P. 281-302). Св. Бенедикт Анианский как редактор Сакраментария проделал огромную работу, выделив и отметив элементы, к-рые восходили, по его мнению, к «чистому» (оригинальному) Сакраментарию Григория (возможно, для этого он сравнивал «Hadrianum» с более архаичными Сакраментариями, привезенными из Англии), поздние наслоения и дополнения в «Hadrianum», лакуны и грамматические ошибки. Дополнительный материал для приложения был заимствован им в основном из Сакраментария Геласия VIII в., что привело к появлению смешанных (геласианско-григорианских) типов Сакраментария. С сер. IX в. материал из приложения стали распределять по основному тексту книги. Копии Сакраментария Адриана в чистом или смешанном виде доминировали среди франк. литургических книг на протяжении IX в. Несмотря на столь значимую редакторскую работу, нет сведений об имп. эдикте, предписывающем использование конкретного текста Сакраментария (полученного от папы или уже исправленного). По мнению Фогеля, Дезюса и тех ученых, к-рые видят в действиях Карла Великого осуществление продуманного плана, такой документ обязательно должен был существовать. По мнению Хена, отсутствие эдикта является аргументом в пользу того, что Карл Великий не планировал полной замены литургических книг. Рим. книги продолжали копировать даже в разгар реформы. Напр., бóльшая часть рукописей смешанного Сакраментария Геласия датируется кон. VIII - нач. IX в. Желлонский Сакраментарий считается наиболее близким к оригиналу Сакраментария Геласия; он был переписан, вероятно, в аббатстве Св. Креста в Мо для собора в Камбре при еп. Хильдоарде (790-816), по поручению которого чуть позже была сделана самая ранняя и точная копия Сакраментария Адриана (Cambrai. Bibl. municip. 164. Fol. 35v - 203; 811-812 гг.). Патена из аббатства Сен-Дени (Лувр) Патена из аббатства Сен-Дени (Лувр) В капитуляриях Карла Великого и в решениях Соборов отмечены лишь нек-рые изменения в чине мессы. В частности, со ссылкой на декреталии Римского еп. (папы) Иннокентия I (401-417) предписывалось следовать рим.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

Сведения по истории К. в этот период содержатся в «Хронике первых картузианцев» (в 2 редакциях - «Magister» и «Laudemus»; изд.: Wilmart A. La Chronique des premiers Chartreux//Revue Mabillon. P., 1926. Vol. 22. P. 77-142), Житии Гуго, еп. Гренобльского, Житии Антельма, еп. Беллейского (ActaSS. Jun. T. 7. P. 202-212), Житии Стефана, аббата мон-ря Обазин (Vie de saint Étienne d " Obazine/Éd. M. Aubrun. Clermont-Ferrand, 1970), соч. «О своей жизни» (De vita sua) Гвиберта Ножанского (изд.: Guibert de Nogent. Histoire de sa vie (1053-1124)/Publ. par G. Bourgin. P., 1907), гл. 18 из «Истории Запада» Жака де Витри ( Jacques de Vitry. Historia Occidentalis/Ed. J. F. Hinnebush. Fribourg, 1972), письмах, сочинениях Петра Достопочтенного и Бернарда Клервоского , а также в их Житиях. Устав Гвиберт Ножанский, рассказывая о событиях 1114-1115 гг., отмечает, что со времен св. Бруно в образе жизни К. ничего не изменилось ( Venerabilis Guiberti De vita sua sive Monodiarum libri tres. I 11// Guibert de Nogent. Histoire de sa vie. 1907. P. 32-36). В 1115-1116 гг. во Франции было основано 5 новых обителей К.: Порт (совр. деп. Эн), Лез-Экуж (совр. деп. Изер), Дюрбон (совр. деп. В. Альпы), Ла-Сильв-Бенит (совр. деп. Изер), Мерья (совр. деп. Эн). Между 1121 и 1128 гг. по просьбе приоров этих общин и по настоянию еп. Гуго Гренобльского 5-й приор Картузии Гвиго I (1109-1136) составил 1-й устав К.- «Consuetudines domus Cartusiae», или «Consuetudines Guigonis» (изд.: Guigues I er , prieur de Chartreuse. Coutumes de Chartreuse. 1984). Этот устав задумывался не как правило для нового ордена, а как описание обычаев обители Картузия, которой хотели подражать др. общины. Большая часть текста представляет собой цитаты из авторитетных в монашеской среде сочинений - посланий блж. Иеронима Стридонского , сочинений прп. Иоанна Кассиана Римлянина и бенедиктинского монашеского устава (см. ст. Венедикт Нурсийский ). Гвиго I обращался также к творениям отцов Церкви (в основном в изложении «Concordia regularum» Бенедикта Анианского ), трактатам блж. Августина , Петра Дамиани , уставу затворника Гримлака , «Выдержкам из декретов Римских понтификов» (Excerpta ex decretis Romanorum pontificum) Ланфранка , архиеп. Кентерберийского, «Consuetudines» Ульриха, аббата Клюни, уставам камальдулов , августинцев-каноников и др. Из ВЗ и НЗ в качестве примеров для подражания Гвиго приводил пророков Моисея и Илию , св. Иоанна Предтечу и Иисуса Христа , пребывавшего в пустыне после Крещения.

