Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН III Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) (Июнь-июль 980, близ Клеве - 23 или 24.01.1002, замок Патерно близ Витербо), герм. король (с 983, самостоятельно с 995), император Свящ. Римской империи (с 996); из Саксонской династии (династия Людольфингов). Имел прозвище Чудо Света (Mirabilis mundi). Основные свидетельства о жизни и об эпохе О. содержатся в грамотах, в исторических сочинениях, написанных уже после смерти императора: в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Chronicon, 1012-1018), «Венецианской хронике» Иоанна Диакона (Chronicon venetum, после 1008), в заключительной части Кведлинбургских анналов (Annales Quedlinburgenses, до 1025) и в 3-й части Хильдесхаймских анналов (Annales Hildesheimenses, между 1000 и 1040), в «Хронике» Адемара Шабанского (Chronica, ок. 1030), «Истории» Родульфа Глабера (Historia, 30-40-е гг. XI в.), «Хронике и деяниях князей или правителей польских» Галла Анонима (Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum, нач. XII в.), а также в произведениях житийной литературы , посвященных деяниям сподвижников О.,- Житиях Адальберта Пражского, составленных Иоанном Канапарием (998-999) и Бруно Кверфуртским (между 1006 и 1008), Житии 5 братьев-отшельников, написанном Бруно Кверфуртским (ок. 1008), Житии Бернварда Хильдесхаймского, автором к-рого был Тангмар (нач. XI в.). О.- единственный сын имп. Оттона II (967-983) и имп. Феофано († 991; визант. принцесса, не порфирородная, но связанная родством с визант. имп. Иоанном I Цимисхием (969-976), по нек-рым сведениям, она была его племянницей). У О. были сестры: София (975/978-1039), аббатиса Гандерсхайма и Эссена, Адельгейда (977-1043), аббатиса Кведлинбурга, и Матильда (978-1025), жена пфальцграфа Лотарингии Эццо (1015-1034); еще одна сестра (предположительно близнец О.) умерла сразу после рождения. Рождение О. совпало с поворотным моментом в правлении Оттона II: к тому времени удалось разрешить главные конфликты в его владениях к северу от Альп и на их границах, что дало ему возможность сосредоточить внимание на итал. политике. Осенью 980 г. император с женой и новорожденным сыном отправился в Италию; имп. Феофано и О. сопровождали Оттона II во время военного похода в 982 г. в Юж. Италию против византийцев и сарацин.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

