Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИЛЛИГИЗ [Виллигиз; лат. Willigisus] (ок. 940 - 23.02.1011, Майнц), св. (пам. зап. 23 февр.), архиеп. Майнцский. Вероятно, происходил из знатного саксон. рода. Воспитывался Фолькольдом (с 969 еп. Майсена) при дворе имп. Оттона I вместе с его сыном (впосл. имп. Оттон II ). В 971 г. В. стал канцлером и настоятелем собора в Хильдесхайме. После смерти архиеп. Майнцского Руперта (13 янв. 975) В. при поддержке имп. Феофано, супруги Оттона II, занял кафедру Майнцского архиеп-ства. В марте 975 г. папа Римский Бенедикт VII послал ему паллий. В. не участвовал в итал. походе имп. Оттона II, но в 983 г., сопровождая вместе с архиепископом Равенны 3-летнего наследника престола Оттона III на коронацию в Ахен, присутствовал на собрании князей в Вероне. После смерти Оттона II (дек. 983) В. и имп. Феофано фактически становятся правителями империи при малолетнем Оттоне III. Одновременно с коронацией Оттона III герм. королем в Ахене герцог Баварский был провозглашен королем в Кведлинбурге. В борьбе с герцогом Баварским на стороне Оттона III, В. и имп. Феофано выступил герц. Саксонский Бернхард I. Однако из-за начавшихся восстаний полабских славян на востоке империи, войны с Данией и захватов земель в Лотарингии франк. королем, с герцогом Баварским очень быстро пришлось заключить мир. В. организовал итал. поход Оттона III, во время к-рого папа Римский Григорий V короновал его имп. короной. Оппозицию В., влиявшему на молодого императора, возглавили еп. Адальберт Пражский, архиеп. Гериберт Кёльнский, еп. Генрих Вюрцбургский и еп. Бернвард Хильдесхаймский . С последним В. вел борьбу за мон-рь Гандерсхайм, расположенный на границе Майнцского и Хильдесхаймского диоцезов (1000-1007). После смерти Оттона III противостояние архиепископов Майнца и Кёльна, В. и Гериберта, стало определять положение дел в империи. В. инициировал избрание новым королем Генриха II, сына герц. Баварского Генриха. В. сопровождал его в поездке по стране и участвовал в коронации кор. Кунигунды в Падерборне (авг. 1002). Поддержанный светскими правителями, он увеличил владения Майнцского архиеп-ства за счет королевских пожалований в Тюрингии и Гессене. При нем в Майнце был отстроен новый собор св. Стефана, где впосл. и был похоронен В.

http://pravenc.ru/text/158648.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРНВАРД ХИЛЬДЕСХАЙМСКИЙ Оклад Евангелия Бернварда, еп. Хильдесхаймского. XI в. Оклад Евангелия Бернварда, еп. Хильдесхаймского. XI в. [лат. Bernwardus Hildeshamensis; нем. Bernward von Hildesheim] (ок. 960, Саксония - 20.11.1022, Хильдесхайм, Н. Саксония), св. католич. Церкви (пам. зап. 20 нояб.), еп. Хильдесхайма. Происходил из знатного саксонского рода, в сер. 70-х гг. X в. учился в кафедральной школе Хильдесхайма, затем в Майнце, где был рукоположен архиеп. Виллигисом Майнцским во пресвитера. В 989 г. стал воспитателем имп. Оттона III , а в 993 г. епископом Хильдесхайма. Способствовал укреплению церковной дисциплины в своей епархии, в память о дне своего посвящения (15 янв.) ежегодно проводил синоды и ввел выездные церковные суды. Учредил в еп-стве архидиаконат и основал мон-ри св. Михаила в Хильдесхайме (памятник романской архитектуры XI в.), Хайнингене, Штетербурге, Эльсбурге. Для покорения и христианизации слав. племен основывал и отстраивал укрепленные поселения - бурги (Мундбург, Варенхольц). Сопровождал Оттона III в Италию (1000-1001); участвовал в походе герм. кор. Генриха II против гр. Балдуина IV Фландрского (ок. 1006). Вместе с кор. Франции Робертом II совершил паломничество в Сен-Дени и Тур и получил от него ценные реликвии. При Б. Г. в скриптории в Хильдесхайме было создано много иллюминированных рукописей, сокровищница еп-ства пополнилась произведениями декоративно-прикладного (особенно ювелирного) искусства из основанных Б. Г. художественных мастерских. Наиболее известны «врата Бернварда» (бронза, ок. 1015) в ц. аббатства св. Михаила в Хильдесхайме с изображением сюжетов из Свящ. Писания; бронзовая «колонна Бернварда», на к-рой изображены сцены мученичества Христа; богато украшенный крест, а также произведения серебряного литья: пара подсвечников - символические образы Христа как светоча мира, посох аббата и распятие, создание к-рых приписывается самому Б. Х.

