Когда я вернулся после первого учебного года на лето домой, моя мать сказала мне: «Едем к старцу!» С этого лета и до кончины старца Амвросия я побывал в Оптиной Пустыни раз пять. Эти поездки с матерью я очень любил. Поля, луга, цветы, монастырская гостиница… все меня развлекало. Когда я приезжал к о. Амвросию девятилетним мальчиком, старец со мной шутил: поставит на колени и, бывало, скажет: «Ну, рассказывай грехи». Меня это смущало. А когда я стал постарше, старец Амвросий сам меня исповедовал. Лишь эти светлые воспоминания и освещают школьный период моей жизни. Я окончил духовное училище в 1882 году первым учеником. Мне было 14 лет. 3. СЕМИНАРИЯ (1882–1888) По окончании Белёвского духовного училища я поступил в Тульскую семинарию. В ней я пробыл с 14 до 20 лет. Эти годы имели важное значение для моего духовного развития. Насколько условия семинарской жизни мне помогали или мешали, будет видно из последующего моего рассказа. Жили семинаристы по квартирам на окраинах города, в темных улочках, где грязи по колено (лишь стипендиаты, а поначалу я к ним не принадлежал, жили в интернате). Свободой они пользовались полной, но зачастую пользовались дурно: нередко обманывали начальство, прибегая ко всяким уловкам, чтобы не приходить на уроки, устраивали попойки, шумели, распевая песни… Петь мы все очень любили и умели петь удивительно. Церковные службы семинарский хор пел отлично, пел и в своей церкви, и по приходам. Мы много и охотно тратили время на спевки. Сочные, звучные семинарские басы приглашались в городе на свадьбы, дабы оглушительно прогреметь: «Жена да убоится мужа своего». Я пел средне: на правый клирос меня не пускали. Попойки, к сожалению, были явлением довольно распространенным, не только на вольных квартирах, но и в интернате. Пили по разному поводу: праздновение именин, счастливые события, добрые вести, просто какая-нибудь удача… были достаточным основанием, чтобы выпить. Старшие семинаристы устраивали попойку даже по случаю посвящения в стихарь (это называлось «омыть стихарь»). Вино губило многих. Сколько опустилось, спилось, потеряв из-за пагубной этой страсти охоту и способность учиться!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Начальство преследовало семинаристов за усы (разрешалось одно из двух: либо быть бритым, либо небритым, а усы без бороды не допускались), но каковы были наши умственные и душевные запросы и как складывалась судьба каждого из нас, этим никто не интересовался. Кормили нас хорошо, но не всегда досыта. Нашей мечтой был обычно кусок мяса, так малы были его порции, так жадно мы делили кусочки отсутствующего ученика. Белый (пшеничный) хлеб был лакомством. Сочетание всех этих условий семинарской жизни обрекало молодежь на тяжкое испытание: мы обладали свободой при полном неумении ею пользоваться. Многие, особенно в начале семинарского курса, в возрасте 14–17 лет, вынести этого не могли и погибали. Из 15 человек, окончивших курс Белёвского училища, до 6-го (выпускного. – В.Ф.) класса семинарии дошли только 3 ученика. Кто отстал, кто выскочил из семинарии, кто опустился, забросил учение и уже не мог выкарабкаться из трясины «двоек». Жизнь была серенькая. Из казенной учебы ничего возвышающего душу семинаристы не выносили. От учителей дружеской помощи ожидать было нечего. Юноши нравственно покрепче, поустойчивей, шли ощупью, цепляясь за что попало, и, как умели, удовлетворяли свои идеалистические запросы. Отсутствие стеснений при благоприятных душевных данных развивало инициативу, закаляло, вырабатывало ту внутреннюю стойкость, которую