Предполагают, что первоначальным писателем книги Иова был сам Иов, каковое желание он и выразил в 23–24 стихах 19-й главы. Само содержание книги говорит о том, что мог написать ее только местный человек, участник описываемых событий. Это первоначальное повествование потом было переработано в художественную поэму боговдохновенным писателем из евреев. Иначе оно и не могло попасть в список священных книг. Написана книга Иова на чистом еврейском языке. Позже первоначальную запись об Иове нашли евреи при завоевании Вассана и переписали ее в сборник, вроде «книги Праведного», упомянутого в книге Иисуса Навина ( Нав. 10:13 ). Возможно, что царь Соломон обработал ее в настоящем виде, потому что в книге Иова есть много сходства с другими книгами Соломона – «Притчами» и «Екклесиастом». Иов упоминается в нескольких книгах Священного Писания, как великий праведник. Так, например, в книге прор. Иезекииля Иов ставится наравне с патриархом Ноем и пророком Даниилом ( Иез. 14:14–20 ). Апостол Иаков приводит Иова в качестве примера терпения: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слушали о терпении Иова и видели его конец от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» ( Иак. 5:11 ). Цель книги Иова – показать, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека. Иногда несчастья посылаются и праведникам для большего утверждения их в добре , для посрамления наветов дьявола и прославления правды Божией. Одним словом, книга Иова затрагивает глубокую и трудно понимаемую тему связи между праведностью и наградой, злом и наказанием. Кроме того, книга Иова обладает очень высокими литературными достоинствами. Во время своей болезни Иов высказал важное предсказание об Искупителе и о предстоящем воскресении мертвых: «Я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти узрю Бога. Я узрю его сам; мои глаза, а не глаза другого увидят Его» ( Иов. 19:25–27 ). Псалтырь Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтырь является самой драгоценной книгой Ветхого завета. Псалтырь – это книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности или боязни, в бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу. Св. Амвросий Медиоланский пишет: «Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песни псалмов она дышит преимущественно».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Тем более что, когда умер Авраам, Исаву и Иакову было по 15 лет! Авраам их обучал. Вот этим самым повелениям Божиим, уставам, законам, которые и сам исполнял. Он их обучал, как их понимать и как их исполнять. Но ученики-то разные бывают. Один – в шатре сидит, не убегает из кабинета своего дедушки Авраама, а другой – бегает по улице в стране далече! Собственно говоря, обучение начиналось в еврейском народе с пяти лет. Так что десять лет они были в школе Авраама. Онкелос так и интерпретирует данный текст в своем «Таргуме Онкелоса»: «Мальчики выросли. Исав стал ловким охотником, человеком, который выходит в поле, а Иаков – человеком тихим, он служил в доме учения» . И далее мы читаем: Исаак любил Исава … (Быт. 25, 28). Вот тут непонятно! Казалось бы, Исаак – сам пророк Божий, патриарх Божьего народа – должен любить Иакова, который занимается исследованием Закона Божьего. Но он любит больше Исава. И здесь дается даже пояснение, почему: Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его, а Ревекка любила Иакова (Быт. 25, 28). Если мы буквально примем этот текст, в этом прочтении, и оставим его в таком понимании, то личность Исаака меркнет! Он любит Исава из-за неких гастрономических предпочтений, потому что тот хорошо готовит мясо! И в этом случае к нему применимы слова: Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых (Исх. 23, 8). В идеале, родители должны одинаково хорошо относиться к своим детям, никого не выделяя и никем не пренебрегая. Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Пусть равная мера любви согревает детей. И если какая-либо черта в ребенке, который более ласков и больше похож на тебя, в большей степени притягивает твою любовь, то справедливость должна быть равной по отношению ко всем» . Но на самом деле все сложнее. Давайте вспомним: Ной знает, какие животные чистые, какие – нечистые! Знает? Знает! И Авель знает, как приносить жертву от первородных стада своего и от тука их (Быт. 4, 4), как в Законе сказано в Книге Левит: И принесет он из мирной жертвы в жертву Господу тук, покрывающий внутренности, и весь тук, который на внутренностях (Лев. 3, 3).

