В эпоху Каролингов мон-ри пополнялись в основном облатами , которые находились при мон-ре с юных лет, в связи с чем от них не требовалось ни испытательного срока перед принесением обетов, ни дополнительного обучения. Поскольку до XII в. никто из лат. богословов и знатоков канонического права не ставил под сомнение обычай, основанный на Исх 23. 15, совершать дарения при вступлении в мон-рь ( Lynch. 1976), цель испытательного периода, именуемого «новициат», состояла гл. обр. в подтверждении готовности отречься от своего имущества, в улаживании вопросов о наследстве и т. п. В 802 г. на Ахенском Соборе развернулась полемика (contentio) между Адальхардом, аббатом мон-ря Корби , и св. Бенедиктом Анианским по вопросам монашеской дисциплины (о Соборе см.: Annales Laureshamenses. An. 802//MGH. SS. T. 1. P. 39; Chronicon Moissiacense. An. 802//Ibid. P. 306-307; Capitula ad lectionum Canonum et Regulae S. Benedicti pertinentia. 23//MGH. Capit. T. 1. P. 108; имена участников полемики упоминаются только в комментарии к Уставу св. Бенедикта в редакции некоего аббата Василия, см.: Hafner W. Der Basiliuskommentar zur Regula S. Benedicti. Münch., 1959. S. 140. N 103). Адальхард полагал, что мирянин, желающий стать монахом, должен получить тонзуру до истечения 1-го года жизни в мон-ре (вероятно, после пребывания в течение 2 мес. в cella hospitum - Vita et regula SS. P. Benedicti, III: Expositio Regulae ab Hildemaro tradita/Ed. R. Mittermüller. Ratisbonae etc., 1880. P. 534) и только после этого проходить Н. В свою очередь св. Бенедикт Анианский, стремившийся к установлению единых правил во всех бенедиктинских обителях, требовал, чтобы новиций получал тонзуру спустя год пребывания в мон-ре (обсуждение вопроса было продолжено при имп. Людовике Благочестивом (814-840), см.: Synodi primae Aquisgranensis Decreta Authentica. 33//CCM. T. 1. P. 466-467; Regula S. Benedicti abbatis Anianensis sive Collectio capitularis. 28//Ibid. P. 523; Capitulare monasticum. 34//MGH. Capit. T. 1. P. 346). Клюнийское монашество, несмотря на соблюдение Устава св.

http://pravenc.ru/text/2577791.html

Дискуссионным остается вопрос о связи с К. Д. правителя обл. Муман (Мунстер) Федлимида, сына Кримтанна (820-847), который представлен в источниках как воинственный тиран, притеснявший крупные церковные общины. В ряде документов говорится, что Федлимид принадлежал к К. Д. и состоял в тесных отношениях с Маэл Руаном (см.: O " Dwyer. 1981. P. 40-43). Исследователи обычно полагали, что Федлимид мог оказывать покровительство аскетам и отшельникам, к-рые славились особым благочестием ( Hughes. 1966. P. 192-193). Согласно Хаггарту, Федлимид скорее всего был клириком и поддерживал связи со св. Маэл Руаном и К. Д.; его жесткая политика по отношению к др. ирл. правителям и крупным церковным общинам объяснялась тем, что он считал себя праведным государем, исполняющим волю Бога ради исправления впавших в грех ирландцев, в т. ч. церковных иерархов ( Haggart. 2004/2005). Проблема, связанная с появлением К. Д., остается нерешенной. По мнению тех исследователей, к-рые отрицают существование К. Д. как особой категории духовенства или сторонников аскетического движения, такой проблемы не существует. Др. авторы рассматривали влияние франк. церковных преобразований на возникновение К. Д. Так, Ривз указывал на роль св. Хродеганга Мецского, основателя института каноников ( Reeves. 1873. P. 127-128). Кенни отверг т. зр. последнего, предположив, что в Ирландии и в гос-ве Каролингов существовали схожие идейные течения, направленные на укрепление церковной дисциплины и общежительного монашества ( Kenney. 1929. P. 470; ср.: Hughes. 1966. P. 180). О " Дуайер, указывая на параллель с деятельностью Хродеганга и св. Бенедикта Анианского , отстаивал оригинальность движения К. Д., которое, по его мнению, опиралось прежде всего на традиции Церкви в Ирландии ( O " Dwyer. 1981. P. 1-5). Непосредственными предшественниками К. Д. исследователь считал Фер Да Криха († 747), аббата Дар-Иниса, Мак Огеда († 753), аббата Лес-Мора (ныне Лисмор, графство Уотерфорд), и св. Самтанн († 739), основательницу общины Клуан-Брониг (ныне Клонброни, графство Лонгфорд) (Ibid. P. 55-58). На преемственность К. Д. и ирл. подвижников VI-VII вв. указывают и ссылки, напр. на слова св. Комгалла о посте (The Monastery of Tallaght. 80) и св. Маэдока о епитимии за усопших (Ibid. 18). Т. о., К. Д. продолжали традиции ирл. монашества ( Follett. 2006. P. 191, 213).

