В 1659 г. по повелению царя Алексея Михайловича из казны было выделено 100 р. на новую каменную ц. Рождества Христова. Строительство велось на средства благотворителей, в т.ч. кн. Б.А. Репнина-Оболенского. К концу. XVII в. в построили церковь с пристроенной «полаткой каменной» и с трапезной, каменную колокольню с 6 колоколами, 20 келий. В обители жили 26 сестер вместе с игуменией. Согласно писцовой книге 1685 г., рядом с городскими торговыми рядами стояла сооруженная на средства горожан и священника монастырской Рождественской ц. богадельня, в к-рой жили 9 чел. По описанию 1701 г., было 20 келий, в которых жили 26 насельниц. Сестры «питались трудами своими и Христовым именем», а также получали доход от отданных в аренду сенных покосов, пустоши и огородов. В 1724-1725 гг. Б. м. был приписан к белёвскому Крестовоздвиженскому монастырю, после 1727 г. опять стал самостоятельным. В описании монастыря 1739-1741 гг. помимо Рождественской ц. упоминается каменная ц. в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, пристроенная к первой, число сестер уменьшилось до 19 чел. По описи 1763 г., насчитывалось 8 монахинь и 9 послушниц, которые получаемый доход от земли «делят на пропитание… каждая по своим кельям» и зарабатывают рукоделием, т. е. монастырь был особножительным. В 1764 г. монастырь был упразднен, Рождественская ц. стала приходской. В 1817 г. на деньги прихожан к ней были пристроены трапезная и колокольня, в 1834 г. на средства московских купцов братьев Протопоповых храм Рождества Христова был отремонтирован, в 1860 г. при нем купцы Протопоповы выстроили богадельню на 10 чел. В 30-х гг. XX в. храм был взорван, на его месте после 1945 г. была построена средняя школа 2. Постройки монастыря не сохранились. В XIX в. с Б. м. связывали неподтвержденные документами легенды о ссылке в монастырь сестер кнг. Е.П. Урусовой и боярыни Феодосии Морозовой, а также в 1699 г. царевны Марфы Алексеевны (в иночестве Маргариты). Источник: СГГД. С. 189-191; Памятная книжка Калужской губ. на 1861. Калуга, 1861. С. 272; Попроцкий М. Мат-лы для географии и статистики России. СПб., 1864. Т. 9. Ч. 2. С. 16-17; Боровск: Мат-лы для истории города XVII и XVIII ст. М., 1888; Холмогоров Г. И. Боровская десятина: Мат-лы для истории церквей Калужской епархии//Калужская старина. Калуга, 1904. Т. 4. С. 9-14; он же. Мат-лы для истории церквей Калужской епархии//Там же. 1910. Т. 5. С. 174, 186-188; Черепнин Л. В. Русские феодальные архивы XIV-XV вв. М., 1948-1951. 2 ч.

http://sobory.ru/article/?object=34006

Ментелово. Церковь Илии Пророка. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка Год постройки:1789. Год утраты:1936 (сгорела) Адрес: Тульская область, Белёвский район, Ментелово Координаты: 53.584459, 36.15729 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Приход с. Ментилова расположен в расстоянии 1 1/2 версты от реки Оки, отстоит от г.г. Тулы на 117 в. и от уезднаго Белева на 27 верст. Население прихода, состоящаго из с. Ментилова и деревни Кучерово имеет 416 душ крестьян муж. и 444 жен. пола. Занятие жителей земледелие, а также отхожий промысел для работ по каменной части и разработка каменнаго угла в южных губерниях России. Насколько древне происхождение прихода, неизвестно; но время основания ныне существующаго деревяннаго храма в с. Ментилове относится к 1789 г. Храм этот во имя св. Пророка Божия Илии построен на средства прихожан; но от времени пришел в ветхость и, кроме того, был тесен. Неудобства эти впоследствии были устранены: в 1881 г., благодаря усердию священника Иоанна Павпертова и церковнаго старосты, крестьянина Льва Iocuфoba Ермолова, трапезная храма была перестроена, а в 1887 г. также перестроена и настоящая часть храм при чем возобновлен и весь иконостас. Причт церкви состоит из священника и псаломщика; причт пользуется церковною землею в количестве 36 д. Почва земли глинистая. В. приходе села Ментилова имеются две школы грамоты. К приходу села Ментилова приписан приход села Алтухова. П.И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895 г. Белевский уезд, стр. 184. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение По словам местных жителей: «церковь сожгли в 1936 г. двое коммунистов-комсомольцев». Село Ментелово — Св. Пророка Божия Ильи ц. 1789 г. Пограничные села: Алтухово, Новые Дольцы, д. Кочерова, 85 дв. Народный архив Тульской губернии. Белевский уезд. Филиал народного архива Российской Империи.   --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=41919

