Усилия св. Хродеганга и имп. Карла Великого по реформированию жизни клириков имели локальные и недолговечные результаты. Однако вскоре после смерти Карла Великого его сын имп. Людовик Благочестивый на Ахенском Соборе 816 г. обязал все общины клириков на территории империи придерживаться единого и обязательного для всех насельников устава. Устремления Людовика в этой сфере были тесно связаны с его программой «обновления Франкской державы» (renovatio imperii Francorum), согласно которой единообразие церковных порядков служило предпосылкой и отражением единства империи. Получившие соборное одобрение имп. распоряжения имели целью учреждение и поддержку общежительного уклада в среде клириков. В то время как для монашествующих нормой жизни отныне должен был служить исключительно Устав прп. Венедикта Нурсийского, дополненный сборником монашеских обычаев св. Бенедикта Анианского «Collectio capitularis», жизнь немонашеских общин точно так же должна была регламентироваться только одним документом. Новый устав получил название «Установление для каноников» (Institutio canonicorum; известен также как Ахенский устав - изд.: MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 394-421). Он состоял из 145 глав, первые 113 глав представляли собой выдержки из творений Исидора Севильского , папы Римского свт. Григория I Великого (в изложении Тайона Цезаравгустского), Псевдо-Проспера (в действительности Юлиана Померия ), блж. Иеронима Стридонского и блж. Августина (главы 1-38 и 94-113), а также соборных правил (главы 39-91) и высказываний Римских пап Льва I Великого и Геласия I (главы 92-93), в которых, с одной стороны, обосновывалась необходимость vita communis для клириков, с другой - указывалось на особенность и смысл духовного призвания К. по сравнению с монашеским - не столько в личной аскезе, сколько в служении Церкви. Вводная часть являлась теоретической мотивировкой и оправданием образа жизни К., регламентируемого во 2-й части «Установления для каноников»: ношения ими лучшей, чем у монахов, одежды, меньшей строгости требуемых от К. воздержания и поста, пользования личным имуществом и церковными бенефициями и в особых случаях отдельным жилищем. Практические предписания К. заимствованы из Устава Хродеганга, но при этом был сделан ряд существенных изменений и добавлений. Так, первенствующая должность в капитуле теперь называлась «препозит» (гл. 139), подробнее описано богослужение (главы 126-130), добавлено указание о детях, взятых К. на попечение (гл. 135), исключено принятое св. Хродегангом правило, по которому К. могли получать пожизненную ренту с земельных владений, пожертвованных Церкви. Учитывая различия в благосостоянии общин и климатических условий в разных частях Франкского гос-ва, допускались разные нормы в разрешенном во время трапезы количестве вина и его частичная замена пивом (гл. 122). Одновременно с «Установлением для каноников» был издан устав для канонисс - «Установление для монахинь» (Institutio sanctimonialium//MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 421-456).

http://pravenc.ru/text/1470235.html

Восстановление мон-ря и рост авторитета Горце как общины «нового типа», живущей в строгом соответствии с Уставом прп. Венедикта Нурсийского, дополненного Бенедиктом Анианским , повлияли на распространение т. н. лотарингской реформы. Горце стал 2-м после Клюни крупным центром движения за восстановление обмирщавшего института общежитийного монашества (restauratio coenobiorum), цель к-рого в земном мире - восстановить порядок в условиях общественной дезорганизации, падения морали и права, неконтролируемой агрессии феодальных сеньоров, чему виной стало, как считалось, всеобщее пренебрежение авторитетом и духовным контролем Церкви; в горнем мире - спасти души всех живых и почивших христиан. Предполагалось достичь этого путем освобождения монашества от любого влияния извне (т. н. libertas monastica), что стало бы залогом укрепления монастырской дисциплины и увеличения доли литургической и поминальной практики в жизни монахов. Деятельное участие имперского епископата в реформе не следует рассматривать как проведение реформы «сверху», в рамках политики имперской Церкви, что якобы отличало лотарингское движение от клюнийского (это мнение восходит к работам К. Халлингера ( Hallinger. 1950-1951) и было давно оспорено историками). Король, представители епископата и крупной имперской знати, вдохновленные идеей спасения Церкви от обмирщения, поддерживали реформу и приглашали в частные мон-ри аббатов-реформаторов или передавали мон-ри реформированным общинам. Тот факт, что еп. Адальберон I передал единомышленникам И. из Г. именно Горце, находившийся в собственности Мецской кафедры, симптоматичен: в сер. VIII в. в рамках каролингской церковной реформы аббатство было основано еп. Хродегангом Мецским как образец сотрудничества мон-рей и епископских кафедр. Однако к моменту нового заселения Горце некогда обширные монастырские владения на Мозеле, в Вормсгау и в Шампани оказались в руках третьих лиц (земли раздавались Адальбероном I и его предшественниками в качестве бенефициев ). Лишь усилиями И. из Г. после ряда конфликтов и длительных переговоров с епископом владения были возвращены аббатству (Vita Iohannis. 95-114).

