в церкви Иоакима и Анны (Кралевой) монастыря Студеница (Сербия), 1314). В церкви монастыря Хора 20 композиций протоевангельского цикла представлены на сводах и стенах экзонартекса. В XV-XVI вв. в русском искусстве получают распространение иконы Божией Матери со сценами жития в клеймах. Подобные изображения были известны в византийском искусстве (диптих XII в., Государственном музее Берлина). На русских иконах среди сюжетов успенского цикла выделяются: Моление Богородицы на горе Елеонской, Смертное благовещение, Положение ризы и пояса Богородицы (Тихвинская икона Божией Матери с клеймами жития, XV в., НГОМЗ; Смоленская икона Божией Матери, XVI в., ГТГ). Житийные иконы Божией Матери явились основой для развития принципиально нового типа икон со сказанием о чудесах. Этот иконографический тип, известный в византийском искусстве, получил развитие на Руси во 2-й пол. XVI-XVII в., что связано с литургическим почитанием чудотворных икон и составлением им специальных служб. Развитие текста сказания нашло прямое отражение в памятниках иконографии Богородицы, основанных на различных редакциях текста («Владимирская икона с клеймами сказания о Темир-Аксаке», XVI в., ПГХГ; «Владимирская икона с 64 клеймами Сказания о ее чудесах», XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона , XVI в., Благовещенский собор Московского Кремля; Тихвинская икона из Балахны со сценами осады монастыря шведами, XVII в., ЦМиАР; Тихвинская икона с житием и чудесами в 99 клеймах, XVII в., Успенский собор Московского Кремля; Казанская икона, XVII в., СИХМ; Толгская икона, XVII в., ЯХМ ср.: Феодоровская икона, 2001, Пахомиев Нерехтский женский монастырь Костромской епархии). Нередко сюжетом отдельной иконы становился эпизод из сказания о чудесах др. образа Божией Матери. Например, на Беседной иконе изображено чудо явления Богородицы пономарю Георгию, рассказ о котором содержится в сказании о Тихвинской иконе; сюжет иконы «Сретение Владимирской иконы Богоматери» (XVI в., ЦМиАР) является эпизодом из «Сказания о чудесах Владимирской иконы Богоматери».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonogra...

Конструкция иконостаса, декор и состав икон, напр. местный образ Богоматери на престоле с Младенцем, держащим скипетр и державу, указывают на продолжение традиций кон. XVII - 1-й пол. XVIII в. В 40-50-х гг. XVIII в. в В. е. работали местные и приезжие иконописцы. Так, посадский человек из Серпухова Иван Лязгунов подрядился писать иконы для Крестовоздвиженского собора Новохопёрска по образцу иконостаса воронежской Тихвино-Онуфриевской ц. Согласно дореволюционному описанию, высоким качеством письма икон отличался 5-ярусный иконостас усадебной ц. Алексия, человека Божия, в с. Лосеве Воронежского у., построенный в одно время с церковью, где находилась местночтимая икона «Явление Божией Матери пономарю Юрышу» (см. ст. Беседная икона Божией Матери ), известная под названием Тихвинской,- родовой образ храмоздателей и владельцев усадьбы Лосевых. В Богоявленской ц. в слободе Лушниковке г. Острогожска существовал пышный барочный иконостас (ок. 1780) с многочисленными выступами-ризалитами, общий для главного храма и 2 приделов. В деревянных храмах по укр. традиции встречались внутренние росписи, напр., согласно ведомости 1800 г. ( Димитрий (Самбикин), архим. 1886. Вып. 4. С. 61), в ветхой Петропавловской ц. в с. Репьёвка Коротоякского у. (1761). Свт. Тихон Задонский. Икона на эмали. 2-я пол. XIX в. Ростов (ЦМиАР) Свт. Тихон Задонский. Икона на эмали. 2-я пол. XIX в. Ростов (ЦМиАР) Из прославившихся в то время в В. е. икон известны: образ Смоленской Божией Матери, хранившийся у вдовы флотского офицера грека Янова и в 1777 г. перенесенный в специально устроенный Смоленский придел при ц. Нерукотворного образа Спасителя (Спасской), списки с Тихвинской иконы Божией Матери в Петропавловской, Ильинской и Тихвино-Онуфриевской церквах в Воронеже, в ц. Происхождения древ Креста в с. Усерд (бывш. город) Бирюченского у., возможно почитавшиеся в XVIII в.; как и в укр. землях, Ахтырская и Каплуновская-Казанская иконы Божией Матери, напр. 2-сторонняя из Вознесенской ц. г. Коротояка; Ахтырская икона с шитым на пелене орлом из ц.