http://pravenc.ru/text/1684147.html

В VIII в. количество мон-рей, находившихся под прямым покровительством королевской власти, значительно выросло. Такие мон-ри (regales) стали одной из опор внутренней политики пришедшей к власти династии Каролингов. К этому времени «Устав св. Бенедикта» был уже повсеместно известен и пользовался высоким авторитетом не только как творение популярного святого, но и как «римский» устав, т. е. освященный авторитетом апостольского престола. При этом оставалось множество обителей, к-рые по-прежнему его не использовали. Первая попытка сделать «Устав св. Бенедикта» общим для всех мон-рей державы Карломана была предпринята под влиянием св. Бонифация на Германском Соборе 742 г. Однако местный епископат эту реформу фактически не поддержал, хотя политика насаждения бенедиктинского устава была продолжена Хродегангом, еп. Мецским. На основе «Устава св. Бенедикта» он создал особый устав для каноников , аскетических групп клириков, живших общинами, но с сохранением частного имущества, и подчинявшихся непосредственно епископу, а не аббату. Следующая волна распространения «Устава св. Бенедикта» началась в 80-х гг. VIII в. и затронула регионы Аквитании, Септимании и Испанской марки, где действовал Бенедикт Анианский . С 813 г. бенедиктинский устав вводился по всей Империи Каролингов. На Ахенских Соборах 816-817 гг. было принято решение о том, что во всех мон-рях должны быть не только единый устав (una regula), но и общие обычаи (una consuetudo) в том, о чем не говорится в «Уставе св. Бенедикта». Для каноников и монахинь были приняты особые правила («Institutio canonicorum», «Institutio sanctimonialium»). Мон-рям, несогласным с реформой, было дано право перехода в разряд каноникатов (напр., аббатство св. Мартина в Туре, аббатство св. Бенигна в Дижоне и др.). Если при Меровингах во главе мон-рей стояли представители местной элиты, то Каролинги стали последовательно заменять аббатов крупных мон-рей своими ставленниками, преданными лично им. Мн. аббатов, несмотря на закрепленное в «Уставе св. Бенедикта» право свободных выборов, назначал король (император). В этот же период появились многочисленные светские аббаты (аббаты-миряне), а также титулярные аббаты, которые одновременно возглавляли неск. мон-рей. В связи с раздачей мон-рям значительных земельных угодий нек-рые аббаты получили полный контроль над пожалованной землей, судебный иммунитет, право сбора торговых пошлин и т. п. Нек-рые мон-ри стали чеканить собственную монету. В германских землях мон-ри были встроены в систему Имперской церкви , а самые крупные получили статус имперских аббатств. Будучи вассалами императора, аббаты были обязаны организовывать постой королевского двора, обеспечивать его провизией и фуражом, выставлять определенное количество воинов для войска, выполнять дипломатические поручения. Клюнийская реформа