1002) (Ibid. P. 192-193). Церковная политика При О., как и при его отце и деде, католич. Церковь оставалась важной опорой государя, церковные иерархи являлись главными советниками по политическим вопросам. О. продолжил характерную для Саксонской династии церковную политику, к-рую в историографии долгое время было принято обозначать как выстраивание «системы имперской Церкви» (ряд совр. исследователей оспаривает наличие системных мер со стороны светской власти - см. ст. Имперская Церковь ). Имп. Оттон III получает молитвенник от монаха. Миниатюра из Молитвенника Оттона III. 884–891 гг. (Monac. Clm 30111. Fol. 43r). Имп. Оттон III получает молитвенник от монаха. Миниатюра из Молитвенника Оттона III. 884–891 гг. (Monac. Clm 30111. Fol. 43r). В период регентства сохраняли свое влияние архиеп. Виллигиз Майнцский и еп. Хильдебольд Вормсский, зарекомендовавшие себя еще во время походов Оттона I Великого в Италию, а при Оттоне II ставшие влиятельнейшими церковными иерархами на герм. землях. Архиеп. Виллигиз Майнцский фактически был регентом-соправителем вместе с имп. Феофано. Еп. Хильдебольд Вормсский являлся близким советником императрицы. Возросшие притязания и могущество архиепископа Майнцского дали о себе знать в продолжительном конфликте (с 987) с еп. Бернвардом Хильдесхаймским (993-1022) в связи с вопросом о юрисдикции над богатым и влиятельным жен. мон-рем Гандерсхайм, где издавна принимали монашеский постриг представительницы высшей саксон. знати (см. в ст. Гросвита ). Считалось, что мон-рь подчинялся епископу Хильдесхаймскому. В 1000 г. из-за необходимости освящения церкви в мон-ре Гандерсхайм спор между архиеп. Виллигизом и еп. Бернвардом разгорелся с новой силой. Бернвард отправился к императору в Рим с целью добиться разрешения конфликта в свою пользу, после чего было проведено неск. синодов - в Риме (при личном участии О.), в Гандерсхайме (с местной церковной знатью), позднее - в Пёльде (под председательством папского легата). Попытки Папского престола положить конец конфликту, напротив, привели к обострению разногласий: мн.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЛИГИЗ [Виллигиз; лат. Willigisus] (ок. 940 - 23.02.1011, Майнц), св. (пам. зап. 23 февр.), архиеп. Майнцский. Вероятно, происходил из знатного саксон. рода. Воспитывался Фолькольдом (с 969 еп. Майсена) при дворе имп. Оттона I вместе с его сыном (впосл. имп. Оттон II ). В 971 г. В. стал канцлером и настоятелем собора в Хильдесхайме. После смерти архиеп. Майнцского Руперта (13 янв. 975) В. при поддержке имп. Феофано, супруги Оттона II, занял кафедру Майнцского архиеп-ства. В марте 975 г. папа Римский Бенедикт VII послал ему паллий. В. не участвовал в итал. походе имп. Оттона II, но в 983 г., сопровождая вместе с архиепископом Равенны 3-летнего наследника престола Оттона III на коронацию в Ахен, присутствовал на собрании князей в Вероне. После смерти Оттона II (дек. 983) В. и имп. Феофано фактически становятся правителями империи при малолетнем Оттоне III. Одновременно с коронацией Оттона III герм. королем в Ахене герцог Баварский был провозглашен королем в Кведлинбурге. В борьбе с герцогом Баварским на стороне Оттона III, В. и имп. Феофано выступил герц. Саксонский Бернхард I. Однако из-за начавшихся восстаний полабских славян на востоке империи, войны с Данией и захватов земель в Лотарингии франк. королем, с герцогом Баварским очень быстро пришлось заключить мир. В. организовал итал. поход Оттона III, во время к-рого папа Римский Григорий V короновал его имп. короной. Оппозицию В., влиявшему на молодого императора, возглавили еп. Адальберт Пражский, архиеп. Гериберт Кёльнский, еп. Генрих Вюрцбургский и еп. Бернвард Хильдесхаймский . С последним В. вел борьбу за мон-рь Гандерсхайм, расположенный на границе Майнцского и Хильдесхаймского диоцезов (1000-1007). После смерти Оттона III противостояние архиепископов Майнца и Кёльна, В. и Гериберта, стало определять положение дел в империи. В. инициировал избрание новым королем Генриха II, сына герц. Баварского Генриха. В. сопровождал его в поездке по стране и участвовал в коронации кор. Кунигунды в Падерборне (авг. 1002). Поддержанный светскими правителями, он увеличил владения Майнцского архиеп-ства за счет королевских пожалований в Тюрингии и Гессене. При нем в Майнце был отстроен новый собор св. Стефана, где впосл. и был похоронен В.

http://pravenc.ru/text/158648.html

Именно в такой последовательности эти события упоминаются в тексте мессы праздника Епифании и в службе коронования. Откидная крышка была украшена 3 античными предметами: камеей Птолемея с изображениями Птолемея II и его супруги Арсинои II (украдена в 1574), инталией с изображениями Венеры и Марса (слева) и камеей с изображениями Нерона и Агриппины (справа), а также рядом др. гемм и камей. В соответствии с понятием «interpretatio chrismiana», введенным в научный оборот Э. Панофским ( Панофский. 1998. С. 73), Цвирляйн-Диль связывает все 3 изображения с 3 расами, к которым принадлежали волхвы ( Zwierlein-Diehl. 1997. P. 69). Автор подкрепляет свое мнение рядом примеров «христианизации» и даже почитания античных гемм и камей в Свящ. Римской империи (напр., гемма с профилем Медузы, украшавшая трон еп. Бернварда Хильдесхаймского, почиталась как изображение Девы Марии). Продольные стороны реликвария украшены рельефными изображениями царей Давида и Соломона , к-рые фланкированы фигурами пророков. В пазухах арок были представлены аллегории добродетелей, ныне перемещенные на 2-й ярус. На 2-м ярусе базилики в аркадах помещены изображения юноши-серафима со стороны царя Соломона (сопровождается надписью: «Seraphim ardens karitate») и херувима со стороны царя Давида и апостолов с моделями основанных ими церквей. Евангельские сцены, располагавшиеся в медальонах на скатах кровель боковых нефов базилики, утрачены. Однако о том, как они выглядели, можно судить по реликварию Божией Матери. На кровле базилики в 3-лопастных арках были представлены апокалиптические сцены (не сохр.). Торец тыльной стороны реликвария украшен сценами «Бичевание» и «Распятие» с изображением прор. Исаии между ними, выше находилась персонификация Терпения с ангелами. Т. о., мастер развивает в наглядной форме, ориентированной прежде всего на восприятие отдельной объемной фигуры, идею согласования ВЗ и НЗ, к-рая позднее будет воплощена в монументальной скульптуре (напр., в композиции «Апостолы на плечах пророков» в Княжеском портале собора в Бамберге, 2-я четв.

