" И слово стало плотью... " Миниатюра из Евангелия еп. Бернварда Хильдесхаймского. 993 - 1022 гг. (Б-ка собора в Хильдесхайме. Hs. 18 Fol. 174r) О том, какая природа человека соединилась с Богом Словом, в Свящ. Писании существуют прямые свидетельства. Так, в момент Благовещения арх. Гавриил говорит Пресв. Богородице: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1. 35). Описывая совершенное И. Х. спасение человека, ап. Павел указывает, что Бог Отец «не знавшего греха... сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Кор 5. 21). Ап. Петр наставляет верных: «...не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» (1 Петр 1. 18-19). Этот вопрос раскрывается в Свящ. Предании: соборных решениях, писаниях св. отцов и учителей Церкви. В определении IV Вселенского Собора исповедуется вера в И. Х., «совершенного в божестве и совершенного в человечестве (τλειον τν ατν ν νθρωπτητι), истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по божеству, и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам кроме греха (κατ πντα μοιον μν χωρς μαρτας)...» (ДВС. Т. 3. С. 48). Смысл выражений «совершенного в человечестве» и «во всем подобного нам кроме греха» получают ясное толкование в Томосе папы св. Льва Великого, его послании к архиеп. К-польскому Флавиану, одобренном Собором: «Истинный Бог родился в подлинном и совершенном естестве истинного человека: всецел в Своем, всецел в нашем. Нашим же называем то, что Творец положил в нас в начале и что Он восхотел возвратить нам. Ибо в Спасителе не было и следа того, что привнес в человека искуситель, и что прельщенный человек допустил в себя» (ДВС. Т. 2. С. 233). В отношении тех, «которые стараются извратить таинство домостроительства», IV Вселенский Собор «принял... соборные послания блаженного Кирилла, бывшего пастыря Александрийской Церкви, к Несторию и к восточным...» (ДВС. Т. 3. С. 47).

http://pravenc.ru/text/293939.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРНВАРД ХИЛЬДЕСХАЙМСКИЙ Оклад Евангелия Бернварда, еп. Хильдесхаймского. XI в. Оклад Евангелия Бернварда, еп. Хильдесхаймского. XI в. [лат. Bernwardus Hildeshamensis; нем. Bernward von Hildesheim] (ок. 960, Саксония - 20.11.1022, Хильдесхайм, Н. Саксония), св. католич. Церкви (пам. зап. 20 нояб.), еп. Хильдесхайма. Происходил из знатного саксонского рода, в сер. 70-х гг. X в. учился в кафедральной школе Хильдесхайма, затем в Майнце, где был рукоположен архиеп. Виллигисом Майнцским во пресвитера. В 989 г. стал воспитателем имп. Оттона III , а в 993 г. епископом Хильдесхайма. Способствовал укреплению церковной дисциплины в своей епархии, в память о дне своего посвящения (15 янв.) ежегодно проводил синоды и ввел выездные церковные суды. Учредил в еп-стве архидиаконат и основал мон-ри св. Михаила в Хильдесхайме (памятник романской архитектуры XI в.), Хайнингене, Штетербурге, Эльсбурге. Для покорения и христианизации слав. племен основывал и отстраивал укрепленные поселения - бурги (Мундбург, Варенхольц). Сопровождал Оттона III в Италию (1000-1001); участвовал в походе герм. кор. Генриха II против гр. Балдуина IV Фландрского (ок. 1006). Вместе с кор. Франции Робертом II совершил паломничество в Сен-Дени и Тур и получил от него ценные реликвии. При Б. Г. в скриптории в Хильдесхайме было создано много иллюминированных рукописей, сокровищница еп-ства пополнилась произведениями декоративно-прикладного (особенно ювелирного) искусства из основанных Б. Г. художественных мастерских. Наиболее известны «врата Бернварда» (бронза, ок. 1015) в ц. аббатства св. Михаила в Хильдесхайме с изображением сюжетов из Свящ. Писания; бронзовая «колонна Бернварда», на к-рой изображены сцены мученичества Христа; богато украшенный крест, а также произведения серебряного литья: пара подсвечников - символические образы Христа как светоча мира, посох аббата и распятие, создание к-рых приписывается самому Б. Х.

