Сложную иконографическую программу имеет икона из ц. прор. Илии в Черкизове в Москве. Чтимый образ «Ж. И.» дополняют иконы Божией Матери (Цареградская, «Умягчение злых сердец»; Иерусалимская, «Взыскание погибших») и святителей (свт. Кирилл Иерусалимский - обличитель ариан, отрицавших Богоматеринское достоинство Пресв. Девы, и свт. Софроний Иерусалимский - составитель водосвятных стихир на Богоявление). В основе композиции Беседная икона Божией Матери, на к-рой изображено явление Богоматери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике - икона «О Всепетая Мати», представляющая собой изобразительный гимн Богородице. Изображение «Ж. И.» как в кратком, так и в полном изводе широко тиражировалось в гравюрах. Одна из ранних, гравированная на меди в 1695 г. мастером Иваном Стрлжбицким (клеймо « I. S. ») представляет собой большой лист со множеством комментирующих надписей: «Из чаши Богоматери стекают пять рек в чаши, которые держат два архангела и трое святых» ( Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 499. 1241). Извод со страждущими показан на 4-листовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания А. В. Олсуфьева (Там же. С. 500. 1242), в центральном клейме начертана молитва Пресв. Богородице. На полуторалистовой гравюре 2-й пол. XVIII в. из собрания Олсуфьева (Там же. С. 501. 1245) представлен «Образ Богородицы Живоносный Источник, с чудесами», где в 16 клеймах представлены чудеса с подписями. «Ж. И.» включался в состав гравированных или иконописных сводов чудотворных икон Божией Матери (напр., 4-листовая гравюра «Изображение 132 икон Богородицы», нач. XIX в.- Там же. С. 479-483. 1217(64)); 4-листовая гравюра «Изображение 160 икон Богородицы» с иконой «Неопалимая Купина» в центре (до 1847, предположительно гравер Е. Н. Долгов) (Там же. С. 483-485. 1218(147)); икона «Распятие и Страсти Господни» со 142 чудотворными образами Пресв. Богородицы (кон. XVIII - нач. XIX в.) из Богоявленского придела Богоявленского собора в Москве - 4-я в 8-м ряду). Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX - нач. XX в. отмечали большое количество почитаемых в XVIII-XIX вв. в России образов «Ж. И.», в числе немногих приводили иконы из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхим. Иоанном в нач. XVIII в., к ней направлял страждущих прп. Серафим Саровский); из Тулы (2 иконы в церквах Староникитской и свт. Николая), из Новодевичьего монастыря в Москве (сохр.) и мн. др. (см. в кн.: Поселянин. Богоматерь. С. 231-232). Празднование в честь Пресв. Богородицы ради Ее иконы «Живоносный Источник» совершается в пятницу Светлой седмицы.

http://pravenc.ru/text/182259.html

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви От проклятия до преображения Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются. 4 ноября, по случаю праздника Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства, у деревни Столбово был установлен и освящен поклонный крест. Освящение совершил иерей Сергий Филонов, настоятель Церкви Иова многострадального в Тихвине. Крест установлен на том самом месте, где в 1617 году был подписан Столбовской мир со шведами, который официально положил конец Смутному времени. Договор о мирном соглашении был подписан перед списком с иконы Тихвинской Божией Матери, позднее она получит название Столбовской. Икона специально была доставлена из Новгорода, так как наши послы поставили условие: мир будет подписан только перед образом иконы Божией Матери.  Высота Креста от основания составляет 3 метра 90 сантиметров, по одному сантиметру на каждый год, прошедший со дня заключения мира. Общая высота Креста составляет более пяти метров. Крест изготовлен из дерева, стоит он на холме между двумя ручьями: Кровавым, названным так из-за того, что во время войны вода в ручье была красной от крови, и Беседным.  Справка: Столбовский мир между Россией и Швецией был заключен 27 февраля 1617 года в деревне Столбово близ Тихвина. По условиям мирного договора, России были возвращены новгородские земли с городами Новгород и Старая Русса. Однако Россия лишалась выхода к Балтийскому морю: территории с городами Корела (Кексгольм), Копорье, Ям, Орешек, Ивангород отошли Швеции. «Вода живая», 07.11.2007

http://old.aquaviva.ru/news/2007-11-07/1...

