Некоторым комментарием к отчету Кишин. Комитета служат записки Кишиневского же епарх. миссионера о беседах его с Бендерскими старообрядцами осенью 1899 г. (Кишин. Еп. Вед. 1899, 2324). Этот миссионер несколько раз находил часовенный двор, в котором предполагались собеседования пустым; приглашенный затем для бесед в какой-то сарай, он скоро стал зрителем любопытного зрелища: его слушатели начали угощаться откуда-то появившимся вином и угощать миссионера; в назначенный для бесед день он опять нашел двор около часовни запертым и пустым; добившись наконец прений с раскольниками в присутствии полиции и своими возражениями сумевши поставить их в затруднение, он не мог довести прения до конца: многочисленные голоса раскольников несмотря на присутствие полиции совершенно заглушали миссионера. В заключение своих записок миссионер говорит: —400— С грустными чувствами покидал я в этот раз город Бендеры. Моя энергия и искреннее желание хотя немного просветить людей, блуждающих во тьме раскола, совершенно разбились об упорство и фанатизм старообрядцев. Как трудно, в самом деле, беседовать с людьми, которые видят в миссионере своего врага, не скрывают к нему своего нерасположения и ко всякому слову его относятся с явным недоверием. Как известно, заправилы раскольничьи иногда прямо запрещают раскольникам вступать в собеседования с миссионерами (см. Церк. Вед. 1899. 15). В другом виде рисует раскольников рассказ одного священника Тамбовской епархии. Одна защитница секты Кувшинников, некая Ларивонна, доказывала священнику, что сам Давид молился двуперстым крестом, так как им велено молиться в псалтири (в предисловии), и что новопечатная псалтирь испорчена, так как в ней вместо Бог есть написано Бог бысть т.е. был, а теперь не существует. Все старания священника разубедить свою оппонентку оказались тщетными. Он ушел с мыслью, что единственную надежду должно возлагать на школу; она может во многом облегчить миссионерский труд (Тамб. Еп. Вед. 1899. 5152). Ярко проявившийся в указанных фактах фанатизм и невежество раскольников, объясняя малый успех нашей миссии, в тоже время приводят к мысли, что ослабление раскола может быть достигнуто не столько диалектическими и полемическими средствами, ни тем более – избави Бог – репрессивными мерами, сколько постепенным поднятием умственного и религиозно-нравственного уровня нашего народа путем просвещения новых поколений в духе православной церкви. Истины веры по самому существу своему не могут быть воспринимаемы путем одной лишь диалектики: они требуют постепенного воспитания целой личности человека. Отсюда понятно великое миссионерское значение церковно-приходских школ. Устрояемые в местностях, зараженных расколом, школы эти, содействуя упрочению православия среди православного населения, в то же время через посредство последнего должны влиять и на старообрядцев. Особенно важное значение должны иметь

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 9 часов утра уже начался бой и, мало-помалу, начало выясняться, что неприятель имел общее направление против Мечки и в промежуток между Мечкой и Трестеником, где с гребня высот спускалась густая кавалерийская цепь из черкесов и регулярной кавалерии; а за нею большими массами шла турецкая пехота. Командующий 33-й дивизией, свиты Его Величества генерал-майор Тимофеев, при наступлении неприятеля, согласно диспозиции по корпусу, приказал 2-й бригаде генерала Дохтурова, с артиллерией, стать в резервном порядке у Трестеникского виноградника, а ложементы, устроенные собственно для обороны подступов в ущелье, где расположена деревня Трестеник, занят двумя ротами 131-го Тираспольского полка и четыремя орудиями 6-й батареи, а когда генерал Тимофеев заметил, что общее наступление турецких сил направляется, главным образом, на правый фланг генерала Цитлядзева, то приказал 131-му Тираспольскому полку и 3-й батарее занять ложементы, устроенные по левому (западному) склону Трестеникской лощины, а 1-й батарее, согласно предложению начальника корпусного штаба, генерала Косича, занять позицию