По распространенной, но не подтвержденной источниками версии, имп. Карл Лысый обменял части мощей К. и Киприана Карфагенского на реликвии Христа и Девы Марии, к-рые он поместил в Компьене. Согласно местной версии Жития К., находившейся в распоряжении Сёйскена, и по свидетельству аббата Иоганна фон Вахтендонка (1531-1534), имп. Карл Великий перенес мощи К. и Киприана из Рима в основанный им монастырь Инден; впосл. Карл Лысый вывез реликвии во Францию, оставив в Индене голову и десницу К. Эти сведения Сёйскен признал не заслуживающими доверия. Мон-рь Инден, основанный имп. Людовиком Благочестивым для св. Бенедикта Анианского , первоначально был посвящен Спасителю; новое посвящение впервые упоминается в документе 1135 г., в к-ром говорится о «монастыре, воздвигнутом... в честь святых мучеников Корнелия и Киприана». Голова и десница К. названы среди монастырских реликвий в булле об индульгенции, изданной в 1359 г. папой Римским Иннокентием VI в пользу паломников, посещавших Корнелимюнстер 17 июля и в другие праздничные дни (ActaSS. Sept. T. 4. P. 185-187). С XIV в. Корнелимюнстер, где помимо мощей К. хранились др. святыни, был известным центром паломничества. Воде, которой омывали мощи К., приписывали целительную силу; считалось, что святыни исцеляли страдавших от эпилепсии. Среди реликвий, связанных с почитанием К., был рог индийского буйвола («рог св. Корнелия»); по преданию, грифон подарил его святому в благодарность за исцеление. По-видимому, легенда о роге К. связана с этимологией имени святого (от лат. cornus - рог). Для демонстрации реликвий в «октаву св. Корнелия» (неделя после 14 сент.) к монастырской церкви в 1706 г. была пристроена барочная капелла в честь святого. В ризнице храма находятся серебряный бюст-реликварий с черепом К. (2-я пол. XIV в.), реликварий с рукой святого (XVIII в.) и рог с ювелирными накладками (XV-XVI вв.) (см.: K ü hn N. Die Reichsabtei Kornelimünster im Mittelalter. Aachen, 1982; K ü hne H. Ostensio Reliquiarum: Untersuchungen über Entstehung, Ausbreitung, Gestalt und Funktion der Heiltumsweisungen im römisch-deutschen Regnum.

http://pravenc.ru/text/2458665.html

Большой вклад в изучение лат. литургических рукописей внесли мавристы . Так, Н. Ю. Менар († 1644) издал древние монашеские уставы, собранные Бенедиктом Анианским, и одну из рукописей Сакраментария Григория со своими комментариями. Ж. Мабильон († 1707) опубликовал собрание Ordines Romani ( Mabillon J. Musaeum italicum. P., 1689. T. 2), Послание Иоанна Диакона Сенарию (Ibid. 1687. T. 1. Fasc. 2. P. 69-76), неск. памятников галликанского обряда ( Idem. De Liturgia Gallicana Libri III. P., 1685), в т. ч. впервые - Люксёйский Лекционарий (Ibid. P. 106-173) и Миссал из Боббио ( Idem. Musaeum italicum. P., 1687. T. 1. Fasc. 2. P. 278-397; о трудах Мабильона см.: Cabrol F. Mabillon et les études liturgiques//Mélanges et documents publiés à l " occasion du 2e centenaire de la mort de Mabillon. Ligugé, 1908. P. 147-167). Его ученик Э. Мартен († 1739) обнаружил и издал толкование мессы, приписываемое св. Герману Парижскому (Thesaurus novus anecdotorum/Ed. E. Martène. P., 1717. Vol. 5. Col. 85-100), а также выборки из большого числа средневек. рукописей, относящиеся к совершению таинств и служб суточного круга; особое значение имели его труды по истории монастырского богослужения (см. собр. соч.: Mart è ne E. De antiquis Ecclesiae ritibus. Antw., 1736-1738. 4 vol.; анализ использованных Мартеном источников см.: Martimort A. G. La documentation liturgique de Dom E. Martène: Étude codicologique. Vat., 1978. (ST; 279); Idem. Additions et corrections à «La documentation liturgique de Dom E. Martène»//Ecclesia Orans. R., 1986. Vol. 3. P. 81-105; Darragon B. Répertoire des pièces euchologiques citée dans le «De antiquis Ecclesiae ritibus» de Dom Martène. R., 1991. (BEL.S; 57)). Лат. переводы чинопоследований литургии и др. таинств по греч., копт., эфиоп. и сир. рукописям с комментариями и монографическими исследованиями издал Э. Ренодо († 1720) ( Renaudot E. Liturgiarum orientalium collectio. P., 1716. 2 t.; 2-е испр. изд.- Francfurt a. M.; L., 1847). Дж. Бьянкини († 1764) в предисловии к одному из томов Liber Pontificalis издал Веронский Сакраментарий, составление которого он приписал свт.