Храму преподобной Евфросинии Московской, супруги Дмитрия Донского, торжественно передан колокол, отлитый на Куликовом поле 12 июня 2008 г. 15:57 Перезвоном колоколов встретило сегодня День России Первое поле ратной славы Отечества. Во всех храмах Куликова поля прошли праздничные богослужения. Затем в селе Монастырщина, где по преданию захоронены русичи, павшие в битве 1380 года с полчищами Мамая, состоялась торжественная передача московскому храму преподобной Евфросинии Московской (в миру — великой княгини Евдокии, супруги московского князя Дмитрия Донского) 250-килограммового колокола. Он изготовлен при финансовой поддержке фонда Андрея Первозванного. На церемонии передачи присутствовали вице-губернатор Тульской области Кораблев Алексей Борисович, архиепископ Тульский и  Белёвский Алексий, настоятель строящегося храма преп. Евфросинии Московской священник Алексий Ладыгин, духовенство Тульской епархии, представители областной администрации. В своем приветственном слове отец Алексий особо подчеркнул, что «сегодня в этой акции восторжествовала историческая справедливость. Нынешняя передача колокола выглядит по-особому в нынешний Год семьи. Мы привыкли мыслить Димитрия и Евдокия отдельно, как двух различных святых. Хотя они явили пример настоящей крепкой христианской семьи. Летописец отмечает, что Евдокия соревновалась со своим благочестивым супругом в духовном подвиге. Родив 12 детей, они на протяжении всей жизни являли высокий пример добродетели, милосердия, при этом мудро управляя нарождающейся Московской Русью». Колокол был принародно отлит по старинной технологии — в земляную форму — ярославскими мастерами Тутаевского завода у стен Богородичного храма в Монастырщине и торжественно освящен в День памяти святого благоверного князя Дмитрия Донского 1 июня. В соответствии с рецептами в колокольный сплав были добавлены «для звону» овечья шерсть, квасное сусло и свежий конский помет. И колокол, действительно, удался — его голос было слышно за несколько километров от Монастырщины.

http://patriarchia.ru/db/text/421010.htm...