http://pravenc.ru/text/78186.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТТОН III Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) Коронация имп. Оттона III. Миниатюра из Бамбергского Апокалипсиса (Bamberg. Staatsbib-liothek. Bibl. 140. Fol. 59v) (Июнь-июль 980, близ Клеве - 23 или 24.01.1002, замок Патерно близ Витербо), герм. король (с 983, самостоятельно с 995), император Свящ. Римской империи (с 996); из Саксонской династии (династия Людольфингов). Имел прозвище Чудо Света (Mirabilis mundi). Основные свидетельства о жизни и об эпохе О. содержатся в грамотах, в исторических сочинениях, написанных уже после смерти императора: в «Хронике» Титмара Мерзебургского (Chronicon, 1012-1018), «Венецианской хронике» Иоанна Диакона (Chronicon venetum, после 1008), в заключительной части Кведлинбургских анналов (Annales Quedlinburgenses, до 1025) и в 3-й части Хильдесхаймских анналов (Annales Hildesheimenses, между 1000 и 1040), в «Хронике» Адемара Шабанского (Chronica, ок. 1030), «Истории» Родульфа Глабера (Historia, 30-40-е гг. XI в.), «Хронике и деяниях князей или правителей польских» Галла Анонима (Cronicae et gesta ducum sive principum Polonorum, нач. XII в.), а также в произведениях житийной литературы , посвященных деяниям сподвижников О.,- Житиях Адальберта Пражского, составленных Иоанном Канапарием (998-999) и Бруно Кверфуртским (между 1006 и 1008), Житии 5 братьев-отшельников, написанном Бруно Кверфуртским (ок. 1008), Житии Бернварда Хильдесхаймского, автором к-рого был Тангмар (нач. XI в.). О.- единственный сын имп. Оттона II (967-983) и имп. Феофано († 991; визант. принцесса, не порфирородная, но связанная родством с визант. имп. Иоанном I Цимисхием (969-976), по нек-рым сведениям, она была его племянницей). У О. были сестры: София (975/978-1039), аббатиса Гандерсхайма и Эссена, Адельгейда (977-1043), аббатиса Кведлинбурга, и Матильда (978-1025), жена пфальцграфа Лотарингии Эццо (1015-1034); еще одна сестра (предположительно близнец О.) умерла сразу после рождения. Рождение О. совпало с поворотным моментом в правлении Оттона II: к тому времени удалось разрешить главные конфликты в его владениях к северу от Альп и на их границах, что дало ему возможность сосредоточить внимание на итал. политике. Осенью 980 г. император с женой и новорожденным сыном отправился в Италию; имп. Феофано и О. сопровождали Оттона II во время военного похода в 982 г. в Юж. Италию против византийцев и сарацин.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