http://pravenc.ru/text/155254.html

Состоялся ежегодный крестный ход «Путь Богородицы» по местам явления Тихвинской иконы Божией Матери 11 июля 2020 г. 13:47 4-9 июля 2020 года в Ленинградской области прошел ежегодный крестный ход «Путь Богородицы» по местам явления Тихвинской иконы Божией Матери. Он состоялся в пятый раз и был организован Тихвинской епархией при поддержке пермского землячества Санкт-Петербурга. Сопровождали крестный ход настоятель храма праведного Иова Многострадального в Тихвине (Ленинградская область) протоиерей Сергий Филонов и настоятель храма иконы Божией Матери «Державная» на проспекте Маршала Жукова (Санкт-Петербург) протоиерей Димитрий Кулигин. В связи с ограничениями, вызванными санитарно-эпидемиологической обстановкой в стране, крестный ход прошел в форме автопробега. Верующие молились за Божественной литургией в Николаевском морском соборе Кронштадта, откуда на машинах прибыли в Тихвинскую епархию. Первым пунктом остановки был Киприано-Стороженский Никольский скит, где Божественную литургию совершил епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав . После молебна правящий архиерей благословил верующих на продолжение пути. Маршрут прошел по территории трех районов области и объединил храм Рождества Христова в Надкопанье, храм преподобного Александра Свирского, Введено-Оятский монастырь, храм святителя Василия Великого, поклонный крест в деревне Имоченицы, место явления Божией Матери над Смолковой горой, Антониево-Дымский монастырь, Покровскую церковь в деревне Горка, Николо-Беседную часовню, храм святого праведного Иова Многострадального, Тихвинский Введенский девичий монастырь. Шествие завершилось 9 июля, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, в Тихвинском Успенско-Богородичном монастыре. В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери» ее появление датируется 1383 годом. Икона семь раз появлялась перед очевидцами: на Ладожском озере, в погостах Смелково на реке Ояти, в Имоченицах, затем на «Кожеле на Куковой горе», на горе над рекой Тихвинкой. На другом берегу на месте последнего ее явления была построена деревянная Успенская церковь, ставшая местом хранения святыни. В 1515 году в Тихвине был построен Успенский собор, ставший реликварием для иконы. Царь Иван Грозный основывал здесь в 1560 году Тихвинский монастырь. Во время оккупации Тихвина икона была увезена в Псковскую духовную миссию. Впоследствии образ был перевезен в Свято-Троицкий собор Чикаго. В 2004 году икона была возвращена на историческое место в Тихвинский монастырь. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