Тула. Церковь Серафима Саровского. Церковь преподобного Серафима Саровского чудотворца Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь построена в 1905г. на средства купцов братьев Александра, Николая и Сергея Стефановичей Ермолаевых-Зверевых. В 1906г. 5 февраля храм был освящен Епископом Тульским и Белевским Лаврентием. В 1910 г. " за заслуги по духовному ведомству " братья были награждены орденами св. Станислава 3-й степени. В советское время храм был закрыт, здание с 1976 г. использовалось как хранилище обл. архива. В 2002 г. храм передан верующим. В 1905 году в городе Тула был построен храм преподобного Серафима Саровского. Возведен на средства тульских торговцев братьев Ермолаевых. При храме был построен и обустроен приют для брошенных детей и стариков, на деньги тех же братьев. К храму была приписана часовня во имя святого Феодосия Черниговского. Ее освятили к сентябрю 1899 года. Находилась она в существовавшем тогда здании новых торговых рядов по улице Советской. Сейчас на этом месте размещается военная комендатура и прокуратура. В штате храма и часовни были священник и псаломщик. В 1906 г. заведена опись церковного имущества, где хранили копии с метрических томов и исповедные росписи. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Общеизвестно, что размер далеко не всегда имеет значение, и если для большого числа богомольцев этот храм будет, пожалуй, немного тесноват, то для его завсегдатаев лучше церкви Преподобного Серафима Саровского не найти в старинной Туле. Пусть она скромна и обликом слегка напоминает часовню: здесь во всякое время красиво и уютно, а скромность, как известно, всегда была присуща её знаменитому покровителю, преподобному старцу Серафиму, предпочитавшему светской роскоши аскетическую жизнь в уединённой келье. Здание этого храма было построено в 1905 году в стилистике псевдорусского канона. Оно было возведено на деньги купцов Александра, Николая и Сергея Ермолаевых-Зверевых. Освятил храм епископ Тульский и Белёвский Лаврентий (Некрасов). Позднее те же благотворители обустроили при храме и богоугодное заведение - приют для детей и стариков. Расходы братья поделили по-родственному: на каждого пришлось по 8 тысяч рублей за постройку храма, по 22 тысячи - на приют, и по 6 - на убежище для неизлечимо больных. При этом благотворители каждый год перечисляли по 160 рублей на содержание церковного причта. Усилиями радетелей о Божием доме в нём открылись типография с переплётной мастерской с возможностью обучения как приютских воспитанников, так и другой молодёжи из округи. Для неимущих и вдов с детьми Ермолаевы-Зверевы организовали кузнечно-слесарную школу и Серафимовский благотворительный дом. При всей скромности храма сосновый иконостас Серафимовской церкви был обустроен в три яруса и к тому же покрыт резьбой с позолотой.

http://sobory.ru/article/?object=02231

Спасо-Преображенский Белёвский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Преображенский мужской монастырь — единственный в Тульском крае полностью сохранившийся архитектурный ансамбль, датирующийся концом XVII–XIX столетий. Монастырь является памятником архитектуры федерального значения. Рядом с монастырем находится Крестовоздвиженский Белёвский женский монастырь . Содержание История [ править править код ] Спасо-Преображенский монастырь был образован в XV веке. Окончание строительных работ относится к 1525 году. Предание гласит, что довольно продолжительное время супруги Михаил и Мария Белёвские (удельные князья и потомки князя Михаила Черниговского) не могли завести детей. Но супруги усердно молились, и у них появилось трое детей, которые, повзрослев, и заложили обитель, ставшей родовой усыпальницей. В XVI и начале XVII века монастырь страдает от набегов крымских татар, а в 1611 — 1620 годах от литовцев, поляков и украинцев. Неоднократно монастырь посещал царь Иоанн Грозный внося пожертвования для благоукрашения обители. В 1614 году монастырь имеет согласно описи 6 храмов: Преображенский собор, теплая церковь святого Иоанна Предтечи, холодна церковь святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского (в документах числится как сгоревшая) и надвратная Никольская церковь. В этом же году Никольскую церковь закрывают. С 1611 по 1614 годы в монастырской слободе возводится Алексиевская церковь. В 1615 году при набеге гетмана Лисовского на Белев монастырь сожжён, потом восстановлен. В 1618 году обитель сильно пострадала от нападения польского воеводы Чаплинского. К середине XVII века в монастыре остается только 3 храма: Преображенский собор, Предтеченский храм и храм Алексия Московского . С 1643 года ведутся работы по перестройки монастыря, Предтеченский храм перестраивается, а храмы святого Московского Петра, великомученика Димитрия Солунского восстанавливаются. После пожара 1681 года на собранные пожертвования строится каменный Преображенский собор (1686), надворная церковь святого Алексия Московского (1693—1697), Введенская церковь (1698—1700), храм Дмитрия Сулинского переносится за ограду монастыря (храм сгорел в 1719 году), а на его месте возводится церковь во имя святого Иоанна Предтечи (1706—1712).

