«История...», в к-рой «собрано все, что представляло интерес» ( Kehrer. 1908. S. 45) в повествовании о 3 волхвах, в позднее средневековье и раннее Новое время пользовалась широкой известностью, о чем свидетельствует большое количество (более 60) сохранившихся рукописей XIV-XV вв. Нем. переводы «Истории...» (самым ранним является перевод 1389 г. Э. фон Катценелленбоген, графини Эрлаха, кроме него известны еще 5 переложений) стали основой для «Volksbuch», народной версии легенды о 3 волхвах, варианты которой получили распространение в Германии в XV в. Тогда же «История...» была переведена на др. европ. языки и издана на французском, английском, польском, старобелорусском и др. В XVI-XVII вв. наблюдается постепенный спад популярности, а затем и забвение «Истории...», что, по мнению исследователей, было связано с новыми географическими открытиями и Реформацией (The Three Kings of Cologne. 2004. P. IX-X). В XVII в. «История...» была уже почти неизвестна. Болландисты упоминают об И. Х., однако отмечают, что Г. Кромбах, автор «Primitae gentium sive historia et encomium SS. trium Magorum evangelicorum» (Истории и восхваления трех святых евангельских волхвов, 1654), не был знаком с сочинением И. Х. (ActaSS. Mai. T. 1. P. VIII). В эпоху романтизма и зарождения нем. национализма в XIX в. оно вновь стало популярным. В 1819 г. лат. рукопись «Истории...» обнаружил И. В. Гёте ; в 1822 г. в вольном переводе Г. Шваба (нарушена разбивка по главам, переставлены нек-рые части текста), снабдившего «Историю...» 12 романсами собственного сочинения, рукопись была опубликована на нем. языке. В 1847 г. на основе 2 старопечатных нем. переводов К. Зимрок издал др. версию «Истории...». Лат. текст напечатан Э. Кёпке ( K ö pke. 1878). Совр. критического издания «Истории...» нет. Различают 2 редакции текста - краткую и пространную. Их историческое соотношение (являлась ли пространная версия основой для краткой или наоборот) остается предметом дискуссий (см.: Wortsbrock, Harris. 1983; The Three Kings of Cologne. 2004).

http://pravenc.ru/text/471541.html

Хильдесхаймский епископ Йозеф Годехард Махенс обратился к солдатам Вермахта со словами: «Началась война, которая налагает обязательства на всех нас – солдат и граждан. Поэтому обращаюсь к вам с просьбой исполнить свой долг перед фюрером, родиной и народом. Делайте для этого всё, что необходимо с полным посвящением». Архиепископ Фрайбурга, Конрад Грёбер, в проповеди, обращенной к уходящим на фронт солдатам, говорил: «Смерть должна быть последней вашей обязанностью по отношению к родине и народу. Геройская смерть – это честь для солдата». 30 сентября 1939 года в честь победы над Польшей во всех католических церквях Германии и Австрии били в колокола. Колокольным звоном они приветствовали смерть тысяч польских солдат-католиков и пятой части польских католических священников. Несмотря на постоянные просьбы союзников, в особенности французского и польского правительства, Пий XII молчал, и не осудил немецкую агрессию. Французский посол в Ватикане Франсуа Шарлеруа просил Ватикан занять внятную позицию по отношению к действиям Германии в письме к монсеньору Доменико Тардини, который в тот же день ознакомил с этим письмом папу. Завесу тайны над молчанием понтифика приоткрывает письмо германского посла в Ватикане Диего фон Бергена Эрнсту Воерманну, сотруднику политического отдела германского МИД: «Отказ папы занять четкую позицию, осуждающую Германию, полностью отвечает его обещанию, которое он передал мне несколько недель назад через доверенное лицо». 19 сентября 1939 года Познанский архиепископ Хлонд, бежавший от нацистов, добился аудиенции у папы и лично проинформировал его о преступлениях вермахта в Польше. Реакции не последовало. Не впечатлила папу и судьба польских епископов – Михала Козаля, Мариана Леона Фульмана, Владислава Гураля, Леона Ветманского и Казимежа Томчака, арестованных, подвергшимся пыткам и посаженных в концлагеря. Разгневанный епископ Радоньский написал в те дни: «Костёлы осквернены или закрыты, мессы не служат, епископы изгнаны, сотни священников убиты и арестованы, монахини обесчещены, невинных заложников ежедневно убивают на глазах собственных детей, люди умирают от голода, а папа молчит, как будто всё это его не касается».