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Людовика Благочестивого и св. Бенедикта Анианского (IX в.). Имп. Людовик Благочестивый, проводя политику «обновления государства франков» (renovatio regni francorum), предпринял попытку реформировать монашество. Главной идеей и целью политики «обновления» было «единство империи», к-рое планировалось воплотить в т. ч. посредством введения единого порядка в богослужение (divinus cultus) и в нормы жизни религ. общин, следовавших разным монашеским уставам или обходившихся без них. С этой целью св. Бенедикт Анианский составил расширенную и дополненную версию бенедиктинского устава (сохр. в 2 редакциях - «Concordia regularum» (старое изд.: PL. 103. Col. 701-1380; новое изд.: Concordia Regularum/Ed. P. Bonnerue. Turnhout, 1999. 2 vol. (CCCM; 168-168A)) и «Codex Regularum» из аббатства св. Максимина в Трире (Monac. Clm. 28118, IX в.; изд.: PL. 103. Col. 393-665)). Те общины, которые не хотели или не могли полностью порвать связь с внешним миром и следовать бенедиктинскому уставу, должны были стать капитулами каноников (ordo canonicorum). Все, кто считали себя монахами (ordo monachorum), обязывались вести строгую жизнь по обету (vita religiosa) в форме общежития (vita communis) и соблюдать единый для всех устав (regula, отсюда - «регулярные общины»). Это требование было направлено прежде всего против т. н. бродячих монахов (gyrovagi), подрывавших устои монашеского идеала жизни «вне мира». Предписанные бенедиктинским уставом пожизненные обеты: беспрекословное послушание аббату (oboedientia), жизнь в соответствии с уставом (conversatio morum), в бедности и целомудрии, пожизненное пребывание в своей общине (stabilitas loci) (Reg. Ben. 58) - должны были послужить фундаментом для укрепления монашеской дисциплины, но вслед. общего кризиса власти во франк. гос-вах монастырская реформа не была осуществлена в полном объеме. В исследовательской лит-ре К. р., по крайней мере на раннем ее этапе, иногда рассматривается едва ли не как продолжение монастырской реформы, начатой при Людовике Благочестивом.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

Ранее автором вступления и всех дополнений считался Алкуин, поскольку его имя упомянуто в каталоге б-ки аббатства Сен-Рикье (Missalis gregorianus et gelasianus modernis temporibus ab Albino ordinatus - см.: Chronicon Centulense. III 3// Hariulf. Chronique de l " abbaye de Saint-Riquier (Ve siècle - 1104)/Éd. F. Lot. P., 1894. P. 93). Но Ж. Дезюс доказал, что текст и дополнения были составлены Бенедиктом Анианским (см.: Deshusses J. Le supplément au sacramentaire grégorien: Alcuin ou Saint Benoît d " Aniane?//AfLW. 1965. Bd. 9. S. 48-71) (хотя Ж. Декрео считал создателем «Hucusque» Элизахара, аббата Сен-Рикье и канцлера имп. Людовика Благочестивого ( Décréaux J. Le Sacramentaire de Marmoutier (Autun 19bis) dans l " histoire des sacramentaires carolingiens du IXe siècle. Vat., 1985. Vol. 1. P. 193-234), а Бернар вернулась к прежней гипотезе об авторстве Алкуина ( Bernard Ph. Benoît d " Aniane est-t-il un auteur de l " avertissement «Hucusque» et du Supplément au sacramentaire «Hadrianum»?//Studi Medievali. Spoleto, 1998. Vol. 39. P. 1-120), но обе теории не получили поддержки; см.: Palazzo É . La liturgie carolingienne: Vieux débats, nouvelles questions//Le monde carolingien: Bilan, perspectives, champs de recherches/Éd. W. Fakowski, J. Sassier. Turnhout, 2009. P. 219-241). Алкуином были составлены только отдельные дополнительные молитвословия (вотивные мессы, молитвы для праздника Всех святых и проч.: подробнее см.: Bullough D. A. Alcuin and the Kingdom of Heaven: Liturgy, Theology, and the Carolingian Age// Idem. Carolingian Renewal: Sources and Heritage. Manchester, 1991. P. 161-240). При этом сам Алкуин, вероятно, предпочитал следовать старым Сакраментариям (см.: Alcuin. Ep. 226; Дезюс доказал, что 2 Сакраментария из Тура кон. IX в. (Tours. Bibl. municip. 184; Paris. lat. 9430; Paris. Nouv. acq. lat. 1589) являются копиями того Сакраментария, к-рым пользовался Алкуин в аббатстве св. Мартина, см.: Deshusses J. Les anciens sacramentaires de Tours//RBen. 1979. Vol. 89.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