http://pravenc.ru/text/1681193.html

Напрасно он напоминал своему гонителю об оказанной ему доброте; рана от копья Пилада принудила его соскочить со своего коня, и когда он лежал на земле ошеломленный падением, некоторые другие греки доконали его. Голова его была, принесена к императору, который во исполнение своего обета и удовлетворения своей вражды пронзил ее тремя стрелами 2789 . По смерти Хрисохира, павликиане перестали быть опасными. Тефрика была разрушена, но остаток секты продолжал сохранять свою независимость еще в течение целого столетия и после этого. В другой области ересь поддерживалась потомками тех, которые были переселены во Фракию Константином Копронимом. С целью именно оградить новооснованную церковь Болгарии от заражения ее со стороны ее Франкийских соседей, Петр Сицилийский, около 870 года, обратился къ архиепископу болгарскому с сочинением, которое и составляет главный источник сведений касательно этой секты, так как материалы в нем извлекаются отчасти из наблюдений и расследований, сделанных во время девятимесячного пребывания его в Тефрике, куда он был послан с целью ведения переговоров касательно обмена пленных 2790 . Глава 31. Дополнительная 1. Влияние папства – Дар Константина – Римское влияние в Англии 2. Отношение между церковью и государством – Утверждение пап – Назначение епископов – Франкские архикапелланы – Соборы – Церковная и гражданская судебная власть – Судебные законы в Англии 3. Иерархия – управление церкви – Митрополиты, их власть и положение – Хорепископы – Архидиаконы – Архипресвитеры – Епископские обзоры иерархии – Местные связи духовенства – Акефальное духовенство – Капелланы во Франции – Церковные адвокаты – Патронатство – Симония – Десятины и девятины – Мирские бенефиции – Деление церковного дохода – Налоги – Общественное положение духовенства – Воинственные епископы – Брак духовенства – Законы о целибатстве – Каноны – Устав Хродеганга и жизнь каноников 4. Монашество Монашеские уставы – Отношения между монастырями и епископами – Многочисленность монастырей – Богатство и роскошь в них – Бенедикт Анианский – Монашество в Англии – Женские монастыри и канонессы 5. Обряды и обычаи Богослужебный язык – Церковный язык вообще – Органы – Колокола – Евхаристическое богослужение – Учение о чистилище – Воскресный день – Праздники – Почитание святых – Легенды и паломничества – Покаянная дисциплина – Замена покаяния – Испытания – Право убежища 6. Рабство и отношение к нему христианства Рабство в монастырях – Борьба церкви со злом рабства – Рукоположение крепостных в священные степени Влияние папства