не достичь ни муштрой, ни дисциплиной, но для многих свобода оборачивалась пагубой. При таких условиях ни для кого семинария «alma mater» быть не могла Кто кончал, – отрясал ее прах Грустно вспомнить, что один мой товарищ студент-медик Томского университета, через год по окончании семинарии приехал в Тулу и, встретившись со своими товарищами, сказал: «Пойдем в семинарию поплевать на все ее четыре угла!». Такова была семинария, в которую я попал. Первые годы были для меня какие-то пустые. Жил я жизнью глупой, пошлой, рассеянной в соответствии с бытом и нравами, которые царили вокруг меня. Я рвался на полный простор и поначалу, как и многие мои товарищи, плохо использовал свою свободу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А каков Т... Ф... против Даскалова 501 в «Московских Ведомостях»! Вот истинное поповство. Досадно и смешно. Не знаете ли, можно ли отвечать? Разумеется, мы не можем за недостатком данных; но Даскалов мог бы. Только надобно его направить. Думаю, однако, что отвечать не позволят. Статья в высшей степени оскорбительна для Болгар и произведёт по всей вероятности дурное действие. Греки спасибо не скажут, а Болгары ещё более отшатнутся. Прощайте, любезный Иван Сергеевич. Я говею и читаю Шеллинга и Гогоцкого 502 . Батюшке и Константину Сергеевичу мой поклон. Ваш А. Хомяков. 5 Любезный Иван Сергеевич! Во время моей поездки в Донков пришли два пакета на имя А.Ф. Гильфердинга; их туда послали, а я уже выехал обратно. Так гуляли они немало. Теперь, по возврате в Богучарово этих писем, спешу отправить их к вам, потому что не знаю, куда их адресовать; а если Гильфердинга и нет в Москве, вы, по крайней мере, знаете наверное где он. Я прискакал из Донкова в Тулу к выборам 503 по чувству долга и не жалею. Общая физиономия собрания была лучше, чем ожидали. В первый день встреча мне была свирепа до комизма; во второй придрались к тому, что я во фраке и потребовали моего удаления; я возвратился в чужом мундире. В последний день у меня же спрашивали совета те, которые сначала хотели меня повесить. В уезде нашем выбраны негодные депутаты, в том числе Коптев, брат воспетого; за то в Белёве Елагин, б. Черкасов и Павлов, брат Верейского. Вообще итог депутатов очень сносен, хотя есть и большие негодяи и много плантаторов. Большинство сомнительно. От правительства князь Черкасский и Самарин 504 . Черкасский приобрёл доброе мнение почти всех и привёл в истинное благоговение Д.Н. Свербеева ловкостью своего поведения. Пять дней собрания подвинули дело эмансипации на основании собственности части земли для крестьян весьма значительно. Теперь вопрос, что будет в Комитете. 6. 6 Сентября. (1859) Скажите братцу, что его статья о Белёвской В. 505 превосходная, и что он вопрос поставил в совершенно новом виде. Ещё одно нужно, что в ней нет: именно историческое движение и показание последовательных перемен. Потом вот моё замечание: разница бежал и сошёл не значит ли с согласия или без согласия помещика? Дело тогда принимает ещё другой вид. Благодарю Константина Сергеевича за эту статью и за письмо, на которое переезды помешали мне отвечать. Разногласия у нас нет ни в чём, и с его оговорками насчёт моей статьи об Иванове я вполне согласен. Сам не пишу ничего, но крепко собираюсь на философскую статью. Нам нужно всё идти вглубь, но это тяжкая работа. Как-то справлюсь! Прощайте покуда. Сейчас опять еду в Донков дней на десять, а погода и дорога отвратительны. Скажите, пожалуйста, моё почтение батюшке, матушке и всем вашим. Ваш А. Хомяков. 7. 1859 г. 17 июля. Боучарово