1984. Vol. 158. P. 81-82; Mauskopf Deliyannis D. Ravenna in Late Antiquity. Camb.; N. Y., 2010. P. 167-168). Поминовение К. входило в санкторальный цикл литургического года рим. традиции, который оказал влияние на богослужение англосакс. Британии (с VII в.) и франк. гос-ва (с VIII в.). Празднование памяти К. получило широкое распространение на лат. Западе. Поминовение святого указано в календаре св. Виллиброрда († 739). На поле рукописи сохранилась запись, вероятно, сделанная самим Виллибрордом, о его рукоположении папой Римским Сергием I (695); тогда же понтифик дал ему имя Климент (The Calendar of St. Willibrord from ms. Paris. lat. 10837/Ed. H. A. Wilson. L., 1918. P. 13, 42-43; см.: Beda. Hist. eccl. X 11). Память К. значится также в латинском метрическом календаре из Йорка (кон. VIII в.) и в древнеангл. метрическом календаре (сохр. фрагмент в ркп. Lond. Brit. Lib. Cotton. Tiberius. B.i; см.: Lapidge. 1991. P. 249). В ранней галльской традиции богослужебное почитание К., по-видимому, не получило распространения. Проприй мессы в день памяти святого содержится лишь в Готском Миссале (ок. 700), санкторал которого сформирован под рим. влиянием. В состав проприя мессы входят 6 молитв, частично заимствованных из рим. книг; в нек-рых молитвах использовано Мученичество К. (Missale Gothicum/Ed. E. Rose. Turnhout, 2005. P. 279-282, 397-399. (CCSL; 159D)). Поминовение К. указано в т. н. франко-геласианских сакраментариях VIII в.; их санкторал продолжает рим. традицию, молитвы мессы в день памяти К. также в основном заимствованы из рим. источников (напр.: Liber Sacramentorum Gellonensis: Textus/Ed. A. Dumas. Turnhout, 1981. P. 212-213. (CCSL; 159)). С кон. VIII в. в государстве франков самой авторитетной богослужебной книгой считался рим. Сакраментарий Григория (версия «Hadrianum»). Среди дополнений к этому сакраментарию, составленных в нач. IX в. скорее всего Бенедиктом Анианским , есть префация мессы в день памяти К. ( Deshusses J. Le Sacramentaire grégorien. 1979. T. 1. P. 559). Поминовение К. указывалось в «исторических» мартирологах и церковных календарях начиная с эпохи Каролингов (Die karolingische Reichskalender und seine Überlieferung bis ins 12. Jh./Hrsg. A. Borst. Hannover, 2001. Bd. 3. S. 1517-1519. (MGH. Libri Memoriales; 2)).

