Сохранилась обширная переписка Б. А. Соч.: Benedictus Anianensis. Opera omnia//PL. 103. Col. 390-1420; Consuetudines monasticae/Ed. B. Albers. Monte-Cassino, 1907. T. 3; Epistola Indensium//MGH. Scr. T. 15. Pars 1. P. 219-220; Idem//MGH. Epist. T. 4. P. 561-563; Benedicti Anianensis Concordia Regularum//Corpus christianorum. Turnhout, 1999. Vol. 168. Ист.: Vita Benedicti abbatis Anianensis et Indensis auctore Ardone//MGH. Scr. T. 15. Pars 1. P. 198-220; Idem//PL. 103. Col. 351-390; Appendix: Caroli Magni et Hludovici cartularia//Ibid. Col. 1419sq. Лит.: Hardy F. La vie et l " œuvre de St. Benoît d " Aniane. P., 1888; Dulcy S. La règle de St. Benoît d " Aniane et la réforme monastique à l " époque carolingienne. Nîmes, 1935; Schmitz Ph. Histoire de l " ordre de St. Benoît. Maredsous, 1948. T. 1. P. 97-104; Semmler J. Reichsidee und kirchliche Gesetzgebung bei Ludwig dem Frommen//ZKG. 1960. Bd. 71. S. 37-65; idem. Die Beschlüsse des Aachener Konzils im Jahre 816//Ibid. 1963. Bd. 74. S. 15-82; idem. Benedictus II: una regula, una consuetudo//Benedictine Culture, 750-1050/Ed. W. Lourdaux, D. Verhelst. Leuven, 1983. P. 1-49; Etaix R. Un florilège ascétique attribué indument à St. Benoît d " Aniane//RBén. 1978. Vol. 88. P. 248-260; Boshof E. Einheitsidee und Teilungsprinzip in der Regierungszeit Ludwigs des Frommen//Charlemagne " s Heir: New Perspecives on the Reign of Louis the Pious (814-840). Oxf., 1990. S. 161-189; Омэнн Дж. Христианская духовность в католической традиции. Рим; Люблин, 1994. С. 109-112; Усков Н. Ф. Христианство и монашество в зап. Европе раннего средневековья. СПб., 2001. С. 288-289. Д. В. Зайцев Рубрики: Ключевые слова: АНГИЛЬБЕРТ (ок. 750-814), капеллан, франк. имп. Карла Великого, деятель Каролингского возрождения, св. (пам. зап. 18 февр.) ЕКАТЕРИНА СИЕНСКАЯ (1347 - 1380), католич. визионерка и мистик, учитель Римско-католической Церкви, св. католич. Церкви (пам. 30 апр.; в Сиене - 29 апр.) АНДЖЕЛИКО Фра Джованни да Фьезоле (в миру Гвидо ди Пьетро; между 1387 и 1400-1455), итал. живописец и миниатюрист, приор доминиканского мон-ря Сан-Марко во Флоренции, св. католич. Церкви, (пам. 18 марта)

http://pravenc.ru/text/78058.html

А. предписывал монахам ежедневное чтение из этих уставов, книга, в т. ч. и из-за ее объема, не пользовалась особым вниманием со стороны средневек. монашества. Большей популярностью пользовалось соч. «Согласование уставов» (Concordia Regularum), комментарий на бенедиктинский устав, к-рый Б. А. рассматривал по главам (кроме 9-16) с приведением параллелей из др. монашеских уставов. Помимо практической функции унификации форм монастырской жизни Б. А. считал важным продемонстрировать единство бенедиктинского устава и всей аскетической традиции; весь корпус монашеских правил святой предпочитал рассматривать как единое целое, лишенное фундаментальных противоречий. Бенедиктинский устав, исторически связанный с вост. традицией, казался Б. А. более удачным и подходящим для устройства монашеского общежития. Он внес в него ряд изменений, главной тенденцией к-рых было увеличение роли молитвы и сокращение времени, отведенного для физического труда. Эта тенденция была продолжена начавшейся в X в. клюнийской реформой . Из догматических произведений Б. А. сохранились 3 опровержения адопцианства, написанные в 90-х гг. VIII в.: «Облачко свидетельств» (Testimoniorum nubecula), «Исповедание веры» (Confessio fidei) и «Рассуждение против нечестия Феликса» (Disputatio adversus Felicianam impietatem). В адопционистской полемике он в основном повторяет аргументы Алкуина. Б. А. также принадлежат 2 сборника изречений из творений святых отцов, а также соч. «О добродетелях» (De virtutibus). Ардон упоминает о составленном Б. А. гомилиарии, компиляции из проповедей церковных авторов («из гомилий святых учителей»//Vita. 53), к-рый он предписывал читать во время вечернего собрания монахов. Однако принадлежность его Б. А. сомнительна (издан Л. Хольстеном в Риме в 1661 под именем Б. А.- см.: Neufoille J. Les éditeurs des «Regula Patrum»: St. Benoît d " Aniane et Lukas Holsten//RBén. 1966. Vol. 76. P. 327sq.). С именем Б. А., вдохновителя и, возможно, редактора, связан также ряд имп. и соборных постановлений, касающихся монашеской реформы.