на гребне высоты, впереди лагеря 12-го драгунского Стародубовского полка, откуда батарея брала во фланг турок, группировавшихся против Мечки. Вместе с тем, 132-му Бендерскому полку приказано расположиться на центральной позиции, пристроившись к левому флангу и несколько сзади 131-го Тираспольского полка, прикрывая, вместе с тем, и 1-ю батарею. Одновременно с этим посланы были приказания в Домогилу: 2-й бригаде 35 пехотной дивизии идти к правому флангу трестеникской позиции, по шоссе; 130-му Херсонскому полку, расположенному в Табачке, направиться, согласно заранее отданной диспозиции, к Кошевскому и Иован-Чифтликскому фонтанам и действовать сообразно обстоятельствам, угрожая левому флангу и тылу турок, а 129-му Бессарабскому, который в 8 часов утра подошел уже к трестеникской позиции, приказано было пройти к трестеникскому винограднику. Около 10-ти часов утра на высотах между Пиргосом и Мечкою начали устанавливаться неприятельские батареи, из которых одна, около 10-ти орудий, направила свой огонь на 1-ю батарею 62 , а другая, от 8–10 орудий, на 4-ю батарею; вслед затем завязался жаркий артиллерийский бой. Под покровительством своей артиллерии, густые неприятельские цепи против левого фланга и центра наших позиций, имея сзади сильные резервы, спустились с мечкинских высот и смело направились в лощину; но, встреченные сильным огнем, принуждены были отступить; однако же, подкрепленные новыми цепями из-за гребня, снова двинулись вперед, пока, в свою очередь, не были отражены и вновь не были поддержаны свежими цепями, составившими пять терасообразных линий огня, которые начали осыпать массою свинца не только наши передние батареи, ложементы и резервы, но даже и заднюю тыльную позицию у Дуная.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В числе раненых и умерших через несколько часов был флигель-адъютант полковник Рунов, командовавший почетным конвоем после полковника Озерова. Он вернулся в свой полк (л.-гв. Павловский), когда последний прибыл на театр военных действий и погиб в первом же сражении. Тело его Император приказал перевезти в Петербург. 16-е ок тября. В рущукском отряде Наследника Цесаревича в течение этой половины октября месяца дел никаких не было, но постоянно ожидалось нападение со стороны армии Сулеймана-паши, сменившего Мехмеда-Али. Все внимание по-прежнему было сосредоточено к стороне левого фланга отряда. 3-го октября Цесаревич произвел осмотр мечка – трестеникской позиции и это случайно совпало с рекогносцировкой, предпринятой Сулейманом-пашей. На другой день произошла стычка на передовой линии 12-го корпуса у Иован-Чифтлика, между тремя эскадронами турецкой кавалерии, имевшим за собой пехотный батальон, и тремя сотнями донского казачьего 37-го полка. Наши опрокинули неприятеля. 12-го числа Наследник Цесаревич предпринял большую рекогносцировку тремя колоннами, из которых левая, полковника Кузьминского, успела перед боем занять д. Красну и высоты по левому берегу Кара-Лома, против д. Бесарбово. Показавшиеся из Рущука две неприятельские колонны заставили нас ограничиться артиллерийскою канонадой. Средняя колонна овладела к девяти часам утра после жаркого боя деревней Иован-Чифтлик. В этой лихой атаке участвовал 3-й батальон Херсонского полка, под командою майора Гапонова. Увлеченные успехом, Херсонцы вскоре овладели мостом и начали взбираться на крутые высоты правого берега Кара-Лома, выбивая турок штыками низ ложементов, во множестве венчавших склоны высот. Турки сначала отошли, но затем стянули к месту боя значительные подкрепления и принудили Херсонцев к отступлению. Для прикрытия этого движения прибыли из резерва сначала два батальона Одесского полка с батареей, а потом и весь Бендерский полк. Турки, успевшие опять занять д. Иован-Чифтлик, думали даже перейти в наступление, но были энергично остановлены нашими войсками, и так как не имелось в виду ввязываться в серьезный бой, то дело закончилось артилерийской канонадой.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

