29 июня 1855 г., за несколько дней до кончины подвижницы, Протопопова просила еп. Тульского Димитрия (Муретова) «дозволить в случае смерти старицы похоронить» ее в сельской церкви. «Образ жизни и столетний христианский подвиг вывел ее из ряда обыкновенных мирских людей, и похоронить тело ее на общем кладбище я не смею оставить на своей совести, почитая дело это не богоугодным». Блаженную похоронили 7 июля 1855 г. при многочисленном стечении почитателей под трапезной деревянного Казанского храма, у сев. стены, в монашеском облачении (обстоятельства пострига Е. К. неизвестны). Погребение совершали 6 священников. Над могилой по инициативе свящ. Павла была поставлена деревянная гробница с чугунной плитой, на которой по благословению Московского свт. Филарета (Дроздова) начертано: «Евфросиния неведомая. Буяя мира избра Бог, да премудрыя посрамит». В 1914 г. над гробницей сооружена деревянная с позолотой сень, здесь же хранилась икона, по преданию принадлежавшая блаженной. С авг. 1884 г. перед литургией в Казанском храме служились панихиды по Е. К., совершались исцеления. По указу Тульской духовной консистории от 7 нояб. 1909 г. при церкви была заведена особая книга, где записывались случаи исцелений по молитвам к Е. К. В 1885 г. над ископанным Е. К. источником была поставлена деревянная часовня-навес на столбах, в 1909 г.- деревянная, крытая железом часовня и при ней деревянная купальня. Ежегодно в день Сошествия Св. Духа совершался крестный ход к «матушкину колодцу». В 1931 г. Казанский храм сгорел, погребение и колодец пребывали в запустении. Е. К. почитала сестра М. И. Цветаевой , Анастасия Ивановна. Находясь в сибир. ссылке, А. И. Цветаева переписала жизнеописание подвижницы, нарисовала ее портрет и вспоминала как чудо исцеление от ангины по молитвам к Е. К. По окончании ссылки в 1959 г. Цветаева отыскала чудотворный источник и могилу Е. К. в Тульской обл. и впосл. многократно приезжала туда. В 1988 г. по инициативе архиеп. Тульского и Белёвского Максима (Крохи) Е. К. была канонизирована в лике святых Тульской земли. Составлены служба, акафист, тропарь, кондак. В 1993-1996 гг. на месте сгоревшей в 1931 г. деревянной Казанской ц. был возведен одноименный каменный храм, в котором с левой стороны над захоронением Е. К. поставлена мраморная рака, на ней - икона Е. К. От мощей и на источнике, ископанном подвижницей, совершаются многочисленные исцеления. Иконы Е. К. имеются в кафедральном Всехсвятском соборе Тулы (портретный живописный образ в монашеском облачении), других храмах епархии. Подвижница изображена также на иконах Собора Тульских святых.

