело и скорбно так поступать. Но что же нам делать? Своей воли не имеем. Сила, во мне действующая, не дает мне покою ни днем, ни ночью, водит меня туда и сюда». Ясно, что основатель хлыстовства – Данила Филиппович, – бросивший книги Св. Писания в Волгу, был логически последователен. Действительно, нужно избирать одно что-либо: или Библию, или хлыстовство. Современное состояние хлыстовства В настоящее время хлыстовство охватило всю русскую землю. Нет той губернии, нет того уезда, в которых бы не было хлыстовства в той или другой форме. При этом, к прискорбию, нужно отметить, что, несмотря на все принятые меры борьбы, число его последователей не только не уменьшается, а даже непрерывно увеличивается. За последнее десятилетие почти в каждом всеподданнейшем отчете обер-прокурора св. Синода о состоянии русской Церкви говорится то же, что и в отчете за 1900 год: «Хлыстовство продолжает расти и умножаться; его руководители всевозможными способами, тайно и явно, пропагандируют свое лжеучение среди православных. Правда, в некоторых местах оно, по-видимому, ослабевает, но зато в других проявляет такую энергию в пропаганде своего лжеучения, что является более опасным для православия, чем другие секты». Тем не менее, точно определить число хлыстов, проживающих на всем пространстве русского государства, невозможно, по причине их скрытности и неискренности. Хлысты не поддаются точному учету статистики, ибо и после 17-го апреля 1905 года далеко еще не все хлысты заявили открыто о своей принадлежности к сектантству. Тем не менее, нельзя сомневаться в том, что по количеству своих последователей хлыстовство должно занять первое место среди других сект. В этом отношении с ним не везде может равняться даже штундо-баптизм. Характеристической особенностью хлыстовства нашего времени является его распадение на множество разновидностей или толков.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

На третьем всероссийском миссионерском съезде, происходившем в Казани в 1897 году, был поставлен даже роковой вопрос: возможно ли вообще вести борьбу с хлыстами? Выслушав, впрочем, сообщения своих членов по этому вопросу, съезд признал, что вести борьбу с хлыстами возможно, хотя и весьма затруднительно, и, что существенные вопросы, о которых следует вести беседы с хлыстами, это – вопросы: о лице Иисуса Христа, как единственного Искупителя мира, о браке, о мясной пище, о радениях и проч. Не возражая против этого постановления съезда, мы, однако же, должны заметить, что вопрос, этот требует более серьезного разрешения; чтобы уничтожить на Божьей ниве плевелы, нужно вырвать их с корнями, а не обрывать только листья; заключение в силлогизме падает само собою, когда разрушены его посылки. Учение о многократных воплощениях Христа, отрицание брака, неядение мяса и т. п., это не основные начала хлыстовского лжеучения, а только выводы из них; а опровержение чего бы ни было, в том числе, и хлыстовского лжеучения, нужно начинать не с конца, а с начала, с корня. Хлыстовство, по своей сущности, вовсе не христианское, а чисто языческое сектантство. Отвергнув учение Божественного Откровения и обосновав свое лжеучение на философских языческих теориях, хлыстовство не оставило никаких существенных связей с Православной Церковью для возможности воздействия на него со стороны православного миссионера, и последний, если хочет вести с ним борьбу, временно должен превратиться из миссионера в метафизика. Основная ложь хлыстовства состоит в понятии о Боге, как духе, который, однако же, не может быть мыслим вне материи. Это – первый пункт, на который православные миссионеры должны обратить свое особенное внимание, вступая в борьбу с хлыстовством. Хлысты (из крестьян и мещан) – люди простые и невежественные; они не имеют ясного представления о чистом духовном бытии; духа они, как мы видели, сравнивают даже с водою, и думают, что без «перегородок» (т. е. без телесной формы) он может разлиться по вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Наказание это человек, как разумное существо, должен сам налагать на себя. Примером для людей должен служить Сын Божий, искупивший грехи мира ничем иным, как Своей крестной смертью, а первым действительным последователем Христа является Иуда, согрешивший против Бога, но раскаявшийся, и наказавший себя повешением, – способ смерти, особенно рекомендуемый последователями этой секты. Все люди, учит даже Лихачев, как родившиеся от блуда, и потому, одинаково грешные и достойные смерти, не должны, как