см.: ДЬЯВОЛ. Беседная икона Божией Матери («Явление Пресвятой Богородицы и святителя Николая пономарю Юрышу») Событие, легшее в основу сюжета Беседного образа, изложено в «Сказании о явлении иконы Богоматери Одигитрии Тихвинской». Согласно этому тексту, в 1383 в Тихвине был построен первый Успенский собор. Накануне его освящения местный пономарь Георгий, прозванный в народе Юрышем, отправился оповестить местных жителей о предстоящем празднике. Возвращаясь обратно, в 3-х верстах от дома, Юрыш почувствовал благоухание и увидел Пресвятую Богородицу, сидевшую на сосновом бревне с игуменским посохом в руках, и свт. Николая Чудотворца, стоявшего рядом с Ней. В благоговейном страхе Юрыш пал ниц. Пречистая Дева повелела ему: «Иди, человек, отсюда за три поприща, где ныне строят церковь во имя Успения Богородицы и хотят поставить на церкви железный крест. И ты скажи священникам и христолюбивым людям, чтобы поставили крест деревянный. Ибо Я не хочу, чтобы на Моем храме был железный крест, но чтобы был деревянный в уверение свидетельства Господнего, что Господь, Сын и Бог Мой Иисус Христос ради спасения человечества был распят на кресте деревянном, а не железном». В случае неверия людей свт. Николай пообещал послать им знамение. Юрыш в точности исполнил повеление Божией Матери, но его слова остались без внимания. В день празднования Успения Божией Матери люди решили водрузить на главу собора железный крест. Во время работ внезапный вихрь сорвал мастера с крестом с купола. Рабочий чудом остался невредим. Потрясенные верующие вспомнили о предупреждении пономаря и установили на купол Успенского храма деревянный крест. Празднование иконы установлено 14/27 авг. накануне Успения Пресвятой Богородицы. Бессонница Болезненное состояние, которое, по народным понятиям, появляется у людей в результате воздействия нечистой силы, прежде всего женских демонических существ. Сон могли отобрать: ночница, полночь, полуношник, «бессонница», щекотиха-будиха, лесная баба, ведьма и др. Жители Смоленской губ. представляли себе ночницу в виде женщины в темном одеянии, которая неслышно проникает в дом, дотрагивается до спящего, отчего тот лишается сна. В Галиции считали, что «бессонница» в женском облике ходит по домам в ночь новолуния или накануне Андреева дня, нападая особенно часто на детей. Беспрестанный плач ребенка по ночам был для белорусов свидетельством того, что ночница посещает дом. Русские северных областей приписывали детскую болезнь «ночная плакса» воздействию злого духа, беса, домового. Если дитя не спит и плачет по ночам, то в Архангельской губ. говорили, что к нему пристал «полуношник», которого необходимо отогнать, или что «матенка-полуноценка» забавляется с ребенком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прошел крестный ход " Путь Богородицы " июля 2020 В связи с санитарными ограничениями участники акции передвигались на автомобилях. Они молились за Божественной литургией в Николаевском морском соборе Кронштадта , откуда на машинах прибыли в Тихвинскую епархию. Маршрут прошел по территории трех районов области и объединил храм Рождества Христова в Надкопанье , храм преподобного Александра Свирского ,  Введено-Оятский монастырь , храм святителя Василия Великого , поклонный крест в деревне Имоченицы, место явления Божией Матери над Смолковой горой, Антониево-Дымский монастырь , Покровскую церковь в деревне Горка , Николо-Беседную часовню, храм святого праведного Иова Многострадального,  Тихвинский Введенский девичий монастырь . Шествие завершилось 9 июля, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери , в Тихвинском Успенско-Богородичном монастыре . В рукописных " Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери " ее появление датируется 1383 годом. Икона семь раз появлялась перед очевидцами: на Ладожском озере, в погостах Смелково на реке Ояти, в Имоченицах, затем на " Кожеле на Куковой горе " , на горе над рекой Тихвинкой. На другом берегу на месте последнего ее явления была построена деревянная Успенская церковь, ставшая местом хранения святыни. В 1515 году в Тихвине был построен Успенский собор, ставший реликварием для иконы. Царь Иван Грозный основывал здесь в 1560 году Тихвинский монастырь. Во время оккупации Тихвина икона была увезена в Псковскую духовную миссию. Впоследствии образ был перевезен в Свято-Троицкий собор Чикаго. В 2004 году икона была возвращена на историческое место в Тихвинский монастырь. ИА " Вода живая " , 04-09.07.20 Поделиться Упоминания в новостях 26 апреля 2024 7 апреля 2024 28 января 2024 23 января 2024 5 января 2024 27 сентября 2023 12 сентября 2023 12 сентября 2023 11 сентября 2023 4 апреля 2024 2 апреля 2024 24 марта 2024 29 февраля 2024 4 апреля 2024 26 марта 2024 6 марта 2024 1 марта 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Настоятель сего прихода – мой сын, священник Арсений. Потому всё, что стало происходить дальше, знаю не понаслышке. Молились прихожане Ароматного вместе с молодым настоятелем о своём чаянии, молились с верою, и вдруг стали совершаться настоящие чудеса… 18 июля в 2019 году, на следующий день после крестного хода в честь памяти Святых Царственных Мучеников и молебна на возвышенности, где думалось построить будущий храм, я вдруг обнаружил на поминальном столе современную, но редкую икону «Пятая печать» с изображением Святых Царственных Мучеников. Передал этот образ ароматницкому приходу. И вскоре, дивным образом, стали управляться дела по выделению земли для строящегося храма, стали поступать пожертвования на Поклонный Крест, который и был установлен на Крестопоклонной неделе в 2020 году. Отец Арсений, после установки Креста, дерзновенно произнес: «Теперь дело пойдёт!» Он имел в виду строительство храма. Вскоре произошло знакомство с одним из церковных благоустроителей. И уже в сентябре 2020 года как раз к 25-летию отца Арсения храм, видимый даже с трассы «Таврида», был воздвигнут. Казалось, и Господь, и Его Пречистая Матерь, и все святые явили уже немало чудес маленькому приходу села Ароматное. Но беспредельна милость Господня и Любовь Его Матери. «Чудеса» продолжались. Исполняющая обязанности старосты прихожанка Любовь Павловна, когда еще кроме чаяний о возведении храма ничего не было, задалась вопросом, кому из святых и перед какой иконой молиться о его построении? И Господь через её дивеевских знакомых дал ответ – Иконе Божией Матери «Беседная»! Любовь Павловна и поведала о том иерею Арсению. Отец Арсений до той поры не знал, чем славна сия икона, но прочитав о ней, был очень вдохновлен и сразу предложил своему родителю, то есть мне – пономарю Георгию, ознакомиться с историей «Беседной». Надо сказать, что был я сильно удивлен, когда узнал, что другое название этого образа – «Явление Пресвятой Богородицы пономарю Георгию». Распечатал я тогда цветную ксерокопию сей дивной иконы, и отдал её Любови Павловне. Та обрядила её в скромную рамочку под стекло. И легла эта икона на аналой рядом с храмовым образом во имя Святых Царственных Мучеников.