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своей собственной жизни, он принужден был несколько ослабить ту суровость, с которой он начал; но его жизнь продолжала оставаться строго аскетической, и он участвовал со своими монахами в обычных трудах, – пашне, жатве и других полевых земляных работах. Вскоре после восшествия Людовика на императорский престол, Бенедикт отрекся от аббатства анианского и удалился в новый царский монастырь на берегу Инды, близ Э-ля-Шапелля. Там он оказывал весьма важное влияние на жизнь в течение первых лет царствования своего патрона, и умер в 821 году, в семидесятилетнем возрасте. В Англии монашество с первой половины VIII столетия начало клониться к упадку. Монастыри часто были наводняемы и занимаемы могущественными мирянами, и хотя против этого зла было направлено одно правило собора кловесгуского, однако же употребление этим собором термины знаменательно доказывают, что собор имел мало надежды на подавление его. Бонифаций, в своих письмах к архиепископу Кутберту и Этельберту, королю Мерции, жаловался, что английские монастыри были угнетаемы больше всех других монастырей в христианском мире, что их преимущества нарушались, что они обременяемы были тяжелыми и несправедливыми налогами, разоряемы расходами на содержание короля и его свиты во время охоты, что монахи были принуждаемы к работам при построении королевских зданий и к другим повинностям 2872 . Но не мало порицаются и сами монашеские общины. Монахи часто обвиняются в беспорядочной жизни и пьянстве, что Бонифаций считает особенно национальным пороком, а любовь к нарядной одежде, бывшая другой отличительной особенностью древних бриттов, удерживалась несмотря на все монастырские правила. Альдгельм сильно порицал преданность подобной роскоши 2873 . Бонифаций жаловался на это Кутберту; собор кловесгуский порицал его в духовенстве; в монахах и в монахинях, в особенности порицая в мужчинах привязанность к мирской прическе и моду украшать ноги разноцветным шитьем; собор халхитский выражал желание, чтобы монахи и каноники носили одежду, одинаковую с монахами и канониками континента; «а не крашенную индийскими красками или весьма драгоценную» 2874 . Но и несколько лет спустя Алкуин продолжал жаловаться на такую суетность, и подавить любовь к ней оказывалось невозможным. Упадку монашества в Англии содействовало, кроме упомянутых уже причин (именно светского угнетения, которому подвержены были монахи, и их собственного нежелания; когда проходил первый период благочестивого рвения, подчиняться ограничениям монастырского устава), введение канонической жизни. Обитатели монастырей вместо монахов, сделались канониками, и около половины IX столетия бенедиктинский орден почти совершенно исчез в Англии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известны также неск. фрагментов: Taurin. G. V. 7. Fol. 103v, IX в. (только 9-я гл., из Боббио); Paris. lat. 10879. Fol. 30, 33, 35-46, X-XI вв. (из Люра); Berolin. SB. Phillipps. 1747. Fol. 29v - 30, 33v, 48v - 49v, XI в.; Basel, Universitätsbibl. B III 16. Fol. 54-55, сер. XII в. Отдельные цитаты и главы из «Правил для монахов» были включены св. Бенедиктом Анианским в его собрание монашеских правил (Concordia regularum. 6. 12; 8. 3-4; 9. 6; 10. 3; 23. 9; 48. 2). Большинство исследователей относят «Правила для монахов» к аутентичным сочинениям К. В отношении целостности текста есть разногласия: ряд ученых считают более поздним дополнением 10-ю гл., в которой цитируется письмо блж. Иеронима Рустику ( Hieron. Ep. 125. 15), хотя Уокер и де Вогюэ рассматривали ее как подлинную. В основу структуры сочинения, вероятно, положено учение о 8 греховных страстях, с к-рыми надлежит бороться монаху, детально описанное в сочинениях прп. Иоанна Кассиана. По мнению Уокера, К. ориентировался на практику монастыря Беннхор и суммировал учение св. Комгалла (Opera. 1970. P. XLVII). Ж. Лапорт полагал, что первые 6 глав «Правил для монахов» являются сокращением устава св. Комгалла ( Laporte. 1956. P. 1-8). Др. ученые подчеркивали влияние вост. монашеских традиций (напр., в 9-й гл. встречается цитата из «Сентенций» Секста, см.: Vog üé A., de. «Ne juger de rien par soi-même»: Deux emprunts de la Règle colombanienne aux Sentences de Sextus et а saint Jérôme//RHSp. 1973. Vol. 49. P. 129-134) или творений прп. Иоанна Кассиана (см.: Stevenson J. B. The Monastic Rules of Columbanus//Columbanus. 1997. P. 203-216). Напр., «наши старцы» (a senioribus nostris), упомянутые в Regula monachorum. 7, могли быть как ирл. наставниками К., так и егип. старцами, жизнь которых описывал прп. Иоанн Кассиан. В 7-й гл. «Правил для монахов» в общих чертах описывается устав богослужения. Суточный круг состоял, видимо, из 8 служб (см.: Stevenson J. B. The Monastic Rules of Columbanus//Columbanus. 1997. P. 203-216; Уокер насчитывал только 6): 2-го часа (ad secundam, аналог 1-го часа в др.

