Новый, 1713 год русские послы встретили в Семибашенном замке, с ужасом помышляя, что-то будет летом, когда и зимою с трудом можно было дышать в тесном заключении. Но вот начали проникать к ним в тюрьму приятные слухи, что у султана нелады с королем шведским; узники сначала боялись верить, но слухи начали все более и более подтверждаться, и наконец 8 марта Шафиров отправил к царю радостное донесение: «Можно признать милость божию явную к вашему величеству, что, видя вашу правость, посрамил неприятелей ваших и обратил чудесно мечи их, изощренные на вас, в междоусобную между ними брань. Вашему величеству известно, с какою горячностию султан стремился к начатию этой войны, несмотря ни на чьи советы, и сначала превеликую ласковость шведскому посланнику и Понятовскому и чрез французского посла к королю шведскому показал, 600000 левков к нему послал, лошадей и других даров много, советовался с ним тайно и явно о действиях воинских. Но потом вдруг, неизвестно с какой причины, отменил свое намерение». Причина была ясна: султану внушали, что как скоро он объявит войну, то царь сейчас же пришлет к нему с просьбою о мире и примет все предписанные ему условия; но царь не прислал, значит, он силен, значит, француз и швед обманули; надобно будет весною идти в Польшу или Россию, а чо, если неудача? Война начата против народного желания, вспыхнет восстание, и можно будет поплатиться престолом и жизнию. По приказанию султана хан отправился в Бендеры уговаривать Карла XII ехать с ним и с его татарами немедленно через Польшу; король, разумеется, стал отговариваться, научил и татар бить челом султану, что им нельзя ехать: боятся войск царских и саксонских. Султан послал жестокие указы к королю и хану, чтоб шли непременно; те не трогались; султан послал в другой раз, чтоб шли без отговорок, в противном случае пусть король приезжает к нему в Адрианополь. Хан испугался и вместе с бендерским пашою стал принуждать короля к походу, «по варварскому обычаю, – как писал Шафиров, – сурово, а король, по своей солдатской голове удалой, стал им в том отказывать гордо, причем присланный султаном конюший грозил ему отсечением головы; король на это вынул шпагу и сказал, что султанского указа не слушает и готов с ними биться, если станут делать ему насилие. Тогда турки отняли у него корм, пожгли припасы и амбары и окружили его войском. Карл окопался около своего двора, убрался, по воинскому обычаю, приготовился к бою, велел побить лишних лошадей, между которыми были и присланные от султана, и приказал их посолить для употребления в пищу. Султан, узнавши об этом, послал указ взять Карла силою и привезти в Адрианополь; если же станет противиться, то чинить над ним воинский промысл». Так началась эта «разумная с Обеих сторон война», по выражению Шафирова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Прием 2009: итоги, проблемы, перспективы Казалось бы, что проще: посчитали (да и то не сами, а компьютер), рекомендовали – получили оригиналы – зачислили – посчитали, сколько мест осталось – снова рекомендовали. На самом деле, все оказалось куда сложнее и гораздо менее предсказуемо. 20 августа, 2009 Казалось бы, что проще: посчитали (да и то не сами, а компьютер), рекомендовали – получили оригиналы – зачислили – посчитали, сколько мест осталось – снова рекомендовали. На самом деле, все оказалось куда сложнее и гораздо менее предсказуемо. Завершился набор 2009 года – первый общероссийский прием по результатам единого государственного экзамена .  