http://pravenc.ru/text/471237.html

м. этого раздела не было (еще в Падуанском Сакраментарии Григория чтение этой молитвы предписывается совершать, только если будет поминовение усопших; см: Andrieu. 1921); стиль и лексика молитвы, явно римского происхождения, были характерны для ранней Церкви - «locus refrigerii» («место прохлады»), «in somno pacis» («во сне мира» или «мирным сном») ( Mohrmann. Locus refrigerii. 1958). Регулярное чтение этой молитвы в составе К. м. было введено св. Бенедиктом Анианским (см. также: 39-й канон Собора в Шалон-сюр-Сон 813 г. (MGH. Leg. 3. Concilia. T. 2. Pt. 1: Concilia aevi Karolini. P. 281)). «Nobis quoque» («Также и нам») - молитва о даровании единения со святыми, среди к-рых перечисляются Иоанн Креститель, 7 мучеников и 7 мучениц. В какое время и в каком объеме, одновременно или нет был создан этот список святых, неизвестно. Св. Альдхельм упоминает лишь 4 мучениц - Фелицитату, Анастасию, Агафию, Лукию ( Aldhelm. De virginitate. 42//MGH. AA. T. 15. P. 293). Исследователи рассматривают историю этого раздела либо вместе с «Supplices te rogamus» ( Baumstark. 1939), либо вместе с «Communicantes» ( Callewaert. 1948). «Per quem» В наиболее полной и фиксированной форме жесты, сопровождающие чтение К. м., отражены в тридентском чине, хотя в том или ином объеме обсуждаются и у средневек. толкователей мессы. Во время произнесения слов вступительного диалога священнослужитель совершает воздеяние рук, а на «Gratias agamus» соединяет их у груди и возводит глаза к небу. Переходя к префации, снова воздевает руки. В конце чтения префации соединяет их на время Sanctus, а во время Benedictus осеняет себя крестным знамением. Перед тем как продолжить чтение евхаристической молитвы, священник поднимает глаза на Распятие, потом соединяет руки. При чтении «Te igitur» он склоняется над престолом и целует его на словах «молим и просим» и трижды осеняет Дары после слов «прими и благослови». При поминовении живых и при чтении «Communicantes» он соединяет руки, а на «Hanc igitur» простирает руки над Дарами.