http://pravoslavie.ru/111168.html

Ибо похвален Иосиф, который показал пример в этом благочестивом деле, похвален Иосиф, кому отец, горя любовью, сказал: «От Бога отца твоего, который и да поможет тебе, и от Всемогущего, который и да благословит тебя благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцев и утробы, Благословениями отца твоего» ( Быт 49,25–26 ). Итак, благословенный этот сын в сороковой день чтит память благочестивого отца своего Иакова, запинателя. Подобным образом и мы в сороковой день справляем память Феодосия, который, подражая праотцу Иакову, запнул неверность тиранов и скрыл языческие идолы: ибо вера его скрыла всякое почитание, воздаваемое идолам и все их церемонии уничтожила; который сожалел, что снисхождение его, оказанное к погрешившим, было не действительно, и прощения им не дано. Но дети не отрекутся даровать данного родителем их, не отрекутся, хотя некто старался им в том помешать: да и не могут отрицать того, что даровал отец вообще, не могут отрицать те, которые теперь платят данное каждому порознь. Кончина императора нашего тем более славна, что он все уже вручил своим детям царство, власть и имя Августа. Похвально и то, что уменьшение некоторых сборов исполнилось при смерти его, так что покусившийся препятствовать тому, заслужил себе ненависть, от Феодосия же эта честь не отнята. И это справедливо: ибо когда последняя воля и завет частных людей имеют свою силу, то может ли быть тщетно завещание императора? Похвален Феодосий и в том, что завещание его касалось общего права, ибо в отношении сыновей нечего было ему учреждать вновь, поскольку уже вручил им все, кроме только того, что доверил их попечению дядьки; о подданных же надлежало ему сделать завещание, чтобы тем запечатлеть порученное верности других. Приказал издать закон пощады и снисхождения, который оставлен им в письме. Что может быть достойнее, чем завещание императора в форме закона? Поистине такой император ушел от нас, но не весь ушел: ибо оставил нам детей своих, в которых должны мы признавать его самого, и в которых видим и имеем его. Да не смущает нас возраст: верность войск есть совершенный возраст императора, ибо совершенный возраст есть там, где совершенная храбрость. Это взаимообразно, потому, что и вера императорская есть сила и храбрость войска.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Известно вам, какие торжества вера Феодосия подарила вам. Когда из-за тесноты места воины несколько опоздали вступить в брань и неприятель начал беспокоить, тогда император один, сойдя с коня, сказал перед войском: Где Бог Феодосия? И это сказал близок уже будучи ко Христу. Ибо кто мог бы это выговорить не прилепившимся ко Христу? Этими словами возбудил войска, и примером своим вооружил их. Стар был летами, но крепок верой. Так вера Феодосия была вашей победой, поэтому пусть ваша верность будет храбростью сынов его. Ибо вера умножает лета. Авраам и Сарра не рассуждали о летах, чтобы могли они родить в старости, и не удивительно, что вера, сказали мы, умножает лета, ибо она дает будущее. " Вера, – по словам апостола, – есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( Евр 11,1 ). Так учит нас Писание. Если же вера есть извещение уповаемых, то насколько более она есть извещение видимых? Благо веровать: «Праведный, – по Писанию, – верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа моя»( Евр 10,38 ). Мы же да не поколеблемся, или да не отступим к потере нашей душевной, но да оградим себя верой к приобретению душ наших. Ибо об этой вере получили свидетельство праотцы наши, Авраам, Исаак и Иаков, почему оставили они нам наследие веры. Верен Авраам, который не делами, но верой оправдался. Верен Исаак, который по вере своей не устрашился родительского меча. Верен Иаков, который следуя по стопам веры отца своего, на пути видел сонм ангелов. Когда пророк Елисей в Самарии нечаянно окружен был сирийскими войсками, тогда, видя это, слуга его Гиезий, сказал ему: «увы! Господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными крутом Елисея. Когда пошли к нему Сирияне, Елисей помолился Господу и сказал: порази их слепотою. И Он поразил их слепотою, по слову Елисея» ( 4Цар. 6,15–18 ). Слышали вы, воины, что где неверность, там и слепота. Ибо справедливо слепы были войска неверных. Напротив, где присутствует вера, там ополчаются ангелы. Благая вера часто действует и в самых мертвых: враг же с воинством своим мучим силой мучеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Ну что же? Если они ищут мира, Исаак не будет от этого отклоняться: он Божий пророк, а одно из имен Господа – «Мир». Он сделал им пиршество, и они ели и пили (Быт. 26, 30). Святитель Амвросий Медиоланский призывает: «Будем подражать благости Исаака, будем подражать чистоте! Исаак был поистине добродетельным и целомудренным мужем. Он был предан Богу, верен жене, не мстил за обиду, уступал притесняющим, принимая их, когда они каялись, не будучи ни раздражительным по отношению к их упрямству, ни жестоким для оказания милости. Уходя от людей, он избегал с ними ссор, принимая их вновь, легко миловал; прощая, был щедрым на доброту. Они стремились к общению с ним, и он устроил им пиршество радости» . И далее мы читаем: И встав рано утром, поклялись друг другу; и отпустил их Исаак, и они пошли от него с миром (Быт. 26, 31). Святитель Иоанн Златоуст объясняет: «Божественное Писание этими словами дает разуметь, что они пришли к нему с великим страхом, ожидая беды себе, и, словом сказать, опасаясь за все, поспешили принести извинение перед праведником. Видишь ли, что нет ничего сильнее и могущественнее добродетели, и нет безопаснее человека, который пользуется помощью свыше?» Вот это выражение: и отпустил их Исаак – нам подсказывает, что он мог их и оставить при себе в качестве пленных и рабов. Он обладал Божьей помощью, Божьей поддержкой, он мог разгромить всех своих врагов. Помните, как Господь наш Иисус Христос сказал: или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? (Мф. 26, 53); и еще: Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире (1 Ин. 4, 4). Но Исаак отпускает этих людей с миром, этих лицемерных и циничных людей, считавших, что они великое добро ему сделали: не тронули его. Представляете, как они относились к другим людям, которых они не боялись? И встав рано утром, поклялись друг другу . – Почему рано утром это все происходит? Рано утром обычно совершается смертная казнь. То есть он предоставляет их суду Божьему. Потому что здесь его инициатива – они на его территории, и он рано утром заключает с ними договор.