52 Афанасьев, 3, 365. В.И. Серебрянский, Очерки по ист. Псков, монашества, 347. В " Повести о начале Псково-Печерского мон.» разсказывается: священик Иван похоронил жену свою в богозданной пещере: «в нощи ж изставлена бысть из земли некоею невидимою Божиею силою. Той же Иван священник, домыслив со отцем ее духовным, глаголя, яко, нечто погрешивше, не исправихом в надгробнем, и отпевше разрешительную молитву изглаголавшу отцу ея и паки погребоша». Очевидно, оба священника думали, что земля не приняла тело вследствие неправильного исполнения чина погребения. 54 Сербы говорят: «Тако ми земля кости не изметала». Афанасьев, Поэт, воззр., 1, 142. См. выше, стр. 516, прим. 1. 55 Субботин, Матер. для. ист. раскола. 8, 201. Судя по выражению «возлещи в недрах», погребение в земле представлялось как будто новым рождением человека в ее недрах для жизни вечной. Но встречается и другой образ, – образ брака или брачной ночи с землею. Раненый на смерть казак наказывает своему коню снести весть о смерти: «Ты скажи молодой жене, что женился я на другой жене, на другой жене мать сырой земле; что за ней я взял поле чистое, нас сосватала сабля острая, положила спать калена стрела» (Владимиров, Введение в ист. рус. словесности, 65). Это, конечно, поэтический образ. Но его можно сопоставить с древним апокрифом, в котором погребение Авеля, первого мертвеца, трактуется как брачная ночь его с девой – землею. Жданов, Собр. сочин., 1, 782. 57 П. Державин, Очерки быта ю.-рус. болгар. Этногр. Об. 39 116–117. По былине, Иван Грозный бросает «трижды земли на могилу».·Сборник Кирши Данилова, изд. И. Ак. Н. под ред. Шеффера, 141. Ср. латинское: sit tibi terra levis. 59 Афанасьев, Поэт, воззр., 1. 147–149. А. Балов, Очерки Пошехонья. Этногр. Обозр. 51, 96. Приходилось читать, что переселенцы наши берут родной земли в Сибирь и кладут ее под новую хату на чужбине. 61 В. Мошков, Гагаузы бендерского уезда. Этногр. Обозр. 51 (1901. 4), 58. В повести Короленко «Марусина заимка» разсказывается, как якуты противодействовали земледелию русского поселенца. Тайонша говорит ему: «Землю мы тебе отвели для божьяго дела: коси что сам Бог на ней уродит, а портить не моги... Греха этого у нас не заводи. – Какой же грех ? говорю. – Как же не грех? Бог положил так, что на тебе, например сверху кожа, а под ней кровь... Ежели тебе кожу снять да в нутро положить, ты что скажешь?... Вы русские люди 1 больно хитры, – Бога не боитесь. Бог значит, положил так, что трава растет к верху, а коренье к земле. А вы божье дело навыворот произвели: коренье кверху, траву закапываете. Земля-те изболит, травы родить нам не станет, как будет жит?» Пока поселенец, вспахавший целену, спал, якуты все борозды повернули назад, травой кверху, а кореньем книзу. Разсказы, 3 3 , 209–210, 212. – В веневском уезде, перед тем как начать пахать весною, некоторые старики пахари одеваются накануне в чистое белье. Начиная вести первую борозду, пахарь разувается и идет босой. Сообщено студ. Т.Н. Нечаевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Во время похода Миниха к Очакову фельдмаршал Ласси с 40 000 войска совершил блистательный поход в Крым через Сиваш вброд, к удивлению и своих генералов, и неприятеля: и те, и другие почитали такое дело невозможным. Он прогнал хана, думавшего загородить ему путь, взял и разорил город Карасубазар, в котором было до 6000 домов, распустил отряды, истребившие до тысячи татарских деревень и набравшие много скота и овец, и вернулся на Молочные Воды, а оттуда в октябре перешел в Слободскую Украину, где расположил свое войско по берегам Донца и его притоков. Взятие Очакова произвело в Константинополе волнение и страх. Сменили великого визиря, на его место назначили бывшего бендерского сераскира, а новому бендерскому сераскиру Генц-Оли-паше разом с татарским ханом велено добывать Очаков. Миних, услыхавши об этом, послал туда подкрепление, но Штофельн, не дождавшись от главнокомандующего вспоможения, заставил турок снять осаду. Очаков, находясь в руках покоривших его русских, продолжал пребывать в разорении; недоставало строительных