http://pravenc.ru/text/1470229.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОББИО [итал. Bobbio; лат. monasterium Bobbiense или Baubiense], аббатство, город, с XI в. еп-ство в Сев. Италии, в 50 км к северо-востоку от Генуи. Монастырь Б. основан в 613 г. ирл. мон. св. Колумбаном в малонаселенной тогда гористой местности Лигурии, носившей название Бобиум или Эбовиум (лат. Bobium, Ebovium). Автор Жития св. Колумбана упоминает, что первая монастырская часовня была построена здесь на развалинах древней ц. ап. Петра при поддержке лангобардского кор. Агилульфа (591-616), преследовавшего цели церковно-политического противостояния визант. влиянию (лигурийское побережье с Генуей входило тогда в состав Византийской империи). Уже при первых аббатах, преемниках св. Колумбана, прп. Аттале (615-627), исп. Бертульфе (627-640) и Бобулене (640 - ок. 690), мон-рь достиг своего расцвета. Неизвестно, когда именно в Б. был введен бенедиктинский устав, сменивший более строгий устав св. Колумбана. Согласно привилегии папы Теодора I , к-рая, видимо, является позднейшей подделкой, в 643 г. в мон-ре было приблизительно 150 монахов, живших по бенедиктинскому уставу. Период лангобардского владычества был временем процветания мон-ря. Лангобардские короли оказывали мон-рю всяческую поддержку, как, напр., Ротари (636-652), Лиутпранд (712-744), Ратхис (Радагайс) Фриульский (745-749), восстановивший Б. после нападения разбойников в 747 г. Королевская власть не вмешивалась во внутренние дела мон-ря и не препятствовала свободному выбору настоятеля из числа братии. Св. Колумбан. Гравюра (H. Schedel. “Liber chronicarum”, 1493) (РГБ) Св. Колумбан. Гравюра (H. Schedel. “Liber chronicarum”, 1493) (РГБ) Положение изменилось при Каролингах , когда монахи потеряли право выбора настоятеля, а управление мон-рем поручалось светским лицам из франк. знати. В 833-836 гг. настоятелем Б. был Вала , бывш. аббат Корби , бежавший в Италию, двоюродный брат имп. Карла Великого . При нем мон-рь был реформирован на основе принципов, заложенных Бенедиктом Анианским . Преемниками Валы были крупные церковные прелаты, представители франк. аристократии, такие, как Хильдуин, архиеп. Кёльнский, Альмарих, еп. Комский, Аббон, архиеп. Реймсский, Лиутвард, архиеп. Верчельский и канцлер имп. Карла III Толстого (882-888). Эти аббаты владели Б. на правах бенефиция , мало заботясь о духовной жизни мон-ря, никто из них не жил там постоянно.

http://pravenc.ru/text/149407.html

Поскольку Крещение детей в раннем возрасте постепенно стало стандартным, совершение чина перестали связывать с великими праздниками. Конфирмация Впервые этот термин встречается в проповеди Фавста Регийского на Пятидесятницу (ок. 460), а глагол confirmare - в канонах Регийского Собора 439 г. Хотя еще свт. Кесарий Арелатский говорил о том, что помазание совершалось сразу после Крещения ( Caes. Arel. Serm. 128. 2), в нек-рых областях Юж. Галлии постепенно образовался временной разрыв между Крещением, к-рое совершал священник, и Конфирмацией, к-рую совершал епископ. Для этой ситуации Фавст разработал новое богословие таинства Крещения. Он связал обретение невинности с Крещением, а обретение благодати с Конфирмацией. Через Крещение человек возрождается к новой жизни, а через Конфирмацию укрепляется для борьбы в этом мире. Он также отождествил Конфирмацию с сошествием Св. Духа на апостолов, к-рое произошло позже, чем их Крещение. Такое толкование вошло в Лже-Декреталии, а затем через «Суммы» Фомы Аквинского и «Декрет» Грациана стало неотъемлемой частью католич. богословия таинств. Согласно Прибавлению Бенедикта Анианского ( 821) к Сакраментарию папы Адриана, пресвитер мог причастить новокрещеного младенца без Конфирмации. Последовательность Крещение-Причащение-Конфирмация зафиксирована в Пражском Сакраментарии (Prag. Bibl. Cap. O. 83, нач. VIII в.), согласно к-рому Крещение совершается на Пасху, а Конфирмация - спустя 8 дней. Священство Древнейшие галликанские чины находятся в т. н. Statuta Ecclesiae antiqua ( Munier. 1960) - памятнике, написанном ок. 475-490 гг., возможно Геннадием Марсельским. В нем имеются указания для рукоположения во епископа, пресвитера, диакона, для поставления иподиакона, аколуфа , экзорциста, чтеца, остиария, псалмиста и посвящения девы. Чины во многом зависят от Апостольского предания , а потому могут не отражать реальной практики. Так, на пресвитера возлагает руки не только епископ, но и все др. пресвитеры. Однако есть и особенные элементы. В частности, при хиротонии во епископа предписывается возлагать на хиротонисуемого Евангелие, вероятно закрытое, к-рое держат 2 епископа.