По возвращении в герм. часть империи Феофано скоропостижно скончалась (15 июня 991) в Нимвегене (ныне Неймеген) и была погребена в Кёльне в мон-ре вмч. Пантелеимона. Благодаря окружению императрицы-гречанки в придворную жизнь и в политическую практику Саксонской династии были привнесены мн. визант. идеи. Юный О. наряду с латынью (ее преподавал Бернвард Хильдесхаймский ) изучал также и греч. язык (под рук. Иоанна Филагата). В дальнейшем, уже при самостоятельном правлении, в политических идеях О. прослеживалось сильное визант. влияние. После смерти имп. Феофано регентство перешло к имп. Адельгейде. Заметных перемен среди приближенных ко двору не произошло, политический курс в целом оставался прежним. Однако влияние самой регентши уменьшилось. Так, Адельгейде пришлось пойти на новые уступки родовой знати: герм. князьям было даровано право передавать крупные феодальные держания по наследству. Бавария, Швабия, В. и Н. Лотарингия, т. о., закреплялись за правящими герцогскими родами. Продолжалась вооруженная борьба с соседями на границах герм. земель. Лишь к 991 г. герм. войскам удалось одержать верх в продолжительном противостоянии с венг. кн. Гезой, с 983 г. пытавшимся захватить часть баварских территорий. В Дании кор. Свен I Вилобородый (986-1014) возрождал язычество, истребляя христиан и угрожая Шлезвигской марке. В 991-993 гг. велись военные действия против лютичей. Польский кн. Мешко I вновь выступал союзником герм. короля в этих кампаниях. Вместе с тем польск. князь перенес столицу своих владений из Познани, епископская кафедра к-рой на тот момент находилась в юрисдикции Магдебургского архиепископа, в Гнезно , город, к-рый был в меньшей степени затронут герм. влиянием. Рост самостоятельности и могущества кор. Гуго Капета привел к конфликту по поводу назначения архиепископа Реймса. Вопреки воле папы Римского Иоанна XV (985-996), которого поддержали также О. и знать Восточнофранкского королевства, Гуго Капет добился смещения в 991 г. с Реймсской кафедры прежнего архиеп. Арнульфа († 1021) - внебрачного сына Лотаря III и назначения на нее Герберта Орийакского (папа Римский Сильвестр II в 999-1003). В Риме обретал все большее влияние знатный род Кресценциев: Кресценций II († 998) присвоил себе титул «герцог и сенатор всех римлян» и фактически не признавал права правителя из Саксонской династии на власть в Риме. Самостоятельное правление