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

По окончании срока заключения, в 1926 году епископ Игнатий вернулся на Белёвскую кафедру, и к нему сразу же явились обновленцы — выяснить его к ним отношение. Епископ отказался что-либо с ними обсуждать, заявив, что не желает беседовать с неправославными. 2 июля 1929 года начальник 6-го секретного отдела ОГПУ Тучков распорядился, чтобы сотрудники Тульского ОГПУ расследовали деятельность епископа Игнатия. 13 ноября против него было начато дело. Владыку обвинили в том, что он 4 февраля собрал после службы в Георгиевской церкви «нелегальное собрание» духовенства из семнадцати священников, где обсуждались вопросы о притес­нении духовенства советской властью, невыдаче духовенству продуктов, недопущении детей духовенства к обучению в школах. 26 декабря 1929 года епископ Игнатий был арестован. Через день следователь допросил его. Отвечая на предъявляемые ему обвинения, владыка сказал: «Виновным себя не признаю». 2 июля 1930 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Игнатия к трем годам заключения в концлагерь, и он был отправлен в Усть-Вымьский лагерь под Котласом.  Летом 1932 года епископ был освобожден. В начале 1933 года он встретился с замес­тителем Местоблюстителя митрополитом Сергием, и тот назначил его епископом Скопинским, викарием Рязанской епархии. 3 февраля 1936 года епископ Игнатий и с ним некоторые священнослужители и миряне города Скопина были арестованы и заключены в Бутырскую тюрьму в Москве. Допросы продолжались в течение месяца. Владыку обвинили в создании контрреволюционной организации из духовенства и мирян Скопинского района, а также в том, что он намеренно определял на священнические места священнослужителей, освободившихся из лагерей. — Приведите факты антисоветских разговоров со стороны обращавшихся к вам, как к епископу, подведомственных вам священников и монахов, — потребовал от него следователь. — Со стороны приходивших ко мне по делам священников и монахов никаких антисоветских разговоров в моем присутствии не было, — ответил епископ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

М.Ф. Бурцев очень любил историю, он по праву является первым исследователем доисторических древностей г. Белёва. Получив в 1888 году от Императорского Московского Археологического Общества вопросные пункты, отец Михаил приступил к собиранию доисторических памятников родной старины. В период с 1889 по 1895 годы он успел собрать в одном только городе Белёве до 1500 каменных орудий. Всего его уникальная коллекция достигала 5000 экземпляров. Многие свои находки он посылал в дар музеям и научным обществам. Отец Михаил распространял свои поиски и на соседние с Белёвом территории, на реки Малая Вырка и Лютимка, а также на р. Оку в окрестностях дд. Боровна, Жабынь и Береговая. В этих местностях им было собрано ещё 3500 предметов каменного века. В 1890 году отец Михаил подарил Московскому Археологическому Обществу до 800 каменных орудий. Этот материал стал основой более поздней экспозиции «Белёвская неолитическая культура» в ГИМе. Этот же материал стал решающим для археологического исследования реки Оки в Белёвском уезде, и Московское Археологическое Общество в 1895 году направило в уезд археолога В.А. Городцова М.Ф. Бурцев собрал многочисленную уникальную археологическую коллекцию предметов каменного века. Многие находки он посылал в дар музеям и научным обществам. Это стало основой гипотезы М.Ф. Бурцева о существовании на территории г. Белева поселения эпохи неолита. Историческое разыскание М.Ф. Бурцева показывали уровень провинциального самосознания во второй половине XIX – нач. XX вв. Михаил Фёдорович привлекал для своих поисков школьников. Исследуя крутые берега и осыпи р. Оки в Белёве, отец Михаил лазил по ним вместе с детьми. Прогуливающиеся по бульвару граждане города с удивлением наблюдали эту необычную картину; «должно быть батюшка воскресенский с ума сошёл», переговаривались они между собой так громко, чтобы отец Михаил мог их слышать. В конце XIX века Михаил Фёдорович дарит тульской Палате древностей 40 каменных орудий, осколки керамической посуды различных археологических культур и эпох, найденные им в окрестностях г. Белёва.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/