http://pravenc.ru/text/1841808.html

385. См. ниже. 386. Изр. св. ст. Ант 38. 387.  Афанасий Великий. Жизнь Ант. § 15. 388. Там же. Такие беседы — зародыш позднейших «оглашений» игумена, нынешних «оглашений в притворе». 389.  Афан В. Жизнь Ант. § 45. 390. Лавс. 20 и др. 391.  Афанасий Великий. Жизнь Антония. § 69. Такое значение одной личности в подвижничестве — основа для позднейших больших прерогатив игумена в уставах. 392.  Лобачевский С. свящ. Св. Антоний Великий Одесса. 1906; стр. 106. 393. С именем прп. Антония дошли до нас впрочем и письменные правила. Их приводит Бенедикт Анианский (IX b.) в Codex regularum; в несколько другой редакции они открыты в арабской рукописи в XVII b. (обе редакции изд. у Миня, Patrol. s. gr, t. 40; рус. пер. Христ Чт 1880 г., ч. 37). Но подлинность этих правил сомнительна, потому что о них не упоминают св. Афанисий и блж. Иероним, потому что писанные правила для иноков расходились бы с общим взглядом прп. Антония на подвижничество; правила и проникнуты совершенно не духом прп. Антония; в них не отразились богословские воззрения прп. Антония (демонология, полемика с арианами); они предполагают очень сложный для эпохи Антония строй монастырской жизнь: подчинение игумену, храму, заседания братии, монастырские земли, монашеское одеяние с символическим значением. и т. п. «Правила» представляют компиляцию иноческих уставов прп. Пахомия, Исаии и др. с мыслями прп. Антония. Лобачевский. Св. Ант. 168 и д. 394. В Лавс. 23 Макарий (не Егип. и не Алекс., а ученик прп. Антония) представляется не игуменом или аввою монастыря, а простым послушником прп. Антония. Иначе Лобачевский. Св. Ант. В., 118. 395.  Руфин, Ист. монах. 30 и др. 396. Лавс. 7. 397.  Руфин, Ист. мон. 21. 398. Лавс. 7. 399. Лавс. 19. 400.  Руфин, Ист. мон. 22. 401. Лавс. 19. 402.  Руфин, Ист. мон. 22. 403. Др. Пат. VII, 56. 404. Др. Пат. VIII, 25. 405. Изр. св. ст. Ис. Кел. 8. 406. Изр. св. ст. Фока 1. 407. Лавс. 19. 408. Изр. св. ст. Фока 1. 409. Навещал прп. Антония: Изр. св. ст. Мак. Ег. 4. 410.  Руфин, Ист. мон. 29.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Процветают монастыри и монастырские школы, и всякое новое монастырское поселение является в то же время центром религиозной жизни и образования в стране. С помощью этих отрядов римский епископ мог распространить или поддержать христианство и остатки древней культуры на западе; благодаря их содействию, он преобразовал новые германские государства в римско-германские. Мы говорим: римский епископ, – ибо Бенедикт не имел в виду такой деятельности своего ордена, она не вытекала сама собою из его устава, и, наконец, ученики Бенедикта не представляли ее себе в качестве сознательной задачи. Наоборот, на этой первой ступени мы видим монашество всецело на службе под руководством римских епископов и римских легатов, как например, Бонифация. Ордену удалось подчинить Риму франкскую церковь , которая с момента своего рождения была связана с государством, и оттеснить на задний план все монастыри, не управлявшиеся уставом Бенедикта только потому, что он подчинил себя церковной политике, направлявшейся из Рима. «В цели ордена не входило сообщать другим и пускать в действие свой духовный запас, хотя многие братья ордена с большим успехом действовали в качестве миссионеров, многие другие распространяли науку за пределами своих монастырей, a некоторые, жалея бедный народ, поучали его на его языке письменно и устно, увещевали его, потрясали его сердца». Между тем, мы замечаем явление, которое постоянно повторяется в истории запада: чем более монашество предоставляло себя в распоряжение церкви в качестве ее орудия, и чем больше участия оно принимало в ее задачах, тем более оно само подвергалось обмирщению и превращалось в церковный институт. Всего больнее должны были чувствовать это те монахи, которые посвятили свою жизнь одному Богу. Им оставалось только либо отказаться от мирских задач и снова всецело отдаться самому строгому аскетизму, или призывать орден к решительным реформам, чтобы потом попробовать преобразовать сословие каноников, этот обмирщившийся епископский клир. Но для запада характеристично, что монахи, которые с бесповоротной решимостью возвращались к греческому аскетизму, не могли надолго на нем успокоиться и спустя более или менее продолжительное время добровольно обращались к мысли о реформе ордена, но вместе с тем должны были обращаться и к церкви; из таких мы назовем прежде всего Бенедикта Анианского.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ап. П. в Антиохии в мосарабских источниках отсутствуют. В то время как праздник К. ап. П. получил широкое распространение в Зап. Европе, сведений о нем в римских литургических книгах VII-VIII вв. нет. О празднике К. ап. П. не упоминается ни в Геласия Сакраментарии , ни в Григория Сакраментарии , ни в отдельных римских чинах (Ordines Romani), что до настоящего времени не находит объяснения в исследовательской литературе. Высказывалось предположение, что исключение праздника из римских богослужебных книг могло быть связано с распределением станций на период Великого поста в VI в. ( Jounel. 1977. P. 225-226). В VIII в. под влиянием галльской традиции богослужебные тексты для праздника К. ап. П. были включены в ряд франко-геласианских сакраментариев (напр.: Liber Sacramentorum Gellonensis/Ed. A. Dumas. Turnhout, 1981. Vol. 1: Textus. P. 29-30. (CCSL; 159)), префация мессы имеется в дополнениях к Сакраментарию Григория, составленных Бенедиктом Анианским ( Deshusses J. Le Sacramentaire Grégorien: Ses principales formes d " après les plus anciens manuscrits. Fribourg, 19792. T. 1. P. 505-506). Праздник К. ап. П. под 22 февр. указан в герм. понтификалах X в. (Le Pontifical romano-germanique du dixième siècle/Éd. C. Vogel, R. Elze. R., 1962. T. 2. P. 10. (ST; 227); Sacramentarium Fuldense Saeculi X/Hrsg. G. Richter, A. Schönfelder. Fulda, 1912. S. 28-29). По мнению М. Маккароне, возобновление в XI в. традиции отмечать праздник К. ап. П. в Риме было связано с развитием идеи верховенства Римского папы как преемника ап. Петра ( Maccarrone. 1980). Ко времени григорианской реформы относится рост числа изображений ап. Петра, восседающего на кафедре или коронуемого Христом. Как полагает исследователь, в XII-XIII вв. в Риме праздник К. ап. П. приобрел новое значение - праздника Римского епископа как верховного предстоятеля Вселенской Церкви. В папских чинах и понтификалах этого времени нет информации о литургических особенностях празднования 22 февр. «кафедры апостола Петра в Антиохии».