http://pravenc.ru/text/161580.html

АД (греч. Аид; лат. Locus infernos – лишенное света подземное место; в слав, языках «пекло», напр, польск. pieklo, букв, «смола») – в христианских представлениях место вечного наказания отверженных ангелов и душ умерших грешников. Представления об А. как об альтернативе раю имеют сравнительно позднее происхождение. В Новом Завете предупреждение об угрозе Страшного суда и А. занимают важное место, но чувственная детализация адских мучений отсутствует. В Н. 3. А. определяется как «мука вечная» ( Мф. 25:46 ), «тьма внешняя (кромешная)» ( Мф. 8:12 ). АДАМ КАДМОН (евр. adam qadmon – человек первоначальный) – в иудаистской мистической традиции имя абсолютного, духовного явления человеческой сущности до начала времен как первообраз духовного и материального мира, а также предвечный замысел Бога о человеке, несовершенным (вследствие падения) воплощением которого является земное человечество или Адам Перстный ( 1Кор. 15:47 ). Это имя входит в круг понятий каббалистической мистики XIII–XVIII вв. и как символ воспринято эклектической символикой масонства, где А.К. соотносился с эмблемой шестиконечной звезды (как символа взаимопроникновения «горнего человека» и «дольнего человека»). АДОПЦИАНЕ – 1. Сторонники ереси монархиан динамического направления (II–III вв.), представлявшие Христа человеком обыкновенным, но наделенным особой силой (δυναμις), особым благочестием. После монархиан адопционистская христология прослеживается у Нестория и у некоторых других представителей антиохийской школы. 2. Ересь, произведшая волнение в испанских и франкских церквах в VIII в. Согласно А. Христос по своему человечеству не истинный Сын Божий, но усыновленный, приемный сын (adoptivus). Главные представители: Елипанд, епископ Толедский и Феликс Ургельский. Последний защищал взгляды А. на соборе в Регенсбурге (792), в присутствии Карла Великого. Был осужден, отправлен к папе Адриану I, где отказался от ереси. Вскоре вернулся к своим взглядам. А. вновь были осуждены на Франкфуртском соборе (при участии папы и Карла Великого) 794 г. В 798 г. Феликс изложил свои взгляды в книге и направил ее Алкуину. В 799 г. собор в Риме под председательством папы Льва III вновь осудил ересь. В 800 г. состоялся диспут Феликса и Алкуина, на котором Феликс признал себя побежденным и отказался от своего учения. Он написал окружное послание к своим сторонникам, увещевая их вернуться к правоверию. Это послание, 7 книг Алкуина «Против Феликса» и проповеди Лейдрада Лионского и Бенедикта Анианского окончательно подорвали авторитет еретиков и принесли мир.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Л. Б. род. в королевской усадьбе Кассиногил, когда Карл Великий возглавлял военный поход в Испанию. У Л. Б. был брат-близнец Лотарь, умерший вскоре после рождения. Имена, к-рые получили сыновья Карла Великого и Хильдегарды (Людовик (Хлодвиг) и Лотарь (Хлотарь)), некогда использовались Меровингами и были призваны подчеркнуть историческую преемственность франк. династий (впосл. эта идея получила отражение в «Деяниях Мецских епископов» Павла Диакона, в королевских генеалогиях и др. текстах). К нач. 80-х гг. VIII в. держава Каролингов достигла таких размеров, что ею было трудно управлять из единого центра, поэтому Карл Великий выделил Аквитанию и Италию как автономные королевства. Он привез Л. Б. в Рим, где 15 апр. 781 г. папа Адриан I помазал его на царство и провозгласил королем Аквитании. В Орлеане король попрощался с сыном и отправил его в Аквитанию, где тот безвыездно провел неск. лет. Король Аквитании (781-814) О детстве Л. Б. сохранились отрывочные сведения в трудах более поздних историков, прежде всего Астронома. Л. Б. получил хорошее образование, был обучен военному делу, знал религ. и светскую лит-ру, античную поэзию, герм. героические песни, историописание. Он говорил на старофранц. и древневерхненем. языках, прекрасно владел латынью и в какой-то мере понимал греч. язык. С ранних лет был очень религиозен. По словам Астронома, Л. Б. тяготился обязанностями правителя, проводил время в молитвах и пении псалмов, даже намеревался отказаться от трона и уйти в мон-рь, как некогда поступил его дядя Карломан , но отец и жена удержали его от этого шага. Папа Римский Адриан I коронует Людовика Благочестивого. Миниатюра из " Больших хроник Франции " Ок. 1460 г. (Châteauroux. Bibl. municip. 5. Fol. 132v) Папа Римский Адриан I коронует Людовика Благочестивого. Миниатюра из " Больших хроник Франции " Ок. 1460 г. (Châteauroux. Bibl. municip. 5. Fol. 132v) Л. Б. формально обладал полнотой власти в Аквитанском королевстве. Под его руководством прошло неск. гос. собраний (789, 790, 795, 801, 814). В его распоряжении находился большой королевский домен с дворцами и виллами. У него были собственная канцелярия, казна и монетный двор. Ему подчинялись местные графы, аббаты и т. н. королевские вассалы из числа франков, получившие от императора поместья в Аквитании. До совершеннолетия Л. Б. королевством управляли регенты и советники, назначенные Карлом Великим, преимущественно клирики. Самыми влиятельными из них считались св. Бенедикт Анианский , канцлер пресв. Элизахар, Клавдий Туринский , Агобард (впосл. архиепископ Лионский) и Иона (впосл. епископ Орлеанский), а также библиотекарь Эббон (впосл. архиепископ Реймсский), сын королевской кормилицы Химильтруды. Под влиянием советников Л. Б. проводил церковные преобразования. Он поддерживал монастырскую реформу Бенедикта Анианского, строил церкви и мон-ри, жаловал им земли и даровал привилегии. Астроном называл его «скорее священником, нежели королем».