Заместитель ответственного секретаря приемной комиссии филологического факультета МГУ доцент Анна Валерьевна Архангельская рассказала порталу « Православие и мир » о завершившемся наборе студентов по новому принципу. — Анна Валерьевна, какие изменения принес прием по ЕГЭ в работу приемной комиссии? Поскольку хочется начать с чего-нибудь хорошего, надо отметить, что многие экзаменаторы этим летом впервые за долгие годы получили возможность полноценно отгулять свой отпуск в июле-августе, не дробя его на части и не «захватывая» начало учебного года. Увы, нельзя сказать того же о работе приемной комиссии. Напротив, приемная кампания, обычно благополучно заканчивавшаяся к концу июля – самому началу августа, в этом году длится вплоть до начала учебного года. Анна Архангельская. Фото Евгения Бендерского, источник: polit.ru Казалось бы, прием по ЕГЭ, возможность послать документы почтой – все это должно было превратить сотрудников приемных комиссий в чистых бюрократов, перебирающих бумажки. Казалось бы, что проще: посчитали (да и то не сами, а компьютер), рекомендовали – получили оригиналы – зачислили – посчитали, сколько мест осталось – снова рекомендовали. На самом деле, все оказалось куда сложнее и гораздо менее предсказуемо.  Например, первые списки рекомендованных к зачислению на филологический факультет МГУ, факультет журналистики, факультет иностранных языков, в РГГУ, РУДН, ИРЯП, МПГУ и еще целый ряд вузов содержали достаточно большое количество пересечений. В результате КПД зачисления по первой волне оказался довольно низким (даже в университете по ряду специальностей были результаты в районе 50-60% от бюджетного плана приема). В дальнейшем приходилось учитывать эти пересечения при планировании дальнейших рекомендаций, чтобы в результате все-таки выйти из ситуации без потерь.

http://pravmir.ru/priem-2009-itogi-probl...

Анна Архангельская: Об идеальных вступительных экзаменах, плодах ЕГЭ и рейтингах университетов Самая лучшая система приема — брать всех желающих и отсеивать на первом курсе. Человек за первый курс должен показать, может он работать или не может, может он учиться или не может, подходит он по базовым данным или нет. 21 мая, 2012 Самая лучшая система приема — брать всех желающих и отсеивать на первом курсе. Человек за первый курс должен показать, может он работать или не может, может он учиться или не может, подходит он по базовым данным или нет. Правмир продолжает дискуссию о судьбах высшего образования. Как разумнее принимать вчерашних школьников в вузы? Каковы плоды ЕГЭ и Болонской системы образования? Чего хочет от выпускника вуза современный работодатель? На эти и другие вопросы главного редактора Правмира Анны Даниловой отвечает кандидат филологических наук, доцент, заведующая учебной частью филологического факультета МГУ и заместитель ответственного секретаря приемной комиссии филологического факультета МГУ Анна Валерьевна Архангельская . Фото Евгения Бендерского Существует ли идеальный прием? — Анна Валерьевна, начнем с конструктива: если сейчас перестраивать систему выпуска и приема студентов, то как, на Ваш взгляд, все сделать правильно? Анна Валерьевна Архангельская. Фото Михаила Первушина — То есть, если бы министром была я? А заодно и президентом, и премьер-министром тоже? Довольно сложно оценивать это даже с точки зрения человека, административно имеющего к этому отношение, потому что все равно невозможно учитывать весь комплекс показателей. Мое личное обывательское мнение не меняется уже лет десять и заключается в том, что самая лучшая система приема — брать всех желающих и отсеивать на первом курсе. Человек за первый курс должен показать, может он работать или не может, может он учиться или не может, подходит он по базовым данным или нет. — Но их же потом жалко отчислять… — Да, такая проблема есть, конечно. Как известно, на филфаке к студентам привыкают так, что некоторых годами не могут отчислить. Сейчас мы набираем, фактически, столько студентов, сколько у нас есть мест, и каждое отчисление — потенциально (а, со следующего года, похоже, и реально) будет оборачиваться финансовой недостаточностью, или финансовой недостачей, скажем так. Потому что получается так: вместе с ребенком в университет приходят деньги, отчислили ребенка — его деньги ушли.

http://pravmir.ru/arhangelskaya-idealnyj...