материалов; судоходный подвоз всего необходимого происходил медленно. Между людьми, составлявшими гарнизон, появились смертоносные болезни от массы гниющих трупов, и людских, и скотских. Число солдат из восьми тысяч, оставленных там генерал-фельдмаршалом, осталось только пять тысяч, да и из тех до тысячи человек было больных и неспособных к бою. С войском в таком положении пришлось Штофельну встретить турок, появившихся 29 октября (н. с.). Они беспрестанно палили и метали бомбы в крепость; русские оборонялись упорно и деятельно, терпя всевозможные лишения: большая часть их должна была постоянно находиться под открытым небом в дождливую и сырую погоду за недостатком помещений. Но и положение турок было малым легче: их мучила осенняя дождливая погода, распространялись болезни и смертность, пропадала отвага. Десять тысяч их бежало, несмотря на то, что за побеги грозили им смертью и нескольким пойманным беглецам отрубили головы на страх прочим. Наконец, 10 ноября (н. с.) они все ушли от Очакова, покинувши в добычу русских свой огнестрельный запас.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Чистого сбора продовольственных хлебов (за вычетом семян), по имеющимся у нас сведениям за шесть лет, с 1895 г. по 1900 г., на долю каждого крестьянина, не исключая и малолетних детей, в Европейской России приходится 23,4 пуда 9 , хотя в некоторых местностях в указанные годы он достигал от 40 до 135 пудов; так это было, например, в уездах: Кирсановском, Балашовском, Сердобском, Петровском, Пензенском, Аккерманском, Измаильском, Бендерском, Сорокском, Белецком, Херсонском, Одесском, Тираспольском, Ананьевском, Елисаветградском. Феодосийском, Симферопольском, Евпаторийском, Перекопском. Днепровском, Мелитопольском, Бердянском, Мариупольском, Александровском, Павлоградском, Хоперском и Константиноградском. Что касается рабочего скота, необходимого для успешного занятия хлебопашеством, то статистические данные за восемнадцать лет (1883–1900) представляют нам следующие основания для суждения о его количестве и распределении в Европейской России. Из ста голов общего числа лошадей на долю крестьян, в среднем выводе, приходится 85 штук; а в некоторых уездах число лошадей, принадлежащих крестьянам доходит до 95 и даже до 99 штук из той же сотни рабочих лошадей. На сто человек крестьян (не исключая из этого числа и детей) рабочих лошадей приходится 24, но в некоторых уездах количество их возрастает и до 48 штук. На сто десятин посева кормовых хлебов, рабочих лошадей приходится 28 штук, но в некоторых уездах – от 45 до 89 штук; на один крестьянский двор – 1,5 лошади, а в некоторых местностях – 3, и даже 5 штук лошадей. Количество и пропорциональное распределение крупного рогатого скота, необходимого в сельском хозяйстве, за тоже время, по статистическим данным, мы можем представлять себе в таком виде. Из ста голов общего числа рогатого, крупного скота в среднем выводе крестьянам принадлежит – 81,7 штук, а в некоторых местностях несравненно больше – от 95 и даже до 99 штук (например, в губерниях: Вятской, Пермской и Вологодской). На сто человек крестьян, пользующихся надельною общественною землею, приходится 40 штук: впрочем, есть губернии, где это количество доходит до 55 и даже до 106 штук скота (в губерниях Астраханской, Оренбургской, Минской и других). На сто десятин посева, рогатого скота можно полагать 46 штук, а в некоторых местностях до 80 и даже до 211 голов. На крестьянский двор такого скота приходится 2,3 штуки, хотя в некоторых уездах можно полагать и значительно больше: от 4 до 8 штук (в губерниях Оренбургской. Астраханской, Эсгляндской, Курляндской и Лифляндской).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