http://pravenc.ru/text/78186.html

Важным церковным деятелем эпохи О. был его наставник и сподвижник - еп. Бернвард Хильдесхаймский. По его инициативе в Хильдесхайме основан мон-рь св. Михаила, где уже после смерти О. (после 1010) под рук. еп. Бернварда была построена церковь - выдающийся архитектурный памятник эпохи. В 993 г. по инициативе епископа в монастыре возвели небольшую капеллу, посвященную Животворящему Кресту, в драгоценном реликварии епископ поместил частицы Св. Креста, переданные в дар императором. В Хильдесхайме хранится богато инкрустированный выносной крест, изготовленный, вероятно, уже в XII в., но традиционно именуемый Крестом еп. Бернварда (по-видимому, он заменил первоначальный реликварий, созданный при еп. Бернварде). Др. выдающееся творение церковного прикладного искусства, т. н. колонна еп. Бернварда, находящаяся в хильдесхаймском кафедральном соборе, возможно, тоже была даром еп. Бернварду от О. (либо создана вскоре после его смерти). Колонна еп. Бернварда представляет собой любопытный пример синтеза христианской и античной римской традиций: на увенчанной крестом бронзовой колонне изображены события из жизни Христа - в форме ленты, вьющейся спиралью, подобно рельефу на колонне имп. Траяна (113 г. по Р. Х.) в Риме. Если еп. Бернвард Хильдесхаймский развивал свою епархию как духовный и культурный центр благодаря близости и поддержке императора, то архиеп. Виллигиз Майнцский - скорее вопреки напряженным отношениям с О. Игравший ключевую политическую роль в период регентства и сохранявший влияние в первые годы самостоятельного правления О., архиеп. Виллигиз еще в 994/5 г. освятил мон-рь св. Виктора в Майнце в присутствии юного государя. В дальнейшем архиепископ Майнцский постепенно отдалился от О., но не поступился своими амбициями. Строительство нового, грандиозного собора в Майнце (закончено в 1009) стало демонстрацией могущества и богатства архиепископа. Вероятно, немаловажным стимулом к этому стало стремление иметь в архиеп-стве собор, достойный стать местом королевских коронаций (в то время как Ахен принадлежал к юрисдикции архиепископов Кёльнских - главных конкурентов архиепископов Майнцских в споре за право короновать германских королей). Сохранились свидетельства существования драгоценного распятия, заказанного архиеп. Виллигизом (ок. 1000),- Креста Бенно. По сохранившимся описаниям, распятие представляло собой шедевр ювелирного искусства, впечатлявший масштабом, и было главным сокровищем кафедрального собора в Майнце. На деревянном кресте находилась золотая, украшенная драгоценными камнями фигура Христа весом 600 фунтов (ок. 272 кг). Распятие, по-видимому, было утрачено еще в средние века. Возможно, заказ Креста Бенно тоже был частью борьбы архиепископа Майнцского с предстоятелями Кёльнской кафедры за первенство: это распятие должно было превзойти великолепием кёльнский Крест Геро (подробнее см. в ст. Кёльн ).