http://pravenc.ru/text/1841337.html

Во 2-й редакции всего 14 глав (по сравнению с 1-й редакцией пропущены 7-я и 10-я главы, а 1-я и 8-я разделены на неск. глав). Первая редакция сохранилась преимущественно в рукописях из Боббио и обычно дополняется Пенитенциалом К. или «Правилами для киновитов» (ркп.: Taurin. G. V. 38. Fol. 80v - 90, IX-X вв.; Taurin. G. VII. 16. Fol. 2-13v, 2-я пол. IX в.; Monac. Clm. 28118. Fol. 86v - 98r, нач. IX в.; копия этой рукописи, содержащей «Codex regularum» Бенедикта Анианского,- Köln. Stadtarchiv. W. fol. 231. Fol. 72v - 76, 1465-1467 гг.). 2-я редакция известна по рукописям из герм. монастырей (Санкт-Галлен, Райхенау, Санкт-Эммерам в Регенсбурге) и обычно соседствует с 5-й проповедью К. (Sermo 5) и «Правилами для киновитов» (Zürich. Zentralbibl. Rh. hist. 28. Fol. 4-53v, IX в.; St. Gallen. Stiftsbibl. 915. Fol. 47-53v, X в.; Monac. Clm. 14949 (Em. w. 6). Fol. 8-16, XV в.; Stuttg. Cod. theol. oct. 64. Fol. 93-100, XII в.; Bamberg. Staatsbibl. Ms lit. 143 (olim B VI 15). Fol. 63-63v, 73v - 78, XII в.; Salzburg. St. Peterstift. b IX 20. Fol. 3v - 6, XV в.). В критическом издании Уокера (Opera. 1970. P. 122-142) использованы не все известные рукописи (см.: O " Hara A. Columbanus and Jonas of Bobbio: New Textual Witness//Peritia. 2011/2012. Vol. 22/23. P. 188-190). Среди неучтенных выделяются 2 рукописи IX в.- Lambach. Stiftsbibl. 31. Fol. 103-108v и Paris. lat. 4333B. Fol. 26v - 37; остальные рукописи относятся к позднему средневековью (Vindob. 1550. Fol. 79v - 84v, XII-XIII вв.; Göttweig. Stiftsbibl. 112 (57). Fol. 40-43, XII в.; Graz. Univ. Bibl. 480 (39/47 f.). Fol. 41v - 44v, XII в.; Klosterneuburg. Augustiner-Chorherrenstift. Cod. 587. Fol. 57v - 61, XII в.; Admont. Stiftsbibl. 331. Fol. 40v - 43, XIII в.; Klosterneuburg. Augustiner-Chorherrenstift. Cod. 570. Fol. 86-89, XIV в. (только главы 1-8); Lilienfeld. Stiftsbibl. 113. Fol. 118v - 120v, XV в.; Graz. Univ. Bibl. 655 (36/37 f.). Fol. 264-264v, XV в.; Bod. Lyell 60 [olim Melk 194 D.32], XV в.; Vindob. 3878. Fol. 175-177v, XV в.).