http://azbyka.ru/fiction/blizhnie-moi-oc...

По книге B.C. Блок, К.А. Катренко " Монастыри Самарского края (XVI—XX вв.) " , Самара, 2002, стр. 65-78 В 1850 году в Большой Раковке была создана женская община, ставшая центром " беседничества " . Беседничество — направление в православии, мирское старческое учение. Название движение получило потому, что его последователи, помимо обязательного посещения церкви, собирались на внебогослужебные собрания, именовавшиеся «беседками». Одной из важнейших добродетелей для беседников является неуклонное и беспрекословное послушание старцу, устанавливавшему весь уклад жизни для последователей Обитель общины построена недалеко от Большой Раковки в пос. Красный Городок. Священный Синод указом от 7 августа 1886 г. преобразовал общину в общежительный Раковский Свято-Троицкий женский монастырь. За время существования монастыря в нем было построено пять храмов. Первая деревянная, теплая домовая Троицкая церковь построена в 1863 году. В этом храме находилась главная святыня обители — икона Божией Матери «Взыскание погибших». К 1900 году Свято-Троицкая церковь обветшала, и в 1902 году заложили новую каменную тёплую домовую церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Церковь строилась на втором этаже настоятельского корпуса, была освящена 13 октября 1905 года. Перед церковью на столбах находилась звонница. 25 мая 1876 года была освящена каменная холодная церковь во имя Успения Божией Матери. При церкви находилась каменная колокольня. Трехпрестольная каменная, теплая, с колокольней и трапезной Троицкая церковь построена на средства купца Н.П. Масленникова в середине 1890-х гг. Главный престол освящен 20 мая 1895 года. Правый придел освящен 22 мая 1895 года в честь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " . Левый придел освящен 23 мая 1895 года в честь Николая Чудотворца. Также при обители имелась кладбищенская деревянная на каменном фундаменте церковь во имя Всех Святых. Она была построена в 1866 году, а в 1882 году из-за ветхости её разобрали, построив на этом же месте новый храм, освящённый 8 сентября 1884 года. А в 1901 году храм перенесли в село, на его прежнем месте поставив часовню.