http://pravoslavie.ru/111494.html

Но затем Он вразумляет их, что неутомимая любовь и миропобеждающая вера отнюдь не составляют заслуги человека. Проникая в сердца Своих учеников, Он увидел, что сознание великих и чудесных действий, которые Он Сам приписывал вере, могло бы сделать их слишком самоуверенными и что они, быть может, бессознательно для самих себя, могли бы приписать эту веру себе, как свое дело и свою заслугу. Поэтому Он показывает им, что прекраснейший венец и украшение веры составляет смирение, чуждое самовосхваления и живущее только сознанием своего недостоинства и благодатию Божиею. Вообще истинная вера не знает ничего о какой-то бы ни было заслуге. Верность, оказываемая ею, есть не более, как долг; всякое доброе дело, творимое ею, есть милость и благодать Божия. Это Иисус Христос высказывает в следующих словах: «Кто из вас, имея раба пашущего или пасущего, по возвращении его с поля, скажет ему: пойди скорее, садись за стол? Напротив, не скажет ли ему: приготовь мне поужинать и, подпоясавшись, служи мне, пока буду есть и пить; и потом ешь и пей сам? Станет ли он благодарить раба сего за то, что ой исполнил приказанное? не думаю. Так и вы, когда исполните всё поведенное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать». Толкование св. Амвросия Медиоланского на 2 стих 17-й гл. Евангелия от Луки «Воскресное чтение», 1810 Аще согрешит к тебе брат твой, запрети ему ( Лк. 17:2 ). Иисус Христос весьма прилично после изображения бедственного состояния богатого предписывает заповедь, как должно поступать с ближним, который, по содеянии проступка, приносит раскаяние, дабы не привести его в отчаяние. В этом случае Он предписывает самые благоразумные меры, чтобы, с одной стороны, послаблением не подать повода к большему проступку, а с другой, неуместною строгостью не раздражить и не ожесточить сердца; ибо на сей случай так говорит: Аще согрешит к тебе брат твой, иди и обличи его между тобою и тем единем ( Мф. 18:15 ). Потому что кроткое обличение действительнее строгого обвинения; первое может возбудить стыд, а последнее поселяет неудовольствие и заставляет виновного скрывать свою вину; покажи, чтобы обличаемый тобою брат нашел в тебе искреннего друга, а не врага: он скорее согласится последовать советам друга, нежели оставить без отмщения обиду врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