http://pravenc.ru/text/2581743.html

деятельность (в 954-955, на время военного похода против венгров, в котором Оттон I принял личное участие, под управление Бруно было передано герцогство Лотарингия) и пастырское служение. Впосл. подобный тип агиографического сочинения стал рассматриваться как образец. Появление в житийной лит-ре нового образа епископа - деятельного, образованного покровителя искусств - связано с культурной политикой нем. королей. Стремясь собрать при дворе самых образованных людей своего времени, правители, а вслед за ними и епископы способствовали оживлению культурной жизни на германских землях, т. н. Оттоновскому возрождению. Как меценаты прославились Бруно Кёльнский, Бернвард Хильдесхаймский (993-1022), св. Виллигиз Майнцский, Эгберт Трирский (977-993). Кёльн, Трир, Регенсбург, Шпайер и Хильдесхайм, а также ряд монастырских скрипториев стали центрами книгопроизводства. Рост самостоятельности епископов способствовал широкому строительству соборов и церквей в раннем романском стиле: соборы в Майнце (заложен Виллигизом Майнцским ок. 998), Бамберге (заложен Генрихом II в 1004), Шпайере (заложен по приказу Конрада II в 1030), ц. св. Михаила в Хильдесхайме (заложена Бернвардом Хильдесхаймским в 1001) и др. Значительные земельные владения католич. Церкви и контроль короля и духовных князей над избранием и инвеститурой епископов и аббатов привели к широкому распространению различных злоупотреблений, к-рые осуждались современниками как симония. Нередки были случаи, когда признание епископа королем сопровождалось требованием определенных уступок с его стороны: кандидатура еп. Хальберштадтского Хильдеварда (968-996) была утверждена в обмен на передачу части территорий его еп-ства архиеп-ству Магдебургскому. Офиц. биограф Конрада II Випон сообщает о значительной денежной сумме, уплаченной Ульрихом Базельским (1025-1040) императору за еп-ство ( Wiponis Gesta Chuonradi. II 8//MGH. Script. Rer. Germ. T. 61. P. 23). Декларируемая Конрадом II на Трибурском Соборе 1036 г. борьба с симонией означала запрет на взимание платы за елей, совершение таинства Крещения или погребение, однако об инвеституре в обмен на территориальные или финансовые уступки речь не шла (Concilium Triburiense//MGH.

http://pravenc.ru/text/389517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЛИГИЗ [Виллигиз; лат. Willigisus] (ок. 940 - 23.02.1011, Майнц), св. (пам. зап. 23 февр.), архиеп. Майнцский. Вероятно, происходил из знатного саксон. рода. Воспитывался Фолькольдом (с 969 еп. Майсена) при дворе имп. Оттона I вместе с его сыном (впосл. имп. Оттон II ). В 971 г. В. стал канцлером и настоятелем собора в Хильдесхайме. После смерти архиеп. Майнцского Руперта (13 янв. 975) В. при поддержке имп. Феофано, супруги Оттона II, занял кафедру Майнцского архиеп-ства. В марте 975 г. папа Римский Бенедикт VII послал ему паллий. В. не участвовал в итал. походе имп. Оттона II, но в 983 г., сопровождая вместе с архиепископом Равенны 3-летнего наследника престола Оттона III на коронацию в Ахен, присутствовал на собрании князей в Вероне. После смерти Оттона II (дек. 983) В. и имп. Феофано фактически становятся правителями империи при малолетнем Оттоне III. Одновременно с коронацией Оттона III герм. королем в Ахене герцог Баварский был провозглашен королем в Кведлинбурге. В борьбе с герцогом Баварским на стороне Оттона III, В. и имп. Феофано выступил герц. Саксонский Бернхард I. Однако из-за начавшихся восстаний полабских славян на востоке империи, войны с Данией и захватов земель в Лотарингии франк. королем, с герцогом Баварским очень быстро пришлось заключить мир. В. организовал итал. поход Оттона III, во время к-рого папа Римский Григорий V короновал его имп. короной. Оппозицию В., влиявшему на молодого императора, возглавили еп. Адальберт Пражский, архиеп. Гериберт Кёльнский, еп. Генрих Вюрцбургский и еп. Бернвард Хильдесхаймский . С последним В. вел борьбу за мон-рь Гандерсхайм, расположенный на границе Майнцского и Хильдесхаймского диоцезов (1000-1007). После смерти Оттона III противостояние архиепископов Майнца и Кёльна, В. и Гериберта, стало определять положение дел в империи. В. инициировал избрание новым королем Генриха II, сына герц. Баварского Генриха. В. сопровождал его в поездке по стране и участвовал в коронации кор. Кунигунды в Падерборне (авг. 1002). Поддержанный светскими правителями, он увеличил владения Майнцского архиеп-ства за счет королевских пожалований в Тюрингии и Гессене. При нем в Майнце был отстроен новый собор св. Стефана, где впосл. и был похоронен В.