http://pravenc.ru/text/1683935.html

После троекратного пения «Аллилуия» (иногда называется Laudes (Хваления); могло петься со стихами псалма (Ordo Romanus XV. 135)) диакон начинал чтение диптихов (Nomina) (согласно Псевдо-Герману, только с именами усопших). Древнейшим свидетельством наличия этого элемента в Г. о. являются диптихи в приложении к «Правилам для монахов» Аврелиана Арелатского ( 550) и в Codex Regularum Бенедикта Анианского (Münch. Staatsbibl. CLM. 28 118, IX в. Fol. 18v). С началом чтения диптихов снимался покров с Даров, к-рые, вероятно, осенялись крестным знамением ( Greg. Turon. Vit. Patr. 16. 2). После диптихов читалась молитва Post nomina, содержащая intercessio о принесших Дары. В этой молитве часто встречаются эсхатологические темы лона Авраамова, refrigerium (места прохлады), земли живых, участия в Первом воскресении, освобождения из преисподней, записи в Книге жизни и т. п. После этого совершался чин лобзания мира. Благословение подавалось либо в форме «Pax vobis» или Pax sit semper vobiscum (Мир вам или Пусть мир пребудет с вами) (13-я «Месса Мона») либо в виде парафраза из 2 Кор 13. 13 (Missale Gothicum, Missale Francorum). Вероятно, лобзание народа сопровождалось пением антифона: «Pacem meam do vobis» (из Ин 14. 27), к-рый есть в испано-мосарабских книгах (аллюзии в German. Ep. 1. 22). Затем читалась коллекта Pax (или Ad Pacem) о мире и единстве Церкви, к-рая, видимо, заменила оригинальную коллекту предыдущей молитвы Post nomina (ср.: ркп. Monacensis) с прошением о принятии Даров и молитв верных. Нек-рые рукописи содержат молитву, аналогичную визант. молитве о даровании «Ангела мирна» (напр., Missale Gothicum. 2). Далее следовал диалог в начале анафоры и евхаристические молитвы. Анафора Г. о. отличается как от рим. канона, имеющего одну переменную составляющую - префацию (правда, частью канона префация считалась только в раннее средневековье), так и от вост. анафор, текст к-рых остается неизменным на протяжении всего литургического года. Галликанские анафоры имеют 4 фиксированных элемента - Sursum corda (Ввысь сердца), Sanctus, institutio (к-рое называется Secreta (Тайная) или Qui pridie (Который прежде)) и краткое заключительное славословие - и 3 переменных - Contestatio (иначе называется Immolatio (Жертвоприношение)), коллекту Post Sanctus (или по первым словам - Vere Sanctus (Воистину Свят)), коллекту Post mysterium (или Post Secreta). Хотя евхаристические молитвы обычно обращены к Богу Отцу, для Г. о. характерен свободный переход в рамках одной молитвы от одного Лица Пресв. Троицы к Другому.