http://pravenc.ru/text/78058.html

Вероятно, ок. 802 г. Адальхард вступил в полемику со св. Бенедиктом Анианским по вопросам монашеской дисциплины, за которыми скрывалась проблема введения единого устава во всех франк. мон-рях. Так, Адальхард полагал, что мирянин, желающий стать монахом, должен получить тонзуру до истечения 1-го года жизни в мон-ре (желательно в течение первых 2 месяцев) и только после этого проходить новициат, тогда как Бенедикт Анианский требовал, чтобы новиций получал тонзуру только через год и более пребывания в мон-ре. Адальхард разрешал бедным разделять трапезу с монахами в рефектории, но запрещал входить туда богатым мирянам (они вкушали пищу с аббатом); по мнению Бенедикта Анианского, в рефектории могли находиться только монахи. Адальхард допускал утренний сон после окончания вигилии; он считал запрещенной для монахов пищей не только мясо животных, но и жиры животного происхождения. Ритуальное омовение ног братии, по мнению Адальхарда, должно было совершаться в полном молчании. В 809 г. вместе с Бернхарием (Бернардом) Вормсским и аббатом Смарагдом Адальхард доставил в Рим акты Ахенского Собора, на котором обсуждался вопрос об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (Annales regni Francorum. a. 809//MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 129). В 811 г. его назначили регентом при Бернарде, буд. короле Италии (Die Translatio S. Viti martyris. Münster, 1979. S. 36-37), для к-рого Адальхард, вероятно, написал трактат «De ordine palatii», впосл. положенный в основу одноименного сочинения архиеп. Гинкмара Реймсского. После смерти Карла Великого в 814 г. по неясным причинам (видимо, из-за дворцовых интриг или династических споров) Адальхард был сослан в мон-рь Нуармутье ( Paschas. Radb. Vita Adalhardi. 32//MGH. SS. T. 2. P. 527). Его братья и сестра также были отправлены в ссылку в мон-ри: Вала стал препозитом в К., Бернхария отправили в аббатство Лерен , а Гундраду - в жен. мон-рь Св. Креста в Пуатье. Несмотря на ссылку Адальхарда, имп. Людовик Благочестивый грамотой от 29 янв. 815 г. подтвердил привилегии К. Преемником Адальхарда I стал Адальхард II (814-821), к-рый выступил инициатором основания мон-рей в Саксонии для более успешной христианизации этого региона (подробнее см. в ст. Корвей ).