С 1 янв. 1892 г. по ходатайству действительного члена об-ва гос. контролера Т. И. Филиппова для об-ва ежегодно выделялось пособие в размере 1,2 тыс. р. из Гос. казначейства. В 1910 г. об-во получило право льготной пересылки книг по почте. С 1911 г. ежегодная субсидия увеличилась с 1,2 до 3 тыс. р. Деятельность Осенью 1870 г. об-во обратилось к общественным организациям, а также к земским управам с предложением оказать содействие в распространении Свящ. Писания. Из 369 губернских и уездных управ на призыв откликнулось 13, в т. ч. С.-Петербургская, Орловская, Тульская управы; были открыты склады для хранения изданий общества в Орловской, Ростовской, Моршанской, Петрозаводской, Белёвской, Весьегонской, Клинской, Даниловской, Галичской, Ирбитской, Касимовской, Кременчугской управах (Там же, 2-й. 1871. С. 11-13). В 1872 г. деятельность об-ва охватывала 48 губерний. В 1873 г. распространили 66 162 книги в 154 учреждениях 126 местностей России, на территории городов Верхотурье, Енисейск, Кяхта, Усть-Каменогорск, Омск, Нов. Узень, Астрахань, Тифлис, Бахчисарай, Одесса, Кишинёв, Варшава, Ревель, Гельсингфорс, Вологда. Об-во снабжало книгами сельские школы, больницы, места заключения, учебные заведения, земские управы, церковные братства и попечительства, воинские части, архиерейские дома и обители, в частности Соловецкий, Валаамский, неск. курских и другие монастыри. После 1905 г. в списке учреждений, куда об-во высылало книги, встречаются Национальное Библейское об-во Шотландии (117 873 экз.), Евангельский союз в Лондоне (4400 экз.), Российский Евангельский союз (8973 экз.), Миссия для раздачи Свящ. Писания (11 070 экз.). Об-во имело отд-ние и склад в Москве (действовали в 1872-1904). Благодаря московскому члену об-ва, прокурору Московской синодальной палаты А. Н. Потёмкину, с 1876 г. обществу было разрешено ставить палатки около храмов или мон-рей в периоды большого стечения народа; настоятелей церквей и обителей призывали оказывать содействие разносчикам книг. Склады общества находились также в Смоленске, Н. Новгороде и др. городах.

http://pravenc.ru/text/2578097.html

Главный редактор православного СМИ должен ставить перед собой по-хорошему амбициозную задачу — сделать собственное СМИ по-настоящему массовым и выйти на широкую аудиторию. Работать на тех, кто уже в церковной ограде, также очень важно — мы нуждаемся в профессиональной внутрицерковной коммуникации. Кстати, отсутствие профессионализма в среде церковной коммуникации и порождает некоторые проблемы, некую вялость и неспособность нашей журналистики реагировать на проблемы и вызовы, которые сегодня обращаются к Церкви. Поэтому одна из задач церковной журналистики и представителей пресс-служб на всех уровнях заключается в том, чтобы участвовать в формировании общего информационного пространства, обеспечивая высокий уровень внутрицерковной коммуникации и координации действий. Но нужно помнить также, что сегодня в слове нуждаются все наши соотечественники, в какой бы стране они ни жили, — люди светские, маловоцерковленные, сомневающиеся и вообще неверующие. Когда мы произносим свое слово публично, мы всегда должны понимать, что нас слышат и люди вовсе не церковные, и это слово не должно формировать искаженное, неправильное представление о нашей вере, о нашей надежде, о нашем уповании и о нашей миссии. Сегодня в этом зале присутствуют представители пресс-служб новых епархий — тех, которые были созданы Синодом нашей Церкви в 2011-2012 гг. Сегодня большинство архиереев исходит из того, что информационная работа, деятельность епархиальной пресс-службы — это не дополнение к основным послушаниям, но предпосылка успеха церковной миссии в регионе. Если кто-то думает иначе, то последствия таких ошибочных суждений становятся незамедлительно известны, так как приносят негативные результаты. В связи с этим хочу с удовлетворением отметить, что ряд новообразованных епархий принял активное участие в конкурсе епархиальных пресс-служб, итоги которого будут сегодня подведены. Не знаю, какое решение приняло жюри, но я хотел бы просто отметить замечательный факт участия в этом конкурсе целого ряда вновь образованных епархий. Я хотел бы поименно назвать эти епархии: это Белёвская епархия Тульской митрополии, это Балашовская и Покровская епархии Саратовской митрополии, это Валуйская епархия Белгородской митрополии, Волгодонская епархия Ростовской митрополии, Каинская епархия Новосибирской митрополии и Канская епархия Красноярской митрополии. Представителей этих пресс-служб я хотел бы сердечно поблагодарить за участие в конкурсе и за ту работу, которую вы так активно начали, несмотря на то, что сами епархии были созданы сравнительно недавно.

http://patriarchia.ru/db/text/2560589.ht...