http://pravenc.ru/text/2566098.html

«σταυρωθντα, θανντα, κα ταφντα, κατελθντα ε ς τ καττατα, τ τρτ μρ ναστντα πò τν νεκρν» (греч.). Следует отметить, что слова κατελθντα ε ς τ καττατα(katelthonta eis ta katotata), которые зачастую приводятся как первоисточник словосочетания «Сошествие во ад», согласно нашему опросу, в современной Греции совершенно не соотносятся с иконой «Анастасис» (как и не соотносятся вообще с каким-либо изображением), что подтверждает отнюдь не греческое происхождение названия «Сошествие во ад». Выражаю благодарность А. Косташ-Бабсинши (Париж, Сорбонна) и В. Агригору (Бухарест, Христианский Университет им. Димитрия Кантемира) за предоставленные фотографии. Еще большая разница в росте фигур на миниатюре из псалтыри Коттона (Англия, 1050 г.). Обе створки с уникальными рукоятями в виде львиной пасти, откуда высовываются человеческие головы; собственно рукоятками служат двуглавые змеи, исходящие из львиного рта (на Хильдесхаймских вратах св. Бернварда, созданных на век раньше, рукояти просто в виде львиных голов). Созданы в 1152-1154 гг. См.: Schiller. Ibid. S. 365. Темпера Джотто (Мюних, Пинакотека), темпера Пахера (Будапешт, Музей изящных искусств), картины В. Штосса (Краков, церковь св. Марии), А. Бронзино (Флоренция, музей Санта-Кроче) и др. К сожалению, данная проблема еше систематически не изучена. Ср., напр., мнение, что впервые в европейском искусстве в виде зверя ад изображен на гравюре Дюрера 1500 года. на которой Христос изображен в аду, окруженный орудиями пыток и бесами; Его появление там остается как будто незамеченным и не влияет на функционирование адской машины. о соотношении греческого и латинского текстов см.: С ostache - Babsins с hi , А. Ibidem. Chapitre 2. Karstonis , A . Ibidem. P. 229-230. В авторских картинах «Сошествие во ад», начиная с XIV в., можно отметить элементы влияния иконы «Анастасис» (или подражания ей), но это именно вляние, а не общность развития - отдельных, самостоятельно сложившихся двух образов. Комментарии ( ): Написать комментарий:

http://bogoslov.ru/article/730084

4 . Еще упомяну о «пользующих». Выпишу красноречивое свидетельство из одного ученого сочинения (которое само требует критического разбора). «Есть, к сожалению, издательства, печатающие только «исторические» книги об однополой любви, убийствах, сладострастии и жестокости, – все это под флагом научности и, само собой разумеется, в расчете на чувственность. Чтение подобных произведений, конечно, посодействует воспитанию флагеллянтов, любителей сечения мальчиков и т. п.» Еще несколько слов оттуда же: «К сожалению, люди науки, чьи произведения, написанные ради серьезных целей, перелистываются непризванными из любопытства и чувственности, служат нередко источниками для популярной псевдонаучной литературы, преспокойно выбирающей из них главным образом то, что может подействовать на чувственность» 114 II. Виды эротического искусства Теперь укажу, в каких формах воплощаются все вышеуказанные проявления чувственности, причем в этом параграфе перечислю главные «культурные» формы блудодейства духа, а в следующем – плоти. 1. Живопись и скульптура История этих искусств показывает, что Запад никогда не мог освободиться от языческого влияния. В самые ранние века по принятии христианства там никак не могли вытравить античный (классический) дух, с эпохи же Возрождения – ложноклассический. Для иллюстрации проявлений эротизма в этих видах искусства нам достаточно рассмотреть следующие три момента: Кощунственно-блудническая трактовка библейских сюжетов в религиозном искусстве Здесь должны быть отмечены такие «шедевры» скульптуры, как, например: известная труба для стока воды на Фрейбургском соборе; «Пляска Саломеи» (рельефы на портале церкви св. Зинона в Вероне и особенно на колонне Бернварда в Гильдесгейме, где средневековый скульптор предвосхитил в совершенстве идею современных арабских «танцев живота» 115 «Св. Мария Магдалина» из алтаря приходской церкви в Мюнстерштадте, работы Тильмана Рименшнейдера (в настоящее время находится в Баварском Национальном музее в Мюнхене); «Грехопадение» Джакопо делла Кверчиа (Берлин);