http://pravoslavie.ru/38117.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ХИЛЬДЕСХАЙМСКИЙ [лат. Johannes de Hildesheim; нем. Johannes von Hildesheim] (между 1310 и 1320, Хильдесхайм, ныне земля Н. Саксония, Германия - 5.05.1375, Мариенау, близ Хамельна, там же), монах-кармелит, приор конвентов в Страсбурге, в Касселе и в Мариенау, автор «Historia trium regum» (Истории трех царей). Списки сочинений и краткие жизнеописания И. Х. приведены у А. Бостия в соч. «De viris illustribus ordinis Beatae Virginis Mariae de monte Carmelo» (О знаменитых людях ордена кармелитов Пресвятой Девы Марии, 1475), у И. Тритемия в «Liber de scriptoribus ecclesiasmicis» (Книге о церковных писаниях, 1494), у К. Удина в «Commentarii de scriptoribus et scriptis ecclesiasticis» (Комментариях о церковных писателях и их сочинениях, 1722) и у др. Более подробно позволяет восстановить биографию И. Х. его переписка (A Register of the Letters. 1957). И. Х. посещал школу в Хильдесхайме, его учителем был кармелит Иоанн Корв. В юности вступил в орден кармелитов, подвизался в конвенте в Мариенау. В составе свиты (familiares) генерала ордена Петра Томасия (впосл. лат. патриарх К-польский) И. Х. переехал в Авиньон, где продолжил обучение в орденской семинарии (studium generale) (1351). В 1353 г. он принимал участие в организации кармелитского конвента в Ахене. Потом учился в Париже, где получил степень бакалавра теологии. В 1358-1361 гг. преподавал библейскую экзегетику (biblicus) в Парижском ун-те. Впосл. И. Х. вернулся в Германию, и генеральный капитул ордена назначил его приором и лектором конвента в Касселе. В 1364 г. он был переведен в Страсбург, где сначала был лектором, а с 1366 г.- приором и главным лектором. В 1367 г. ездил в Рим (вероятно, с дипломатической миссией). В 1368 г. преподавал в Шпайере, потом (возможно, в 1369) был назначен приором конвента в Мариенау. В последние годы жизни он, пользуясь своим авторитетом, способствовал смягчению конфликта между епископом Хильдесхаймским и герцогом Брауншвейгским.