http://pravenc.ru/text/2110586.html

Что касается западного монашества, то нравственная порча, господствовавшая во всех сферах западной церковной жизни, коснулась и его. Правила Бенедикта Нурсийского были забыты. Монастыри, во главе со своими аббатами, подобно епископам ставшие в вассальные отношения к королям и князьям, приобрели большие имения, а чрез них и богатства. Общение имущества прекратилось; монахи начали вести жизнь роскошную и распущенную. Об умственном и физическом труде не было речи. Аббаты монастырей, подобно светским вассалам, занимались охотой, ходили на войну со своими феодалами и так далее. Вследствие такого извращения монастырской жизни явились попытки восстановить древний устав Бенедикта Нурсийского . Из таких попыток заслуживают внимания следующие. Один французский аббат, Бенедикт Анианский († 821 г.), редактировал вновь устав Бенедикта Нурсийского и стал было вводить его в монастырях западной Франции, порученных ему Людовиком Благочестивым, но не имел успеха. Это была первая конгрегация, когда несколько монастырей было соединено под управлением одного общего настоятеля. Удачнее была попытка аббата Бернона, прежде бургундского графа. В 910 году он основал монастырь в Клюньи, в Бургундии, в котором ввел устав Бенедикта. Его преемник Одон († 942 г.) распространил клюнийские порядки в других монастырях, так что составилась новая конгрегация монастырей под управлением клюнийского аббата. Монахи этой конгрегации с успехом занимались воспитанием детей и приобрели большое влияние на общество. Все эти попытки направлены были к тому, чтобы преобразовать монашество по правилам Бенедикта. Но в начале XI века были даже попытки восстановить древнее восточное отшельничество. Некто Ромуальд, из рода герцогов равеннских, начал вести пустынническую жизнь на Апеннинах, собрал вокруг себя таких же ревнителей благочестия и в 1018 году основал в равнине Мальдоли монашеское общество, известное под названием Камальдольского ордена. Это второй монашеский орден в Западной Церкви после Бенедиктинского. Монахи этого ордена отличались строгостью жизни. Глава VI. Отпадение Западной Церкви от союза с Восточною