http://pravenc.ru/text/158648.html

1002) (Ibid. P. 192-193). Церковная политика При О., как и при его отце и деде, католич. Церковь оставалась важной опорой государя, церковные иерархи являлись главными советниками по политическим вопросам. О. продолжил характерную для Саксонской династии церковную политику, к-рую в историографии долгое время было принято обозначать как выстраивание «системы имперской Церкви» (ряд совр. исследователей оспаривает наличие системных мер со стороны светской власти - см. ст. Имперская Церковь ). Имп. Оттон III получает молитвенник от монаха. Миниатюра из Молитвенника Оттона III. 884–891 гг. (Monac. Clm 30111. Fol. 43r). Имп. Оттон III получает молитвенник от монаха. Миниатюра из Молитвенника Оттона III. 884–891 гг. (Monac. Clm 30111. Fol. 43r). В период регентства сохраняли свое влияние архиеп. Виллигиз Майнцский и еп. Хильдебольд Вормсский, зарекомендовавшие себя еще во время походов Оттона I Великого в Италию, а при Оттоне II ставшие влиятельнейшими церковными иерархами на герм. землях. Архиеп. Виллигиз Майнцский фактически был регентом-соправителем вместе с имп. Феофано. Еп. Хильдебольд Вормсский являлся близким советником императрицы. Возросшие притязания и могущество архиепископа Майнцского дали о себе знать в продолжительном конфликте (с 987) с еп. Бернвардом Хильдесхаймским (993-1022) в связи с вопросом о юрисдикции над богатым и влиятельным жен. мон-рем Гандерсхайм, где издавна принимали монашеский постриг представительницы высшей саксон. знати (см. в ст. Гросвита ). Считалось, что мон-рь подчинялся епископу Хильдесхаймскому. В 1000 г. из-за необходимости освящения церкви в мон-ре Гандерсхайм спор между архиеп. Виллигизом и еп. Бернвардом разгорелся с новой силой. Бернвард отправился к императору в Рим с целью добиться разрешения конфликта в свою пользу, после чего было проведено неск. синодов - в Риме (при личном участии О.), в Гандерсхайме (с местной церковной знатью), позднее - в Пёльде (под председательством папского легата). Попытки Папского престола положить конец конфликту, напротив, привели к обострению разногласий: мн.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

По возвращении в герм. часть империи Феофано скоропостижно скончалась (15 июня 991) в Нимвегене (ныне Неймеген) и была погребена в Кёльне в мон-ре вмч. Пантелеимона. Благодаря окружению императрицы-гречанки в придворную жизнь и в политическую практику Саксонской династии были привнесены мн. визант. идеи. Юный О. наряду с латынью (ее преподавал Бернвард Хильдесхаймский ) изучал также и греч. язык (под рук. Иоанна Филагата). В дальнейшем, уже при самостоятельном правлении, в политических идеях О. прослеживалось сильное визант. влияние. После смерти имп. Феофано регентство перешло к имп. Адельгейде. Заметных перемен среди приближенных ко двору не произошло, политический курс в целом оставался прежним. Однако влияние самой регентши уменьшилось. Так, Адельгейде пришлось пойти на новые уступки родовой знати: герм. князьям было даровано право передавать крупные феодальные держания по наследству. Бавария, Швабия, В. и Н. Лотарингия, т. о., закреплялись за правящими герцогскими родами. Продолжалась вооруженная борьба с соседями на границах герм. земель. Лишь к 991 г. герм. войскам удалось одержать верх в продолжительном противостоянии с венг. кн. Гезой, с 983 г. пытавшимся захватить часть баварских территорий. В Дании кор. Свен I Вилобородый (986-1014) возрождал язычество, истребляя христиан и угрожая Шлезвигской марке. В 991-993 гг. велись военные действия против лютичей. Польский кн. Мешко I вновь выступал союзником герм. короля в этих кампаниях. Вместе с тем польск. князь перенес столицу своих владений из Познани, епископская кафедра к-рой на тот момент находилась в юрисдикции Магдебургского архиепископа, в Гнезно , город, к-рый был в меньшей степени затронут герм. влиянием. Рост самостоятельности и могущества кор. Гуго Капета привел к конфликту по поводу назначения архиепископа Реймса. Вопреки воле папы Римского Иоанна XV (985-996), которого поддержали также О. и знать Восточнофранкского королевства, Гуго Капет добился смещения в 991 г. с Реймсской кафедры прежнего архиеп. Арнульфа († 1021) - внебрачного сына Лотаря III и назначения на нее Герберта Орийакского (папа Римский Сильвестр II в 999-1003). В Риме обретал все большее влияние знатный род Кресценциев: Кресценций II († 998) присвоил себе титул «герцог и сенатор всех римлян» и фактически не признавал права правителя из Саксонской династии на власть в Риме. Самостоятельное правление

