Желая, чтобы советник был недалеко от него, Людовик назначил Б. А. настоятелем мон-ря Мармутье в Эльзасе. В 814 или 817 г. близ Ахена Людовик основывает специально для Б. А. новый мон-рь (Корнели-мюнстер, более известный как Инден по названию реки, на к-рой он был расположен). Братия обители состояла из 30 чел., приглашенных Б. А. из различных мон-рей. Как и в Аквитании, император поручил Б. А., получившему титул первенствующего аббата (primas abbas), проведение монастырской реформы по упорядочению монашества на основе устава св. Венедикта. Мон-рь Инден становится образцом для проч. обителей. Имп. указом настоятелям всех мон-рей было предписано посылать одного или 2 представителей на нек-рое время в Инден, чтобы они непосредственно учились жить по бенедиктинскому уставу и впосл. помогали устанавливать его в своих обителях. Б. А. сыграл важную роль в подготовке и принятии постановлений по монашеской реформе на Ахенских Соборах 816, 817 и 818-819 гг., решения к-рых были обнародованы в виде имп. капитуляриев. В т. н. «Ахенском правиле» (816) была предпринята попытка упорядочить способ жизни конвентов (сообществ совместно проживающего белого духовенства), уставы и обычаи к-рых были в значительной степени уподоблены монастырским. В июле 817 г. император по инициативе Б. А. созвал Собор, на к-рый были приглашены только настоятели мон-рей и монахи. Они выработали т. н. «Монашеский капитулярий», состоявший из 75 постановлений, касающихся устройства монашеской жизни в соответствии с бенедиктинским уставом, а также разъясняющих те вопросы монашеской жизни, к-рые устав не затрагивал. Одним из его важнейших решений было требование ко всем мон-рям Франкской империи соблюдать «единообразный... обычай жизни в соответствии с правилом святого Венедикта» (Vita Hludowici imperatoris. 28//MGH. SS. Vol. 2. P. 622). Всякая частная практика отдельных мон-рей, выходившая за пределы «одного правила» и «единого обычая», объявлялась ложной и подлежала решительному искоренению, «дабы не было среди мужей этого призвания какого-либо разнообразия» (Capitula notitiarum//СССМ. Vol. 1. P. 341). Людовик Благочестивый своим указом сразу же утвердил сделанные постановления, кроме того, императором предусматривалось наказание за их несоблюдение. Был учрежден особый институт инспекторов, в задачу к-рых входило сообщать о всех случаях нарушений и неисполнения соборных постановлений сначала местному епископу, а потом, если это было необходимо, и на Соборе.