11 . В воду погружается плоть, дабы всякий плотской грех был смыт. При этом уничтожается всякое злодеяние. На древе был распят Господь Иисус, когда Он страдал за нас. В виде голубя, как ты знаешь из Нового Завета, сошел Дух Святой, Который дарует душе твоей мир и спокойствие духу. Ворон есть образ греха, который ушел и не возвращается, если и в тебе также пребудет трезвение и пример праведного. 12 . Есть и третье свидетельство. Апостол учит тебя, что «отцы наши все были под облаком, и все перешли море, и все были крещены в Моисея в облаке и в море» (см. 1Кор 10:1–2 ). К тому же и сам Моисей говорит в песне: «Ты послал Духа Твоего и покрыло их море» (см. Исх 15:10 ). Ты замечаешь, что уже тогда, в том переходе евреев, было предызображено святое крещение, в котором египтянин погиб, а еврей спасся. Чему же иному мы ежедневно научаемся в этом таинстве, если не тому, что вина тонет и прегрешение уничтожается, благочестие же и целомудрие всецело остаются. 13 . Ты слышишь, что отцы наши были под облаком, и притом благим облаком, которое погасило пламя плотских страстей; благое облако осеняет тех, кого посетил Святой Дух. Наконец, Дух Святой нашел на Деву Марию, «и сила Вышнего» осенила Ее ( Лк 1:35 ), когда Она родила искупление рода человеческого. И это чудо было совершено через Моисея прообразовательно. Если же Дух присутствовал там, где был образ, то неужели Он не присутствует там, где истина, когда и Писание говорит тебе, что «Закон был дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (см. Ин 1:17 )? 14 . Мерра была горьким источником. Моисей бросил в источник дерево – и он стал сладким ( Исх 15:23–25 ). Вода без прославления Креста Господня бесполезна для предстоящего спасения. Когда же вода освящена тайной спасительного Креста, тогда она готова стать духовной баней и чашей спасения. 15 . Верь же не только своим телесным очам: невидимое более видимого, ибо одно – вечно, а другое – временно. Невидимое для глаз более, ибо оно постигается умом и душой.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