http://pravenc.ru/text/471541.html

Коммюнике IX богословских собеседований между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией (Санкт-Петербург, 14-17 июня 2016 г.) 21 июня 2016 г. 16:11 С 14 по 17 июня 2016 года в Санкт-Петербурге прошли IX богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла собеседования проходили в стенах Епархиального управления Санкт-Петербургской митрополии в Александро-Невской Лавре и были посвящены теме «Христианское учение о браке и семье в свет современных вызовов». Они стали продолжением VIII собеседований по христианскому осмыслению ценностей в современном обществе, прошедших в 2013 году в Магдебурге. В состав делегации Русской Православной Церкви на собеседованиях вошли архиепископ Берлинский и Германский Феофан (сопредседатель), митрополит Полтавский и Миргородский Филипп (Украинская Православная Церковь), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусский Экзархат), профессор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Ианнуарий (Ивлиев), проректор СПбДА по учебной работе протоиерей Владимир Хулап, секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям иеромонах Стефан (Игумнов), сотрудник ОВЦС священник Алексий Дикарев и секретарь кафедры богословия Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени свв. Кирилла и Мефодия д-р Е.А. Пилипенко. Немецкая епископская конференция была представлена делегацией, в состав которой вошли епископ Магдебургский д-р Герхард Файге (сопредседатель), викарный епископ Хильдесхаймской епархии д-р Николаус Швердтфегер, викарный епископ Лимбургской епархии д-р Томас Лёр, профессора д-р Йозеф Фрайтаг (Эрфурт), д-р Хайнц-Герд Юстенхофен (Гамбург), д-р Урсула Нотелле-Вильдфойер (Фрайбург), д-р Томас Зёдинг (Бохум) и директор Института Иоганна Адама Мёлера в Падерборне д-р Йоханнес Эльдеманн. Открывая собеседования, глава делегации Московского Патриархата архиепископ Берлинский и Германский Феофан приветствовал собравшихся от имени Святейшего Патриарха Кирилла, подчеркнул их значение для взаимопонимания и отметил важность пастырского подхода в вопросах брака и семьи. В свою очередь глава немецкой делегации епископ Магдебургский д-р Герхард Файге передал приветствие председателя Немецкой епископской конференции кардинала Райнхарда Маркса, архиепископа Мюнхенского и Фрайзингского, напомнил о последних Генеральных ассамблеях Синода епископов  Католической Церкви в Риме по вопросам брака и семьи и обратил внимание на Апостольское обращение Папы Римского Франциска «Amoris laetitia» (Радость любви), опубликованное по итогам дискуссий на Синоде.

http://patriarchia.ru/db/text/4545301.ht...

Состоялись VIII богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией 16 октября 2013 г. 13:55 С 6 по 10 октября 2013 года в Магдебурге прошли VIII богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией. В состав делегации Русской Церкви на собеседованиях вошли архиепископ Берлинский и Германский Феофан , митрополит Полтавский и Миргородский Филипп (Украинская Православная Церковь), епископ Бобруйский и Быховский Серафим ( Белорусский экзархат ), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко, сотрудники ОВЦС священник Александр Васютин и священник Алексий Дикарев, профессор протоиерей Стефан Ванеян и доктор теологии Евгений Пилипенко. В качестве гостей на заседаниях присутствовали представитель Русской Православной Церкви в Германии архиепископ Клинский Лонгин и протоиерей Борис Устименко, благочинный Северного округа Берлинско-Германской епархии . Немецкая епископская конференция была представлена во время собеседований делегацией, в состав которой входили епископ Магдебургский д-р Герхард Файге, викарный епископ Хильдесхаймской епархии д-р Николаус Швердтфегер, викарный епископ Лимбургской епархии д-р Томас Лёр, профессора д-р Франц-Йозеф Борманн (Тюбинген), д-р Йозеф Фрайтаг (Эрфурт), д-р Карл Габриэль (Мюнстер), д-р Хайнц-Герд Юстенхофен (Гамбург) и директор Института Иоганна Адама Мёлера в Падерборне д-р Йоханнес Эльдеманн. По приглашению епископа Магдебургского д-ра Герхарда Файге собеседования проходили в епархиальном центре Ронкалли, названном в честь Папы Иоанна XXIII (Анджело Джузеппе Ронкалли). В своем слове епископ Герхард Файге передал приветствие председателя Немецкой епископской конференции архиепископа Фрайбургского Роберта Цоллича и напомнил об исторических истоках Магдебургской епархии, ее связях с Киевской Русью. Епископ Г. Файге также ознакомил участников собеседований с актуальной ситуацией в епархии, в которой католикам приходится жить в секуляризованном обществе.