http://pravenc.ru/text/78058.html

Центром просветительской деятельности стал королевский двор. В Ахене была учреждена придворная школа (schola palatina); представителям знати предписывалось посылать в нее своих сыновей. Каролингам удалось собрать при дворе самых образованных людей того времени. В нач. 80-х гг. VIII в. ко двору Карла Великого из Италии прибыли грамматик Петр Пизанский, богослов Павлин Аквилейский, бывш. придворный учитель короля лангобардов, поэт и историк Павел Диакон . Спасаясь от арабов, во 2-й пол. VIII в. из Испании переселились многие представители образованной вестгот. элиты. Заметную роль при дворе Карла Великого в эпоху К. в. сыграли церковные деятели и богословы Лейдрад Лионский, Агобард Лионский, Клавдий Туринский, Бенедикт Анианский , Теодульф Орлеанский. Среди англосаксов при дворе Карла Великого наиболее значительным деятелем был богослов и поэт Алкуин. Неск. лет он возглавлял придворную школу в Ахене. Алкуин разработал программу обучения, включавшую изучение латыни, «свободных искусств» (см. Artes liberales ) и затем богословия. Ему принадлежат многочисленные и разнообразные по жанру сочинения: учебники по грамматике, риторике, диалектике и орфографии, комментарии на Свящ. Писание, богословские и литургические труды, агиографические произведения, поэмы. Впосл., удалившись от двора и став в 796 г. аббатом мон-ря св. Мартина в Туре, Алкуин поддерживал связь с дворцовой школой, исполнял обязанности наставника. По-видимому, Алкуина на посту руководителя школы сменил прибывший из Ирландии Климент, к-рый также составил учебник по грамматике, постепенно заменивший учебник Петра Пизанского. Дикуил был автором географического трактата, в котором к сведениям о провинциях Римской империи была добавлена информация об Ирландии, о Фарерских о-вах и об Исландии. Дунгал, подписывавший свои поэтические произведения как «ирландский изгнанник», получил известность благодаря широким познаниям в науках, а также в христианской поэзии и греческом языке. Выходцы с Британских о-вов - Фридугиз, Мартин Скот, Седулий Скот , Иоанн Скот Эриугена - оказали значительное влияние на культурное развитие Франкской империи.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Св. Бенедикт Анианский был похоронен в И.; позднее его мощи были утрачены (вероятно, в кон. IX в., после разрушительных набегов норманнов). Однако обитель не потеряла своего значения, о чем свидетельствует пожалование, сделанное королем Людовиком II Немецким (843-876) в 842 г.,- поместья Грессених и Айлендорф. В кон. IX в. монастырь, неоднократно подвергавшийся нападениям норманнов (881, 892), сгорел, а аббата монастыря мч. Эгильхарда († 881; пам. зап. 25 мая) убили в лесах недалеко от Бергхайма. В кон. IX-X в. мон-рь был восстановлен при поддержке королей из Саксонской династии. Несмотря на то что И. потерял былой статус образцового мон-ря (schola monachorum), восточнофранк. короли продолжали отводить ему важную роль в своей церковной политике. С 948 г. аббатство напрямую подчинялось королям. В 973 г. герм. имп. Оттон II восстановил привилегию прямых выборов аббата братией. Сохранилась грамота имп. Оттона III от 985 г., в к-рой подтверждалось право И. на торговлю и чеканку монеты. При Оттонах увеличились монастырские владения: к уже имевшимся прибавились поместья по среднему Рейну (Биллиг, Нидеркастенхольц, Райхенштайн) и Маасу (в 1060 там был основан каноникат Склен). Аббаты И. обладали правом короновать герм. короля в Ахене, если по к.-л. причинам это не мог сделать архиепископ Кёльнский; они выступали имперскими посланниками при папском дворе (напр., после коронации Оттона IV в 1198). В 1234 г. аббатство перешло в зону влияния графов Юлиха, что в дальнейшем привело к ухудшению отношений аббатов И. с архиепископами Кёльна и Ахеном. В результате одного из конфликтов между графством Юлих и г. Ахен в 1310 г. ахенцы захватили монастырь и разрушили его. В ответ на это имп. Генрих VII (1311-1313) и папа Климент V обязали горожан восстановить И. на свои средства. Сер. XIV-XVI в.- время расцвета монастыря, когда он стал одним из главных паломнических центров архиеп-ства Кёльн. В 1472 г. и в 1500-1532 гг. к 3-нефной романской церкви кон. X в. были пристроены 2 боковых нефа. В XVII-XVIII вв. аббаты И. неоднократно предпринимали попытки отстоять независимость обители от архиепископов Кёльна. В 1690 г. архиеп. Йозеф Клеменс Баварский (1688-1723) подал в Имперский камеральный суд прошение признать подчинение мон-ря Кёльнской кафедре, однако тогда однозначное решение вынесено не было, И. удалось сохранить независимость. В 1758 г. этот вопрос был вновь поднят архиеп. Клеменсом Августом (1723-1761) и решен в пользу архиепископа: аббатство и его владения стали полностью подчиняться Кёльнской кафедре.