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

б-ка, Дармштадт). Большое развитие получила деревянная скульптура (Распятие Кёльнского собора, выполненное по заказу маркграфа Геро, ок. 970 г.; «Эссенская Мадонна», нач. XI в., сокровищница собора в Эссене), бронзовое литье (16 рельефов дверей ц. Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхайме, 1015; колонна Бернварда, 1022, все - собор Санкт-Мария в Хильдесхайме; двери собора в Аугсбурге, сер. XI в.), изделия из золота и серебра (рака св. Эгберта, кон. X в., собор в Трире; Базельский антепендиум, 1002-1019 гг., Музей Клюни в Париже; «Распятие Гизелы», ок. 1006 г., сокровищница епископской резиденции в Мюнхене; серебряный «посох Бернварда», нач. XI в., собор в Хильдесхайме), шитье (риза св. Кунигунды, нач. XI в., собор в Бамберге). Церковь Санкт-Георгскирхе в Оберцелле на о-ве Райхенау. Интерьер. Росписи кон. Х в. Церковь Санкт-Георгскирхе в Оберцелле на о-ве Райхенау. Интерьер. Росписи кон. Х в. Зрелый романский стиль (2-я пол. XI - 1-я пол. XIII в.) ознаменован строительством городов, как ранее основанных, так и новых на завоеванных землях (Бранденбург, Мекленбург, Померания, Силезия, Пруссия), с рыночными и соборными площадями, пфальцев (напр., Рейнланд-Пфальц, XI-XIII вв. в Гельнхаузене, Гессен, 1170-1190), укрепленных замков (замок Штауфенов Трифельс) и расцветом церковного зодчества, отмеченным многообразием архитектурных типов. Продолжалось строительство церквей по примеру раннехрист. базилик с плоским перекрытием на колоннах (ц. св. Петра и Павла (Санкт-Петер унд Паульскирхе) в мон-ре Хирзау (1059-1071, не сохр.), Петерскирхе в Эрфурте (1103-1147), церковь мон-ря Паулинцелла (Тюрингия, с 1112). Укрощение бури в Галилейском море. Исцеление гадаринского бесноватого. Миниатюра из Евангелия Оттона III. Трир (?). Ок. 1000 г. (Monac. Clm 4453. Fol. 103v) Укрощение бури в Галилейском море. Исцеление гадаринского бесноватого. Миниатюра из Евангелия Оттона III. Трир (?). Ок. 1000 г. (Monac. Clm 4453. Fol. 103v) Наибольшую известность своими внушительными размерами приобрели т. н.

http://pravenc.ru/text/529057.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Жертвоприношение Авеля и Каина. Двери епископа Бернварда (Bernwardstüren); Германия. Хильдесхайм; XI в. Музей Собор Вознесения Святой Марии. Источник: ruicon.ru Почему у Авеля не было детей? 1 мин., 16.03.2017 Вопрос читателя: Прочитала статью в вашем журнале Каин: печать милосердия . Почему Бог не дал детей Авелю? Почему не предотвратил убийство его? Ведь теперь мы все дети Каиновы и получается, что убивать у нас в крови, а значит, череда убийств на земле никогда не закончится...? Отвечает иерей Евгений Мурзин: Во-первых, у Адама были и другие дети, в частности, Сиф. Во-вторых, хотя Каин тоже произвел потомство, было бы ошибочно считать, что вместе с генетическим материалом к его потомкам перешла именно склонность к убийству. Ведь убийство Авеля — это не результат некоего неконтролируемого порыва, но итог развития в душе Каина целого комплекса страстей. Это и гордость, и зависть, и гнев и др. А духовная слабость и подверженность страстям — следствие грехопадения Адама , после которого человек стал, по святоотеческому выражению, «удобопреклонен ко греху». Без должной внутренней работы над собой мы легко уклоняемся от добра, поддаемся искушениям и становимся жертвой диавола, который есть «человекоубийца от начала» (Ин 8, 44). Из Писания следует, что грех в нашем мире по мере развития человечества будет только умножаться. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?», - говорит Господь о последних временах (Лк 18, 8 ), когда " по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь " (Мф 24, 12). Но, если мы с Богом, отчаиваться не надо. Даже если мы останемся в меньшинстве, будем помнить слова апостола Павла: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим 8, 31). Архив всех вопросов можно найти здесь . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.   На заставке фрагмент: Жертвоприношение Авеля и Каина. Двери епископа Бернварда (Bernwardstüren); Германия. Хильдесхайм; XI в. Музей Собор Вознесения Святой Марии. Источник: ruicon.ru Задать вопрос священнику Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также После многочисленных связей друг ничего не чувствует. Может ли вера вернуть чувства? 26.04.2024 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 25.04.2024 25.04.2024 26.04.2024 27.04.2024 26.04.2024 26.04.2024 © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/pochemu-u-avelya-ne-byilo...