таковые, служить никому, кроме Бога. Всякий почет, оказываемый человеку другими, есть идолопоклонство. Ни один человек, в виду своей греховности и склонности вовлекать в грех себе подобных, не должен иметь над последними никакой власти. Всякий человек должен смотреть на земной мир сей и всю учрежденную власть его, как на царство диавола и начертания его, которое есть, всякого рода, законы и повеления. Лихачевцы отрицают даже родственные связи, как результат греховных побуждений, и собственность, как последствие любостяжания. Ярыми приверженцами этого лжеучения явились многие скопцы, которые были сосланы в Якутскую область, так что последователи Лихачева встречаются не только в Европейской России, но и в Сибири. Второй отличительный пункт скопческого лжеучения – верование в Селиванова или императора Петра Феодоровича – обосновывается у скопцов такими легендарными рассказами, которые поражают своей нелепостью. О рождении Селиванова, по его словам, и о том, что он принесет в мир «чистоту» и будет судить все народы, пророки прорекли за сорок лет. Родился он сверхъестественным образом (по одним сведениям – в России, по другим – в Голштинии) от приснодевы, императрицы русской, которая, «разблажившись» от Святого Духа, и помолившись Богу Саваофу, затрубила в золотую трубу, вследствие чего, утроба ее растворилась и на руках ее явилось вознезженное дитя, обладавшее всеми божескими свойствами, ибо в нем воплотился сам Господь Бог Саваоф «и с ручками, и с ножками». После этого, Елисавета Петровна отправилась в Орловскую губернию, где устроила хлыстовский корабль и жила под именем Акулины Ивановны, а престол свой передала одной своей фрейлине, похожей на нее, и приказала ей до смерти именовать себя Елисаветой Петровной.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Как верования хлыстов зависят от непосредственных откровений их лжехристов и лжепророков, так и их религиозные «радения» всегда носят случайный характер, так как все относящееся к ним – место, время, продолжительность, выбор кантов, их напевы, чтение книг Св. Писания, речи и виды «кружений» или «радений» в собственном смысле – зависит каждый раз от усмотрения лжехристов или лжепророков (общее название их в «корабле» – «старцы»). Основатель хлыстовщины дал своим последователям заповедь (12-ю): «верьте духу». В религиозной жизни хлыстов эта заповедь имеет чрезвычайно важное значение. От произвола этого-то «духа» каждый раз зависят как «чин», так и порядок радений. Кроме того, хлысты по-своему понимают слова Давида: «пойте Господу новую песнь». Однообразные радения им надоедают. По их мнению, тот пророк мало облагодатствован, который не способен разнообразить их. Даже одних и тех же песен хлысты не терпят на своих радениях; «петь одно и то же, – говорят они, – дело мертвое, Богу не угодное». В крайнем случае, должны быть вводимы новые напевы кантов. Вот почему об определенном «чине» хлыстовских радений не может быть и речи. Но есть и другие причины, препятствующие точно изучить их и установить их виды. О своих радениях хлысты, в силу данной клятвы, никогда ничего не говорят посторонним лицам и даже своим «оглашаемым», еще формально не принятым в их общину: о них знают только хлыстовские «губы да зубы». Проникнуть на их радения весьма трудно: они происходят, как сказано, по ночам и часто не в одних и тех же помещениях, которые всегда, однако же, тщательно охраняются надежными стражниками – «архангелами» 26 и злыми собаками. При появлении посторонних, хлысты тотчас же прекращают свои радения и скрывают все следы их. Поэтому о хлыстовских радениях известно лишь то, что добыто различными судебными и полицейскими расследованиями. Даже лица, оставившие хлыстовство, крайне неохотно говорят о том, что происходит у хлыстов на их радениях 27 , и часто уносят с собою в могилу сокровенные тайны этой секты.