http://pravenc.ru/text/389559.html

Леринские монахи считали своими предшественниками егип. подвижников. Иоанн Кассиан утверждал, что Гонорат и Евхерий вдохновлялись примером первых монахов, жизнь и учение которых он описал в «Собеседованиях», а Евхерий высказывал намерение посетить Египет ( Ioan. Cassian. Collat. 11. Praef.). По словам Евхерия, уединенные кельи леринцев напоминали Египет, перенесенный в Галлию ( Eucher. Lugd. De laud. herem. 42). Обращаясь к Фавсту Рейскому, Сидоний Аполлинарий представлял леринских монахов наследниками древней аскетической традиции, восходившей не только к егип. подвижникам, но и к прор. Илии и Иоанну Крестителю ( Sidon. Apol. Carmina. XVI 91-128). Он утверждал, что леринский мон. Антиол воздержанием превзошел «архимандритов Мемфиса и Палестины» ( Idem. Ep. VIII 14). А. А. Королёв Внутреннее устройство и устав монастыря Ранние источники не позволяют однозначно определить, как был устроен Леринский мон-рь, был ли он общежительным (киновией), представлял собой поселение «отшельников» или относился к смешанному типу. Авторы V-VI вв. упоминают о существовании правил мон-ря (Regula, Statuta, Instituta и т. п.), поэтому исследователи пытаются связать с Лерином те или иные монашеские уставы, не содержащие в заглавиях точной локализации. Наибольшим признанием пользуется теория А. де Вогюэ, выделившего 3 устава из собрания Бенедикта Анианского , которые с наибольшей вероятностью могли происходить из Леринского монастыря («Правило 4 отцов - Серапиона, Макария, Пафнутия и другого Макария», «Второе правило отцов» и «Правило Макария, который начальствовал над 5 тысячами монахов»), а также еще неск. текстов, к-рые зависят от этих уставов или созданы под их влиянием. «Правило 4 отцов» (изд.: Regula sanctorum patrum//Les Règles. 1982. T. 1. P. 180-205), по мнению Вогюэ, относится ко времени основания мон-ря (нач. V в.). Текст состоит из пролога и 4 речей, которые делятся на 16 глав, и напоминает соборные акты. Хотя в заглавии перечислены имена егип. отцов, устав не является переводом с копт.

http://pravenc.ru/text/2463581.html

Так, аббат св. Одон за подтверждением монастырских привилегий и прав собственности обращался не только к папе Римскому, но и к герм. королю и др. светским правителям. К 942 г. св. Одон получил 7 папских грамот о привилегиях (больше, чем до сер. XI в. было выдано любому др. мон-рю или епископской кафедре) и 7 королевских ( Idem. 1959. S. 97). Залогом развития К. р. стала привилегия 931 г. папы Римского Иоанна XI, взявшего мон-рь под защиту. Грамотой о привилегиях ( Jaff é . RPR. N 3584) подкреплялась правовая самостоятельность Клюни: мон-рь был выведен из юрисдикции епископа Макона, подтверждались право свободного выбора аббата и неприкосновенность монастырских владений (т. о. Клюни укрепил независимость от светских сеньоров). Принципы начатой св. Одоном реформы представлялись в папской грамоте как поручение понтифика: Иоанн XI призывал монахов реформировать др. обители с согласия их собственников, даровав Клюни право (libertas et licentia) принимать для «улучшения жизни» (meliorandae vitae) монахов, покинувших те мон-ри, где не соблюдался бенедиктинский устав. Папскими привилегиями был обозначен новый этап К. р.: с этого момента она окончательно вышла за рамки реформы св. Бенедикта Анианского, ее целью стало создание союза реформированных мон-рей, живущих «словно единая община» (quasi una haberetur congregatio) (в 937 насчитывалось уже 17 мон-рей). Разрешение на реформу в 938 г. было повторено в привилегии папы Льва VII ; понтифик обратился также ко всем архиепископам с просьбой оказывать св. Одону Клюнийскому всестороннюю поддержку и защищать владения клюнийцев. Тогда же право принимать к себе монахов (но не присоединять мон-ри) при посредничестве св. Одона получили реформированные им аббатства Флёри (Сен-Бенуа-сюр-Луар) и Деоль ( Jaff é . RPR. N 3603, 3606), которые также стали важными центрами реформы: из этих мон-рей К. р. распространялась на север - в Реймсское архиеп-ство и в Британию ( Sackur. 1892. Bd. 1. S. 186-194, 277-278; Hallinger. 1951. Bd. 2. S. 889). Впосл.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Большинство монастырей при Меровингах и К. существовало по своим уставам, которые часто представляли собой смешение нескольких монашеских правил (т. н. regulae mixtae). Введение бенедиктинского устава изначально было инициативой отдельных епископов. Напр., известно, что св. Хродеганг организовывал монастыри, которые должны были следовать только Уставу прп. Венедикта Нурсийского (напр., Горце). За пределами Италии этот устав многими воспринимался как «римский», что придавало ему дополнительный авторитет среди тех, кто ориентировался на Рим. Наибольшего успеха сторонники бенедиктинского устава добились в Аквитании, Септимании и Испанской марке, где начиная с 80-х гг. VIII в. Бенедикт Анианский организовал множество монастырей и ввел в них Устав прп. Венедикта Нурсийского. Поскольку франкские власти были заинтересованы в упорядочении правового положения монастырей, уже при Карломане всем аббатам и монахам предписывалось переходить на этот устав (743; MGH. Capit. T. 1. P. 28). Карл Великий после посещения Монте-Кассино заказал точную копию Устава прп. Венедикта Нурсийского, которую доставили в Ахен в качестве образца. На рубеже VIII и IX вв. следование Уставу прп. Венедикта Нурсийского стало тем признаком, к-рый позволял отличать мон-ри от каноникатов. Для унификации монастырской жизни в 813 г. было созвано 5 Соборов - в Реймсе, Арле, Туре, Майнце и Шалон-сюр-Сон. 25-й канон Турского Собора (MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 290) и 11-й канон Майнцского Собора (Ibid. P. 263) предписывали всем монастырям перейти на Устав прп. Венедикта Нурсийского (9-й канон Реймсского Собора вводил обязательное чтение устава для тех аббатов, к-рые были с ним плохо знакомы - Ibid. P. 255). Людовик Благочестивый, еще будучи королем Аквитании, направил св. Бенедикта Анианского реформировать мон-ри в Аквитании (Vita Benedicti abbatis Anianesis et Indensis auctore Ardone. 29//MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 211). Став императором, он решил провести монастырскую реформу во всей империи и в 814 г. вызвал Бенедикта Анианского в Мармутье.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