Одной из отличительных особенностей кумранского мессианизма является то, что слово «Помазанник» (  ) относится не только к царю, но и к священнику. Об этом свидетельствует выражение «Помазанник Аарона и Израиля» (CD 12. 23; 14. 19; 19. 10-11; 20 1; 1QS 9. 11), смысл к-рого остается не до конца ясным. Слово   употреблено здесь в ед. ч., но мн. исследователи ( Evans. 2000. P. 539; Collins. 2010. P. 79-81) тем не менее полагают, что речь идет о двух Помазанниках. Один раз в таком выражении слово   используется во мн. ч. (1QS 9. 11). Представление о двух Помазанниках, вероятно, базируется на ветхозаветных текстах, в которых также помазанниками могут быть названы и первосвященники, и цари. По мнению исследователей свитков Мёртвого м., «Помазанник Аарона» оказывается равным «Помазаннику Израиля», если не превосходящим его по достоинству. В 1QSa 2 описывается «мессианская трапеза», на к-рую собираются «именитые люди» для совета общины, когда Бог приведет к ним Помазанника (по реконструкции Д. Бартелеми - Barth é lemy. 1955. P. 117). В строках 11-12 про священника говорится, что он находится «во главе всего общества Израиля» и что перед ним садятся его братья, сыны Аарона. Первосвященник оказывается в этом тексте главной фигурой. Первостепенную роль играет первосвященник и в «Свитке войны», «князь всего общества» упомянут там лишь вскользь (1QM 5. 1). В «Уставе общины» можно увидеть указание на 3 эсхатологические фигуры: пророка (вероятно, Моисея - это аллюзия на Втор 18. 15, 18), священника и царя: «...они будут судимы первыми законами, которыми люди общины начали наставляться до прихода пророка и помазанников Аарона и Израиля» (1QS 9. 10-11). М. в Новом Завете Ап. Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим. Рельеф «колонны Бернварда». XI в. (Музей собора в Хильдесхайме, Германия Ап. Петр исповедует Иисуса Христа Сыном Божиим. Рельеф «колонны Бернварда». XI в. (Музей собора в Хильдесхайме, Германия Во всех четырех Евангелиях отражена вера в то, что Иисус из Назарета есть воплощение иудейских мессианских ожиданий.

http://pravenc.ru/text/Мессией.html

Дальше, так как воскресение Иисуса Христа восстановляет нарушенный порядок мира и служит началом нового мирового порядка, то оно естественно стоит в параллели с творением мира, как воссоздание его. Представить отношение Ветхого и Нового Завета наглядно через сопоставление изображений из истории того и другого – это с самых древних времен составляло задачу искусства. С большей широтою являются эти параллельные изображения впервые во время Карла В. в церкви его дворца в Индельгейме, где противопоставлены 12 изображений из Ветхого Завета и 12 из Нового, хотя строгого соответствия между ними нет. Потом, на вратах в Гильдесгейме 1015 года, сделанных при еп. Бернварде, расположены параллельные изображения из Ветхого и Нового Завета в 16 полях попарно: на одном крыле идут изображения от создания жены до убийства Каином Авеля, на другом изображении от Благовещения до Воскресения, точнее, до явления Воскресшего Магдалине. Подобным же образом противопоставлены события из истории первых людей и из жизни Иисуса Христа по сторонам портала церкви св. Зенона в Вероне из второй половины XII века. К этому параллелизму лиц присоединяется еще параллелизм учреждений Ветхого и Нового Завета, синагоги и церкви, которые олицетворялись в виде женских фигур: как в миниатюрах свящ. книг они являются по ту и другую сторону Распятого, так в XII и XIII в. они располагаются по сторонам церковного портала в виде статуй, напр., на северном портале собора в Бамберге, на западном портале св. жен в Трире и на южном портале Страсбургского Мюнстера. Но на самом важном месте наружной стороны храмов, в середине над порталом, в это время помещаются изображения, занимавшие прежде первое место внутри храма: это – Иисус Христос во славе, потом Иисус Христос на кресте и, особенно, Богоматерь с младенцем Иисусом. Изображение Иисуса Христа во славе, помещавшееся издавна уже внутри храмов на главной стене, и в это время помещается там же. Снаружи Иисус Христос, сидящий на престоле между Богоматерью и святым, представлен в мозаическом изображении еще из конца X в.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009