И меня заинтересовали ее слова. Тогда книг его еще не было, они практически не выпускались, и я решил съездить в Псково-Печерский монастырь, попросил у настоятеля нашего монастыря благословения, сел на поезд и поехал. Как-то быстро я доехал до этого монастыря, пришел, поднялся на второй этаж, где, как мне сказали, находилась его келья. Постучался. Выходит женщина, которая мне сказала: «Вы знаете, он далеко не всех принимает, и вас он тоже не примет, подождите до вечера» Я пошел в храм, помолился, вечером прихожу, она открывает дверь: «Проходите, он вас примет». Тогда я не знал, что человек, который в первый раз приезжал в монастырь и с первого же раза получал доступ к отцу Иоанну – это была страшная редкость. Я тогда, правда, этого не знал. И вот, я вхожу, меня проводят в маленькую чистенькую комнатку, там большая кровать стоит, иконостас, диванчик, столик с разными баночками-скляночками и много-много книг. Вот я зашел в эту комнатку, он находился, видимо, в соседней, не знаю. Меня попросили присесть на диванчик. Я сижу, жду. И вдруг заходит такой небольшой старичок в белом подрясничке, сам весь такой белый-белый с белыми волосами, с белой бородой, весь такой благообразный, светлый, чистенький. Не глядя на меня, прошел мимо, подошел к иконостасу и стал читать молитву, я встал рядом с ним и он помолился, помолился Псково-Печерским святым, помолился моим Виленским святым – мученикам Антонию и Евстафию – покровителям нашего монастыря в Вильнюсе. Он знал эту молитву, ну и после того как он помолился, призвал благодать Духа Святого на нашу беседу, и вот усадил меня на диван. Дальше началось что-то для меня невероятное. Он взял маленький пузыречек, кисточку – в этом пузыречке было миро святое, и помазал меня. А тогда это было большой редкостью, из Иерусалима миро, сейчас его привозят, а тогда-то это редкость была большая. Он помазал мне чело, глаза, уста, уши, руки, то есть все чувства освятил, а затем взял большую чашу со святой водой, и сказал: «Ну, во имя Отца и Сына и Святого Духа.

http://pravoslavie.ru/38285.html

Однако из «Лавсаика» ясно, что, хотя пожертвования и могли быть весьма дорогими, они носили крайне нерегулярный характер. Уже упомянутая нами Мелания принесла авве Памво 300 литр серебра, т. е. около 100 кг (cap. 10). Один из сыновей купца «спанодрома» (cap. 14), прежде чем стать подвижником, раздал все свое наследство «аскитириям», церквям и заключенным 495 . Благородная девица из Фессалоники (cap. 18) приносит преп. Макарию Александрийскому обильные дары 496 в благодарность за свое чудесное исцеление. В 58-й главе Палладий сообщает, что Мелания Младшая принесла арсиноитской братии 500 номисм, в 61-ой главе – о том, что она же пожертвовала на монастыри Египта и Фиваиды 10 000 номисм. В то же время мы находим сведения, что пожертвованиями могли быть и простые дары: например, сушеные фрукты (τραγματα) (cap. 25) и т. д. То, что приношения могли делать и люди из низших сословий, доказывает случай с преемником преп. Макария Египетского пресвитером Иоанном, который присваивал себе имущество бедняков (cap. 17) 497 . Но столь фрагментарные сведения не позволяют сделать вывод о сильном влиянии различных «карпофорий» на экономику монастырей. К тому же нельзя игнорировать сообщения Палладия о монахах Нитрийской горы, которые пекут хлеб не только для себя, но и для 600 отшельников «дальней пустыни» (cap. VII), или о монахах панопольского монастыря, которые, как мы уже упоминали, отдают излишки (cap. 32), что ясно свидетельствует о полной рентабельности, по крайней мере, некоторых монастырских хозяйств. Интересный материал по этому вопросу содержится в гомилии Шенуте «О нашествиях эфиопов» 498 . Во время одного из разорительных нашествий блеммиев Белый монастырь принял на себя довольно значительные расходы по размещению, уходу и питанию окрестного населения, пострадавшего от набега, а также по захоронению погибших и выкупу пленных. При этом Шенуте говорит, что монахи монастыря живут работой своих рук. Следовательно, Белый Монастырь во времена Шенуте представлял собой также удачный пример вполне рентабельного хозяйства.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