http://pravenc.ru/text/1841808.html

1990). Отдельные элементы франк. Г. С. вошли в состав приложения к Hadrianum, сделанного Бенедиктом Анианским ( 821) (см. ст. Григория Сакраментарий ), в Романо-германский Понтификал X в. и в литургические книги амвросианского обряда . В X в. появились рукописи, к-рые иным образом соединяли смешанный Г. С. и Сакраментарий Григория (Hadrianum c добавлением Бенедикта). Полного списка этих рукописей до сих пор не существует (см. для Франции: Bourque. 1958. Vol. 2/2. P. 253-385). Среди наиболее важных - Сакраментарий св. Ведаста (2-я пол. IX в.), Кентерберийский Миссал из аббатства св. Августина (X-XI вв.), Латеранский («монашеский») Миссал (XI-XII вв.). Памятники этого типа послужили переходным звеном к рим. Миссалу XIII в. (на основании к-рого в свою очередь было подготовлено первопечатное издание 1474). Т. о., из «геласианской» традиции посредством франк. книг в рим. Миссал перешли службы воскресений после Богоявления и периода Пятидесятницы, а также ряд др. молитв и чинов. Ист.: Liber Sacramentorum Romanae Aeclesiae ordinis anni circuli/Ed. C. Mohlberg etc. R., 1960, 19682, 19813. (Rerum ecclesiasticarum documenta. Ser. Maior, Fontes; 4); Liber Sacramentorum Gellonensis/Ed. A. Dumas, J. Deshusses. Turnholti, 1981. 2 vol. (CCSL; 159-159A). Лит.: Baumstarck A. Untersuchungen//Die älteste erreichbare Gestalt des Liber Sacramentorum anni circuli der römischen Kirche/Hrsg. K. Mohlberg. Münster, 1927. (LQF; 11-12); Bourque E. Étude sur les sacramentaires romains. Vat., 1949-1958. 3 vol. (Studi di antichità cristiana; 20, 25); Gamber K. Sakramentartypen. Beuron, 1958; Chavasse A. Le sacramentaire gélasien. P., 1958; idem. Le sacramentaire gélasien du VIIIe siècle: Ses deux principales formes//Ephemerides Liturgicae. 1959. Vol. 73. P. 249-298; idem. Le Sacramentaire dans le groupe dit «Gélasiens du VIIIe siècle». Steenbrugge, 1984. 2 vol. (Instrumenta Patristica; 14A-B); Coebergh C. Le sacramentaire gélasien ancien, une compilation des clercs romanisants du VIIe siècle//AfLW. 1961. Bd. 7. S. 45-88; Thompson J. D. The Contribution of Vat. Reg. 316 to the History of Western Service Book//StPatr. B., 1975. Bd. 13. S. 425-429. (TU; 116); Moreton B. The 8th-Cent. Gelasian Sacramentary. Oxf., 1976; Vogel C. Medieval Liturgy: An Introd. to the Sources. Wash., 1986; Kl ö ckener M. Sacramentarstudien zwischen Fortschritt und Sackgasse//AfLW. 1990. Bd. 32. S. 207-230; Metzger M. Les Sacramentaires. Turnhout, 1994.

http://pravenc.ru/text/161960.html

была закреплена 3-м правилом Собора 787 г. в Челси ( Haddan, Stubbs. Councils. Vol. 3. P. 449). В Житии св. Бонифация, составленном Виллибальдом, часто упоминается К. В частности, говорится о К. благодатью семиобразного Духа через возложение рук и об особом праздничном дне, когда совершалось возложение рук и К. новокрещеных (Vitae S. Bonifatii//MGH. Script. Rer. Germ. Bd. 57. S. 30-31, 49). Вероятно, этим днем была октава Пасхи, когда в церкви собиралось множество народа (Vita Faronis. 103//MGH. Scr. Mer. Bd. 5. S. 195). Импульс к продвижению рим. практики на западнофранк. землях был дан уже при Карле Великом. Учение о К. раскрывается в трактатах о крещении, написанных каролингскими богословами по заказу Карла Великого. При этом глагол confirmare часто использовался в этот период по отношению к завершающей крещение Евхаристии («Sic corpore et sanguine dominico confirmatur» в толковании Псевдо-Алкуина (Vat. Reg. Christin. lat. 69, IX в.), изд.: Wilmart A. Analecta reginensia. Vat., 1966. P. 170; ср.: Alcuin. Ep. 134 (798 г.)//MGH. Epp. Bd. 4. S. 203; Odilbert Mediol. De bapt. 1//Erzbischof Odilbert von Mailand über die Taufe/Hrsg. F. Wiegand. Lpz., 1899. S. 24; Jesse, ep. Ambianensis. Ep. de baptismo//PL. 105. Col. 791; такое словоупотребление сохраняется и в более поздних источниках: Ordo Romanus XXXI 120 (2-я пол. IX в.)// Andrieu. Ordines. Vol. 3. P. 508; Pontificale Romano-Germanicum. CXI 20// Vogel, Elze.PRG. Vol. 2. P. 175). Согласно Алкуину, через возложение рук епископом крещеный принимает семиобразного Духа благодати, чтобы укрепиться Св. Духом для проповеди другим ( Alcuin. Ep. 134//MGH. Epp. Bd. 4. S. 203). О епископском помазании он прямо не говорит (ср. у Магна, который отмечает, что возложение рук совершается для укрепления в истинной вере: Magnus, archiep. Senonensis. Libellus de mysterio baptismatis//PL. 102. Col. 983-984). Вероятно, каролингские богословы были вынуждены объяснять новую рим. практику при сохранении старой галликанской традиции однократного помазания после крещения и отождествлять К. исключительно с возложением рук епископом (напр.: Leidrad, ep. Lugdunensis. Liber de sacramento baptismi. 7//PL. 99. Col. 863-865; Theodulfus, ep. Aurelianensis. De ordine baptismi. 16//PL. 105. Col. 235). При этом возложение рук могло совершаться уже после причащения ( Odilbert Mediol. De bapt. 21//Erzbischof Odilbert. 1899. S. 36-37; в прибавлении Бенедикта Анианского к Сакраментарию Григория в чине крещения отмечено, что если присутствует епископ, то он совершает К. хризмой и причащает, если он отсутствует, пресвитер сразу совершает причащение - Deshusses. 1979. Vol. 1. P. 379). Однако уже в трактате Иессея сказано, что епископ конфирмует, помазывая лоб хризмой, и возлагает руки ( Jesse, ep. Ambianensis. Ep. de baptismo//PL. 105. Col. 790-791).