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Виктор (Олейник), архиеп. Тверской. Фотография. Кон. 90-х гг. XX в. (Олейник Владимир Николаевич; род. 21.09.1940, г. Почаев Тернопольской обл.), митр. Тверской и Кашинский. Из семьи рабочего. В 1958-1962 гг. учился в Ленинградской ДС, в 1962-1966 гг.- в ЛДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «Учение свт. Афанасия Великого о человеке». 2 янв. 1966 г. митр. Ленинградским и Ладожским Никодимом (Ротовым) пострижен в монашество с именем в честь мч. Виктора Коринфского. 6 янв. того же года архиеп. Тульским и Белёвским Алексием (Коноплёвым) рукоположен во диакона. В 1966 г. служил диаконом в Георгиевской ц. в Краснодаре. 22 окт. 1967 г. архиеп. Краснодарским и Кубанским Алексием (Коноплёвым) рукоположен во иерея к Екатерининскому кафедральному собору Краснодара, в 1969-1978 гг. нес послушание ключаря собора. С 1968 по 1970 г. являлся членом епархиального совета Краснодарской епархии. В 1969 г. возведен в сан игумена, в 1974 г.- в сан архимандрита. С 1978 по 1982 г. служил ключарем кафедрального собора во имя Св. Троицы в Калинине («Белая Троица»), в марте 1982 г. назначен настоятелем собора и секретарем Калининского епархиального управления. В 1979-1988 гг. исполнял обязанности благочинного Калининского округа. 30 нояб. 1988 г. В. определено быть епископом Калининским и Кашинским. Хиротония, к-рую возглавил митр. Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан) , состоялась 4 дек. 1988 г. в Богоявления соборе Москвы. После возвращения г. Калинину названия Тверь В. 19 июля 1990 г. был усвоен титул епископа Тверского и Кашинского. В 1990 г. избирался депутатом Тверского областного совета народных депутатов. 25 февр. 1996 г. возведен в сан архиепископа. Стараниями В. в Тверской епархии с 1990 г. открыто 11 мон-рей, в т. ч. Нилова Столобенская мужская пустынь Развивается издательская деятельность: выходят ж. «Тверские ЕВ», газ. «Православная Тверь», в составе редакции к-рой работает информационно-аналитический центр свт. Марка Эфесского, газ. «Тверской мирянин». Епархиальное управление тесно сотрудничает с областной телерадиокомпанией «Тверь». С благословения В. в Твери начала работу епархиальная общеобразовательная школа во имя свт. Тихона Задонского, катехизаторскую деятельность проводит Культурно-образовательный центр «Новая Корчева» в г. Конаково. На педагогическом фак-те Тверского гос. ун-та в 1997 г. открылась кафедра правосл. теологии.