http://pravenc.ru/text/2561074.html

Б. А. также способствовал принятию на Ахенском Соборе в дек. 818 - янв. 819 г. правил выбора настоятелей мон-рей: монахи должны были сами избирать аббата из числа братии, т. о. устранялся институт т. н. светских аббатов, назначаемых светскими патронами мон-ря. Однако император вынужден был пойти на уступки светским патронам аббатств, и привилегия свободного выбора настоятеля была дарована не всем мон-рям, как предлагал Б. А., но лишь тем, где непосредственным патроном был сам император (их список был приведен в конце капитулярия с постановлениями Собора). Получившие эту привилегию мон-ри должны были каждый раз при избрании аббата ожидать подтверждение права выбора от императора. Впосл. стремление мон-рей самостоятельно выбирать аббата (и не зависеть в этом от светского сеньора, в т. ч. и от самого монарха) стало одной из доминант политического развития западноевроп. монашества. Б. А. также неоднократно доносил императору о плачевном материальном состоянии мон-рей, Людовик, однако, ограничивался частными мерами, лишь позднее Б. А. удалось добиться освобождения от налогов для реформированных мон-рей. Скончался Б. А. в возрасте ок. 70 лет, его мощи покоятся в монастырской церкви Индена. Вскоре после смерти святого было составлено послание монахов обители, ставшее его первым жизнеописанием. Местное почитание Б. А. существует в Корнелимюнстере, Дижоне и Аньяне. Сочинения Б. А. можно разделить на догматические, посвященные адопцианскому спору, и аскетические, трактующие о правилах монашеской жизни. В этих сочинениях Б. А. проявил себя не столько как оригинальный богослов, сколько как полемист и знаток святоотеческой традиции. Из аскетических произведений на первом месте стоит «Книга уставов» (Codex Regularum) или, как называет ее автор жития Ардон, «Собрание из уставов различных отцов» (Liber ex regulis diversorum patrum collectus//Vita. 53). Книга представляет собой компиляцию из большинства существовавших в то время на лат. языке вост. и зап. монашеских уставов. Несмотря на то что Б.