http://pravenc.ru/text/2057158.html

Получив известие о кончине отца (28 янв. 814), Л. Б., опасаясь мятежа группировок франк. знати, поспешно отправился из Аквитании в Ахен и принял власть над империей. Его наследственные права и имп. титул были подтверждены на собрании знати. Пытаясь подчеркнуть легитимность и укрепить свою власть, Л. Б. организовал повторную имп. коронацию, проведенную 5 окт. 816 г. папой Римским Стефаном IV (V) в кафедральном соборе в Реймсе. Понтифик возложил на головы Л. Б. и его супруги Ирмингарды золотые короны, доставленные из Рима (одна из них якобы принадлежала имп. Константину Великому). Прибыв в Ахен, Л. Б. сразу попытался упрочить контроль над придворными: он отправил в мон-ри своих незамужних сестер и незаконнорожденных сводных братьев Гуго, Дрогона и Теодориха, а сподвижников Карла Великого выслал в провинции (Вала был вынужден стать монахом в Корби , Агобарда назначили на архиепископскую кафедру Лиона). Их место заняли люди из аквитанского окружения Л. Б., к-рые вскоре получили важнейшие гос. и церковные должности. Имп. канцелярию возглавил пресв. Элизахар, королевский библиотекарь Эббон был возведен на Реймсскую архиепископскую кафедру (816), Клавдий стал епископом Турина (816/7), а Иона - епископом Орлеана (818). Смена придворных советников свидетельствовала о новом политическом курсе Л. Б., направленном на унификацию всех сторон жизни в империи франков (т. н. обновление империи - renovatio imperii Francorum). Церковная политика Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) Монета с изображением имп. Людовика Благочестивого. 814-840 гг. (Кабинет медалей Национальной б-ки Франции в Париже) После воцарения Л. Б. Бенедикт Анианский, Элизахар, Эббон и Агобард получили возможность распространить на всю империю церковную реформу, начатую в Аквитании. На Соборах в Ахене (816-819) были приняты постановления, призванные более четко разграничить монашеские общины, обязанные следовать единому для всех уставу св. Бенедикта (см. ст. Венедикт Нурсийский ), и общины каноников, для которых был разработан особый свод правил - «Institutio canonicorum» (подробнее см. ст. Каролинги , разд. «Монастырская реформа»). Участники Соборов высказались в пользу унификации монастырских «обычаев» (consuetudines) и свободных выборов аббатов. Церковные преобразования продолжались и после отставки Элизахара (819) и кончины Бенедикта Анианского (821).

http://pravenc.ru/text/2561074.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010