http://pravenc.ru/text/158544.html

Геласий , старец в монастыре Симонопетра (1963) – о нём есть в книге: ИеромонахХрисанф. Сыны света. Георгий Алексеевич , брат из Бельгии, посетил Афон в 1979 г. Георгий , подвальный, старец, подвизавшийся в Свято-Пантелеимоновском монастыре, скончался в конце 1962 г. или в начале 1963 г. Герасим Афонский , архимандрит, игумен Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне (1770(72)-1875), болгарин, родился в Македонии, в городе Драма, в 15-летнем возрасте поступил в монастырь Косфенит, пострижен в монашество около 1790 г., управлял Руссиком с 1821 г. до 1875 г. Герман (Джорич Хранислав, 1899–1991), Святейший Патриарх Сербский в 1958–1990 гг., укреплял братские связи с Русской Православной Церковью. Герман (Тимофеев Геннадий Евгеньевич, род. 1937), епископ Виленский и Литовский (1974–1978), Тульский и Белёвский (1978–1986), архиепископ с 1983 г., Берлинский и Среднеевропейский (1986–1990), Волгоградский и Камышинский (с 1991 г.), ныне митрополит (с 2000 г.). Гермоген (Орехов Григорий Васильевич, 1929–1980), епископ Краснодарский, в 1974–1977 гг. исполнял обязанности председателя Хозяйственного управления Московской Патриархии, с 1977 г. архиепископ, с 1969 г. был представителем Русской Православной Церкви при ВСЦ в Женеве. Гривас Т. Ал. , начальник управления Министерства иностранных дел Греции. Григорий Нисский (ок. 335–ок. 394), святитель, отец Церкви, богослов, философ, экзегет, происходил из Каппадокии (ныне в Турции), младший брат свт. Василия Великого . Григорий Палама (1296–1359), святитель, архиепископ Фессалоникийский, средневековый мистик, византийский богослов и философ, один из основателей исихазма, отец и учитель Церкви. Григорович-Барский Василий Григорьевич (1701–1747), украинский путешественник, писатель и публицист, дважды посещал Афон (1725, 1744–1745), о чём составил подробные воспоминания, имеющие историческую ценность. Гриневич Константин Александрович (1891–1970), историк и археолог, учёный секретарь ВОКС по музейно-археологическим делам. Давид (Цубер, 1905–1987), иеродиакон, в схиме Димитрий (с 1983 г.), родился в с. Колодное Закарпатской обл., в Свято-Пантелеимоновском монастыре подвизался с 1923 г., пострижен с именем Давид, знал восемь языков и в совершенстве владел греческим, в течение долгих лет был представителем Пантелеимоновского монастыря в Священном Киноте Святой Горы и одновременно исполнял послушание эконома.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Завершена реконструкция Жабынского монастыря 05.02.2020 К 500-летию празднования Тульского кремля завершена реконструкция одной из старейших обителей региона - Введенского Макариевского Жабынского мужского монастыря , сообщила пресс-служба областного правительства. Освящение соборного храма в Белёве состоялось в День памяти преподобного Макария Жабынского. Праздничную литургию совершил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий. " В этом году вся область празднует важную дату - 500-летие Тульского кремля. Мы серьезно готовимся к этому событию, восстанавливаем наши культурно-исторические памятники, духовные объекты. Особую роль для нас играют монастыри Белёвского района. Свято-Введенский мужской монастырь - одна из главных православных святынь для всего нашего региона. Было важно восстановить главный храм в его первоначальном виде, благоустроить купель и святой источник " , - приводятся в сообщении слова зампреда правительства Тульской области Ольги Гремяковой. В короткие сроки полностью завершена реставрация фасада храма. Разрушенные части цоколя и фигурные элементы стен в соответствии с историческим обликом восстанавливались с использованием уникального белого камня. Отремонтирована кровля храма, установлены недавно освященные купола. Работы проведены и во внутреннем пространстве: установлена винтовая лестница на хоры. На территории монастыря проведены масштабные ландшафтные работы: уложена тротуарная плитка, восстановлена система водоотведения, смонтированы новые опоры освещения. Над источником и колодцем установлены ротонды, а при входе появился новый павильон со святой водой. Отремонтированы купель и часовня. Благоустроена территория у старинного 600-летнего дуба, под которым, согласно монастырскому преданию, преподобный Макарий Жабынский спас раненного недруга, с чем и связана история чудодейственного источника. Жабынский монастырь основан в 1585 году. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 05.02.2020 21:05:19