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вскоре святой основал мон-рь Инден (позднее Корнелимюнстер) (Ibid. 35//Ibid. P. 215; Chronicon Moissiacense. Anno 814//MGH. SS. T. 1. P. 311). Согласно свидетельству Ардона, Людовик Благочестивый наделил Бенедикта Анианского властью над всеми мон-рями империи. Однако, по мнению совр. историков, это была не формальная должность генерального настоятеля, а скорее функции координатора реформ ( Geuenich. 1989). Ардон сообщает, что Бенедикт Анианский вместе с другими аббатами и монахами принял ряд постановлений, которые затем были представлены императору (Vita Benedicti abbatis Anianesis et Indensis auctore Ardone. 36//MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 215). Вероятно, эти предложения были рассмотрены Ахенскими Соборами (авг.-сент. 816 и июль 817), которые приняли решение о том, что все монашеские общины должны следовать не только единому монашескому уставу (una regula), но и единым обычаям (una consuetudo), тогда как каноники, канониссы и члены других немонашеских общин могут руководствоваться собственными уставами (в частности, были приняты «Institutio canonicorum» и «Institutio sanctimonialium» - MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 308-456). Сохранились список вопросов, рассматривавшихся на Ахенском Соборе 816 г. (Statuta Murbacensia), и частная запись его решений (т. н. Руанский документ) (изд.: Corpus Consuetudinum Monasticarum. Siegburg, 1963. Vol. 1. P. 435-436, 441-450). Капитулярий Людовика Благочестивого, изданный после синода 816 г., сохранился в 3 рукописях IX-XII вв. (изд.: Ibid. P. 457-468). Постановления Ахенского Собора 817 г. изложены в капитулярии Людовика Благочестивого (изд.: Ibid. P. 473-481). Решения обоих Соборов представлены в капитулярии, известном как «Collectio capitularis», или «Правила Бенедикта Анианского», который в средние века неоднократно копировался и рассматривался как основной документ ахенской реформы (изд.: Ibid. P. 515-536). При этом в Анналах королевства франков нет упоминаний об этих Соборах. В них говорится лишь об Ахенском Соборе 818 г., на котором были рассмотрены некие вопросы, относящиеся к Церкви и монашеству (Annales regni Francorum.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

свящ. Св. Антоний Вел. Одесса. 1906; стр. 106.    С именем пр. Антония дошли до нас впрочем и письменные правила. Их приводит Бенедикт Анианский (IX в.) в Codex regularum; в несколько другой редакции они открыты в арабской рукописи в XVII в. (обе редакции изд. у Миня, Patrol. s. gr, t. 40; рус. пер. Христ Чт 1880 г., ч. 37). Но подлинность этих правил сомнительна, п.ч. о них не упоминают св. Афанисий и бл. Иероним, п.ч. писанные правила для иноков расходились бы с общим взглядом пр. Антония на подвижничество; правила и проникнуты совершенно не духом преп. Антония; в них не отразились богословские воззрения пр. Антония (демонология, полемика с арианами); они предполагают очень сложный для эпохи Антония строй монастырской жизнь: подчинение игумену, храму, заседания братии, монастырские земли, монашеское одеяние с символическим значением. и т.п. «Правила» представляют компиляцию иноческих уставов пр. Пахомия, Исаии и др. с мыслями пр. Антония. Лобачевский. Св. Ант. 168 и д.    В Лавс. 23 Макарий (не Егип. и не Алекс., а ученик пр. Антония) представляется не игуменом или аввою монастыря, а простым послушником пр. Антония. Иначе Лобачевский. Св. Ант. В., 118.     Руфин, Ист. монах. 30 и др.    Лавс. 7.     Руфин, Ист. мон. 21.    Лавс. 7.    Лавс. 19.     Руфин, Ист. мон. 22.    Лавс. 19.     Руфин, Ист. мон. 22.    Др. пат. VII, 56.    Др. пат. VIII, 25.    Изр. св. ст. Ис. Кел. 8.    Изр. св. ст. Фока 1.    Лавс. 19.    Изр. св. ст. Фока 1.    Навещал пр. Антония: Изр. св. ст. Мак. Ег. 4.     Руфин, Ист. мон. 29.    Изр. св. ст. Моис. I. Пиор. 3.    Изр. св. ст. Копр. 3.    Др. пат. VII, 23 (19). Изр. св. ст. Арс. 16.    Изр. св. ст. Иоан. Колов 6.    Лавс. 18.     Кассиан, Собеседование (Collatio) II, 18—21.    Там же, гл. 25—26.    Изр. св. ст. Ахил. 3.    Луг духовный, гл. 112.    Изр. св. ст. Вен. 1.    Там же, 2.    Др. пат. IV, 64 (54).    При таком образе жизни неудивительна полная нестяжательность в монастыре. «Одни знатный человек из какой-то страны принес с собою много золота и просил пресвитера Скитского раздать его братии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