http://pravenc.ru/text/161580.html

В этот же период Б. А. стал наставником юного кор. Аквитании Людовика (буд. имп. Людовик Благочестивый ), а затем его советником и получил возможность влиять на проводимую Каролингами реформу Церкви, начало к-рой связано с именем Бонифация (Винфрида) и с Соборами 40-х гг. VIII в. За время правления Людовика Б. А. реформировал в Аквитании более 20 мон-рей, в т. ч. и такие известные, как Желлон и Мена в Оверни, Массе в Берри, Сен-Савен в Пуатье и ряд др. Все они были связаны общим бенедиктинским уставом, находились под упр. Б. А., монахи могли переходить из одного мон-ря в др. и не считались чужими. Кроме того, Б. А. реформировал неск. мон-рей за пределами Аквитанского королевства по просьбе местных епископов: Миси (близ Орлеана) и Иль-Барб (близ Лиона), а также по приглашению Алкуина - Кормери. Вместе с Алкуином Б. А. выступал как защитник Православия в адопцианском споре, спровоцированном еп. Феликсом Урхельским . В 794 г. принимал участие в Соборе во Франкфурте, одним из основных вопросов к-рого было рассмотрение учения Феликса о том, что своей Божественной природой Христос обязан «усыновлению» со стороны Бога-Отца. Написанный вскоре после Собора главным противником Феликса Алкуином трактат «Против ереси Феликса» (Libellus adversus Felicis haeresim//PL. 101. Col. 87-120) был посвящен Б. А. В 799 г. вместе с 2 епископами он был послан Карлом Великим в Септиманию, чтобы на месте оценить масштабы адопционистской ереси, принять меры борьбы с ней, а также пригласить Феликса на новый Собор в июне 800 г., к-рый закончился отречением Феликса. Б. А. не принимал участия в этом Соборе, а в составе 2-го посольства отправился в Испанию для проповеди истинной веры и усмирения края, охваченного адопционистской ересью. В 814 г. Людовик Благочестивый становится франк. императором. Унификация монашеской жизни была важной частью его политики «Renovatio regni Francorum» (обновление королевства франков), нацеленной на достижение всеобъемлющего единства «народа Божия» через единство в Церкви (unitas ecclesiae) и в гос-ве (unitas imperii) (Капитулярий об устроении империи, 817 (Ordinatio imperii)//MGH. Capit. Vol. 1. P. 270). Агиограф Б. А. так описывал политику Людовика Благочестивого: «Поскольку одно у всех призвание (professio), пусть будет у всех монастырей также один спасительный обычай (salubris una consuetudo)... Все монастыри так должны быть приведены к единой форме (ad formam unitatis), словно бы их наставлял один и тот же учитель и в одном и том же месте. Единая мера (uniformis mensura) была дана всем... в питании, напитках, бдениях, пении» (Vita. 35). Монастырская реформа, проводимая Людовиком, предусматривала упорядочение монашества на основе одного устава Венедикта Нурсийского.

http://pravenc.ru/text/78058.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010