http://drevo-info.ru/news/25620.html

а ныне во оном монастыре три церкви, и под спудом мощи онаго Макария строителя» ( Знаменский. 1890. Вып. 28. С. 52). На основании этих документов историк-краевед И. В. Знаменский предполагал, что старец Онуфрий и М.- одно лицо. По мнению историка, старец, устроив обитель, принял схиму с именем Макарий и жил неподалеку у колодца Жабынец, с к-рым в мон-ре было связано чудесное предание о событиях Смутного времени, когда неподалеку от обители, под дубом, М. нашел умирающего от ран и жажды поляка, заблудившегося в лесу. Святой ударил посохом по земле, и тотчас на этом месте забил родник. Впосл. здесь поставили часовню. В др. синодике обители, к-рый архим. Леонид (Кавелин) датировал нач. XVIII в., была записана память «преподобнаго отца нашего Макария Белёвскаго чудотворца, иже на Жабыни кладези жившаго». Составителем текста о М. в предисловии к синодику архим. Леонид назвал игумена Жабынской пуст. Тихона, бывшего ее пострижеником. В предисловии говорилось, что М. «в терпении иночески плотию стражда, мраз, зной, во алчбе и жажде претерпи, монастырь возгради, братию собра, поживе же в терпении своем лета довольна... преставися в лето мироздания 7131 (1623) году, погребен учениками своими, в своем от него созданном монастыре месяца ианнуария 22 дня» ( Леонид (Кавелин). С. 8-9). В синодике сообщалось также о существовании записей чудес святого. Уникальные сведения о М. содержит статья «Иконописного подлинника» различных списков и редакций, которая, вероятно, воспроизводит текст, находившийся на надгробной плите М. Надпись сообщала, что святой преставился в схиме в возрасте 84 лет 22 янв. 7131 (1623) г. «в нощи, в куроглашение, и погребен бысть близ своея ему церкви, на память святого апостола Тимофея» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 39; то же см.: РНБ. Вязем. Q. 162. Л. 89, XIX в.; Тихан. 402. Л. 66 об., XVIII в.; ОСРК. Q. XIII, 11. Л. 56 об., XVIII в.- ЭК ИРЛИ (ПД)). Из сопоставления данных «Иконописного подлинника» с челобитной игум. Тихона следует, что М. был погребен близ построенной им Введенской ц.

http://pravenc.ru/text/2561292.html

Белёвский район (Тульская область), церкви и монастыри, карта. / Белёвский район 2024-03-09  2023-04-21 2023-04-21  2023-11-30 2023-11-30  2024-03-09 2017-05-24 2017-05-24 2022-06-27 2017-05-24 2022-06-27 2017-05-31 2018-05-30 2024-03-09 2023-02-20 2023-01-11 2022-06-27 2023-07-24 2023-02-20 2020-08-25 2020-08-25 2017-05-30 2017-05-19 2023-02-20 2023-01-25 2024-03-09 2023-11-16 2023-12-28 2024-02-07 2023-11-16 2017-05-24 2023-02-20 2020-08-25  2014-07-04 2014-07-04  2016-08-16 2016-08-16  2020-10-30 2020-10-30  2016-12-18 2016-12-18  2023-09-11 2023-09-11  2023-04-27 2023-04-27  2022-07-31 2022-07-31 2019-02-04 2021-08-18 2022-04-09 2022-04-09 2019-02-04  2023-10-20 2023-10-20  2013-09-22 2013-09-22  2020-01-05 2020-01-05  2013-09-22 2013-09-22  2017-05-18 2017-05-18  2017-07-13 2017-07-13  2017-05-11 2017-05-11  2017-07-13 2017-07-13  2023-07-16 2023-07-16  2017-07-13 2017-07-13  2023-07-10 2023-07-10 2022-06-27  2017-12-01 2017-12-01  2017-07-14 2017-07-14  2017-12-03 2017-12-03  2023-02-21 2023-02-21  2017-11-23 2017-11-23  2017-07-16 2017-07-16  2017-07-16 2017-07-16  2023-01-15 2017-05-30 2023-01-15  2017-12-01 2017-12-01  2018-01-24 2018-01-24  2014-10-20 2014-10-20  2023-02-21 2023-02-21  2014-09-18 2014-09-18  2017-07-17 2017-07-17 Показать только действующие Самые популярные объекты    1    Белёв. Спасо-Преображенский монастырь --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/geo/distr/675

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010