http://patriarchia.ru/db/text/3306564.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Германии открылись VIII богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией 08.10.2013 7 октября 2013 года в Магдебурге (Германия) начались VIII богословские собеседования между Русской Православной Церковью и католической Немецкой епископской конференцией на тему «Кризис ценностей — миф или реальность? Христианские ценности в современном обществе». По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в состав делегации Русской Церкви вошли архиепископ Берлинский и Германский Феофан, митрополит Полтавский и Миргородский Филипп (Украинская Православная Церковь), епископ Бобруйский и Быховский Серафим (Белорусский экзархат), секретарь Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата по межхристианским отношениям протоиерей Димитрий Сизоненко, сотрудники ОВЦС священник Александр Васютин и священник Алексий Дикарев. Кроме того, на заседаниях присутствует представитель Русской Православной Церкви в Германии архиепископ Клинский Лонгин. В качестве экспертов со стороны Русской Церкви в собеседованиях принимают участие профессор протоиерей Стефан Ванеян и доктор богословия Евгений Пилипенко. Со стороны Немецкой епископской конференции в собеседованиях участвуют епископ Магдебургский д-р Герхард Файге, викарный епископ Хильдесхаймской епархии д-р Николаус Швердтфегер, викарный епископ Лимбургской епархии д-р Томас Льор, профессора д-р Йозеф Фрайтаг (Эрфурт), д-р Ганс-Герд Юстенхофен (Гамбург) и директор Института Ганса Адама Мелера в Падерборне д-р Йоханнес Эльдеманн. В качестве экспертов с немецкой стороны выступают профессора д-р Франц-Йозеф Борманн (Тюбинген) и д-р Карл Габриэль (Падерборн). Первое заседание собеседований открылось приветственными словами сопредседателей — архиепископа Берлинского и Германского Феофана и епископа Магдебургского Герхарда Файге. Затем участники приступили к обсуждению социологических аспектов темы собеседований. Прозвучали доклады профессора Карла Габриэля «Феномены и причины изменения ценностей в немецком обществе» и митрополита Полтавского и Миргородского Филиппа «Христианские ценности на постсоветском пространстве», по которым состоялась содержательная дискуссия.

http://drevo-info.ru/news/16005.html

В качестве администратора Хильдесхаймской епархии (основана в 815 г.) викарный епископ Николаус Швердтфегер приветствовал участников диалога в стенах монастыря Мариенроде, история которого берет начало в XII веке. X богословские собеседования между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией были посвящены теме «Миссия и евангелизация в современном мире». Открывая содержательную часть встречи докладом на тему «Христиане в секулярном обществе», епископ Герхард Файге описал весьма сложную ситуацию католического меньшинства в возглавляемой им Магдебургской епархии, при этом подчеркнув значение католических школ и межцерковного сотрудничества в преимущественно нерелигиозном обществе. По его мнению, для христианского свидетельства важно разделять радости, страдания и нужды мира, критически сверяя все с волей Божией. Проф. Андрей Ефимов в своем докладе раскрыл библейские и богословские основания православного понимания миссии Церкви, указав на Господа Иисуса Христа, посланного Небесным Отцом в мир, как на первообраз миссии. К основным принципам миссионерской деятельности докладчик отнес личное свидетельство миссионера, исходящее из его духовной жизни, проповедь Евангелия на понятном для внимающих языке, ненасильственное распространение христианства. Особое внимание было обращено на Евхаристию как на источник и отправной пункт миссии, конечной целью которой является освящение человека и всего космоса. Необходимо открывать человеку красоту, поскольку через нее он также приходит в соприкосовение с духовным миром. На основе библейских свидетельств, интерпретация которых во многом совпадала с изложением проф. Ефимова, Маркус-Либориус Херманн в своем докладе кратко представил историю католической миссии, которая с XVI по XIX в. была тесно связана с колонизацией. Главный акцент был поставлен на богословском развитии после II Ватиканского Собора, который разработал новое понимание Церкви как народа Божия, подчеркнул универсальность спасительной божественной воли и высокое значение человеческой свободы. Послесоборные послания пап («Evangelii nuntiandi» 1975, «Redemptoris missio» 1990, «Evangelii gaudium» 2013) особое внимание уделяют евангелизации, имеющей целью вновь привнести Евангелие во все области жизни и подвигнуть уже крещеных людей к деятельному христианскому бытию. Важный стимул новому пониманию миссии дали также некоторые епископские конференции, например, французская («Proposer la foi», 1996) и немецкая («Zeit zur Aussaat», 2000, «Allen Völkern sein Heil», 2004). Помимо необходимости дальнейшего богословского осмысления миссионерской практики д-р Херманн указал на вызовы секуляризма, межрелигиозных  и экуменических отношений.

http://patriarchia.ru/db/text/5226709.ht...