7) Копия с чудотворной иконы Коневской иконы Божией Матери, что в бывшем мужском Деревяницком монастыре, а ныне женской общине, в которой благостнейшим попечением Высокопреосвященнейшего Исидора Митрополита Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского устроено и открыто в 1875 году женское училище для детей духовного происхождения; 8) Икона Введения в храм Божией Матери в Введенской, что близ Хутыня монастыря, церкви; 9) Старорусская икона Божьей Матери в г. Старой Руссе; 10) Икона св. Великомученицы Параскевы Пятницы, что в Десятопятницкой церкви Боровичского уезда, называемая простым народом «Пятницею в головах»; 11) Икона Рождества Пресвятой Богородицы, что в Рождественском погосте Валдайского уезда; 12) Святителя и чудотворца Николая в Беседном Николаевском монастыре Тихвинского уезда и т. п. 13) Образ преподобного Михаила Малеина, в кладбищенской Христорождественской церкви. Желательно приобрести возможные сведения и касательно этих и других подобных сим св. икон с тою целью, чтобы в случае потребности нового издания указателя икон, поместить в нем таковые сведения. Заключение к месяцеслову и указателю святыне Новгородской. В заключение сего месяцеслова и указателя, нельзя, с одной стороны, не поскорбеть о том, что, по недостатку источников, сведения о некоторых святых угодниках Божиих и чудотворных иконах вышли так кратки, что не могут считаться удовлетворительными, а с другой стороны, нельзя не порадоваться тому, что из сей книжки для всякого желающего может быть сряду очевидно, как велико обилие святыни в Епархии Новгородской! В каждом почти уезде её имеются ознаменованные святынею храмы Божии или часовни, в которых открыто и под спудом почивает свыше 50-ти святых угодников Божиих и сохраняется около 30-ти чудотворных икон, кроме тех еще, которые, по неимению сведений, не могли войти в состав указателя их, как и было выше упомянуто. В особенности богат святынею Новгород и в нем по преимуществу пункт Кремлевский, к которому принадлежит древнейший храм св. Софии-Премудрости Божией, – этот обильный кивот или вместилище той и другой святыни, а также и состояния при нем в Кремле церкви и часовни с чудотворными иконами.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Чтимый Тихоновский колодец, расположенный за правым клиросом храма, в 60-х гг. XIX в. «оправили в изящный деревянный сруб, выкрашенный голубой краской, и выложили жестью. К нему сделали о шести ступенях сход до самой воды», новые подземные желоба. «Вода проведена была под полом храма и южной стеной в открытый наружный водоем с небольшим фонтаном, выложенный тесаным камнем, а оттуда - в закрытые купальни, из которых - в пруд» ( Геронтий (Кургановский). 1873. С. 6). В 1873 г. в алтарях Богородице-Тихоновской ц. была возобновлена настенная живопись и устроены новые «изящной работы» позолоченные резные иконостасы. Приделы были освящены заново: малые (в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи, во имя святителей Митрофана и Тихона Воронежских) - в кон. сент. 1873 г., главный, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник»,- 4 авг. 1874 г. С юж. стороны храма была пристроена отапливаемая каменная галерея. Частые перестройки привели к утрате первоначального облика церкви, однако в вост. ее части «массивные столбы, подпирающие большой и тяжелый купол, сами стены необычайной прочности и массивности - все это оставалось величаво и несколько мрачно. Середина храма между столбами вмещала ок. 200 молящихся; северная часть, отделенная столбом и железной решеткой, назначалась собственно для иночествующих сестер. Алтарь выдавался на восток полукружием; южная, правая часть церкви, сильно углубленная, лежащая 9-ю ступенями ниже всего церковного помоста, заключала в себе самый колодезь,- вместилище не одного, а двух или даже трех родников... Купол темен, а верхние круглые окна тесны, как бойницы крепостной стены. В вечернее время при слабом мерцании немногих светильников, эти тяжелые своды, эти темные пространства со столбами наводят отрадные воспоминания о тех таинственно чудесных временах, когда крепкая и живая вера соединяла христиан для богослужения в подземельях и катакомбах» ( Токмаков. 1897. С. 5). В особом киоте перед правым клиросом, при колодце, находилась чудотворная икона Божией Матери (XVIII в.), принесенная в дар «одним из рода Викулиных» при основании храма. Образ украшали сребропозлащенная риза и жемчуг. Среди чтимых святынь - икона св. блгв. кн. Александра Невского с изображенными позднее святыми, подаренная митр. Исидором (Никольским) Беседная икона Божией Матери . К 2008 г. местонахождение святынь неизвестно.

http://pravenc.ru/text/182473.html

В росписи церкви прор. Илии в Ярославле  на южной стене придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы (посл. четв. XVII в.) Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена стоящей в рост на зеленовато-голубых облаках, спускающихся с небес в купель, вокруг Нее по границе розового сияния Славы - фигуры семи парящих ангелов, два вверху венчают Богородицу короной, другие касаются Ее одежд, средний ангел справа придерживает обеими руками за локоток Младенца. Композиционно такой тип изображения напоминает образ Богоматери, известный по иконам " Всех скорбящих Радость " московского извода (икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке; прославилась в 1688). В остальном (образы страждущих у бассейна, огороженного кирпичными стенами) роспись соответствует иконографии известных к тому времени памятников. Сложную иконографическую программу имеет икона из церкви прор. Илии в Черкизове в Москве . Чтимый образ " Живоносного Источника " дополняют иконы Божией Матери (Цареградская, " Умягчение злых сердец " ; Иерусалимская, " Взыскание погибших " ) и святителей (свт. Кирилл Иерусалимский - обличитель ариан, отрицавших Богоматеринское достоинство Пресв. Девы, и свт. Софроний Иерусалимский - составитель водосвятных стихир на Богоявление). В основе композиции Беседная икона Божией Матери, на которой изображено явление Богоматери и свт. Николая Чудотворца пономарю Юрышу, в среднике - икона " О Всепетая Мати " , представляющая собой изобразительный гимн Богородице. Изображение " Живоносного Источника " как в кратком, так и в полном изводе широко тиражировалось в гравюрах. Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX - начала XX века отмечали большое количество почитаемых в XVIII-XIX веках в России образов " Живоносного Источника " , в числе немногих приводили иконы из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхим. Иоанном в нач. XVIII века, к ней направлял страждущих прп. Серафим Саровский); из Тулы (две иконы в церквах Староникитской и свт. Николая), из Новодевичьего монастыря в Москве (сохр.) и многие другие  . 

http://drevo-info.ru/articles/13675287.h...