По материалам изданий: Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: Ч. 3/Отв. ред. Г.К. Смирнов. - М.: " Индрик " , 2013. Ступкин Е.И. Встал монастырек ново... Из истории вышневолоцких монастырей. - Вышний Волочёк: Ванчакова линия, 2009. http://hram-tver.ru/vyshvolok.html Белый Омут (Подмонастырская слобода, Столбище). Часовня в трапезной Николо-Столобенской пустыни. В настоящее время в бывшем монастыре проводятся ремонтные работы, ведущиеся, правда, хозспособом, с довольно туманными перспективами, отремонтирована трапезная, где устроена небольшая часовня. По материалам сайта Тверские своды Монастырь св. Николая на столпе, в десяти верстах от Вышнего Волочка, на р. Тверце. Монастырь, сложившийся в основном в период позднего классицизма, органично включает в свой комплекс церковь в русско-византийском стиле. Пустынь расположена на левом берегу реки Тверца. Предание связывает возникновение обители с Иваном Грозным, но документально это не подтверждено. Наиболее ранними из сохранившихся кирпичных построек являются надвратная колокольня конца XVIII - начала XIX в., а также братский и настоятельский корпуса, выстроенные в первой половине XIX в. Кирпичная ограда по периметру прямоугольной в плане территории с четырьмя угловыми башнями, возможно, также относится к первой половине XIX в., но завершения башен переделывались во второй половине этого столетия (ограда и башни полностью разрушены). В 1878 г. на средства вышневолоцкой купчихи А.Н. Жабинской с северной стороны надвратной колокольни была построена теплая Никольскаяи церковь, а с южной - трапезная. В 1890 г. в центральной части монастыря возвели каменный холодный Покровский собор (не сохранился). Во второй половине XIX в. за монастырской оградой сооружены хозяйственные постройки (не сохранились). В существующем архитектурном комплексе наиболее эффектно выглядит западный фронт застройки, обращённый к Тверце, с надвратной колокольней, Никольской церковью и трапезной. Южную линию застройки вдоль бывшей ограды составляют настоятельский и братский корпуса.

http://sobory.ru/article/?object=35945

Игумен Савватий В окно небольшой монастырской кельи стучали редкие капли – шел неторопливый летний дождь. Неспешные синие сумерки опускались на Митейную гору. Окончилась вечерняя служба, но в храме горел теплый желтый огонек – читали Псалтирь . Монастырь казался пустынным из-за дождя, да и день был будний, а паломники большей частью наезжали по выходным. Отец Савватий помолился и в редкую минуту отдыха взял в руки книгу, но чтение не шло. В голове крутились какие-то дневные заботы, воспоминания. Сегодня во время беседы с мальчишками, гостившими в монастыре, один из них, Санька, спросил: – Отец Савватий, а почему вы стали монахом? Наверное, Санька думал, что вопрос этот очень простой и ответить на него тоже легко и просто – в двух словах. А отец Савватий в двух словах не мог. Действительно, почему он стал монахом? Он задумался. Вырос в 1960-е, когда молодые особенно в Бога не верили, в храмы не ходили. Что он может рассказать этим славным ребятам, и смогут ли они понять его? В монастыре Рассказать про самое раннее детство? Это покажется им сказкой. Но это была не сказка – реальные воспоминания. Сколько жил – помнил, как к нему, младенцу, приходил кто-то белый-белый, светлый-светлый. Ангел? И с ним рядом было так тепло, так хорошо… Камушки драгоценные переливались, светились… Младенец тянул ручонки – и ему давали эти камушки, он хорошо помнил, как играл ими, перебирал в руках. И потом, став взрослым, бережно хранил в памяти это состояние неотмирного блаженства: яркий свет, тепло, забота. Теплые руки Божии, которые носят тебя и сохраняют. Когда ему было лет шесть, отец принес с охоты зайчонка-подранка. Зайчик поправился. Это был совершенно замечательный заяц с нежной шелковистой и блестящей шерстью, трепетными ушками и влажным черным носом. Обычно зайцы не приручаются, но этот удивительный зверек вырос рядом с человеком, стал ручным и играл с Сережей, как котенок. Встревожившись, он щелкал зубами, перестукивал лапами, словно бил в барабан. Любил, когда его гладят. Когда животные живут рядом с человеком, они учатся понимать его и общаться с ним.