http://pravenc.ru/text/187892.html

Будем же как можно чаще возноситься к яслям Вифлеемским, и мы легко будем возноситься к Спасителю нашему на небо. Люди, которые постоянно пребывали мыслями у яслей Спасителя, более чувствовали себя живущими на небе, чем на земле, о последней часто даже забывая. Начавши возноситься мыслями, легко возноситься на небо и сердцем…». «Через три года по смерти о. Архимандрита Иакова на могилу его поставлен мраморный памятник, стоимостью 600 рублей, собранных по подписке от следующих лиц: от братии Кирилло-Белозерского монастыря – 100 руб., сестёр Горицкого женского монастыря – 50 руб., Преосвященного Тихона бывшего Можайского – 30 руб., настоятеля Нило-Сорской пустыни о. Герасима – 30 руб., игуменьи Горицкого монастыря Арсении – 25 руб., от купцов г. Кириллова: г. Валькова – 100 руб., Симонова – 50 руб., Н.Я. Карпова – 20 руб., учеников монастырской церковно-приходской школы – 1 рубль.» (текст взят из брошюры «Памяти о. Архимандрита Иакова, бывшего настоятеля Кирилло-Белозерского монастыря», изданной в г. Кириллове к десятилетию преставления Святого, в 1906 году). В 1987 г. архимандрит Иаков был канонизирован (см.: Письмо из канцелярии управляющего Тульской епархией за 158 от 10 февр. 2009 г.//Арх. ЦНЦ), его имя включено в Собор Тульских святых, установленный по благословению Святейшего Патриарха Пимена (Извекова) на основании рапорта архиеп. Тульского и Белёвского Максима (Крохи). 29 января 2010 года состоялся первый молебен возле могилы преподобного Иакова Кирилловского в стенах Кирилло-Белозерского монастыря. После освящения иконы преподобного Иакова, которая накануне была доставлена из Москвы, наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Игнатий с братией и прихожанами совершили Крестный ход от храма прп. Сергия Радонежского, расположенного на Иоанновской горке, к Успенскому собору. Здесь, возле могильного камня, впервые были пропеты Святому тропарь и кондак и прочитана молитва. Утро было хмурое, стоял тридцатиградусный мороз, но во время чтения молитвы вдруг проглянуло солнце и озарило памятник, на котором выбиты слова «Здесь покоится прах почившего Архимандрита Иакова, в мире Василия Ивановича Поспелова». Вокруг царила тишина, всё совершалось на редкость неспешно, будто никто не чувствовал холода… А в сердцах присутствующих непрестанно звучали слова – «Преподобне отче наш, Иакове, моли Бога о нас!».

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Pospelov...

Празднование Собору всех святых, в земле Тульской просиявших, приурочено ко дню памяти самого известного тульского святого — преподобного Макария Жабынского, Белёвского чудотворца (22 сентября/5 октября). В 2023 году исполнилось 400 лет со дня кончины подвижника. Святой почитается как возобновитель монашеской жизни в Жабынской пустыни, а сама она является одним из духовных центров Тульской земли. К мощам святого и к цельбоносному источнику, выкопанному самим преподобным, регулярно притекают люди. О непростом пути обители, которую неоднократно пытались уничтожить, и о людях, которые вновь и вновь возрождали ее, материал корреспондента «Журнала Московской Патриархии» Александра Черепенина. PDF-bepcuя. диакон Александр Черепенин 12 января 2024 г. 17:30 В сонме святых, в земле Владимирской просиявших, особое место занимает святитель Феодор Суздальский, первый епископ Ростова Великого, тысячелетие праведной кончины которого отмечается в этом году. С его именем связаны важнейшие события в истории Северо-Восточной Руси. О служении святителя Феодора Суздальского «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Богородице-­Рождественского мужского монастыря города Владимира доктор теологии иеромонах Варфоломей (Минин) . PDF-bepcuя.     Иеромонах Варфоломей (Минин) 28 июля 2023 г. 16:00 Семьдесят пять лет назад в Церковь вернулись мощи святой благоверной Анны Кашинской. Это значимое и важное событие произошло в рамках так называемого сталинского «потепления» в отношении Церкви, которое началось во время войны и завершилось в 1948 году.  PDF-bepcuя.     протоиерей Александр Рычков 12 января 2023 г. 13:00 В долгой истории обретения мощей Игумена земли Русской есть малоизвестные и таинственные страницы. Об одной из них, связанной с деталями эвакуации великой всероссийской святыни в годы Великой Отечественной войны в уральский город Соликамск, «Журналу Московской Патриархии» рассказал профессор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, доктор церковной истории протоиерей Алексий Марченко. PDF-bepcuя. протоиерей Алексий Марченко 19 июля 2022 г. 16:00 В этом году Русская Православная Церковь отмечает значимую юбилейную дату — шесть столетий со дня обретения святых мощей Игумена земли Русской, всея России чудотворца преподобного Сергия. В посвященном ему каноне приводятся удивительные слова: «...честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый». К этому сосуду благодати из века в век прибегали и прибегают в своих нуждах и болезнях сотни тысяч православных верующих, всегда находя в нем духовную опору и поддержку. За шесть веков у мощей преподобного Сергия сложилась своя история, о которой «Журналу Московской Патриархии» рассказал насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, исполняющий обязанности настоятеля храма Преображения Господня — Патриаршего подворья в Звездном городке, иеромонах Пафнутий (Фокин). PDF-bepcuя. Иеромонах Пафнутий (Фокин) 5 июня 2022 г. 11:00 e-mail: @