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Именно в такой последовательности эти события упоминаются в тексте мессы праздника Епифании и в службе коронования. Откидная крышка была украшена 3 античными предметами: камеей Птолемея с изображениями Птолемея II и его супруги Арсинои II (украдена в 1574), инталией с изображениями Венеры и Марса (слева) и камеей с изображениями Нерона и Агриппины (справа), а также рядом др. гемм и камей. В соответствии с понятием «interpretatio chrismiana», введенным в научный оборот Э. Панофским ( Панофский. 1998. С. 73), Цвирляйн-Диль связывает все 3 изображения с 3 расами, к которым принадлежали волхвы ( Zwierlein-Diehl. 1997. P. 69). Автор подкрепляет свое мнение рядом примеров «христианизации» и даже почитания античных гемм и камей в Свящ. Римской империи (напр., гемма с профилем Медузы, украшавшая трон еп. Бернварда Хильдесхаймского, почиталась как изображение Девы Марии). Продольные стороны реликвария украшены рельефными изображениями царей Давида и Соломона , к-рые фланкированы фигурами пророков. В пазухах арок были представлены аллегории добродетелей, ныне перемещенные на 2-й ярус. На 2-м ярусе базилики в аркадах помещены изображения юноши-серафима со стороны царя Соломона (сопровождается надписью: «Seraphim ardens karitate») и херувима со стороны царя Давида и апостолов с моделями основанных ими церквей. Евангельские сцены, располагавшиеся в медальонах на скатах кровель боковых нефов базилики, утрачены. Однако о том, как они выглядели, можно судить по реликварию Божией Матери. На кровле базилики в 3-лопастных арках были представлены апокалиптические сцены (не сохр.). Торец тыльной стороны реликвария украшен сценами «Бичевание» и «Распятие» с изображением прор. Исаии между ними, выше находилась персонификация Терпения с ангелами. Т. о., мастер развивает в наглядной форме, ориентированной прежде всего на восприятие отдельной объемной фигуры, идею согласования ВЗ и НЗ, к-рая позднее будет воплощена в монументальной скульптуре (напр., в композиции «Апостолы на плечах пророков» в Княжеском портале собора в Бамберге, 2-я четв.