http://pravenc.ru/text/2057224.html

В нач. IX в. на смену Древнему и Франкскому Г. на всем лат. Западе, за исключением Миланского архиеп-ства (сохраняющего свои особенности богослужения вплоть до наст. времени - см. ст. Амвросианский обряд ) и Иберийского п-ова (где унификация репертуара последовала в кон. XI в.), пришел т. н. Новый Г., составленный в нач. IX в. в Сев. Франции в ходе литургических реформ в правление Людовика Благочестивого, предположительно Бенедиктом Анианским ( 821), по др. версии - Валафридом Страбоном ( 849). Древнейшие сохранившиеся списки Нового Г. относятся к IX-X вв.: Österreich. St. Paul Stift. 25.2.31b; Karlsruhe. Badische Landsbibl. Aug. CXCV; Düsseldorf. Landes- und Stadtbibl. B. 3; Köln. Erzbischöfliche Diözesan- und Dombil. 106; Manchester. John Rylands University Lib. Deansgate Branch. 116; Trier. Stadtbibl. 1245/597, а также т. н. Босуортская Псалтирь (Lond. Brit. Lib. Add. 37517) и Дарэмский Ритуал (Durham Cathedral. A.IV.19) ( Gneuss. 1974. P. 413). В состав Нового Г. входят как произведения IV-VI вв.: «A solis ortus cardine» Седулия , «Pange lingua» и «Vexilla regis» Венанция Фортуната , части из «Liber cathemerinon» Пруденция , так и Г., созданные в каролингскую эпоху, напр. «Ut queant laxis» и «Veni creator Spiritus», приписывающиеся традицией соответственно Павлу Диакону и Рабану Мавру . Новый тип книги включает в себя дополнительные гимны для вечерни и ночной службы в разные дни недели, праздники и дни памяти святых в течение года. Первоначальный репертуар Нового Г. насчитывал 41 песнопение, к кон. IX в. он увеличился до 62, в X в. он составлял ок. 100, в XI в.- от 200 до 300 гимнов. Расширение репертуара происходило гл. обр. путем составления особых гимнов для отдельных дней недели и для малых часов, для летнего и зимнего периодов, для дней памяти святых (особенно в многочисленных новых службах). Выявление нового репертуара затрудняется во-первых тем обстоятельством, что и старые, и новые тексты могли быть распеты как на традиционные, так и на вновь составленные мелодии, а во-вторых явлением divisio - делением пространных гимнов на группы строф в качестве отдельных песнопений, напр. для различных служб в рамках одного литургического дня.

http://pravenc.ru/text/165009.html

Распространение рим. чина К. во франкских землях происходило стихийно, наиболее важную роль в этом сыграли англо-саксонские миссионеры, в частности св. Бонифаций , архиеп. Майнцский († 754), а также инициатива отдельных епископов, поклонников рим. традиции. В галликанской традиции не сформировалась система предкрещальной подготовки в виде испытаний, оглашение либо проводилось бессистемно, либо сокращалось до периода Страстной седмицы. Поэтому «римским» считалось любое чинопоследование К., в котором присутствовали следы практики 7 испытаний. Особой проблемой это стало для Карла Великого и его советников, проводивших литургическую реформу, т. к. в присланном из Рима «аутентичном» Сакраментарии Григория (Hadrianum) системы испытаний не было. Поскольку, согласно Капитулярию Карла Великого 789 г., полагалось крестить только по рим. чину (Duplex legationis edictum. 23//MGH. Capit. T. 1. P. 64; ср. также постановление Арно , архиеп. Зальцбургского, о том, что К. должно совершаться лишь дважды в год - на Пасху и на Пятидесятницу и только по рим. чину: Ibid. P. 198), в качестве альтернативы в державе Каролингов стали распространяться т. н. смешанные редакции Сакраментария Геласия и Ordines Romani, содержащие чин К., основанный на Ordo Romanus XI. При этом, судя по ответам на разосланные по диоцезам вопросы Карла Великого о чине К., стремления унифицировать чинопоследование не было. Более того, ни одно из толкований чина К. каролингского времени не соответствует полностью чинам из Сакраментария Геласия или Ordo Romanus XI. Хотя 4-й канон Майнцского Собора 813 г. подтвердил, что на приходах чин К. необходимо совершать в согласии и единообразно с рим. чином, т. е. К. должно предшествовать испытание (MGH. Conc. Kar. Bd. 1. S. 261), вскоре было принято уточнение, что испытания совершаются только там, где это возможно (1-й канон Concordia episcoporum (813); см.: Ibid. S. 297). Вероятно, в приходской практике вместо торжественного пасхального чина К. регулярно использовались сокращенные чинопоследования или чин К. больных. Так, Бенедикт Анианский составил дополнение к Сакраментарию Григория на основе Желлонского Сакраментария ( Deshusses J., e d. Le sacramentaire grégorien. Fribourg, 1982. Vol. 3: Textes complémentaires. P. 95-111). Этот чин К. представлен в рукописях в неск. вариантах, но обычно присутствуют следующие элементы: молитва начала оглашения, благословение соли, экзорцизм, начертание знака креста на лбу, отречение от сатаны, исповедание веры, экзорцизм, дуновение, Символ веры, экзорцизм, обряд Еффафа, помазание елеем, освящение воды, погружение, облачение в белые одежды.