http://sobory.ru/article/?object=43465

Имя старца Онуфрия не прикрепилось к обители — ее стали именовать по самому знаменитому игумену и возобновителю монашеской жизни преподобному Макарию Жабынскому. О нем известно немного. Святой поселился на месте бывшей обители. К отшельнику постепенно стягивалась братия, он стал их игуменом. Был восстановлен Введенский храм. По преданию, однажды, когда святой Макарий вышел из обители в лес и немного поднялся на холм, он нашел умирающего от жажды человека. Это был поляк, сильно отставший от военного отряда интервентов и заблудившийся в белевских лесах. Святой указал ему путь к реке, но у того не было сил дойти до нее. Сжалившись, преподобный Макарий с верой и молитвой к Богу ударил по земле посохом, и из земли забил источник чистой питьевой воды. Родник впоследствии снискал особое почитание в народе. Даже в советские годы местные жители сохранили предание о чудесных исцелениях у Жабынского источника. Это все, что известно о преподобном Макарии Жабынском. Как преданный Богу ­монах, он нес подвиг поста и молитвы, работал над благоустройством монастыря, наставлял братию. Из таких ежедневных трудов и состояла его святая, праведная и подвижническая жизнь. Второе восстановление обители Преподобный Макарий скончался в ­январе-феврале 1623 года, и вскоре место его погребения стало почитаться братией и паломниками. Однако к концу XVII века монастырь вновь пришел в запустение. Исследователи полагают, что это связано со старообрядчеством. Жабынь могла быть одним из пристанищ для беглых раскольников. Здесь некоторое время жил бывший настоятель Николо-Беседного монастыря возле Тихвина игумен Досифей, который впоследствии постригал в монашество боярыню Феодосию Морозову. А одной из наставниц белевских старообрядцев была инокиня Мелания, руководившая Морозовой. Возрождение Жабынской пустыни после трех десятилетий запустения началось в начале XVIII века благодаря митрополиту Сарскому и Подонскому Илариону (†1720) и его ризничему иеромонаху Тихону. Отец Тихон был насельником Жабынской пустыни до ее закрытия, и именно ему митрополит Иларион поручил ее возродить. В обители поселились около тридцати насельников и трудников. Из Озерска была перенесена чудотворная медная икона Божией Матери «Знамение». У отца Тихона были планы по обновлению храмов, открытию ярмарки, возделыванию новых угодий.

http://patriarchia.ru/db/text/6094253.ht...

Тихвин. Николо-Беседный мужской монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1510 и 1515. Год утраты:1941 Ссылки:   Адрес: Россия, Ленинградская область, Тихвинский район, Тихвин, улица Карла Маркса, 84 Координаты: 59.642036, 33.581281 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николаевский Беседный или Тихвинский меньшой Беседный мужской заштатный монастырь, находящийся в трех верстах от города Тихвина числился в Тихвинском уезде Новгородской губернии. В первой половине XIX века Николо-Беседный монастырь подвергся капитальной перестройке. Первой была перестроена с соблюдением прежней архитектуры и сохранением небольшой части каменного здания в 1826-1829 гг. церковь Усекновения Чесныя Главы Иоанна Предтечи. При освящении храм был переименован в честь Владимирской иконы Божией Матери. Придел, устроенный в трапезном притворе был сооружен во имя Иоанна Предтечи. На первом этаже двухэтажного деревянного храма размещались различные монастырские хозяйственные службы. На крыше храма возвышался восьмигранный с фальшивыми окнами купол, глава которого была покрыта листовым железом, а над ней устроен продолговатый фонарь с луковкой, увенчанной крестом. Внутри храма располагался трехъярусный иконостас, окрашенный под красный мрамор с позолоченными резьбовыми карнизами, колонками и капителями. С правой стороны за клиросом в резном киоте, одинакового стиля с иконостасом, находилась древняя икона св. Николая Чудотворца, с правой стороны в таком же киоте – икона Беседной Божией Матери. Соборная Никольская церковь - главный храм монастыря, пришедшая в совершенную ветхость, была разобрана в 1842 году. На освободившемся месте в последующие три года была построена новая каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца на средства от доброхотных жертвователей. Храм был однокупольным, построенным под надзором строителя иеромонаха Сосфена, по типу храмов К.Н. Тона, представляющих русско-византийский стиль в церковном строительстве, узаконенный правительственными постановлениями и ставший «национально-патриотическим».