34 дня в период Великого поста содержат молитву super populum. На Светлой седмице (а также на памяти апостолов Иоанна, Петра, Павла и Андрея и на Рождество Иоанна Предтечи) выписаны молитвы вечерни. Дополненная ред. H появилась в 810-815 гг. в Септимании. Ранее автором этого дополнения считался Алкуин, но Дезюс доказал, что дополнения и исправления в ред. H были внесены Бенедиктом Анианским ( 821) (итог исследований см.: Deshusses. 1971. P. 61-74). Молитвам и чинам дополнения предшествует небольшой вступительный текст, называемый по первому слову Hucusque, в к-ром объясняются причины их включения в текст Г. С. Дополнение делится на 2 части. В 1-ю входят чин пасхального бдения с благословением свечи (Exultet) и службой чтений; вигилия Пятидесятницы; крещальная литургия; 37 формуляров для воскресных месс в течение года; 6 формуляров месс будних дней; общая служба святым; чины поставления клириков и посвящения дев и вдов; освящение богослужебной утвари; вотивные мессы за короля, клириков, монахов; мессы на разные случаи; чины покаяния; заупокойные службы; экзорцизмы и благословения воды и даров природы; различные монашеские чины. 2-я часть включает 221 префацию (в т. ч. 5 для периода Адвента, что указывает на галликанскую практику) и 52 епископских благословения перед Причащением (также из галликанской традиции). Хотя в Hucusque в качестве дополнения были также заявлены молитвы на поставление низших чинов (свещеносец, чтец, экзорцист, аколуф и иподиакон), в результате они оказались рассеяны по всему тексту Сакраментария. В основном дополнительный материал заимствован из Сакраментария Геласия VIII в. Рукописную традицию дополненного Г. С. см.: Vogel. 1986. P. 90-91. После 850 г. Hucusque перестали переписывать, а весь материал из приложения был распределен по основному тексту. К этому времени Г. С. использовался практически повсеместно в пределах распространения рим. обряда. В X в. обновленный Г. С. вернулся в Рим и стал основой для рим. Миссала. Ист.: Deshusses J. , é d. Le sacramentaire grégorien: Ses principales formes d " après les plus anciens manuscrits. Fribourg, 1971, 19792. Vol. 1; 1979, 1982. Vol. 2, 3. (Spicilegium Friburgense; 16, 24, 28).

http://pravenc.ru/text/Григория ...

на Песн, II, предисл., II.2 и др.). В целом толкование и изучение Священного Писания было делом всей жизни Беды (Церк. ист., V.24) и стало большим его вкладом в последующую традицию. 10. Влияние Слава Беды быстро распространилась из Британии по всему Западу, и его сочинения вместе с сочинениями других великих Отцов Церкви утвердили влияние Беды на протяжении средних веков. Еще при жизни Беды его соотечественники во главе с Бонифацием, архиепископом Могунтинским считали его одним из проницательнейших экзегетов. После смерти Беды его экзегетические труды оказали сильное влияние на сочинения Лулла, архиепископа Могунтинского, Алкуина, Смарагда, Рабана Мавра, Пасхазия Радберта, Валафрида Страбона, Ноткера Заику и других авторов. Иона, епископ Орлеанский относил Беду к числу Отцов Церкви. В конце X в. Адельфрид Мальмсберийский при составлении двух первых сборников своих гомилий многое заимствовал у Беды. В XIII в. Фома Аквинский часто ссылался на комментарии и гомилии Беды в своей Catena Aurea (“Золотая цепь”). Комментарии и гомилии Беды на Западе использовались также для чтения за вечерним богослужением. К трудам Беды обращались литургисты, такие, как Амаларий из Метца и Флор Лионский, догматисты и канонисты, такие, как Луп Феррарский, Ремигий, епископ Лионский, и Гинкмар, архиепископ Реймский, аскетические авторы, такие, как аббат Бенедикт Анианский и др. Исторические сочинения Беды также были в поле зрения последующих авторов. Хронику Беды широко использовали в своих хрониках Павел Диакон, положивший ее в основу своей Римской Истории и Истории Лангобардов, Фрекульф, Адон, архиепископ Венский и Регинон Прюмский (X в.). Церковная история англов также использовалась Павлом Диаконом в его Житии святителя Григория Великого, а после него Иоанном Диаконом в одноименном житии, а также епископом Радбодом, Гугбальдом и Гинкмаром, архиепископом Реймским. Рабан Мавр в своем трактате Об исчислении заимствовал целые страницы из трактата Беды О порядке времен. Адельфрид Мальмсберийский в свою очередь перевел трактат Беды О временах на английский, а Герик Оксерский дополнил его глоссами. Риторико-грамматические и натурфилософские сочинения Беды не оказали столь значительного влияния на последующую традицию. Его трактат О правописании нашел отражение в одноименном трактате Алкуина, а Бридферт (X в.) обязан своим авторитетом математика глоссам, которые он составил к трактатам Беды О природе и О порядке времен. В XIII в. Фома Аквинский в своей Summa Theologiae (Ia, 65–67) неоднократно ссылался на космологические исследования Беды.