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Скопцы очень любят сниматься на фотографических карточках, а потому, часто в их домах на стенах висят фотографические группы различных единоверцев – иногда, человек до 30-ти, из которых многие держат в руках или белые платки, или книжки. Это – очевидно, скопческие «учители». В одежде скопцов господствует простота (в противоположность хлыстам); даже женщины и девицы их не любят франтить и рядиться. Ни белил, ни румян они не употребляют. Ярких цветов в своих костюмах избегают, предпочитают им цветы белые, темные и синие, или же пестрые с красными крапинками по белому или темному фону. Головы они покрывают белыми или темными платками, но так, что закрывают весь лоб, до глаз. Мужчины, большей частью, носят костюмы крапчатого цвета. Скопцы ведут жизнь весьма замкнутую и потому слывут нелюдимыми. Кроме своих радений и, иногда, церкви, они нигде не бывают, даже у родных, ни в каких увеселениях не принимают участия; не ходят ни на свадьбы, ни на крестины, нн на именины; слывут трезвыми и воздержными. К общественной жизни относятся крайне безучастно: даже на сельских и волостных сходах их никогда не бывает. Замкнувшись в себя, не надеясь иметь детей – опоры в старости, – они становятся слишком жадными к наживе и корыстолюбивыми. По этой причине, они с любовью занимаются ростовщичеством; этим же объясняется их трудолюбие, равно, как и их богатства. Но эти богатства скопляются в их руках всегда во вред тому населению, среди которого они живут. В этом отношении с ними могут конкурировать только евреи, да хлысты. Проповедью об оскоплении, т. е., уничтожением самой возможности деторождения, скопцы, естественно, подписали смертный приговор своей секте. За отсутствием естественного прироста через новые поколения, секта должна была бы исчезнуть сама собою. Отсюда, пропаганда и совращение в секту иноверцев, у скопцов явились единственным средством, как для поддержания секты, так и для умножения ее последователей. По учению скопческих главарей, каждый, принимаемый в общество скопцов, должен дать торжественное клятвенное обещание совращать других и тот, кто приобретает десять последователей, считается святым, хотя бы он даже не молился Богу. Алексей Громов получил от Селиванова звание «первого апостола» и имя «великого князя Константина Павловича» за то, что оскопил 13 прозелитов. Если к этому прибавить, что, по верованию скопцов, время наступления для них райского блаженства зависит исключительно от того, когда число их единоверцев достигнет 144000 человек, то будет совершенно понятным, отчего стремление к совращению и интерес к пропаганде нигде, ни у одних сектантов, не отличаются такой напряженностью, как, именно, у скопцов. Скупой, скаредный, жадный к наживе, отказывающийся подать копейку нищему, скопец готов отдать все свое состояние на дело пропаганды.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Себя же он выдавал за иеромонаха Стефана, уверяя своих последователей, что, «пребывая на Афоне в посте и непрестанной молитве, он изнемог и ради смертного часа, принял там монашество и посвящен в иерейский сан». Он имел у себя священническое облачение, напрестольный крест и евангелие, кадило и все богослужебные книги. В свои общины Подгорный набирал, обыкновенно, только молодых девиц и вводил монастырский строй с общей молитвой, общим столом и общими занятиями – днем; а по ночам, особенно, под воскресные и праздничные дни, в каждой общине были устраиваемы собрания для чтения книг и пения хлыстовских песен, а сам Подгорный изгонял своими молитвами бесов из некоторых своих последовательниц. Главным сотрудником Подгорного по устройству женских общин был схимонах Пантелеймон, лет 30 от роду, красивый и здоровый мужчина, бывший крестьянин села Ямного, Богодуховского уезда, по ремеслу кузнец, Петр Важенко. Но, кроме него, и многие другие мужчины были постоянными посетителями ночных собраний, происходивших в общинах Подгорного. Показное благочестие и мнимые чудотворения, соединенные с благотворительностью, при энергичном содействии странствовавших повсюду с полумонашеским видом последовательниц Подгорного, создали его славу и возбудили к нему общее внимание. Всякого рода пожертвования стекались к нему с разных сторон. Но скоро стали распространяться и дурные слухи, настойчиво утверждавшие, что последователи Подгорного на ночных собраниях предаются разврату. Жалоба одной крестьянки за изнасилование ее несовершеннолетней дочери заставила епархиальное начальство обратить внимание на деятельность Подгорного. Произведенным следствием Подгорный был уличен в крайне предосудительных поступках: под личиною внешнего благочестия, он распространял в среде темных и легковерных людей лжеучение, подрывавшее основы семейной жизни, уважение к церкви, ее священнодействиям, таинствам, духовенству; между тем, сам вел жизнь безнравственную, погрязая в необузданно-грубом разврате, ради чего собирал женщин и девиц в общежитие, пользуясь их доверием, растлевал и насиловал их, не стесняясь никаким возрастом 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Ради пропаганды своего учения, скопцы не