– Не говорил ли он вам в то время, что антихрист уже родился? – Так определенно он, помнится, не высказывался, но прикровенно о близости его явления он говаривал часто. В Белёвском женском монастыре у отца Анатолия было немало духовных дочек. Одной из них, жившей с матерью-монахинею, он говорил: «Мать-то твоя не доживет, а ты доживешь до самого антихриста». Мать теперь умерла, а дочка все еще живет, хоть ей теперь уже под восемьдесят лет. – Неужели же, батюшка, так близка развязка? Отец Нектарий улыбнулся и из серьезного тона сразу перешел на шутливый: – Это вы, – ответил он смеясь, – в какой-нибудь из своих ста книг прочтите. И с этими словами отец Нектарий разговор перевел на какую-то обыденную, житейскую тему». Утром 7 июня Нилус и его супруга были на исповеди у отца Варсонофия. Потом Нилус встречался с архимандритом Ксенофонтом, причем постигло его какое-то искушение, взволновавшее его, но, как писал он, «смирился я, как ни было это моему мирскому самолюбию трудно. Выло это искушение за поздней обедней... А дома – новое искушение: вхожу на подъезд, смотрю – а на свеженаписанном небе моего этюда масляными красками кто-то углем крупными буквами во все небо написал по- французски La пиее (туча). Я сразу догадался, что виновником этого озорства не мог быть никто другой, кроме нашего друга отца Нектария, – это так было похоже на склонность его к некоторому как бы юродству, под которым для меня часто скрывались назидательные уроки той или другой христианской добродетели. Это он, несомненно он, прозревший появление тучки на моем духовном небе, он, мой дорогой батюшка, любящий иногда, к общему изумлению, вставить в речь свою неожиданное французское слово!.. Заглянул я на нашу террасу, а он, любимец наш, сидит себе в уголку и благодушно посмеивается, выжидая, что выйдет из этой шутки. – Ах, батюшка, батюшка! – смеюсь я вместе с ним. – Ну и проказник. А «проказник» встал, подошел к этюду, смахнул рукавом своего подрясника надпись и с улыбкой объявил: – Видите – ничего не осталось!

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Optin...

Инспектор был светский человек, помещик, и часто уезжал в свою усадьбу. За ним приезжал кабриолет. Стоило нам издали его экипаж приметить (последние годы я был стипендиатом и жил в интернате), — и мы ликовали: сейчас уедет! К нам он относился тоже формально, не шел дальше наблюдений за внешней дисциплиной; живого, искреннего слова у него для нас не находилось. Начальство преследовало семинаристов за усы (разрешалось одно из двух: либо быть бритым, либо небритым, а усы без бороды не допускались), но каковы были наши умственные и душевные запросы и как складывалась судьба каждого из нас, этим никто не интересовался. Кормили нас хорошо, но не всегда досыта. Нашей мечтой был обычно кусок мяса, так малы были его порции, так жадно мы делили кусочек отсутствующего ученика. Белый (пшеничный) хлеб был лакомством. Сочетание всех этих условий семинарской жизни обрекало молодежь на тяжкое испытание: мы обладали свободой при полном неумении ею пользоваться. Многие, особенно в начале семинарского курса, в возрасте 14–17 лет, вынести этого не могли и погибали. Из 15 человек, окончивших курс Белёвского училища, до 6-го класса семинарии дошло только 3 ученика. Кто отстал, кто выскочил из семинарии, кто опустился, забросил учение и уже не мог выкарабкаться из трясины «двоек». Жизнь была серенькая. Из казенной учебы ничего возвышающего душу семинаристы не выносили. От учителей дружеской помощи ожидать было нечего. Юноши нравственно покрепче, поустойчивей, шли ощупью, цепляясь за что попало, и, как умели, удовлетворяли свои идеалистические запросы. Отсутствие стеснений при благоприятных душевных данных развивало инициативу, закаляло, вырабатывало ту внутреннюю стойкость, которую не достичь ни муштрой, ни дисциплиной, но для многих свобода оборачивалась пагубой. При таких условиях ни для кого семинария «alma mater» быть не могла. Кто кончал, — отрясал ее прах. Грустно вспомнить, что один мой товарищ, студент-медик Томского университета, через год по окончании семинарии приехал в Тулу и, встретившись со своими товарищами, сказал: «Пойдем в семинарию поплевать на все ее четыре угла!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