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Людовику во время его восшествия на императорский престол было 36 лет от роду. В своем детстве он был коронован папой Адрианом в качестве короля своей родной провинции, Аквитании. В течение многих лет он управлял этой страной, и пользовался высоким уважением за справедливость и способность в своем управлении. Он был человек храбрый, ученый и образованный, добросердечный, нежный и глубоко религиозный. Но когда из соподчиненного королевского положения он поставлен был во главе империи, в его характере начали проявляться раньше не замечавшиеся недостатки. Его благочестие было значительно окрашено суеверием; он уже и раньше считал своим долгом отказаться от изучения классической литературы ради чисто религиозной, и если бы не запрещение отца, то он сделался бы монахом, подобно своему двоюродному деду Карламану. Он не имел решимости или энергии, не обладал знанием людей, и легко мог сделаться жертвой интриг. В Аквитании Людовик был окружен собственным двором, и его старые советники продолжали удерживать свое положение и по восшествии его на императорский престол. Главным из них был Бенедикт Анианский, суровая добродетельность которого не могла не смущаться той распущенностью, которая, по примеру Карла Великого, развилась в императорском доме в течение последних лет последнего царствования. Людовик сразу же решил преобразовать все это, изгнав из дворца своих сестер и их любовников, вместе с другими лицами заведомо легкой репутации. He были пощажены и государственные люди, находившиеся в близком отношении с Карлом Великим. Среди них наиболее важными были три брата, родственники королевскому дому, именно, Адельгард, Вала и Бернард 2939 . Адельгард еще в своей юности оставил двор Карла Великого по неудовольствию на развод ломбардской королевы, и вступил в Корбейский монастырь, где он и сделался аббатом. В позднейшие годы он приобрел могущественное влияние на великого императора; он был главным советником его сына, Пипина, в управлении Италией, и вместе с Валой советовал Карлу Великому назначить сына Пипина, Бернарда, наследником императорского престола предпочтительно перед Людовиком. Адельгард и младший брат были изгнаны; граф Вала был принужден сделаться монахом в аббатстве, из которого удален был Адельгард, и таким образом положено было основание продолжительной вражде между государственными людьми старого и государственными людьми нового царствования.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Покаянник, приписываемый Феодору Кентерберийскому, считает одним из пунктов различия между восточными и западными монахами между прочим то, что в то время, как латиняне имели рабов, греки не имели их. Восточные монахи сами исполняли работы, которые на Западе сваливались на рабов. При вступлении в монашескую жизнь, владетельные лица обыкновенно освобождали своих рабов, и некоторые учители, как Исидор Пелусиот , в V столетии 2925 , и Феодор Студит в IX-м, подвергали сомнению, или даже совершенно отрицали законность иметь такую собственность 2926 . На Западе по временам также бывали случаи подобного рода. Так, Вильфрид, овладев островом Селсеем, освободил всех крепостных, привязанных к земле, и Бенедикт Анианский, идеи которого главным образом заимствованы были из восточных монашеских уставов, получая в дар землю для своих монастырей, отказывался принимать с ней крепостных 2927 . Почти в том же духе было постановление собора халхитского, в 816 году, по которому епископ при своей смерти должен был освобождать тех из своих английских рабов, которые были низведены в рабство при нем 2928 . Но обычная практика на