http://pravenc.ru/text/2581743.html

      993. Бернвард поставлен епископом хильдесхаймским. Кицо, немецкий перебежчик к славянам, сдался и передал Бранденбург под власть короля.] (Ann. Hild. 1878. Р. 25) 3. 14-й индикт, 1031. [Император Конрад 477 провел Рождество 478 в Падерборне, а Пасху – в Неймегене.] В тот же год сын императора король Генрих, одновременно герцог баварский 479 , и венгерский король (rex Ungaricus) 480 взаимной клятвой скрепили мир 481 . И Имре (Heinricus), сын короля Иштвана (Stephanus) 482 , герцог руси (dux Ruizorum) 483 , погиб плачевной смертью , растерзан на охоте вепрем. [Император принудил Мешка 484 к миру. Через несколько месяцев на Мешка внезапно напал его брат Бесприм 485 и вынудил его бежать в Чехию к князю Олдржиху.] (Ann. Hild. 1878. Р. 36) 464 Речь идет о русском посольстве к германскому королю Оттону I, о котором подробно рассказано в «Продолжении хроники Регинона» (см. 7/2 и соответствующий комментарий). В отличие от «Продолжения» известие «Хильдесхаймских анналов» помещено в статью 960, а не 959 г. – видимо, в соответствии с датой назначения Адальберта. Оно входит в группу аналогичных, почти дословно сходных анналистических известий: см. 12/1, 19/1, 21/1, а также сильно сокращенный вариант в «Оттенбойренских анналах»: Ann. Ottenb., а. 960. Р. 4). В текстологическом отношении все эти памятники объединяет зависимость в части до 973 г. от утраченных «Херсфельдских анналов». Распространенное мнение, будто в анналистике херсфельдского корня использовано «Продолжение хроники Регинона», вряд ли соответствует действительности, поэтому понятно, почему сообщение под 960 г. о русском посольстве не выказывает ни содержательной, ни текстуальной связи с рассказом «Продолжателя Регинона». Но даже если гипотеза об использовании «Продолжения» в «Херсфельдских анналах» верна, она не может повлиять на текстологическую оценку статьи 960 г., так как последняя происходит не из «Херсфельдских анналов», а из другого общего источника большинства памятников херсфельдской традиции – так называемых «Больших хильдесхаймских анналов» (см. введение), также утраченных (Назаренко 2001а. С. 286–291; ДР. С. 266–270 [IV, введение, 2.3]). Таким образом, мы имеем дело с двумя не зависимыми друг от друга источниками о посольстве княгини Ольги к германскому королю Оттону I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Благодаря своему авторитету и благосклонности императора Г. после смерти еп. Бернварда Хильдесхаймского (20 нояб. 1022) стал его преемником и 2 дек. 1022 г. был рукоположен во епископа Майнцским архиеп. Арибо. По примеру аббатств Нидеральтайх и Херсфельд Г. основал в Хильдесхайме школу при кафедральном соборе, содействовав распространению просвещения среди мирян и духовенства. При нем в еп-стве было построено ок. 30 церквей. Ему удалось укрепить свое еп-ство благодаря поддержке имп. Конрада II. Г. скончался в мон-ре св. Мартина в Хильдесхайме и был погребен в кафедральном соборе. Почитание Г. началось вскоре после его смерти. Между 1038 и 1060 гг. ученик Г. Вольфер написал 1-е Житие (Vita prior; BHL, N 3581), а спустя неск. лет переработал и расширил его (Vita posterior; BHL, N 3582). По инициативе 3-го преемника Г. на кафедре Хильдесхайма Хелизана было произведено открытие его мощей, после чего в кафедральном соборе Хильдесхайма стали совершать литургическое поминовение Г. В 1131 г. канонизирован папой Римским Иннокентием II . 4 мая 1132 г. мощи Г. были открыты для всенародного почитания. В средние века почитание Г. распространилось по всей Германии, в Скандинавских странах, в Чехии, в Австрии и в Сев. Италии. Сохранилось 3 частных послания Г. (до дек. 1022) и послание к нему монахов Тегернзе, написанное, когда он был уже епископом Хильдесхайма. Соч.: Epistulae//PL. 141. Col. 1229–1232; Idem.//MGH. Epp. T. 3. P. 55–71. Ист.: BHL, N 3581–3591; Wolfero Hildesheimensis. Vita St. Godehardi//PL. 141. Col. 1159–1230; Idem.//ActaSS Bened. T. 6. P. 395–446; Vita Godehardi/Hrsg. G. H. Pertz//MGH. SS. T. 11. Р. 167–218; De miraculis a Godehardo patratis...//Ibid. P. 218–221; Translatio Godehardi episcopi Hildeshaimensis//Ibid. T. 12. Р. 639–652; ActaSS. Maii. T. 1. P. 501–535; T. 7. P. 432, 581, 861; Chronicon episcoporum Hildeshaeimensium, 14//PL. 141. Col. 1276–1278; Idem.//MGH. SS. T. 7. P. 852–853. Лит.: Bertram A. Geschichte des Bistums Hildesheim. Hildesheim, 1899; Schwaiger G. Der heilige Gotthard, Abt von Niederaltaich und bischof von Hildesheim//Bavaria Sancta. Regensburg, 1973. Bd. 3. S. 111 ff.; Goetting H. Das Bistum Hildesheim. B., 1984. Bd. 3: Die Hildesheimer Bischöfe von 815 bis 1221 (1227); Brandt M. Der Schatz von St. Godehard. Hildesheim, 1988; Benz L. J. Godehard//DHGE. T. 21. Col. 407–411.

http://pravenc.ru/text/543293.html

Именно в такой последовательности эти события упоминаются в тексте мессы праздника Епифании и в службе коронования. Откидная крышка была украшена 3 античными предметами: камеей Птолемея с изображениями Птолемея II и его супруги Арсинои II (украдена в 1574), инталией с изображениями Венеры и Марса (слева) и камеей с изображениями Нерона и Агриппины (справа), а также рядом др. гемм и камей. В соответствии с понятием «interpretatio chrismiana», введенным в научный оборот Э. Панофским ( Панофский. 1998. С. 73), Цвирляйн-Диль связывает все 3 изображения с 3 расами, к которым принадлежали волхвы ( Zwierlein-Diehl. 1997. P. 69). Автор подкрепляет свое мнение рядом примеров «христианизации» и даже почитания античных гемм и камей в Свящ. Римской империи (напр., гемма с профилем Медузы, украшавшая трон еп. Бернварда Хильдесхаймского, почиталась как изображение Девы Марии). Продольные стороны реликвария украшены рельефными изображениями царей Давида и Соломона , к-рые фланкированы фигурами пророков. В пазухах арок были представлены аллегории добродетелей, ныне перемещенные на 2-й ярус. На 2-м ярусе базилики в аркадах помещены изображения юноши-серафима со стороны царя Соломона (сопровождается надписью: «Seraphim ardens karitate») и херувима со стороны царя Давида и апостолов с моделями основанных ими церквей. Евангельские сцены, располагавшиеся в медальонах на скатах кровель боковых нефов базилики, утрачены. Однако о том, как они выглядели, можно судить по реликварию Божией Матери. На кровле базилики в 3-лопастных арках были представлены апокалиптические сцены (не сохр.). Торец тыльной стороны реликвария украшен сценами «Бичевание» и «Распятие» с изображением прор. Исаии между ними, выше находилась персонификация Терпения с ангелами. Т. о., мастер развивает в наглядной форме, ориентированной прежде всего на восприятие отдельной объемной фигуры, идею согласования ВЗ и НЗ, к-рая позднее будет воплощена в монументальной скульптуре (напр., в композиции «Апостолы на плечах пророков» в Княжеском портале собора в Бамберге, 2-я четв.