Согласно И. Х., волхвы были царями «трех Индий»: Мельхиор - царем Нубии (в Аравии), Валтасар - Годолии, Каспар - Фарса. Повинуясь пророчеству, 3 царя, получив сведения о появлении звезды волхвов , независимо друг от друга отправились вслед за ней. Путь из «Индий» в Иудею чудесным образом занял у царей 10 дней, и они одновременно оказались близ Иерусалима. Далее И. Х. излагает евангельскую историю поклонения волхвов (см. ст. Волхвы ). В «Истории...» среди даров Мельхиора упоминаются золотое яблоко, символизирующее власть, и 30 золотых монет. Согласно преданию, записанному И. Х., именно на эти деньги Авраам воздвиг гробницу для себя и сыновей, этими же монетами расплатились работорговцы с сыновьями Иакова за Иосифа, их же впосл. получил Иуда за предательство Иисуса Христа. Совершив поклонение и вручив дары, цари вместе отправились в свои владения. После пересказа истории детства Христа и бегства в Египет Марии и Иосифа И. Х. описывает путешествие ап. Фомы на восток и крещение царей (это предание впервые отражено в «Золотой легенде» Иакова из Варацце ). В «Истории...» впервые упоминается о том, что цари были рукоположены ап. Фомой во епископов. После принятия христианства и мученической смерти ап. Фомы 3 царя собрались в г. Скулла и постановили, что духовная власть в их владениях должна принадлежать патриарху (1-м патриархом, согласно И. Х., был избран некий Иоанн Антиохийский, принявший имя Фома, закрепившееся за всеми патриархами), светская после смерти непорочных и бездетных царей якобы перешла пресвитеру, названному по именам ап. Иоанна Богослова и св. Иоанна Предтечи Иоанном (см. ст. Иоанн Пресвитер ). Далее И. Х. описывает кончину волхвов, погребенных вместе в огромном мавзолее в Скулле, и ереси (в т. ч. несторианскую, получившую распространение гл. обр. в державе Каспара), к-рые появились после их смерти. Из-за противостояния между христианами мощи волхвов были разделены и вновь обретены лишь равноап. Еленой , к-рая перенесла мощи в построенную, как считал автор, ее сыном равноап. имп. Константином I Великим базилику Св. Софии в К-поле. Согласно «Истории...», при визант. имп. св. Маврикии (582-602) мощи волхвов «по небрежению» попали в Милан, откуда во исполнение пророчеств в 1164 г. были перенесены в Кёльн. Вторая часть «Истории...» представляет собой описание народов, населявших вост. земли (нубийцев, индусов, греков, сирийцев, армян, грузинов и проч.), а также рассказ о Св. земле и об обычаях проживавших там христиан разных Церквей (несториан, яковитов, маронитов и проч.).