http://pravoslavie.ru/94808.html

Кирилл Игумен Архангельский. Иоанн протопоп Рождественский. За неимением Секретаря канцелярист. Алексей Оборин. Канцелярист Андрей Рожнов. Опись монастыря 1771 года 1771 года июля 27 дня книга описная города Суздаля Ризположенского девичьего монастыря церковному и монастырскому имению, что ныне на лицо имеется святых образов и святых сосудов и книг ризницы и прочих церковных вещей, которое описано оного монастыря игуменьею Евфросиниею да казначею монахинею Александрою с сёстрами, а что чего имеется, то значит ниже сего. В настоящей большой холодной церкви положения ризы Пресвятой Богородицы: в алтаре, за престолом животворящий крест большой писан на красках глаткой; на стене животворящий крест устроен в цке с мощами, на престоле одеяние штоф по малиновой земле, по нему золотые травы и разных шелков, крест мишурной белый, пуговицы медные. На нём два покрова: Первый объяринный алый по нему травы золотые с шёлком, обложено белою объярью, крест гасу мишурного белый. Другой бархата вишнёвого, подле него бархат зелёный, обложено тафтою белою, по нему крест лентовый. На престоле два креста серебряные чеканные, в том числе один до подножия обнизан жемчугом, оные вызолочены. Два сосуда серебряные, при них дискосы, блюдца и две звезды, две лжицы и два копия, в том числе, потир один, звезда с финифтью с расписанием на них страстей христовых с накладкою серебряною прорезною и блюдца вызолочены ж. Евангелие большее мерой в три четверти аршина, евангелисты серебряные чеканные вызолочены, доска верхняя серебряная вызолочена, пять исподников да две застёжки серебряные, у закладки крест низан жемчугом, в том кресте три камешка, в том числе два красных, третий зелёный. Евангелие в три четверти без вершка, средник и евангелисты вызолочены, пять исподников серебряных, две застёжки серебряные с изображением апостолов, обложено малиновым бархатом. Евангелие в пол аршина, средник и евангелисты серебряные вызолочены басенные, застёжки медные, в трипе синем ковчег серебряный золочёный. На жертвеннике одеяние камки красной, на нём крест с сеткой мишурной.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Georgi...