968 См. ниже. 969 Изр. св. ст. Ант 38. 970 Афан. В . Жизнь Ант. § 15. 971 Там же. Такие беседы – зародыш позднейших «оглашений» игумена, нынешних «оглашений в притворе». 972 Афан В . Жизнь Ант. § 45. 973 Лавс. 20 и др. 974 Афан. В . Жизнь Антония. § 69. Такое значение одной личности в подвижничестве – основа для позднейших больших прерогатив игумена в уставах. 975 Лобачевский С. свящ . Св. Антоний Вел. Одесса. 1906; стр. 106. 976 С именем пр. Антония дошли до нас впрочем и письменные правила. Их приводит Бенедикт Анианский (IX в.) в Codex regularum; в несколько другой редакции они открыты в арабской рукописи в XVII в. (обе редакции изд. у Миня, Patrol. s. gr, t. 40; рус. пер. Христ Чт 1880 г., ч. 37). Но подлинность этих правил сомнительна, п.ч. о них не упоминают св. Афанисий и бл. Иероним, п.ч. писанные правила для иноков расходились бы с общим взглядом пр. Антония на подвижничество; правила и проникнуты совершенно не духом преп. Антония; в них не отразились богословские воззрения пр. Антония (демонология, полемика с арианами); они предполагают очень сложный для эпохи Антония строй монастырской жизнь: подчинение игумену, храму, заседания братии, монастырские земли, монашеское одеяние с символическим значением. и т.п. «Правила» представляют компиляцию иноческих уставов пр. Пахомия, Исаии и др. с мыслями пр. Антония. Лобачевский . Св. Ант. 168 и д. 977 В Лавс. 23 Макарий (не Егип. и не Алекс., а ученик пр. Антония) представляется не игуменом или аввою монастыря, а простым послушником пр. Антония. Иначе Лобачевский . Св. Ант. В., 118. 978 Руфин , Ист. монах. 30 и др. 979 Лавс. 7. 980 Руфин, Ист. мон. 21. 981 Лавс. 7. 982 Лавс. 19. 983 Руфин , Ист. мон. 22. 984 Лавс. 19. 985 Руфин , Ист. мон. 22. 986 Др. пат. VII, 56. 987 Др. пат. VIII, 25. 988 Изр. св. ст. Ис. Кел. 8. 989 Изр. св. ст. Фока 1. 990 Лавс. 19. 991 Изр. св. ст. Фока 1. 992 Навещал пр. Антония: Изр. св. ст. Мак. Ег. 4. 993 Руфин , Ист. мон. 29. 994 Изр. св. ст. Моис. I. Пиор. 3. 995 Изр. св. ст. Копр. 3. 996