По приглашению архиепископа Славяно-Херсонского Никифора (Феотоки) иером. Гавриил отправился в Полтаву, где в 1782 году ему, как человеку всесторонне образованному, была предоставлен должность учителя греческого языка в Славянской семинарии. В 1783 году его назначили инспектором этой же семинарии и учителем философии. Через год иером. Гавриил снова уехал в Яссы, где в 1784 году митрополитом Гавриилом (Калимах) был возведен в сан архимандрита, а в 1786 году его кандидатура была выдвинута на Романскую епископскую кафедру. Но это предложение не было принято, поэтому в 1787 году архм. Гавриил приехал в Россию. Он обратился к епископу Екатеринославской епархии Амвросию с просьбой предоставить ему (Гавриилу) любую должность в семинарии. 17 января 1788 года, по разрешению Святейшего Синода, епископ Амвросий предоставил архим. Гавриилу должность ректора Екатеринославской семинарии и преподавателя греческого языка. 26 декабря 1791 года архм. Гавриил был хиротонисан в Яссах во епископа Бендерского и Белградского, викария Молдовлахийской митрополии архиепископом Амвросием вместе с другими иерархами. В 1792 году в связи со сложившейся в Молдавии политической обстановкой, когда по заключенному соглашению между Турцией и Россией Молдавия и Валахия должны были подчиняться в церковном отношении Константинопольскому патриарху, целесообразно было иметь во главе Молддовлахийской митрополии человека, хорошо известного и преданного. Таким явился епископ Гавриил (Банулеско). 11 февраля 1792 года он был возведен в сан митрополита Молдо-Валахии. Но это служение продолжалось недолго. 19 июня 1792 года за отказ отречься от молдовлахийской кафедры митрополит Гавриил был арестован и отправлен в Константинополь, где находился под стражей в течение четырех месяцев. Затем, по требованию русского правительства, был освобожден и прибыл в Россию. 10 мая 1793 года митрополит Гавриил был назначен Екатеринославским и Херсоно-Таврическим с местопребыванием в г. Полтаве. В 1798 году, в связи с изменением административного деления и переименованием города Екатеринославля в Новороссийск, екатеринославский митрополит стал именоваться Новороссийским и Днепропетровским с местопребыванием в городе Новомиргороде.

http://pravoslavie.ru/archiv/archiereolo...

В настоящее время разрабатываются государственные стандарты III поколения, которые предоставляют значительную свободу вузам в самостоятельном формировании своих учебных планов и программ. В вузах концентрируется наиболее активная и перспективная молодежь, которая завтра будет определять общественную и государственную жизнь страны. Именно поэтому система светского теологического образования является одним из значимых миссионерских направлений деятельности нашей Церкви. В настоящее время решается вопрос о введении Теологии в номенклатуру научных специальностей ВАК. Если это совершится, то в результате аккредитации получившие государственные дипломы выпускники ПСТГУ и теологических факультетов смогут получать ученые степени кандидатов и докторов теологии, а также звания доцентов и профессоров, признаваемые государством, т.е. смогут полноценно участвовать в научной и образовательной деятельности нашей страны. 2. Инспекционная и лицензионная деятельность Учебного комитета В межсоборный период Учебным комитетом осуществлялись инспекционные проверки следующих духовных школ: Екатеринбургской, Тамбовской, Екатеринодарской и Ярославской духовных семинарий, Ростовского, Омского, Бендерского духовных училищ, Катехизаторских курсов при Новгородской епархии, Бендерской и Каушанской регентских школ, Брянского женского епархиального училища. Выводы по результатам инспекций докладывались для принятия решений Священному Синоду Русской Православной Церкви. За отчетный период Учебный комитет, во взаимодействии с Управлением лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (Рособрнадзора) продолжал оказывать содействие духовным школам в получении первичных и повторных государственных лицензий на ведение образовательной деятельности. 3. Координационная деятельность Учебного комитета За межсоборный период состоялся ряд рабочих заседаний коллегии Учебного комитета. Так, 23 декабря 2004 года, состоялось заседание Коллегии, на котором обсуждались вопросы развития научно-богословской и учебно-методической работы в духовных учебных заведениях. На заседании было сочтено целесообразным разработать нормативные документы, регламентирующие деятельность Ученых советов, кафедр, диссертационных советов, присуждение ученых званий и степеней. Также было признано необходимым создание Высшей Церковной Аттестационной Комиссии при Учебном комитете Русской Православной Церкви. Коллегия сочла необходимым создание единой электронной базы дипломных и диссертационных работ, защищаемых в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви.