  Иваново-Вознесенск. Тут зарезано 10 человек. Жители потрясены и учредили самозащиту, она несёт сторожевую службу.   Владивосток, 25. Двое амнистированных и двое дезертиров, солдат и матрос, утром ограбили кассу конторы крупного промышленника, а разделив захваченные деньги, среди дня на главной улице ворвались в квартиру нотариуса и при его сопротивлении убили его.   Кишинев, 26. Из Бендерского уезда сообщают о бесчинствах и грабежах отставших от своих частей ингушей, терроризирующих население.   Самара. Здесь участились случаи жестокого самосуда над хулиганами и ворами. В воскресенье 23 апреля для расправы с двумя наиболее известными хулиганами толпа приготовила виселицу – и только энергичное вмешательство милиции помешало повесить.   Воронеж, 25. Старостами 29 мужских и женских учебных заведений предъявлен ультиматум педагогическому начальству: или старосты будут допущены с правом голоса на заседания попечительских советов или гимназии объявляют итальянскую забастовку.   Кологрив. Союз земских служащих выслал из пределов уезда инспектора мужской гимназии Колоколова как приверженца старого строя.   Киев. Во время митинга на Думской площади воры обрезали у милиционеров револьверы.   Саратов. „Мы, продавцы и разносчики газет, решили: в день 1 мая никаких буржуазных газет не продавать, не разносить, т.к. они не отвечают интересам рабочего класса.”   Ростов-на-Дону. С Владикавказской ж-д – ряд тревожных телеграмм. На ст. Слепцовской участились случаи вмешательства солдат в техническое движение, и агенты дороги находятся под угрозой увечья или лишения жизни. На ст. Минеральные Воды солдаты вмешиваются в распоряжения дежурных по станции, грозят убийством и насилиями. На ст. Двойной солдаты насильственно задержали шедший впереди поезд, после чего взбунтовались солдаты в том поезде. На ст. Котляревской солдаты арестовали начальника станции.   Киев, 21. Горячие прения в СРД об образовании отдельного украинского полка. Выступившие поляки и латыши подчеркнули, что их полки сформировались из добровольцев, тогда как украинские – из дезертиров. Некоторые члены Совета заявили, что украинцы преследуют нехорошую цель: 3-4 месяца пробыть в тылу, пока будет происходить формирование. Большинством 264 против 4 резолюция: за немедленную отправку самочинно формировавшихся – на фронт.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Действовать заодно с французским посланником оказалось неудобно, потому что этот посланник начал действовать против России. Весною 1707 года Толстой дал знать, что французский посланник получил от своего короля приказание поссорить Порту с Россиею, не щадя никаких иждивений: посланник согласился тайно с ханом крымским, который и прислал в Константинополь своего визиря с просьбою позволить татарам идти на помощь полякам, которые в союзе с шведами. Хан писал, что он не смеет и не хочет доносить Порте ничего о делах московских, потому что за такие донесения отец его и брат пострадали, но и молчать ему больше нельзя, потому что государь московский уже пришел к ним в близкое соседство, овладел ключом Крымского острова – Каменец-Подольским и теснит Крым с двух других сторон – азовской и запорожской, так что татары не знают – чего им больше ждать? Французский посол, с своей стороны, неусыпно промышляет как у визиря, так и в султанском доме, разослал письма к ближним султановым людям. «Узнавши об этом, – писал Толстой, – я разослал от себя письма к тем же султанским ближним людям, потому что дело это надобно делать очень тайно; не надеюсь, впрочем, чтоб мои письма были приняты с такою же любовию, как французские, потому что французский посланник посылал свои письма вместе с богатыми подарками, а турки имеют такой обычай, что отца родного и веру за подарки продать готовы. Теперь турки в раздумье, и на которую сторону склонятся – Бог ведает. Признали полезным послать к русским границам, в город Бендеры, Юсуф-пашу, господаря молдавского и валахского, также румельских тамариотов и других служилых людей из Румилии под предлогом перестройки бендерской крепости, а в самом деле опасаются внезапного нападения. Это мне не нравится, ибо ясно, что начинают верить лжам французского посла и бредням татарским: также послали указ крымскому хану, пашам в Софию, Очаков, Керчь и другие места, чтоб были осторожны. Прибавил мне тягость Юсуф-паша силистрийский, писал к Порте, что московской границы без войска оставить нельзя; это письмо привело Порту в большое сомнение, потому что прежде он так не писывал».