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3678...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АГОБАРД [лат. Agobard] (ок. 769-840), архиеп. Лионский (с 816), церковный деятель эпохи Каролингского возрождения . Родом из Септимании (Юж. Франция). Друг Бенедикта Анианского . Основная цель деятельности А. на кафедре состояла в дальнейшей христианизации образа жизни франков, еще сохранявших архаичные обычаи варварского мира, поэтому он был сторонником гос. централизации, видя в Каролингской империи отображение духовного единства человечества во Христе. Активно боролся против суеверий и ересей (против адопцианства ) Феликса Ургельского, против т. н. божиих судов - судебных поединков. В конфликте с иудейской общиной Лиона (822-828), пользовавшейся поддержкой населения, выступил на стороне Церкви, написав полемическое соч. «De insolentia Iudaeorum» (О суевериях иудеев), не оказавшее в дальнейшем значительного влияния на общественную мысль. В конце жизни занимался литургической реформой и вел полемику с литургистом Амаларом Мецким , оставил сочинения «De correctione antiphonarii» (Об исправлении антифонария) и «Contra libros IV Amalarii» (Против 4 книг Амалара). В научной традиции XIX в. получил репутацию религ. рационалиста, провозвестника церковных реформаторов XIV-XVI вв. Соч.: MGH, SS. T. 15. S. 274-279; MGH, Epp. T. 5. S. 150-239. Лит.: Cabaniss J. A. Agobard of Lyons. Siracuse, 1953; Boshof E. Erzbischof Agobard von Lyon: Leben und Werk. Köln; W., 1969. О. С. Воскобойников Рубрики: Ключевые слова: АДАЛЬВИН архиеп. Зальцбургский (859-873), один из организ. ареста св. равноап. Мефодия, архиеп. Моравского

http://pravenc.ru/text/63358.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕНЕДИКТ АНИАНСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Св. Венедикт Аниэнский Редакция текста от: 04.05.2008 11:45:58 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/9761.html

Бенедикт Нурсийский Устав, пролог, 8—18. Господь ожидает от нас ежедневного ответа деяниями на Его святые наставления. Ибо дни нашей жизни даны нам как срок для исправления заблуждений по слову Апостола: Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? (Рим. 2, 4). Говорит Господь в милости Своей: Разве Я хочу смерти беззаконника?.. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив? (Иез. 18, 23). Бенедикт Нурсийский Устав, пролог, 35—38. Глава II БОГ СОКРЫТЫЙ, БОГ ВСЕЛЕНСКИЙ Карикатуры Бога изобилуют в истории как самого христианства, так и тех умственных идолов, которые ведут человечество либо к жестокости, либо к атеизму. Могут ли люди в современную эпоху с ее взлетом критического разума и свободы принять существование Бога по видимости худшего, нежели они сами, — по крайней мере, худшего, чем того требует их втайне оплодотворенное Евангелием сознание? Люди не перестают строить планы относительно Бога, чтобы овладеть Им и воспользоваться в своих целях, индивидуальных или коллективных. Но им следует понять, что Богом нельзя завладеть извне, как объектом, потому что по отношению к Нему не существует никакого «вне». Творец не примыкает к творению извне, ибо мы Им живем и движемся и существуем, как говорил апостол Павел афинянам (Деян. 17,28). Но мы, будучи заключены в самих себе и «в Его руке», можем познать Его только тогда, когда Он Сам добровольно устанавливает отношение с нами, в котором отдаленность и близость делаются местом звучания Слова, местом, где Один обращается к другому. Большинство людей, заключенных в смертные тела, словно улитка в раковину, свернувшихся в своих упорных заблуждениях подобно ежам, создают по образу самих себя свое представление о блаженном Боге. Климент Александрийский Строматы, 5, 11. Зернышки, заключенные внутри гранатового плода, не могут видеть того, что вне скорлупы, так как они находятся внутри. Так » человек, вместе со всею тварью заключенный в руке Божией, не может созерцать Бога…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010