http://pravenc.ru/text/2566098.html

В правление О. получили распространение идеи о необходимости установления большей строгости и аскезы в мон-рях. Этому способствовало развитие монастырских реформ в Клюни (см. Клюнийская реформа ) и Горце . О. находился под влиянием аббата Клюни св. Одилона († 1048/49) и видного деятеля клюнийской реформы Аббона из Флёри († 1004). Проводником реформы в аббатстве Горце стал Готхард Хильдесхаймский († 1038), с 996 г. он был аббатом монастыря в Нидеральтайхе, а в 1001 г. на недолгий срок по инициативе герц. Генриха Баварского также и в Тегернзе; впосл. его реформаторские начинания распространились и на мон-ри в Херсфельде и Кремсмюнстере. В Италии О. покровительствовал подвижникам, ориентировавшимся в т. ч. на греч. монашескую традицию. Греко-латинский мон-рь святых Бонифация и Алексия на Авентине стал важным центром почитания Адальберта Пражского. Прп. Нил Россанский, приближенный О., вскоре после смерти императора, в 1004 г., основал мон-рь Гроттаферрата , в к-ром совмещались лат. и греч. монашеские традиции. Еще один духовный авторитет О.- св. Ромуальд, к-рого император ок. 1001 г. назначил аббатом мон-ря Сант-Аполлинаре-ин-Классе, основал конгрегацию камальдулов, чей устав предписывал суровые аскетические практики, строгие посты, обеты молчания и умерщвление плоти. Для правления О. были характерны усиление епископата по сравнению со светской знатью, вовлеченность высших церковных иерархов в политику, в т. ч. их участие в военных кампаниях. Так, напр., решающую роль в подавлении мятежа в Тиволи в 1001 г. агиограф Тангмар приписывал не О., а еп. Бернварду Хильдесхаймскому ( Thangmar. 1841. P. 768-770). Траурный кортеж, доставлявший тело усопшего О. из Италии в герм. часть империи, возглавил архиеп. Гериберт Кёльнский, вскоре вступивший в противостояние с архиеп. Виллигизом Майнцским по поводу кандидатуры следующего короля: представители высшей церковной иерархии продолжили влиять на судьбу гос-ва и после смерти О. В период регентства и в первые годы самостоятельного правления О.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Свт. Иоанн Златоуст также исповедует учение о подлинности человеческого естества в И. Х., противопоставляя его различным гностическим учениям. Независимо от того, признавали гностики тело И. Х. призрачным или отрицали идентичность этого тела человеческому естеству, они не признавали того, что Спаситель есть истинный человек. Свт. Иоанн обличает их, опираясь на высказывание ап. Павла: «...когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего [Единородного], Который родился от жены» (Гал 4. 4). По мысли святителя, эти слова апостол написал, «заграждая уста тем, которые утверждают, что Христос прошел через Марию, как бы сквозь некоторую трубу. Если это справедливо, то нужна ли была и девическая утроба? Если это справедливо, то Христос не имеет с нами ничего общего; напротив, плоть Его различна с нашей, не одинакового с ней состава. И как же назвать Его тогда происшедшим от корня Иессеева Жезлом? Сыном Человеческим? Как назвать Матерью Марию? Как сказать, что Христос произошел от семени Давидова? Что Слово стало плотью? ...Из этих слов и из многих других мест Писания видно, что Христос произошел от нас, из нашего состава, из девической утробы...» ( Ioan. Chrysost. In Matth. 4. 3). Гностики пытались обосновать свои христологические представления с помощью текста ап. Павла: «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной...» (Рим 8. 3). Опираясь на эти слова, они утверждали, что плоть И. Х. нельзя признать человеческим телом, поскольку она была лишь подобна ему. В ответ на это свт. Иоанн замечает: «Если сказано, что Бог послал Сына «в подобии», то не думай на основании этого, что плоть Христа была иная; так как апостол сказал: «греха», то и добавил слово «подобие». Христос имел не грешную плоть, а подобную нашей грешной, но безгрешную и по природе одинаковую с нами» ( Ioan. Chrysost. In Rom. 13. 5). Человеческая природа Иисуса Христа " И слово стало плотью... " Миниатюра из Евангелия еп. Бернварда Хильдесхаймского. 993 - 1022 гг. (Б-ка собора в Хильдесхайме. Hs. 18 Fol. 174r)

http://pravenc.ru/text/293939.html

  001     002    003    004    005    006