В скиту находилась чудотворная трехчастная икона Божией Матери, именуемая «Утешение всех скорбящих», которая первоначально принадлежала патриарху Афанасию III Пантеларю, а в 1849 г. перешла к первому дикеосу 963 скита Виссариону. В Ватопедской обители хранятся многочисленные списки этой иконы, что свидетельствует о почитании, которым она пользовалась в XIX в. По русским иконам, находящимся в Ватопедском монастыре, мы можем проследить (без какого-либо перерыва) развитие иконописи России, увидеть общность иконографических типов и наиболее распространенных сюжетов. Иконография Пресвятой Богородицы, особенно почитаемой как в России, так и на Святой Горе, дает характерный пример. Списки Ее чудотворных русских икон, а также святогорских образов составляют значительную часть ватопедского собрания. Заслуживает упоминания то, что наименования большинства чудотворных икон Божией Матери в России происходят от топонимов, под которыми надо понимать либо место явления чудотворных икон, либо ту местность, с которой связано чудотворение, совершавшееся через них. Владимирская икона Божией Матери – это Константинопольский образ XII в., перенесенный в Россию в 1136 г. и с тех пор неразрывно связанный с историческими судьбами русского народа. Она представлена в Ватопедском монастыре, по крайней мере, десятью русскими списками, датируемыми концом XV в. Это показывает, насколько обширное распространение имело почитание этого чудотворного образа. Смоленская икона Пресвятой Богородицы, написанная в соответствии с византийским типом Одигитрии, была перенесена на Русь в 1046 г. византийской принцессой Анной, дочерью императора Константина Мономаха. Став святыней русского народа, она ограждала его от множества врагов. Несколько измененным видом Одигитрии является и икона Божией Матери Тихвинская, которая с XVI в. была одним из самых любимых типов богородичных икон. Современные исследования доказывают, что речь идет об иконе русской иконописной школы XIV в.; в Ватопедской обители хранится около десяти списков с нее. С Тихвинским образом связывается тип иконы Божией Матери «Беседная». Богородица изображается вместе со свт. Николаем в ризнице Тихвинской церкви и указывает ему, что не надо менять деревянный крест купола на металлический, потому что именно на деревянном кресте было распято Ее Чадо. Это изображение связывается с тем, что замена деревянных крыш древних храмов Северной Руси на металлические не нравилась народу, что и было запечатлено в иконописном сюжете.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) Беседный во имя свт. Николая мон-рь. ГравюраА. Шелковникова. 1813 г. (ГМИИ) В 1837 г. в трапезном притворе Владимирской ц. устроен и 29 авг. освящен придел в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. На месте разобранной в 1842 г. каменной Никольской ц. был построен и 27 июня 1845 г. освящен каменный храм с одним приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1845 г. при мон-ре, близ Ярославской дороги, на месте обветшавшей древней часовни построена новая каменная. Среди святынь Б. м. почитались древняя икона свт. Николая, находившаяся в Никольском соборе на правой стороне иконостаса, и список с Беседной иконы Божией Матери на левой стороне иконостаса, икона Господа Саваофа, написанная на доске, сделанной из обрубка того дерева, на к-ром, по преданию, явилась Георгию Божия Матерь. В иконостасе Владимирской ц. находилась местночтимая икона Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. В построенной близ св. врат каменной часовне хранился чтимый крест из сосновой колоды от деревянной часовни XIV в. 9 мая, в день памяти перенесения мощей свт. Николая, проходил крестный ход из тихвинского Большого мон-ря в Б. м. с Тихвинской иконой Божией Матери. 14 авг., в день явления Божией Матери пономарю Георгию, с вечера совершалось всенощное бдение по службе предпразднства Успения Божией Матери (со службой свт. Николаю и с чтением акафиста Успению Божией Матери), утром, после Божественной литургии, совершался молебен Божией Матери и свт. Николаю с крестным ходом вокруг мон-ря. Крестный ход совершался также 29 авг. вокруг мон-ря, в Преполовение, 1 авг. и 14 сент.- в часовню Креста Господня. В нач. XX в. в Б. м. было 5 иеромонахов и 2 иеродиакона, мон-рь владел 263 дес. земли, к-рая обрабатывалась самими насельниками и наемными рабочими. Ок. 1925 г. Б. м. был закрыт, в 1931 г. закрыты, в нояб. 1941 г. разрушены Никольский и Владимирский храмы вместе с др. постройками. Впосл. на территории мон-ря находился свинарник совхоза «1 Мая», к 2002 г.- транспортное предприятие.