Западе была совершенно иною. В случаях приношения земли церкви рабы обыкновенно переходили к ней вместе с землей, как и в других сделках. Епископы, в интересах собственности своих церквей, были удерживаемы от освобождения принадлежащих им крепостных; 4-ый собор толедский (в 633 г.) объявил такое освобождение ограблением церкви; он постановил, что следующий епископ должен восстановить свое право над всеми лицами, которых его предшественник так незаконно освободил, и что всякий епископ, желающий освободить раба, должен вознаградить церковь подставлением другого вместо него 2929 . Один более ранний собор (агдийский, от 506 года) также ограничил право епископов отчуждать рабов и в духе, совершенно противоположном восточным принципам, запрещал монахам отпускать своих рабов на волю, «дабы они не праздновали в то время, как монахи работают» 2930 . Бывали даже случаи, что некоторые лица, в духе ли ошибочного благочестия, или из соображения выгод и невыгод этих двух состояний, добровольно отдавали себя в своих подчиненных в рабство какой-либо церкви, и для утверждения такого акта существовали особые формы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2-я часть состоит из сочинений В. Б. и содержит разные по жанру произведения: трактат «О тщетности мирской мудрости», по жанру близкий к гомилии; 3 произведения под общим названием «Речения Валерия к блаженному Донадею» (Dicta Valerii ad beatum Donadeum scripta), посвященные откровениям бергиденских монахов: видения рая и ада мон. Максиму, видения преисподней мон. Бонеллу и видение небесной славы Христа мон. Бальдарию; автобиографические «Рассказы Валерия» (Valerii narrationes) из 3 частей: «Чин сетования» (Ordo querimonie), «Возобновление рассказа от начала монашеской жизни» (Replicatio sermonum a prima conversione) и небольшое произведение «О том, что осталось от предшествовавших сетований» (Quod de superioribus querimoniis residuum sequitur), представляющее собой апологию отшельнической жизни, аскетическим идеалом к-рой является образ прп. Арсения Великого . Эпитамероны к «Рассказам Валерия» содержат краткую историю притеснений В. Б. Кроме эпитамеронов В. Б. принадлежит «Молитвенное обращение к святым апостолам» (Conversio deprecationis ad sanctos apostolos); каждый стих и большая часть его слов начинаются с лат. буквы «Р» - указания на имена апостолов Петра и Павла. В «Эпитамероне о некоторых увещеваниях или вопросах» (Epitameron de quibusdam admonitionibus vel rogationibus) в поэтической форме дается нравственное назидание христианам: в наставлении клирикам все строки начинаются с лат. буквы «С» (от clerici), судьям - с «I» (iudices), женщинам - с «M» (mulieres), священникам - с «S» (sacerdotes); в наставлении к епископам начало каждой строки соответствует порядку букв лат. алфавита от «А» до «V». Поэтическое соч. «О первых пятнадцати псалмах» представляет собой переложение псалмов посредством извлечения из каждого 1-2 фраз. Трактат «О покаянии монахов» (De monachorum poenitentia) является извлечением из лат. версии соч. «Жизнь отцов» Мартина , еп. Браги. К нему примыкает соч. «О седьмом виде монашествующих» (De septimo genere monachorum); В. Б., следуя учению Исидора , еп. Севильского, выделяет 6 видов монашествующих и добавляет 7-й вид - лжемонахов, называя так тех, кто, приняв обеты, продолжал жить в угоду страстям. Это произведение было включено св. Бенедиктом Анианским в его соч. «Согласование монашеских правил» (Concordia regularum 3, 7). В целом для аскетики В. Б. характерна ориентация на егип. монашескую традицию.

http://pravenc.ru/text/153983.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010