http://pravenc.ru/text/2566098.html

Важным церковным деятелем эпохи О. был его наставник и сподвижник - еп. Бернвард Хильдесхаймский. По его инициативе в Хильдесхайме основан мон-рь св. Михаила, где уже после смерти О. (после 1010) под рук. еп. Бернварда была построена церковь - выдающийся архитектурный памятник эпохи. В 993 г. по инициативе епископа в монастыре возвели небольшую капеллу, посвященную Животворящему Кресту, в драгоценном реликварии епископ поместил частицы Св. Креста, переданные в дар императором. В Хильдесхайме хранится богато инкрустированный выносной крест, изготовленный, вероятно, уже в XII в., но традиционно именуемый Крестом еп. Бернварда (по-видимому, он заменил первоначальный реликварий, созданный при еп. Бернварде). Др. выдающееся творение церковного прикладного искусства, т. н. колонна еп. Бернварда, находящаяся в хильдесхаймском кафедральном соборе, возможно, тоже была даром еп. Бернварду от О. (либо создана вскоре после его смерти). Колонна еп. Бернварда представляет собой любопытный пример синтеза христианской и античной римской традиций: на увенчанной крестом бронзовой колонне изображены события из жизни Христа - в форме ленты, вьющейся спиралью, подобно рельефу на колонне имп. Траяна (113 г. по Р. Х.) в Риме. Если еп. Бернвард Хильдесхаймский развивал свою епархию как духовный и культурный центр благодаря близости и поддержке императора, то архиеп. Виллигиз Майнцский - скорее вопреки напряженным отношениям с О. Игравший ключевую политическую роль в период регентства и сохранявший влияние в первые годы самостоятельного правления О., архиеп. Виллигиз еще в 994/5 г. освятил мон-рь св. Виктора в Майнце в присутствии юного государя. В дальнейшем архиепископ Майнцский постепенно отдалился от О., но не поступился своими амбициями. Строительство нового, грандиозного собора в Майнце (закончено в 1009) стало демонстрацией могущества и богатства архиепископа. Вероятно, немаловажным стимулом к этому стало стремление иметь в архиеп-стве собор, достойный стать местом королевских коронаций (в то время как Ахен принадлежал к юрисдикции архиепископов Кёльнских - главных конкурентов архиепископов Майнцских в споре за право короновать германских королей). Сохранились свидетельства существования драгоценного распятия, заказанного архиеп. Виллигизом (ок. 1000),- Креста Бенно. По сохранившимся описаниям, распятие представляло собой шедевр ювелирного искусства, впечатлявший масштабом, и было главным сокровищем кафедрального собора в Майнце. На деревянном кресте находилась золотая, украшенная драгоценными камнями фигура Христа весом 600 фунтов (ок. 272 кг). Распятие, по-видимому, было утрачено еще в средние века. Возможно, заказ Креста Бенно тоже был частью борьбы архиепископа Майнцского с предстоятелями Кёльнской кафедры за первенство: это распятие должно было превзойти великолепием кёльнский Крест Геро (подробнее см. в ст. Кёльн ).