Мне хочется еще указать некоторые соотношения, вообще не приходившие, или немногим приходившие на ум. Длинная скорбь, в самой вершине заключается неземной радостью - вот Христианство. Черный цвет в самой его маковке вдруг переходит в белый. Христианство определенным образом и неоспоримо учит, что вся жизнь есть грех, анти-божественное, грех и смерть: а вот после смерти - белое сияние, вечная жизнь, зрение Бога... Монастырь со светлой в нем живописью, жизнерадостной - только один из параллельных лучей, идущих в этом направлении. Но вот и еще: все монашество - в черных мантиях и клобуках (ночь) без единой в одежде белой, или серой, или цветной полоски, но тот, в ком венчается монашество и завершается вся сплошь черная иерархия Церкви, надевает на голову чистый белый клобук, при остальных одеждах еще черных (одеяние митрополита). Каким инстинктом произошло это устроение одежд? Преднамеренной мысли тут никто не вкладывал. А вышло так, что мысль ясно прочиталась даже в одеждах. Идет клинок, но он имеет лезвие. Весь клинок Христианства черный, но лезвие белое. И так повсюду от живописи до одежд, от деления духовенства на черное и белое, до дневных и ночных служб, до разделения всего времени христианского на черные посты, увенчанные торжеством Пасхи, Рождества, Успения. Это не догмат. Где такой догмат? Но это гораздо более догмата, ибо пронизывает всю ткань Христианства, от основания до вершины и составляет самую душу его... Спорящие против монашества никак не хотят понять, что они в тоже время спорят и против Христианства, объективнее - прямо против Христа. Если " торжество Христианства " сливается с прехождением лица мира, то пока он все-таки стоит, этот несносный мир, и мы привязаны к нему, мы все в праве говорить: " мир еще не прешел и мы язычники " . Монастырю в свою очередь на это нечего ответить, сжав губы, негодующе, презрительно он скажет: " пройдет, испепелится " . Трудно постигнуть, кто выживет и одолеет - в судьбах истории и мира - лик ли Христов с его испепеляющей красотой, покоряющей всякое сердце, покорившей языческий мир, или - столп земли с его тяготами, с механикой и геометрией, теоремы которой никак тоже не " испепеляются " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Комплексные исследования профессора Падуанской Академии Джулио Фанти, проведенные в 2013 г., были направлены на то, чтобы подтвердить или опровергнуть данные радиоуглеродного анализа 80х. Вот что сообщается об этих исследованиях: «В исследованиях применялись методы инфракрасной и рамановской спектроскопии, а также химического и многопараметрического механического анализа. Все эти анализы проводились на образцах оригинальной Плащаницы после определения относительной шкалы с помощью ряда образцов, восходящих к периоду от 3000 года до нашей эры и по наши дни. По его данным вероятным возрастом Плащаницы — с вероятностью 95 процентов — является 33 г. до н. э., плюс-минус 250 лет — то есть практически охватывает эпоху, в которую жил Иисус Христос». В древней мозарабской литургии, восходящей, по преданию, к святому апостолу Иакову, брату Господню, говорится: «Петр и Иоанн поспешили вместе ко гробу и увидели на пеленах ясные следы, оставленные Тем, Кто умер и воскрес». Журнал «Химия и жизнь» с красноватым изображением Лика на Плащанице я помню. Спрашивала: «Мама, кто это?». Мама, инженер-химик, отвечала несколько смущенно: «Наташа, это Бог». Бог, распятый и поруганный людьми, но воскресший. И вот Его изображение. Так я впервые встретилась с Плащаницей… Сретенский монастырь — тоже, как и собор в Турине, белый-белый. Когда впервые увидела там стеклянную витрину с изображением Плащаницы, с подсветкой — изумилась. Вот новое православие, моно и стерео. Но фосфорические оттенки стекла и красок не могли полностью уничтожить достоверности пятен — я будто бы их узнала. И с тех пор, как прихожу в Сретенский, иду к этой витрине с изображением Плащаницы и прикладываюсь к ней. О рождественской ели Есть вещи, которые чуть-чуть — и станут святынями. Моя знакомая трогательно называет такие «немножко освященными». Изобилие икон, журналов, масел несколько смещает оптику — начинаешь привязываться к вещам. Глаза разбегаются, и восприятие притупляется. Помню, как радовалась, как девчонка, когда впервые увидела на Афонском подворье пакетик с пластиковым крестом и высохшим листочком от оливы, растущей в Свято-Пантелеимоновом монастыре. То была не просто человеческая радость, как, скажем, от подаренного украшения. А нечто совсем другое. Крест цел (сколько я их потом передарила!), листок тоже.

http://azbyka.ru/fiction/okean-very-rass...