http://pravenc.ru/text/78058.html

Ремигий Лионский (Liber de tribus epistolis. 7), Гинкмар , архиеп. Реймсский (Ep. ad Carolum regem; De praedestinatione. 26), такие аскетические авторы, как Бенедикт Анианский (Concordia regularum. 36. 6), и др. Исторические сочинения Б. Д. также были в поле зрения последующих авторов. Его «Chronicon» широко использовали в своих хрониках Павел Диакон, Фрекульф (IX в.), свт. Адон , архиеп. Вьеннский, и Регинон Прюмский . «Historia ecclesiastica» Б. Д. использовалась Павлом Диаконом в его «Vita S. Gregorii Magni» (Житии св. Григория Великого), после него Иоанном Диаконом в одноименном сочинении, а также еп. Радбодом в его «Sermo de S. Switberti» (Проповеди о св. Суитберте), Гугбальдом в «Vita S. Lebwin» (Житии св. Лебуина) и архиеп. Гинкмаром Реймсским в его «De visione Bernoldi presbyteri» (О видении Бернольда пресвитера). Рабан Мавр в соч. «De computu» (Об исчислении) заимствовал целые страницы из соч. Б. Д. «De temporum ratione». Адельфрид Мальмсберийский в свою очередь перевел трактат Б. Д. «De temporibus» на англ. язык, а Герик Оксерский дополнил его глоссами. Риторико-грамматические и натурфилософские сочинения Б. Д. не оказали столь значительного влияния на последующую традицию. Его «De orphographia» нашла отражение в одноименном сочинении Алкуина, а Бридферт (Bridfertus Ramesiensis, X в.) обязан своим авторитетом математика глоссам, к-рые он составил к сочинениям Б. Д. «De natura rerum» и «De temporum ratione». Фома Аквинский в своей «Summa Theologiae» (Ia. 65-67) неоднократно ссылался на космологические исследования Б. Д. Лит.: Bede: His Life, Times, and Writings/Ed. A. H. Thompson. Oxf., 1935; Carroll M. I. The Venerable Bede: His Spiritual Teachings. Wash., 1946; Blair P. H. The World of Bede. L., 1970, 1990p; Famulus Christi: Essays in Commemoration of the 13th Centenary of the Birth of the Venerable Bede/Ed. G. Bonner. L., 1976; Bede and Anglo-Saxon England/Ed. R. T. Farrell. Oxf., 1978; Whitelock D. From Bede to Alfred: Studies in Early Anglo-Saxon Literature and History.

http://pravenc.ru/text/77776.html

В этот период активно критикуется практика передачи в мон-рь детей, отмечается массовое обращение мирян в сознательном возрасте в монашество, реформированные Б. приобретают высочайший духовный авторитет, на рубеже XI-XII вв. формируя во многом политику папства в реформе Церкви и осуществлении принципов теократии. Хотя все реформаторы поначалу отталкивались от идей Бенедикта Анианского, между ними имелись различия: если реформы в Римско-Германской империи во 2-й пол. X - 1-й пол. XI в., а также в Англии при кор. Эдгаре (Собор в Уинчестере, ок. 970) были обусловлены в т. ч. политико-идеологическими факторами и проводились сверху и в границах соответствующих гос-в, то клюнийское движение исходило из среды монашества, а сложившееся вокруг Клюни объединение мон-рей, не скованное к.-л. потестатными границами, свободное от влияния епископа или светского сеньора, было санкционировано папскими привилегиями. Хотя реформаторы и пытались с помощью писаных «обычаев», сообразно своему пониманию бенедиктинства, до мельчайших подробностей регламентировать жизнь мон-рей, их объединения оставались рыхлыми. Наиболее устойчивыми оказались те связи, к-рые строились по принципу филиации (от лат. filia - дочь), известному еще по уставам св. Пахомия Великого и св. Венедикта, когда аббат основывал на землях мон-ря целлы (кельи) - дочерние обители, отселяя туда часть братии и назначая приоров. Акцент реформаторы делали на усилении монашеской дисциплины, выразившемся в почти полной ритуализации жизни, не оставляющей монахам никакой самостоятельности, закрытости от мира (о чем зримо свидетельствовали черные одеяния, введенные у Б. клюнийцами) и богослужении. Бенедиктинский мон-рь в Помпозе. Италия. IX–XI вв. Фотография. XX в. Бенедиктинский мон-рь в Помпозе. Италия. IX–XI вв. Фотография. XX в. Постепенно оправляясь после периода упадка и раздробленности, монашеская церковная орг-ция Б. возвращает себе прежнюю значительную роль в общественной жизни Европы. Помимо увеличения числа мон-рей в традиц.

http://pravenc.ru/text/78066.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010