http://pravenc.ru/text/крещение.html

известные последователи Антония почитали его и сохраняли его наставления, то они могли и сами, делая наставления своим ученикам, внушать им тоже самое, что слышали от своих учителей, или же ученики их, записывая произведения их после их смерти, могли смешать эти устные беседы их с беседами такого же характера, принадлежащими другим известным подвижникам. Этим может быть объясняемо сходство аскетических наставлений Антония в его XX речах с такого же рода наставлениями других подвижников. При всем том XX речей Антония не заключают в себе указаний на позднейшие монашеские обычаи; поэтому, хотя их и возможно считать подвергшимися некоторым изменениям и примеси, однако положительных оснований для этого не имеется. Эти речи, равно как и письма Антония, сравнительно с другими произведениями, приписываемыми Антонию, сохранились в наибольшей чистоте. Антонию приписываются еще правила или каноны духовным детям своим монахам 373 (regulae sive canones ad filios suos spirituales monachos). Правила эти переведены Авраамом Енхелленским с арабской рукописи и изданы 1646 г. в Париже вместе с другими произведениями Антония. Эти же правила в несколько измененной редакции находятся и в древнем кодексе Бенедикта Анианского. Те и другие параллельно друг другу помещаются у Галланди и Миня. Полное заглавие этих правил (по кодексу Авраама Енхелленск.) такое: «тому, кто хочет носить иго монашества, я предписываю следующие правила, которые изрекает Господь устами моими. Всякий монах должен исполнять их и кто одну из заповедей этих разрушит, меньшим наречется в царстве небесном» ( Mamф. V, 19 ) 374 . Таким образом заглавие их показывает безусловную обязательность их для монахов. Из содержания этих правил открывается, что многие из них позднейшего происхождения и не соответствуют духу наставлений Антония; многие из них предполагают такой порядок и образ жизни монахов, который установился в монастырях общежительных и только некоторые по содержанию своему сходны с наставлениями пр. Антония. Прежде всего, что касается самого заглавия правил, предписывающего всеобщую обязательность их, то нужно заметить, что это заглавие прямо противоречит свидетельству в «vita S. Antonii», где говорится, что Антоний правил для жизни отшельников не устанавливал, внушая им жить только согласно с писанием 375 . По этому же заглавию оказывается, что Антоний несоблюдение даже одного из рекомендованных будто бы им правил считал настолько важным, что нарушителя их признавал недостойным царства небесного. Заглавие этих правил, составленных и записанных позже Антония, сделано каким-нибудь монахом – начальником монастыря, желавшим придать больше авторитета этим правилам и освятить их именем пр. Антония. Затем, обращаясь к содержанию этих правил, мы видим с одной стороны значительное несоответствие их с образом жизни Антония и его первых учеников, а с другой – весьма значительное сходство многих из этих правил с правилами других известных подвижников, назначавшимися для монастырей общежительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Однако эта реформа, являясь следствием процесса многовековой дифференциации различных укладов жизни (norma vivendi) религ. сообществ, объединявших не только монахов, но и клириков и благочестивых мирян, в большей степени имела институциональный характер: ее главной задачей было разделить регулярные и нерегулярные общины, т. е. монахов и каноников, легитимировав тем самым 2 основные формы общежития (vita communis) и установив для каждой из них свои нормы. Бенедиктинский устав сыграл здесь роль унифицирующего фактора, отличавшего монашество как «сословие». Кроме того, реформа имп. Людовика Благочестивого и св. Бенедикта Анианского была инициирована сверху (ее следует рассматривать как 1-ю и единственную в истории попытку масштабного адм. вмешательства имп. власти в жизнь зап. монашества). Клюнийские аббаты-реформаторы и современные им представители др. движений монашеской реформы, напротив, действовали по собственной инициативе и из внутренних побуждений, что в немалой степени определило их успех. Провозгласив целью духовное обновление монашества (restauratio coenobiorum), они рассматривали бенедиктинский устав, регламентирующий образ жизни монахов, как действенный инструмент воплощения реформы: строго следуя уставу, монашество должно очиститься от мирского. Противопоставление аскетического образа жизни монахов порокам и «злу роскоши» присутствовало как в сочинениях св. Одона, так и в позднейшей клюнийской агиографии (Житие св. Бурхарда (BHL, N 1482), жизнеописание кор. Роберта Благочестивого ( Helgaud de Fleury. Vie de Robert le Pieux/Éd. R.-H. Bautier, G. Labory. P., 1965) и др.). Более того, св. Одон рассматривал аскезу как единственное средство исправления (correctio) монашества, ибо только она ведет к духовному совершенству (vita perfecta) и уже на земле приближает человека к Богу. В совершенстве своей жизни монахи становятся подобны «блаженным ангелам» (monachi perfecti sunt, beatis angelis assimilantur) и «воинству небесному» (coelestis militia); следуя бенедиктинскому уставу, они поднимаются над суетным миром.