http://e-vestnik.ru/tags/moshchi_251/

Диван, стулья, стол и этажерка с книгами духовного содержания... Рядом с приемной маленькая келейка келейника отца Михаила. Против приемной – дверь в келию самого старца Амвросия, которая всегда была на крючке и отпиралась только во время служений келейных бдений и еще в некоторых исключительных случаях. Келия старца была с переднею, в которой висела его простая, иногда даже заплатанная одежда... Самая келия старца вся увешана была святыми иконами и портретами духовных лиц, большею частию принесенными в дар... У восточной стены стоял письмоводительский небольшой столик... В святом углу аналой в виде шкафчика... Далее вдоль южной стены другой стол, на котором стояли некоторые иконы, подсвечники с восковыми свечами и лежало несколько духовных книг. Вдоль западной стены стояла койка, на которой старец Амвросий давал покой своему многострадальному телу. Сзади койки печка, в зимнее время вся заваленная чулками и увешанная фланелевыми рубашками. К северной стороне приставлен был шкап, весь наполненный отеческими и другими духовно-нравственными книгами. Между шкапом и печкой дверь. Затем табуретки три-четыре и два старинных кресла для почетных посетителей» 284 . В Летописи скита за 1877 год – без означения месяца и числа – записано: «Старец батюшка отец Амвросий благословил для памяти записать, что в его келии находятся следующие святыни: 1) Крест сребропозлащенный, 1 вершок в длину, вершка в ширину, на золотой цепочке с подписью на поперечнике с одной стороны: “Вар. А.”, а с другой: “Помилуй мя, Боже, помилуй мя”. С частицей древа Животворящего Креста Господня. Крест сей получен от севской помещицы тайной советницы Варвары Павловны Афанасенко; 2) Крест сребропозлащенный... с выпуклым Распятием, с частицами мощей: святителя Амвросия Медиоланского ; Алексия, Человека Божия; преподобного Марка и преподобной Таисии. Получен 31 августа 1870 года чрез белёвскую монахиню мать Рахиль (в схиме Гавриилу) Розову от петербургской купчихи Натальи Назарьевны Васильевой и супруга ее Герасима Васильевича Васильева (эти частицы святых мощей получены Васильевыми из Кирсановского девичьего монастыря, коему они много благодетельствовали); 3) Крест сребропозлащенный, вершка в длину, вершка в ширину.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

10 июля 1901 г. имп. Николай II утвердил доклад Синода об увольнении М. на покой по собственному желанию и по «преклонности лет». Согласно летописи оптинского скита, «вся братия единодушно» сожалела об увольнении М., «некоторые из близко стоявших к нему духовных лиц» утверждали, что епископ был «деятелем высокой духовной молитвы» (Там же. С. 283). 16 июля Калужская городская дума постановила в память о М. учредить по одной стипендии его имени при местных муж. гимназии и реальном училище для беднейших учеников. 19 июля в Крестной архиерейской церкви калужское духовенство подарило М. на память икону Христа Спасителя. Епископ любил Калужскую землю, посвятил ей и ее пастырям несколько циклов стихотворений (Калужские ЕВ. 1896. Отд. неофиц. 2. С. 50-52; Песнь в честь Калужских архипастырей, отошедших в вечность//Там же. 1899. 21. С. 573-579). В 1901 г. М. посетил Киево-Печерскую лавру , 12 янв. 1902 г. вместе с Каневским еп. Сильвестром (Малеванским) участвовал в отпевании и погребении старца прп. Ионы (Мирошниченко) . В нояб. 1902 г. М. поселился в белёвском в честь Преображения Господня монастыре на правах настоятеля. Тульский и Белёвский еп. Питирим (Окнов) направил в Белёв синодальный указ с резолюцией: «Радуюсь за град Белев, в коем будет иметь жительство святитель добрый и молитвенник» (ГА Тульской обл. Ф. 3. Оп. 10. Д. 3005. Л. 1). С 1903 г. М. состоял попечителем Белёвской школы псаломщиков, в воскресные и праздничные дни совершал богослужения и в обители, и в др. белёвских храмах, особенно любил Макариев Жабынский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь , в к-ром совершил несколько рукоположений. По воспоминаниям законоучителя Белёвского реального уч-ща, М. посещал мн. горожан «на дому, не взирая ни на звание, ни на состояние». Современники писали о простоте и «сердечной мягкости» в общении архиерея с духовенством и паствой. Он обладал «тем драгоценным качеством характера, которое свойственно далеко не многим, а именно - верой в человека, в лучшие стороны его души, в возможность исправления даже закоренелого во зле и огрубевшего сердца». Многочисленные слова, беседы и стихотворения М. отличались «теплотою чувства» ( Введенский. 1906. С. 597).