http://pravenc.ru/text/78230.html

Тихвин. Николо-Беседный мужской монастырь. Собор Николая Чудотворца. Никольский собор /// Объект утрачен Соборная Никольская церковь - главный храм монастыря, пришедшая в совершенную ветхость, была разобрана в 1842 году. На освободившемся месте в последующие три года была построена новая каменная церковь во имя св. Николая Чудотворца на средства от доброхотных жертвователей. Храм был однокупольным, построенным под надзором строителя иеромонаха Сосфена, по типу храмов К.Н.Тона, представляющих русско-византийский стиль в церковном строительстве, узаконенный правительственными постановлениями и ставший «национально-патриотическим». Храм хорошо вписался в более ранние постройки монастыря. Он был соединен с трехъярусной каменной колокольней, завершенной строительством в 1818 году под руководством иеромонаха Аркадия. Внутри храма были устроены иконостасы. Главный иконостас был выполнен в три яруса, украшен карнизами, витыми колонками и резными пилястрами и покрыт позолотою. Новые иконы для главного иконостаса был исполнены в византийском стиле осташковским мастером Н. Т. Глазуновым. Из старинных икон особо почитаемым был образ Господа Саваофа, по преданию,  сделанный из соснового обрубка, на котором восседала Богоматерь при чудесном явлении клирику Георгию. Он находился в резном киоте на правой стороне церкви. С левой стороны располагались иконы апостолов Петра и Павла, а также Тихвинская икона Божией Матери. На месте разобранной в 1842 г. каменной Никольской ц. был построен и 27 июня 1845 г. освящен каменный храм с одним приделом во имя свт. Николая Чудотворца. В 1845 г. при мон-ре, близ Ярославской дороги, на месте обветшавшей древней часовни построена новая каменная. Среди святынь Б. м. почитались древняя икона свт. Николая, находившаяся в Никольском соборе на правой стороне иконостаса, и список с Беседной иконы Божией Матери на левой стороне иконостаса, икона Господа Саваофа, написанная на доске, сделанной из обрубка того дерева, на к-ром, по преданию, явилась Георгию Божия Матерь. http://www.pravenc.ru/text/78230.html Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=53322

Николаевский Вяжищский , 2 кл., в 12 в. от Новгорода, на болотистом месте, называемом Вяжищи. Время основания мон. неизвестно; в XIV в. он уже существовал. В летописи упоминается в первый раз в 1411 г. В соборном храме покоятся под спудом мощи пр. Евфимия, архиеп. Новгородского (см. 11 мар.); здесь же находится чудотворная икона святителя Николая, современная основанию мон. Николаевский Моденский , 3 кл., в 35 в. от г. Устюжны, на возвышенном песчаном бер. р. Мологи, близ устья впадающей в нее р. Моденки. Существовал в XV в. Основан, по преданию, одним именитым жителем Москвы, совершавшим нередко путь на судне по р. Мологе. Однажды близ того места, где теперь мон., плывших на судне неожиданно застигла такая сильная буря, что не было никакой надежды спасти судно, и погибель всех была неизбежна; но они обратились с молитвой к святит. Николаю, и буря стала стихать. В следующую же затем ночь спасенному от потопления хозяину судна во сне явился святит. Николай и повелел ему устроить обитель в честь его на бер. р. Мологи, против того места, где получили спасение плывшие. Благодарный за свое спасение, хозяин судна без промедления исполнил волю св. угодника и устроил названный мон. В мон. находится чудотворная икона святит. Николая, явившаяся в первые годы по основания мон. на бер. р. Мологи; с нею ежегодно совершается крестный ход из мон. в г. Устюжну, где она пребывает для поклонения с 12 окт. по 14 нояб. При мон. школа. К нему приписана Успенская Гурьева пуст., в 5 в. от мон., основанная в 1603 г. игуменом Гурием. Николо-Беседный , зашт., общ., в 3 в. от г. Тихвина. Основан в 1510 – 1515 г. вел. кн. Василием Иоанновичем, на месте явления Божией Матери со святит. Николаем клирику Георгию. В мон. находится древнего письма изображающая это чудесное событие Беседная икона «Явление Божией Матери клирику Георгию». В часовне мон. хранится весьма чтимый крест, сделанный из колоды, на которой сидела Божия Матерь при явлении Георгию; здесь же находится икона Господа Саваофа, написанная на доске из той же колоды. День явления Богоматери Георгию, 14 авг., празднуется в мон. с особенной торжественностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010