задумывались ни над чем; в этом отношении они считают дозволенными все средства, как бы они ни были безнравственны и предосудительны. Впрочем, насколько можно судить по многочисленным судебным процессам, скопцы практиковали следующие способы распространения своей «веры». Первое место нужно, конечно, отвести простому изложению скопческого учения и примеру внешнего благочестия. Этот способ рекомендовал и сам Селиванов. Отправляя в Костромскую губернию для распространения скопчества своего «первого апостола» Громова, он говорил ему: «Алексее, сыне! Я, отец, посылаю тебя на целую губернию, и, если ты встретишься дорогою с человеком, то и подай ему словечко, а он тебе, может быть, поверит, и так, рыбка по рыбке, будет у тебя полон невод». В другой раз, он говорил уже нескольким своим миссионерам: «детушки! вы не только словами, но и образом жизни людишкам показывайте примеры». К сожалению, страсть к пропаганде у скопцов настолько сильна, что одной проповедью и примером своей жизни они не могли ограничиться. Деньгам и подкупу они приписывали, и ныне приписывают, большое значение. Много было дано показаний в суде, под присягой, о том, что скопцы совращали православных подкупом, особенно, бедных и нуждающихся. При условии поступления в секту, оии выкупали крепостных крестьян у помещиков, уплачивая, иногда, за каждого до 2000 рублей, за деньги оскопляли солдат николаевского времени, ссыльнокаторжных, бродяг и т. п. Часто скопцы брали у бедных родителей детей «на воспитание». Нередко пользовались даже насилием, напр., втягивая нуждающегося в неоплатные долги, которые они обещали простить под условием оскопления. Родители побоями принуждали детей к оскоплению. Хозяева и владельцы фабрик в интересах пропаганды оказывали давление на подчиненных. Но бывало много случаев и самого грубого насилия. Более двадцати фактов такого рода приводит Пеликан 118 . Здесь достаточно отметить факт насилия, употребленный 15 ноября 1907 года в Николаеве, в доме скопчихи Евфросньи Гуриной. Местные скопцы завлекли к ней крестьянина села Чернобай, Золотоношского уезда, Полтавской губернии, Григория Иванова Коваленко, и убеждали его поступить в их секту. Коваленко решительно отказался и скопцы, по-видимому, не настаивали на своем предложении. Затем подали ему стакан чаю, выпив кторый, он потерял сознание, а, проснувшись в три часа утра, нашел себя оскопленным 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

История секты Секта эта была обнаружена в 1772 г., но кто был ее основателен, этот вопрос остается неразрешенным. Одни думают, что основателем ее был известный хлыстовский лжехристос Андреян Петров; другие называют бывшего подпоручика петербургского пехотного полка, исключенного из военной службы в 1757 году, Владимира Селиванова; третьи утверждают, что виновником скопчества был крестьянин села Столбова, Дмитровского уезда, Орловской губернии Селиванов. Но как его звали – этого, опять, никто не знает: одни говорят, что его имя было Кондратий, другие думают, что его звали Андреем; есть известия, на основании которых можно предполагать, что его именовали и Иваном, и даже Фомою... Сам же он называл себя прямо – «богом», «христом», «искупителем» и «императором Петром III Федоровичем»... Но богу неприлично носить людские имена, да и как проходимец, бродяжничавший повсюду, он сам, по всей вероятности, не раз называл себя разными именами... В миссионерской литературе принято, однако же (хотя и не без неопровержимых доказательств), виновника скопческой секты называть Кондратием Селивановым или просто Селивановым. Невзрачный собою – «маленький, худенький», с заостренным носом, рыжими (желторусыми) волосами па голове, без усов и бороды, с бабьим несимпатичным лицом, Селиванов не отличался и нравственными свойствами: обычное хлыстовское лицемерие, безграничное тщеславие и властолюбие, хитрость и лукавство, назойливость и трусость, упорная скрытность и нетерпимость ко всем иномыслящим – вот черты, которыми характеризуется его нравственная личность. К ним нужно прибавить только: самохвальство, склонность к наглому обману и способность лгать без всякой меры. Неопровержимые факты из его жизни подтвердят эту характеристику и покажут, на какой моральной почве, обыкновенно, возрастает сектанство. Скопчество признается сектой, родственной с хлыстовством. Это верно. Оно выделилось из хлыстовщины. Но, с другой стороны, нельзя отказать ему и в самостоятельности, доходящей до отрицания хлыстовства.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