http://pravenc.ru/text/2561404.html

На портале Президентской библиотеки представлены многочисленные изобразительные материалы – фотографии, плакаты и открытки о том, как отмечали праздник в разные годы. В подборке «Празднование 1 Мая» , которая входит в коллекцию «1917» , размещены редкие фотографии празднования этого дня в разных районах Петрограда. В центре города: фотографии «Празднование 1 мая. Марсово поле» , «1-го мая (18-го апреля) 1917 г. На Исаакиевской площади. Петроград» , «Мариинская площадь. Народный праздник 1 мая 1917 г.» , «Празднование 1 мая. Троицкий мост» . На заводских окраинах: фотография «1-го мая (18-го апр.) 1917 г. Инструментальная м. П. З. Петроград» . Есть среди фотографий и работы знаменитых Александра и Виктора Буллы (например, «1 мая 1917 г. на Дворцовой площади» и другие). Среди документов советского времени, посвящённых празднику, выделяется сборник «1-е мая у пионеров» , изданный Новосибирским (Новониколаевским) отделом комсомольской организации как руководство для проведения праздника у пионеров. В годы Великой Отечественной войны изобразительные материалы к празднованию 1 Мая дополняются фронтовой тематикой. Например, плакаты Александра Чечнёва «Первомайский подарок: от автоматчицы и автоматчика – смерть немецкому захватчику!» , Виктора Говорова «Да здравствует 1 Мая! Всё для фронта, всё для победы над врагом!» C этими и другими изображениями можно ознакомиться на портале Президентской библиотеки в разделе «Плакаты» электронной коллекции «Память о Великой Победе» . В коллекции «Отечественная периодика в фонде Президентской библиотеки» размещены газетные статьи военных лет, посвящённые празднованию Первомая. Например, статьи из «Белёвской правды» – органа райкома ВКП(б), райсовета и горсовета (1942), из газеты «За Родину» – органа Витебского РК КП(б)Б и Райсовета депутатов трудящихся (1943). Кроме того, на портале размещена цифровая копия Приказа Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина от 1 мая 1945 года 20 . Сталин поздравляет народ с 1 Мая и «в честь исторических побед Красной Армии на фронте и великих успехов рабочих, колхозников и интеллигенции в тылу, в ознаменование международного праздника трудящихся» приказывает в столицах союзных республик и в городах-героях Ленинграде, Сталинграде, Севастополе и Одессе произвести салют двадцатью артиллерийскими залпами.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/01/pr...