http://pravenc.ru/text/2581743.html

1002) (Ibid. P. 192-193). Церковная политика При О., как и при его отце и деде, католич. Церковь оставалась важной опорой государя, церковные иерархи являлись главными советниками по политическим вопросам. О. продолжил характерную для Саксонской династии церковную политику, к-рую в историографии долгое время было принято обозначать как выстраивание «системы имперской Церкви» (ряд совр. исследователей оспаривает наличие системных мер со стороны светской власти - см. ст. Имперская Церковь ). Имп. Оттон III получает молитвенник от монаха. Миниатюра из Молитвенника Оттона III. 884–891 гг. (Monac. Clm 30111. Fol. 43r). Имп. Оттон III получает молитвенник от монаха. Миниатюра из Молитвенника Оттона III. 884–891 гг. (Monac. Clm 30111. Fol. 43r). В период регентства сохраняли свое влияние архиеп. Виллигиз Майнцский и еп. Хильдебольд Вормсский, зарекомендовавшие себя еще во время походов Оттона I Великого в Италию, а при Оттоне II ставшие влиятельнейшими церковными иерархами на герм. землях. Архиеп. Виллигиз Майнцский фактически был регентом-соправителем вместе с имп. Феофано. Еп. Хильдебольд Вормсский являлся близким советником императрицы. Возросшие притязания и могущество архиепископа Майнцского дали о себе знать в продолжительном конфликте (с 987) с еп. Бернвардом Хильдесхаймским (993-1022) в связи с вопросом о юрисдикции над богатым и влиятельным жен. мон-рем Гандерсхайм, где издавна принимали монашеский постриг представительницы высшей саксон. знати (см. в ст. Гросвита ). Считалось, что мон-рь подчинялся епископу Хильдесхаймскому. В 1000 г. из-за необходимости освящения церкви в мон-ре Гандерсхайм спор между архиеп. Виллигизом и еп. Бернвардом разгорелся с новой силой. Бернвард отправился к императору в Рим с целью добиться разрешения конфликта в свою пользу, после чего было проведено неск. синодов - в Риме (при личном участии О.), в Гандерсхайме (с местной церковной знатью), позднее - в Пёльде (под председательством папского легата). Попытки Папского престола положить конец конфликту, напротив, привели к обострению разногласий: мн.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

В правление О. получили распространение идеи о необходимости установления большей строгости и аскезы в мон-рях. Этому способствовало развитие монастырских реформ в Клюни (см. Клюнийская реформа ) и Горце . О. находился под влиянием аббата Клюни св. Одилона († 1048/49) и видного деятеля клюнийской реформы Аббона из Флёри († 1004). Проводником реформы в аббатстве Горце стал Готхард Хильдесхаймский († 1038), с 996 г. он был аббатом монастыря в Нидеральтайхе, а в 1001 г. на недолгий срок по инициативе герц. Генриха Баварского также и в Тегернзе; впосл. его реформаторские начинания распространились и на мон-ри в Херсфельде и Кремсмюнстере. В Италии О. покровительствовал подвижникам, ориентировавшимся в т. ч. на греч. монашескую традицию. Греко-латинский мон-рь святых Бонифация и Алексия на Авентине стал важным центром почитания Адальберта Пражского. Прп. Нил Россанский, приближенный О., вскоре после смерти императора, в 1004 г., основал мон-рь Гроттаферрата , в к-ром совмещались лат. и греч. монашеские традиции. Еще один духовный авторитет О.- св. Ромуальд, к-рого император ок. 1001 г. назначил аббатом мон-ря Сант-Аполлинаре-ин-Классе, основал конгрегацию камальдулов, чей устав предписывал суровые аскетические практики, строгие посты, обеты молчания и умерщвление плоти. Для правления О. были характерны усиление епископата по сравнению со светской знатью, вовлеченность высших церковных иерархов в политику, в т. ч. их участие в военных кампаниях. Так, напр., решающую роль в подавлении мятежа в Тиволи в 1001 г. агиограф Тангмар приписывал не О., а еп. Бернварду Хильдесхаймскому ( Thangmar. 1841. P. 768-770). Траурный кортеж, доставлявший тело усопшего О. из Италии в герм. часть империи, возглавил архиеп. Гериберт Кёльнский, вскоре вступивший в противостояние с архиеп. Виллигизом Майнцским по поводу кандидатуры следующего короля: представители высшей церковной иерархии продолжили влиять на судьбу гос-ва и после смерти О. В период регентства и в первые годы самостоятельного правления О.

http://pravenc.ru/text/2581743.html

  001     002