http://sobory.ru/article/?object=37561

«Возлюбленный о Господе, Честнейший о. Диакон, Феодор Симеонович! Приветствую тебя с совершившимся пятидесятилетием твоего усердного, честного и доброго служения в священно-диаконском сане. – Тем искреннее и сердечнее мое приветствие, чем памятнее для меня начало твоего служения в священном сане. Вступление твоё на настоящую службу совершилось, как и сам ведаешь, не без моего участия. Возблагодарим-же, возлюбленный, и прославим вкупе Господа, даровавшего тебе, по Своей неизреченной благости, пройти полувековое поприще служения Церкви Божией беспреткновенно, хотя и не безболезненно, и не без скорбей и печалей семейных. Не имея возможности лично приветствовать тебя и твою верную и добрую сопутницу в жизни с знаменательным и достопамятным для обоих вас юбилейным торжеством, препровождаю при сем, в благословение Вам и потомству вашему, древнее изображение Божией Матери Тихвинской, именуемой Беседною. Да хранит Она, Всеблагая, всех вас под Своим благодатным покровом и осенением! Искренно любящий Вас и молящийся о Вас»… —191— На посланной мною в благословение родному юбиляру иконе имеется следующая надпись: «Явися Пресвятая Богородица со Святителем Николою за три поприща от Тихфины в пустыни человеку некоему нарицаему Юрышу и повеле ему Пресвятая Богородица на своей церкви иже на Тихвине поставити крест древян: занеже сын ея и Бог всех на кресте древяне распятся а не на железне. Примеч. Икона эта получена была мною по смерти вдовы генерал-адъютанта Анны Борисовны Нейдгарт († 20 октября 1863 г.), а потом послана мною в декабре 1891 г. в г. Иваново-Вознесенск племяннику, диакону Единоверческой церкви Феодору Семеновичу Виноградову в благословение, по случаю пятидесятилетия служения его в диаконском сане. Сказание о явлении Божией Матери с Святителем Николаем пономарю Георгию (Юрию) в 1383 г. см. в книге: «Изображения икон Пресвятой Богородицы, изд. 2, М. 1853 г., стр. 38)». 12-го числа получил письмо из Сергиева Посада от профессора Московской духовной академии Н. И. Субботина , который от 10-го числа писал мне:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 12, 2007 год Информационная служба «Вода живая» Полная лента новостей: http://news.aquaviva.ru На месте заключенияСтолбовского мираустановлен Поклонный крест 4 ноября, по случаю праздника Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства, у деревни Столбово был установлен и освящен поклонный крест. Освящение совершил иерей Сергий Филонов, настоятель Церкви Иова Многострадального в Тихвине. Крест установлен на том самом месте, где в 1617 году был подписан Столбовской мир со шведами, который официально положил конец Смутному времени. Договор о мирном соглашении был подписан перед списком с иконы Тихвинской Божией Матери, позднее она получит название Столбовской. Икона специально была доставлена из Новгорода, так как наши послы поставили условие: мир будет подписан только перед образом иконы Божией Матери. Высота Креста от основания составляет 3 метра 90 сантиметров, по одному сантиметру на каждый год, прошедший со дня заключения мира. Общая высота Креста составляет более пяти метров. Крест изготовлен из дерева, стоит он на холме между двумя ручьями: Кровавым, названным так из-за того, что во время войны вода в ручье была красной от крови, и Беседным. В РНБ прошла выставкарукописных Евангелий Этой выставкой в главном здании Российской национальной библиотеки завершилось празднование 950летия самого раннего памятника древнерусской книжности - Остромирова Евангелия (см. «ВЖ» 6 за 2007 год). В день открытия выставки, 29 октября, посетители могли увидеть подлинник Остромирова Евангелия. Обычно в Рукописном отделе исследователям выдают лишь факсимильное издание, потому что хранение манускрипта требует определенной температуры и влажности. По этой причине и на сей раз Остромирово Евангелие было лишь на несколько часов выставлено для общего обозрения. Всего на выставке было представлено 64 рукописных книжных памятника. Для тех, кто не смог побывать на выставке, создана интернет-версия каталога www.nlr.ru/exib/gospel/

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/12/3...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010