Спасо-Преображенский мужской монастырь — единственный в Тульском крае полностью сохранившийся архитектурный ансамбль, датирующийся концом XVII–XIX столетий. Спасо-Преображенский монастырь был образован в XV веке. Окончание строительных работ относится к 1525 году. Предание гласит, что довольно продолжительное время супруги Михаил и Мария Белёвские (удельные князья и потомки князя Михаила Черниговского) не могли завести детей. Но супруги усердно молились, и у них появилось трое детей, которые, повзрослев, и заложили обитель, ставшей родовой усыпальницей. Дата основания : 1-я пол. XVI в. Адрес : Россия, Тульская область, Белевский район, Белёв, улица Преображенская, д. 1 Подробнее... Венев-Никольский женский монастырь [ править править код ] Дата основания : 1892 Статус : действ. Адрес : Тульская обл., Веневский р-н, с. Венев-Монастырь Телефон : (245) 7-52-45 " С благословения и утверждения Св. Синода, в конце 1892 г. открыта при сельце Борщевом, Тульской губернии, Крестовоздвиженская женская община в память чудесного спасения Августейшей Семьи от угрожавшей опасности 17 октября 1888 года. Вместо крайне тесной и неудобной для молящихся церкви, начальницею, в видах благоустроения общины и удовлетворения самых насущных потребностей молящихся, испрошено у епархиального начальства разрешение на построение нового храма. " Подробнее... Лихвинский Покровский Добрый мужской монастырь [ править править код ] Дата основания : ок. 1477 Статус : сохр. Адрес : Тульская обл., Суворовский р-н, с. Доброе Монастырь основан ок. 1477 князем Одоевским. Возобновлён в камне после Смуты усердием окольничего М. А. Ртищева. После 1764 постепенно пришел в упадок. Сооружения значительно повреждены ураганом и пожаром в 1810-х. Новая колокольня выстроена ок. 1830. В нач. ХХ в. действовала только Вознесенская церковь. Закрыт в 1918. Не возобновлён. Сохранился собор и небольшие фрагменты стен. Началась расчистка территории. Подробнее... Казанский женский монастырь (Колюпаново) [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Тульская_облас...

Во 2-й пол. XIX в. поповцы в Орле продолжали отправлять богослужения в домах: действовали моленная Калашникова возле р. Оки, затем - в доме торговца горшками И. Ф. Коренева на набережной р. Оки. В 70-х гг. XIX в. Коренев завещал поповцам моленную и земельный участок, вскоре после этого беглопоповцы под влиянием уставщика С. Морозова перешли в юрисдикцию Белокриницкой иерархии. В нояб. 1886 г. старообрядческая моленная в бывш. доме Коренева была закрыта властями и распечатана только в 1898 г. Новопоморцы во 2-й пол. XIX в. имели в Орле 2 моленные: в домах купца И. И. Чикина и мещанина И. М. Звягинцева возле Кромской пл. Моленная филипповцев-ситниковцев находилась на ул. Садовой (Садово-Пушкарной), в доме наставника, крестьянина Белёвского у. Тульской губ. А. В. Леонова. Филипповцы-гуляевцы для богослужений посещали моленную в доме мещанина Н. П. Маленькова на Компанской ул., просуществовавшую до нач. XX в. К кон. XIX - нач. XX в. в Орле действовали 4 старообрядческие общины (примерно по 80 чел.): филипповцев-гуляевцев, филипповцев-ситниковцев, новопоморцев и последователей Белокриницкой иерархии. Всего к кон. XIX - нач. XX в., по офиц. сведениям Орловского Петропавловского правосл. братства, в Орле насчитывалось ок. 240 старообрядцев, проводивших богослужения и моления в 5 молитвенных домах. В Орловской губ. к 1899 г., по епархиальным данным, насчитывалось 7226 старообрядцев различных толков. После революции 1917 г. на старообрядцев начались гонения со стороны властей, что постепенно привело к исчезновению крупных общин; беспоповцы продолжали собираться в домовых моленных. 30 апр. 2013 г. зарегистрирована созданная в 2012 г. община древлеправосл. христиан старопоморского (федосеевского) согласия в с. Ломовец Троснянского р-на. Отдельные представители различных течений и толков проживают в бывш. крупных центрах старообрядчества: деревнях Б. Колчева и Закромский Хутор Кромского р-на и др. Римско-католическая Церковь Первые католики появились в Орле в 40-х гг. XIX в. В 50-х гг.