http://bogoslov.ru/article/305396

Возвратись оттуда в отечество, продолжал еще год учиться в Седмиградском городе Насоде и по разным училищам австрийским; наконец определился в Молдавском городе Яссах учителем латинского языка и должность сию исправлял два года, но оставив оную, поехал в Константинополь и там в 1779 г. в Успенском монастыре принял монашество. Оттуда паки возвратился в Молдавию и 31 августа 1781 г. посвящен в иеродиакона, а сентября 1 в иеромонаха и определен проповедником на греческом и молдавском языках; но в том же году выехал в Россию и в 1782 г., по прибытии в Полтаву, принят архиепископом Славенским Никифором в Полтавскую семинарию учителем греческого языка; после был там же учителем философии и префектом, а в 1784 г. за болезнью уволен и возвратился в Молдавию, где митрополитом Гавриилом произведен в архимандрита. В 1788 г. вторично выехал в Полтаву и по представлению Амвросия архиепископа Екатеринославского, а по указу Св. Синода, определен ректором Екатеринославской семинарии с преподаванием и греческого языка. Но в 1789 г. тем же архиепископом в июне месяце вызван в Молдавскую Российскую армию, ведшую тогда войну с турками, и представлен фельдмаршалу князю Григорию Александровичу Потемкину, по усмотрению и одобрению коего именным Высочайшим указом пожалован и по указу Св. Синода посвящен 26 декабря 1791 г. в Яссах в епископа Бендерского и Белградского (Аккерманского) в помощь бывшему тогда уже блюстителем Молдовлахийской экзархии помянутому Екатеринославскому архиепископу Амвросию: а по окончании Турецкой войны от российской императрицы Екатерины II пожалован 11 февраля 1792 г. митрополитом Молдовлахийским. Но по выходе из Молдавии российской армии ни новоопределенный от Порты господарь молдавский, ни сама Порта не захотели признать и принять сего российским двором определенного митрополита, и он с 19 на 20 июня схвачен быль ночью арнаутами и отвезен в Константинополь. Там потребовали от него отречения от покровительства российского двора, и поскольку он не согласился, то заключили его в темницу: однако же по ходатайству императрицы он выпущен в Россию и по прибытии в Николаев определен указом ее 10 мая 1793 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Переговоры по Бессарабии затянулись, поскольку страны Антанты рассчитывали на победу в гражданской войне в РСФСР белого движения, которое не признавало оккупации региона. После поражения белых Великобритания, Франция, Италия и Япония 28 окт. 1920 г. подписали с Р. Парижский (Бессарабский) протокол, признав румын. власть в регионе. РСФСР не была участником договора, что лишало его международно-правовой легитимности. Протокол не вступил в силу даже с т. зр. подписавших его стран, поскольку его не ратифицировала Япония. Несмотря на это, Бессарабия оставалась под румын. оккупацией до 1940 г. Против нее были направлены Хотинское (янв.-февр. 1919), Бендерское (27 мая 1919) и Татарбунарское (15-18 сент. 1924) восстания. Р. в межвоенный период. Главным итогом первой мировой войны для Р. было создание «Великой Румынии» в максимальных в ее истории границах. В целом территория Р. увеличилась со 137 903 до 294 967 кв. км, население - с 8 до 18 млн чел., что сделало Р. крупным многонациональным унитарным гос-вом Европы. Существенно изменился национальный и религиозный состав страны. По переписи 1930 г., этнические меньшинства составляли 28% населения, не считая молдаван, которые учитывались гос-вом в качестве румын, хотя в подавляющем большинстве не обладали румын. национальной идентичностью. В городах и отдельных районах Трансильвании преобладали венгры и немцы, в городах и юж. части Бессарабии - русскоязычное население. Почти половина трансильванских румын были