АНГЕЛ. Но кто их обещал тебе? Не кратки ли дни человека? «Человек, рожденный женою, краткодневен» ( Иов. 14, 1 ); «человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть, и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них» ( Еккл. 9,12 ). Если бы кто заранее знал о времени своего отшествия из мира, то мог бы часть жизни отдать миру и наслаждениям его, а другую определил бы кресту и покаянию; но Бог, обещавший крестоносцу небо и кающемуся прощенье, ленивому и непостоянному не обещал и завтрашнего дня. Неизвестно, на каком месте тебя ожидает смерть, и потому ты во всяком месте ее ожидай. СТАВРОФИЛА. Но я еще молода, и желала бы дождаться более зрелого возраста. АНГЕЛ. Всякий возраст угоден Богу, но наиболее отрочество и юность. «Благо человеку, когда он несет иго в юности своей» ( Плач. 3, 27 ). Не только должно воспринять иго Господне, но и должно воспринять его с юности; а если поздно воспримешь, то вместо того, чтобы стяжавать благодать, должна будешь более приносить покаяние в прошедшей жизни (Св. Амвросий Медиоланский . Сл. 2 на Пс.118 ). Не лучше ли в благодарности взывать к Богу, нежели воспоминать грехопадения и говорить: «Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай» ( Пс.24, 7 )? Это врачевание немощи, а то крепость спасения. Кто воспринимает крест по прошествии лет юношеских, тот сначала не имеет совершенного добра. Грехи сокрушают его, привычка грешить возмущает совесть, и вследствие бывших падений он бывает непостоянным. Такие должны долго подвизаться, дабы искоренить долговременные и закоснелые навыки. Ибо для них более имеет силы худшее да обычное, нежели лучшее да необычное (Блаж. Август. Исповедь. Кн. 8, гл. 11). Но ты уже и не так молода; ты старшая из сестер и уже достигла совершеннолетия. Ты называешь себя слишком молодою; но пусть будет это и так. О если бы при этом ты еще была одною из тех, о коих сказано: «девицы любят тебя», Боже! ( Песн. 1, 2 ). Если бы ты не словом только, но делом и истиною возлюбила Бога, то не отказывалась бы от крестоношения, а желала бы по возможности подражать своему возлюбленному Искупителю, о котором Псалмопевец говорил от лица Его: «Я несчастен и истаеваю с юности» ( Пс.87, 16 ). Что может быть для тебя приличнее, как не уподобляться тому образу, который Он воспринял ради тебя? Сколько отроков и отроковиц, юношей и дев доброхотно восприняли, едва не от младенчества, прискорбнейший путь жизни, и крест, и умерщвление плоти! Сколько из них, не рассуждая о летах своих, решались венчаться венцами мученичества! Ты не можешь; отчего же они возмогли?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Кстати, обратимся к цитате из книги пророка Исайи, на которую у Языковой была ссылка. " Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем и мы ни во что ставили Его " . Это 2–3 стихв 53-й главы – главы, полностью посвященной пророчеству о распятом Мессии. С нашей стороны, было бы странно искать " красивую внешность " в распинаемом Спасителе. Но на примере Богородичных икон, может быть, мы имеем дело все-таки с " недостаточным мастерством иконописца " ? Может быть, действительно " женский образ изобразить легче, чем младенческий или отроческий " ? Нам довелось однажды слышать выступление одного недалекого искусствоведа, искренне убежденного в том, что руки рисовать труднее, чем лицо. Это непрофессиональный подход. Андрей Рублев или Микеланджело что лучше рисовали? Руки? Лицо? Если художник умеет рисовать, то он рисует с одинаковым мастерством все. И не стоит утверждать, что разговор идет, наоборот, о " недостаточном мастерстве иконописца. В таком случае ему не нарисовать столь прекрасного лика Богородицы. Разве изографы, трудившиеся над образами Владимирской, Пименовской Божией Матери или уже знакомой нам Одигитрии из Московского Успенского собора, как, впрочем, многие и многие другие, обладают " недостаточным мастерством " ? Да лик Богомладенца написан ими везде с не меньшим блеском, чем остальное! Здесь все дело исключительно в трактовке. У греков есть термин kenosis (кенозис), означающий истощание, уничижение, умаление Бога. Ничем неограниченный, ни во что невместимый, прежде невидимый Бог " не возгнушался еси Девического чрева " (св. Амвросий Медиоланский) и ограничил Себя сосудом человеческого тела. " Входите тесными вратами " , – указует нам путь в Царство Небесное Христос. Но и из Царства Небесного на грешную землю Господь предпочел те же узкие врата, хотя Его выбор был не ограничен. Через них проходили до Него и все св. пророки. Ибо, чтобы пройти, необходимо умалиться.

http://pravoslavie.ru/154.html

Что можно ещё добавить? Цель безбрачия - целесообразность в деле церковного служения. Апостол Павел ясно высказался по этому вопросу. Он пишет: А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. (1Кор.7:32-33) И выше он сказал: Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жён должны быть, как не имеющие. (1Кор.7:28-29) Братья и сёстры! Мы не умаляем значения брака. Но при этом помним, что жениться надо, чтобы не разжигаться, и для чадородия, исполняя Божию заповедь: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю (Быт.1:28) . В Первом послании к Коринфянам Апостол Павел пишет: безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. (1Кор.7:8) Апостол Павел был безбрачный. Он говорил: подражайте мне, как я Христу (1Кор.4:16) . Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. (1Кор.1:7-9) Василий Кесарийский (Великий) в " Пространных аскетических правилах " пишет: " Поэтому апостол, хотя брак дозволен и удостоен благословения, противопоставил связанные с браком заботы попечениям о Боге. " А Амвросий Медиоланский в одном из своих посланий пишет: " Для незамужней женщины девство её - стена, защищающая её от бурь мира сего. Будучи укреплённой оградой Божией защиты, она не подвержена порывам ветра мира сего. " Кстати, почти все великие миссионеры, обращавшие целые народы, были монашествующие. Это уже исторический факт. Преподобный Герман Аляскинский, просветитель Ирландии преподобный Патрик, блаженный Августин, инок-философ, обративший княгиню Ольгу, девица равноапостольная Нина, просветительница Грузии, святитель Иннокентий... Можно множество имён называть - все великие миссионеры, всё-таки, в основном были, в подавляющем большинстве, именно монашествующие люди. Хотя они как бы, по положению монахов, удалялись от мира, но по отношению к ним, наверное, действовали известные слова Христа: Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. (Мф.5:14-15)

http://radonezh.ru/text/efir-ot-15-02-20...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010