http://pravenc.ru/text/471541.html

Золотой Рог под стенами К-поля.- Авт.), то тогда ти дамь» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 63). Несомненно, прямым следствием этого недовольства стало посольство О. («Елены, королевы Руси» - «Helenae reginae Rugorum») в 959 г. к герм. королю (буд. императору) Оттону I с просьбой «прислать на Русь епископа и священников» ( Назаренко. 1993. С. 106, 108). Цель посольства засвидетельствована со всей определенностью независимыми друг от друга немецкми источниками - «Продолжением хроники» Регинона Прюмского и Большими Хильдесхаймскими анналами (впосл. утраченными, но отразившимися в ряде анналов XI в. т. н. херсфельдской традиции - Хильдесхаймских, Кведлинбургских, Альтайхских, Оттенбойренских, Ламперта). Трудно предполагать, чтобы в К-поле отказались участвовать в устроении на Руси начал Церкви, и потому скорее всего вопрос о церковной юрисдикции над Древнерусским гос-вом О. сделала средством политического давления на греков. Оттон I отнесся к просьбе О. со всей серьезностью, и уже на Рождество 959 г. епископом для Руси был поставлен Либуций (Libutius), монах мон-ря св. Альбана в Майнце, к-рый, однако, умер 15 февр. 961 г., так и не успев двинуться в путь. Его сменил Адальберт , монах мон-ря св. Максимина в Трире (впосл. архиепископ Магдебургский) и член королевской канцелярии; рукоположил его Гамбургско-Бременский митр. Адальдаг, по традиции обладавший с санкции папы Римского правом открывать новые епископии в землях язычников. Т. о., Русская епархия рассматривалась как миссийная (in partibus infidelium), подчиненная Гамбургской митрополии. Прибыв в 961 г. в Киев, Адальберт столкнулся там, по собственному признанию (именно он считается автором «Продолжения хроники» Регинона Прюмского), с непреодолимыми препятствиями и уже через год вынужден был вернуться. Стало ли это следствием успеха замысла О. и каких-то уступок со стороны Византии при новом имп. Романе II , или того, что именно в 960/1 г. к власти пришел возмужавший кн. Святослав Игоревич, не разделявший христ. симпатий матери (возможно, вслед.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

На фоне заметно уменьшающегося числа верующих, священников и общин этот текст выступает за то, чтобы, уходя от представления о народной Церкви, двигаться в сторону к Церкви народа Божия. Богословским фундаментом этому служит экклезиология догматической конституции «Lumen gentium» представляющая Церковь таинством и основанной на Крещении общиной. Высказывание о том, что каждый человек призван к святости (LG. гл. V), образует герменевтический ключ для нового прочтения соборной конституции, ведущего к признанию ценности различных благодатных даров среди верующих и, как следствие, к широкому вовлечению их в церковную деятельность. В этих условиях Католическая Церковь должна развивать новые формы управления, создавать пространства для тесного миссионерского сотрудничества между священниками и мирянами. На основании прочитанных докладов между участниками собеседований состоялся интенсивный обмен опытом, мыслями о тенденциях и вызовах в вопросах церковной миссии. Стало очевидным, что, несмотря на совершенно разные историко-культурные контексты, имеются основополагающие совпадения в понимании миссии. Призвание Церкви состоит в служении спасительной воле Бога, явленной в послании Сына Божия для искупления мира. При том, что в обеих традициях употребляются разные термины, зачастую они означают одно и то же. Так, понятия «евангелизация» в католическом богословии и «воцерковление» в православном богословии означают процессы, ведущие верующих к более активному и глубокому участию в церковной жизни в Слове и таинствах. Наши дискуссии дали понять, что миссия в сегодняшнем плюралистичном обществе может стать успешной только тогда, когда мы являемся настоящими примерами свидетельства о вере, когда не осуждаем изначально как ложный и неполноценный инаковый образ существования и мышления людей, не имеющих традиционной религиозности. В этой связи необходима открытость для новых форм провозвестия Евангелия на языке современников. В начале собеседований делегация Русской Православной Церкви отслужила в монастыре Мариенроде в присутствии делегации Немецкой епископской конференции и монахинь монастыря молебен на начало всякого благого дела. Во второй день участники диалога посетили хильдесхаймский кафедральный собор и его сокровищницу с многочисленными предметами средневекового церковного искусства. На вечернем евхаристическом богослужении в соборе Хильдесхайма, которое возглавил епископ Герхард Файге, присутствовала делегация Русской Церкви. По окончании мессы  в епископском викариатстве состоялся прием, на котором с приветственным словом выступил также суперинтендант Евангелической церкви Ганновера Экхарт Горка. Помимо этого, культурная программа включала экскурсию по старой части имперского города Гослар, встречу с городской католической общиной, посещение монастыря Рихенберг и его евангелической общины, а также органный концерт в церкви монастыря Граухоф. В заключительный день членами католической стороны была отслужена месса в церкви монастыря Мариенроде.

http://patriarchia.ru/db/text/5226709.ht...

   001    002   003     004    005    006