греко-католиками, венгры - кальвинистами и католиками, немцы - лютеранами (Юго-Вост. Трансильвания) и католиками (Банат). Без согласия Московского Патриархата приходы на территории Бессарабии были подчинены РумПЦ. Правительство страны стремилось сгладить различия между Старым королевством (т. е. в границах Р. до 1914 г.) и новыми регионами. После непродолжительного переходного периода, в к-рый продолжали действовать региональные органы власти, управление различными регионами было унифицировано в соответствии с принципом унитарного национального гос-ва, зафиксированным в Конституции Р. 4 марта 1923 г.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Нужно только взглянуть на географическую карту, чтобы видеть, как велика опять стала территория Минской епархии. На востоке р. Березиной она отделялась от Могилевской епархии, к югу её территория спускалась почти до верховьев р. Стыря, притока Припети и Буга, где проходила галицкая граница, с запада Минская епархия по р. Зап. Бугу граничила с тогдашними австрийскими владениями, выделенными из Польши; на северо-западе по р. Неману она сходилась с прусскими владениями; на севере граница Минской епархии шла по линии от Палангена при Балтийском море, севернее неманского лимана, к Динабургу Полоцкой губ. до Друи и Дисны (по р. Зап. Двине), где сходились западная и северная границы Могилевской епархии. По обширности территории Минскую епархию, в составе трех губерний, можно сравнить с тогдашней Екатеринославской епархией. Территория Екатеринославской епархии, после присоединения к ней вновь образованной Вознесенской губернии, увеличилась за счет Киевской епархии (уезды Хорольский и Миргородский), но главным образом за счет земель, присоединенных от Польши и от Турции. Земли, присоединенные от Порты, заключались между Бугом, Черным морем и Днестром. На севере их граница: шла от Днестра к р. Кадыме, где стоял г. Балта (Еленск), и по Кадыме до впадения её в Буг, где стоял г. Ольвиополь. Земли, присоединенные к Вознесенской губернии от Польши, оттягивали северо-западную границу Екатеринославской епархии к верховьям притоком р. Синюхи – Горного и Гнилого Тикичей. Здесь Екатеринославская епархия сходилась с Брацлавской и Киевской епархиями. Что касается земель, присоединенных от Турции, то они еще в конце 80-х гг. XVIII в. по церковным делам сносились с екатеринославским архиепископом Амвросием Серебренниковым, получившим 22 декабря 1789 года титул местоблюстителя Молдо-Влахийской экзархии. В 1791 г. 26 декабря он, с Высочайшего соизволения, в помощь себе в г. Яссах посвятил в епископа белградского (аккерманского) и бендерского архимандрита Гавриила (Банулеску-Бодони), из молдавских дворян, бывшего тогда ректором Екатеринославской семинарии и находившегося вместе с Амвросием при дунайской армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Присночтимый Самодержец, получив известие, прослезился, и немедленно повелел с великолепием и подобающею сану честью предать погребению общего отца православных, и царскими дарами почтил останки его прислав златотканое священное патриаршеское облачение, многоценную митру и осыпанную алмазами панагию; все сие было доставлено с нарочным, и иереями возложено на умершего; потом тело переложено в многоценную раку, приготовленную к выносу на погребение, которое и происходило следующим образом: Утром 17 июня (1821 г.) начался при церквах благовест. Вскоре Граф Ланжерон и все гражданские и военные чины прибыли на внешний двор карантина, где возвышенно стояла рака с телом, окружаемая священниками, и свечами, и благовонными курениями. Потом вступил туда священный клир с тремя Архиереями Кириллом дристрским, Григорием иринопольским и еще Григорием бендерским и аккерманским. По Трисвятом