http://pravenc.ru/text/2581553.html

15 декабря 1878 года местным благочинным была составлена опись построенного храма. Согласно ей, каменный храм состоял из холодной главной части, трапезной с двумя приделами и четырёхъярусной колокольни. Вся церковь была покрыта листовым железом, покрашена медянкой. Купола были устроены на главной части храма и на колокольне, обиты белым листовым железом. На них были поставлены деревянные кресты, также обитые белым листовым железом. Пол во всём храме был каменный. В тёплой трапезной части были устроены две кафельные печи и двойные оконные рамы. В новом храме, как и в старой церкви, было устроено три престола: главный в честь Преображения Господня и два придела: с северной стороны трапезной - в честь святителя Николая Чудотворца, с южной стороны - в честь святого пророка Илии. 14-15 января 1879 года благочинным священником Иоанном Корсунским храм Преображения Господня был торжественно освящён. Под главным престолом был поставлен деревянный ящик с крестом, на котором было указано имя благотворительницы А.П. Лызловой, епископа Тульского и Белёвского Никандра (Покровского), благословившего строительство храма, даты закладки и освящения храма и имя благочинного священника Иоанна Корсунского, их совершившего. В 1896 году при Преображенском храме села Спас-Детчино была открыта школа грамотности, которая расположилась в доме священника и одновременно учителя школы Василия Покровского. Впоследствии Василий Архангельский стал священнослужителем, подвергся преследованиям советской власти и был убит в 1937 году на Бутовском полигоне. Прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской. 6 декабря 1898 года настоятелем Спасо-Преображенского храма стал уроженец соседнего села Руново, сын диакона священник Пётр Ильинский. Помимо уроков с детьми, священник Пётр проводил катехизические беседы со взрослыми. В 1914 году по его инициативе на приходе было открыто Николаевское общество трезвости. Активно занимался он и хозяйственным благоустройством прихода. По его инициативе был построен отдельный дом для псаломщика и пристройка с квартирами для учителя и сторожа. В 1907 году вокруг храма была выстроена каменная ограда с железными решётками, которая сохранилась до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=01455

С 5 апреля 1920 года — епископ Белёвский, викарий Тульской епархии. В 1922 года, после ареста правящего архиерея Тульской епархии, епископа Иувеналия (Масловского), стал управляющим епархией. Не признал обновленческого Высшего церковного управления и говорил: «единственный законный руководитель Церкви — это Патриарх Тихон. Все же другие появившиеся в настоящее время при поддержке советской власти органы управления считать незаконными и еретическими». В ответ обновленцы отстранили его от управления епархией, а в декабре 1922 объявили о его увольнении на покой. По инициативе епископа Игнатия в Белёве была создана Спасо-Преображенская православная община, в которую входили монашествующие, представители интеллигенции, крестьяне, простые горожане. Задачами общины были «распространение Света Евангельского Учения между христианами, которые в основу всей своей жизни ставят спасение своей души; нравственно-христианское воспитание верующих на основании учения Христа Спасителя и Его Святой Церкви о любви и смирении и сохранение церковного богослужения по уставам, созданным св. отцами и подвижниками веры и благочестия». Несмотря на преследования со стороны властей община просуществовала до 1937, когда она была разгромлена, а многие участники её деятельности — в том числе епископ Никита (Прибытков) — были расстреляны. Аресты, ссылки, лагеря 17 января 1923 года был арестован за «контрреволюционную агитацию» вместе со своим братом иеромонахом Георгием (Садковским). Был осуждён на 3 года исправительно-трудовых лагерей. Находился в тюрьме города Белёва, затем в Тульской тюрьме, Таганской тюрьме Москвы. 14 сентября 1923 вместе с братом отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения. В 1926 году принимал участие в составлении «Соловецкого послания» — обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов. В лагере тяжело заболел — у него открылся туберкулёз. В 1926 году был освобождён и вернулся в Белёв. В конце 1926 года вновь арестован, находился в тюрьме полтора месяца, в 1927 года — два месяца. Совершал тайные монашеские постриги, поощрял создание «подпольных монастырей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Sadkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010