http://pravenc.ru/text/1841532.html

A. 819//MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 150). О Соборе 817 г. упоминается в 2 хрониках (Chronicon Laurissense breve. A. 816//MGH. SS. T. 1. P. 122; Chronicon Moissiacense. A. 815//Ibid. P. 311-312) в связи с предписанием всем монахам об обязательном следовании Уставу прп. Венедикта Нурсийского. Еще один документ, связанный с ахенской реформой, «Записка о служениях монастырей» (Notitia de servitio monasteriorum), представляет собой список налогов и служений, к-рыми мон-ри были обязаны императору (изд.: Corpus Consuetudinum Monasticarum. Vol. 1. P. 493-499; см.: Kettemann. 1999). Для проведения ахенской реформы имп. Людовик Благочестивый назначил посланников (missi), которые должны были объезжать мон-ри и контролировать соблюдение имп. предписаний (ср. более ранние постановления: 20-й канон Майнцского Собора - MGH. Conc. T. 2. Pars 1. P. 266-267). Аббатство Корвей. Основано в 815 или 816 г. Аббатство Корвей. Основано в 815 или 816 г. Роль св. Бенедикта Анианского в проведении реформы до конца неясна. Согласно Ардону, Бенедикт Анианский составил дополнения к Уставу прп. Венедикта Нурсийского для его применения на практике (Vita Benedicti abbatis Anianesis et Indensis auctore Ardone. 36-38//MGH. SS. T. 15. Pars 1. P. 215-217). Однозначно можно сказать только, что Бенедикт Анианский развивал идею единого устава для всех мон-рей (forma unitatis - Ibid. 36//Ibid. P. 215-216), к-рую, видимо, от него воспринял имп. Людовик Благочестивый. Дабы доказать превосходство Устава прп. Венедикта Нурсийского над др. монашескими уставами, Бенедикт Анианский составил компиляцию всех известных ему уставов (Ibid. 38//Ibid. P. 216-217), сравнив их с Уставом прп. Венедикта. Его труд сохранился в 2 редакциях - «Concordia regularum» (старое изд.: PL. 103. Col. 701-1380; новое изд.: Concordia regularum/Ed. P. Bonnerue. Turnhout, 1999. 2 Bde. (CCCM; 168, 168A)) и «Codex regularum» из аббатства св. Максимина в Трире (Monac. lat. 28118, IX в.; изд.: PL. 103. Col. 393-665). В 817 г. Бенедикт Анианский вместе со своим сторонником Арнульфом, аббатом Нуармутье, отправился в монастырь св.