11 апр. 1700 г. решением Синода и 30 мая того же года указом царя Петра I М. П. м. был приписан к Троице-Сергиеву мон-рю, к-рый назначал для управления обителью строителей. По наказу Большого дворца 11 мая того же года в М. П. м. прибыли подьячий В. Абросимов с троицким иером. Исаией (Даниловским) и со слугой Г. Приклонским. Они составили опись храмов, ризницы, б-ки и хозяйственных построек. Среди владений мон-ря упомянуты 3 мельницы на реках Пешноше, Сестре и Рогачёвке. В одном из помещений обнаружили 10 карабинов, 8 ружей, 4 пищали, 6 пистолетов, 2 сабли и 2 чугунные пушки на станках, оставшиеся, вероятно, после литов. нашествия. Монастырскую казну (1900 р.) запечатали и вывезли в Москву, оставив мон-рю 28 р. 19 алтын и 3 деньги. 26 февр. 1729 г. троицкие архим. Варлаам (Высоцкий), келарь мон. Иосиф (Бурцев) и казначей Нектарий (Титов) сообщили в Синод, что крестьяне М. П. м. «упрямством своим не платят денежный погодный оброк... уже два года» (ОДДС. Т. 8. 125. С. 120). Строитель (1730-1734) Август (Старков) безуспешно ходатайствовал о возвращении мон-рю самостоятельного статуса. В это время в обители, а также рядом с ней, в лесной пещере, подвизался постриженик Троице-Сергиевого монастыря блж. мон. Иона († кон. 1737), пользовавшийся уважением троицкого архим. Варлаама (Высоцкого) (в 1877 на месте подвигов мон. Ионы, в лесу, была устроена часовня). В 1732 г. в М. П. м., вероятно над погребением прп. Мефодия, была построена ц. во имя прп. Сергия Радонежского, в к-рой была поставлена рака. В описи, направленной в 1764 г. в Эконом-Коллегию, строитель Филимон сообщал: «...при раке его ж преподобнаго Мефодия посох деревянный черный, с железным копием» ( Калайдович. 1866. С. 15). В 1745 г. решением Собора Троице-Сергиевой лавры М. П. м. обязывался ежегодно отправлять на содержание Ново-Сергиевой Троицкой пуст. (см. Санкт-Петербургская Троице-Сергиева мужская пустынь ) хлебные запасы, муку, гречневую крупу, овес, горох и проч. К сер. XVIII в. обитель пришла в упадок, богослужения совершал белый свящ. Степан Васильев из с. Говейнова. Престарелый иером. Иосиф (Москвитин) доносил троицкому архимандриту: «Имеюсь я именованный при означенном монастыре в отправлении священно-церковного служения без чреды и без диакона, всего один». 23 авг. 1755 г. строитель Иннокентий (Григорович) писал в Троице-Сергиеву лавру, что богослужения в М. П. м. не совершаются (Там же. С. 50). Согласно исповедным ведомостям 1761 г., в мон-ре проживали престарелые строитель, иеромонах, иеродиакон, 2 монаха и белый священник.