байрёйтцы (СГЖСССР, Швеция) бакланьё (СРВЖ) и (СГУЯК) бактрозаврёнок балаёнок (СГУЯК) балаёночек (СГУЯК) баландёр (БСРЖ) балансёр (акробат) балансёрка балдёж (СРСЮЮ) балдёжник (СРСЮЮ) балдёжничать (СРСЮЮ) балдёжный (СРСЮЮ) балдёха (БСРЖ) балёжа (БСРЖ) балёк (БСРЖ) балёха (БСРЖ) банкомёт банкомётный барёха барёшка барёшница барсёнок барсучёнок бАртерно-чёрный (НВРЛ) басёк (БСРЖ) бастлёк (СГУЯК) баталё батёчек (СГУЯК) батожьё, батожьём бахчёвый (РСЯР) башлёвый (вульг.) бегемотёнок бегемотёночек беготнёй [беготня] бедёнковец (В.Ч.) бедёнковцы (В.Ч.) бедёрко (СГУЯК) бедётчатый (РСЯР) безбуквиё (НВМ) безбуквыё (НВМ) безверетённый безгнёздный и безгнёздый безгрёзье (Иг. Сев.) бездУшно-казённый (НВРЛ) безенёнок (СГУЯК) безъёшная, -ный (газета, текст) (В.Ч.) беззалёжная служба (РСЯР) беззахлёба беззачётность (Даль) беззачётный (Даль) беззвёздный безлёгочный безколёсный (РСЯР) безкормёжный промысел (РСЯР) безмёздрый (Даль) безнадёга безнадёжность и безнадежность безнадёжный и безнадежный безнадёжье гололёдица безножит скотину (РСЯР) безодёжить (РСЯР) безодёжный безотёмный безотъёмный (РСЯР) безотчётность безотчётный безрасчётный безрасчётливый безуёмный (Даль) и (СГУЯК) безупречный (хотя упрёк ) безъёмкостный безъённый (Даль) безъёстихотвореньё (ВЧ) безызъёмный безымённость безыскажённый безымённый (без имени) и (устар.) безымЕнный; не смешивать с безымЯнный (палец) безыскажённый безъённый (Даль) безъёстихотвореньё (ВЧ) бейбёнок бейбёночек белёвец (СГЖСССР) белёвка (СГУЯК) белёвский белёвцы (СГЖСССР) белённый, белён (прич.) белёный (прилаг.) белёк (Даль) белёсо-голубой белёсость белёсо-чёрное белёсый (но есть и белесый) белёхонький белёшенький белёшка (СГУЯК) белое-чёрное беложёлтый (СГУЯК) белозёр, но и белозе’рец белозёрный (с белым зерном) белозёры бело-золотисто-чёрный (НВРЛ) белопёрый белошёрстный и белошёрстый белощёкой белым-белёхонький белым-белёшенький бельё, бельём бельфлёр бельфлёр-китайка бережёный бережёт(ся) [бере’чь(ся)] берЕзник берёвка (СГУЯК) берёг(ся) [беречь(ся)]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/u...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010