Из всего сказанного ясно, что секта, известная под именем «ново-израильской общины», несомненно, есть фракция, или разновидность хлыстовства. Сходство их в вероучении и жизни полнейшее. Если и замечается небольшая разность в вопросе о браке, то эта разность ни в каком случае не может обособить ново-израильскую секту от хлыстовской. Хлыстовство – мать «Нового Израиля». Чем сильно хлыстовство, тем сильна и устойчива ново-израильская секта. Способы пропаганды той и другой одинаковы; а потому говорить об этом подробно, значит, повторять все то, что так хорошо известно о хлыстах, их устойчивости в России и способе их пропаганды. Что касается мер борьбы с «Новым Израилем», то и в данном случае вряд ли что можно сказать новое. Раз эта секта – порождение хлыстовства, то, само собою разумеется, что и меры борьбы как с хлыстовством, так и с «Новым Израилем» должны быть одинаковы. Хлыстовство, как давняя секта в России, изучена в достаточной мере. Об этой секте много написано, тогда как ново-израильская секта, как недавнее и не повсеместное явление, мало обследована. Изучением этой секты доселе занимались лишь отдельные лица, где эта секта довольно сильно заявила о своем существовании. В этом отношении заслуживают особенного внимания: 1) книга Ставропольского епархиального миссионера, протоиерея С. Никольского «Новый Израиль» и брошюры Владикавказского Епархиального миссионера А. Сквозникова: 1) «Ново-Израильтяне» и «Добрый пастырь». Меры борьбы с сектой ново-израильтян те же, что и с сектой хлыстов. Екатеринославский епархиальный миссионер, А.А. Афанасьев Мелкие виды хлыстовства. М.А. Кальнев («серые голуби», «беседники», «мормоны самарские», «шалапуты», «паниашковцы», «телеши», «марьяновцы», «штундохлысты», «бесоперевоплощенцы» и др.) Ни на одной из русских сект не сбылся так наглядно и поучительно общий для всех сект и ересей исторический закон, в силу которого каждая из них в дальнейшем своем существовании распадается на новые, вырождающиеся из нее виды и толки, часто друг другу противоречивые в учении и враждебные в жизни, как обнаружился этот закон в истории главнейшей и старейшей из русских сект хлыстовщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Участие в имяславских спорах мыслителей такого масштаба способствовало тому, что, начиная с 7080-х годов XX века, интерес к этой проблематике возник вновь. В самиздатских копиях начали распространяться тексты Флоренского и Булгакова, а некоторые работы были изданы вполне официально. Так, например, в 1975 году в СССР вышла биография иеромонаха Антония (Булатовича). 811 Само собой разумеется, основное внимание авторы этой работы уделили путешествиям, которые А.К. Булатович 812 совершал до принятия монашеского пострига. Выход таких книг, несомненно, способствовал пробуждению общественного интереса не только к имяславской, но и вообще к богословской проблематике. Важным было то, что такие книги разрушали миф антирелигиозной пропаганды о том, что религия является уделом людей темных и необразованных. Таким образом, проблема, которая в начале XX века воспринималась как миссионерская, в начале XXI-ro перестала быть таковой. Актуальными теперь стали богословские, философские и лингвистические проблемы имяславских споров. 737 Неплюев Николай Николаевич (11.09.185121.01.1908). 1875 – окончил С.-Петербургский ун-т, советник русского посольства в Германии. В 1877 оставил дипломатическую службу, поступил вольнослушателем в Петровскую сельскохозяйственную академию. В 1880 создал в своем имении приют для крестьянских детей, в 1885 – мужскую, в 1891 – женскую сельскохозяйственную школу. Из выпускников этих школ постепенно сформировалось Православное Крестовоздвиженское трудовое братство (официально открыто в 1895). В 1901 Неплюев передал братству все свое имущество (Авдасев). 739 Мария (Керова Анастасия Кузьминична; 18051906). Жила под руководством беседнического старца Василия Щеглова, устраивала в своей келии «беседки». Пользовалась большой популярностью у местных крестьян. Была обвинена в сектантстве, однако Самарская дух. консистория сочла обвинения недоказанными. В 1880 по настоянию церковных властей отказалась от «присвоенного ею права учительства и руководства другими». В 1891 пострижена в Самарском Иверском м-ре с именем Мария. К монахине Марии приходило множество посетителей; в 1902 ее выслали в Суздальский Спасо-Евфимиев м-рь, где она и скончалась (Якубовский. 1723).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010