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Часть ее уже поднялась на вал по приставленным лестницам, тогда как остальная часть была еще по эту сторону рва. В этот момент Бендерские ворота растворились и сильная толпа неприятелей, спустившись в ров, двинулась вдоль его и ударила во фланг казачьей колонны, угрожая разрезать ее пополам. Положение казаков сделалось отчаянным: их пики разлетались под ударами сабель и, будучи безоруженные, они гибли во множестве. Победа склонялась то на одну сторону, то на другую. Суворов немедленно понял опасность и вызвал резервы. Под начальством своего храброго полкового командира Яцунского Полоцкий полк ударил на неприятеля в штыки, но в самом начале атаки командир был смертельно ранен. Солдаты колебались. Видя это, полковой священник Трофим Куцинский, бывший тут же в рядах воинов, поднял Св. крест и, воодушевляя солдат словами: «Стой, ребята! вот вам командир!» – бросился с ними на турок в момент жесточайшей схватки при входе на крепостную стену; при этом он получил рану в левую ногу с повреждением кости, и две пули ударили в Св. крест. Воодушевленные отвагой своего пастыря, солдаты сломили врага, одержав полную победу над ним. На другой день о. Трофим как герой дня совершил в присутствии всех генералов, штаб- и обер-офицеров и нижних чинов благодарственное Господу молебствие. О подвиге о. Куцинского Суворов донес по команде, и князь Г.А. Потемкин всеподданнейше представил его к награде 27 июля 1791 г. в таких выражениях: «Полоцкого пехотного полка священнпк Трофим Куцинский во время штурма Измаильского, ободряя солдат к храброму с неприятелем бою, предшествовал им в самом жестоком сражении. Крест Господень, который он, яко знамение победы для воинов, носил в руках, пробит был двумя пулями. Уважая таковую его неустрашимость и усердие, осмеливаюсь просить о пожаловании ему креста на шею». По Высочайшему Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Екатерины благоволению пожалован был о. Трофиму золотой наперсный крест, бриллиантами украшенный, на Георгиевской ленте и торжественно возложен на него в гор.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Zhel...

Бендеры. Бендерский Петропавловский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 2006. Адрес: Молдавия, Приднестровье, г. Бендеры, ул. Комсомольская, 44. Координаты: 46.818276, 29.484661 Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью Здесь в XIX веке военным комендантом генералом-лейтенантом Марцеллином Ольшевским был построен римо-католический костёл, посвященный святым апостолам Петру и Павлу. На 1953 год храм был недействующим. Впоследствии был возвращен Церкви и в 1998 году вновь открылся. При храме была устроена епархиальная школа псаломщиков. 26 декабря 2006 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие в Бендерах женского Петропавловского монастыря. Новая обитель обосновалась при храме. Источник: Открытая православная энциклопедия  «ДРЕВО» В середине 19 века комендант Бендерской крепости генерал-лейтенант Марцеллин Ольшевский начал строительство первого в Бендерах католического храма святых апостолов Петра и Павла. Со временем католиков становилось все меньше, и уже к концу 1870-х годов здание передали православной церкви. Приход православного храма Петра и Павла процветал вплоть до Великой Отечественной войны. В послевоенный период здания храма многократно перестраивались и использовались для различных нужд. 9 июля 1997 года здание храма вернули православной пастве, а в 2006 году здесь открылся женский Петропавловский монастырь. Основатель храма генерал-лейтенант Марцеллин Ольшевский скончался в 1866 году и был захоронен в усыпальнице на территории храма. В 1953 году его прах перенесли на кладбище. В самом монастыре в память о его основателе находится надгробная плита с могилы М. Ольшевского. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=23875

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010