http://pravenc.ru/text/1681117.html

950 г. мон. Гиацинтом по указанию аббата Алигерна (Cassin. 269). В др. манускрипте, созданном ок. 920 г. по распоряжению аббата Иоанна, собраны аскетические и исторические сочинения (Cassin. 175). Рукопись открывается миниатюрой с изображением Иоанна, к-рый вручает книгу св. Бенедикту, восседающему на престоле рядом с ангелом. Основную часть манускрипта занимает Устав св. Бенедикта с комментарием Хильдемара из Корби (40-е гг. IX в.), приписанным Павлу Диакону (эта же редакция комментария сохр. в рукописях Cassin. 352 и 360 (сер.- кон. XI в.), вероятно, она происходит из Сев. Италии - см.: Zelzer K. Überlegungen zu einer Gesamtedition des frühnachkarolingischen Kommentars zur Regula S. Benedicti aus der Tradition des Hildemar von Corbie//RBen. 1981. T. 91. N 3/4. P. 373-382). Далее в рукописи содержатся т. н. Устав Бенедикта Анианского (CCM. T. 1. P. 515-536), письмо аббата Теодомара Карлу Великому, послание свт. Григория Великого о привилегиях мон-рей ( Greg. Magn. Reg. epist. V 47, 49), а также лекционарные указания (Bibliotheca Casinensis. 1873-1894. T. 4. P. 26-32) и монастырские «обычаи» - «Ordo Casinensis II» и «Memoriale qualiter» (CCM. T. 1. P. 177-282; см.: [Inguanez.] 1915-1941. Vol. 1. Pars 2. P. 258-260). Наличие в рукописи уставных текстов, связанных с реформой Бенедикта Анианского, позволяет предположить, что в М.-К. были известны и действовали постановления Ахенских Соборов 816-817 гг. ( Leccissotti. 1947. P. 275; Idem. 1956). Рукопись Cassin. 175 завершается исторической антологией, составленной из разнородных текстов. Ее основная часть известна как «Хроника св. Бенедикта» (Chronica S. Benedicti Casinensis). В ее состав входят относящиеся к М.-К. фрагменты «Истории лангобардов» Павла Диакона, подробное повествование о походе имп. Людовика II против сарацин (866-867) и о предшествовавших этому событиях в Юж. Италии (рассказ был составлен, вероятно, вскоре после посещения мон-ря имп. Людовиком II в 866), пересказ дарственной грамоты герц. Гизульфа II и его супруги Скауниперги, положившей начало монастырскому патримонию, хронологическая таблица герцогов и князей Беневенто и аббатов М.-К., а также перечни Римских понтификов, рим.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕНЕДИКТ АНИАНСКИЙ [лат. Benedictus Anianensis] (ок. 750 - 11.02.821, мон-рь Инден (совр. Корнелимюнстер)), св. (пам. зап. 11 февр.), реформатор католич. монашества. Основным источником сведений о святом является житие, написанное его учеником Ардоном Смарагдом вскоре после смерти Б. А. Вестгот по происхождению, он род. в семье Айгульфа, каролингского гр. Магелона (Септимания) и был назван именем Виттица. Образование получил при дворе франк. кор. Пипина Короткого . Потом находился на военной службе у Пипина и Карла Великого . В 773/74 г., во время военной кампании Карла в Италии, Виттица чуть не утонул, спасая своего брата, и дал обет уйти от мирской жизни. В тот же год он принимает постриг в мон-ре св. Секвана в Бургундии, взяв имя Бенедикт. После смерти настоятеля (779) ему было предложено занять это место, но он отказался и удалился из мон-ря. В одном из фамильных владений, на р. Аньян (близ совр. Монпелье), основал мон-рь в честь Спасителя (общепринятое название Аниан), где поначалу пытался установить строгое общежитие, основанное на правиле прп. Пахомия Великого . Его первые сподвижники, не вынеся строгости устава и требовательности настоятеля, разбежались по др. мон-рям. Вторая община, собравшаяся в Аниане, оказалась более стойкой. Б. А. оставался приверженцем традиций вост. аскетов: прп. Пахомия Великого, свт. Василия Великого , Иоанна Кассиана Римлянина , однако неск. смягчил строгость монастырского устава как в части распределения времени (братии отводилось больше личного времени на размышление и занятия), так и в том, что сохранялись определенные права на имущество, к-рым обладал каждый до вступления в мон-рь. Имя настоятеля Аниана становится со временем известно в мон-рях на юге Франкского королевства, Б. А. посещал окрестные мон-ри, повсюду проповедуя и увещевая монахов обратиться к строгому аскетическому образу жизни. После того как Б. А. стал настоятелем и его первый идеалистический опыт потерпел неудачу, при устройстве своей второй анианской обители Б. А. склоняется к уставу св. Венедикта Нурсийского. Грамота Карла Великого, данная Анианской обители в 787 г., свидетельствует, что к этому времени мон-рь жил уже по бенедиктинскому уставу. Анианское аббатство постепенно начинает выполнять функции образцового мон-ря в Каролингском гос-ве. В 787 г. Б. А. выстроил прославившуюся за пределами Септимании новую ц. Св. Троицы, отличавшуюся богатством украшения, к-рую современники сравнивали с храмом Соломона. В дальнейшем Б. А. стал одним из главных лидеров каролингской церковной реформы, суть к-рой состояла в стандартизации церковной жизни во всех областях - догматической, литургической, этической, экономической и т. п.

http://pravenc.ru/text/78058.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010