священники возложили раку на колесницу, и немедленно при всех городских церквах начался колокольный звон. В тоже время и все Императорские и купеческие корабли в одесской пристани, распустив флаги, как бывает в печальных случаях, начали стрельбу из пушек. И Императорские суда, равно как и военная стража на суше, сделали по 101 выстрелу, а суда купеческие по 51. Между тем шествие и вынос происходили в следующем порядке: Предшествовал больший сребропозлащенный крест, пред которым причетники в стихарях несли высокие фонари с возженными свечами; за ними следовали церковные хоругви; потом четыре диакона несли крышу раки; за ними еще диакон нес иераршеский посох, другие же два диакона несли на позлощенных подушках, – один священную мантию, а другой архиерейскую панагию; в след за сим шел лик церковных певцов, воспевавших погребальные стихи; потом несен был серебряный подсвечник с высокою свечою, а за тем шествовал священный клир, – сперва монахи, потом иеродиаконы, иереи, архимандриты; и после них три Архиерея в предшествии диаконов, несших дикирии и трикирии и кадильницы, а за Архиереями следовала рака с священными останками на колеснице, которую везли шесть коней под черными покровами, и их держали шесть конюхов также в червой одежде. По четырем углам колесницы стояли четыре диакона с кадильницами, шесть иереев, по трое на каждой стороне колесницы, держали над ракою балдахин из красного бархата с золотою бахромою, а двенадцать из знатнейших одесских граждан несли большие зажженные свечи.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Н. Любимов , пишет в своих воспоминаниях» «На шоссе между Люблином и Холмом, в виду огромного скопления беженцев, следовавших со своим скарбом за отступавшими нашими войсками, происходило нечто невероятное... По поручению Генерал- Губернатора, приехав на автомобиле из Варшавы для водворения по возможности порядка и оказания первой денежной помощи, я застал беженцев, двигавшихся по шоссе, уже близ границ Холмской губ. С большим трудом продвигаясь между толпами беженцев, я вдруг увидел стоящего среди толпы, опираясь на посох, православного епископа. Это оказался прибывший из Холма преосвященный Анастасий. За ним была тележка с хлебом и разными явствами, и преосвященный раздавал их проходящим беженцам, благословляя их. Сойдя с автомобиля, я подошел к преосвященному под благословение и, представившись ему, сказал: «Здесь, владыка, по наведенной мною справке, оказалось много православных». На это преосвященный, с усталой улыбкой, ответил мне запавшими в душу словами: «В настоящую минуту вопрос этот для меня не имеет значения; для меня здесь теперь все – братья, а как кто верует – дело его совести...» В конце 1915 г. владыка Анастасий назначен был епископом Кишиневским и Хотинским на место архиеп. Платона (Рождественского), ставшего Экзархом Грузии. В 106 г. Бессарабия, будучи покорена императором Траяном, вошла с Молдавией, Валахией и Трансильванией, в состав Дакии, заселяемой римскими колонистами. Через Бессарабию проходили переселявшиеся народы – готы, обры (авары), угры. Ее заселяли волжские болгары, еще не ославянившиеся, славяне лутичи и тиверцы. Бессарабию разоряли кочевники – печенеги, половцы, монголы. На юге ея, в низовьях Днестра, создались колонии генуэзцев. Позднее средняя часть Бессарабии была частично заселена малороссами. Жили там армяне и греки. Исповеданием сего разноплеменного населения было, главным образом, православие. В половине XIV в. Бессарабия вошла в состав Молдавского княжества, которое в следующее столетие стало данником Турции, присоединившей к себе и южную степную часть Бессарабии (будущие Аккерманский, Бендерский и Измаильский уезды).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010