http://pravenc.ru/text/2563092.html

Я не знаю, каков был мой сопутник. Он куда-то шел. Его подцепил на улице Карей отец Мина. Он смиренно ждал меня в прихожей конака, потом в тумане молчаливо вел и у врат белокаменного Андреевского скита, низко мне поклонившись, так же пропал в тумане, как вынырнул из него в Карее. Я же остался у ворот монастыря, подобие тому флорентийскому литератору , о котором говорит легенда, что пришел он раз в изгнании на заходе солнца со свитком первых песен «Ада» к монастырскому привратнику, постучал в дверь и на вопрос: чего надобно? – отвечал: мира. Андреевский скит Основной и главнейший вид монашеской жизни на Афоне – монастыри (общежительные и особножитные). Они стоят на собственной земле, принимают участие в управлении Афоном, посылая своих представителей в Протат. Меньшая, чем монастырь, община, возникшая на земле какого-либо монастыря и не имеющая представительства, называется скитом. Андреевский скит по количеству братии и по обширности (его собор новой стройки, если не ошибаюсь, самый большой на Афоне) вполне мог бы быть назван монастырем. Белокаменный храм, белый туман, стоявший на скитском дворе, окруженном четырехугольником тоже белевших зданий, белый и пышный жасмин, отягченный каплями влаги, – все слилось для меня в главное ощущение этого места: тишины, некой загадочности и белизны. Пройдя глубокие, как бы крепостные ворота, пересекли двор, сразу очутился я в соборе на вечерне. Сразу могучая внутренность храма, золото иконостаса, величие колонн и сводов, немногочисленные монахи и суровая прямота стасидий (высокие, узкие кресла с подлокотниками, где стоят монахи) – все взглянуло взором загадочного мира. Когда служба кончилась, высокий, очень худой и нестарый монах с игуменским посохом подошел ко мне, приветливо глядя карими, несколько чахоточными глазами, спросил, кто я и с какими целями. А затем, мягко улыбнувшись, повел в гостиницу, как говорят афонцы, – на «фондарик» (искажение греческого слова «архондарик»). Он слегка горбился, на высоте впалой груди опирался на свой жезл, был так прост и неторжествен, что только в гостинице я сообразил, что это и есть игумен. Он сдал меня веселому и чрезвычайно словоохотливому «фондаричному», осмотрел мою комнату, распорядился, чтобы меня накормили и вообще все устроили, и, скромно поклонившись, ушел.

http://azbyka.ru/fiction/reka-vremen-ot-...

В Китае находились, кроме боярских и купеческих домов, монастырские и Архиерейские подворья, осадные дворы, и Митрополичьи огороды, где потом построена Певческая слободка (Певчая). В XVI веке упоминаются в Китае улицы: Никольская, Ильинская, Варварская, с крестцами, им соименными, Богоявленская, Смоленская у церкви Воскресения Христова 86 , Псковская в Зарядье, где ныне Псковские переулки, Великая по берегу Москвы реки у Николы Мокрого. С построением Китая дальний посад (ныне Белый город), разделенный от него Неглинною, сделался ближним. По Занеглименью тогда уже находились дворы посадские и городские, слободы, улицы, житный ряд, житная площадка, и каменная церкви, как-то: С. Георгия на горке (на красной горке), Св. Иоанна Кущника у Пушечного двора, Св. Петра Чудотворца, Св. Леонтия Ростовского, Св. Димитрия, и другие, также монастыри, о коих упомянуто в предыдущем и в этом периоде. По берегу Неглинной были мельницы, а на том месте, где ныне Кузнецкий мост, стояла Кузнецкая слободка. От Боровицкого моста шла большая улица мимо Ваганькова (старого) и вышли к всполью Арбатскому; там была Сокольня у площади 87 , а на Ваганькове Псарня; другая улица Никитина от церкви С. Великомуч. Никиты, где в последствии устроен Никитский монастырь. Около этого-то обширного Посада, обнимавшего Кремник и Китай с западной и северо-восточной стороны, заложен в 1586 году, повелением Царя Феодора Иоанновича, Белый город, который наименован также Царевым и Иван-городом. 88 Строение его начато Тверскими воротами 89 . Строителем его был Русский зодчий Феодор Кононов. По свидетельству Никоновой летописи, Годунов «Москву яко некую невесту преизрядною лепотою украси, соорудил окрест ее великие каменные стены, и величества ради и красоты проименова Царь-град 90 ». Как Монголы называли Царем Белым, независимого, вольного: то и Московскому Царю со времени освобождения России от дани Монголо-Татарской придано было титло Белого, которое присвоено и пристроенному к Москве городу 91 , где находились слободы на белых и черных землях 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010